Содержание
Взятие Казани: как Московское царство покончило с недружелюбными соседями
Взятие Казани: как Московское царство покончило с недружелюбными соседями
Юрий НОСОВСКИЙ
10 октября 2022
2022-10-10
2022-10-10
745
11 октября 1552 года после решающего штурма была взята столица Казанского ханства. Части местных элит настолько понравилось выступать проводниками чужих (и антироссийских!) интересов, что в результате они полностью потеряли свою государственность.
Можно заметить, что просуществовало это государство относительно недолго – оно было основано в конце 30-х годов XV века одним из потомков Чингизхана, бывшим ханом Золотой Орды Улу-Мухаммедом. Перед этим его согнал с золотоордынского престола крымский хан Сайид-Ахмад, вот и пришлось изгнаннику довольствоваться вместо довольно внушительной территории Орды всего лишь одним из ее «вилайетов», Казанским.
Впрочем, казанские ханы-сепаратисты, несмотря на показное отмежевание от теряющей силы Золотой Орды, не порывали с ней окончательно. До развитой промышленности и ремесел той же Волжской Булгарии им было очень далеко – основу экономики составляло скотоводство и доходы от транзитных пошлин с многочисленных торговых караванов, следующих по Волге. Ну и очень немалый «приварок» давали грабительские набеги на соседей, включая и русские земли.
Весьма показательный факт: даже в 1551-52 гг., когда политика Казани во многом уже учитывала интересы Москвы после предъявленного Иваном Грозным ультиматума, в ханстве было освобождено 60 тысяч русских пленников! Другими словами, рабов.
И это ведь касалось тех бедняг, которые содержались в рабстве у местных хозяев! А ведь казанский невольничий рынок был очень обширным, купленных там рабов отправляли и в другие уголки монголо-татарской державы, и в Персию, и даже в Османскую Порту…
Уместно вспомнить также и о том, что в начале XVI в. население Московской державы составляли чуть больше 6 миллионов человек, а Казанского ханства – около 450 тысяч. Кстати, татары там составляли отнюдь не большинство – на территории ханства жило немало и черемисов, мордвы, башкир, мещеряков…
***
Можно заметить, что, подобно примерам из новейшей истории, Москва до последней возможности пыталась найти в отношении к слишком уж неудобному соседу максимально компромиссное решение, надеясь на элементарную логику правящих казанских элит. Ведь терпение все более укрепляющейся Руси, сбросившей монголо-татарское иго еще в 1480 году, было не беспредельно. А вот «мобилизационные ресурсы» (как сказали бы сейчас) как раз почти безграничны в сравнении с ханскими. Увы, как и сейчас у укров, у части особо рьяных патриотов из числа ханов, эмиров, мурз и беков Казанского ханства с арифметикой и логикой было не все в порядке. И с географией тоже, поскольку эта группа возлагала надежды на поддержку Османской Порты против Москвы. Но Порта была далеко. Да Крымский хан в большинстве случаев тоже мог оказать казанцам скорее моральную поддержку, ведь экономика его государства тоже основывалась в первую очередь за счет продажи живого товара, плененного во время разбойничьих набегов на земли соседей. А так, чтобы его нукеры стали бы помогать «за идею» – это вряд ли, в чем казанская верхушка очень скоро и убедилась.
При этом, правда, в Казани среди знати находилось немало и относительно здравомыслящих людей, понимавших, что с таким соседом, как Москва, надо жить в мире. Но выдвиженцы от этой «партии» довольно быстро свергались посредством переворотов своих противников – этаких «майданов» XVI в. И набеги на Русь начинались вновь.
К примеру, только за период с 1521 по 1545 годы таких недружественных акций летописи зафиксировали целых 40 – порой по четыре в году! А что делать, если на казанском троне в этот период промосковские и протурецкие правители сменяли друг друга несколько раз…
Постепенно московскому правительству приходилось применять все более действенные и дорогостоящие меры для обеспечения хотя бы минимальной лояльности властей ханства. Вплоть до командирования в Казань русского гарнизона, когда тамошний престол вновь занял представитель «промосковской» партии Шах-Али. Он не имел достаточного количества собственных сил для абсолютного доминирования над своими противниками. Да и просто для проведения радикальных шагов – достаточно вспомнить уже упоминавшуюся выше просто чудовищную цифру русских пленников в Казанском ханстве, которых до ультиматума царя никто и не думал отпускать на свободу.
***
Постоянные перевороты, мятежи, нередко заканчивающиеся уничтожением поддерживавших дружественные отношения с Москвой подданных хана и находившихся там русских воинов и дипломатов, заставили Ивана Грозного меры.
Впрочем, меры эти предпринимались поэтапно. Так, в 1551 году за считанные недели вблизи Казани была построена русская крепость Свияжск. При этом использовались уникальные «ноу-хау»: сначала укрепления были построены на русской территории, все бревна идеально пригнаны друг к другу, а потом пронумерованы, разобраны, спущены вплавь по реке в виде больших плотов. И вновь собраны уже на новом месте в рекордно короткие сроки.
Итогом появления грозной крепости стало и не менее рекордное принятие русского подданства изрядной доли жителей Казанского ханства – Горной стороны, расположенной на правом, возвышенном берегу Волги. Тем более что собственно татар там жило не так уж и много на фоне марийцев, чувашей, мордвы, которых не так уж и привлекала перспектива умирать за интересы даже не столько Казани, сколько цинично использующего ею в своих целях турецкого султана.
Казанские элиты в это время пребывали в сложных раздумьях. С одной стороны, им очень уж не нравился казавшийся слишком уж «пророссийским» Шах-Али – за что его и свергли. Правда, тут же отправили делегацию в Москву просить рекомендовать им на престол хорошего хана. Но обязательно при условии «восстановления территориальной целостности Казанского ханства на середину 1551 г.», когда был построен Свияжск, и изрядная часть подданных хана совершили «референдум ногами», добровольно приняв подданство Москвы.
Конституции, запрещавшей отдавать российские земли, на то время в Московском царстве не было, но и без нее царь Иван, позже прозванный Грозным, заниматься таким непотребством не собирался. Потому и ответил казанским «лучшим людям» (одного хана они уже прогнали, нового еще не выбрали), что вопрос с «Горной стороной» закрыт навсегда, это уже часть российской державы.
В ответ в головах вышеупомянутых «лучших людей» резко взыграл ура-патриотизм, и они не нашли ничего лучшего, как поднять мятеж в Казани, перебить немногочисленный русский гарнизон, пригласить на царство астраханского хана Едигера и, конечно же, просить вооруженной помощи у «стратегических партнеров». Кстати сказать, крымский хан эту самую помощь даже попытался оказать, выдвинув к российским границам орду, к тому же усиленную турецкими янычарами и артиллеристами.
Вот только разведка у «стратегических партнеров» подкачала – они-то надеялись легко преодолеть сопротивление малочисленных пограничных войск и вдоволь пограбить богатые внутренние области, а вместо этого столкнулись с полноценным русским войском, идущим на Казань. И после скоротечного боя (скорее – разведки боем) предпочли вернуться восвояси…
***
А русские войска, без труда отбив немалую военную помощь, последовали дальше, к Казани. Непосредственная осада которой началась в конце лета 1552 года. Многие современные историки сомневаются в «канонических» цифрах численности бойцов противоборствующих сторон: 150 тысяч русских против 60 тысяч у Казанского ханства, считая их слишком завышенными. Но вот в плане наличия у Ивана Грозного «пушечного наряда» в полторы сотни пушек разного калибра сомнений нет. Как и относительно наличия у него толковых инженеров, включая нанятых на службу иностранцев, которые помогли организовать осаду по самым передовым правилам европейского военного искусства.
Важно заметить, что царь, несмотря на количественный и качественный перевес в силе над противником, до самого конца хотел решить дело малой кровью. И при начале осады, и накануне последнего, решающего штурма, осажденным предлагалась капитуляция, но отнюдь не безоговорочная!
Наоборот, всем жителям Казани гарантировалась сохранение жизни, имущества, свободы выбора места жительства и, что немаловажно, права беспрепятственно и дальше исповедовать прежнюю веру. Что, казалось бы, должно было полностью нивелировать все призывы «победить или умереть» под надуманным лозунгом «войны за веру», которой русская сторона абсолютно не угрожала. Но достучаться до разума большинства казанского гарнизона не получилось. И
11 октября 1552 года начался решающий штурм города, завершившийся успехом, пусть и после немалого сопротивления.
Вопреки кошмарным «страшилкам» тогдашних местных «пропагандистов» образца «русские вас сожрут с потрохами», особых эксцессов после взятия крепости не было. Ну, конечно, если не считать неизбежных в подобных случаях грабежей. Так немало грабителей и мародеров из числа своих же бойцов, забывших о воинской чести, немедленно наказали вплоть до казни сами же царские воеводы.
А так даже хан Едигер вскоре попросился на русскую службу, и был на нее принят. С соответствующими почестями и положенным содержанием (получил в управление Звенигород). В основном сохранили свое положение и имущество и местные вельможи, готовые, как минимум, проявлять лояльность к новому сюзерену – московскому царю. В большом титуле которого с тех пор появилось словосочетание и «царь Казанский».
О простом народе и говорить не стоит, он и дальше спокойно занимался своим трудом.
Не последовало также и каких-то гонений на ислам, несмотря на то что формально царь был и свободен от таких обязательств. Да и в более поздние времена к мусульманам на русской службе относились максимально предупредительно – например, даже ордена для них изготавливались в специальной версии, без креста.
В стратегическом же плане Московское царство не только обезопасило свои юго-восточные границы от постоянных набегов со стороны Казанского ханства, но и облегчило торговлю с южными странами по важному торговому пути, Волге.
Художник: А. Кившенко.
5
1
Средняя оценка: 2.8
Проголосовало: 75
- Star
- Star
- Star
- Star
- Star
Присоединение Казани и Астрахани к России
Вступление русского войска в Казань. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.
Решающему наступлению на Казань предшествовала длительная военная и дипломатическая подготовка. Весной 1551 г у места впадения реки Свияги в Волгу был построен город-крепость Свияжск, имевший в качестве военной базы большое значение в борьбе за Казань. В самой Казани вспыхнули новые усобицы между отдельными группировками феодалов, усилилось недовольство народных масс и части местной знати политикой крымских ставленников.
Ивану IV удалось расколоть коалицию мусульманских правителей и привлечь на свою сторону ногайского мурзу Исмаила. В июне 1552 г. начался решающий поход на Казань. Во главе русской армии, насчитывавшей до 150 тыс. человек, стал сам Иван IV. Пытаясь сорвать движение русских вооружённых сил, крымский хан Девлет-Гирей, войско которого было оснащено турецкой артиллерией и пополнено янычарами, перешёл русскую границу и неправился к Туле. Однако на открытое столкновение с основными русскими войсками Девлет-Гирей не решился и вскоре повернул вспять.
В августе 1552 г. началась осада Казани. Русское войско располагало передовой военной техникой и возглавлялось талантливыми полководцами. Во время осады широко использовались артиллерия и инженерное искусство. Постройкой сложных осадных сооружений руководил выдающийся русский инженер Иван Выродков, с именем которого связано также строительство Свияжска. Взятие Казани было ускорено взрывом части городских стен. После ожесточённого штурма 2 октября 1552 г. Казань пала, и Казанское ханство перестало существовать.
К 1556 г. относится ликвидация и Астраханского ханства. Астрахань была взята без сколько-нибудь значительного сопротивления. Волжский путь на всём его протяжении сделался водной магистралью Русского государства.
В 1557 г. Большая Ногайская Орда призвала свою зависимость от Москвы.
Присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству сказалось и на исторических судьбах башкирского народа. Вскоре после ликвидации Казанского ханства к России присоединилась Западная Башкирия, ранее подчинявшаяся казанским ханам. К 1557 г. русское подданство добровольно приняли также все ногайские башкиры, которым Иван IV выдал специальные грамоты, содержавшие признание нерушимости их прав на земли и обещание экономических льгот. Зауральские башкиры вошли в состав России позднее, после разгрома сибирского хана Кучума.
Решение казанской проблемы способствовало активизации русской политики на южных рубежах страны. Для организации активного отпора крымским феодалам, чьи постоянные набеги наносили большой ущерб русским землям, особое значение имело строительство в 50-х годах XVI в. по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова и далее на Тулу — Козельск засечной черты (так называемой
Тульской), т. е. укреплённой линии, состоявшей из системы городов-крепостей, между которыми устраивались остроги, лесные завалы из срубленных деревьев (засеки) и т. п. В дальнейшем были построены новые засечные линии южнее и юго-восточнее Тульской. Эта система укреплений облегчала защиту южных границ государства. На юг страны начал усиливаться приток населения, бежавшего от крепостнического гнёта из центральных районов.
Благовещенский собор, Казанский кремль
- Дом
- Россия
- Казань
- Благовещенский собор
Благовещенский собор Казанского Кремля — старейшее сохранившееся здание Казани, столицы Республики Татарстан. Этот уникальный образец псковской архитектуры определяет массивную крепость с ее восхитительными голубыми куполами и царственной атмосферой.
Строительство деревянной церкви на месте Благовещенского собора связано с взятием Казани на Волге Иваном IV, иначе известным как Иван Грозный. Деревянная часовня была наспех построена за 3 дня и освящена в присутствии царя в 1552 г.
Строительство каменного храма началось сразу после завершения строительства его деревянного предшественника. Построенный архитекторами собора Василия Блаженного по образцу московского Успенского собора, он строился семь лет. Первоначальная церковь имела пять куполов и два боковых придела, а ее красивый внешний вид из белого песчаника стал эталоном для последующих белых кремлевских построек. В течение следующих трех столетий она несколько раз перестраивалась.
В 17 9В 0021-м -м веке к церкви была пристроена колокольня, а в Благовещенском соборе вскоре появился самый большой колокол в городе, который весил две тонны. В 18 веке центральный неф был перестроен в модном в то время стиле барокко, а в 19 веке была пристроена трапезная и проведено отопление. В конце XIX века под алтарем была освящена подземная церковь, которая впоследствии служила усыпальницей для высокопоставленных церковных сановников.
Многочисленные перестройки Благовещенского собора постепенно стирали его сходство с Московским собором. До 1918 года он сохранял статус центрального храма Казанской епархии. В нем размещалась архиерейская кафедра, рукополагались священники, а с конца 19 века рукополагались епископы в епископы.
Современное убранство Благовещенского собора – это восстановление по старинным рукописям и фотографиям его первоначального вида. Первоначально собор был украшен фресками, и одна из них, на которой изображена Троица, до сих пор можно увидеть возле паникадила. В церкви также есть 19-й -го века картина маслом, созданная известным региональным иконописцем. Хотя иконостас новый, он был воссоздан с учетом стилей 16 — 17 веков. Самые почитаемые ее иконы – мощи Гурия, первого архиепископа Казанского.
Благовещенский собор издавна имеет репутацию святости, привлекающей множество знатных посетителей. На протяжении всей истории церковь посещали писатели, в том числе Пушкин и Короленко, композитор Рахманинов и Петр I, Екатерина Великая и Николай I.
В 1919 году в Благовещенском соборе была обнаружена тайная комната с большой коллекцией старинной церковной утвари, мощи которой были переданы в Музей Благовещенского собора. В 1925 году сама церковь была передана в ведение музея, что позволило сохранить ее фрески и напольные мозаики в годы правления Сталина. К сожалению, полностью защитить церковное имущество не удалось; подземные помещения использовались как склад для продуктов, а колокольня была полностью снесена.
Реставрация храма началась в 1985 году. После его завершения в 2005 году, в связи с расположенной поблизости новой кремлевской мечетью Кул-Шариф, его двери снова были открыты для посетителей и прихожан. Сегодня Благовещенский собор — это не только храм, но и музей, в котором выставлены старинные иконы и канцелярские книги. Гордостью этой коллекции является подлинный посох архиепископа Гурия.
Благовещенский собор в Казанском Кремле открыт ежедневно с 9до 19:00. Вход свободный, службы проходят в выходные и праздничные дни. Музей Благовещенского собора открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, хотя кассы закрываются за полчаса до входа в музей. Посетители могут совершить экскурсию по собору вместе с другими зданиями комплекса, в том числе с Кремлевским дворцом.
Там, где Европа встречается с Азией, Казань предлагает богатое разнообразие. Болельщики, посетившие экзотический город Казань, во время Кубка Конфедераций могут испытать всего понемногу: богатую историю, разнообразную культуру, великолепные здания и даже пляж.
(AP Photo/Tales Azzoni)
На этой фотографии, сделанной в среду, 21 июня 2017 г., вид на мечеть Кул-Шариф в Казани, Россия. Болельщики, посетившие экзотический город Казань, во время Кубка Конфедераций могут испытать всего понемногу: богатую историю, разнообразную культуру, великолепные здания и даже пляж. (AP Photo/Tales Azzoni)
КАЗАНЬ, Россия (AP) — Болельщики, приехавшие в экзотический город Казань на чемпионат мира в следующем году, получат всего понемногу: богатую историю, разнообразную культуру, великолепные здания — и даже пляж.
Традиционно мусульманский город, расположенный в центральной части России, примерно в 800 километрах (500 миль) к востоку от Москвы, недалеко от места, где Европа встречается с Азией, расположен на берегах рек Волги и Казанки, где красивая водная линия предлагает летнее достопримечательности, которые включают в себя пляж и даже аквапарк.
РЕКЛАМА
Одни из самых известных достопримечательностей столицы Татарстана связаны с ее богатым разнообразием и необыкновенным сочетанием восточной и западной культур, что дает посетителям возможность увидеть Россию с уникальной стороны.
Изюминкой города являются религиозные здания внутри древних белых стен кремля 16-го века или цитадели, одного из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впечатляющая мечеть Кул-Шариф своими ярко-голубыми куполами подчеркивает горизонт Казани и находится всего в нескольких метрах от православного Благовещенского собора. Мечеть представляет собой реконструкцию 1990-х годов, часть постсоветского культурного возрождения, мечети, разрушенной Иваном Грозным в 1552 году. .
Казань, что в переводе означает «котел», — один из старейших городов России, отметивший свое тысячелетие в 2005 году. Город с населением около 1,2 миллиона человек считается третьей столицей страны после Москвы и Санкт-Петербурга.
В нем проживает большинство мусульман, и он является символом мирного сосуществования различных религиозных групп и граждан более 100 национальностей. Вокруг города много мечетей, но платки встречаются редко, и многие татары не являются жесткими приверженцами религии.
Татары, покоренные монголами, во многом культурно и лингвистически связаны с Турцией. Они с гордостью сохраняют свои богатые традиции, а татарский остается официальным языком, который продолжают преподавать в школах.
«В этом и прелесть Казани, — сказал Адель Гатауллин, 37-летний татарин и мусульманин. «Мы все очень хорошо ладим друг с другом. Так и должно быть. Здесь есть люди из разных мест и разных религий, и это никогда ни для кого не было проблемой. У нас повсюду смешанные семьи, и это совершенно нормально».
В прогрессивном городе расположены 30 крупнейших российских университетов, в которых обучается около 180 000 студентов. Говорят, что первый в стране исламский университет был основан в Казани. В городе также находится Казанский государственный университет, один из старейших в России, где учились писатель Лев Толстой и Владимир Ленин.
Кремль находится всего в нескольких минутах ходьбы от оживленной улицы Баумана, заполненной туристами и студентами, многочисленными барами, ресторанами, ночными клубами и сувенирными магазинами.