Содержание
Trojden | Образование Древнерусского государства: Пчелов Е. В.
«Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля…»?
Какой след IX—XII века оставили в истории и культуре России?
Вспомните, какое положение занимал князь у восточных славян.
1. Первые русские князья. К середине IX века посёлки восточных славян, являвшиеся центрами племён, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, на высоких холмах. Их центр обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов.
Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности.
Мы мало знаем о первых русских князьях. По легенде, город Киев, стоявший в земле полян, был основан неким Кием, его братьями — Щёком и Хоривом и сестрой —Лыбедью.
Памятник основателям Киева. Скульптор В. З. Бородай, архитектор Н.М. Фещенко. 1982 г.
Кто изображён на памятнике основателям Киева?
О Кии сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он был перевозчиком на Днепре. По другой — отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян — Царьград).
Названия некоторых других городов и племён тоже произошли от имён князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей — Радим.
Конечно, всё это сведения легендарного характера. Но они показывают, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племён существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство.
1. Назовите отличительные признаки славянских городов от обычных племенных поселений. Где возникали города?
2. По карте (с. 40) назовите города, ставшие центрами первых русских княжеств.
2. Варяги на Руси. На юге соседом восточных славян была Византийская империя. На востоке, в Среднем Поволжье, — Волжская Булгария. Южнее располагались земли Хазарского каганата. А на севере в середине VIII века у славян появились новые соседи — варяги.
Так на Руси называли жителей Скандинавии — предков нынешних шведов, датчан и норвежцев. В Западной Европе их называли норманнами, а сами себя они именовали викингами. Варяги занимались морским разбоем и торговлей. Плавали они и по рекам, продвигаясь в глубь незнакомых земель.
1. Ладья варягов. 2. Вооружение варягов. 3. Инструменты торговца эпохи варягов
Торг в стране восточных славян. Художник С.В. Иванов. 1909 г.
1. Укажите на картине восточных славян.
2. Какие товары предлагают славянам иностранные купцы? Чем славяне торгуют с «заморскими гостями»?
По Неве, Волхову, Ловати и Днепру варягам удалось пройти через славянские земли к Чёрному морю. Путь, который шёл по русским землям, стал называться путём «из варяг в греки». И хотя путь этот был нелёгок и опасен, на всём его протяжении шла бойкая торговля. Купеческие суда шли «из варяг в греки» и «из грек в варяги». Из Руси везли меха, воск и мёд. Из Византии — ткани и золото. Этот торговый путь объединял разрозненные славянские племена.
1. Что общего между терминами «викинги», «норманны» и «варяги»? Вспомните, что вы узнали о варягах из курса истории Средних веков.
2. По карте (с. 40) и документу (с. 43) проследите путь «из варяг в греки». С какими трудностями могли столкнуться купцы на этом пути?
Памятник «1000-летие России» в Новгороде. Скульптор М.О. Микешин. 1862 г. Обратите внимание на дату установления этого памятника. От какого события, согласно ей, Россия начала отсчёт своей истории?
3. Призвание варяжских князей. «Повесть временных лет» так рассказывает о начале Древнерусского государства (см. с. 43). В середине IX века славянские и финно-угорские племена севера Руси изгнали за море варягов, которым они платили дань. И тут между ними началась вражда, род восстал на род. Решили они искать себе князя, чтобы правил и судил по правде. Направили послов к одному из варяжских племён и в 862 году призвали править ими князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Братья Рюрика вскоре умерли. Сам Рюрик стал князем сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. В 879 году он умер, и новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был ещё совсем мал.
Потомки Рюрика — Рюриковичи — правили нашей страной почти семь с половиной столетий.
Летописный рассказ о Рюрике вызывал острые споры среди учёных. Дело в том, что долгое время считали, будто основание княжеской династии и образование государства — одно и то же. Раз княжеский род был варяжским по происхождению, раз северные русские племена призвали на княжение именно варягов, то и основателями Русского государства надо считать не славян, а пришлых иноземцев — норманнов.
Но потом учёные пришли к выводу, что от происхождения династии образование государства не зависит. Его формирование происходит не по чьему-либо желанию, а в результате долгого исторического развития.
Рюрик. Фрагмент памятника «1000-летие России». 1862 г. Каким скульптор М.О. Микешин изобразил Рюрика? Какими источниками он мог пользоваться в своей работе?
Призвание варяжских князей. Художник В.М. Васнецов. 1909 г. Опишите варягов и славян, изображённых на картине. Какие детали их внешнего облика и вооружения можно проверить по находкам археологов?
Древнерусское государство возникло у восточнославянских племён в IX веке. Двумя центрами, откуда началось государство, были Новгородская земля — на севере и Киев — на юге.
Древнейшими городами на севере Руси были Ладога и так называемое Рюриково городище под Новгородом. (Современный Новгород возник в начале X века из посёлков трёх местных племён — славянских и финно-угорских.)
Братья Рюрика Синеус и Трувор правили в городах Белоозере и Изборске.
Власть Рюрика распространилась и на другие племена, например на мерю, столицей которой был город Ростов, и на полочан с центром в Полоцке. Так на севере возник один из очагов русской государственности.
Какие точки зрения о происхождении Древнерусского государства высказывались историками?
Древняя Русь в IX—XI веках
Памятник первым русским князьям — Рюрику, Олегу и Игорю. Швеция
Как вы думаете, почему в Швеции был установлен памятник первым русским князьям? Узнайте, когда он был установлен.
4. Русское княжество в Киеве. В Киеве также начало складываться государство во главе с киевскими князьями. Среди них «Повесть временных лет» называет варягов Аскольда и Дира — дружинников Рюрика.
В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.
Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их.
Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!» Государство русов стало называться Русью.
Когда возникло Древнерусское государство? Назовите два центра, откуда началось Древнерусское государство.
5. Происхождение названия «Русь». Что означает слово «Русь»? На этот счёт существует много предположений. Одни историки ищут в этом слове славянские корни, другие — скандинавские, третьи — иранские. Где только не искали истоки этого слова: и на территории Скандинавии, и в причерноморских степях!
Слово «Русь» известно с первой половины IX века. Впервые оно упоминается в 839 году в латинской хронике, где рассказывается о русском посольстве, прибывшем ко двору императора франков.
На Западе нашу страну называли Рутенией, Русцией. Византийские писатели говорили о народе росов, арабские — о народе аррус. В IX-X веках слово «Русь» было известно во многих странах.
О чём говорит тот факт, что слово «Русь» употреблялось в различных зарубежных источниках уже в IX-X веках?
1. Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племён в IX веке начало складываться государство?
2. Как вы думаете, почему вопрос о происхождении государства очень важен для истории Отечества?
3. Какое значение для русской истории имели события 862 и 882 годов? Почему эти даты образования Древнерусского государства считаются условными?
Династия Рюриковичей в IX — начале XI века
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. <…>
В лето 862. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:
— Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море к варягам, к руси.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
— Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!
И избрались трое братьев со своими родами, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля.
1. О каких народах рассказывает летописец? Кто такие русь, с одной стороны, чудь, словене, кривичи и весь — с другой?
2. Что, по вашему мнению, означали слова: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет»?
3. Как вы думаете, почему местные жители обратились за помощью к варягам, а не к соседним славянским и финно-угорским племенам?
В 860 году русы на двухстах кораблях двинулись к Константинополю. Осадив город, они свирепствовали на берегу, грабили жителей великой империи. Ещё немного, и Константинополь пал бы под их мощным натиском.
Византийский император в это время воевал с арабами далеко от столицы, но, узнав о нападении русов, ночью, переодевшись бедняком, поспешил вернуться в город.
Всю ночь молились византийцы в главном храме города — Софийском соборе. Вдруг внезапно налетел страшный ураган. Буря разметала корабли русов, и лишь немногим из них удалось спастись. Поход окончился неудачей, но русы ещё не раз подходили к стенам византийской столицы.
Поход русов на Константинополь. Миниатюра. XV в.
Предыдущая
Страница
Следующая
Страница
Оглавление
Антинорманская теория происхождения русского государства: правда или вымысел ?
Прежде чем углубится в историю, будет лучше, если сначала узнать что это вообще такое – антинорманская теория, какова её сущность и основные принципы.
Антинорманская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было создано норманнами с согласия на это славян, живущих на территории этого самого государства. Антинорманская теория основана на идее отрицания влияния норманнов на становление русской государственности и призвание варяжских князей на княжение. Она не отрицает какого-то влияния варягов (так на Руси называли жителей Скандинавского полуострова) в некоторых аспектах жизни славян или их государства но, ни в коем случае в участии образования древнерусской нации.
Автором антинорманнской теории и её основателем считается Михаил Васильевич Ломоносов. Он часто критиковал труды по русской истории Миллера и Байера, иностранных историков, которые придерживались норманнской теории и считали её самой правдивой и достоверной. Ломоносов начал активную работу и в итоге сформировал свою теорию, которая здесь и описана. Такого же мнения, как и наш знаменитый соотечественник, придерживаются многие современные историки, среди них: В. В. Фомин и В. Н. Татищев.
В своих трудах Михаил Васильевич выразил мнение, что на земле, где появилось государство славян, жили чудь (так Ломоносов называет финно-угорские племена) и сами славяне, первоначально занимавшие относительно равные по площади территории. Со временем, по мнению историка, границы владений славян постепенно увеличивались за счет присоединенных земель чуди, часть племен чуди растворилась среди наших предков, а остальные были вытеснены на север и северо-восток. Об этом соединении славян и чуди свидетельствуют смешение культур и согласия об общих князьях. Это служит доказательством того, что ещё во времена предполагаемого прихода на княжение в Новгород Рюрика, на Руси были свои княжество и князья.
Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы, жившие на балтийском побережье, которых Михаил Васильевич причислял к славянским племенам. В славянском языке нет слов скандинавского происхождения, из этого можно сделать вывод, что варяги, о которых говорится в летописи Нестора, возможно, вовсе не скандинавы.
Д. И. Иловайский, видный историк XIX века, полагал, что призвания Рюрика не было никогда и летопись Нестора неверна и неточна.
Принято считать, что основателем русской государственности был Рюрик, варяжский князь и основатель династии Рюриковичей, призванный ильменскими словенами княжить ими в 862 году. Но так ли это на самом деле? Приверженцы антинорманнской теории дают на этот вопрос утвердительный и отрицательный ответ.
Имя Рюрика упоминается лишь в двух независимых источниках это житие святого князя Владимира, написанное, как думают историки, еще в далеком в 1070 году и летопись монаха Нестора, которая была написана им примерно на сорок или пятьдесят лет позже. Надо брать во внимание то, что Нестор мог написать сказание о призвании Рюрика на основе выше указанного жития и повторить ошибку ее автора, монаха Иакова. Больше источников, которым можно было бы хоть как-то доверять нет. Есть правда и другие источники из Европы, где имя Рюрика пытались связать с варягом Рёриком, но основания на основе этих источников делать глупо.
Есть большие сомнения в существовании Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Многие заявляют, что норманнская теория антинаучная и неправдивая. Все чаще раздаются голоса за противоположную ей антинорманнскую теорию. Мало верится в то, что многочисленные славянские племена не могли создать свое централизованное государство.
Современные историки считают, что летописная легенда о Рюрике, права лишь в том, что когда-то человек с таким именем действительно сидел на новгородском престоле. Как известно славяне часто воевали с варягами и отражали их набеги на свои земли, вряд ли наши предки отдали власть в руки своих врагов добровольно. А. Рыбаков уверен, что однажды один из таких крупных набегов имел положительный результат для варягов и их предводитель, захватив власть в северных землях и воспользовавшись этим сел на княжеском престоле.
По мнению И. Я. Фроянова, Рюрика с его дружиной приглашали как военного союзника, но как только военные действия закончились, норманнский конунг свергнул князя Вадима Храброго, ранее княжившего в северных землях славян и вероломно захватил власть, подчинив подданных убитого князя.
Многие историки полагают, что братьев Рюрика Синеуса и Трувора не существовало. В летописи утверждается, что они, придя на русскую землю со своим старшим братом, до 864 года княжили в своих уделах. Так, в летописи написано, что Синеус княжил в городе Белоозеро, но это не является правдой, так как исследователями-археологами установлено: такой город существовал с X века, то есть Синеус не мог править в этом городе.
Нам известна легенда об основании Киева. Она гласит, что этот величественный город основали Кий, Щёк и Хорив – три брата из славянского племени полян. Вполне возможно, Нестор хотел создать схожую легенду об основании Великого Новгорода тремя братьями – Синеусом, Рюриком и Трувором, но уже из воинственного скандинавского племени. Тем самым, считал Д. С. Лихачев, летописец хотел возвысить этот город до уровня Киева и сказать о величественном начале, так называемых его основателей.
Какой теории придерживаться каждый выбирает сам, но антинорманская теория кажется боле правдоподобной и достоверной.
Добавить комментарий
Кайкейи родилась в России Мир во время Рамаяны Часть 3 – Блог Рамани
Древняя история России интригует.
Записанная история Руси до христианства малоизвестна.
По имеющейся информации, Россия была основана(?) в 882 году нашей эры.
«Традиционное начало русской истории – 862 г. н.э. Киевская Русь», первое объединенное восточнославянское государство, была основана в 882 г. Государство приняло христианство из Византийской империи в 988 г., начав с синтеза византийской и славянской культур, определившего Русская культура для следующего тысячелетия. Киевская Русь окончательно распалась как государство из-за монгольского нашествия на Русь в 1237–1240 годах и гибели примерно половины населения Руси. (История России)
‘Ранняя история России, как и многих стран, это история переселения народов и древних царств. На самом деле ранняя Россия была не совсем «Россией», а совокупностью городов, постепенно сросшихся в империю. В начале девятого века в рамках того же великого движения, которое привело датчан в Англию, а норманнов в Западную Европу, скандинавский народ, известный как варяги, пересек Балтийское море и высадился в Восточной Европе. Предводителем варягов был полулегендарный воин Рюрик, который привел свой народ в 862 году к городу Новгороду на реке Волхов. Взял ли Рюрик город силой или был приглашен туда княжить, город он непременно вложил. Из Новгорода преемник Рюрика Олег распространил власть города на юг. В 882 году он получил контроль над Киевом, славянским городом, возникшим на Днепре около V века. Достижение Олегом власти над Киевом ознаменовало собой первое создание единого династического государства в регионе. Киев стал центром торгового пути между Скандинавией и Константинополем, и Киевская Русь, как стала называться империя, процветала в течение следующих трех столетий». 0003
Источник: http://missinglink.ucsf.edu/lm/russia_guide/historyofrussia.htm#ancient
Также утверждается, что Россия была основана при восточных славянах и финно-угорских народах.
Лорд Рама
Мне это кажется противоречием.
Уйгуры появились намного, намного раньше указанного здесь времени.
В те же сроки могут быть отнесены восточные славяне.
Имеющиеся археологические данные свидетельствуют о наличии развитой цивилизации в России.
1. Гора Нарада в России.
‘
Георгиев иллюстрирует, что в 1927 году отряд геологов «открыл» самую высокую гору Урала. Местное население называло гору Нарада, и, что интересно, в древнеиндийских эпосах великий мудрец Нарада описывается как живущий на севере. Но так как это было 10 годовщины Октябрьской революции, то геологи решили отметить это событие и переименовать гору в Народную. И так он теперь называется во всех географических справочниках и на всех картах».
( https://ramanan50. wordpress.com/2015/02/04/narada-mountain-in-russia-urals-narodnaya/)
2.Аркаим Риг ведический город Мандала в России.
‘
Они поняли, что его планировка, план Аркаима, связана с принципом мандалы, квадрата внутри круга – одного из основных сакральных символов буддийской философии.
Слово Мандала переводится как круг или диск. В древних писаниях Ригведы, где оно было впервые описано, слово имеет набор значений: колесо, кольцо, страна, пространство, общество, собрание.
Символическое значение Мандалы понимается во всем мире как модель Вселенной, даже всего космоса, где два важнейших начала, присутствующих в нашей Вселенной, представлены в виде круга и квадрата. Аркаим с его жилищами, имеющими смежные комнаты, возможно, представлял собой «колесо времени», где каждый аспект определяется предыдущим и, в свою очередь, определяет последующий.
( https://ramanan50.wordpress.com/2015/02/05/arkaim-russia-rig-vedic-mandala-swasthika-city-of-hindu-gods/ )
3. Нарахари Вишну в России.
Россия это три варша,
Амрвати, столица Индры, глава дэвов был в России,
Ягнявалкья жил в России,
Сын Господа Кришны, Прадхьюмна основал город Порт Байджин, Россия,
Веды назывались Санти Веда,…..
Река Мокша находится в России…..
Гора Нарада, называемая Народня Гора находится на Урале,
Доказательств множество.
Я также писал о найденном в России идоле Вишну.
Теперь есть больше свидетельств об этом идоле Господа Вишну.
https://ramanan50.wordpress.com/2016/07/21/narahari-vishnu-temple-in-russia/
4.Россия это Стри Варша.
‘
Лахор был царством Лавы, сына Рамы. Прочтите мой пост об этом.
Пешавар был королевством Пушкалавати, которым правил Пушкала, сын Бхараты.
Эти два города были основаны во времена правления Рамы, сына Дашаратхи. Эти города находятся на пути к Кекае, современному Казахстану, который был материнской землей Кайкейи, матери Бхратхи. Чтобы добраться до Кекая, нужно пересечь реку Чакшус. Эта река теперь известна как Оксус. На этом рисунке он показан синим цветом»
Кайкейи из Рамаяны из России.
Во времена Рамаяны Россия была частью Бхарата Варши, а Кайкейи из Рамаяны, которая является Матерью Бхараты и мачехой Господа Рамы, была родом из России.
Можно отметить, что Ригведа была составлена в Арктической России, санскрит является источником России, озеро Байкал было Вайканаса Тиртхой Индры.
Настолько, что российские исследователи заявляют, что Веды из России, у них есть Веда Перуна в России, и что Санатана Дхарма была из России и она была арийской!
Буду писать о России, Родине Санатана Дхармы.
Источники.
https://ramanan50.wordpress.com/2014/08/19/sthree-varsha-women-kingdom-rishi-varsha-russia-hindu-texts/I
http://frontiers-of-anthropology.blogspot .in/2011/12/guest-blogger-jayasree-saranathan.html
Похожие.
https://ramanan50.wordpress.com/2017/02/07/world-during-ramayana-part-2-uyghur-ramayana-central-asia/
Нравится:
Нравится Загрузка…
Легендарный лидер Бога Огня
Правление князей Аскольда и Дыра: начало могущественного Киевского государства
29 ноября, 00:00
АСКОЛЬД И ДЫР ПЛЫВАЮТ ПО ДНЕПРОМУ Мимо Киева / Иллюстрация предоставлена автором
Поделиться:
В новейшей истории Киевской Руси-Украины сведения о киевских князьях Аскольде и Дире основываются, как правило, на «Повести временных лет», составленной в 1113 году монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре. Г. Ф. Мюллер и А. Л. Шленер, первые исследователи «Сказания», высоко оценивали его значение для истории Руси-Украины, отмечая, что «таким сокровищем не может похвастаться ни один народ».
Значительно позже, уже в наше время, всплыла информация о так называемой Велесовой книге (ее подлинность до сих пор оспаривается в научных кругах), в которой также рассказывается о дорюриковском периоде истории Руси-Украины. Эта священная книга древних славян была вырезана на буковых дощечках новгородскими языческими жрецами в IX веке нашей эры. Несколько фрагментов «Книги Велеса» были впервые расшифрованы и опубликованы в 1953 году базирующейся в Сан-Франциско русской эмигрантской газетой «Жар-птица». Приведу краткий анализ наиболее интересных фактов из жизни и деятельности киевских князей Аскольда и Дыра, опираясь на данные, содержащиеся как в «Повести временных лет», так и в «Велесовой книге», а также в других источниках.
ПОВЕСТЬ БЫВШИХ ЛЕТ НА АСКОЛДЕ И ДЫРЕ
Свою «Повесть» Нестор написал по поручению киевского князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого, и озаглавил ее так: «Сия повесть минувших лет: откуда произошла русская земля, кто первый княжил в Киеве, и из какого источника русская земля пошла». Свое повествование о киевских князьях Аскольде и Дыре Нестор начинает с того, что пишет, что два варяжских воина новгородского князя Рюрика, которые не были ни его родственниками, ни боярами, добились от князя разрешения идти в Царьград (Константинополь). Направляясь вниз по реке Днепр, они увидели поселение на холме и спросили жителей, чей это город. Они ответили: «были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город, и после их смерти мы живем [здесь], платя дань хазарам». Пообещав жителям, что они избавят их от этой несправедливой уплаты дани, Аскольд и Дыр (это были они!) остались в Киеве, объединив вокруг себя часть варягов из Новгорода, и стали править землей полян. Если до этого времени они направлялись в Константинополь на службу к византийскому императору, то теперь, воодушевленные своим успехом, Аскольд и Дыр провозгласили себя врагами Греции и стали править по-царски в Киеве, готовясь к военному походу на Византию.
В 860 г. н.э., вооружив 200 кораблей с примерно 8000 воинов на борту, Аскольд и Дыр проплыли по Днепру к Черному морю и Византийской империи, вплоть до Фракийского Босфора. Опустошая его берега огнем и мечом, киевское войско осадило Константинополь, вселяя страх и ужас в укрывшихся за городскими стенами жителей. Император и патриарх всю ночь молились в церкви, ибо спасти их могло только божественное чудо. Согласно греческим хроникам, чудо действительно произошло. После того, как Патриарх Фотий торжественно вынес ризу Богородицы и поставил ее у моря (этой ризе всегда приходили помолиться в дни испытаний), море вдруг разразилось страшной бурей, рассеявшей и погубившей множество кораблей русичей, поэтому в Киев могла вернуться лишь горстка судов. После этого фиаско византийские историки писали: «Язычники, напуганные этим неслыханным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и просили креститься».
Крещение Фотием славянской Руси указывает на то, что князь Аскольд был крещен Фотием, патриархом Константинопольским, в 860 году, когда Византийской империей правил Михаил.
Нестор-летописец очень кратко (или не упоминает) пишет о походе русов на Византию в 860 г. и других военных достижениях Аскольда и Дыра. Ясно, однако, что только сила оружия решала в то время, кто будет править полянами и их соседями, и следует ли платить дань соседнему Хазарскому ханству. Оба князя, как известно, предприняли успешные походы против печенегов, которые в это время впервые появились в степи и препятствовали походу русичей к Черному морю. В 866 году Аскольд и Дыр сразились с кривичами и победили их. Византия была очень впечатлена доблестью русичей и отмечала, что «они ворвались в нашу землю, как морские волны… Те, кому даже слухи о римлянах внушали когда-то ужас, теперь подняли оружие против нашего государства».
Патриарх Фотий дает уникальное описание принятия христианства Русью-Украиной в своем циркулярном письме, написанном восточным епископам в 867 году. «Россы известны своей жестокостью, как завоеватели соседних народов, которые в своей для борьбы с Римской империей, они уже отказались от суеверий, исповедуют Христа и являются нашими друзьями, хотя еще совсем недавно были непримиримыми врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника и горят желанием совершать христианские богослужения».
Народное предание и летопись сохранили память об Аскольде и Дыре как о христианах; в то же время они не осуждают князя Олега, убившего их, как узурпаторов власти в Киеве. Несчастных князей похоронили на вершине холма, где когда-то во времена Нестора держал свой двор Олег. Останки Дыра нашли свой последний покой за церковью святой Ирины, а над могилой Аскольда была построена Никольская церковь.
КНИГА ВЕЛЕСА ОБ АСКОЛЬДЕ И ДЫРЕ
Книга Велеса, посвященная Велесу, богу богатства, скота и мудрости, предводителю подземного царства, содержит историю предков славян и другие европейские и азиатские народы с первого тысячелетия до девятого века.й век нашей эры. Книга Велеса – единственный религиозный текст Европы, дошедший до нашего времени. Его создали языческие жрецы (волшебники) древнего Новгорода во времена полулегендарного князя Бравлина, а затем при князе Рюрике. В книге сказано, что до Аскольда в Киеве правил киевский князь Дыр и что он вошел в город как завоеватель. Планка 8 (стр. 133) гласит: «Вспомним и того Дира, который пришел к нам и победил нас, потому что мы были разделены и несчастны. А потом пришли Рюрик и Аскольд и стали нашими правителями. Это было для нас возмутительно, потому что мы и сами были потомками славян, пришедших к ильменцам, и мы объединили Русь до (прихода) готов. И так было тысячу лет».
Некоторые историки настаивают на том, что Дыр был греческого происхождения и что это облегчило внедрение христианства на Руси-Украине с помощью Византии. «Велесова книга» так описывает период, когда Дыр правил в Киеве: «И так мы поддались другим, потому что был голод, и мы были несчастны и беззащитны. Вот почему все это произошло, а потом Аскольд и Рюрик плывут по Днепру, вызывая наших на бой. Поскольку у нас был Дир, мы не хотели противостоять им». Далее в книге говорится, что князь Дыр, он же Дирос Эллин, в 862 году нанял варяга по имени Аскольд и его войско для охраны греческих кораблей, направлявшихся в Киев, от хазар (табл. 11-29).; п. 171). Следует отметить, что при создании Книги Велеса новгородские волшебники явно преследовали цель изобразить в негативном свете не только Аскольда, но и Рюрика. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что волшебники в основном защищали право вечевого народного собрания на ограничение власти князя и поддерживали интересы местного купечества, разоряемого солдатами Рюрика. Планка 111-8/1 (стр. 175) гласит: «Аскольд не русич, он варяг и хочет посрамить могущество Руси, но он умрет, делая это. И Рюрик не русич, потому что он рыскал по степи с хитростью лисы и убивал купцов, которые доверяли ему». Рассказывая о походах Аскольда и его войска на Византию, книга решительно осуждает эти завоевания: «Аскольд посадил своих людей на лодки и отплыл грабить другие места. И было так, что он пошел на греков, чтобы разрушить их города и принести жертвы своим богам в их землях. Но мы не должны этого делать».
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ И ГИПОТЕЗЫ ОБ АСКОЛДЕ И ДЫРЕ
Историки вообще очень скептически относятся к совместному правлению Аскольда и Дыра. Украинский историк Наталья Полонская-Василенко считает, что Аскольд и Дыр не правили как князья одновременно. Это подтверждает и арабский летописец ал-Масуди, описывая Дира как первого из киевских князей. Более того, украинский историк А. Бойко указывает на возможный период княжества Дыра: 830-850 гг., а Аскольда до 882 г. Михаил Грушевский же считает, что Дыр правил после Аскольда, может быть, даже после Олега. Ему вторят французский историк Моше Таубе и русский А. Нагаевский, хотя митрополит Иларион (Огиенко) настаивает, что они правили одновременно. Аскольд и Дыр также являются предметом многочисленных споров и различных гипотез. Нестор описывает их как бояр [sic] новгородского князя Рюрика, но Таубе считает, что Аскольд был шведом, пришедшим в Киев со своим войском через Западную Двину и не имевшим никакого отношения к Рюрику. Ряд историков также отвергают варяжское происхождение Аскольда. Так, А. Шахматов считает, что Аскольд был славянином, что он даже был сыном князя Кия. М. Приселков и В. Рыбаков соглашаются, а последний утверждает, что имя Аскольд произошло от реки Оскол и что оно должно писаться Оскольд. Польский историк Ян Длугош считает Дира братом Аскольда и пишет, что оба были сыновьями братьев Кия, Щека и Хорива. Константин Багрянородный приводит более конкретные хронологические данные, указывая на договор, заключенный между византийским императором Василием I и Русью в 873-874 годах, во время правления Аскольда в Киеве. Никоновская летопись 966 упоминается, что «Аскольд и Дыр воевали с половцами». В. Татищев пишет, что в 866 году «Аскольд и Дыр сразились с кривичами и победили их». В летописи Никона есть интересное упоминание о 864 году, когда «сын Оскольда был убит булгарами». По-видимому, какие-то военные события имели место в Болгарии, когда Аскольд и Дыр были князьями.
Таким образом, используя отдельные исторические факты, относящиеся к правлению Аскольда и Дыра, можно составить картину Киевского государства Русь-Украина середины IX в.век. Она завоевывала соседние страны, воевала с Византией, заключала с ней и другими странами мирные договоры и, наконец, пыталась принять христианство на государственном уровне.