Яблочный спас у древних славян: Праздник Яблочный спас — Обряды и традиции славян

Яблочный Спас: традиции, дата и обычаи праздника

Яблочный Спас: традиции, даты и обычаи праздника: Wikimedia

Яблочный Спас — это самый известный и значительный из всех августовских Спасов. Он наполнен глубоким христианским содержанием и народными традициями. О празднике, его обычаях и приметах рассказал Петр Малков, этнографы Аполлон Коринфский, Галина Айдашева, Сергей Максимов.

Религиозная суть и история Яблочного Спаса

Когда Яблочный Спас? В отличие от двух других Спасов, которые отмечают в августе, Яблочный Спас — великий двунадесятый христианский праздник. Он имеет непреходящую дату в календаре — 19 августа. В этот день православная церковь торжественно отмечает Преображение Господне. В народе же он имеет множество названий: Спас Преображение, Великий Спас, Спас на горе, Яблочный Спас, Осенины.

Если религиозное название праздника идет от одного из имен Спасителя, в народе его трактуют от слова «спасаться», то есть запасать плоды урожая на долгую зиму, чтобы не голодать.

Христианское значение праздника Преображение Господне

В основе Преображения лежит евангельское предание. В трех первых книгах Нового Завета описывается значительное событие земной жизни Иисуса Христа. Однажды Учитель с тремя ближайшими учениками поднялся на высокую гору, которая в Евангелиях не названа. Церковное предание указывает, что это была сакральная гора Фавор недалеко от Назарета.

Здесь ученики увидели неизвестный им ранее облик Иисуса: его лицо просияло божественным светом, одежды сделались белыми, как свет. Он беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Затем всех осенило облако, из которого послышался глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный, его слушайте!».

Христианские богословы открывают верующим глубокий и многозначительный смысл этого события:

  • В нем впервые открылось два естества Иисуса Христа — божественное и человеческое.
  • Ученики увидели в одном событии все ипостаси Святой Троицы: явление Бога Сына, о котором свидетельствует Бог Отец гласом Святого Духа.
  • Своим преображением Иисус Христос показал, каким может быть человек, будущее преображение его естества.
  • Открывается дорога внутреннего преображения каждого человека как путь нравственного развития, духовного роста.

Такие откровения для верующих христиан стали источником необычной, возвышающей радости, открыли красоту человека, примиренного с Богом, живущего в радости и любви. Кандидат богословия Петр Малков в книге о Преображении Господнем подчеркивает еще одно значение этого явления: для всех открыт путь на Фавор, на торжественном богослужении многие испытывают такую же радость от встречи с Богом, как тогда апостолы.

Евангельская история о Преображении Господнем: Pixabay

История праздника Преображение Господне

Евангельское событие стало основанием для праздничных торжеств в период утверждения христианства. Царица Елена, мать римского императора Константина, в IV веке возвела на горе Фавор базилику в честь Преображения. Она сразу стала местом поклонения для многочисленных паломников. Предполагают, что первоначально Преображение было праздником этого храма.

В том же веке на христианском Востоке, в Армении, этот праздник учредил святитель Григорий Просветитель. В Константинополе праздник был утвержден в Х веке.

Почему датой праздника выбрана середина августа, достоверно неизвестно. Возможно, в это время была освящена базилика на горе Фавор. Как и в истории многих христианских праздников, Преображение приурочили к древним языческим торжествам. В этом случае праздникам, посвященным сбору урожая. В Средиземноморье это был период сбора винограда и торжеств в честь греческого бога виноделия Вакха.

Почему Яблочный Спас так называется? У славян древние торжества сбора урожая преобразились в освящение всех плодов многомесячного труда — хлеба, овощей, фруктов, прежде всего главного лакомства — яблок, что дало самое распространенное название празднику.

Яблочный Спас: Freepik

Народные традиции и приметы Яблочного Спаса

Земледельцы в августе получают самые значительные результаты своего труда. По этой причине все традиции, обряды, приметы вращаются вокруг этого главного явления и воплотились в праздновании Яблочного Спаса.

Что делают на Яблочный Спас?

Для верующих христиан главным в этот день считается посещение торжественного богослужения в храме, освящение плодов нового урожая. В православии принято это делать в знак благодарности Богу за получение пропитания человеку.

Есть яблоки и другие фрукты до освящения их на Преображение считалось грехом, особенно для родителей, потерявших детей. Этнограф Сергей Максимов пишет, что во искупление такого греха запрещалось есть яблоки и 40 дней после Спаса.

Рвать яблоки к празднику поручали обычно детям, как имеющим безгрешные руки. Праздник сопровождался различными обрядами:

  • Разговление. Прежде чем съесть освященное яблоко самому, следовало угостить близких, больных, нищих: «На Второй Спас и нищий яблочко съест».
  • Угощение. Садоводы стремились угостить яблоками больше людей, чтобы следующий урожай был обильным.
  • Молебны. В этот день приглашали в церковные сады для совершения молебна. Как пишет Аполлон Коринфский, после молебна начинали собирать урожай, так как был дорог каждый день.
  • Приготовление блюд. К празднику принято варить варенье, печь пироги с яблоками, блины, варить компоты и угощать родных и близких.

Угощение на Яблочный Спас: Pixabay

С Яблочного Спаса открывался сезон свадеб, а венчание в день самого праздника предвещало счастливое долгое супружество. День большого праздника был поводом для различных гаданий и предсказаний:

  • Прежде чем надкусить освященное яблоко, загадывали желания со словами: «Что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Считали, что если первым попалось кислое яблоко — это предвестие трудностей, а сладкое — счастливое предзнаменование.
  • Девушки гадали на яблочной кожуре, хорошим знаком считалось очистить яблоко одной длинной полосой. Такие полоски бросали через плечо в огонь костра и наблюдали: быстро свернулась — плохой знак, расправилась — к удаче в сердечных делах.
  • Молодые гадали с помощью туго закрученного на веревочке яблока, которое держали над костром. Если яблоко вскоре падало в огонь — к быстрому замужеству или женитьбе.

Девушки на праздник водили хороводы вокруг яблонь. Вечером, на закате, молодежь выходила за деревню на открытое пространство, чтобы провожать солнце. Это было символическое прощание с летом и теплом.

Гадания на Яблочный Спас: iStockPhoto

Что нельзя делать в Яблочный Спас?

Большой праздник нельзя встречать с обидами в душе, быть в ссоре, ругаться, конфликтовать с кем-то, желать зла. Предосудительно жадничать и сквернословить. К Спасу сложились и другие особые запреты:

  • Нельзя заниматься будничными домашними делами — шить, вязать, делать ремонт. Но делается исключение для Яблочного Спаса — можно работать в саду.
  • Запрещалось убивать и даже прогонять любых мошек и насекомых.
  • Действовал запрет на купание в водоемах, считалось, что потревожишь водяных — навлечешь беду.

Не употребляли в этот праздник мясные и другие скоромные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье, вечеринки с алкогольными возлияниями.

Народные приметы на Яблочный Спас

Одно из народных названий праздника — Осенины, что свидетельствовало о наступлении преображения природы. Автор книги о народных обрядах Галина Айдашева считает, что в народных праздниках сливались труд и поклонение природе, поэтому люди придавали значение приметам:

  • Какой Второй Спас, таким будет и Покров, и январь.
  • Сухой день 19 августа предвещал сухую теплую осень, мокрый — дождливую. Заметили, что дождь в праздничный день был к снежной зиме.
  • Если роились пчелы — вскоре наступят дождливые дни.
  • Хорошей приметой на удачу считалось, если в этот день на руку сядут две мухи.

Замечали, как ведут себя аисты в эти дни: если птицы собирались в стаи до праздника, то ожидали раннюю зиму. Стаи после Спаса предвещали теплую осень и позднее наступление зимних холодов.

Значимость и символика праздника Преображения Господнего настолько велики, что к ним прислушиваются и верующие, и поклонники народной культуры. Традиции, обряды, угощения Яблочного Спаса тем более привлекательны для всех.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1927276-yablochnyy-spas-istoriya-traditsii-i-obychai-prazdnika/

Яблочный Спас — Преображение Господне.

Ежегодно 19 августа, отмечаются два больших праздника — это известный в народе Яблочный Спас и церковно-христианский день Преображения Господня.

Народные традиции праздника Яблочный Спас сложились в глубокой древности и с языческих времен обычаи праздника связаны принесением благодарности природе за собранный урожай. Древнеславянский День урожая связан с окончанием главных летних полевых работ. В этот день праздновали Осенины — первую встречу с осенью, так как считалось, что с этого дня лето сменяется осенью, вся природа преображается и дарит людям плоды нового урожая.

С принятием христианства на Руси, православная церковь не стала нарушать сложившиеся веками народные обряды и традиции праздника, но привнесла в празднование новый смысл, связав языческие представления о преображении Природы с Преображением Господним — одно из двенадцати важнейших библейских событий. Языческие традиции органично сплелись с идеями православного христианства и с тех пор 19 августа стал всеобщим праздником.

В тот день Спаситель вместе с тремя своими учениками – апостолами Петром, Иоанном и Иаковом – отправился молиться на гору Фавор. Во время долгого пути на довольно высокую гору Фавор апостолы присели отдохнуть и задремали от утомления. Проснувшись, ученики Христовы увидели, что Господь преобразился. Изменилось и засияло Его лицо и одежды солнечным светом, и раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте!».

Рядом со Спасителем стояли два великих пророка – Илия и Моисей и предрекли Господу о Его будущих крестных страданиях. В те времена простые люди из народа почитали Христа как Илию, посему Он и явился. Мессия запретил своим ученикам рассказывать о случившемся до Его крестной смерти.

Православные традиции дня Преображения Господня.

В память об этом библейском событии священнослужители, облаченные в белые одежды, проводят в христианских церквях божественную литургию в честь Преображения Господа, а после службы священники проводят освящение яблок, винограда и других плодов августа, как дань древним народным обычаям и традициям верующих христиан.Часть освящённых плодов нового урожая принято оставлять в церкви. Это считается даром Богу от благословленной им природы.
В праздник Преображения Господня священнослужители проводят обряд окропления земли святой водой и озимых семян для засевания поля.

В праздник Преображения Господня нам, православным христианам, надлежит поразмыслить о преображении наших душ, и вспомнить слова Сына Божия «Бодрствуйте и молитесь»(Марк 14, 38). Нам следует бодрствовать не только телом, но и сердцем, что означает беречь нашу душу от греха.

Народные обычаи и приметы Яблочного Спаса

В Яблочный Спас проходило большое количество ярмарок и народные гулянья, было принято щедро угощать окружающих освящёнными яблоками, такое проявление искренней доброты принесёт дарителю собственное благополучие.

Первое освященное яблоко надо съесть и оно принесёт вам большую радость. На первое освящённое яблоко обычно загадывали желания, которые часто сбывались. Незамужние девы, желавшие выйти осенью замуж загадывали на первое яблочко имя своего возлюбленного.

Считалось что горох, собранный в Яблочный Спас наделён особой целительной и магической силой плодородия. Блины приготовленные с начинкой из гороха приносили удачу в делах и семейное счастье.

Это был последний день теплого лета и, по народной традиции, на закате дня с песнями и плясками православный народ провожал солнце.

Народные пословицы и поговорки о Яблочном Спасе:

«Каков Яблочный Спас, таков и Покров»,
«Спас – время частых перемен в погоде»,
«Каков этот день, таков и январь»,
«Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима».

Читайте также:


Обряды проводов казака в военный поход


Особая Сила в горсти родной земли

Земля мертвых в славянской мифологии

Почти все сказки славянской мифологии зачарованы смертью. Это, пожалуй, неудивительно для тех, кто знает русские народные песни (или русских вообще, если уж на то пошло). Это увлечение, однако, совсем не болезненное. Это очень сильно связано с землей и уважением к предкам.

В моем третьем романе будет подробно рассказано о «третьем царстве» — стране мертвых. Я занимаюсь исследованием того, как древние русские рассказывали истории об этом мистическом месте. Вот увлекательная глава из книги под названием Мифы русского народа Владимира Шуклина о «невидимом мире» мертвых.

Огонь и Вода

Древние русские представляли себе переход между жизнью и смертью либо через реку, либо через огонь. Славянское слово «небо» ( рай ) на самом деле дохристианское. Слова «небо» и «река» этимологически связаны. Первоначально rai — это место за проточной водой, место, где зимой летали птицы.

Древние славяне также представляли рай в виде прекрасного сада, засаженного яблонями. Яблоки всегда были золотыми, дарующими вечную молодость, здоровье и красоту. Это может быть и страна у моря (море — очень далекое место в степной России), или страна на восходе солнца. Многоголовые змеи охраняют доступ в страну вечного лета, к источнику живой воды. Именно туда должны отправиться все герои.

Хранители Небесных Ключей

Дохристианские славяне верили, что их праведные предки жили на небе. Ключи от этого небесного царства хранили птицы, которые запирали «небеса», улетая на зиму. Когда они возвращаются весной, они открывают двери, и льются дождем источники живой воды. Затем этот дождь возвращает землю к жизни с приходом весны.

Ни один живой человек не может перейти в мир мертвых. Только мифические герои могут преодолеть границу. Позже шанс выпал и героям сказок, правда, не всем.

Баба Яга

Граница между жизнью и смертью сама по себе является мифологической реальностью. Его охраняет Баба Яга (узнайте все, что вам нужно знать о Бабе Яге здесь).

В древности Баба Яга была мифологическим олицетворением самой смерти. У нее было лицо змеи, своего рода воплощение хаоса. Славяне, возможно, даже поклонялись ей как хранительнице мира мертвых, места тьмы. Она живет в темном лесу, таком заросшем, что сквозь него не проникает свет. Ее «костлявая нога» в сказках — это остаток ее мифического «я», потому что у злых сил традиционно есть физические дефекты, чаще всего ног или ступней.

Несмотря на то, что сказочная версия Бабы Яги часто помогает герою, у нее все же есть мысли съесть его. Она словно вспоминает свою прежнюю «работу» хранительницей мертвых. Другие остатки ее «прошлого» включают забор, окружающий ее хижину. Он сделан из человеческих костей, увенчан черепами. Вместо засова — ножка, а вместо замка — рот, окаймленный острыми зубьями.

Одноглазая Судьба

Иногда Баба Яга бывает огромной. Такая огромная, что она занимает всю свою избу и даже не может слезть с печки. Ее размер сравним с Лихо (Судьба) одноглазой, которую иногда изображают в виде гигантской старухи. Она ест людей и спит на ложе из костей. Если Лихо встает, ее голова достает выше деревьев. Но она также может принимать форму обычной женщины, только с одним глазом. Встречающий ее герой часто теряет руку или ногу, а иногда и жизнь.

Но Лихо не смерть, она служит только смерти. Мы видим это в древнем языческом обряде. Во время эпидемий сельский житель разжигал жертвенный огонь от одноглазого идола смутно женского пола. Так что жгли не «смерть», а слугу смерти. Позже Лихо стал явно связываться со «злой судьбой».

Переход в Страну Мертвых

Когда герой встречает Бабу Ягу, ему предстоит пройти своеобразный обряд инициации. Изначально Баба Яга загадывала три загадки, и неправильный ответ означал смерть. Игра в загадки в конечном итоге превратилась в три испытания или услуги, оказанные Бабе-Яге. Только после их завершения она становится полезной.

Избушка Бабы Яги стоит на границе между землями живых и мертвых. То, что оно обращено в сторону от героя (ему приходится звать его, чтобы повернуться), показывает, что оно больше принадлежит стране мертвых, чем живых. Только волшебные слова могут заставить его повернуться.

Есть старинные прототипы «избушки на курьих ножках». В каждой деревне был дом, построенный на возвышении, где проводились различные обряды посвящения детей, вступающих во взрослую жизнь. Это были священные дома, в которые входили только посвященные. Кто бы ни входил в них, «умирал» в своей прежней жизни и возвращался «воскрешённым» уже взрослым.

Земля мертвых

Славянская земля мертвых имеет некоторые общие черты с Аидом из греческой мифологии. Он не имеет ничего общего с христианским адом. Он находится в земле, и это не место злых духов. Злые духи водятся под самой землей, и они могут причинить вред как тем, кто живет в земле (мертвые), так и тем, кто живет над ней (живые).

Таким образом, в стране мертвых есть два уровня — уровень предков и уровень злых сил. Однако герои также могут найти мир мертвых на краю мира и в небе.

На следующей неделе я расскажу вам о владыке страны смерти Кощее Бессмертном.

Об очень интересной версии перехода в славянскую землю мертвых читайте Бессмертный Катерины Валенте.

Если вам понравился этот пост, вы также можете получить удовольствие от моего причудливого исследования дикого и прекрасного мира русских сказок, Как выжить в русской сказке. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих поучительных историй из Интернета, обязательно присоединитесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:

ОБО МНЕ – barbpaul.

com

Перейти к содержимому

О MEpreston2022-04-04T15:00:28+00:00

Обо мне

Добро пожаловать на мой сайт. Я Барбора Пауловичова . В своей работе я ориентируюсь на графику и книжную иллюстрацию, а также на другие виды искусства – живопись, графический дизайн, скульптуру и искусство в целом. Я занимаюсь искусством с детства, и мне также удалось стать профессиональным художником, что мне нравится. Я изучал искусство в университете в Братиславе, я магистр искусства. Моим самым большим достижением была стипендия и возможность улучшить свои навыки во время двухлетнего гранта в Денпасарском институте искусств, остров Бали, Индонезия.

Областью моей работы является алхимия в рисовании, я стремлюсь к точности, четким мазкам в новых экзотических техниках и темах, захватывающей гармонии и симбиозу цветов с захватывающим повествованием.

Главный элемент, который вы увидите в моей работе, это «яблоко». Золотое яблоко с косами, растущее из новой ветви Древа Жизни. Он представляет собой наследие предков, отклик голоса древних славян, говорящего с нашими сердцами на их родных языках. Сердце есть любовь, центр всех сил. Все мои чувства к жизни и философии выражены в наследии древних славян – их связи с Солнцем.

Яблоки в моих работах тоже обладают человеческими чертами — они слышат — вообще-то, у них есть уши. Они могут говорить на иностранном языке или просто размазывать полные губы с высунутым языком. Появление вкусного семени из семени через цветок и скрученную сердцевину яблока к новому растению предполагает связь с жизненным циклом человека. Так яблоневый сад оживает на плодах близких ему людей. Он напоминает нам о родословных, семейном наследии, отношениях, полных любви и жизненных знаний. Как говорят на словацком — яблоко от яблони недалеко падает.

В своих работах я часто выхожу за рамки европейских коннотаций. Я думаю, что вся окружающая среда очень повлияла на меня во время моей стипендии на Бали. Я стараюсь жить с открытой душой. Символизм яблока обретает для меня более широкий (часто интимный) уровень понимания, как когда яблоко медитативно получает послание из космоса, молодое древо жизни вырастает из молодого гунунгана или спелый плод, машущий крыльями бабочки в сопровождении счастливыми и медоносными пчелами.

Мне нравится создавать работы разнообразные, сочные, глубокие, с высокой энергетикой и скромной радостью жизни. Надеюсь, они заставят вас улыбнуться, вызовут эмоции и станут вашим любимым и качественным изделием. Будь то на стене, в шкафу или на руке как украшение.

Пусть моя работа вызовет у вас желание открыть для себя богатство и значение искусства, полного мифов и фантазий. Остановитесь на мгновение, успокойте свой разум и постарайтесь понять язык моего искусства.

МОЕ РЕЗЮМЕ СЛОВАЦКИЙ

МОЕ РЕЗЮМЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Обо мне

Добро пожаловать на мой сайт. Я Барбора Пауловичова . В своей работе я ориентируюсь на графику и книжную иллюстрацию и другие виды искусства – живопись, графический дизайн, скульптуру и искусство в целом. Я занимаюсь искусством с детства, и мне также удалось стать профессиональным художником, что мне нравится. Я изучал искусство в университете в Братиславе, я магистр искусства. Моим самым большим достижением была стипендия и возможность улучшить свои навыки во время двухлетнего гранта в Денпасарском институте искусств, остров Бали, Индонезия.

Сфера моей работы — алхимия в рисовании, я стремлюсь к точности, четким мазкам в новых экзотических техниках и темах, захватывающей гармонии и симбиозу цветов с увлекательным повествованием.

Главный элемент, который вы увидите в моей работе, это «яблоко». Золотое яблоко с косами, растущее из новой ветви Древа Жизни. Он представляет собой наследие предков, отклик голоса старых славян, который говорит с нашими сердцами на их родных языках. Сердце — это любовь, центр всех сил. Все мои чувства к жизни и философии выражены в наследии древних славян – их связи с Солнцем.

Яблоки в моих работах тоже обладают человеческими чертами — они слышат — вообще-то, у них есть уши. Они могут говорить на иностранном языке или просто размазывать губы, высунув язык. Появление вкусного семени из семени через цветок и скрученную сердцевину яблока к новому растению предполагает связь с жизненным циклом человека. Так яблоневый сад оживает на плодах близких ему людей. Он напоминает нам о родословных, семейном наследии, отношениях, полных любви и жизненных знаний. Как говорят на словацком – яблоко от яблони недалеко падает.

В своих работах я часто выхожу за рамки европейских коннотаций. Я думаю, что вся окружающая среда очень повлияла на меня во время моей стипендии на Бали. Я стараюсь жить с открытой душой. Символика яблока обретает для меня более широкий (часто интимный) уровень понимания, как когда яблоко медитативно получает послание из космоса, молодое древо жизни вырастает из молодого гунунгана или спелый плод , машущий крыльями бабочки в сопровождении счастливыми и медоносными пчелами.

Мне нравится создавать работы разнообразные, сочные, глубокие, с высокой энергетикой и скромной радостью жизни.