Ярослав мудрый повесть временных лет: Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

(ок. 978 — 1054)

— киевский князь, сын Владимира Красное солнышко или Владимира Святого, родился около 978 г. с врожденной хромотой. Его мать, полоцкая княжна Рогнеда, с 4-х лет приставила к нему учителей (греческих, болгарских, варяжских и даже латинских). Мальчик стал много времени проводить с книгами, полюбил читать.

Встав во главе государства, Ярослав продолжал дело отца: страна развивалась, строилась, расширялась торговля, создавались школы. Русские имели тогда почти такие же законы, что и Запад («Русская Правда» напоминала скандинавское законодательство). Древняя Русь встала вровень со всеми цивилизованными государствами. Столица тогдашней Руси – Киев – достигла наивысшей степени расцвета, Ярослав хотел сделать из него соперника Константинополю: со своим Софийским собором и Золотыми воротами. В Киеве был построен роскошный храм Софии, где принимались иностранные послы, там же велось летописание и хранилась первая библиотека.

В «Повести временных лет», в главе, начинающейся словами «В год 6545 (1037)» читаем: «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии,…, и любил Ярослав церковные уставы,…, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество…» Далее летописец рассуждает о пользе книг, пользе чтения. А потом пишет: «Ярослав же, …, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам». Некоторые исследователи считают именно эти слова свидетельством того, что Ярослав Мудрый организовал на Руси первую государственную библиотеку. В ней писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Книгописная мастерская должна была быть не маленькой, над книгой трудились не только переписчики и переводчики, но и переплетчики, редакторы, художники, ювелиры, мастера по выделке пергамена.

Из книг, переписанных в то время, сохранилась кирилловская часть Реймского евангелия. Его привезла во Францию в 1049 г. Анна, дочь Ярослава Мудрого, вышедшая замуж за Генриха 1. Никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Судить о составе фонда можно только косвенно по двум Изборникам, которые составил диакон Иоанн для сына Ярослава Мудрого, черниговского князя. У Л.В. Черепнина можно прочесть, что «Изборник Святослава» 1073 г. первоначально был переведен с греческого по повелению болгарского царя Симеона, имя которого было соскоблено, и вписано имя русского князя Святослава. «Изборник» 1076 г. — это русское подражание первому Изборнику, состоит из рассуждений на моральные темы и создано специально для рядовых мирян.

В библиотеке должны были быть евангельские и апостольские источники: поучения, пророческие беседы, жития святых, а также хроники, исторические повести, некоторые славянские сочинения, например, «Слово некоего калугера (монаха) о четьи книг», сборники изречений, философские и юридические трактаты, естественнонаучные сочинения. Считается, что именно в библиотеке Ярослава Мудрого были разработаны основы сборника законов «Русская правда», «Церковный устав», было продолжено составление летописных сводов, а также был создан первый русский «Хронограф по великому изложению» (т. е. по всемирной истории), составленный по византийским хроникам Георгия Амартола и Иоанна Малалы. Знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, которое он читал в торжественной обстановке перед Ярославом Мудрым и его семьей, несомненно тоже имелось в библиотеке. Кроме того, предположительно о репертуаре библиотеки можно судить и по перечню «истинных» и «ложных» книг. Вероятнее всего, что все 90 запрещенных тогда книг действительно имели хождение на Руси во второй пол. XI века, а «истинные» — входили в фонд библиотеки Ярослава Мудрого.

Что стало в дальнейшем с библиотекой – неизвестно, но нет и никаких свидетельств ее уничтожения.

К сожалению, ни одной книги из киевского Софийского собора пока не обнаружено. Поэтому правомерно и другое мнение, например, М.И. Слуховского, который подвергал сомнению не только объем и состав книжной коллекции Ярослава Мудрого, но и сомневался, можно ли употреблять слово «библиотека» по отношению к тому собранию книг. Но как определить, сколько нужно книг, чтобы назвать их библиотекой? Десять (для богослужения надо — минимум семь)? Двадцать? Пятьдесят? Сто? И сколько книжников необходимо усадить за работу?

Литература:

  1. Глухов А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова. – М.: Экслибрис-Пресс, 1997. – С. 5 – 19.
  2. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. – М.: ТОО «Либерея», 1992. – С.119 – 129.
  3. Пламенное слово: Проза и поэзия Древней Руси / Сост.:В.В. Кусков, С.С. Жемайтис. – М.: Моск. рабочий, 1978. – С. 87 – 88.
  4. Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. – М.: Просвещение,1980. – С. 6 – 7.
  5. Чаев Н.С., Черепнин Л.В. Русская палеография. – М., 1947.
  6. Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. Т. I. – М.: Изд-во Всесоюзной кн. Палаты, 1955. – С. 275 – 277.
  7. Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVIII века: Из истории книжного просвещения. – М.: Книга, 1968. – С. 47 – 53.

Князь Ярослав Мудрый, основатель Ярославля

Поделиться в соц. сетях:

ГлавнаяНачалоСказаниеЯрославльГалереяБиблиотека

Мы уже знаем, что первое упоминание Ярославля летописью относится к 1071 году. «В лето 6579, — читаем в «Повести временных лет», — бывши боединою скудности (недород) в Ростовьстей области, встаста два волъхва от Ярославля, глаголюща: яко «Ве свеве, кто обилье держит (знаем, кто прячет запасы). И поидоста по Волзе… И приидоста на Белоозеро, и бе у нею людии инех 300».
Даже беглый анализ этой летописной статьи показывает, что 1071 год никак не может быть принят за дату основания города. Летописца в данном случае Ярославль интересовал лишь как место, где началось восстание. Вопрос же о том, когда и как возник сам город, нисколько его не волновал. Но ясно и другое: для него нет сомнения, что Ярославль существовал и ранее.

Об этом же говорит и название города, безусловно связанное с личным именем. «И скорее всего носителем последнего был князь, — отмечает В, А. Кучкин. — Но до 70-х годов XI века известен лишь один князь с именем Ярослава — именно Ярослав Мудрый. Город, о чем говорят и позднейшие местные предания, основан им». На том, что возникновение Ярославля связано с деятельностью этого князя, умершего почти за два десятилетия до описываемых летописью событий, сходятся все без исключения историки, занимавшиеся этим вопросом.

Князь Ярослав Владимирович Мудрый , крупный политический деятель Киевской Руси, согласно летописи­ жил 76 лет (978—1054). Его имя впервые упоминается в 988 году. Сообщая под этим годом («В лето 6496») о принятии христианства на Руси, летописец рассказывает, что великий князь Владимир Святославович направил своих сыновей как представителей центральной власти в разные русские города: «И посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове; умершю же старейшему Вышеславу, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме».

 

Таким образом, в 988 году Ярослав в возрасте 10—11 лет стал Ростовским князем. Исследователи считают, что, хотя эти сведения о распределении сыновей Владимира по разным городам внесены в летопись сто лет спустя, в так называемый Начальный свод 1095 года, они являются вполне достоверными и в отношении вокняжения Ярослава в Ростове отразили вполне реальную ситуацию. После смерти старшего брата Ярослав был переведен в Новгород. Но когда умер Вышеслав, летопись не указывает и вообще после 988 года не упоминает его имени. Что же касается Ярослава, то он вновь появляется на ее страницах лишь 26 лет спустя.

«В лето 6522 (1014) Ярославу же супцо Новегороде и уроком дающе Кыеву две тысяче гривен от года до года, а тысячу Новегороде гридем (дружине) раздаваху. И тако даяху вси посадници новгородьстии, а Ярослав сего не даяше к Кыеву отцю своему». Владимир собрался походом на непокорного сына, но заболел и вскоре умер.

Следовательно, в 1014 году Ярослав уже был князем Новгородским, а его перемещение сюда из Ростова произошло ранее этой даты. Почему же летописи ни чего не сообщают об этом факте?

Ученые давно обратили внимание, что в русских летописях иногда встречается обозначение годов без описания событий. С этим фактом мы встречаемся и в интересующем нас отрезке времени: с 998 по 1013 год в «Повести временных лет» почти полностью отсутствует описание событий: «В лето 6506 (998). В лето 6507 (999). В лето 6508 (1000). Преставися (умерла) Мальфредь. В се же лето преставися и Рогнедь, мати Ярославля.

В лето 6509 (1001). Преставися Изяслав, отец Брячиславль, сын Володимерь.

В лето 6510 (1002). В лето 6511 (1003) преставися Всеслав, сын Изяславль, внук Володимерь.

В лето 6512 (1004). В лето 6513 (1005). В лето 6514 (1006)…» И так вплоть до 1013 года. С 1014 г. описания идут уже обычным порядком («Ярославу сущю Новегороде…» и т. д.)

Форма изложения исторического материала по годам от «сотворения мира», составляющая отличительную особенность русского летописания, впервые была введена составителем Киевского летописного свода 1073 года игуменом Печерского монастыря Никоном. Она, как полагают исследователи, возникла под влиянием пасхальных таблиц, указывающих дату празднования пасхи в каждом году. В них нередко делались краткие летописные отметки и также встречались обозначения годов без описания событий. Отсюда можно предположить, что Никон не знал даты смерти Вышеслава и перехода Ярослава из Ростова в Новгород. Не знали этого, следовательно, и авторы последующих летописных сводов, в том числе и «Повести временных лет».

Но может иметь место и другое предположение. Составление «Повести временных лет» было завершено монахом Печерского монастыря Нестором в 1113 году. Этот год был отмечен бурными политическими событиями: восстание горожан в Киеве и избрание на великокняжеский стол Владимира Мономаха. В течение ближайших пяти лет труд Нестора переделывался дважды: в 1116 году (редакция Сильвестра) и в 1118 году (редакция Мстислава). Обе эти редакции придерживались другой политической ориентации и вносили существенные изменения в первоначальный текст.

Далее. Самый ранний список «Повести» дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377 года. Причем между этим списком и оригиналом лежат не только два с половиной столетия, но и около десятка промежуточных редакций. Каждый летописец, выполняя волю своих заказчиков, исходя из политических или иных соображений, мог пропустить то или иное известие предыдущих сводов и сделать тенденциозную их подборку. Следует отметить также, что все дошедшие до нас списки «Повести временных лет» восходят к ее второй и третьей редакциям, первая же, несторовская, осталась нам неизвестной.

Если учесть столь сложную и многотрудную судьбу нашего источника, то можно предположить, что более ранние летописи сообщали дату смерти Вышеслава. Но эти сведения до нас не дошли, так как автор Лаврентьевской, или предшествующих ей летописей, пользовался ущербным списком «Повести временных лет».

Эта версия может быть подкреплена рядом дополнительных соображений. Главное из них — сообщение В. Н. Татищева о смерти Вышеслава.

«6518 (1010). Преставися в Новеграде Вышеслав, сын Владимиров, и дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов, Ярославлю отчину, Глебу, брату его, Муром, отчину Борисову».

В. Н. Татищев (1686—1750) — крупный мыслитель и общественный деятель второй четверти XVIII века, по праву считается основателем русской исторической науки. Ученые давно обратили внимание, что в его труде «История Российская» имеется немало сведений, которые отсутствуют в известных науке летописях. Вокруг этих «татищевских известий» уже более 200 лет идут жаркие споры, не прекращающиеся и в наши дни. Одни исследователи приписывают самому В. Н. Татищеву их авторство. Другие же исходят из того, что он не выдумывал фактов, а брал их из бывших в его распоряжении уникальных летописей, впоследствии утраченных.

В результате исследований советских историков появляется все больше доказательств достоверности многих «татищевских известий». По мнению академика Б. А. Рыбакова Раскольничья летопись, приобретенная Татищевым в Сибири, содержала полную редакцию киевской летописи второй половины XII века, также до нас не дошедшую. В его творческой лаборатории имелись список «Симоновой» летописи и Ростовская летопись 1313 года. С последней связано немало «татищевских известий» во второй редакции его труда. (Эту летопись он приобрел в Ярославле в 1740-е годы.)

Все это позволяет с достаточной вероятностью предполагать, что в одном из источников, бывшем в распоряжении Татищева и впоследствии утраченном, упоминались приведенные выше сведения 1010 года о смерти Вышеслава. А если это так, то Ярослав Владимирович правил в Ростове с 988 по 1010 год и только в этом году, после смерти старшего брата, был переведен в Новгород.

Правда, некоторые авторы, главным образом ярославские, ставят под сомнение достоверность этого «татищевского известия». Вышеслав, полагают они, умер чуть ли не сразу после своего назначения в Новгород, «следовательно и Ярослав, получив первоначально в удел Ростов и не успев еще туда отправиться, был перемещен на удел Новгородский». Опираются они на тот факт, что летописная статья 988 года, сообщив о выделении Владимиром городов своим сыновьям, тут же говорит о смерти Вышеслава («Умершю же старейшему Вышеславу. ..») и о перемещении его братьев.

С этим утверждением согласиться нельзя. Известно, что летописцы нередко помещали под одним годом разновременные события. Так было и в данном случае. Во-первых, в 988 году ни Борис, ни Глеб еще не родились. У С. М. Соловьева находим, что Борис родился от брака Владимира Святославовича и греческой царевны Анны не ранее 990 года. Глеб же был еще моложе.

Во-вторых, Новгород давался старшему сыну, а вторым по старшинству был Изяслав. Он умер в 1001 году, следовательно смерть Вышеслава не могла произойти ранее этой даты. Третий по старшинству — Святополк «окаянный» — был, по-видимому, в опале у Владимира, который обошел его после смерти Вы- шеслава и назначил в Новгород четвертого сына — Ярослава.

В-третьих, у Татищева мы встречаем еще одно упоминание Вышеслава. Приведя сообщение летописи под 997 годом о походе Владимира к Новгороду и осаде в его отсутствие Белгорода печенегами, он добавляет, что Владимир, возвращаясь в Киев, оставил в Новгороде Вышеслава. Таким образом, разновременность событий летописной статьи 988 года очевидна.

Далее. Выше проводилось сообщение летописи об отказе Ярослава платить дань в 1014 году. Никоновская летопись, повторив это сообщение и упомянув, что уплата двух тысяч гривен Киеву была обычным делом, добавляет: «якоже и Вышеслав преже, также и сам Ярослав даяше; тоже не восхоте давать отцю своему, якоже преже речеся». Следовательно, Вышеслав был князем Новгородским, причем сравнительно недавно, иначе бы летопись не стала ссылаться на его пример. С другой стороны, указание на то, что Ярослав ранее тоже платил ежегодную дань, свидетельствует, что он начал править в Новгороде ранее 1014 года.

В. Н. Татищев и называет эту дату. Приведенные соображения позволяют с достаточным основанием доверять его известию. Бывший в его распоряжении источник дважды (в 997 и 1010 годах) называет Вышеслава князем Новгородским и сообщает о перемещении Ярослава в Новгород в 1010 году. А. В. Экземплярский, знаток летописей и других древнейших источников, писал: «Отвергать известие Татищева нет оснований, а потому за последним мнением надо признать большую степень близости его к истине». Крупнейший русский историк XIX века С. М. Соловьев тоже признает дату смерти Вышеслава, «по Татищеву, в 1010 году». Советский ученый академик Д. С. Лихачев также приводит сообщение Татищева в своих комментариях к «Повести временных лет» и не высказывает сомнений в их достоверности.

Таким образом, из сообщений летописи и «татищевских известий» вытекает, что Ярослав Владимирович был князем Ростовским с 988 по 1010 годы.


Ярослав Мудрый — князь киевский. Тур в Киев. | by Катя Добромишева

В этом году Украина на государственном уровне отмечает 1000-летие царствования Ярослава Мудрого.

Тысячелетний юбилей с начала царствования Ярослава Мудрого, великого князя Киевской Руси, стоит на первом месте в утвержденном Верховной Радой списке юбилеев; в 2019 году Украина отмечает его на государственном уровне.

Однако сама история рождения Ярослава, хотя и типичная для раннего Средневековья, напоминает авантюрный рыцарский роман. Прежде чем вступить в бой со своим старшим братом Ярополком, Владимир, отец Ярослава, которого впоследствии назовут Великим, стремился заручиться поддержкой сильного Полоцкого княжества. Поэтому он отправился к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволода. Когда отец спросил ее: «Ты хочешь выйти замуж за Владимира?» гордая красавица ответила: «Я не хочу сына раба, а хочу выйти замуж за Ярополка!», — сообщает летописец Нестор. Тем самым Владимиру напомнили о его «незаконном» происхождении: его мать была рабыней Малашкой. Месть Владимира была жестокой: он убил полоцкого князя, и Рогнеда стала его женой без ее желания. Позже родился Ярослав…

Рогнеде так и не удалось полюбить Владимира, и он позже отправил жену в имение под Киевом, где прошли первые годы жизни Ярослава. Как говорит Лаврентьевская летопись, однажды, когда Владимир приехал в Рогнеду повидаться с детьми (у Владимира было с ней четыре сына и две дочери!), его жена попыталась ножом зарезать сонного князя. Он был зол и хотел убить ее, но маленький Изяслав вошел в комнату и не дал сделать это отцу. Владимир сообразил, построил новый город на Волыни, назвал город Изяславль и отправил туда Рогнеду со старшим потомком…

Начало восстановления Киевского государства положили князья Олег и Игорь. Позднее Святослав I Завоеватель пытался расширить границы государства до Волги и Кавказских гор. Однако только в годы правления князей Владимира Великого (979–1015) и Ярослава Мудрого (1019–1054) это государство приобрело наибольшую мощь. Владимир Великий «соединил и разоренные земли, Ярослав их исцелил и засеял». Не говоря уже о том, что при Ярославе Киев стал самым большим городом Европы — в 50 раз больше Лондона (!) и в десять раз больше Парижа…

Однако этому предшествовали титанические усилия и множество поражений и побед как над жестокими обстоятельствами, так и, прежде всего, над самим принцем! Обследование саркофага Ярослава Мудрого, проведенное в 1939–1940 гг., подтвердило, что хотя он и был высоким по тем временам ростом (на момент смерти 172–176 см, а в юности был еще выше), наследственное заболевание дополнялся переломом костей. Поэтому недаром летописи, в частности Тверская и Густинская, свидетельствовали, что князь не мог ходить, пока ему не исполнилось 2 года , и исцеление произошло незадолго до крещения — его личного и крещения Руси-Украины вообще. Кстати, в 9013 году при крещении он получил имя Георгий (Юрий). Следует также сказать, что современники никогда не называли его Мудрым — это имя Ярослав получил только во второй половине девятнадцатого (!) века. При жизни его звали Хромым. «Князь хромал на правую ногу, — объясняет доктор исторических наук профессор Владимир Рычко. «В те времена физические недуги были серьезной преградой на пути к власти: как правило, того, кто не мог стать храбрым воином, никогда не пускали к власти. Однако Ярославу удалось силой воли побороть свою хромоту: он научился ездить верхом и прекрасно сражался с мечом, став человеком, превзошедшим самого себя».

Все произошло гораздо раньше, чем он мог надеяться — ибо уже в 988 отец прислал мальчика, которому по разным данным было от 5 до 10 лет (учёные до сих пор спорят о дате его рождения, заявляя как 978, 983 и даже 987!) княжить в Ростово-Суздальской земле . Очевидно, что в Ростове вместо Ярослава правил кто-то из верных дворян Владимира, но последний правил там целых 12 лет!

Более того, в 1010 году, после смерти старшего брата Вышеслава, отец принял решение сделать его князь новгородский, второй по значимости город Киевской Руси! Там его не встречали и не приветствовали. Согласно «Сказанию о построении города Ярослава», местные язычники относились к христианскому князю Ярославу враждебно и пустили на него… медведя. Хотя Ярослав победил в битве со зверем, но в следующий раз, когда он пришел со священниками и мастерами, дабы не только окрестить жителей Несущего угла, но и построить для них храм Божий, местные жители старались приветствовать его больше с и собак!

Несмотря на это, он правил новгородским престолом 24 года — даже когда возглавлял стольный град Киев. Там он вырос; здесь он начал свои первые военные походы. Однако в 1014 году Ярослав отказался платить Киеву, то есть своему отцу, ежегодную дань в размере 2 тысяч гривен. Владимир Великий повелел: «Очищать пути и мосты», потому что хотел идти войной на Ярослава.

https://guideme.com.ua/tour-item/full-day-tour/

Ситуация развивалась стремительно и драматично. По свидетельству летописцев, «когда Владимир собирался начать военный поход на Ярослава, Ярослав попросил помощи из-за моря и привел варягов». Чем закончится конфликт между отцом и сыном, теперь не известно, но судьба распорядилась иначе: когда войско уже отошло от Киева к Новгороду, Владимир внезапно умер. Произошло это летом 1015 года.

Неожиданная смерть Великого Князя привела к небывалой вспышке кровавой борьбы между его потомками. После таинственного убийства князей Бориса и Глеба, в 1018 году Святополк Обвинитель склонил своего тестя, польского короля, воевать против Ярослава, имевшего в то время великокняжескую резиденцию в Киеве. Генеральная битва закончилась поражением войска Ярослава, и ему пришлось с немногочисленными ополченцами бежать в Новгород. Святополк и Болеслав Польские вошли в Киев. Однако новгородский князь не потерял веры и мужества.

В конце 1018 года Святополк сильно поссорился со своим тестем, и Болеслав со своим войском ушел в Польшу. Согласно «Повести временных лет», зимой 1018/19 года Ярослав начал очередной военный поход против Святополка, и Святополк бежал к печенегам». Однако весной 1019 г. Святополк со своим новым войском и печенежской ордой предпринял попытку реванша, которая стала его последним походом на Киев. Как пишет Нестор Летописец, «битва неприятельская началась с восходом солнца, и битва была жесточайшая, какую когда-либо видела Русь… Воины трижды возвращались на поле битвы, так что в низинах была кровь. А вечером войско Ярослава заняло гору, и Святополк бежал». Вскоре после смерти Святополка…

В 1026 году князь Ярослав заключил договор с братом своим Мстиславом и разделил русскую землю по Днепру: он получил Киев от Правобережья, а Мстислав правил Черниговом с Левобережьем. После смерти Мстислава в 1036 году единоличным правителем Руси-Украины стал Ярослав.

Ярослав изображен на украинских деньгах

Однако подлинно государственная работа князя только начиналась. Русь погубила четырехлетняя братоубийственная война. В ходе ожесточенной борьбы между потомками Владимира город Киев был уничтожен сильным пожаром и разграблен польской армией. Ярославу пришлось сосредоточить свои усилия на восстановлении страны и столицы. Первый, г. он расширил свои владения до Кавказских гор. Удерживая своего племянника князя Брячислава, правившего в Полоцке, киевский князь укрепил западные рубежи Руси. В 1030 году Ярослав завоевал земли на севере между Чудским озером и Балтийским морем, где основал город Юрьев (ныне — Тарту, Эстония). В 1030–1031 годах войска Ярослава и Мстислава овладели городами, захваченными Болславом I в 1018 году. В то же время Ярослав г. получил от Царства Польского участок земли между реками Сян и Буг, вернул город Белз, а в 1031 г. основал город Ярослав.

Именно Ярослав окончательно разгромил полчища печенегов в 1036 году; с тех пор печенеги навсегда покинули Русь. Для защиты государства от набегов кочевников Ярослав укрепил южную границу, построив над реками города — Корсунь, Канев, Переяслав и укрепив линию укреплений между Лубнами, Лукомлем, Варином.

Поэтому позже он сосредоточился на внутренних делах. Во время его правления в Киеве в Киеве был создан первый письменный свод законов Киевской Руси — Русская правда. Ярослав отстроил Киев и украсил его величественными зданиями. Окруженный грандиозными земляными валами высотой более 25 метров, имевшими крепкие дубовые стены и могучие башни, территория «града Ярослава» в семь раз превышала «град Владимира»! Впечатляли и ворота города: Золотые с церковью Богородицы наверху, а также Софийские, Лядские, Печерские ворота. Известный немецкий летописец XI века Адам Бремен называл Киев украшением Руси и даже конкурентом самого Константинополя.

Именно при Ярославе в Киеве в 1037–1039 годах был создан первый летописный сборник . Так началась письменная история русского народа.

Он ввел собственные деньги с изображением государственного герба — трезубец . Он основал несколько городов в западных землях и назвал один из них Волынью в честь своего отца.

Он построил церкви Благовещения и Пресвятой Богородицы, именуемые Десятинной, потому что отдал на их строительство 10% всего своего имущества. Ярослав приказал украсить Софийскую церковь яркими фресками с мозаикой, и именно при нем София стала символом единства божественного начала и государственной власти. Таким образом, он также построил монастырь Святого Георгия и монастырь Святой Ирины (в честь своей жены). При Ярославе в Киеве была основана Печерская Лавра, которая в конце XI века стала главным идейным, культурным и просветительским центром Киевского государства. Монахи Киево-Печерского монастыря были поставлены епископами на все земли Киевского государства. В 1051 году он поставил митрополитом Киевской Руси славянского монаха Илариона (а не грека, как это делалось ранее).

По его инициативе в Киеве и других городах Руси строили скриптории — книжные мастерские, где переписывали церковные книги, трактаты по истории, философии, праву и естествознанию. Во времена правления Ярослава на древних землях возникло множество школ.

Дочери Ярослава

Его называли «тестем Европы», потому что он организовал серию династических браков. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде, которая стала матерью десяти его детей. Он инициировал брак своей сестры Марии-Доброниг с выданным польским королем Казимиром I, в результате чего западная граница Руси была закреплена на долгие годы.

В частности, три дочери князя Ярослава стали королевами: Анна — королевой Франции, Анастасия — королевой Венгрии, а Елизавета — сначала королевой Норвегии, а позже — королевой Дании. Вражда между Русью и Константинополем закончилась миром, вызванным женитьбой его любимого сына Всеволода на византийской принцессе (эта пара стала родителями Владимира Мономаха). г. Его сын Изяслав женился на дочери польского князя Миша II; его сын Святослав, ставший черниговским князем, женился на внучке немецкого циссаря Генриха II. Вячеслав и Игорь женились на голландских принцессах Германии Оде Стаден и Кунигунде.

С тех пор, как в Киев приехали иностранные княгини со своим двором, библиотекой и традициями, при киевском дворе возникло многоязычие. Например, Всеволод, сын Ярослава Мудрого и отец Владимира Мономаха, знал пять языков: половецкий, греческий, шведский, английский и язык руский. По-шведски он говорил с матерью, по-гречески — с женой, по-английски — с невесткой, женой Владимира Мономаха.

Обычно такие браки были прагматичными. Однако были и романтические истории. Например, 15-летний Харальд, долгое время живший при киевском дворе, влюбляется в Елизавету. Харальд даже написал песню в честь «Русской царевны с золотыми волосами». Викинг сделал ей предложение, но князь Ярослав отказался, так как не мог позволить своей дочери выйти замуж за «просто кого». В результате следующие пятнадцать лет Харальд выигрывал морские походы и посылал Ярославову золото и драгоценные камни. Только спустя эти 15 лет Элизабет и Харальд поженились.

Саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе

Агата, еще одна дочь Ярослава Мудрого, стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника английского престола.

Считается, в частности, что первый герцог Бурбонский, Людовик I, был прямым потомком Анны Ярославны в восьмом поколении и Ярослава Мудрого в девятом. Король Франции и Наварры Генрих IV был потомком Людовика I — у него тоже были гены Ярослава. Его потомками были также шотландские и английские Стюарты. Даже последний царь Российской империи Николай II является потомком Ярослава Мудрого в двадцать восьмом поколении!

Когда здоровье князя Ярослава ухудшилось, он собрал всех своих сыновей и разделил между ними государство. Изяславу поручили княжить в Киеве, Святославу отдали Чернигов, Всеволода отправили в Переяслав, Игорю предложили Волынь. Ярослав приказал своим сыновьям уважать Изяслава и слушаться его.

Ярослав вручает корону своим сыновьям

Однако после смерти Ярослава Мудрого между его пятью сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть. В результате начался распад Киевской Руси, которая спустя полтора века фактически перестала существовать как суверенное государство…

11 июля 2008 года на Юбилейном Церковном Соборе князь Ярослав был причислен к лику святых Облака. Он считается небесным покровителем общественных деятелей, адвокатов, прокуроров и строителей храмов, библиотекарей, ученых, учителей и студентов.

Чтобы узнать больше о периоде Киевской Руси, когда жил Ярослав, и посетить его саркофаг в Софийском соборе, отправляйтесь в путешествие по Старому Городу вместе с Guide me UA.

  • +380 66 067 90 89 WhatsApp, Viber, SMS, звонки
  • [email protected]
  • Skype: Guide me UA
  • www. guideme.com.ua

Также следите за нами в Instagram, Twitter и Facebook.

Определение первичной хроники в мировой истории.

(существительное)

Текст, написанный в XII веке и подробно излагающий историю прихода Рюрика к власти.

  • Рюрик и основание Руси

    • Тем не менее, некоторые подсказки доступны из Первичный Хроника .
    • Первичный Хроника утверждает
      варяги были группой викингов, скорее всего из Швеции или
      северная Германия, контролировавшая торговые пути через север России
      и связали воедино различные культуры по всей Евразии.
    • Но в конце 850-х они восстали в
      восстание, согласно Первичной Хронике .
    • Страница из Начальной школы Летопись или Повесть временных лет
  • Ярослав Мудрый

    • Эти достижения во время его
      длительное правление пожаловало ему титул Ярослава Мудрого в начале
      хроники его жизни, и его наследие сохраняется как в политической, так и в
      религиозная русская история.
    • Доказательства из Первичных Хроник и
      изучение его скелета предполагает, что он один из младших сыновей
      Владимира и, возможно, сын от другой матери.
    • Он был
      записал как Ярослава Мудрого в пересказах этих событий, потому что
      его беспристрастного отношения к войнам, но вполне возможно,
      он был замешан в убийстве своих братьев и других ужасных военных действиях.
  • Владимир I и христианизация

    • Тем не менее, Первичный Хроника (один
      из немногих письменных документов об этом времени) говорится, что в 987 г.
      Владимир решил отправить послов для изучения различных религий.
      соседней Киевской Руси.
  • Гарлемское Возрождение

    • Лоуренс назвал свой стиль «динамическим кубизмом», хотя, по его собственному мнению, основное влияние оказало не столько французское искусство, сколько формы и цвета Гарлема.
    • Мотли наиболее известен своей красочной хроникой жизни афроамериканцев в 1920-х и 1930-х годах и считается одним из главных участников Гарлемского Возрождения.
  • Первичные и вторичные исследования

    • Первичные группы

      • Семьи и близкие друзья являются примерами первичных групп.
      • Первичные группы играют важную роль в развитии личности.
      • Кули утверждал, что влияние первичной группы настолько велико, что люди цепляются за первичные идеалы в более сложных ассоциациях и даже создают новые первичные группы внутри формальных организаций.
      • Отношения, сформированные в первичных группах, часто бывают длительными и самостоятельными.
      • Это семейство 1970-х годов может быть примером основной группы .
    • Промышленные города

      • Книга Аптона Синклера «Джунгли» описывает опасные условия жизни фабричных рабочих-иммигрантов в начале 1900-х годов, период быстрой урбанизации в США
    • Немецкие гравюры на дереве

      • Дюрер работал над самой экстравагантно иллюстрированной книгой того периода, Нюрнбергской хроникой , изданной его крестным отцом Антоном Кобергером, крупнейшим в то время типографом Европы.
    • Исследование первичного рынка

      • Первичное исследование состоит из сбора исходных первичных данных.
      • Первичное исследование состоит из коллекции оригинальных первичные данные .
      • У первичных исследований есть свои преимущества и недостатки.
      • Проведение первичных исследований занимает больше времени, чем получение вторичных данных.
      • Все исследования, будь то первичные или вторичные, в конечном итоге зависят от сбора первичных данных исследований.
    • Праймериз и кокусы

      • Кокусы в Айове — это первые выборы кандидатов в президенты праймериз сезона и, следовательно, они часто оказывают существенное влияние на более поздние праймериз .
      • Не всем выборам предшествует сезон праймериз , но в большинстве крупных гонок, таких как президентские гонки и гонки в Конгресс, праймериз используются для сужения круга кандидатов.