Архитекторы и архитектура Санкт-Петербурга 18 века. Санкт петербург в 18 веке


Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии. Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.

Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. Предполагалось что она будет защищать вход в Неву в случае войны. Но своих оборонительных функций крепость никогда не выполняла, практически сразу после строительства она стала использоваться как тюрьма для политзаключенных. Одним из самый известных узников крепости был царевич Алексей. В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.

С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную для европейской культовой архитектуры. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем (40м), по форме напоминающая “столпообразный” храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня собора, несомненно, самая большая удача архитектора. Трезини нашел необходимый для мощного простора Невы вертикальный акцент, выразил неудержимое и вместе с тем легкое устремление ввысь, которое уравновешивает однообразное плоское пространство. Архитектурная композиция колокольни в верхней части типична для “петровского барокко”: волюты, “сцепляющие” этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем. Петропавловский собор является усыпальницей российских императоров. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

Первые семь лет существования города составили “деревянный период” его истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском острове. Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».

Утвержденный в 1718 году, проект предусматривал что центром города станет Васильевский остров. Петр мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову. Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнения. В 1720–1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома приближенных Петра I. Сюда были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь расположился академический университет. В тот же период на Васильевский остров переехала Морская академия — впоследствии Морской корпус. Меншиковскую усадьбу занял Сухопутный шляхетный корпус.

Архитектором здания Двенадцати коллегий являлся Д. Трезини, при участии талантливого русского зодчего М. Г. Земцова. Здание отличается строгой геометрической правильностью плана, несмотря на двенадцать частей, связанных между собой  галереями.

Здание Двенадцати коллегий. Рисунок неизвестного художника XVIIIв. (сверху) и современный вид (снизу).

Петр не допускал никаких излишеств даже при строительстве дома, именно дома, а не дворца, для себя в Летнем саду. Причем определялся такой подход вовсе не недостатком средств, а принципами целесообразности, строгости и простоты. Действительно, прямоугольный в плане двухэтажный дом почти кубической формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше походил на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы сильного русского государства. Первоначально Летний дворец дворец был окружен водой с трех сторон, и с крыльца можно было сразу же попасть на ботик. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание архитектуры.

Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью “затей”, был сам Петр I. Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме, со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.

Летний сад

На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами для античных статуй, к которым Петр I проявлял огромный интерес. Он не жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим объясняется продуманность в подборе статуй. “Правосудие”, “Милосердие”, “Слава” в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая “к мужественным делам усердие”. Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю побед и семейных торжеств.

Постепенно вкусы Петра стали отклоняться от добротного утилитаризма бюргерской Голландии в сторону величавой пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа, ставшего истинным “парадизом” Петра на море. Петергоф был задуман им как “соединение вод источников и моря”. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты “большого стиля” Людовика XIV, итальянского ренессанса и голландской архитектуры. Ни один из петергофских павильонов – Эрмитаж, Марли и Монплезир – не может считаться произведением Леблона, но в каждом из них чувствуется влияние его вкуса и декоративного мастерства, особенно в постройке Эрмитажа, где консоли балкона и окна нижнего этажа особенно ярко отражают его стиль.

Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как "столица фонтанов" (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов) .

Верхний сад Петергофа

Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Он, как первый последователь Ленотра, дал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

Вид сверху на Верхний парк, Большой дворец и Нижний парк Петергофа

Центральную ось композиции петергофского Нижнего парка составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный пространственный обзор. Этот мощный пространственный размах усиливался могучей игрой водной стихии: вода каскадами низвергалась вдоль лестниц, взлетала струями фонтанов, спокойной гладью канала вливалась в море. Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.

Вид на Нижний парк Петергофа со стороны Большого дворца. Морской канал впадает в Финский залив

Излюбленным мотивом орнамента для Елизаветы Петровны был рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и в мелкой пластике широко использовался стиль рококо. Не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского рококо, и не только русское декоративно-прикладное искусство было тождественно французскому, архитектура также следовала новой моде. Но, как это не раз бывало, сила петербургского пейзажа была настолько велика, что иностранные художники, работавшие там, начинали творить в совершенно ином, нежели в Европе, стиле. Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки.

Последовательное развитие стиля Растрелли проявилось и в построенных им царских резиденциях близ Петербурга – в ансамбле Петергофа и Царского Села. Великолепные царские резиденции были призваны демонстрировать высокую культуру царского двора и мощь империи. В ходе перестройки Большого Дворца в Петергофе в 1747-1752 гг., Растрелли удалось расширить старый Петровский дворец за счет галерей и надстроенного третьего этажа, при этом архитектор сумел сохранить основную композицию Петровского дворца. Более радикальным изменениям подверглись внутренние интерьеры, где впервые гений Растрелли проявился в области декоративно-прикладного искусства.

Большой каскад и Большой дворец в Петергофе

В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. В результате полной перестройки Царскосельского дворца за четыре года был создан грандиозный ансамбль парадной резиденции, “русский Версаль”, воспетый Ломоносовым. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада. При этом следует подчеркнуть, что и растянутые здания, и пышность декоративного убранства, и двух- трехцветная раскраска фасадов продолжали традиции русской архитектуры XVII в.

Екатерининский дворец в Царском Селе.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе являлась янтарная комната. Король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Это шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны.

Растрелли, которого современники называли волшебником, создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь. В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора. Четыре массивных угловых объема, в которых размещались основные дворцовые помещения: парадная Посольская лестница, тронный зал, театр, церковь – соединялись корпусами-галереями с анфиладой парадных залов, образуя обширный внутренний двор.

Общая протяжённость фасадов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масштабов здания. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фаса­дов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набереж­ную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противоположный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и её гостей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Главные ворота Зимнего Дворца.

Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над другом. Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения. Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на сопоставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов колонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декоративной скульптуры и позолоты металлического кружева решёток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государственности. Поразителен рисунок обрамления наличников огромных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пышностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал. Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжественное величие. Зимний дворец – вершина творчества Растрелли в области светского зодчества, в нем соединились три европейских стиля – барокко, классицизм и рококо, что в целом и дало своеобразный “растреллиевский стиль”. Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие.

Ансамбль Смольного монастыря как произведение архитектуры явился творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и европейских монастырских комплексов. В центре Растрелли поместил пятиглавый крестообразный в плане собор, который окружали двухэтажные монастырские кельи, создающие форму крестообразного обширного двора, четыре внутренних угла которого подчеркивались одноглавыми церквами. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста. Перед западным фасадом собора предусматривалась гигантская 140-метровая колокольня в виде легкой многоярусной башни. В отличие от свободной живописной расстановки монастырских зданий на Руси, в основу ансамбля Растрелли был положен принцип регулярности и симметрии.

Воскресенский собор Смольного монастыря являет собой уникальное сочетание традиционного русского пятиглавия и европейской купольной базилики. Из “тела” здания вырастает двухъярусный восьмигранник, увенчанный куполом и восьмигранным фонариком с луковичным завершением. К нему примыкают четыре двухъярусные башенки со слегка вогнутыми гранями, также увенчанные луковичными главками. Прижав боковые башни почти вплотную к центральному куполу, Растрелли придал пятиглавию удивительную монолитность и в то же время динамизм, неудержимое стремление вверх. Этот собор считается наиболее приближенным к стилю европейского барокко сооружением Растрелли и относится к величайшим шедеврам мировой архитектуры. Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизами, создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон. Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург. Сегодня собор недействует, используется как окнцертный зал для классической музыки

С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой.  На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения. Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещеннейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 1764 г., когда был принят устав и начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729-1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии. Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма, сохраняющего очарование уходящего барокко. Это ощущается в использовании криволинейных форм в плане здания, представляющего собой каре с круглым двором, напоминающим римский Пантеон, в расстановке колонн, оконных проемах. Валлен-Деламот любил округлять углы зданий, применять раскрепованные (Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента.) карнизы и сдвоенные колонны. В полной мере его вкусы проявились при строительстве дворца для К.Г. Разумовского, необычайно легкого и изящного здания, несмотря на его внушительную величину. Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817), наиболее полно как мастер проявивший себя именно в России. Он проектировал и руководил строительством дворцов, загородных усадеб, театров, гостиных дворов, церквей, частных домов. Стиль Кваренги характеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов. Типичные для стиля Кваренги многоколонные портики с треугольными фронтонами, контрастирующие со спокойной гладью симметричных крыльев, стали неотъемлемой чертой чуть холодноватого классицистического облика Северной Пальмиры.

В соответствии с принципами строгого классицизма Д.Кваренги были построены здания Академии наук, названное манифестом классицизма, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конногвардейский манеж. Для всех этих зданий характерны гладкие симметричные крылья и центральный портик, увенчанный треугольным гладким же фронтоном. Нижний цокольный этаж мог быть либо из огромных прямоугольных гранитных блоков с лестницей (Академия наук, Конногвардейский манеж), либо представлять собой массивную рустованную аркаду с входом (Смольный институт, Мариинская больница). Кваренги был также первоклассным мастером интерьеров, в оформлении которых он использовал цветные мраморы, позолоченную бронзу, роспись в технике гризайль, скульптуру, лепные медальоны. Зрительный зал Эрмитажного театра наподобие античного украшен коринфскими колоннами, статуями Аполлона и девяти муз, размещенными в нишах между колоннами, барельефными медальонами. В Зимнем дворце он создал Большой Тронный (Георгиевский) зал, Концертный зал, Аванзал и Большую галерею вдоль фасада на Неву. Все они отличаются великолепием и строгостью отделки, богато украшены многочисленными колоннами и полуколоннами из цветного мрамора, многоцветной росписью. Основание Петербурга и перенесение столицы сыграло в истории русского зодчества решающую роль и определило направление его дальнейшего развития. Отныне всей последующей архитектуре суждено было развиваться по двум параллельным руслам – петербургскому и московскому. Творениям классицизма в “золотой век” Екатерины в России нет аналогий. Нигде в Европе ни в XVIII в., ни в начале XIX в. не удалось достичь того великолепия, той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм – это великое явление в истории мирового искусства.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же.

В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

www.cherenova.ru

Архитекторы и архитектура Петербурга 18 века. Список и главные работы.

 

 

На этой странице  представлены только самые знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга 18 века, а также те, чьи работы представлены на этом ресурсе.

 

Архитектура, планировка Петербурга:

Трезини, Доменико Андреа:  Планировка Васильевкого острова  ортогональными (прямоугольными) линиями с 1715 года.

 Маттарнови, Георг Иоганн  и  Гербель, Николай Фёдорович:  Лучевая система застройки центра Санкт-Петербурга с 1719 года. Эти пять лучей («першпектив») : Невский проспект, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Галерная улица, Миллионная улица.

Этих трёх зодчих можно по праву считать основателями архитектурного облика нашего города.

 

Архитекторы XVIII века и их работы:

Список архитекторов , годы жизни: 

 

Архитекторы 19 века, список

Работы архитекторов XVIII века:

1.  Браунштейн И. Ф.

Главные работы:  Большой каскад и фонтан Самсон (Петергоф),  Павильон Эрмитаж (Петергоф),  Дворец Марли (Петергоф).

2.  Бренна, Винченцо 

Главные работы:  Михайловский замок,  Павловский дворец,  Михайловский Манеж

3.  Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель 

Главные работы:  Императорская Академия Художеств, Большой Гостиный двор,  Малый Эрмитаж,  Арка в «Новой Голландии».

4.  Гербель, Николай Фёдорович

Произведения дошедшие до наших дней:   Кунсткамера

5.  Земцов, Михаил Григорьевич

Главные работы:    Аничков дворец,  Князь-Владимирский собор,  Павильон Эрмитаж (Пушкин).

6.  Камерон, Чарз

Главные работы:  Павловский дворец,  Парк в Павловске и Парки в Пушкине, Софийский собор в Пушкине.

7.  Кваренги, Джакомо Антонио Доменико

Главные работы:  Академия наук,  Эрмитажный театр,   Дворец Юсуповых на Садовой,   Александровский дворец в Царском Селе,  Конногвардейский манеж,  Смольный институт,  Мальтийская капелла.

8.  Коробов, Иван Кузьмич

Главные работы:   Главное здание Адмиралтейства,  Пантелеимоновская церковь

9.  Леблон, Жан-Батист

Главные работы:  Константиновский дворец(Стрельна),  Большой Петергофский двогец,  Летний сад,  Михайловский сад. 

10. Маттарнови, Георг Иоганн 

Произведения дошедшие до наших дней:   Кунсткамера,  Зимний дворец Петра I (частично сохранился).

11. Микетти, Миколо

Главные работы:   Нижний парк Петергофа,  Константиновский дворец (Стрельна)

12. Растрелли, Бартоломео Франческо  

Растрелли, Бартоломео Франческо является сыном Бартоломео Карло Растрелли (знаменитого скульптора).

Главные работы:  Зимний дворец,  Строгановский дворец,   Воронцовский дворец,   Смольный собор,   Большой Петергофский дворец,   Большой Екатерининский дворец,   Путевой дворец Петра I. 

13. Ринальди, Антонио

Главные работы: Мраморный дворец,  Князь-Владимирский собор,  Большой Гатчинский дворец.

14. Старов, Иван Егорович

Главные работы:  Таврический дворец,  Софийский собор в Царском Селе,  Троицкий собор (Лавра).

15. Трезини, Доменико  

Главные работы:   Петропавловская крепость (в камне),  Петропавловский собор,  Здание двенадцати коллегий,  Александро-Невская лавра (проект и Благовещенская церковь),  Дом Трезини,  Музей-институт семьи Рерихов,  Летний дворец Петра I.

16. Фельтен, Юрий Матвеевич

Главные работы:  Малый эрмитаж,  Старый Эрмитаж,  Каменноостровский дворец, Чесменский дворец и Чесменская церковь.

17. Фонтана, Джованни Мария

Главные работы:  Меньшиковский дворец,  Большой Меньшиковский дворец (Ораниенбаум).

18. Чевакинский Савва Иванович

Главные работы:  Никольский морской собор,  Шереметевский дворец (Фонтанный дом),  Дом И. И. Шувалова,   Остров «Новая Голландия».

19. Шедель, Готфрид Иоганн

Главные работы:  Меньшиковский дворец,  Большой Меньшиковский дворец (Ораниенбаум).

20. Шлютер Андреас

Главные работы:   Меньшиковский дворец,  Большой Меньшиковский дворец (Ораниенбаум),  Дворец Монплезир в Петергофе,   Летний дворец,   Кикины палаты.

 

Памятники Архитекторам Петербурга, фото

Фотографии:

Памятник первостроителям Петербурга Памятник первостроителям Петербурга Памятник зодчим в Александровском саду Памятник зодчим в Александровском саду Четыре бюста архитекторов на Манежной площади Четыре бюста архитекторов на Манежной площади Памятник Доменико Трезини Памятник Доменико Трезини

 Краткий обзор:

В Санкт-Петербурге находится не так много памятников известным и даже знаменитым архитекторам нашего города, здесь приведены самые яркие из них.

Памятник Первостроителям Санкт-Петербурга:

Памятник посвящён жителям, архитекторам, скульпторам и другим деятелям искусств начинавшим строить Санкт-Петербург. Установлен в Сампсониевском саду, рядом с одноимённом собором в 1995 г..  Скульптор — Михаил Шемякин.

Памятник зодчим Петербурга в Александровском саду:

Скульптурная группа зодчие была установлена в Александровском парке в 2011 г.. Скульптор — Александр Таратынов.

Увековечены архитекторы Петербурга:  Трезини (18 век), Растрелли (18 век), В. И. Баженов (18 век), Воронихин (19 век), Монферран (19 век), Захаров ( 19 век), Тома де Томон (19 век),  Росси (19 век).

Бюсты архитекторам на Манежной площади:

К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 г. в центре Ново-Манежного сквера были установлены 4 бюста знаменитых итальянских архитекторов:   А. Ринальди, Дж. Кваренги, Б. Ф. Растрелли, К. Росси.

Памятник Доменико Трезини:

Единственный в Санкт-Петербурге памятник архитектору в полный рост. Торжественное открытие памятника состоялось 19 февраля 2014 г.. Скульптура расположена перед зданием где проживал сам великий зодчий в начале 18 века.

 

 

 

 

1703piter.ru

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Введение

Тема предлагаемой работы – «Архитектура Санкт-Петербурга 18 века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие - городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

История Петербурга неразрывно связана с личностью русского царя – ПетраI. Этот человек – властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество, человек, который, прорубив окно в Европу, вывел Россию из дикости и отсталости, человек, больше всего ценивший в своих согражданах стремление к знаниям, работоспособность, и не выносивший лени и глупости.

Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и финском заливе. В течение уже почти трёх столетий этот город был «окном в Европу», а также началом торгового пути «из Варяг в Греки», связывающего запад с Византией.

Во времена правления Петра I и его приемников в 18-ом и 19-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург построен более чем на 40 маленьких островах.

Наряду с этим город занимает большую часть территории области. Поэтому, наверное, коренному петербуржцу, всегда немного тесно в других городах – там ему не хватает простора. Ведь Петебург – это не только выход к морю, не только полноводная река Нева, но и огромные площади, прямые и широкие улицы.

О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно, но главным образом надо отметить, что коренным и самым главным периодом жизни этого города стал период правления ПетраI, это, конечно же, возникновение самого города, его подъём на мировом небосклоне, возвышение над Москвой, как над столицей, в культурном отношении и ношение титула города мирового класса.

1. Архитектурные стили XVIII века

Сложившийся в русском искусстве первой половины 18 века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизирован-ных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В. В. Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1764) и Петергофе1764- 1755), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двухцветная и трёхцветная раскраска фасадов с применении-ем золота – всё это поражало воображение зрителей, вызы-вая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры. Растрелли наложил отпечаток на всё искусство середины 18 века. В Петербурге в эти же годы трудилась плеяда замеча-тельных зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский (Шереметевский дворец), А. В. Квасов и др.

Во второй половине 18 века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, кото-рый зародился в Европе ещё в начале 18 века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передо-вым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияния классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот cтиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В. М. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Е, Стасов (Таврический дворец), архитектор Д. Кварнеги, (Академия наук, Ассигнационный банк в Петербурге) и др.

Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приёмы внутреннего и внешнего офор-мления зданий.

2. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.

16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёван-ные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикры-тием неприступной крепости.

План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые - кирпичные. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих. Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега.

Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора. Сегодня на территории крепости работает несколько постоянных музейных экспозиций. В Комендантском доме посетители могут познакомиться с историей Петербурга.

2.Домик Петра Великого

На Петроградском острове в 1703 году был построен скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года. "Красные хоромы" были срублены из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены под кирпич, а изнутри обиты холстом "на голландский манер". Царская резиденция отличалась небольшими размерами (кабинет и столовая, разделенные сенями и спальней) и скромным внутренним убранством. Стены и потолки комнат были обтянуты грубым белым холстом. Петр I любил небольшие размеры помещений и проемов, поэтому высота потолков равнялась всего двум с половиной метрам, а входная дверь была еще ниже. Петр I периодически жил во "дворце" с 1703 по 1708 год во время своих визитов в строящийся Петербург. В доме не было печи и дымохода, поэтому жить в нем можно было только летом. На крыше "дворца" стояли вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с "горящим пламенем". Климат Петербурга разрушительно действовал на первый петербургский дворец, и уже в 1723 году по указу царя домик был окружен защитной галереей с крышей. В 1844 году домик Петра I был защищен кирпичным футляром, выполненным по проекту архитектора Р. Кузьмина. В конце 19 века в садике перед царским дворцом был установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора П. Забелло. В 1930 году в домике Петра разместился историко-мемориальный музей. Во время Второй мировой войны экспонаты музея были эвакуированы или надежно спрятаны в пределах города. Сам домик, поврежденный во время артобстрела, был отреставрирован, и уже в 1944 году открыт для посетителей. Сегодня в экспозиции музея представлены предметы быта петровского времени, а также личные вещи Петра I и его ближайших сподвижников. Посетители могут увидеть голландскую печь петровских времен, облицованную расписными изразцами, а также мебель, характерную для петровской эпохи. Комнаты домика Петра I украшены гравюрами, небольшими картинами работы неизвестных голландских художников, предметами декоративно-прикладного искусства. В экспозиции также представлена лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром I. Здесь же экспонируются материалы, рассказывающие о событиях Северной войны и основании Петербурга, а также о строительстве и истории домика Петра. Одним из главных экспонатов музея является гипсовый оттиск руки основателя Петербурга.

mirznanii.com

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Введение............................................................................................................ 3

1. Архитектурные стили XVIII века................................................................. 4

2. Основные особенности архитектурных ансамблей города........................ 5

3. Памятники архитектуры XVIII в.................................................................. 7

4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города................................. 9

5. История некоторых архитектурных памятников города......................... 11

Меншиковский дворец................................................................................ 11

Шереметевский дворец................................................................................ 12

Академия художеств.................................................................................... 14

6. Персоналии................................................................................................. 16

Заключение...................................................................................................... 19

Библиографический список............................................................................ 21

Тема предлагаемой работы - «Архитектура С.-Петербурга XVIII века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это ее актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет значительное событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого события взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга.

Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга.

В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений. В последней главе изучена история основных памятников архитектуры города.

В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.

При подготовке данной работы были использованы различные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода. Особенно хотелось бы отметить монографии Евсиной Е.И., посвященные рассмотрению архитектурных стилей и ансамблей С.-Петербурга.

В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для "работных людей", был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный "дворец", известный под названием домика Петра Великого. Домик Петра - это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух "светелок", разделенных "сенцами". Снаружи стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом".

Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более "европейского" образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева, однако расписана была под каменный вид желтым мрамором" и украшена шпицами. В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).

Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и застройка прилегающего района - так называемого Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.

mirznanii.com

Планы Петербурга XVIII века: humus

Огромная благодарность Виктору Зайцеву за предоставленный материал

1716.Топографическая презентация новой российской столицы Санкт-Петербурга вместе с ее окрестностями1716.Топографическая презентация новой российской столицы Санкт-Петербурга вместе с ее окрестностями

1717. План нового города Петербурга1717. План нового города Петербурга

1725. Нева и Санкт-Петербург, основанный русским императором Петром Алексеевичем1725. Нева и Санкт-Петербург, основанный русским императором Петром Алексеевичем

1730. Нева и Санкт-Петербург, основанный русским императором Петром Алексеевичем1730. Нева и Санкт-Петербург, основанный русским императором Петром Алексеевичем

1744. Топографическая карта Петрополиса1744. Топографическая карта Петрополиса

1776. Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга1776. Новый план столичного города и крепости Санкт-Петербурга

humus.livejournal.com

Архитектура Санкт-Петербурга xviii века

Введение

Тема предлагаемой работы – «Архитектура Санкт-Петербурга 18 века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это её актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произошло значительное событие - городу исполнилось ровно 300 лет. В связи с этим событием взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

История Петербурга неразрывно связана с личностью русского царя – ПетраI. Этот человек – властный, порою жестокий, но мудрый, талантливый, беззаветно любящий своё отечество, человек, который, прорубив окно в Европу, вывел Россию из дикости и отсталости, человек, больше всего ценивший в своих согражданах стремление к знаниям, работоспособность, и не выносивший лени и глупости.

Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и финском заливе. В течение уже почти трёх столетий этот город был «окном в Европу», а также началом торгового пути «из Варяг в Греки», связывающего запад с Византией.

Во времена правления Петра I и его приемников в 18-ом и 19-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург построен более чем на 40 маленьких островах.

Наряду с этим город занимает большую часть территории области. Поэтому, наверное, коренному петербуржцу, всегда немного тесно в других городах – там ему не хватает простора. Ведь Петебург – это не только выход к морю, не только полноводная река Нева, но и огромные площади, прямые и широкие улицы.

О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно, но главным образом надо отметить, что коренным и самым главным периодом жизни этого города стал период правления ПетраI, это, конечно же, возникновение самого города, его подъём на мировом небосклоне, возвышение над Москвой, как над столицей, в культурном отношении и ношение титула города мирового класса.

Сложившийся в русском искусстве первой половины 18 века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизирован-ных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В. В. Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1764) и Петергофе1764- 1755), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двухцветная и трёхцветная раскраска фасадов с применении-ем золота – всё это поражало воображение зрителей, вызы-вая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры. Растрелли наложил отпечаток на всё искусство середины 18 века. В Петербурге в эти же годы трудилась плеяда замеча-тельных зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский (Шереметевский дворец), А. В. Квасов и др.

Во второй половине 18 века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, кото-рый зародился в Европе ещё в начале 18 века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передо-вым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияния классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот cтиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В. М. Баженов, М. Ф. Казаков, В. Е, Стасов (Таврический дворец), архитектор Д. Кварнеги, (Академия наук, Ассигнационный банк в Петербурге) и др.

Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приёмы внутреннего и внешнего офор-мления зданий.

2. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история.

Петропавловская крепость

 

Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.

16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёван-ные у шведов в ходе Северной войны земли. Эта дата вошла в историю как день рождения города, стремительно развивавшегося под прикры-тием неприступной крепости.

План крепости разрабатывал лично император. Он сделал ее в форме неправильного шестиугольника с выступающими угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые - кирпичные. Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Для большинства строений Петропавловской крепости характерно долговременное строительство. Над многими зданиями, входящими в композицию Петропавловской крепости, трудилось несколько поколений зодчих. Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега.  Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Собор украшен золоченым шпилем высотой в 122,5 метра, который венчает фигура летящего ангела, ставшего символом города на Неве. Долгое время Петропавловский собор служил усыпальницей российских монархов. Сам основатель города, Петр Великий, похоронен у южной стены собора. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, отличающиеся от прочих надгробий усыпальницы, выполнены из яшмы и орлеца. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела Николая II, его супруги Александры Федоровны, их детей и слуг. Последний Российский император и его семья погребены в Екатерининском пределе Петропавловского собора. Сегодня на территории крепости работает несколько постоянных музейных экспозиций. В Комендантском доме посетители могут познакомиться с историей Петербурга.

2.Домик Петра Великого

На Петроградском острове в 1703 году был построен скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней. Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра I, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая 1703 года. "Красные хоромы" были срублены из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены под кирпич, а изнутри обиты холстом "на голландский манер". Царская резиденция отличалась небольшими размерами (кабинет и столовая, разделенные сенями и спальней) и скромным внутренним убранством. Стены и потолки комнат были обтянуты грубым белым холстом. Петр I любил небольшие размеры помещений и проемов, поэтому высота потолков равнялась всего двум с половиной метрам, а входная дверь была еще ниже. Петр I периодически жил во "дворце" с 1703 по 1708 год во время своих визитов в строящийся Петербург. В доме не было печи и дымохода, поэтому жить в нем можно было только летом. На крыше "дворца" стояли вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с "горящим пламенем". Климат Петербурга разрушительно действовал на первый петербургский дворец, и уже в 1723 году по указу царя домик был окружен защитной галереей с крышей. В 1844 году домик Петра I был защищен кирпичным футляром, выполненным по проекту архитектора Р. Кузьмина. В конце 19 века в садике перед царским дворцом был установлен бронзовый бюст Петра I работы скульптора П. Забелло. В 1930 году в домике Петра разместился историко-мемориальный музей. Во время Второй мировой войны экспонаты музея были эвакуированы или надежно спрятаны в пределах города. Сам домик, поврежденный во время артобстрела, был отреставрирован, и уже в 1944 году открыт для посетителей. Сегодня в экспозиции музея представлены предметы быта петровского времени, а также личные вещи Петра I и его ближайших сподвижников. Посетители могут увидеть голландскую печь петровских времен, облицованную расписными изразцами, а также мебель, характерную для петровской эпохи. Комнаты домика Петра I украшены гравюрами, небольшими картинами работы неизвестных голландских художников, предметами декоративно-прикладного искусства. В экспозиции также представлена лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром I. Здесь же экспонируются материалы, рассказывающие о событиях Северной войны и основании Петербурга, а также о строительстве и истории домика Петра. Одним из главных экспонатов музея является гипсовый оттиск руки основателя Петербурга.

3.Адмиралтейство

 Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I на левом берегу Невы осенью 1704 года. Проект был разработан самим государем и включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения. Первое здание Адмиралтейства, которое в то время называли "Адмиралтейским домом", представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве. Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним мазанковую башню со шпилем, увенчанным корабликом. В 1730-е годы здание было перестроено в камне. Архитектор И. К. Коробов, которому было доверено руководить строительными работами, не менял первоначальную планировку и внешний вид здания за исключением башенки со шпилем, которая после всех работ заметно выросла, достигнув 72 метра в высоту. В начале 19 века здание вновь подверглось переделке - возникла необходимость согласовать его внешний облик с парадным центром столицы. Работами руководил талантливый архитектор А. Д. Захаров. По его проекту была возведена грандиозная постройка, состоящая из двух П-образных корпусов. Длина главного фасада достигла 406 метров. Здание было украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Снизу кораблик кажется крохотным, но на самом деле он весит 65 килограмм и покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание Адмиралтейства было украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии. Двадцатидвухметровый горельеф изображает аллегорическую картину "Заведение флота в России". На нем изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец - символ владычества над морями. На углах аттика башни были установлены высеченные из камня статуи древних героев и полководцев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса. Новое здание Адмиралтейства покорило современников своим изяществом, безупречными пропорциями и чистотой архитектуры. В таком виде Адмиралтейство, не считая незначительных изменений, сохранилось до наших дней. В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был открыт Александровский сад. В 1883 году в нем были установлены бюсты русских писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, композитора Михаила Глинки, а также памятник исследователю Центральной Азии Николаю Пржевальскому. Изначально на верфи перед Адмиралтейством строили корабли, а в его помещениях располагались корабельные мастерские. В 19-начале 20 века помещения Адмиралтейства занимали военно-морские учреждения: Морское министерство, Военно-морской штаб и другие. С 1832 года в Адмиралтействе размещалось Училище корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский Военно-морской инженерный институт. Адмиралтейство остается архитектурно-планировочным центром Санкт-Петербурга и является одним из красивейших памятников раннего классицизма в Северной столице.

4.Гостиный двор

Гостиный двор был построен на Невском проспекте не сразу. Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в то время называвшимся Городским, - в районе современной площади Революции. Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году. На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.

Первый план строительства Большого Гостиного двора на Невском проспекте, разработанный архитектором А. Ринальди, был отвергнут петербургскими властями. Также был отклонен и проект двухэтажного здания Гостиного двора Ф.-Б. Растрелли: его утвердили в 1757 году, но затем посчитали чрезмерно пышным и дорогостоящим. После этого руководство проектом было передано Ж. Б. Валлен-Деламоту. Архитектор создал более деловую постройку в стиле раннего классицизма, сохранив при этом общий план здания, созданный его предшественниками.

Площадь Большого Гостиного двора, как он был назван по окончании строительства, составляла 53 тысячи квадратных метров, а его длина по периметру была равна одному километру. Всего в Гостином дворе было около ста лавок, распределявшихся по рядам, среди которых были суконные, меховые, шубные, серебряные, сапожные и другие. Во внутренних лавках велась оптовая торговля, а в четырех наружных линиях - Суконной (Невской), Большой Суворовской (Перинной), Малой Суворовской (Ломоносовской) и Зеркальной (Садовой) - розничная. На втором этаже располагались склады. Торговые ряды были знамениты своими книжными лавками: здесь продали первые 25 из 650 отпечатанных экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева. В книжные лавки Гостиного двора часто заглядывал самый знаменитый русский поэт А. С. Пушкин.

В 19-20 веках здание Большого Гостиного двора претерпело некоторые изменения. Сначала архитектор Л. Руска пристроил к Перинной линии дорический портик, который потом был разобран и вновь восстановлен, затем была изменена отделка фасада со стороны Невского проспекта и устранены повреждения, вызванные Великой Отечественной войной. В середине 20 века внутренние стены Гостиного двора были снесены, и 178 изолированных друг от друга магазинов объединили в единый универмаг. В настоящее время площадь обновленного Большого Гостиного двора составляет 15,3 тысячи квадратных метров, а торговое пространство состоит из 122 секций.

С 1967 года здание Гостиного двора вмещает наземный вестибюль одноименной станции метро, известный витражом, на котором изображены события 4 июля 1917 года - расстрел мирной демонстрации по приказу Временного правительства

5.Дворец Меншикова

 

Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга, возведение которых началось после блестящей победы, одержанной русскими войсками 27 июня 1709 года под Полтавой, в Северной войне. Строительство Меншиковского дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д.-М. Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург, и через три года работы по сооружению этого здания были поручены немецкому архитектору Г. Шеделю. Дворец сооружался в несколько этапов. Как установил известный реставратор памятников петровского времени А. Э. Гессен, сначала это была полутораэтажная компактная постройка, к которой вскоре пристроили два симметричных флигеля, что привело к образованию перед зданием небольшого дворика. Вдоль стен дворца и новых флигелей возвели одноэтажную открытую галерею, которая объединяла дворцовые корпуса и окружала дворик с трех сторон. Двор украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом. Дворец Меншикова, созданный для сподвижника Петра А. Д. Александра Меншикова, - во многом примечательная постройка. В ней нашли отражение как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Некоторые элементы Меншиковского дворца напоминают о палаццо итальянского Возрождения, а оформление сводов явно заимствовано из арсенала древнерусского зодчества. Из интерьеров, кроме вестибюля с парадной лестницей, хорошо сохранились комнаты, в отделке которых были использованы дельфтские изразцы на голландский манер, покрывающие не только стены, но и потолки. В отделке внутренних помещений Меншиковского дворца использовалось золото, серебро, мрамор, дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, античная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики. Большой интерес представляет Ореховый кабинет с деревянными панелями. Под его живописным плафоном, написанным, по всей видимости, в 1717-1719 годах Ф. Пильманом, реставраторы обнаружили фреску первой четверти 18 века с изображением Петра I в образе воина-победителя. Облик дворца изменился в ходе приспособления его для Сухопутного шляхетского корпуса, в распоряжение которого здание было передано вскоре после ссылки светлейшего князя Меншикова и его семьи. Отделка большинства помещений также подверглась изменениям. После реставрации, начавшейся в 1970-х годах, в Меншиковском дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре первой четверти 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.

www.coolreferat.com

Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в XVIII веке

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Отдел образования Чкаловского района города Екатеринбурга

МОУ СОШ № 106

Образовательная область «гуманитария»

Реферат

Учебная дисциплина история

Строительство и архитектура Санкт-Петербурга в XVIII веке

исполнитель: Кирьянова А. С.

ученица 9 «Б» класса

руководитель: Ростовцева Е. С.

учитель истории

МОУ СОШ № 106

Екатеринбург

2008

Содержание

Введение. 3

Глава I. Строительство Санкт-Петербурга. 4

1.1 Ижорская земля. 4

1.2 Петропавловская крепость. 6

1.3 «Русская Бастилия». 8

1.4 Рост города. 10

1.5 Россия молодая. 12

1.6 Город на Неве. 15

1.7 Послепетровские времена. 16

Глава II. Архитектура Санкт-Петербурга. 20

2.1 Регулярный город. 20

2.2 Невский проспект. 22

2.3 Первые резиденции. 24

2.4 Петродворец. 25

2.5 Царское Село. 26

2.6 Храмы Санкт-Петербурга. 27

2.7 Санкт-Петербург после смерти Петра I 29

2.8 Век Растрелли. 31

2.9 Академия художеств. 33

Заключение. 35

Список литературы.. 36

Приложение 1. 37

Введение

В жизни любого государства огромную роль играет главный город – столица. Во многих странах она не всегда самый крупный экономический и культурный центр. Так, в США Вашингтон явно уступает Нью-Йорку, а столица Швейцарии Берн – Женеве. А Лондон и Париж – безусловные «лидеры» своих держав. В России два города в разное время были столицами страны – Москва и Санкт-Петербург. То, что столица переносилась из одного места в другое, – явление не редкое. Например, Краков почти 300 лет (с 1320 по 1609 г.) был столицей польского государства, а сегодня столицей Республики Польша является Варшава. И таких явлений много. Обе российские столицы – одни из самых многолюдных городов в мире.

В истории России каждая столица олицетворяла определённый период в развитии страны. С Петербургом связано создание Российской империи.

Цель моей работы – ознакомится с прекрасным и величественным городом, некогда бывшей столицей. Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи: 1) рассмотреть план строительства Северной столицы (данное название пришло к городу, когда он перестал быть столицей) и само строительство Санкт-Петербурга в XVIII веке; 2) рассказать о назначении города и его военных укреплениях; 3) рассмотреть самые главные архитектурные сооружения, улицы, мосты того времени.

Глава I. Строительство Санкт-Петербурга

1.1 Ижорская земля

Территория, на которой родился Санкт-Петербург, издревле была дальней окраиной Новгородской Руси, а затем московского государства. Известно, что с XIII в. эти места называли Ижорской землёй – по одному из притоков Невы, небольшой извилистой реке Ижоре, протекающей ныне среди южных питерских пригородов.

Эти болотистые, неплодородные и малонаселённые места оказались ключевым полем на «шахматной доске» большой политики. Владевший ими получал ключ ко всей «позиции» огромного региона. Из Финского залива по Неве можно добраться до Ладожского озера, а оттуда подняться по реке Волхов до Новгорода Великого или по Свири до Онежского озера. Закрыв широкую Неву для судоходства, можно было отрезать целую область от выхода в море.

В начале Северной войны (1700-1721 гг.) Польша выступила как союзник России. Борьба за эту территорию продолжалась с переменным успехом в течение многих веков. Топкие невские берега обильно политы кровью. В 1240 г. князь Александр Ярославович разбил здесь шведскую рать, за что и получил почётное прозвище Невский.

Через несколько десятилетий шведы выстроили на берегах Невы крепость Ландскрону, но вновь были разбиты и изгнаны новгородцами. В начале XVII в. царь Василий Шуйский призвал шведских наёмников для защиты от общего в ту пору неприятеля – польских интервентов. Но вскоре шведы сами принялись захватывать северные русские земли. В 1617 г. Московское государство, обессиленное многочисленными бунтами, бесчинствами мятежных казаков, борьбой с интервентами на два фронта и жестокими схватками политических партий за власть в столице, было вынуждено подписать в деревне Столбово мирный договор на тяжёлых условиях. Швеция получила все русские земли по течению Невы. Столбовский мир на целое столетие лишил Россию выхода к Балтийскому морю. Шведы построили оплот своего могущества – крепость Ниеншанц. Она располагалась в том месте, где река Охта впадает в Неву (на территории современного Санкт-Петербурга), и должна была запирать невское устье.

В середине века российское правительство попыталось вернуть утраченные территории силой оружия. Приневские земли были заняты войсками царя Алексея Михайловича. Однако в те годы московское государство вновь, как и в годы Смуты, вело боевые действия на два фронта. Сил на две войны явно не хватало. Борьбу с поляками тогда сочли более важным направлением. Поэтому в 1661 г. Ижорскую землю пришлось вновь отдать, обменяв её на мир со Швецией.

Лишь в начале XVIII столетия, при Петре I, эту территорию удалось отбить в ходе Северной войны. Вначале удалее удача сопутствовала шведскому королю Карлу XII. Он выиграл сражение при Нарве и перебросил главные силы в Польшу, поскольку не ожидал после нарвского разгрома сколько-нибудь серьёзного сопротивления со стороны русских. Но вскоре шведам пришлось столкнуться с новой русской армией, которой командовал Борис Петрович Шереметев. Он нанёс шведским отрядам два странных поражения – под Эрестфером и Гуммельсгофом. Карл XII не мог помочь далёкой провинции: он прочно увяз в польских делах. Тем временем Шереметев энергично очищал Ижорскую землю от войск неприятеля. Силы противника таяли, и он сдавал города и крепости. Пётр I, обрадованный победами, прибыл в действующую армию. В 1703 г. пала крепость Ниеншанц. Неподалёку от неё, ниже по течению Невы, были заложены первые строения Санкт-Петербурга. Однако этот успех ещё не означал конца войны. Шведы не раз выступали против русских войск на суши, блокировали невское устье боевыми кораблями. Два из них были взяты после жаркого абордажного боя, в котором принимал участие сам Пётр I.

Все попытки вытеснить русских с берегов Невы оказались тщетными. В 1721 г. по Ништадтскому мирному договору, завершившему Северную войну, Швеция официально признала Ижорскую землю, так же как Лифляндию и Эстляндию, частью России.

1.2 Петропавловская крепость

Там, где течение величественной Невы, плавно несущей свои воды в гранитном обрамлении берегов, разделяется на два рукава – Большую и малую Неву, набережные расступаются почти на километр. Здесь взору открывается безграничный простор реки, окаймляемой чеканными рядами монументальных зданий; вдали возвышаются шпили и купола. И главное место в этой панораме по праву занимает Петропавловская крепость – выдающийся памятник зодчества XVIII столетия. С неё началась Северная столица империи.

Расположена крепость на небольшом Заячьем острове, омываемом с юга водами Невы, а с севера – Кронверкским проливом. Место для неё выбрал сам Пётр I – ведь закладывалось «сердце» нового города, который станет любимым детищем царя. Новая крепость была заложена 16 мая 1703 г. Она стала центром освоения невской дельты русскими и одновременно главным опорным пунктом русской армии в Ижорской земле. Не известно, кто именно являлся автором проекта крепости. Одни учёные предполагают, что это французский инженер Ж. Г. Ламбер, участвовавший в невском походе; другие видят автором самого царя-реформатора.

29 июня 1703 г. в центре строящейся крепости заложили маленький деревянный собор Петра и Павла, а саму крепость назвали Санкт-Петербургской. Со временем у неё появилось и неофициальное имя по названию собора – Петропавловская. Так её и стали называть, хотя во всех официальных бумагах именовали по-старому – Санкт-Петербургской.

При строительстве учитывались все новейшие достижения европейской фортификации. Первая крепость была завершена «с крайним поспешанием» уже к весне 1704 г. В плане она имела форму неправильного шестиугольника с вынесёнными вперёд шестью бастионами и приблизительно повторяла очертания вытянутого с востока на запад острова, на котором располагалась. Наблюдали за строительством бастионов[1] сам Пётр и его сподвижники – А. Д. Меньшиков, Г. И. Головкин, Н. М. Зотов, Ю. Ю. Трубецкой и К. А. Нарышкин. Их имена и дали названия бастионам; тот, за возведением которого следил сам царь, стал называться государевым. Вдоль острова прорыли узкий канал для снабжения крепости водой в случае осады. Внутри возвели ряд построек военного назначения и, кроме того, деревянную Лютеранскую церковь Святой Анны для приезжих на брега Невы иностранцев, простоявшую, правда, недолго – до 1710 г.

Первый орудийный салют был произведён со стен новой крепости 14 мая 1704 г. в честь победы русского оружия на Чудском озере. С тех пор вплоть до сегодняшнего дня равно в полдень выстрелы артиллерийских орудий гремят со стен Петропавловской крепости.

22 июля 1705 г. московская газета «Ведомости» сообщала: 16 мая в Выборге пленный русский капитан шведам «возвестил, что крепость Питербурх велми укреплена и того ради мощно оную за главную крепость почитать».

Чтобы обезопасить подступы к крепости с северной, наиболее уязвимой стороны, в 1705-1708 гг. был построен земляной вал, обложенный дёрном, – кронверк[2] (отсюда название Кронверкского пролива).

В 1706 г. крепость начали перестраивать в камне; это продолжалось до 1740 г. Возводить каменные укрепления также стали с наиболее слабой, северной стороны, подходы к которой были самыми лёгкими для противника. Строительными работами руководил архитектор Д. Трезини; в 1734 г. его сменил военный инженер Б. К. Миних. Бастионы и соединяющие их куртины[3] достигали 12 м. в высоту, двойные стены – 20 м. в ширину.

mirznanii.com