Творчество композитора чайковского: Жизнь и творчество | Музей-усадьба П.И Чайковского

Чайковский — доклад для урока музыки: биография и творчество композитора

Главная » Музыка » П.И. Чайковский — великий русский композитор

Пётр Чайковский — один из самых известных создателей музыки в мире. Он прожил 53 года и стал автором величайших произведений. Его биография полна интересных событий. Он внёс огромный вклад не только в российскую, но и мировую культуру.

Детство

Пётр Ильич Чайковский родился в посёлке Воткинске Вятской губернии (Удмуртия) в 1840 году. Он рос в большой семье инженера: кроме него было ещё трое детей — два брата и одна сестра. Родители мальчика увлекались музыкой, они умели играть на флейте и пианино. Так маленький Чайковский уже с раннего детства полюбил мелодичное звучание музыкальных инструментов. В 5 лет мальчик уже освоил фортепиано, и ещё через 2 года играл по нотам. В 1850 году вся семья переехала в Санкт-Петербург. В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора. Дети остались на попечении своего отца, который тоже заболел, но сумел выздороветь.

Картина художника А. Пархоменко «Петя Чайковский».

Учёба и начало музыкальной деятельности

Пётр Ильич сначала учился дома, где ему помогала гувернантка. Обучение продолжалось в пансионе, а затем юноша поступил в училище, где преподавали право. Музыкальным творчеством в это время Чайковский занимался на факультативе. Он всерьёз начал интересоваться оперой и балетом, ходил в театры. Некоторое время молодой человек работает юристом, но потом поступает в консерваторию. Во время учёбы композитор создаёт первые великие музыкальные произведения. Некоторые из них вошли в состав балета «Лебединое озеро».

Расцвет творчества

После завершения своего образования Чайковский переезжает в Москву, где становится учителем в консерватории. В 1878 он уезжает из России в Италию, а потом в Швейцарию. Там он создаёт свои знаменитые оперы «Евгений Онегин» и «Опричник», пишет пьесы, которые вошли в сборник «Детский альбом», сочиняет цикл «Времена года» и многие другие. Он постоянно путешествует по разным странам, где его концерты вызывают восторг у зрителей.

Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор.

Поздние годы и смерть

Под конец своей жизни П.И Чайковский возвращается в Москву. Позже селится в маленьком городке Клин, где после его смерти откроется музей композитора. В городе он создаёт школу для крестьян и сочиняет композиции, пишет музыку к балету «Щелкунчик», оперы «Иоланта» и «Пиковая дама». В 1893 году в Петербурге он умер от холеры. Здесь же его и похоронили.

Дом-музей в городе Клин.

Интересные факты из жизни

О жизни Чайковского известно много, но о некоторых фактах знают далеко не все.

  1. Он создавал не только музыкальные произведения, но и писал стихотворения, а также тексты к своим операм.
  2. Учителя музыки, которые давали уроки Чайковскому, не видели в нём особенного таланта.
  3. Композитор очень любил слушать музыку Моцарта.
  4. Пётр Ильич всю свою жизнь путешествовал. Если он долго бывал в других странах, то скучал по своей Родине. Но и в России на одном месте он долго жить не мог.
  5. Музыкант был плохим дирижёром. Даже в училище по этому предмету у него была самая низкая оценка.
  6. Великий композитор помогал тушить пожар в городе Клин, в то время как другие людей просто стояли и смотрели.
  7. Несколько лет Пётр Ильич работал журналистом в газете. Он писал заметки и сообщения для издательств, но не подписывался свои настоящим именем.
  8. В честь великого композитора в 1956 по желанию жителей был назван город Чайковский. Раньше это было небольшое поселение рабочих, которое называлось Сайгатка. Постепенно оно разрослось до города. Он расположен на расстоянии 37 километров от посёлка, где родился музыкант.

Памятник композитору в городе, названном его именем.

Наследие великого композитора

Пётр Ильич Чайковский внёс огромный вклад в российскую и мировую культуру. Его произведения исполняют и любят во всех странах. Творчество великого композитора изменило стиль симфонической музыки и концертов для скрипки с оркестром. В честь создателя бессмертных опер и балетов названы улицы, консерватории, музыкальные училища и колледжи и школы, театры и симфонический оркестр, ему установлены памятники. В домике Чайковского под Москвой обустроен музей его имени.

2018-01-11

О Чайковском

Пётр Ильич Чайковский

6 мая 2020 года состоялась видео-лекция «180 лет со дня рождения П.И.Чайковского». Лекцию ведет Куликова Марина Алексеевна.

Дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину.

Музей-квартира Петра Ильича Чайковского в Воткинске

Мультипликационный фильм на основе музыки из
«Детского альбома» П.И.Чайковского.
«Союзмультфильм» 1977 год.

Музыка Чайковского занимает особое место в отечественной и мировой культуре. Постижение внутреннего мира человека, мечтания о счастье, и в то же время мысли о неотвратимости ударов судьбы. Противопоставление мира грёз и реальной действительности, поэтические образы русской природы и картины народной жизни. Все эти темы, воплощённые в творчестве Чайковского, сделали его музыку особенно близкой огромному количеству слушателей во всём мире.

Родился Пётр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года в посёлке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско – Воткинских заводов.

В большой и дружной семье Чайковских царила атмосфера любви и доброты. Среди братьев и сестёр маленький Пётр выделялся своей одарённостью, необыкновенной эмоциональностью и душевной отзывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах называла его «стеклянный ребёнок».
Музыка окружала будущего композитора с малых лет. Его мать играла на рояле и пела романсы. Отец играл на флейте и часто участвовал в домашних квартетах и трио.
В девятилетнем возрасте мальчика отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для Департамента юстиции. Но музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения, брал уроки музыки, слушал оперы и концерты.

Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе (РМО), которые годом позже стараниями Антона Рубинштейна были преобразованы в первую российскую консерваторию.
Приняв твёрдое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряжённого, упорного труда. Имя Чайковского — одно из первых на памятной доске выдающихся выпускников Петербургской консерватории.
Главным делом жизни Чайковского стало сочинение музыки.

Первыми серьёзными творениями молодого композитора стали увертюра «Гроза» по драме А. Островского и первая симфония, которую Чайковский назвал «Зимние грёзы». В них проявились тот образный строй, способ лирического высказывания и драматургического мышления, которые будут типичны для всего его симфонического творчества.
В 1866 году, приняв приглашение Николая Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета.
К московскому периоду относится создание большого количества произведений: в их числе – оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», три первые симфонии, увертюры – фантазии для оркестра «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», Первый фортепианный концерт, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года» и ряд других инструментальных произведений и романсов.

В эти же годы по заказу Большого театра создан балет «Лебединое озеро». Новаторство «Лебединого озера» — необычность и непохожесть его на всё предшествующее. Трудно поверить, но одни критики упрекали композитора в однообразии тем и мелодий. Другие считали, что музыка балета прекрасна, более того – даже слишком хороша для балета.
Музыка балетов Чайковского открыла новую эпоху в развитии жанра. Созданные им позднее балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — непревзойдённые шедевры.
Интересно, что балет «Щелкунчик», созданный композитором в 1892 году, на протяжении вот уже более ста лет стал главной рождественской музыкой в России.
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально – критической работе. В консерватории он вёл курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев – выдающийся русский композитор, ставший его близким другом.
В конце 1877 года Чайковский принимает решение о выезде за границу. В Италии композитором были завершены Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин».

Четвёртую симфонию композитор посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк. Почитательница таланта Чайковского, вдова промышленника – миллионера, Н.Ф. фон Мекк, узнав о финансовых затруднениях своего кумира, оплатила его долги и в дальнейшем много лет оказывала композитору материальную поддержку.

На рубеже нового десятилетия – в 1890 году – появляется опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина. Также композитор напряженно работает над рядом симфонических и камерных произведений:
пишет программную симфонию «Манфред», Пятую симфонию, увертюры «1812 год», «Гамлет», «Итальянское каприччио». В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов.
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», — писал композитор. Этот замечательный афоризм Чайковского стал для многих деятелей культуры творческим ориентиром.

Имя Чайковского ещё при жизни становится популярным не только в России, но и за рубежом. Композитор с большим успехом выступает как дирижёр симфонических концертов и опер в ряде городов Европы. В 1891 году прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашён по случаю открытия крупнейшего концертного зала – Карнеги-холла.
В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальному музыканту мира.
Еще в 1885 году композитор ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселяется на окраине Клина. Здесь, в общении с любимой русской природой Чайковский создаёт свои лучшие произведения. В том числе Шестую («Патетическую») симфонию. Она была впервые исполнена 16 октября 1893 года в Петербурге под управлением автора.

Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. В ночь с 25 на 26 октября 1893 года великого композитора не стало. После отпевания в Казанском соборе Пётр Ильич Чайковский был похоронен в Александро- Невской лавре.
Прошло более ста лет со дня смерти композитора. Но музыка Чайковского продолжает звучать во всех странах мира. Выдающаяся пианистка современности Юджа Ванг призналась в любви к музыке Чайковского: «Музыка Чайковского, как и вся русская музыка, очень эмоциональная, открытая. Она ничего не таит.» Видимо, в этом её необыкновенная притягательность и сила воздействия.

(07 мая 1840 — 25 октября 1893)

Классическая музыка: 50 лучших композиторов

Стипендия мадам фон Мик дала Чайковскому определенную финансовую независимость и позволила ему оставить работу в консерватории. Эпистоляторные отношения, которые сопровождали это, предоставили ему резонанс. Тем не менее он всегда изо всех сил пытался восстановить свое эмоциональное равновесие. Свободно путешествуя, он скитался по России и большей части Европы в течение шести лет.
 

Поняв, что ему нужно пустить корни, в 1885 году он поселился в Клину, примерно в 60 верстах к северо-западу от Москвы. путешествие:

Италия в 1890 г.; Соединенные Штаты в 1891 году для турне по Восточному побережью и открытия Карнеги-холла, на котором он дирижировал; Англия в 1893 году, чтобы получить степень почетного доктора Кембриджа. Своего рода стабильность вернулась в последние годы его жизни, позволив ему сочинить несколько выдающихся произведений, в том числе балет «Спящая красавица» (1889 г. ), оперу «Пиковая дама» (1890 г.) и Патетическую симфонию (1893 г.) — в ослепительно концентрированных вспышках творчества.
 

Долгое время считалось, что причиной смерти Чайковского вскоре после премьеры последнего произведения стала холера, но нельзя исключать самоубийства. Существует множество теорий относительно того, почему композитор мог решить покончить с собой, в том числе та, что Чайковский принял яд после того, как его старые одноклассники из Школы юриспруденции предъявили ему письмо, в котором он был бы разоблачен как гомосексуал. Истинные обстоятельства его смерти, возможно, никогда не станут известны.
 

В самом начале своей карьеры Чайковский научился быстро делать наброски и нотировать свои произведения, шлифовать и перерабатывать те, которые изначально его не удовлетворяли (в случае Симфоний №№ 1 и 2 и «Ромео и Джульетты» несколько раз ), и сопротивляться искушению поторопиться с завершением партитуры. Он сочинил множество сольных фортепианных произведений, небольшое количество камерных произведений и более 100 песен, многие из которых весьма прекрасны. Но именно в более крупных формах он преуспел. Здесь его продукция была равномерно сбалансирована между сочинениями для сцены — операми и балетами — и симфоническими, причем общим знаменателем был оркестр. В отличие от многих своих коллег, которые практиковали оркестровку, как если бы это было портняжным упражнением, Чайковский мыслил непосредственно с точки зрения оркестрового цвета. Его изобретательность в обращении с инструментами была непревзойденной, но для него звук имел сам оркестр, а не отдельные инструменты, — поэтому все его оркестровые партитуры обладают блестящей звучностью, которую сразу можно определить как «чайковскую».
 

Подобно Моцарту, чьей музыкой он восхищался, Чайковский с готовностью откликнулся на вызов характеристики в своей сценической музыке. Из его десяти опер сейчас чаще всего встречаются «Евгений Онегин» (1879 г.), «Орлеанская дева» (1881 г., по мотивам Шиллера), «Мазепа» (1884 г.) и «Пиковая дама». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», основанные на произведениях Пушкина, вызвали у композитора музыку необычайного богатства и жизненной силы и стали стандартными репертуарными произведениями за пределами России. Их центральные персонажи — один (Онегин), фаталист и презритель, другой (Германн), лихорадочно одержимый карточным выигрышем, — сильно резонировали с Чайковским, отчасти, без сомнения,
потому что оба отвергают любовь, когда ее предлагают. Композитора вряд ли можно упрекнуть в том, что он превратил циничную отстраненность Пушкина от этих персонажей в нечто гораздо более эмоциональное.
 

Среди самых красивых произведений Чайковского — три его балета «Лебединое озеро» (1877 г.), «Спящая красавица» и «Щелкунчик» (1892 г.), которые обитают в сказочном мире, хотя и имеющем темную сторону. Благодаря своему необыкновенному дирижёрскому мастерству Чайковский умел вызывать в каждом из них особую атмосферу и вовлекать слушателей в волшебные истории. Но в то время как сюжеты причудливы, эмоции, затронутые в музыке, глубоко человечны. Превратив роль музыки в балете из грандиозного декоративного жеста в неотъемлемую составляющую драмы на сцене — сначала в «Лебедином озере» и в еще большей степени в «Спящей красавице», — Чайковский произвел революцию в искусстве сочинения танца.
 

Как симфонист Чайковский обогатил репертуар и оказал жизненно важное влияние на более поздних композиторов, таких разных, как Сибелиус, Прокофьев и Шостакович. Из его первых трех симфоний, состоящих из совершенных упражнений, вторая (известная как «Малороссийская») имела наибольший успех, главным образом благодаря своему взрывному финалу и запоминающемуся мелодическому материалу. Но только приступив к работе над Симфонией № 4 фа минор (1877 г.), Чайковский открыл — в выражении горячего чувства — ключ и к мелодическому вдохновению, и к мастерству формы, и, как следствие, обрел свой голос. как симфонический композитор.

Его техника стала заметно увереннее к тому времени, когда он написал программную Симфонию Манфреда (1886), хотя его идеи и не были столь поразительны.
 

Два его последних произведения в форме, с известными только композитору внутренними программами, отличаются особой мрачностью. Траурное начало, резкие перепады настроения и лихорадочная, хотя, в конце концов, неправдоподобно праздничная, кульминация Пятой симфонии (1888 г. ) передают психологическую драму, которую в любом случае трудно выразить словами. В «Патетической» (Симфония № 6 си минор) Чайковский пошел гораздо глубже, создав симфонию самой глубокой личной исповеди, столь же оригинальную по методу и формальному замыслу, как и по тону и эмоциональному содержанию. Английский музыковед Дэвид Браун справедливо охарактеризовал ее как «самую оригинальную симфонию, написанную за семьдесят лет после Девятой симфонии Бетховена».

Чайковский, как Федра Расина, всю свою взрослую жизнь отчаянно пытался скрыть от дневного света темное пламя страсти — в его случае страсти к юношам. То, что он был обеспокоен своей сексуальностью и стыдился ее до глубины души, что мы едва ли можем себе представить сегодня, хорошо задокументировано. Глубоко религиозный, он рассматривал это как болезнь: сказать иначе значило бы привить отношение конца 20-го века к его сверхъестественно чувствительному характеру 19-го века. Больше всего он боялся публичного разоблачения.

Музыка была спасением Чайковского. Он считал выражение эмоций главной задачей своего искусства и нашел в акте композиции свободу выражения эмоций и средства контроля над эмоциями, которых ему очень не хватало в личной жизни. Это правда, что не вся его музыка первоклассна; некоторые из его партитур кажутся формально неуклюжими или малосодержательными, а иногда процесс аргументации кажется слабым. Но лучшая из его музыки в высшей степени совершенна, бесспорно трогательна и более чем иногда трансцендентна.
 

Петр Ильич Чайковский

«Жалеть о прошлом и надеяться на будущее никогда не удовлетворялось
с настоящим: так проходит моя жизнь».

Петр Ильич Чайковский.

Чайковский не был вундеркиндом, как
Моцарта, он не проявил себя как великий талант в молодые годы —
ни как пианист, ни как композитор. Его жизнь в музыке не была
плавно и предсказуемо. Чайковский считается самым популярным
Русский композитор, и даже «самый русский» композитор,
хотя он и не был похож на Глинку, преданного служению
национальности и, без сомнения, находился под влиянием немецкого, итальянского и
французские композиторы. Даже среди других достаточно известных российских
современники, «Могучая пятерка», как они известны ***,
он остается в стороне: его музыку считали слишком западной, хотя она
были написаны в период подъема национального движения.

Чайковский родился в семье среднего класса.
семья горного инспектора. С ранних лет его жизнь была наполнена
с мелодиями Моцарта, Россини, Беллини, Доничетти, сыгранными на
Оркестрина его отцом. Мальчик, скорее всего, обучался игре на фортепиано у
его мать, показала абсолютный слух и замечательную музыкальную память.
Но родители не обращали внимания на его музыкальные способности.
Один раз, правда, однажды он так увлекся ритмом, постукивая
пальцами по оконному стеклу, что он разбил окно, порезав
его рука. Этот инцидент побудил его родителей нанять репетитора музыки.
для молодого Петра.

У Чайковского уроков музыки не было
очень регулярно. В девять лет его отправили в Школу им.
Юриспруденцию в Петербурге, где учился до 1861.
В эти годы музыкальная деятельность молодого композитора была
минимальным, хотя и ходил на спектакли очень известных
музыкантов, таких как Клара Шуман, а также часто посещал итальянские
опера, которая была очень популярна в то время. Вне школы он взял
уроки музыки по воскресеньям у пианиста Рудольфа Кундингера, но
Учитель не обнаружил в своем ученике особого таланта. Никто не мог
увидеть в молодом Чайковском то, чем он впоследствии станет. Его одноклассники
вспомнили, что были поражены его импровизацией на темы
из модной оперы, а главным образом музыкальными приемами, он мог
продемонстрировать, как угадывание клавиш и игра на фортепиано, покрытые
полотенце.

После окончания Школы
Юриспруденцию Чайковский начал свою государственную службу в
административное деление Министерства юстиции г.
в Петербурге, пытаясь найти свою нишу на этом поприще. По его словам
брат Модест, написавший наиболее подробную биографию
композитор, первое указание на его намерение изменить свою карьеру
датируется 1861 годом, когда в письме к сестре Александре он писал:
«Папа уверяет, что мне еще не поздно стать
художник Но дело в том, что если у меня и есть какой-то талант, то
наверное уже невозможно его развивать. Они сделали клерком
из меня, и притом бедного: я стараюсь совершенствоваться настолько, насколько могу
может, к моей работе отнестись серьезнее — а теперь заняться основательным басом
одновременно!»

Это время было переломным моментом по-русски
музыкальная жизнь. В 1857 году было образовано Русское музыкальное общество, которое
вскоре перенес классическую музыку из аристократических салонов в
общественный. Было открыто много музыкальных классов для общего
образование, которое, конечно же, породило профессиональное образование как
хорошо.> Об этих занятиях Чайковскому рассказал его двоюродный брат,
молодой офицер конных гренадеров, который однажды упомянул, что он
«может сделать переход от одного ключа к любому другому не более чем
чем три аккорда» и тут же продемонстрировал. «Я
считал себя более талантливым, чем он в музыкальном плане, но в то же время
время я был не в состоянии сделать такую ​​вещь», сказал он своему другу
Михаил Кашкин: «Когда я спросил, откуда он это узнал, я
узнал, что Русское музыкальное общество предлагает занятия по музыке
теория, где можно научиться всем этим хитростям; я пошел
сразу к тем классам и записался на одитирование того, который преподавал
Николая Зарембы». Это был поворотный момент его жизни: на
В сентябре 1862 года Чайковский был одним из первых учеников нового
открыл Петербургскую консерваторию.

Занятия по оркестровке и
композиция с одним из самых значимых музыкантов шляпного времени,
директор Санкт-Петербургской консерватории Антон Рубинштейн, стал
центральное место в этюдах Чайковского. Его учение было
импровизационный, да еще и с не очень широким музыкальным кругозором,
Рубинштейн был не только великим пианистом и композитором, «но и
человек редкого благородства, искренний, честный, великодушный, настроенный на любой
низость или вульгарность, с ясным, прямым умом как
учитель, он был бесподобен» ***

Антон Рубинштейн признан выдающимся
талант в своем ученике и хотел поощрять его. Он устроил
привлечь внимание к одной из первых серьезных работ своего ученика
Иоганна Штрауса. Исполнение « Характеристика
танцы»
***,
включена позже в первую оперу Чайковского «The
«Воевода» действительно было первым публичным выступлением любого из
его работы.

Еще до выпуска Чайковский
уже сочинил Увертюру фа и часть Струнного квартета
в си-бемоль, оба из которых были исполнены в студенческих концертах в
консерватория. В качестве дипломной работы Чайковский предложил свою
кантата на текст оды Шиллера «An die Freude».
тот же текст, что и в Девятой симфонии Бетховена). Реакция на это была
почти всегда неблагоприятны. Композитор Александр Серов
разочарование, комментируя: «Нет, кантата нехорошая. Я
от Чайковского ожидал гораздо большего».
композитор и музыкальный критик Сезар Кюи утверждал, что
композитор г-н Чайковский совершенно слаб, и если бы у него был какой-нибудь талант,
то хоть где-то разорвало бы цепи
консерватория»

В эти годы Чайковский работал как
ассистент преподавателя в классе гармонии. За несколько недель до своего
окончания школы он был приглашен братом Антона Рубинштейна Николаем в
преподавал в только что созданной Московской консерватории. Чайковский, вар.
мягкий и обаятельный человек, очень быстро стал участником музыкальных
семье, привлекая людей не только многообещающим талантом, но и
в основном своим характером. Но его творческие усилия все же не были
еще продуктивно. В начале 1866 года он начал работу над своей первой симфонией.
«Зимние грезы». Это было время бесконечной депрессии,
нагнетается бессонницей. Ненормальные роды убивали его сон, и
бессонные ночи истощали его энергию и парализовали его творческие способности.
сила. В середине июля, как сказал его врач, Чайковский был
даже близко к безумию. В сентябре он показал недостроенный еще
счет своим бывшим учителям — Антону Рубинштейну и Николаю Зарембе.
К его ужасу, оба мужчины не любили симфонию. Но
«Москва Рубинштейн», Николаю понравилось и в декабре
сыграл скерцо из него на концерте Русского музыкального
Общество. Полное исполнение этого произведения в феврале 1868 г.
оглушительный успех, который вывел ее в ряд одной из первых
симфонии, написанные русским композитором. «Зима
Мечты», наполненный народными мотивами, уже показали
собственный стиль Чайковского. Это был его первый триумф, но осознавая
количество недостатков в произведении, Чайковский решил его переписать.
Воодушевленный своими первыми удачными произведениями, Чайковский начал работать
на свою первую оперу, на либретто известного русского
драматург Александр Островский. Он сочинял с большой скоростью и
энтузиазмом, но по неопытности сделал ряд сценографических
ошибки. «Я действительно писал музыку на заданный текст, без представления
огромной разнице между симфонией и оперой с точки зрения
стиле». Первый спектакль, который состоялся в Большом
Театр не имел большого успеха — Национальная опера не была столь успешной.
популярен как итальянский. Русским композиторам не разрешалось даже
преимущества полного оркестра и второсортных певцов были
считается достаточно хорошим. Тем не менее, опера была исполнена во всех
около десяти раз. Потом Чайковский сжег партитуру, может быть.
от разочарования. Но некоторые части этой первой оперы были бы
включен в его более позднюю оперу «Опричник».

Следующее произведение Чайковского, фантазия
«Фатум», пополнивший список его неудач, был
выступил в марте 1869 г. с некоторым успехом. И снова неудовлетворенный
Это Чайковский уничтожил партитуру.

Скоро должен был наступить конец его неудач.
Весной 1869 года Балакирев обсуждал с молодыми талантливыми
композитор намечает план своего следующего произведения – Фантастической увертюры «Ромео
и Джульетта». Они очень тщательно обсудили все детали.
Позднее Кашкин писал об этом разговоре: «План, приспособленный к
форма сонаты, была следующей: во-первых, введение религиозного
характер, за которым следует Аллегро си минор (Балакирев предложил
большинство тональностей) должен был изобразить вражду между
Монтекки и Капулетти Затем последовала любовь Ромео и
Джульетта (вторая тема ре-бемоль мажор), за которой последовала разработка
оба предмета.» Чайковский приехал из отпуска в
Сентябрь с почти законченной партитурой. Но злая судьба не
забыть молодого композитора. Вечером 4 марта 1870 г.
Николай Рубинштейн появился в зале Московской консерватории, чтобы
вести свою работу, которой пророчили большой успех. Но он
была встречена фантастическая демонстрация студентов против него,
после инцидента со студенткой консерватории возмутился
выговор. «Ромео и Джульетта» была опубликована в 1871 г.
Берлине и действительно стал одним из самых популярный классический
шедевры.
***

Следующие семь лет (1871-1877) были более
или менее успешными в творчестве Чайковского. Его следующие два
оперы не были хороши: «Ундина» была отвергнута
Театральная режиссура «Снегурочка» (Снегурочка) сделала
не иметь успеха (не то что опера Римского-Корсакова того же
тема). Но в то же время Чайковский сочинял такие известные произведения
как Вторая симфония («Малороссийская», почти полностью
состоящая из вариаций на русские народные мелодии), Третья симфония,
опера «Вакула-кузнец», имевшая значительное
успех в России и Европе, но позже был переделан в оперу
«Черевичек»; опера «Опричник» —
большое продвижение его предыдущих опер «Ундина» и
«Воевода»; балет «Лебединое озеро»,
Фантазия «Франческа ди Римини» и др.

К этому периоду относится Концерт для фортепиано с оркестром.
си-бемоль минор. М.Кашкин рассказывает интересную историю рождения
своего произведения: «Чайковский, который давно имел в виду
сочинить пинофорте-концерт для Николая Рубинштейна, приступить к этому
произведение зимой 1874 г. Изобретение пассажей для фортепиано
в сочетании с оркестром давалось ему нелегко: но в феврале
1875 г. композиция была вполне готова. Чайковский взял готовое
партитуру Николаю Рубинштейну, а на титульном листе была начертана
преданность ему. Но он, по-видимому, был неприятно удивлен
что Чайковский, не будучи пианистом, не спрашивал его совета
о партии фортепиано». Как позже писал Чайковский в своей
письмо, Рубинштейн, в частности, сказал, что «было невозможно
играть, что пассажи были избиты, корявы и так неуклюжи
что их нельзя было даже исправить, что как композиция
было плохо, вульгарно». Но Чайковский решил опубликовать
концерт без изменения ни одной ноты. Только посвящение было
заменен на Ганса фон Бюлова, который выступил для него первым
время в Бостоне с большим успехом.

1877 год был самым переломным для
Чайковский. В августе он женился на Антонине Милюковой. Она была
один из его учеников, написавший ему признание в любви.
«Письмо было написано так искренне, так тепло, что я
решил ответить на него.» «Я женюсь на девушке не
особенным молодым, но вполне респектабельным и имеющим одну главную
добродетель: она влюблена в меня, как кошка» В день
брака он написал несколько бравурных писем своим друзьям, сообщая
им этого события. Но в поезде до Петербурга, где они
хотели провести свои первые дни вместе, он был «готов
кричать от рыданий, которые душили меня».
оказалось настоящей катастрофой для его жизни. Позднее в письме к
родственникам, он писал: «Она согласилась с абсолютно
все и никогда не буду недоволен, я приберегла для себя
полная свобода действий» У него было только одно желание — умереть.
Уже неделю он пытался покончить жизнь самоубийством, стоя в холодной Москве-реке.
воды по одной причине: простудиться и умереть от пневмонии.
Главной дилеммой в его жизни в этот момент была проблема Чайковского.
гомосексуальность. Во время учебы в школе юриспруденции для мальчиков,
он был вовлечен в гомосексуальные отношения с другими студентами. Такой
опыт, даже если он имеет место в наиболее важный период
психологическое развитие, не обязательно ведет к будущему
гомосексуальность. Чайковский, скорее всего, не считал себя
исключительно гомосексуал и, вероятно, рассматривал свой брак как возможный
решение его сексуальных проблем. Может быть, его чрезвычайная чувствительность
сыграл очень важную роль, которую он унаследовал от отца.
С ранних лет он был очень истеричным, нервным и восприимчивым.
Многие из его психических проблем, вероятно, передались ему генетически:
по крайней мере, один из его предков по материнской линии страдал от
эпилепсия, и Чайковский мог проявиться, хотя и в меньшей степени.
формы, некое вторичное проявление этого расстройства (все его
«маленькие апоплексические удары»). В первые годы его нашли
иметь проблемы со спинным мозгом, которые, как сказали врачи,
причиной его чрезвычайной чувствительности и нервозности. Эти факторы
вместе взятые сделали его жизнь очень несчастной и неудовлетворительной. В
в то же время, возможно, они сделали его музыку более сентиментальной, более
мелодичный. Герман Ларош, музыкальный критик и один из
Позже лучшие друзья Чайковского и другие критики небрежно
предположить, что даже музыка Чайковского носила отпечаток его
«женский» характер. Это описание композитора
себя сильно не любил.

В этот очень тяжелый период своей жизни,
Чайковский написал два своих величайших произведения: оперу «Евгений
Онегин» и Четвертой симфонии. Блестящий концерт для скрипки с оркестром
также относится к концу 1870-х гг.

Некоторое время назад, примерно в 1876 году, богатый
вдова появилась в лайве Чайковского. Надежда фон Мекк, покровительница
искусства, давал доход композитору, чтобы покрыть его основную жизнь
расходы, что позволило ему оставить преподавательскую должность в
Консерватория и сочинять. Они никогда не встречались, но очень скоро стали
очень хорошие и близкие друзья. Четырнадцать лет спустя миссис фон Мекк
внезапно прекратил финансирование Чайковского без какой-либо возможности
продолжать дружбу — удар с Чайковским никогда полностью
выздоровел.

В 1893 году Чайковский умер от холеры.

Последние годы жизни Чайковского были
очень продуктивно. «Пиковая дама», «Спящая
Красота», симфоническая поэма «Манфред», лирическая
опера в одном действии «Иоланта», знаменитая фея в двух действиях
балет «Щелкунчик», Шестая симфония — это
далеко не полный список его поздних произведений. Последние работы не
нуждаются в одобрении критиков. Он прославился не только в России,
а в Европе и в Америке, как несравненный мастер-оркестратор,
как гений в создании мелодий. Последняя симфония —
«Жалкий», самый меланхоличный среди всех (каждый из
его симфонии имеют определенную окраску. Второй был написан в
национальными традициями, Третью — влияниями Шумана.
энтузиазма, Форт — единственный юмористический, Пятый —
считается самым слабым, имеет религиозные чувства). Есть
много критических мнений по поводу его произведений: в его симфоническом,
как и в его инструментальном творчестве можно найти слабость: быть
ультрамелодичный, способный находить выразительные музыкальные идеи в своих
работа, он, кажется, с трудом бросает ее; критика
своих романсов, что Чайковский считал музыку наиболее
важный элемент песни.

Но даже соглашаясь с этой критикой,
невозможно не признать Чайковского одним из самых
значимые композиторы в истории, чья музыка до сих пор очень популярна
и любимый людьми в мире.

 

Работы

Опус Номер

По типу

Предложения по прослушиванию

Будет добавлено

Источники

  1. Познанский Александр. «Чайковский. В поисках
    Внутренний человек».