Календарь языческих примет и праздников. Языческие праздники
Календарь языческих примет и праздников — Славянская культура
Названий месяцев: Лютень – Январь Комоед – Февраль Таень – Март Травень – Апрель Листень – Май Ростень – Июнь Стожень – Июль Серпень – Август Листопадень – Сентябрь Мокрень – Октябрь Студень – Ноябрь Снежень – Декабрь
Январь – Просинец, Крышень
Первое полнолуние праздник Хорса – домашний очаг От 6 января до 12 января неделя духа праздники Мокоши – пятница, До 6 января - праздник Мокоши (до пятницы - 12 пятница). Танцы духа и принятие новых ведьм. 18-19 января – дни домового. Если в этот день ветер метлой метёт, жди на маслену метелей. 20 января – Велес, скотину чистили (Велесова неделя). Если Всю неделю морозы стоят, то мороз ещё до Стибожего праздника стоять будет. 25января – Перун, Напоил Перуна Ворон Воронович живой водой — праздник братины. Коль на этот день солнце яркое, то весна будет красная.
Февраль – Сечень, бокогрей.
5 февраля – день Стрибога ветрогона. Просили чтоб поветрь миновала. 3-8 февраля – Велесовы дни, дни последних охот, всё готовится к материнству, к весне рождению, с 3 по 11 семь крутых утренников. Звёзды окликают для подородия скота. 10 – 14 февраля – праздники Моарены, Моарену чтили, но домой не пускали, сердце злобой и ссорами в семье не остужали, добро и любовь в семью призывали. 15 - 22 февраля-встреченье (Громница), - праздник Стречание. Весну - Ладу - встречали. Весну выкликали. Любовь из сердца своего, в божий свет, выливали. И чем больше любви люди в мир отдают, тем быстрее и дружнее весна придёт. Тем быстрее Лада Моарену прогонит. Все в селениях весёлые ходили, все друг друга поздравляли и улыбались. Хмурых снежками закидывали. «А у нас сегодня Стречание, Стречание, Зима с Весной встретилась, встретилась, Весна Зиму пихнула, пихнула, И ножечку завихнула, завихнула, Зима пошла плачути, плачути, Весна пошла скачути, скачути!» На стреченье снежок – всю весну дождичек. Первая пятница. В этот же день Перуно почитатели празднуют Громницу. Почитают Перуна Свароговича (Сварожича). Громница - свеча Перуна. Обносили этой свечой дома, амбары, хлева, потом весь год зажигали ее в грозу, когда кто-нибудь в доме умирал либо рождался. Христиане заменили этот праздник на «Сретение Господне» (1-й четверг у Перунистов). 25-февраля-Хорса, праздник купцов – удальцов. 28 – февраля – день Велеса. Буди день тёплый – рожь уродится, звёздная ночь – урожай на горох и ягоды.
Март – Протальник, нет в марте воды, нет в апреле травы.
1 марта – праздник Стрибога, на покой полетел Если на день Стрибога полнолуние выпало – урожай на грузди и огурцы будет. Коль месяц новичок быть лету градному. Коль ветер северный дуть будет – Зимник, то лето холодное будет. Коль ветер Шеломник – юго западный, то лето мокрое. Коль ветер Полдничный – южный – то лето тёплое. 9 марта – Сварожий день – коль грачи прилетели дружная весна грядёт. 40 утреников по Сварожьему дню встречай. 19-24 марта – Лады, Шел 7 дней. Пробуждение земли. Выбирали самую красивую девушку - Додолу, наряжали ее зелеными ветками и обливали ее водой, 2-я пятница (на юге, под Киевом). Пробуждение земли. Освещение капища. 25 марта – Ярилин день – коль на этот день дождь – ожидай богатую рож. Гроза – к орехам и грибам. Первое полнолуние после праздника Лады - праздник Велеса Весеннее равноденствие - праздник богини Сва, праздник времени. Праздник Родогош.
Апрель – Березень, земля преет.
1 апреля – день водяного, коль разлив, да ледоход –травы много, сенокос ранний. 1 апреля - свадьбы домовых! 3апреля - 12 апреля Сварога, коль теплынь встала, доставай пчёл из ольшаника. 16 апреля – день Даждьбога, сей капусту на рассаду, чтоб кругла была как солнышко. 22 апреля-Ляльник (праздник Ляли), (Ляльник). Целую неделю празднуется «красная горка», водят хороводы, приветствуется зарождение жизни на Земле (3-я пятница). В эту же неделю празднуют дни всех богов, делают обереги на скотину, заговаривают оружие. Птиц из клеток выпускают, жаворонков подзывают. « Гей, Вы птички невелички, Жаворонушки, Желторотушки, Вы летите к нам, Вы несите к нам, Добро летечко, Вы Лелеку приведите, Вы Ярилку призовите, Жаворонушки летите, На крылах лето несите».
22 – 24 апреля свадьба Дивы и Перуна.
Водят хороводы, символ солнечного движения, ставят обереги на скотину, ставят обезноживших. Первое воскресение от 22 апреля был праздник Родуниц, теперь его конкретно привязали к 1 мая. 23 – день Велеса. Коль Велесов день с теплом и с водой, то зима с добром (с кормом). Дождь, да тепло – скоту живот и добро. Коль мороз – росо воз. Ясное уторо – ранний сев, ясный вечер при плохом дне – поздний сев. 25 - 30 апреля Леля пошла по земле гулять!
Май – Цветень.
1 мая-Родуницы, Рожениц. Зажигали 12 костров. Поминальный день духов предков. Вспоминали их Любимые песни, шутки, ели, пили, рассказывали забавные Истории, устраивали состязания (4-я пятница). В этот же день отмечали праздник Перуна. Коли погоже, уборка хлеба пригожа. Когда то именно в этот день был праздник вербы, ей ломали, ею встречных парней - парубков били, лихорадок, болячки, неудачи, плохую жизнь с людей прогоняли. Надо было прут вербы от листьев отбить. А на самом деле, девчата смотрели, кто из парей как себя при этом ведёт, смеётся ли, сердится ли. Хотя орать нельзя было, надо было своё молодчество показать. Не осрамится перед девчатами. Иначе сраму не избежать на целый год, потешаться станут. «Верба хлёст, Бей до слёз. Будь здоров, Будь удачлив, Будь счастлив, Будь красив, Быстрый как лоза, Рости не ломайся, Матери и отцу поклоняйся!»
2-6 мая-Велеса, Верши - праздник Велеса.
Когда-то на этот Праздник забивали быка белой масти. Скотина в поле выпускалась. На полях начинали, появляется, вершки ржи (озимых) Всходило созвездие Плеяд, Стожары. Выставляют Улья пчёл. 5 мая-Хорса, день домового, чистили хаты и дворы, сжигали весь мусор в огне. 5 – 11 мая – Ярилы праздник, Ярилу выкликали, чаши ставили. Праздник конюхов. 7 мая – праздник Утреней Зари Зарницы – Красной кобылицы. Праздник лошадей. 9 мая – день змеи Скоропеи – медяницы, просыпались змеи и выползали греться под весеннее солнце. Первое полнолуние от змеиного дня ночи Велеса, просыпались русалки и лешие, неделя леса. Коль в этот день туманно – всё лето мокро будет. А восход солнца медяный, багряный – змея медяница грозовое лето нашлёт. 10 мая - день Даждьбога. Даждьбог отверг Моарену и обручился с Денницей. Читают на любовь, к родному порогу привязывают. 14 мая – день Стрибога, прошли сиверы, ветры холодные чухонные. 16 мая – Ляльник, детям, маленьким зверятам праздник устраивали. Лялька пришла, тепло принесла. 20 мая-Велес, Вешали на шею скотине колокольчики. Коли на дубу макушка с опушкой, будеш мерить овёс кадушкой. 29 мая – праздник Перуна, Мокоши просили воды, но без града. Коль дождь пришол, ему косы показывали, и косы и серпы точили. 30 мая – день Велеса и Стрибога, бани, избы ставить начинали.
Июнь – Изюк, Крестень, Солнцеворот.
4 июня – Ярилы, Ярилу встречали, тёплого лета просили, урожая. Солнце в полях встречали. Коль утром солнце яркое вставало, рожь да перлова хороша в полях будет. Коль через тучи пробивалось, с хмурым и дождливым днём то только конопле урод. 5 июня – день Стрибога, коль Полуденный ветер (южный) – к урожаю яровых, коль Побережник (северозападный) – к сырой осени, коль Восходник (восточный) – к поветриям. Первое полнолуние от Ярилина дня была Свивка, теперь конкретная дата стала. 11 июня - Перуна, рождение Перуна. Праздник смерти и возрождения. 15 июня - русальи (ведимина неделя), Русалья неделя, Свивка - свивали из берёзовых веток венки, вместе с ними свивали свою судьбу. Хороводы водят, в последний день русалей недели идут на погост и обметают цветами могилы близких. Солнце за зиму, лето на жару. 19-24июня - неделя Мокоши, Включает в себя и праздник Купало - летнее солнцестояние. 24 июня - змеиный день, в честь того, что Перун победил Скипетра, проткнул его копьем и искупал в семи священных водах. В этот день обливали друг друга водой (6-я пятница). Но вообще то, в эти дни все празднуют всех богов. Первое полнолуние от праздника Купавы – День Тихого Солнца. Надо Солнце встречать, силу от первых лучей черпать. Конус силы. (Рог силы) До Купалова дня просите детки у бога дождя, а посля не надо. 27 июня – Перунов день, коль дождь пошол, то семь недель лить будет. А Зарница - хлеба зорить будет.
Июль – Червень, Цветень.
4июля - Великий Велесов праздник, день рождения Велеса (молочная спелость зерна). Черница (черника) поспела, рожь серпай. 5 – июля Перынья, дождя просили не лить, лихое снимали, на урожай делали. 6, 7 июля – Праздник Радунья, собирали росу на лугах, красу наводили, детей от испугов, сполохов ладили. Благодарность клали. 6 -15 июля - Мокоши Родуниц (росу по лугам собирали). Великие росы, коль на них дюже мокро, страде худо. 12 - июля - праздник Велеса. День стопы Велеса. Трава на лугах коситца. Почитание Велесу. 14 – июля, победа над змеем Индриком. Прощение всем людям обид напрасных. Помин по усопшим и погибшим воям. Жниву зачин. 15 июля – Праздник Ярилы. Праздник вдовий – чтоб снова замуж выйти. Утренники холодные пошли. 20 июля – Перуна, главный. Жертвоприношения, почитание всех погибших за Землю Русскую, праздник будущих и прошедших побед Русичей. Всю ночь жгут 8 костров. До обеда лето, вечером осень. 24 июля - день Симаргла, Рода. Коль утро холодно и дождливо, зима холодна и стыла. Просили, чтоб пронесло и мороз не стукнул, град не побил.
Август – Зарёв
3 августа – Стрибожий день, День Стрибога Ветрогона. Вихры к крутой зиме. 1-7 августа-Велеса и Ярилина неделя, грибника – ягодника, зерна и приплода. Начало засева озим. Первое полнолуние от Велесова дня, праздник Хорса, сейчас приурочен к 5 августу. 5 августа-Хорс, Хаты чистят, завистливые призоры выгоняют, праздник печи и избы. 19 августа – Велесов день, конец жатвы, Велесу бороду завивали. Оспожинки – обжинки. Лошадиный праздник. Звезда Спика вставала на небосводе. 28 августа - Мокоши, Родуниц и Лады. Мёд собирали с ульев. Коль брусника поспела, овёс дошол.
Сентябрь – Овсень, много желудей к тёплой зиме.
Первое полнолуние был его праздник. Теперь зделали 1 сентебря и праздник овсеня переименовали в Сёмин день. Первая встреча осени. 9 сентебря-Мокоши, Осыпали головы зерном, жгли 7 костров, праздник урожая (9-я пятница). Лету конец. 15 сентебря – праздник Святогора богатыря. Капустные вечера. 16 сентебря - Лели, детям праздник справляли, та скотинка что весной родилась, просматривалась, кого оставит на род, а кого под нож или на продажу пустить. Овец стригли. Коли журавушки да аисты полетели то падёт на покров мороз, а нет - то позже. 20 сентебря – Ночь добрых духов, ходили в рощи священные, на погосты, духов задабривали, совета спрашивали. 23 сентебря-Дивы (Дивоны), — осеннее равноденствие. Первое воскресенье после осеннего равноденствия - праздник Даждьбога (прощались). Первое полнолуние после осеннего равноденствия ночь Вия. 24 сентября – день Велеса рябинника хмельника, начинали брагу, пиво, мёд варить. Пчёл на зимовье определять. Муравьи начали хаты запирать.
Октябрь – Грудень.
Коли лист с берёзы чисто упал – легкий год жди, а коль не чисто – плохая зима будет. Ива рано инеем покрылась – долгая весна ожидается. 4 октября - Велеса и леших. Лешие, водяные, русалки в спячку впадают. Ветер Восходник (восточный) дует – зима холодная будет. Праздник охотников. С появлением звезды Арктур на небосводе отмечался праздник Рода Родуниц, Все своих предков поминали, за год благодарили. Первое полнолуние после появления звезды Арктур – праздник Зари, сейчас приурочен к конкретной дате. 14 октября-Заря Утренняя, начала шить брату фату, женихов к своему подолу пришивали. Порошиха легла к грязи на дорогах. 28-31 октября - дни Мокоши, Праздник живого огня. Вся неделя Мокоши (10-я пятница). Праздник удачи и хорошей судьбы. А также ночь всех духов Земли (главный праздник — ведьмовской!). 31-2 октября-ночь стихий и дедовы ночи, праздник огня, воды, ветра, земли. Восхождение звезды Антарес, 7 дней праздника Моарены и её 12 дочерей, Почитали, на болото и в леса им помин ставили. Первое полнолуние от восхождения звезды Антарес, праздник Сварожичей, праздник чаши, и изобилия.
Ноябрь - Грудень
3-9 ноября – Мокошина неделя. Коль лёд реки сковал, то зима лютая, а весна дружная. 10 ноября - сутки домового, Двор мороз студит, дом печь хранит. Праздник печи. Первое полнолуние от Дня домового – ночь Вия и змеи Скоропеи. Коль дождь прошол, то оттепели до праздников Рода жди. 15 -11 - ноября день Сварога, бросил на землю божии вещи. 28ноября-Мокоши пряхи.
Декабрь - Студень
5 декабря-Хорса, праздник купца, и дома. Трещат морозы, скотину береги. 10 декабря – Стрибога ветрогона. Коли ветра след заметают – дороги не быть. 11 декабря – праздник деда Карачуна. Пироги кулебяки пекли, всех угощали (чем больше в кулебяки слоёв с разной начинкой тем лучше), помин умершим клали. 12 декабря – Даждьбога праздник. Солнце на лето, зима на мороз. Олади и блины пекли, курей да петухов били. 20 – 24 декабря – праздники Ярилы (Яруна) Неделя перед Колядой - неделя Велеса и Вия. 25декабря-Даждьбога. Ясный день к урожаю, небо звездато к большому приплоду скота. 26 декабря - праздник Мокоши (11 пятница), праздник Рода (1 понедельник). Коль тропинки чёрные к урожаю гречки. Праздник Перуна - чаши братины. В первое полнолуние от Коляды празднуется Перунов Овсень. Перуно почитатели сыплют в углы домов ячмень, овес, гречку: «Ходит Перун на Овсень - день, Носить зерно по хатам не лень, Где взмахнет - жито растет. В поле ядро - в доме добро». зо декабря-Лели
Похожие статьи:
Альтернативная история → О значении народной мифологии в истории Руси
Альтернативная история → Славянский календарь - Пантеон Богов
Боги, духи и существа → Круголет Числобога
Космос → Славянская астрология
Видеоролики → К чему привело запрещение нашего календаря
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Языческие и христианские праздники
Наконец наступил Новый 2017 год и приближается Рождество, Крещение и другие, одновременно, языческие и христианские праздники.
Однако, на протяжении многих веков переплелись между собой не только язычество и христианство, были забыты истоки и сокровенные знания, внедрялись и подменялись одни праздники другими, был изменен календарь и многое другое.
Так Рождество, согласно старому стилю или по юлианскому календарю, празднуется 25 декабря, в наше время православная христианская церковь отмечает этот праздник в ночь с 6 на 7 января, согласно григорианскому календарю.
Посвящен этот церковный праздник рождению Иисуса Христа, тем не менее, точную дату рождения Иисуса Христа вам не кто не скажет, так как до сих пор ее не смогли определить ни ученые, историки или исследователи.
Замена языческих праздников на христианские
У древних славян так же 6 января был свой праздник — Турицы или как его еще называли Водокрес. Посвящен он был поклонению древними славянами тотемному животному — Туру, который считается, воплотился в жизнь благодаря союзу между Велесом и Макошей. Покровительствует Тур:
- Пастухам.
- Шутам.
- Клоунам.
- Веселым и задорным людям.
- Лесным обитателям.
С момента крещения Руси и принятия христианства в X веке вошло в обиход слово «Святки», под ним подразумевалось и до сих пор имеются в виду — святые вечера, которые начинаются 6 января в сочельник и заканчиваются 19 января на Крещение.
Языческим праздником в христианстве являются и «Святки». Если рассматривать этот праздник с точки зрения предков — язычников, то становится понятно, что именно в этот промежуток времени зимнего солнцестояния стирается тонкая грань между мирами и человеку открывается новый неизведанный мир.
Принято считать, что в это время к нам в мир проникает разная нечисть, например: шуликуны, бесы, черти, которые могут пугать, заглядывать в окна, подталкивать человека к необдуманным, плохим поступкам.
За неделю (с 13 января) до Крещения, или как ранее называли Водосвет (19 января), силы нечисти активизировались и набирали еще больше силы. Исчезали они из нашего мира с 20 января. Эту неделю ранее называли — «Страшные вечера».
Кстати, именно из-за этой тонкой грани между мирами многие люди, как раз в старину и гадали, и продолжают гадать и сейчас, так как считается, что в «Святки» всевозможные гадания будут самыми верными и точными. Однако святочные гадания мы рассмотрим в другой статье.
Крещение в христианстве или «Водосвет» в язычестве
Теперь расскажем за 19 января, когда многие люди празднуют христианский праздник — Крещение.
Празднование заключается в следующем: выходят люди вместе с церковными служителями на водоемы, речки, родники, где церковные служители проводят обряды (службы), затем люди набирают не только святую воду, но и сами погружаются в проруби или полыньи.
Принято считать, что этим действием они не только излечиваются, освобождаются от различных болезней, но и объединяют в одно целое — дух, душу и тело. Действительно, вода 19 января полностью меняет свою структуру.
Несет она положительную энергию и позитив. Свидетельством этому являются исследования ученых, которые считают, что изменение структуры воды на крещение связанно напрямую с Солнцем и соответственно движением нашей Земли вокруг него.
Что касается снега, то с ним аналогичная ситуация, он так же меняет свою структуру, как и вода, поэтому 19 января им можно и нужно с самого утра умываться или обтирать тело.
Старые люди до сих пор знают, что собранный на Крещение снег нужно сыпать в колодцы, тогда вода не будет цвести и в любое даже засушливое время года вода в колодце будет всегда. Помимо этого растопленный снег берегут для лечения болезней ног, снятия головной боли, судорог.
Добавляют в виде воды и своим домашним животным, тогда куры раньше и больше нестись начнут, лошади будут не так мерзнуть, а другая живность меньше болеть.
Языческий праздник — «Кудесы»
Еще один удивительный день был у наших предков в январе. Назывался он — «Кудесы». Праздник был посвящен домовому, да, да, мы ничего не спутали и не ошиблись именно 28 января ранее древние славяне праздновали «Кудесы».
В этот день было принято оставлять для домового гостинцы и различные угощения, и делали это не зря! Кстати, более подробно мы о домовом рассказывали в статье: «Как выглядит домовой?«.
Вкратце — наши предки знали, что домовой является духом, хранителем рода почитали и относились к нему с уважением. Поэтому не забудьте и вы угостить своего домового и отнеситесь к этому серьезно, тогда и домовой вам будет всегда лучшим помощником, защитником и оберегом для вашего дома.
В этой статье мы рассмотрели лишь небольшое количество праздников. Ниже, мы предлагаем таблицу, которая подтверждает, что языческие праздники в христианстве имеют место быть.
Дата | Языческий праздник | Христианский праздник |
06.01 | Праздник бога Велеса | Рождественский сочельник |
07.01 | Коляда | Рождество Христово |
24.02 | День бога Велеса (покровителя скота) | День святого Власия (покровителя животных) |
02.03 | День Марены | День Святой Марианны |
06.05 | День Дажьбога | День Святого Георгия Победоносца |
15.05 | День Бориса-хлебника | Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба |
22.05 | День бога Ярилы (бог весны) | Перенесение мощей Святого Николая Весеннего |
06.07 | Русальная неделя | День Аграфены Купальницы |
07.07 | День Ивана Купалы | Рождество Иоанна Крестителя |
02.08 | День бога Перуна (бог грома) | День Святого Илии Пророка (громовержца) |
19.08 | Праздник первых плодов | Праздник освящения плодов |
21.08 | День бога Стрибога (бог ветров) | День Мирона Ветрогона (приносящего ветер) |
14.09 | День волхва Змеевича | День преподобного Симона Столпника |
21.09 | Праздник рожениц | Рождество Богородицы |
10.11 | День богини Макоши (богиня-пряхи) | День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья) |
14.11 | В этот день Сварог открыл людям железо | День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов) |
21.11 | День богов Сварога и Симаргла | День Михаила Архангела |
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Google+
Если наш проект был Вам полезен и мы смогли Вам помочь, можете нас отблагодарить пожертвовав стоимость всего лишь одной чашки кофе на развитие нашего проекта, или просто поделиться нашим сайтом в социальных сетях. Ваша благодарность - самый важный стимул для нас продолжать выкладывать больше интересных и полезных материалов и помогать Вам в решении непростых вопросов.
occultizm.net
Языческие праздники в наше время » Перуница
В далекие времена, еще задолго до появления христианства, у всех народов Земли праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, итп. Лишь позже, чтобы укрепить в народном сознании переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно полюбившиеся людям языческие праздники, но вкладывала в них новое содержание.
Вкратце напомним, что православное летосчисление ведется по юлианскому календарю, и потому отстает от нынешнего григорианского на 13 дней. В 354 году христианская церковь официально установила празднование рождества Христова на зимнее солнцестояние. В этот день в Риме широко отмечалось рождение солнечного бога Митры, в Греции - бога Диониса, в Египте - Осириса, в Аравии - Дусара. На Руси этот праздник называли "зимний коловорот" или "день рождения солнца", так как именно с этого момента солнце начинает "расти": день становится длиннее, а ночь короче. Тем самым, в понимании церкви, рождество Христово символически должно было олицетворять рождение солнца, которое несет жизнь Земле.
Показательно, что в христианской теологии Христа именовали как "солнце Мира" и "солнце Правды". А в 15 веке в Европе даже была попытка переименовать все известные небесные светила библейскими именами: планеты, носящие названия римских языческих богов, предлагали назвать в честь христианских святых апостолов, Луну - Иоанном Крестителем, Землю - девой Марией, а собственно солнце предлагали назвать Иисусом Христом. Однако, в этом историческом курьезе явно заметен мистический символизм: Земля - это мать, а сам бог - как солнце, дарящее жизнь.
Сразу после зимнего солнцестояния у римлян идут "календы". В это же время на Руси древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - Святки. В Белоруссии и на Украине до сих пор святочную неделю называют "Коляда". В эти дни идут пиршества, увеселения, гадания, хождение ряженых, колядование. Аналогичное римским "календам" русское название "колядки" происходят из общего санскритского корня, где "кол" означает солнце или круг. Известно, что "круглое" имеет в русском языке корень "кол": колесо, кольцо, колобок, колодец, колокол, коловорот (солнцеворот). Например, у индийцев (по нынешний день) "Koleda" почитается за божество празднеств и так же называются некоторые обряды, а слово "koledovat" на языке хинди означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками (!). Наконец, от этого же слова произошло в дальнейшем и "колдовство".
Далее шел праздник проводов зимы - Масленица (правда, ныне дата Масленицы "кочует", так как сразу после нее начинается великий 40-дневный пост: здесь уже есть некая привязка к христианскому календарю). Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные калеса, жгли костры - все это символизировало весеннее солнце (Ярило), набирающее силу. На Масленицу молодожены каталиcь по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех - по повериям древних славянян, их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследует и весь масленичный ритуал - обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивают проводы Масленицы - соломенной куклы в женском костюме, символизирующую Мару-Марену, богиню зимы и стужи, которою сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым: это символично тому, как происходит в природе - из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).
В 325 году, на первом вселенском соборе, был установлен порядок празднования пасхи. Воскресение Христово в природном символизме означает вечно возрождающуюся жизнь: когда после долгой зимы появляется первая зелень. Из истории известно, что умирающие и воскресающие боги были у древних греков, египтян и финикийцев - и все они так же воскресали, многие именно весной. Например, в соответствующий праздник египтяне встречали друг друга словами: "Осирис воскрес!". Отсюда и было заимствовано первыми христианами это известное приветствие. Так же именно из древних языческих поверий вошла в пасхальные обычаи традиция красить яйца. В культуре множества народов яйцо символизировало тайну рождения жизни.
В близкий к Воскресению Христову день существует сохранившийся с языческих времен день поминовения предков, ранее называвшийся Родоница (от слова "Род"), когда люди идут к могилам своих умерших родственников - помянуть их души. Надо заметить, что пасха является "кочующей" датой, и все остальные праздники, каким-либо образом связанные с ней, так же "кочуют" по календарю.
Христианская церковь на 40-й день после пасхи празднует Вознесение Господне. Древние народы после окончания весенних полевых работ отмечали дни божеств, знаменующих переход весны в лето: так, у финикийцев возносился на небо бог Адонис, у греков удостоился чести вознестись к богам Геракл, совершивший множество подвигов. Славяне почитали Ярилин день, в который с благодарностью провожали весну (ярило - весеннее солнце).
Праздник летнего солнцестояния 22 июня (летний коловорот) так же широко праздновался многими народами Земли. На Руси это - Купало (так славяне-язычники называли летнее солнце). Этот день в языческие времена главным летним праздником: жгли костры, устраивали игрища, водили хороводы, пели песни, освящали браки. Древние славяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой (что подтверждается соврменными наунчыми исследованиями), поэтому знахари торопились их собрать. Также считалось, что в самую короткую ночь в году совершается великое чудо - огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот "Жар-цвет", то найдет клад. Как и в другие праздники, посвященные солнцу, на Купалу катали горящие колеса. В этот день древние славяне язычники избавлялись и от всякой скверны: жгли сорочки больных, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, дабы священный огонь очистил человека от всякой порчи.Чтобы внести в этот популярный у народа праздник новый христианский смысл, церковь наложила на эту дату рождество святого Иоанна-крестителя. Таким образом в период двоеверия на Руси и родилось ныне всем известное название этого праздника - "Иван Купала".
В середине лета (вблизи 20 июля), в период обильных дождей и громов, народы Европы отмечали праздники в честь своих богов громовержцев: Зевс - у греков, Тор - у скандинавов, Перун - у славян. Сейчас это праздник Ильи-пророка, которого часто называют Илья-громовник: вспомним, что у него тоже суровый нрав, он так же, как и древние боги, сотрясает небеса и мечет молнии.
Далее - в начале осени - следуют два христианских праздника, связанных с девой Марией: рождество пресвятой Богородицы и Покров день (21 сент. и 14 окт. соответственно). Между этими "женскими праздниками" находится осеннее равноденствие. И вновь здесь присутствует природный символизм: после того, как сбор урожая заканчивался, древние земледельцы благодарили "матушку-Землю" за предоставленные блага. В этот день особым почитанием пользовались женщины-богини, впоследствии так же рождавшие божественных сыновей: в Египте всеобщее поклонение имела богиня-мать Исида, у греков - Гея, у финикийцев - Астарта, у вавилонян - Иштар, на Руси чествовались "Мать Сыра Земля" и легендарная прародительница славян богиня Лада.
И далее еще одно событие (на которое не наложился никакой христианский праздник) - "Деды" (ударение на последнюю букву), отмечается 31 октября. Этот оставшийся с языческих времен "день поминовения предков" особенно почитаем в Белоруссии и на Украине. Так же, как и полгода назад (на Родоницу), люди идут к могилам родных, чтобы почтить их памятью.
Потом приходит зима, для того чтобы согреть землю под снежным покровом, а за ней вновь вернувшаяся Весна будит спящую природу. Так вновь повторяется вечный круговорот. "Да расцветет повсюду жизнь! ", - как говорили наши предки.
www.perunica.ru
Языческие праздники и обряды
Предки современных русских христиан были язычниками. В честь своих праздников язычники делали жертвоприношения, устраивали пиры, гулянья руководствуясь своими обрядами и традициями.
Языческие праздникиСохранились сегодня языческие праздники?
В чистом виде нет, но в любом христианском празднике всегда присутствует след язычества.
Языческие праздники сегодняЗначимые языческие праздники
Коляда
КолядаИздревле 21 декабря считалось началом астрономической зимы. После 21 декабря родился языческий бог Коляда. В день рождения этого божества устраивался пышный праздник. Три дня после зимнего солнцестояния считались особым временем, когда дни становились длиннее, а солнце начинало выше подниматься над горизонтом.
КолядаСвятки
СвяткиСвятки справлялись сразу после зимнего солнцестояния и продолжались в течение двух недель. Это было самое благоприятное время для гадания. Святки и Коляда были самыми значимыми для язычников зимними праздниками.
СвяткиМасленица
МасленицаЭтот праздник посвящался проводам зимы и отмечали его неделю с 12 по 20 марта. Неделя Масленицы была последним временем, когда властвовала еще зима, которую язычники считали временем, когда происходил разгул сил тьмы. На протяжении всей Масленицы пекли блины и устраивали щедрое угощение. Первый день Масленицы встречали обязательно на пригорке с песнями и хороводами. В этот день делали из соломы чучело Масленицы, которое обряжали в женскую одежду. Всю масленичную неделю люди ходили в гости, устраивали кулачные бои и катались с ледяных горок.
Масленица СоветВ Последний день сжигали чучело масленицы и свистели в глиняные свистульки, призывая прийти скорей весну.
Велик день
Его праздновали именно21 марта, когда день становился равен ночи,то есть в весеннее равноденствие. В этот праздник с самой высокой горки запускали катиться горящее колесо. Колесо символизировало солнце, а языки пламени были его лучами. 21 марта было самым удачным днем для обручения или свадьбы. Праздник называли еще Красной горкой, очевидно потому, что все обряды язычники выполняли на возвышенности: горке, холме.
Велик деньРусальная неделя
Русальная неделя длилась с 14 по 20 июня и по древнему поверию считалось временем разгула темных сил. В это время совершались обряды и моления к Царю природы с просьбой послать хороший урожай. В Русальную неделю категорически запрещалось купаться в любых водоемах. Многие свято верили, что русалки могут защекотать человека до смерти.
Русальная неделяКупало
В самую короткую ночь 21 июня язычники справляли праздник Купало. В день летнего солнцестояния жгли большие костры, через которые прыгали. Считалось, что огонь очищает человека. Девушки плели венки и спускали их на воду. Венок девушки, который не тонул, а плыл по течению был знаком для нее, что она скоро выйдет замуж.
КупалоПраздник урожая
Праздник урожая отмечался 21 сентября в день осеннего равноденствия. В этот день разводили большие костры, водили хороводы, пекли пироги из «новой! Муки, благодарили богов за щедрый урожай. В избах обновляли огонь в печах. Старый полностью гасили, вычищали пепел и разжигали новый огонь.
Праздник урожая Вывод:Все празднования, в основном, проходили на лесных полянах или на взгорках, что для язычников было слиянием с природой. В основе языческой веры было поклонение своим богам, общение с предками и признание сил природы, которая диктовала язычникам время проведения праздников. Языческие праздники стали предтечей всех церковных праздников в православии.
Праздники славянwww.xn-----6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai
Языческие праздники
По старой традиции, все языческие праздники неизменно ассоциируются с Матушкой Природой и всем тем, что связано с ней неразрывными узами. Все обряды, совершаемые по наступлению той или иной знаменательной даты, таят в себе глубокую сущность, и призваны обеспечить мир и дружбу между человеком и славянскими божествами. Обычно все языческие торжества сопровождаются песнями и плясками, хороводами и гаданиями, смотринами невест и посиделками молодежи. Но существуют и такие, в которых нет места озорству и веселью, как то дни почитания усопших или праздники, посвященные злым духам и божествам.
Языческий праздник Масленица или Комоедица
Это торжество традиционно отмечается 21-22 марта, в дни, которые признаны астрономическим началом весны, а если верить славяно-языческой традиции – Днем Сотворения всего Мира. Также эта дата приурочена к еще одному языческому празднику -Дню весеннего равноденствия, когда ночь и день становятся равными по продолжительности. Именно с этого дня молодое солнце Ярило надолго изгоняет из своих владений Зиму-Марену. Но помимо этого, Масленица – это праздник почитания духов усопших людей, потому что древние люди верили, что с приходом весны, а точнее с возвращением птиц из теплых краев, к ним прилетают и души их предков.
Комоедица – это второе название Масленицы, которое берет свое начало от традиции поедать в этот день блины и прочие вкусности, ранее именуемые комы. Также существует мнение, что именно на Масленицу медведь, которого староверы называли «Ком», просыпается от длительной зимней спячки.
В наше время такой языческий праздник в православии отмечается в соответствие с христианским календарем и канонами, а в древности его приурочивали только ко дню равноденствия, которое для древних славян было своеобразным Новым Годом.
Во все времена Масленица была, есть и будет очень веселым праздником, сопровождающимся интересными и яркими традициями, если учесть, что длится она целую неделю. А предшествует ей праздник, призванный почитать души усопших людей. В этот день было принято накрывать праздничный стол, на котором устанавливали столько приборов, сколько нужно для потчевания и живых, и духов. Блины – это основное яство, символизирующее собой молодое солнце Ярило. Но кроме этого принято было подавать кисели, квас, мед, печенье и прочие лакомства. Сытно позавтракав, староверы отправлялись на развлечение, а их, стоит заметить, было немало: сжигание чучела зимы, кулачные бои, шествие ряженых, катания на ледяных горках и многое другое. Работать на Масленицу строго возбранялось.
Языческий праздник Ивана Купала
Это поистине мистическое торжество, отмечаемое в ночь с 6 на 7 июля, до сих пор активно отмечается некоторых странах мира. Староверы признают его как кульминационный момент в летних событиях своего народа, потому что природа достигает апогея своего развития и начинает готовиться к осени.
Традиции этого праздника также завораживают своей красотой. С рассветом все женщины и девушки отправлялись в леса и на луга, где собирали купальские травы и пели ритуальные песни. Считалось, что все растения приобретут целительную силу и помогут избавиться от недугов. С наступлением ночи разжигали огромный костер, в котором сжигали все ненужные и старые вещи, а также колесо, символизирующее солнце. Девушки опускали в реку собственноручно сплетенные из трав венки, гадая по ним о своем будущем. Также было принято прыгать через костер, что символизировало полное очищение души. Люди верили, что в ночь на Ивана Купала в их дома может проникнуть злая сила, поэтому вешали над входной дверью и окнами острые предметы и крапиву.
Не только эти древние славянские языческие праздники дожили до наших времен. Дети с удовольствием ходят по домам на праздник Коляды, а пожилые украинцы и белорусы все еще отмечают Деды - поминки по умершим родным, которые справляются у их могил.
womanadvice.ru
религии уже нет, а праздники остались
У каждой религии есть свои праздники. Причём слово «праздник» не должно вводить в заблуждение, так как это понятие не имеет ничего общего с довольно распространённой в наши дни интерпретацией «праздник – это халявный выходной, день, когда можно ничего не делать». Религиозный праздник - это особый, мистический день, он, по сути, представляет собой комплекс ритуалов, с помощью которых люди более тесно связываются со сверхъестественным миром духов и богов и могут попросить у тех защиты, покровительства, вымолить прощение, «уговорить» воздержаться от тех или иных поступков либо воздать хвалу, принести благодарность и тому подобное.
В этом плане любопытна судьба языческих праздников: потому что по большому счёту религиозные языческие культы остались в прошлом (за исключением небольшой группы современных адептов и некоторых элементов фольклора и сознания), а вот языческие праздники сохранились. Достаточно условно праздники европейских язычников как имеющих общие индоевропейские корни и зачастую общие черты, можно разделить на несколько групп.
Языческие праздники солнцестояния
Праздники, приуроченные к особым фазам Солнца в течение года: день весеннего равноденствия (20-21 марта), день летнего солнцестояния (20-21 июня), день осеннего равноденствия (22-23 сентября) и день зимнего солнцестояния (21-22 декабря). Эти дни имели сакральное значение для всех языческих культов Европы и сохранились в Средние века вплоть до нашего времени в виде фольклорных празднеств, приуроченных к тем или иным временам года.
Языческие праздники, посвящённые конкретным божествам
В данном случае единой картины не наблюдается, так как у каждого племени и народности был собственный языческий пантеон. Эти пантеоны могли иметь общие черты и даже общих богов, однако имена божеств, их атрибуты, функции, внешние черты и даты их праздников в большинстве случаев различались. Данные праздники не носили универсального характера.
Во-первых, различные боги нуждались в различных ритуалах поклонения, в различных жертвоприношениях, в различных праздничных обрядах и так далее. Например, довольно существенно отличались праздничные ритуалы в отношении женских божеств, символизировавших плодородие, материнство, общую женскую природу, и в отношении мужских богов, имевших ярко выраженный агрессивный военный характер.
Во-вторых, различные божества у разных племён пользовались различным почитанием, так что праздники в честь каких-то божеств были торжественными, занимали нередко несколько дней и в них участвовали все члены этого сообщества.
А другие праздники носили местный характер, их справляли отдельные группы или категории населения, причём нередко их обряды носили скрытый или даже тайный характер.
Языческие праздники, посвящённые священным природным объектам
Этот вид языческих праздников являлся пережитком более древнего слоя религиозного сознания, восходящего ещё к временам первобытности. Тогда основу религии составлял анимизм (вера в одушевлённость всей природы) и тотемизм (вера в особую связь рода или племени с конкретным животным или природным объектом). Поэтому почитание определённых животных, священных деревьев, священных источников, особых скал или утёсов и тому подобного сохранилось и в позднейших языческих культах, пусть и в не столь ярко выраженном виде, скорее в качестве фольклорного или игрового элементов, составной части праздничных обрядов, песен, сказаний и так далее.
Языческие праздники и христианство
Тесная связь христианского календаря, христианских народных традиций и более древних языческих обрядов и праздников уже давно является очевидной для специалистов, а в наше время и для широкой общественности. Христианские праздники заняли в календаре место языческих – отчасти это было стихийным процессом, когда вчерашние язычники, не желая полностью отказываться от своего культурного наследия и связи с предками, привносили в христианскую жизнь элементы язычества. Нередко это было целенаправленной политикой Церкви, которая не стремилась идти на острую конфронтацию с новообращённой паствой, лишать её полностью привычных ориентиров и традиций, а выбирала тактику постепенного замещения и заполнения отчасти старых форм новым религиозным содержанием.
Так, по мнению специалистов-религиоведов, появились в их нынешнем виде такие христианские праздники, как Рождество Христово (замена языческим праздникам на день зимнего солнцестояния), день поминовения Илья Пророка (замена славянского праздника в честь бога Перуна), многочисленные дни поминовения христианских святых, которые зачастую принимали на себя функции тех или иных местных языческих персонажей, и так далее.
Однако есть мнения других учёных, что нередко подобное взаимовлияние имело и обратный характер.
Например, существует версия американского учёного Уильяма Тая, по которой Рождество Христово не имеет языческого происхождения. По мнения Тая, сначала в середине III века христианские богословы на Западе вычислили время рождения Христа именно последними числами декабря, а спустя несколько десятилетий уже в качестве ответной меры официальная языческая религия Римской империи установила в эти же сроки праздник в честь зимнего солнцестояния.
Статьи по теме
www.chuchotezvous.ru
Древние славянские праздники
Языческие праздники
Основными языческими славянскими праздниками были:– Коляда или рождение Солнца, справлялся в день зимнего солнцестояния;– Святки – справлялись после 21 декабря;– Масленица служила символом провода зимнего времени;– Велик день – день весеннего равноденствия и начало весны;– Русальная неделя – проводы весны, проводились перед 21 июня;– День Ивана Купала – летнее солнцестояние;– Бабье лето – проводы лета;– Праздник урожая – осеннее равноденствие;А теперь необходимо каждый из праздников древних славян рассмотреть более подробно.Особое место играл праздник Коляда.
Коляда
21 декабря издавна и по сей день считается днем начала астрономической зимы. После 21 декабря рождался бог Коляда и в его день организовывали праздник, сопровождаемый ритуалами. Народ пел песни, прославлял божества. Древние славяне радовались, что начиная с 21 декабря, Солнце будет светить все дольше и дольше, за что его и благодарили. Когда христианство стало государственной религией, в данный день стали справлять Рождество. В языческих кругах древних славян данный день стал осуществлять рождение богов.21 декабря древние славяне избавлялись от всего старого, от всех пережитков и загадывали желания на новый год. Три дня до зимнего солнцестояния и три дня после считались особо энергетическими, поэтому в данный день желания играли особую силу, считалось, что они могут исполниться с большей вероятностью.
Другие языческие праздники
Святки
Святки справлялись сразу после дня зимнего солнцестояния, в общей сложности они длились на протяжении двух недель. Во время Святок было принято гадать.Коляда и Святки были зимними праздниками славян.
Масленица
Данный праздник считался проводом зимы, и проводиться с 12 по 20 марта (неделя перед Велик днем). На протяжении недели люди готовят блины с медом и другими сладостями.В языческой мифологии масленица – персонаж, символизирующий смерть, а также холодную зиму. Неделя Масленицы последняя, когда властью над миром еще обладает зима. Силы тьмы веселятся в последний раз.Встречали день пениями на возвышенностях, горках. Славяне делали чучело из соломы, представлявшее собой персонажа Масленицу, затем чучело Масленицы наряжали в женскую одежду. Рядом с этим чучелом славяне пекли блины и веселились, съезжали с этих возвышенностей.На протяжении недели люди посещали гостей и проводили вечера за столом. Для развлечений также устраивали кулачные боги, различные постановочные представления, катались на льду, бросались снежками, ходили и веселились на ярмарках. В последние дни с помощью глиняных свистулек люди зазывали весну. Эти звуки были чем-то вроде пения птиц, прилетавшие с наступлением тепла, то есть с ранней весной.Дети делали небольшие чучела из соломы, хотя скорее это были куклы, их в последние дни бросали в костер. Большое чучело Масленицы сжигали в последний день.
Велик день
Праздновался 21 марта, именно в данное время день равен ночи – весеннее равноденствие. 21 марта было принято водить хороводы, различные игры, славить языческих богов, в данный день с горы или любой высокой точки ландшафта запускали колесо охваченное пламенем. Оно считалось символом Солнца, а языки пламени осуществляли языки света.Птицы в 21 марта имели особое значение, так как считалось, что в птиц вселяются души отошедших. Чтобы задобрить предков птиц кормили крупами и крошками хлеба. Ближе к вечеру люди собирались на возвышенностях и пировали вместе с душами своих предков.Особенную роль праздник играл для тех, кто решил обручиться. 21 марта в древние времена считался самым популярным для того, чтобы сыграть свадьбу. Кроме того, даже сейчас данный день является наиболее популярным для связывания друг друга узами брака. К этому поводу есть одна русская старинная пословица, гласившая следующее: «Тот, кто пожениться на Велик день, не разведется вовек».Также праздник назывался Красной горкой. Скорее всего, данное название было связано с тем, что древние славяне справляли обряды исключительно на различных возвышенностях: горках, пригорках, холмах.21 марта никто не работал, люди отдыхали на протяжении всего дня, работа считалась грехом. Весь день нужно было провести на открытом воздухе с веселой компанией.
Русальная неделя
Считается, что период с 14 по 20 июня был временем для разгула сил тьмы, что означало гадания. Гадали в основном на будущее и на суженного\суженную. Кроме гаданий древние славяне загадывали желания и молили силы природы дать щедрые дары. Особенной эта неделя была именно для девушек, ведь именно она была наиболее благоприятной для гадания о своем замужестве.В эту неделю было категорически запрещено купаться в озерах и реках. Всему причиной, что данные дни посвящались морским божествам: русалкам и другим мелким божкам.Праздновали Русальную неделю весело, в основном на берегу рек, озер, а также в лесных рощах.
Купало
21 июня считается началом астрономического лета, кроме всего данный день является длиннейшим в году, а ночь самая кротчайшая. После Купало день скорачивается в пользу ночи.Праздновали день летнего солнцестояния довольно пышно, множеством языческим обрядов. Разводили большой костер, через который прыгали всю ночь, вокруг костра водили хороводы.Перепрыгнув через костер, люди очищались, и кроме того такой обряд служил оберегом от злых сил.21 июня уже разрешалось искупаться – такое купание имело ритуальный характер. Для незамужних девушек Купала был особенным днем, так как именно сейчас можно было найти себе суженного. Девушки из цветов плели венки и пускали их по течению реки. Парень, поймавший венок, должен стать мужем для девушки, запустившей венок.Купание в реках и озерах разрешались. Считалось, что купальская ночь была волшебной, в это время грань между реальным миром и потусторонним была наиболее тонкой. Люди верили, что в эту ночь животные разговаривали с другими животными, как и растения с растениями. Верили, даже, что деревья в эту ночь могут ходить.Колдуны на Купало готовят особые снадобья, в основном это были приворотные зелья. Травы в Купало были особенно сильными.
Бабино лето
Данный праздник длиться с 14 по 20 сентября. В данное время древние славяне собирали урожай и подсчитывали его, а также делали запасы уже на последующий год.
Праздник урожая
21 сентября было осеннее равноденствие. Древние славяне справляли в данный день ритуалы, разводили большие костры, водили вокруг них так называемые осенние хороводы. Люди встречали осень и провожали теплое лето. Коротали этот день очень весело, готовили вкусные блюда. В основном были большие пироги, они означали хороший урожай в следующем году.Люди желали друг другу всего хорошего и надеялись, что все желаемое сбудется в новом году. Кроме этого в своих избах славяне обновляли огонь: старый полностью тушили, выгребали пепел и разводили новый.
Другие праздники восточных славян
Выше были описаны солнечные праздники, но кроме них восточные славяне праздновали и другие знаменательные дни. Они были посвящены языческим богам. В эти дни проводились языческие ритуалы и обряды.Обряды и ритуалы проводили для таких богов: Велес, Ярило, Перун и других.Такие праздники восточные славяне всегда праздновали на открытом воздухе. В основном славяне собиралась в лесах, на лужайках. Особыми местами для проведения подобных праздников считались возвышенности – холм, небольшие горки, пригорки.Ритуалы служили для славян своего рода средством для разговора, общения, связи с умершими родственниками, предками и с духами природы.
www.istmira.com