Содержание
Творчество Чайковского — Русская историческая библиотека
Петр Ильич Чайковский (см. его краткую биографию) – гениальный русский композитор, занимающий видное место не только в национальной, но и в мировой музыкальной культуре.
П. И. Чайковский. Лучшие произведения
Первые крупные произведения Чайковского – оперы «Воевода» и «Ундина», а также «Снегурочку» (музыку к весенней сказке А. Островского) – следует считать подготовительными работами. «Воевода» успеха не имел, и критик Ларош так сурово отнесся к этому сочинению, что Чайковский частью уничтожил его, частью переработал его материал для другой оперы – «Опричник». Уничтожены были также не видевшие сцены «Ундина» и симфоническая поэма «Фатум».
Первой оперой Чайковского следует поэтому считать «Опричника», поставленного с громадным успехом в 1874 в Санкт-Петербурге. Это единственная опера Чайковского с захватывающим музыкально-драматическим содержанием. Поставленная в 1876 опера «Кузнец Вакула» также имела успех, однако, недовольный ею автор радикально переделал ее впоследствии и переименовал в «Черевички».
В 1881 одновременно на санкт-петербургской и московской сценах появились оперы «Орлеанская Дева» (о Жанне д’Арк) и «Евгений Онегин». Первая имела лишь почетный успех и, кроме Санкт-Петербурга, нигде не давалась. Вторая, представленная в первый раз учениками московской консерватории, сначала вовсе не понравилась. Только когда «Евгений. Онегин» появился в 1884 на императорской сцене в Санкт-Петербурге, публика оценила его, и он сделался одной из любимейших в России опер. Названный беспретенциозно лирическими сценами, «Евгений Онегин» по своему сюжету вполне отвечает дарованию Чайковского – лирического поэта в звуках.
В 1883 Чайковский написал оперу «Мазепа», имевшую (1884) колоссальный успех в Санкт-Петербурге и Москве. Лучшие её стороны – симфоническая часть и богатый, разнообразный оркестр. Следующая опера «Чародейка», поставленная в 1887, не оправдала всеобщих ожиданий и скоро сошла с репертуара, ибо сильно драматические сюжеты не соответствовали чисто лирическому дарованию Чайковского.
Пётр Ильич Чайковский. Фото ок. 1888
«Пиковая дама», поставленная 1890 в Санкт-Петербурге, почти столь же популярная, как «Евгений Онегин», обошла все сцены России. Это, собственно говоря, ряд романсов, дуэтов великолепных симфонических картин, но музыкальные характеры очерчены слабо, что, может быть, следует отнести на счёт плохо написанного либретто.
Опера «Иоланта», написанная по заказу дирекции, принадлежит к более слабым произведениям Чайковского, хотя проблески его таланта и тут встречаются на каждом шагу.
Кроме опер Чайковский написал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Из них поэтичнее, грациознее и красивее по музыке второй.
Наиболее почетное и высокое место между композиторами Чайковский занял в области симфонической музыки, где его творчество не было стеснено никакими сценическими условиями, где он мог дать полную свободу своему музыкальному чувству и своей музыкальной фантазии. Из шести написанных им симфоний лучшей обычно признают третью (D dur, op. 39). По глубине мысли, по неподдельному чувству, по блеску музыкальных красок, она, бесспорно, принадлежит к самым выдающимся творениям Чайковского. В ней композитор достиг кульминации своего таланта. Эта симфония имела большой успех не только в России, но также в Париже (1876) и в Нью-Йорке (1879).
К симфоническим произведениям Чайковского следует также отнести симфоническую драму «Манфред», фантазии «Ромео и Джульетта», «Буря» и «Франческа да Римини». Из них «Ромео и Джульетта» может быть смело причислена к главным шедеврам композитора. Искреннее и глубокое чувство, богатство мелодии и изумительная легкостью, изяществом и грацией инструментовка производят чарующее впечатление. Группу оркестровых сочинений (сюит, увертюр и т. д.) завершает Серенада для струнных инструментов с теплой задушевной третьей частью – элегией.
Чайковский дал также большое количество произведений в области камерной и квартетной музыки. Кроме того, он создал множество сочинений для фортепиано: сонат, фантазий, полонезов, баркарол, вальсов, ноктюрнов и т. д. Для начинающих Чайковский написал прелестный, дышащий поэтической грацией и наивным юмором «Детский альбом» из 24 пьесок («Похороны куклы», «Баба-Яга», «Песнь жаворонка», «Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет» и т. д.). Романсы Чайковского приобрели громадную популярность.
Не менее внимания, чем симфонические сочинения, заслуживают его духовные произведения: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и ряд коротких духовных сочинений (9).
Ссылки на статьи о творчестве других композиторов разных стран – см. ниже, в блоке «Ещё по теме».
Жизнь и творчество П.И.Чайковского | Творческая работа учащихся:
РЕФЕРАТ
Жизнь и творчество П.И.Чайковского
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Биография. ………………………………………………………………………………….4
2.Творчество П.И.Чайковского………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………………..8
Используемая литература…………………………………………………………….9
Введение
Пётр Ильич Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь он написал более 80 произведений. Это и пьесы (небольшие музыкальные произведения), и оперы (музыкальные произведения, в которых действующие лица поют), и балеты (спектакли, в которых история передается через музыку и танец), и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника.
Для произведений Чайковского характерны ярчайшие контрасты, чрезвычайно напряжённое развитие музыки, в процессе которого обозначается тот или иной исход конфликта. Они имеют много общего со сценической драмой, в которой есть «завязка» действия, развитие его вплоть до предельного обострения — «кульминации» и «развязка», разрешение противоречий.
Чайковский был величайшим симфонистом-драматургом. Творчество композитора — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века. Все мы хоть раз в жизни слышали отрывки из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
- Биография
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. В многодетной семье, где царила атмосфера любви и сердечности. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве.
Музыкальные способности у Чайковского проявились рано, в пять лет он уже играл на фортепиано, знал нотную грамоту и записывал свои музыкальные впечатления. Но к серьезным занятиям композицией он приступил уже в 1861 году, после окончания Училища Правоведения в Санкт-Петербурге, куда семья переехала в 1850 году. В 1862 году, окончательно решив посвятить себя музыке, Чайковский поступил в Петербургскую консерваторию, в которой стал одним из лучших студентов по классу композиции. В 1865 году он закончил консерваторию с серебряной медалью. К этому времени он уже создал несколько значимых произведений, некоторые из которых были, потом включены в его же оперы. По окончании консерватории переехал в Москву, где преподавал в только что основанной консерватории.
Чайковский прожил плодотворную жизнь, оставив в наследие множество произведений, как крупнейших, так и малых форм. Его трудоспособность поражала современников. Его талант требовал выхода и реализации, И, несмотря на частые переезды, — Чайковский в качестве исполнителя своих произведений часто выезжал за границу, на родине он жил в основном летом, — в этот же период, 1875-90 годы, были созданы самые значимые его произведения.
Последние годы жизни П. И. Чайковского были отмечены всемирным признанием его творчества.
Это выражалось не только в восторженном принятии его произведений. В 1892 году он был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, в 1893 — почетным доктором Кембриджского университета.
В эти годы, завершающие непрерывную, двадцативосьмилетнюю композиторскую деятельность, были созданы оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», Симфония № 6, «Патетическая», утвердившая место Чайковского в ряду величайших симфонистов истории музыки.
Жизнь Петра Ильича Чайковского часто оказывалась окруженной тайнами, слухами. Согласно одной из легенд, он покончил с собой в ноябре 1893 года, в рассвете творческих сил. Назывались и разные причины этого поступка, довольно серьезное обвинение для христианина, которым Чайковский, без сомнения, был. Так ли это? Трудно разбираться в сплетнях более чем вековой давности. И слухи эти распускались, скорее. с целью «низвергнуть» гения с пьедестала, чтобы на фоне его не так остро чувствовать свою серость.
25 октября 1893 года композитор скоропостижно скончался от холеры, как и его мать сорок лет назад. Прах великого композитора покоится в некрополе Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.
- Творчество Петра Ильича Чайковского
Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».
Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной помощи Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал:
- 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
- 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
- музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
- 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».
- одночастные симфонические произведения: увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет»;
- фантазии «Буря», «Франческа да Риминн», «Итальянское каприччио»,
- Серенада для струнного оркестра,
- 3 симфонические сюиты,
- «Моцартиана» (4-я сюита),
- 3 концерта для фортепиано с оркестром,
- Концерт для скрипки с оркестром,
- Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
- 3 струнных квартета,
- фортепианное трио «Памяти великого художника»,
- струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
- свыше 100 фортепианных пьес, в том числе: цикл «Времена года», «Детский альбом», 2 сонаты, вальсы, мазурки, скерцо, 100 романсов и др.
Заключение
16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 1893 октября он скоропостижно скончался.
«Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх. В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу. Музыка Чайковского оказала плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.
Творчество композитора Петра Ильича Чайковского — великое сокровище русской культуры XIX века. Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего СССР. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Используемая литература
- Л.М. Конисская. Чайковский в Петербурге. Л-д, Лениздат, 1974г.
- Г. А. Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1982г.
- Л.С. Третьякова. Страницы русской музыки. М., Знание, 1979г.
- П.Е. Вайдман, К.Ю. Давыдова, И.Г. Соколинская. Петр Ильич Чайковский. М., Музыка, 1977г.
Project MUSE — Bullock, Philip RossПётр Чайковский (рецензия)
Энтони Гриттен
- Славянское и восточноевропейское обозрение
- Ассоциация современных гуманитарных исследований
Том 96, номер 2, апрель 2018 г.
- стр. 355-357
- Артикул
- Посмотреть цитату
- Дополнительная информация
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
РЕЗУЛЬТАТЫ 355 Дэвида Бродбека, который подробно описывает прием Сметаны в 1890-х годах немецко-богемским критиком Эдуардом Хансликом. Для Ханслика прочешская или античешская риторика была менее важна в его положительной интерпретации Сметаны, чем немецко-либеральная риторика, сохранившаяся с более раннего периода. В первой главе утверждается, что Сметана находится в рамках национального возрождения в более широком смысле. По причинам, которые не могут быть рассмотрены здесь, ни на каком языке никогда не было написано удовлетворительного общего описания музыки в Чешском национальном возрождении, хотя Зденек Неедлы утверждал в своей незаконченной, но чрезвычайно влиятельной биографии Сметаны, что это была музыка, а не литературы или искусства, которые обеспечили выживание нации до тех пор, пока не пришло время Возрождения и появления Сметаны как его великого героя. Сосредоточив внимание на чешском патриотизме, возникшем после 1848 года, Сен-Пьер предполагает, что Возрождение было движением середины века, уходящим корнями в 1830-е годы; тем не менее, она началась в конце восемнадцатого века (вероятно, в результате германизации школ Иосифом II) с новаторских исследований того периода в области чешского языка и литературы, а также в музыкальной истории Богемии. время, когда «богема» и «чешка» еще не были взаимоисключающими категориями. И это не было полностью сосредоточено ни на Праге, ни на среднем классе. Ни одна современная докторская диссертация не могла бы охватить все это, но новая книга о центральной фигуре Возрождения должна была это сделать. Какими бы ни были ее недостатки, с книгой Сен-Пьера необходимо ознакомиться всем, кто интересуется ее предметом. Он ясно составлен и хорошо написан, и Rochester Press хорошо послужила ему при редактировании ее прозы (хотя указатель, к сожалению, неадекватен). Он особенно ценен живыми подробностями об Умелецкой беседе и ее членах. Сен-Пьер описывает свою книгу как «не конец, а начало»; следует надеяться, что она вернется к этой теме в свое время и напишет окончательную работу об этом важном и все же неуловимом композиторе. И, если эта окончательная работа не должна быть допущена к ТМИ из-за боязни фетишизировать ее, кто-то должен написать жизнь и произведения ради заинтересованных любителей, которые все еще хотели бы быть убежденными в том, что музыку Сметаны стоит слушать. . Роял Холлоуэй, Лондонский университет Джеффри Чу Буллок, Филип Росс. Петр Чайковский. Критические жизни. Книги реакции, Лондон, 2016. 219стр. Иллюстрации. Заметки. Выберите библиографию. Выберите дискографию. 11,99 фунтов стерлингов (мягкая обложка). Это увлекательное чтение, хорошая длина и достаточно легкая для путешествий. Как рассказ о жизни Чайковского, не отягощенный техническим языком, он идеален. Есть разумные переоценки произведений: «Пиковая дама» получает глубокое обсуждение (стр. 156–160), Первая и Шестая симфонии удачно расположены (решение написать Первую было «дерзким выбором», стр. 19), а «Евгений Онегин» читается с точки зрения личных слабостей Чайковского и случайного смешения жизни и искусства (стр. 100). Одной из лучших особенностей книги является широкое использование переписки Чайковского. Это около 5000 писем, из которых 1000 были обменены с Надеждой фон Мекк. Чайковский был чувствителен к превращению частной информации в общественную собственность, хотя и неохотно признавал, что его жизнь в конечном итоге станет биографией (стр. 14) с вводящей в заблуждение «степенью ретроспективной последовательности и неизбежности» (стр. 23). Поэтому он разработал разные тона для разных писем: письма фон Мекку читались совершенно иначе, чем письма его издателю. Писательство, как и сочинение, было маской, и Чайковский считал, что «художник живет двойной жизнью» (Чайковский цитирует с. 15), связанной с принципом «разборчивости как его произведений, так и художественной личности» (стр. 16). , 18, 95). Буллок реалистично оценивает карьеру Чайковского. Чайковский понимал, как развивалась карьера, активно занимался своей и обладал стойкой «трудовой этикой» (стр. 31, 39). Он понимал историческое предубеждение, что музыка — это «призвание» (стр. 26), доставляющее «личное удовольствие» (стр. 30…
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без файлов cookie ваш опыт
Select Bibliography | Tchaikovsky | Oxford Academic
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЧайковскийМузыка бароккоКомпозиторыМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЧайковскийМузыка бароккоКомпозиторыМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
‘Select Bibliography’
,
Tchaikovsky
, Master Musicians Series
(
2009;
online edn,
Oxford Academic
, 3 Oct. 2011
), https: //doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195368925.005.0004,
, по состоянию на 11 декабря 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЧайковскийМузыка бароккоКомпозиторыМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicЧайковскийМузыка бароккоКомпозиторыМузыковедение и история музыкиКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Тема
Музыковедение и история музыкиКомпозиторыМузыка барокко
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.