Содержание
Чайковский — доклад для урока музыки: биография и творчество композитора
Главная » Музыка » П.И. Чайковский — великий русский композитор
Пётр Чайковский — один из самых известных создателей музыки в мире. Он прожил 53 года и стал автором величайших произведений. Его биография полна интересных событий. Он внёс огромный вклад не только в российскую, но и мировую культуру.
Детство
Пётр Ильич Чайковский родился в посёлке Воткинске Вятской губернии (Удмуртия) в 1840 году. Он рос в большой семье инженера: кроме него было ещё трое детей — два брата и одна сестра. Родители мальчика увлекались музыкой, они умели играть на флейте и пианино. Так маленький Чайковский уже с раннего детства полюбил мелодичное звучание музыкальных инструментов. В 5 лет мальчик уже освоил фортепиано, и ещё через 2 года играл по нотам. В 1850 году вся семья переехала в Санкт-Петербург. В 1854 году от холеры умерла мать будущего композитора. Дети остались на попечении своего отца, который тоже заболел, но сумел выздороветь.
Картина художника А. Пархоменко «Петя Чайковский».
Учёба и начало музыкальной деятельности
Пётр Ильич сначала учился дома, где ему помогала гувернантка. Обучение продолжалось в пансионе, а затем юноша поступил в училище, где преподавали право. Музыкальным творчеством в это время Чайковский занимался на факультативе. Он всерьёз начал интересоваться оперой и балетом, ходил в театры. Некоторое время молодой человек работает юристом, но потом поступает в консерваторию. Во время учёбы композитор создаёт первые великие музыкальные произведения. Некоторые из них вошли в состав балета «Лебединое озеро».
Расцвет творчества
После завершения своего образования Чайковский переезжает в Москву, где становится учителем в консерватории. В 1878 он уезжает из России в Италию, а потом в Швейцарию. Там он создаёт свои знаменитые оперы «Евгений Онегин» и «Опричник», пишет пьесы, которые вошли в сборник «Детский альбом», сочиняет цикл «Времена года» и многие другие. Он постоянно путешествует по разным странам, где его концерты вызывают восторг у зрителей.
Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор.
Поздние годы и смерть
Под конец своей жизни П.И Чайковский возвращается в Москву. Позже селится в маленьком городке Клин, где после его смерти откроется музей композитора. В городе он создаёт школу для крестьян и сочиняет композиции, пишет музыку к балету «Щелкунчик», оперы «Иоланта» и «Пиковая дама». В 1893 году в Петербурге он умер от холеры. Здесь же его и похоронили.
Дом-музей в городе Клин.
Интересные факты из жизни
О жизни Чайковского известно много, но о некоторых фактах знают далеко не все.
- Он создавал не только музыкальные произведения, но и писал стихотворения, а также тексты к своим операм.
- Учителя музыки, которые давали уроки Чайковскому, не видели в нём особенного таланта.
- Композитор очень любил слушать музыку Моцарта.
- Пётр Ильич всю свою жизнь путешествовал. Если он долго бывал в других странах, то скучал по своей Родине. Но и в России на одном месте он долго жить не мог.
- Музыкант был плохим дирижёром. Даже в училище по этому предмету у него была самая низкая оценка.
- Великий композитор помогал тушить пожар в городе Клин, в то время как другие людей просто стояли и смотрели.
- Несколько лет Пётр Ильич работал журналистом в газете. Он писал заметки и сообщения для издательств, но не подписывался свои настоящим именем.
- В честь великого композитора в 1956 по желанию жителей был назван город Чайковский. Раньше это было небольшое поселение рабочих, которое называлось Сайгатка. Постепенно оно разрослось до города. Он расположен на расстоянии 37 километров от посёлка, где родился музыкант.
Памятник композитору в городе, названном его именем.
Наследие великого композитора
Пётр Ильич Чайковский внёс огромный вклад в российскую и мировую культуру. Его произведения исполняют и любят во всех странах. Творчество великого композитора изменило стиль симфонической музыки и концертов для скрипки с оркестром. В честь создателя бессмертных опер и балетов названы улицы, консерватории, музыкальные училища и колледжи и школы, театры и симфонический оркестр, ему установлены памятники. В домике Чайковского под Москвой обустроен музей его имени.
2018-01-11
О Чайковском
Пётр Ильич Чайковский
6 мая 2020 года состоялась видео-лекция «180 лет со дня рождения П.И.Чайковского». Лекцию ведет Куликова Марина Алексеевна.
Дом-музей Петра Ильича Чайковского в Клину.
Музей-квартира Петра Ильича Чайковского в Воткинске
Мультипликационный фильм на основе музыки из
«Детского альбома» П.И.Чайковского.
«Союзмультфильм» 1977 год.
Музыка Чайковского занимает особое место в отечественной и мировой культуре. Постижение внутреннего мира человека, мечтания о счастье, и в то же время мысли о неотвратимости ударов судьбы. Противопоставление мира грёз и реальной действительности, поэтические образы русской природы и картины народной жизни. Все эти темы, воплощённые в творчестве Чайковского, сделали его музыку особенно близкой огромному количеству слушателей во всём мире.
Родился Пётр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая по новому стилю) 1840 года в посёлке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско – Воткинских заводов.
В большой и дружной семье Чайковских царила атмосфера любви и доброты. Среди братьев и сестёр маленький Пётр выделялся своей одарённостью, необыкновенной эмоциональностью и душевной отзывчивостью. Его любимая гувернантка, француженка Фанни Дюрбах называла его «стеклянный ребёнок».
Музыка окружала будущего композитора с малых лет. Его мать играла на рояле и пела романсы. Отец играл на флейте и часто участвовал в домашних квартетах и трио.
В девятилетнем возрасте мальчика отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для Департамента юстиции. Но музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения, брал уроки музыки, слушал оперы и концерты.
Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе (РМО), которые годом позже стараниями Антона Рубинштейна были преобразованы в первую российскую консерваторию.
Приняв твёрдое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряжённого, упорного труда. Имя Чайковского — одно из первых на памятной доске выдающихся выпускников Петербургской консерватории.
Главным делом жизни Чайковского стало сочинение музыки.
Первыми серьёзными творениями молодого композитора стали увертюра «Гроза» по драме А. Островского и первая симфония, которую Чайковский назвал «Зимние грёзы». В них проявились тот образный строй, способ лирического высказывания и драматургического мышления, которые будут типичны для всего его симфонического творчества.
В 1866 году, приняв приглашение Николая Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. Здесь его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета.
К московскому периоду относится создание большого количества произведений: в их числе – оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», три первые симфонии, увертюры – фантазии для оркестра «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», Первый фортепианный концерт, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года» и ряд других инструментальных произведений и романсов.
В эти же годы по заказу Большого театра создан балет «Лебединое озеро». Новаторство «Лебединого озера» — необычность и непохожесть его на всё предшествующее. Трудно поверить, но одни критики упрекали композитора в однообразии тем и мелодий. Другие считали, что музыка балета прекрасна, более того – даже слишком хороша для балета.
Музыка балетов Чайковского открыла новую эпоху в развитии жанра. Созданные им позднее балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — непревзойдённые шедевры.
Интересно, что балет «Щелкунчик», созданный композитором в 1892 году, на протяжении вот уже более ста лет стал главной рождественской музыкой в России.
Несмотря на интенсивное творчество, Чайковский в эти годы уделял много времени педагогической и музыкально – критической работе. В консерватории он вёл курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Любимым учеником Чайковского был Сергей Иванович Танеев – выдающийся русский композитор, ставший его близким другом.
В конце 1877 года Чайковский принимает решение о выезде за границу. В Италии композитором были завершены Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин».
Четвёртую симфонию композитор посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк. Почитательница таланта Чайковского, вдова промышленника – миллионера, Н.Ф. фон Мекк, узнав о финансовых затруднениях своего кумира, оплатила его долги и в дальнейшем много лет оказывала композитору материальную поддержку.
На рубеже нового десятилетия – в 1890 году – появляется опера «Пиковая дама» на сюжет одноименной повести Пушкина. Также композитор напряженно работает над рядом симфонических и камерных произведений:
пишет программную симфонию «Манфред», Пятую симфонию, увертюры «1812 год», «Гамлет», «Итальянское каприччио». В 1880-е годы он написал большое количество психологических романсов.
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», — писал композитор. Этот замечательный афоризм Чайковского стал для многих деятелей культуры творческим ориентиром.
Имя Чайковского ещё при жизни становится популярным не только в России, но и за рубежом. Композитор с большим успехом выступает как дирижёр симфонических концертов и опер в ряде городов Европы. В 1891 году прошли концерты Чайковского в Америке, куда он был приглашён по случаю открытия крупнейшего концертного зала – Карнеги-холла.
В 1893 году в Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальному музыканту мира.
Еще в 1885 году композитор ощутил потребность в постоянном домашнем очаге, где можно было бы, по возращении из путешествий, целиком отдаваться творчеству. Он поселяется на окраине Клина. Здесь, в общении с любимой русской природой Чайковский создаёт свои лучшие произведения. В том числе Шестую («Патетическую») симфонию. Она была впервые исполнена 16 октября 1893 года в Петербурге под управлением автора.
Через несколько дней Чайковский тяжело заболел. В ночь с 25 на 26 октября 1893 года великого композитора не стало. После отпевания в Казанском соборе Пётр Ильич Чайковский был похоронен в Александро- Невской лавре.
Прошло более ста лет со дня смерти композитора. Но музыка Чайковского продолжает звучать во всех странах мира. Выдающаяся пианистка современности Юджа Ванг призналась в любви к музыке Чайковского: «Музыка Чайковского, как и вся русская музыка, очень эмоциональная, открытая. Она ничего не таит.» Видимо, в этом её необыкновенная притягательность и сила воздействия.
(07 мая 1840 — 25 октября 1893)
Классическая музыка: 50 лучших композиторов
Стипендия мадам фон Мик дала Чайковскому определенную финансовую независимость и позволила ему оставить работу в консерватории. Эпистоляторные отношения, которые сопровождали это, предоставили ему резонанс. Тем не менее он всегда изо всех сил пытался восстановить свое эмоциональное равновесие. Свободно путешествуя, он скитался по России и большей части Европы в течение шести лет.
Поняв, что ему нужно пустить корни, в 1885 году он поселился в Клину, примерно в 60 верстах к северо-западу от Москвы. путешествие:
Италия в 1890 г.; Соединенные Штаты в 1891 году для турне по Восточному побережью и открытия Карнеги-холла, на котором он дирижировал; Англия в 1893 году, чтобы получить степень почетного доктора Кембриджа. Своего рода стабильность вернулась в последние годы его жизни, позволив ему сочинить несколько выдающихся произведений, в том числе балет «Спящая красавица» (1889 г. ), оперу «Пиковая дама» (1890 г.) и Патетическую симфонию (1893 г.) — в ослепительно концентрированных вспышках творчества.
Долгое время считалось, что причиной смерти Чайковского вскоре после премьеры последнего произведения стала холера, но нельзя исключать самоубийства. Существует множество теорий относительно того, почему композитор мог решить покончить с собой, в том числе та, что Чайковский принял яд после того, как его старые одноклассники из Школы юриспруденции предъявили ему письмо, в котором он был бы разоблачен как гомосексуал. Истинные обстоятельства его смерти, возможно, никогда не станут известны.
В самом начале своей карьеры Чайковский научился быстро делать наброски и нотировать свои произведения, шлифовать и перерабатывать те, которые изначально его не удовлетворяли (в случае Симфоний №№ 1 и 2 и «Ромео и Джульетты» несколько раз ), и сопротивляться искушению поторопиться с завершением партитуры. Он сочинил множество сольных фортепианных произведений, небольшое количество камерных произведений и более 100 песен, многие из которых весьма прекрасны. Но именно в более крупных формах он преуспел. Здесь его продукция была равномерно сбалансирована между сочинениями для сцены — операми и балетами — и симфоническими, причем общим знаменателем был оркестр. В отличие от многих своих коллег, которые практиковали оркестровку, как если бы это было портняжным упражнением, Чайковский мыслил непосредственно с точки зрения оркестрового цвета. Его изобретательность в обращении с инструментами была непревзойденной, но для него звук имел сам оркестр, а не отдельные инструменты, — поэтому все его оркестровые партитуры обладают блестящей звучностью, которую сразу можно определить как «чайковскую».
Подобно Моцарту, чьей музыкой он восхищался, Чайковский с готовностью откликнулся на вызов характеристики в своей сценической музыке. Из его десяти опер сейчас чаще всего встречаются «Евгений Онегин» (1879 г.), «Орлеанская дева» (1881 г., по мотивам Шиллера), «Мазепа» (1884 г.) и «Пиковая дама». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», основанные на произведениях Пушкина, вызвали у композитора музыку необычайного богатства и жизненной силы и стали стандартными репертуарными произведениями за пределами России. Их центральные персонажи — один (Онегин), фаталист и презритель, другой (Германн), лихорадочно одержимый карточным выигрышем, — сильно резонировали с Чайковским, отчасти, без сомнения,
потому что оба отвергают любовь, когда ее предлагают. Композитора вряд ли можно упрекнуть в том, что он превратил циничную отстраненность Пушкина от этих персонажей в нечто гораздо более эмоциональное.
Среди самых красивых произведений Чайковского — три его балета «Лебединое озеро» (1877 г.), «Спящая красавица» и «Щелкунчик» (1892 г.), которые обитают в сказочном мире, хотя и имеющем темную сторону. Благодаря своему необыкновенному дирижёрскому мастерству Чайковский умел вызывать в каждом из них особую атмосферу и вовлекать слушателей в волшебные истории. Но в то время как сюжеты причудливы, эмоции, затронутые в музыке, глубоко человечны. Превратив роль музыки в балете из грандиозного декоративного жеста в неотъемлемую составляющую драмы на сцене — сначала в «Лебедином озере» и в еще большей степени в «Спящей красавице», — Чайковский произвел революцию в искусстве сочинения танца.
Как симфонист Чайковский обогатил репертуар и оказал жизненно важное влияние на более поздних композиторов, таких разных, как Сибелиус, Прокофьев и Шостакович. Из его первых трех симфоний, состоящих из совершенных упражнений, вторая (известная как «Малороссийская») имела наибольший успех, главным образом благодаря своему взрывному финалу и запоминающемуся мелодическому материалу. Но только приступив к работе над Симфонией № 4 фа минор (1877 г.), Чайковский открыл — в выражении горячего чувства — ключ и к мелодическому вдохновению, и к мастерству формы, и, как следствие, обрел свой голос. как симфонический композитор.
Его техника стала заметно увереннее к тому времени, когда он написал программную Симфонию Манфреда (1886), хотя его идеи и не были столь поразительны.
Два его последних произведения в форме, с известными только композитору внутренними программами, отличаются особой мрачностью. Траурное начало, резкие перепады настроения и лихорадочная, хотя, в конце концов, неправдоподобно праздничная, кульминация Пятой симфонии (1888 г. ) передают психологическую драму, которую в любом случае трудно выразить словами. В «Патетической» (Симфония № 6 си минор) Чайковский пошел гораздо глубже, создав симфонию самой глубокой личной исповеди, столь же оригинальную по методу и формальному замыслу, как и по тону и эмоциональному содержанию. Английский музыковед Дэвид Браун справедливо охарактеризовал ее как «самую оригинальную симфонию, написанную за семьдесят лет после Девятой симфонии Бетховена».
Чайковский, как Федра Расина, всю свою взрослую жизнь отчаянно пытался скрыть от дневного света темное пламя страсти — в его случае страсти к юношам. То, что он был обеспокоен своей сексуальностью и стыдился ее до глубины души, что мы едва ли можем себе представить сегодня, хорошо задокументировано. Глубоко религиозный, он рассматривал это как болезнь: сказать иначе значило бы привить отношение конца 20-го века к его сверхъестественно чувствительному характеру 19-го века. Больше всего он боялся публичного разоблачения.
Музыка была спасением Чайковского. Он считал выражение эмоций главной задачей своего искусства и нашел в акте композиции свободу выражения эмоций и средства контроля над эмоциями, которых ему очень не хватало в личной жизни. Это правда, что не вся его музыка первоклассна; некоторые из его партитур кажутся формально неуклюжими или малосодержательными, а иногда процесс аргументации кажется слабым. Но лучшая из его музыки в высшей степени совершенна, бесспорно трогательна и более чем иногда трансцендентна.
«Жалеть о прошлом и надеяться на будущее никогда не удовлетворялось Петр Ильич Чайковский. Чайковский не был вундеркиндом, как Чайковский родился в семье среднего класса. У Чайковского уроков музыки не было После окончания Школы Это время было переломным моментом по-русски Занятия по оркестровке и Антон Рубинштейн признан выдающимся Еще до выпуска Чайковский В эти годы Чайковский работал как Следующее произведение Чайковского, фантазия Скоро должен был наступить конец его неудач. Следующие семь лет (1871-1877) были более К этому периоду относится Концерт для фортепиано с оркестром. 1877 год был самым переломным для В этот очень тяжелый период своей жизни, Некоторое время назад, примерно в 1876 году, богатый В 1893 году Чайковский умер от холеры. Последние годы жизни Чайковского были Но даже соглашаясь с этой критикой,
РаботыОпус Номер По типу Предложения по прослушиваниюБудет добавлено Источники
|