Содержание
Документальный фильм «Защитники. Реальная История Цивилизации Славян / 2. Защитники. Реальная История Цивилизации Славян»
03.03.2017
— Какую информацию о дохристианской истории Руси можно узнать из сказок, преданий и легенд?
— Как отличить миф от реальности?
— Кем были реальные прототипы Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и Соловья-Разбойника?
— И может ли скрытый смысл сказок перевернуть наше представление о реальных исторических событиях?
Серия:
1. Защитники. Реальная История Цивилизации Славян2. Защитники. Реальная История Цивилизации Славян
Реклама — это единственный доход для поддержки и развития нашего сайта, но в текущий момент
рекламу не смотрят или блокируют, доходов не хватает даже на оплату хостинга.
Поддержите нас, если можете! Спасибо за понимание!
Другие документальные фильмы на эту тему
Загадки Века / Сезон 2 (2017)
Этот документальный цикл рассказывает о событиях, которые оставили важный след в мировой истории и имеют непосредственное отношение к нашей стране. Сериал основан на подлинных фактах, полученных из недавно открытых архивов ФСБ, СВР и РГВИА. Кроме этого в каждом фильме будут выдвинуты версии, во многом меняющие ранее существующее представление о том или ином событии. Версии будут подкреплены подлинными документами и мнениями авторитетных экспертов и историков. Каждая серия представляет собой детективную историю, расследовать которую будет ведущий – известный журналист Сергей Медведев. Рассказчик свободно перемещается по студийному пространству, обращается к собранным там предметам, описывая тот или иной эпизод, комментирует хронику и документы. Он — двигатель сюжета..
Тайны Чапман. Специальный Проект (2017)
— Новый передел мира: кто и зачем снова взялся перекраивать карты государств?
— Историческая фальсификация: как из мифов создают новую реальность?
— Самые громкие исторические подтасовки: что было на самом деле?
— 13 хрустальных черепов Майя: гениальная мистификация или сила, способная изменить мир?
— Кто управляет временем, тот управляет миром: кто и зачем навязал нам неправильный календарь?. .
14 частей
Эффект Нострадамуса / The Nostradamus Effect (2009)
Все предсказано, все события предопределены, Книга Времени прочитана – так считал великий Нострадамус. Многие люди верят, что роковая дата конца света приближается. Все пророчества, в конечном счете, сводятся к тому, чтобы определить время Апокалипсиса.
Теоретические совпадения между пророчествами о конце света и реальными событиями наших дней получили название «Эффект Нострадамуса». Мы предлагаем вам этот научно-популярный цикл передач, созданный в попытке систематизировать несметное число пророчеств разных времен.
12 серий
История Еды / Eat: Story Of Food (2014)
Еда, это один из самых важных аспектов человеческой истории. В начале голод отправил нас на охоту. После он заставил нас заниматься земледелием, что в итоге зародило цивилизацию. Мы отстаивали землю, выходили в океан и исследовали окружающий мир. Мы заполняли наши животы, но нам по-прежнему чего-то не хватало. Мы искали новые вкусы и ароматы, совершенствовали технику и науку. Чтобы, производить и хранить новые продукты такие, как, пиво, мясо, сахар. Аппетит человечества, менял нашу планету, формировал нашу историю, а также менял наше будущее. Шесть фильмов, которые расскажут вам историю нашей еды, и о том, как еда сформировала «нас».
5 серий
По Законам Чести. Из Истории Дуэлей (2014)
Цикл посвящен освещению вопросов истории дуэлей и разноплановых поединков в Европе и России XVI-XIX вв. Программа покажет взаимосвязь дуэльных практик с общими социальными принципами и важными историческими событиями, раскроет специфику моральных устоев и боевых практик на примере реальных поединков и известных личностей этих веков.
25 глав
Когда Погода Меняет Ход Истории / When Weather Changed History (2008)
Судьбоносные моменты истории случаются, когда силы природы сталкиваются с силой человека. Результаты такого столкновения бывают самыми непредсказуемыми и разрушительными. Вся история нашей цивилизации в значительной мере определялась климатическими изменениями. Наибольшего прогресса цивилизации достигают в периоды климатических испытаний. Они толкают человечество к поиску нового, научным и технологическим открытиям.
21 серия
Сказание О Крещении Руси / Серии 11-20 (2007)
Продолжение многосерийного телевизионного фильма, который повествует об истории христианизации Руси.
Первые 10 серий смотрите здесь:
Сказание о Крещении Руси / серии 01-10 (2007).
Битвы Богов / Clash Of The Gods (2009)
Очень часто первые представления о добре и зле мы получаем из знакомых с детства мифов Древнего мира. Тысячелетия назад эти «наивные» истории о богах помогали древним осознать окружающий мир, выработать правила жизни и поведения в обществе. И вы ошибаетесь, если думаете, что древние боги умерли. Их истории до сих пор живут, образуя громадную часть культуры, а мифы о любви, преданности, предательстве и возмездии являются богатой основой для современного кино. Боги и люди — 10 потрясающих исторических фильмов: Лабиринт Минотавра, Тор – Бог Грома, Беовульф и другие захватывающие истории.
10 серий
Человечество: История Всех Нас / Mankind: The Story Of All Of Us (2012)
Это история о том, как мы стали такими, какие мы теперь. Вы увидите самых разных людей, которых объединяет то, что они меняли правила игры. Иногда это знаменитые личности. Иногда это злодеи, неожиданно изменившие мир. Но чаще мы рассказываем о неизвестных нам людях, изменивших ход истории, о неожиданных мгновениях и событиях, ставших началом крупных исторических изменений. Мы склонны считать, что история и наука — это разные темы, но вы увидите, как они неожиданно переплетаются. Мы хотим показать вам живую историю, которая затронет вас, поможет вам пережить мгновения великих драм и великих прорывов.
12 серий
Истории О Древней Земле / Stories From The Dark Earth (2013)
В различных уголках Британии археологи находят древние реликвии. Современная археология — это по большей часть то, что происходит после раскопок. Сегодня последние достижения в области криминологии и других наук меняют всё наше представление о целых эпохах древней истории. Археолог Джулиан Ричардс вспоминает о прошлом, чтобы рассказать самые интересные истории о наших древних предках.
4 серии
Повесть Временных Лет (2010)
Мультипликационная иллюстрация к одноимённому летописному своду, составленному в XII веке монахом Киево-Печерской обители, преподобным Нестором Летописцем. Летопись вобрала в себя в большом количестве сказания, повести, легенды, устные поэтические предания о лицах и событиях древнейшей истории, начиная с ветхозаветных времён. «Повесть временных лет» излагает историю славянских народов от первых киевских князей. Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Заканчивается Летопись началом XII века. Это самый ранний летописный свод Древней Руси.
24 серии
Реальность Или Фантастика? / Is It Real? (2005-2007)
Сериал «Реальность или фантастика» делится со зрителями разными легендами и фактами, смотрит в прошлое, заглядывает в будущее, видит настоящее. Учёные, историки, астрономы, религиозные деятели, все они смотрят на события, спорят о них, приводят факты и опровержения тех или иных событий. Невзирая на логику и здравый смысл, многие продолжают верить в различные сверхъестественные явления. Программа показывает, что лежит в основе современных легенд.
24 серии
Земля. Мощь Планеты / Earth. The Power Of The Planet (2007)
Перед вами невероятная история планеты Земля — единственной живой планеты во вселенной. Как же устроена наша планета? Как она работает, и что делает ее такой особенной? Исследуя великие силы, которые формируют Землю — вулканы, океан, атмосферу и лед — мы сможем узнать об их роли в истории нашей планеты. Как эти силы влияют на облик Земли, ее климат, и ее историю? Это сериал предоставляет нам удивительную возможность узнать о нашем доме как можно больше.
5 серий
Прототипы (2013)
Кто являлся историческим прототипом «Майора Вихрь» и «Штирлица»? Кем на самом деле были в жизни прообразы «Жеглова» и «Шарапова». Фильм о том, кто мог выступить прототипом «благородного» одесского бандита «Бени Крика». На эти вопросы дает ответ документальный мини сериал «Прототипы».
фильм 1 — Беня Крик
фильм 2 — Майор Вихрь
фильм 3 — Штирлиц
фильм 4 — Шарапов. Жеглов
фильм 5 — Давид Гоцман
Охотники За Мифами / Myth Hunters / Raiders Of The Lost Past (2012)
Этот документальный цикл приглашает зрителей отправиться назад, в золотой век охотников за сокровищами, чтобы проследить за легендарными, бесстрашными и одержимыми исследователями, целиком посвятившими себя поиску малейших следов легендарного сокровища. Для большинства людей это фантастика из фильмов вроде «Индианы Джонс», однако сериал рассказывает настоящие истории реальных людей, которые однажды поверили в легенду…
13 серий
Бабий Век (2009 — 2011)
ХХ век – век толпы, век войн, век атома, век информации. Но, возможно, ХХ век есть смысл называть и «бабьим веком». В начале столетия женщины громко заявили о своих правах и добились их. Впервые в истории представительницы прекрасного пола вышли на подмостки и начали оказывать прямое воздействие на ход истории…
12 серий
Наследие Древних Цивилизаций / Legacy Of Ancient Civilizations (1999)
Когда речь идет о древних цивилизациях, легенда и история переплетены между собой. Кем были те, кто играет в смертельно опасные игры с быком на фресках Кносского дворца? Кто расписывал остроносые финикийские лодки, переплывавшие моря? Что двигало теми, кто отправлялся далеко на восток, за удивительными арабскими благовониями?
6 серий
История: Наука Или Вымысел? (2009)
Научные книги и музейные экспозиции, исторические романы и кинофильмы убеждают нас, что об истории человечества известно почти все и практически на любой вопрос пытливого разума у историков обязательно найдется готовый ответ. Однако если мы вглядимся в наше прошлое более пристально, то обнаружим там множество странностей и нестыковок…
24 фильма
Красота Скрытого. История Нижнего Платья С Ренатой Литвиновой (2011)
Авторский проект Ренаты Литвиновой «Красота скрытого» посвящен мировой истории и эволюции одного из элементов нашей повседневной одежды – нижнего белья. Несмотря на то, что эта тема долгое время совершенно напрасно была табуирована, за ней тянется интереснейший исторический шлейф, позволяющий не только рассказать историю женщины, но и историю индустрии моды.
4 серии
Россия. Забытые Годы / Russia. The Missing Years (1992-1994)
Эпический документальный фильм «Россия. Забытые годы» охватывает временной промежуток в несколько веков – от первых кораблей, построенных Петром Первым до полета «Бурана». За это время исчезли с политической карты мира Российская империя и Советский Союз. Но история – это единый и беспрерывный процесс, живая цепочка исторический событий, которые можно разделить на триумфы и трагедии. И то, и другое необходимо не только воспевать и проклинать, но и, в первую очередь, изучать, чтобы попытаться сделать какие-то выводы. В фильме использованы уникальные фото- и видеоматериалы из государственных архивов и частных коллекций.
20 фильмов
Кто и зачем придумывал древних славянских богов? • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРусский эпосЛекцииМатериалы
Материалы
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
Краткий учебник по русскому авангарду
Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств
Элементарный путеводитель по философии XX века
9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени
История Японии в 20 пунктах
Самые значимые для понимания японской истории даты и события
«Волк, коза и капуста» с писателями
Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским
Узнайте писателя по детской фотографии
Физиогномический тест
Как читать и понимать хайку
Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво
Найдите стульям дома
Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью
«Мемори» с Романовыми
Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых
Как вы понимаете японцев?
Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев
Соберите авангард из кусочков
Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда
Соберите кирасира-трансформера
Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус
Дневник глазами литературоведа
Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу
Художник Давид — изобретатель зиги
Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Как Наполеон создал нации Европы
Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках
Все измы XIX века
Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма
Расставьте модников в хронологическом порядке
Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
«Александр Невский»
Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»
Зачем нужны денди
Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»
Эмодзи-Пастернак
Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки
Зачем фальсифицируют историю
Объясняет историк Иван Курилла
Как организовать дуэль
Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили
Поэзия Пастернака: гид для начинающих
16 стихотворений для первого знакомства с поэтом
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Чем отличаются майя, ацтеки и инки
Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума
Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя
События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века
Почему «Велесова книга» — это фейк
10 причин, почему она не может быть подлинной
Как читать Карла Маркса
Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно
9 мифов о Лермонтове
Знания, которые срочно нужно забыть
Загул Пушкина с цыганами
Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку
Очень краткая история архитектуры
Приключения строительных конструкций
Европейские театры XVI–XVII веков
Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения
Англия эпохи Шекспира в датах
Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра
Адам и Ева с точки зрения генетика
Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество
Русские — скифы?
История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока
«Собака» или новый Пушкин?
Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли
Неизвестный скабрезный текст Лермонтова
Первая публикация неизданного рассказа с комментарием
Потемкинские деревни, которых не было
Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?
Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»
От Пушкина до Зализняка: хроника
5 заблуждений о матриархате
Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований
Кто окружал Русь
Cписок соседей русских земель в XIII веке
Поддельные русские в ненастоящем Крыму
Знаменитая историческая фальсификация в комментариях
Где Делакруа?
Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена
За что любить Сурикова?
Объясняет искусствовед Галина Ельшевская
Основные направления авангарда
Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века
Семь мифов о Горьком
Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда
«Москва — Третий Рим»: история спекуляции
Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется
Заболоцкий за 10 минут
Подборка от Александра Архангельского
Девять мифов о Есенине
Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Как читать летописи
Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст
О чем говорит здание мэрии Москвы
Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Что такое «параноид жилья»
При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед
Кто придумал термин «серебряный век»
Как вошел в обиход уже привычный термин
Хорошо ли вы знаете советский быт?
Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Основатели символизма: the best
Целая эпоха в 10 стихотворениях
Философия Стругацких
Рассказывает литературовед Илья Кукулин
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Игра: как поменять лампочку в туалете
Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?
Как воспитать почтового голубя
Инструкция для начинающего голубевода
Как продать крепостного
Инструкция от историка Игоря Курукина
Как уберечься от чумы
Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века
Как писать на бересте
Инструкция из Древней Руси
Семь тестов на знание всего
Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке
23 мифа, которые раздражают ученых
Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер, кому это было нужно и откуда взялись Лель, Ярило и Зимцерла. Arzamas рассказывает о новом русском фейклоре
Подготовила Кася Денисевич
Палаты царя Берендея. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885 год
© Wikimedia Foundation
Кабинетная мифология
В XVIII веке, когда российские историки и литераторы почувствовали себя равноправными участниками европейской истории, им захотелось переписать историю России по европейскому образцу. Молодой империи нужна была прежде всего своя античность: легендарные правители, эпос и мифологический пантеон. Славянское язычество не успело развиться до уровня античного: не было ни сонма богов, ни устойчивых мифов об их иерархии, о деяниях и родственных отношениях. Но историкам XVIII века казалось, что можно и важно доказать, что все это было. Они по крупицам собирали сведения, и там, где оставались белые пятна, не стеснялись додумывать. «И не лучше ли Фидасова Венера с подделанными во вкусе сего знаменитаго древняго мастера руками и ногами, нежели когда б осталось одно только ея туловище, и то, может быть, местами еще выбитое?» — писал в 1804 году в предисловии к своему мифологическому словарю поэт, прозаик и переводчик Григорий Глинка.
Так появилась русская «кабинетная мифология» — калейдоскоп никогда не существовавших или до неузнаваемости искаженных божеств, которых скроили по гомеровским фасонам за письменным столом.
Первые книги, посвященные российскому и славянскому язычеству, составляли писатели и историки-публицисты. В 1767 году выходит «Краткий мифологический лексикон» Михаила Чулкова, в 1768-м — «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» Михаила Попова. В 1804 году публикует «Древнюю религию славян» Григорий Глинка, в том же году выходит «Славянская и российская мифология» филолога и поборника отмены крепостного права Андрея Кайсарова. Все они представляют собой словари, где в алфавитном порядке собраны все сведения о языческих божествах, которые удалось почерпнуть из источников: трудов Татищева и Ломоносова, нескольких летописей, латинских хронистов и византийских географов, а также живого фольклора. Баба-яга превратилась под их пером в «адскую богиню», требующую кровавых жертвоприношений для своих внучек, а домовые и лешие стали «мечтательными полубогами». В один ряд встали божества западных славян, описанные в средневековых источниках, киевские кумиры, масленичные чучела, Боян из «Слова о полку Игореве», волхв из поддельной Иоакимовской летописи и плоды бесчисленных ошибок историков. Вместе они заселили русский Олимп, сошли с него в литературу и идеологию, и многие живы до сих пор. Вот некоторые из них.
Услад
Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу Кобза — лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент. и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»
Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год
© Wikimedia Commons
История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.
Зимцерла
Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.
В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».
Александр Бестужев-Марлинский. Гравюра Георгия Грачева с оригинальной акварели, подаренной редактору «Русской старины» Михаилу Семевскому. 1889 год
© Wikimedia Commons
С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева Гавриил Каменев (1772–1803) — русский поэт, прозаик, переводчик, бургомистр в Казани с 1798 по 1800 год. Самое известное произведение Каменева — баллада «Громвал», где сказочный богатырь Громвал освобождает свою любимую — красавицу Рогнеду, заколдованную волшебником Зломаром. она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого Николай Полевой (1796–1846) — русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик. Автор «Истории русского народа», в которой в противоположность «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина Полевой пытается перейти от изображения роли правителей, военных и внешнеполитических событий к выявлению «органического» развития «народного начала». Полевой ориентировался на западноевропейскую романтическую историографию, первым применил к Руси концепцию феодализма. «на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного Василий Нарежный (1780–1825) — русский писатель, автор первого бытового русского романа; многими считается родоначальником реалистической школы. «Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она — «перстоалая», точь‑в‑точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799–1802). А поэт‑романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах — в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.
Лель
Лель, которого мифологи XVIII века окрестили «божком воспаления любовного», встречается в пушкинской поэме «Руслан и Людмила»: на княжеском пиру «…славит сладостный певец / Людмилу-прелесть, и Руслана, / И Лелем свитый им венец». Но лучшая его роль сыграна в пьесе Александра Островского «Снегурочка», где златокудрый славянский Эрот проявляет всю свою дерзость.
Появился же Лель из свадебных песен: в их припевах повторяются «лель-полель», «ой-люли-лель» и тому подобные сочетания, исследователи возводят их к восклицанию «аллилуйя» (например, Никита Толстой в статье «Аллилуйя» в словаре «Славянские древности»). Первые упоминания о божестве Леле содержатся в трудах польских историографов XV–XVI веков, в том числе Яна Длугоша и Матея Стрыйковского. Из припевов народной поэзии они вычитали целое семейство: известного нам бога любви Леля, его брата и покровителя брака Полеля (потому что за любовью следует брак) и их мать Ладу. Уже в XVIII веке российские историки решили, что польские фантомные боги достойны войти и в русский мифологический пантеон.
1 / 4
Снегурочка и Лель. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»© Wikimedia Commons
2 / 4
Царь Берендей. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»© Wikimedia Commons
3 / 4
Весна-красна. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»© Wikimedia Commons
4 / 4
Дед Мороз. Эскиз Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»© Wikimedia Commons
Ярило
В пьесе Александра Островского «Снегурочка» Ярило — «палящий бог ленивых берендеев», всеведущий и гневный. После гибели Снегурочки и восстановления мирового порядка в день своего чествования Ярило на посвященной ему горе является людям в образе «молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп».
В реальности Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам.
Радегаст
В конце XVIII — начале XIX века активно обсуждается происхождение славян, существование славянских рун и мифического города Ретра. В центре обсуждения — прильвицкие кумиры, бронзовые статуэтки, замеченные в 1768 году доктором в доме своей пациентки в деревне Прильвиц в немецком Мекленбурге. Сын пациентки рассказал, что славянских богов, испещренных руническим письмом, его дед откопал в саду, пытаясь посадить грушу. Среди статуэток было изображение Радегаста — божества, известного по свидетельствам средневековых хронистов: его грудь покрывает подобие щита с бычьей головой, на шлеме — изображение птицы. Находки были описаны, по их мотивам выполнены гравюры. Радегаст попал не только в мифологические словари, но и, например, в оперу-балет Николая Римского-Корсакова «Млада».
1 / 2
Радегаст — прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год© Wikimedia Commons
2 / 2
Радегаст — прильвицкий идол. Иллюстрация из книги Андреса Готтлиба Маша и Даниеля Воге «Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер». Берлин, 1771 год© Wikimedia Commons
Статуэтки, конечно, довольно быстро были признаны подделкой. Кроме того, современная наука сомневается, что Радегаст когда-либо существовал: есть версия, что источник мифа о нем — текст немецкого хрониста XI века Титмара, в котором говорится о городе Радогоще в земле славянского племени редарей, где поклоняются божеству Сварожичу. Постфикс -гост/-гощ действительно характерен для славянских топонимов, а Сварожич — подтвержденное многими источниками божество (Сварог в Повести временных лет). В сочинениях поздних историков этот отрывок был искажен настолько, что Сварожич пропал, название города превратилось в имя бога, а племени — в мифический город Ретра.
Источники
- Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 1.
М., 1958.
- Берков Н. П. Ломоносов: Сб. ст. и материалов. Т. 2.
М., Л., 1946.
- Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…
М., 2004.
- Лотман Ю. М. О русской литературе.
СПб., 1997.
- Степанов В. П. Русская литература и фольклор.
Л., 1970.
- Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века.
М., 1997.
- Шкловский В. Б. Чулков и Левшин.
Л., 1935.
Теги
Мифы
Фольклор
Российская империя
Радио ArzamasСмайлик на лицо и похороны плаценты
Новый выпуск подкаста о современном фольклоре «Тьфу-тьфу-тьфу!» — про приметы и поверья, связанные с рождением детей
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
14 минут
1/5
Что такое былина?
Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман
Читает Никита Петров
Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман
11 минут
2/5
Добрыня Никитич и Крещение Руси
Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта
Читает Никита Петров
Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта
12 минут
3/5
Три науки молодецкие
Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки
Читает Никита Петров
Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки
10 минут
4/5
Как Илья Муромец стал святым
Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно
Читает Никита Петров
Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно
11 минут
5/5
Песни о Сталине и другие новины
Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию
Читает Никита Петров
Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию
Материалы
Новые песни о главном: Сталин и вытрезвитель
Как правительство пыталось легитимизировать свою власть с помощью фейклора
Никита Петров: «Фольклор не умрет никогда»
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Весь курс за 5 минут
Всё о богатырях, былинах и русском эпосе в самом кратком изложении
Сказители-звезды
7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера
Как присушить парня
Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Былинные головные уборы в Красной армии
Краткая история легендарной буденовки
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Общий предок Одиссея и Ильи Муромца
Существовал ли общий, индоевропейский праэпос?
Как стать сказителем
Подробная инструкция, как стать былинным певцом и собирать вокруг себя толпу рыбаков
Как открыли былины
История о том, как ссыльный выпускник Московского университета в XIX веке нашел русский эпос
Кто автор фольклора?
Что такое предварительная цензура коллектива
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Cловарь терминов русского фольклора
Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант
Герои былин в русской живописи
Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники
Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции
Почему академик Рыбаков был неправ
Карта былинного мира
Где живут богатыри, куда ездят собирать дань и пировать, а где находят свою смерть
Былинные слова и выражения
Лельки, пельки и другие непонятности из русских былин
Какой вы богатырь?
Ответьте на вопросы и узнайте, на кого из эпических героев вы похожи
Кто отрубил руки невесте?
Тест на знание характеров персонажей русского эпоса
Краткий разговорник для путешествующих в мир былины
Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»?
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
До повышения стоимости подписки осталось
.
Успейте купить сейчас
.
«Крестьянин-защитник» из Киева
12 апреля, 00:00
Фото предоставлено Автором
Поделиться:
ФРАНЦИШЕК ДУЧИНСКИЙ
Францишек Духинский (1816-1893), историк, этнограф, педагог, польский патриот. Он любил называть себя киевянином (киевлянином), ибо происходил из польско-украинской семьи, симпатизировал «крестьянам-защитникам» и мечтал объединить поляков и украинцев в борьбе против русского самодержавия за восстановление независимого польского государства, в котором справедливость восторжествует для всех ее граждан. Духинский большую часть жизни провел в эмиграции и умер очень далеко от родины. Хотя современное историческое исследование не приняло кое-что из написанного им, нужно помнить, что его жизнь и учеба совпали со временем, когда Москва насильственно покорила Польшу и подавила два польских восстания, и что восстановление польской государственности было единственной целью, которую преследовал Францишек Духинский. .
НАЧАЛО
Францишек Духинский (1816-1893) родился на Правобережной Украине в украинско-польской семье. В 1834 г. он приехал в Киев, чтобы продолжить образование в только что созданном Киевском университете, рассаднике либеральных идей, где поляки и украинцы могли легко найти общий язык. Это было время, когда польская интеллигенция вынашивала идею объединения сил с украинцами («малороссами») для борьбы с Россией и восстановления «общего отечества», т. е. Польского государства (Речи Посполитой). После того как в 1835 году царь Николай I лишил Киев магдебургского права, молодой Духинский стал серьезно заниматься историей взаимоотношений украинцев (русинов) и поляков, с одной стороны, и Москвы, с другой.
В 1846 году, опасаясь ареста, Духинский покинул Российскую империю и жил в Турции, Франции и Италии. Во время Крымской войны он пошел добровольцем на действительную службу в качестве интенданта британского экспедиционного корпуса. Единственной причиной, по которой Духинский поступил так, было желание донести свои идеи о восстановлении польского государства до правительств Великобритании, Франции и Турции через их военнослужащих. Когда война закончилась, Духинский поселился во Франции.
ЗА РУБЕЖОМ
Во Франции Духинский преподавал историю и проводил обширные исторические исследования в парижской Польской высшей школе. Одна из его первых работ, опубликованных в Trzecim Maja, была посвящена Переяславской Раде. Он также высоко оценил заслуги Тараса Шевченко, Николая Костомарова и Пантелеймона Кулиша, арестованных вскоре после его отъезда за границу. Находясь в Киеве, Духинский не поддерживал с ними прямых контактов, но всегда проявлял интерес к деятельности и идеям Кирилло-Мефодиевского братства. Когда Духинский узнал об аресте и осуждении украинских писателей, он писал об их деятельности и творчестве в европейских изданиях и часто цитировал их идеи. Его произведения действительно полны уважения и любви к этим людям.
Важно и то, что Духинский был, пожалуй, первым, кто познакомил западных читателей и ученых с положением в Малороссии, особенно в Киеве. Дальнейшие исторические опусы Духинского, по крайней мере, убедили многих французских историков в том, что славяне Российской империи не являются единым монолитным народом. Более того, под влиянием его трудов и публичных выступлений во французских школах с 1870 г. стали преподавать историю Руси и Москвы как два разных курса.
Когда в 1863 году вспыхнуло второе польское восстание, Духинский опубликовал в Париже «Дополнение к трем частям истории славян и московитов», в предисловии призывая восточных славян к совместной борьбе против Москвы. Звонок был подписан «Дучински де Киев».
В 1872 году Духинский стал куратором Польского национального музея в Рапперсвилле (Швейцария), где он и поселился.
ГИПОТЕЗА
7 ноября 1857 года Духинский прочитал в Париже лекцию «О необходимости реформирования научного изложения польской истории», опубликованную позже под названием «Об отношениях Руси и Польши». с Москвой, именуемой теперь Россией». Он делал акцент на разнице между такими понятиями, как «Русь» и «Москва». С тех пор он опубликовал более 50 исследований, посвященных сравнению европейской и азиатской цивилизаций, а также поиску доказательств того, что поляки и украинцы, с одной стороны, и русские, с другой, принадлежат к разным цивилизациям. Он был уверен, что москвичи и москвичи не славянского происхождения и являются азиатским народом, несмотря на их «славянское одеяние» («Краткая история Польши, других славянских стран и Москвы»). Автор подчеркивает много положительных черт в том, что он называет москвичами, но не признает их европейцами. В доказательство этого Духинский указывает на такие характерные черты московского образа жизни, как несгибаемый консерватизм и склонность к самодержавному устройству, полностью подавившему права человека и остановившему нравственное и материальное развитие человека.
Духинский говорит, что восточная разновидность управления и общественной жизни очень подходит «москвичам», но совершенно не характерна для всех европейских народов, впитавших такие понятия, как индивидуализм, частная собственность, личная свобода. Поэтому европейцы чувствуют себя несчастными в среде старомодного деспотизма, выросшего из старомодного коммунизма (определение XIX века!).
Изучая славянскую этнографию, Духинский прославился не только среди поляков, но и среди французских ученых. В начале 1860-х годов некоторые французские ученые (Поль де Сен-Винсент, барон д’Авриль, Штейнбах) выпустили ряд публикаций в поддержку теории Духинского. Французский историк Анри Мартен настолько благосклонно относился к его идеям, что опубликовал в 1866 г. произведение «Россия и Европа» вполне в духе доктрины Духинского.
Следует отметить, что не поляки, как думают некоторые, и отнюдь не Дучинский являются авторами теории о принадлежности русских к азиатским народам. Еще в 1684 году французский журнал Journal des Savants представил одну из первых классификаций человечества, в которой Московия отсутствовала на карте Европы. В дальнейшем некоторые другие европейские ученые также будут различать «славян» и «москалей», относя последних к восточно-азиатским народам. Идею родства московской и азиатской цивилизаций высказывали не только поляки и украинцы (как считают многие российские ученые, такие как Леонид Соколов и Николай Ульянов), но и сами русские. Например, известный «евразийец» князь Трубецкой (20 век) считал, что «Киевская Русь XII века не была всей прародительницей сегодняшней России» и пытался доказать, что «в XIII веке московские князья превратились в самодержцев». увековеченных и наследственных русских губернских правителей в Татарском царстве и пользовались такими же правами, как и ханы, правители других, нерусских, губерний. А в 1480 году (после Куликовской битвы) хан перенес свою ставку в Москву (!!!)». В своей книге «Ритмы Евразии» Лев Гумилев также довольно интересно рассказывает о «дружеском объединении» Руси и Золотой Орды в 1247 г. и говорит, что в 1312 г. многие «христиане-монголы переселились на Русь», записались на службу в русских княжеств, и женился на ростовских, рязанских и московских красавицах. Можно ли говорить об «иге» и знали ли древние русины само слово «иго»? Святого Александра Невского?»
ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА
Анонимный биограф Духинского, живший в России и вынужденный пользоваться псевдонимом А. Г., пишет, что московские имперские политики почему-то никогда не принимали теории, доказывающие азиатское происхождение русских. люди. Более того, они всегда требовали от историков предоставления фактов, которые могли бы подтвердить славянскую природу русского народа и его право на господство над славянскими землями. Исторические факты показывают, что царские указы касались не только полицейско-государственных дел, но и того, что и как должны писать историки. «Ученых, отказывавшихся принять точку зрения царя или царицы, — говорит А. Г., — в XVIII веке били по лицу или плели,таких историков лишают должностей, влачат жалкое существование или ссылают в Сибирь». Затем он приводит несколько примеров.
Императрица Екатерина II, разгневанная взглядами известного издателя Ивана Стриттера на «финское происхождение русских», написала специальную записку в комиссию, занимавшуюся этими вопросами. Она установила жесткие правила того, как ученые должны писать историю русского народа. Что же касается Штриттера, то он как раз был в фарватере некоторых известных писателей XVI-XVII веков, утверждавших на основании древних летописей, что история Московского княжества началась в Суздале, а не в Новгороде или Киеве. Стриттер попал в опалу, а его работы были уничтожены. Не лучшая участь выпала и Герарду Фридриху Миллеру, историографу цариц Елизаветы и Екатерины II, члену Петербургской Академии наук, одному из авторов норманнской теории. Историк Николай Карамзин пишет: «Сейчас трудно поверить, что Миллер подвергался беспощадным гонениям за учебу. Уже напечатанный труд «Происхождение людей и имен в России» (1749 г.) сгорел, и автор заболел от тоски».
Решив искоренить «вольности» ученых, Екатерина II издала официальный указ, в котором недвусмысленно говорилось: «Русские — европейцы и славяне». Это, естественно, развеяло все сомнения: указ был законом для русских историков. Однако в Европе далеко не все приняли предписание «Северной Семирамиды». Например, граф Мирабо иронически писал: «Теперь мы точно знаем, что русские — европейцы, потому что это утверждает сама царица Екатерина!»
В XIX веке император Николай I также издал аналогичный указ, в котором утверждалось, что великие, малорусские и белые русские, а также литовцы идентичны. «Исторически доказано, что великороссы имеют то же происхождение, что и жители Вильно, Ковно, Гродно, Минска, Витебска, Волыни, Подола и Украины», — говорится в указе. Карамзин тоже был вынужден следовать исторической линии Романовых. (Кстати, советское правительство тоже придавало большое значение истории и никогда не пускало ее на самотёк, предлагая ученым принудительные «партийно-одобренные» понятия и формулы.) Цель его вмешательства в науку всегда была одна и та же: обречь покорил народы на политическую смерть, «доказав» историческими, этнографическими и лингвистическими средствами единство русских, украинцев и белорусов. «Единство» также использовалось для оправдания запретов на книгопечатание и преподавание на родном языке, распространение московского старославянского языка по всей империи и, более того, исключало всякую возможность политической самодостаточности. А. Г. говорит: «Действительно, странное «братство», когда брата душат и лишают его прав, веры и языка».
В 1862 году Россия праздновала «1000-летие России»: «Повесть временных лет» записывает 862 год как год приглашения варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, цитируя знаменитую фразу «Приди и властвуй нами!» Снова и наконец, история Киевской Руси стала частью истории Российской империи. А. Г. отмечает, что голос протеста был только один — Духинский из Парижа. Он пытался убедить европейцев в том, что памятник «1000 лет России» увековечивает ложь, сфабрикованную послушными историками по заказу Романовых. Ибо Московское царство возникло не в Новгороде в 862 г., а в XII в., что убедительно подтверждается летописью, в которой говорится, что Москва была основана в 1147 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вполне возможно, что одной из необъяснимых и даже загадочных причин того, почему, вопреки усилиям Московского государства (кнутом и пряником), украинцы так и не слились с русскими в один народ, является реальная разница — на генетическом уровне — между этими соседними народами. Хотя два народа веками жили бок о бок, смешиваясь и имея много общего, им так и не удалось отказаться от своего различия. Исторически неопровержимый факт вечного стремления Украины к независимости убедительно доказывает, что теория Духинского не совсем зиждется на зыбкой почве.
Бесспорно и то, что жизнь в России никогда не казалась иностранцам привлекательной (поляков и украинцев там всегда считали «чужими»). Что всегда поражало и русских, и иностранцев, так это подлая нищета граждан (если это слово здесь уместно), темный, тяжелый и неэстетичный образ жизни, общее равнодушие к гражданским свободам, врожденное неуважение к личности. (Достаточно вспомнить, как тонко и блестяще Леся Украинка передала эту атмосферу в своей Боярине!) Даже простые украинцы всегда осознавали это, по крайней мере на подсознательном уровне, и считали себя другими.
Многие критики, украинские и особенно русские, упрекают Духинского и других украинско-польских «крестьянских защитников» XIX века в том, что они якобы занимались украинской проблемой и налаживали контакты с украинской интеллигенцией с единственной корыстной целью: хотели склонить их к участию в польских восстаний, в совместной борьбе за независимость против русского самодержавия. Нет ни тени сомнения, что это правда. Но при этом возникает совершенно другой вопрос первостепенной важности: почему украинцы, украинская интеллигенция не решили использовать поляков для той же цели?
В заключение подчеркну, что я не питаю предрассудков ни к какой человеческой расе или культуре и уважаю венгров и финнов не меньше, чем поляков или французов.
Автор
Клара Гудзик
Выпуск газеты №:
№12, (2005)
Раздел
История и я
Смелая смесь новостей и идей
История игр уходит корнями в далекое прошлое. Игры использовались, чтобы скоротать время, но некоторые люди использовали их, чтобы учиться и делиться жизненным опытом. Техника игр варьировалась от одного человека к другому. Интеллект людей также измерялся тем, как они выступали в конкретной игре. Настольные игры и игры в кости были одними из самых популярных игр 18 века. Люди могли играть, собираясь, чтобы расслабиться и рассказать о событиях и событиях дня. Посмотрите на некоторые захватывающие игры, в которые играли в древние времена:
Там были шахматы викингов
Археологи раскопали в Шотландии стоянку викингов. Они думали, что это средневековый монастырь. Над погребенными слоями была найдена выцарапанная игровая доска круглой формы. В шахматы викингов играют, выставляя короля и 12 защитников против 24 нападающих, выстроившихся по краям доски.
Игра «Средневековая мельница»
Средневековая мельница представляет собой игровое поле, вписанное в верхнюю часть глиняных кирпичей. Чтобы играть, вам нужно быть двумя игроками, которые по очереди ходят, и в случае, если игрок построил мельницу из трех частей в ряд, он получает награду, которую выбирает противник. Победителем в этом матче становится тот, кто заберет большую часть фигур противника.
Шахматы Льюиса
Шахматы существуют уже много столетий, то есть с 12 го века. Он поставляется с 93 игровыми фигурами. Произведения разделены на четыре набора, наиболее значимые из которых изображают средневековых королей, епископов, надзирателей и ночи. Резьба стоячих камней представляет собой пешки. Чтобы играть в шахматы, вам нужны стратегии, как и при игре в слот situs . Два игрока одновременно играли в погоню, но можно организовать турнир, в котором победители одной игры сыграют с победителем другой игры.
Был Норвежский рыцарь
Это другая версия шахмат , в которую играли в Европе. В нем есть фигуры, изображающие коня из шахмат. В нее также играют на доске с двумя игроками, которые соревнуются в новаторстве. Игра проста; следовательно, это было модно в древние времена.
Игра Го была также доступна
Эта игра была известна в Китае, и, будучи одной из старейших игр, она стала популярной. Самое интересное, что игра го не развивалась, и люди все еще играли в нее в ее первоначальной форме. Кроме того, это должно было привить дисциплину сыновьям отцов. В нее до сих пор играют в Китае, где профессионалы соревнуются в турнирах по игре.
Были также греко-римские игральные кости
Считается, что игра была заимствована римлянами у греков. Это включает в себя бросание костей, вырезанных из камней, костей, слоновой кости или хрусталя. Игра заключалась в том, чтобы бросать кости по очереди, пропуская ящики.