Содержание
Взятие Казани. Царь Иван Грозный
Взятие Казани. Царь Иван Грозный
ВикиЧтение
Царь Иван Грозный
Колыванова Валентина Валерьевна
Содержание
Взятие Казани
В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев, Казанское ханство предприняло около сорока походов, в основном на Нижний Новгород, Вятку, Владимир, Кострому, Галич, Муром, Вологду. В 1546 году Шах-Али, казанский хан, лояльно относившийся к Москве, был изгнан местной знатью, которая возвела на трон хана Сафа-Гирея из враждебно настроенной к Руси династии. После этого было решено устранить угрозу, исходящую от Казани. Всего Иван IV возглавил три похода на Казань.
Первый начался зимой 1547 года. Царь вышел из Москвы 20 декабря, но из-за ранней оттепели в 15 верстах от Нижнего Новгорода утонули орудия и часть войска. Было решено вернуть царя с переправы назад, тогда как главные воеводы с сумевшей переправиться частью войска дошли до Казани, где вступили в бой. Татары отступили за стены деревянного кремля, на штурм которого без осадной артиллерии русское войско не решилось… 7 марта 1548 года царь вернулся в Москву.
Второй поход пришелся на осень 1549 года. В марте Сафа-Гирей внезапно скончался. Иван IV отказал прибывшему гонцу в мирном договоре и начал собирать войско. 24 ноября он выехал из Москвы, чтобы возглавить войско. Соединившись в Нижнем Новгороде, 14 февраля войско прибыло в Казань. Город не была взят, но при отходе было решено возвести крепость там, где сливаются Волга и Свияга. 25 марта царь вернулся в Москву. В 1551 году всего за четыре недели из тщательно пронумерованных составных частей была собрана крепость, получившая название Свияжск; она послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода.
Третий, победный, поход начался в июне 1552 года. Российское войско насчитывало 150 тысяч человек, в его распоряжении было 150 пушек. Казанский кремль взяли штурмом. Хан Едигер-Магмет был захвачен русскими воеводами. Согласно летописи, «на себя же государь не велел имати ни единыя медницы (то есть ни единого гроша), ни плену, токмо единого царя Едигер-Магмета и знамена царские да пушки градские».
Иван IV в походе. Миниатюра из «Жития Зосимы и Савватия Соловецких»
Битва русских с казанскими татарами. Миниатюра из Летописного свода
Взятие Казани Иваном Грозным. Худ. П. Коровин
В побежденной Казани царь назначил князя Александра Горбатого-Шуйского казанским наместником, а князя Василия Серебряного его помощником. После учреждения в Казани архиерейской кафедры, царь и церковный собор по жребию избрали на нее игумена Гурия в сане архиепископа. Гурий получил от царя указание обращать казанцев в православие, но исключительно по собственному желанию каждого человека. К сожалению, эта поправка часто не учитывалась.
С первых шагов по освоению Поволжья Иван Грозный приглашал к себе на службу лояльную казанскую знать, поэтому не было необходимости держать в Казани войска. Иван Грозный торжественно вернулся в столицу.
Сразу после взятия Казани, в январе 1555 года, послы сибирского хана Едигера просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя и от сторон ото всех заступил (защитил) и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать».
Шапка Казанская
Завоевание Казани сыграло важную роль в истории Руси. Казанская татарская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за Волгой, на реках Унже и Ветлуге, и мордва за Окой мешали продвижению Руси на восток; а набеги татар и прочих «язык» на русские поселения разоряли их, влекли массовую гибель и пленение. Взятие Казани способствовало нормализации ситуации в этом регионе.
В течение последующих 20 лет Казань была превращена в большой русский город, а в разных местах Поволжья были поставлены укрепленные города как опора русской власти. Люди потянулись на богатые поволжские земли, на средний Урал. В этом заключалось значение «Казанского взятия».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Взятие Казани
Взятие Казани
Археологам попались и трагические свидетельства взятия Казани Иваном Грозным. Русский царь предпринял три похода на Казанское ханство; только третий завершился в октябре 1552 года взятием столицы. Согласно летописям русское войско насчитывало 150 тысяч
Взятие Казани
Взятие Казани
В декабре 1549 г. русские предприняли новое наступление на Казань. 12 февраля 1550 г. царь впервые появился у стен татарской столицы. После обстрела крепости из орудий войска пошли на общий штурм, но успеха не добились. Простояв одиннадцать дней под Казанью, Иван
Глава третья Движение на Восток.
Взятие Казани
Глава третья
Движение на Восток. Взятие Казани
Остатки монгольского царства. Войско Ивана. Взятие Казани. Последствия. Взятие Астрахани. Казаки. Крым и Ливония.I. Остатки монгольского царстваВо время вступления Ивана на престол татарское иго было только тяжелым
Взятие Казани
Взятие Казани
В декабре 1549 г. русские предприняли новое наступление на Казань. 12 февраля 1550 г. царь впервые появился у стен татарской столицы. После обстрела крепости из орудий войска пошли на общий штурм, но успеха не добились. Простояв одиннадцать дней под Казанью, Иван
Взятие Казани
Взятие Казани
Земли объединял еще отец Иоанна, Василий III, но это не было созданием единого государства, ибо феодальная аристократия не желала терять свои права и привилегии. Извечный вопрос: что создает единую страну? Земли с народами или народы с землями?Для понимания
Взятие Казани
Взятие Казани
Вы послушайте, ребята, что мы станем говорить,А мы, старые старушки, станем сказыватиПро Грозна царя Ивана про Васильевича. Как царь-государь под Казань подступал,Он под речку под Казанку подкоп подкопал,Что подкоп подкопал, сорок бочек закопалЧто с тем ли
Взятие Ермаком Казани
Взятие Ермаком Казани
На усть было матушки Волги-реки,Собирались казаки-охотники,Донские казаки сы яицкими.Атаманушка был у казаковЕрмак сын Тимофеевич,Есаулушка был у казаковС тихого Дона донской казак,Тот Гаврюшка сын Лаврентьевич.Ермак возговорит, как в трубу
7.2. Первая присяга Взятие Казани
7.2. Первая присяга
Взятие Казани
В 1547 году происходит венчание на царство Ивана IV. Впоследствии он якобы был назван «Грозным». Но здесь важно напомнить здесь читателю, что этот термин появился значительно позднее, для обозначения ВСЕГО периода правления, якобы, одного
6. Успешный египетский поход Камбиса — это взятие Царь-Града в 1453 году или взятие Казани в 1552 году
6. Успешный египетский поход Камбиса — это взятие Царь-Града в 1453 году или взятие Казани в 1552 году
6.1. Рассказ Геродота
Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только
Глава 6. Взятие Казани — агрессия или защита?
Глава 6. Взятие Казани — агрессия или защита?
Между тем в тексте Радзинского все опять предстает совершенно в ином свете. Неожиданно, без какой бы то ни было логической последовательности переходя от одного вопроса к другому (но ни один из них не раскрывая до конца, как это
2. Взятие Казани и постройка «моста через Геллеспонт»
2. Взятие Казани и постройка «моста через Геллеспонт»
Первую часть правления Калигулы Светоний характеризует весьма положительно. Калигула любим народом, совершает много полезных дел, строго и справедливо судит, устраивает празднества и представления, вводит налоговые
Взятие Казани
Взятие Казани
Между тем в Казани начались беспорядки. Стали произносить слова против начальства. В университете пели недозволенные песни.– Все это инородцы мутят! – говорили в Москве.И говорившие так не ошиблись. Татарская партия овладела умами молодежи и мутила их.На
2. Война ассирийского царя Навуходоносора с царем Арфаксадом — это взятие Казани Иваном «Грозным»
2. Война ассирийского царя Навуходоносора с царем Арфаксадом — это взятие Казани Иваном «Грозным»
а. КНИГА ИУДИФЬ. ВОЙНА АССИРИЙСКОГО ЦАРЯ НАВУХОДОНОСОРА С ЦАРЕМ АРФАКСАДОМ. Ассирийский царь Навуходоносор царствует «над Ассириянами в великом городе Ниневии, — во дни
104. КНЯЗЬ А. М. КУРБСКИЙ. ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
104. КНЯЗЬ А. М. КУРБСКИЙ. ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
Князь Андрей Курбский, изменив царю Ивану IV, написал в Литве сочинение, направленное против грозного царя и выражающее интересы боярства; в нем он описывает деяния Ивана Грозного и его жестокости по отношению к боярам. «История о
Взятие Казани
Взятие Казани
В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев, Казанское ханство предприняло около сорока походов, в основном на Нижний Новгород, Вятку, Владимир, Кострому, Галич, Муром, Вологду. В 1546 году Шах-Али, казанский хан,
Глава 4 Второй период Крестьянской войны. Взятие Казани
Глава 4
Второй период Крестьянской войны. Взятие Казани
Поражения под Оренбургом и Уфой вовсе не означали победы лагеря феодалов. Лишь несколько затихнув на короткое время, Крестьянская война разгоралась с новой силой, только перемещался главный ее очаг.С отрядом в 500
Взятие Иваном Грозным Казани: как это было
В октябре 1552 года под натиском русских войск пала Казань. Тот, кто воспринимает это событие как рядовую победу глубоко заблуждается. Взятие Казани было миссией Ивана IV, его исторической инициацией.
Фото: КириллицаКириллица
Божья воля
Видео дня
Иван Грозный — один самых эпохальных правителей России. О его роли в истории сказано и написано столько, что хватило бы на десяток прочих царей нашего государства. Иван IV с детства осознавал свою инаковость, своё особое положение. Выражалось это в патологическом поведении, которое вводило в ступор даже видавших виды бояр.
Неизвестно, как бы сложилась история, если бы не было у Грозного такого учителя, как Сильвестр. Если проводить культурно-исторические параллели, то Ивана Грозного (учитывая его амбиции и завоевания) можно сравнить с Александром Македонским, а Сильвестра, соответственно, с Аристотелем.
К слову, Александр Македонский был в то время на Руси культовым персонажем. Завоевание Казани Иваном Грозным сравнимо с Восточным походом Македонского. Осознавая свою богоизбранность (по влиянием речей Сильвестра), Грозный воспринимал взятие Казани как особую миссию, как инициацию, как возможность доказать самому себе своё право на царство. И доказал.
Три осады, остров-град
Взятие Казани — это почти мифологический сюжет. Казань была взята с третьей попытки. Два предыдущих похода Грозного окончились неудачей, однако дали возможность подготовиться к третьему походу, который, выражаясь языком масс-медиа, был обречен на успех. Грозный предпринял стратегическое решение: строить крепость неподалёку от Казани.
Опыт предыдущих неудачных походов показал необходимость русского укрепления вблизи осаждаемого города. Крепость Свияжск была построена в рекордно-короткие сроки, за 28 дней. Такая скорость постройки была обеспечена тем, что строительством руководил талантливый военный инженер Иван Выродков.
Позже, уже во время взятия Казани, Выродков за одну ночь построил тринадцатиметровую осадную башню ручной сборки. Свияжск, остров-град, тот самый сказочный остров-Буян из сказки Пушкина — ещё одно мифологическое место из истории взятия Казани.
Переправа
Продолжает череду мифологических параллелей истории взятия Казани переправа через Волгу, которая началась 15 августа 1552 года. Мифологический сюжет переправы важен для общей картины, Волга была Рубиконом, который необходимо было благополучно преодолеть. Для переправы были построены специальные боевые суда.
Узнав о том, что русские затеяли переправу через реку, хан Едигер предпринял попытку сдержать маневр наших войск, но в ходе ожесточенной трехчасовой схватки казанские войска, которые превосходили силы русских в разы, были отброшены и переправа войск могла беспрепятственно продолжаться ещё неделю.
Прикрытие тыла
Казань была обложена 150-тысячной армией. В городе же, по словам Камая мурзы, было 30 тысяч воинов-казанцев. Кроме того, на Высокой Горе, на укрепленной позиции, расположилась конница князя Епанчи. Город был хорошо обеспечен разными запасами, стены посада и кремля были отремонтированы, казанцы заранее готовились к осаде. За 28 лет это была уж пятая осада города.
Осаждавшие больше всего терпели от внезапных нападений конницы Епанчи. Русским войскам необходимо было закрыть тылы,а для этого необходимо было избавиться от постоянной угрозы. Было принято решение решать проблемы по мере их поступления. 6 сентября выступила в поход специально для этой цели созданная армия из трех полков. Арский острог на Высокой Горе был построен среди лесов и болот из бревенчатых срубов, заполненных землей.
Вокруг острога имелись засеки. Такую укрепленную крепость можно было взять только штурмом.Войска двумя колоннами подошли к воротам. Завязалась перестрелка. После двухчасовой битвы, не выдержав натиска, оставив убитых и 200 человек пленных, защитники острога бежали. Острог был уничтожен. После этой победы «войска воюючи и села жгучи» повели наступление на город Арск. В течение двух дней Арск был разграблен и разгромлен.
Казаки-индейцы и восставшие из мертвых
Осада была произведена по всем инженерно-техническим правилам того времени. В предыдущие разы русские войска пытались брать город штурмом, но Казань была хорошо укреплена и такая тактика показала свою нецелесообразность. На этот раз всё было иначе. За 5—6 дней Казань была окружена осадными сооружениями: туровой линией, перед ней шла линия «за-копей», траншей с окопами и редутами. 27 августа поставленные туры на Арском поле были вооружены осадными орудиями больших калибров.
Надо полагать, они были установлены и в других местах, но самое большое их количество было именно против Ногайских, Царевых и Арских ворот. Казанские стены постоянно подвергались массированному обстрелу.
Во взятии города огромную роль также сыграли минеры под управлением литвина Розмысла (Эразма) и англичанина Бутлера. Они делали подкопы под стены, закладывали бочки пороха. Взрывы пороховых зарядов разрушил колодцы, питавшие город водой. В итоге, именно взрывные работы способствовали деморализации казанской армии, которая оказалась неготовой к подобной массированной и спланированной атаке.
Серьезную помощь царским войскам оказали внезапно подошедшие к Казани донцы (донские казаки). Они пришли ночью. Их неожиданное появление напугало как одну, так и другую сторону. Впечатляющим был и вид казаков. Они украсили свои одежды и головы птичьими перьями и в отсветах костров смотрелись по меньшей мере грозно.
2 октября, во время финального штурма многие русские воины, изнуренные длительной осадой и отчаянным сопротивлением, не слишком охотно шли на приступ, притворялись ранеными и убитыми. Когда же войска ворвались в город, многие «раненые» и «убитые» ринулись в бой.
Осада продолжалась 41 день. Символическое значение продолжительности взятия Казани отсылает к продолжительности христианского поста, что не случайно. Взятие Казани — это не только политический, но духовный рубеж в истории русского государства.
Царская доля — Божья воля
Иван Васильевич мог бы лично не присутствовать во время взятия Казани, ему предлагали остаться в Москве, но он был тверд в своей решимости. В первые дни осады Иван Грозный был активен, участвовал в расстановке полков, ездил «во все дни и в нощи» вокруг татарской крепости. По решению боярского совета царский полк решено было ввести в сражение в момент решающего штурма — 2 октября. Однако, всё пошло не по плану.
В день штурма, когда царским полкам пора было входить в крепость, Иван усердно молился в походной церкви. Просьбу о выступлении полка царь проигнорировал, не желая прервать молитву. Когда государев полк появился наконец под стенами крепости, на них уже подняты были хоругви. Промедление Ивана дало пищу для неблагоприятных толков. По словам Курбского, в критический момент воеводы приказали развернуть государеву хоругвь у главных ворот «и самого царя, хотяща и не хотяща, за бразды коня взяв, близ хоругви поставиша».
Неслучайный дар
Через четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело большая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием».
При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с которой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли свой чудотворный образ, на иконе запечатлённый.
Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять лопату и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон снится девочке, но знамение в нём.
Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они икону, в состоянии идеальном, словно только что написанную. Этот неслучайный дар закольцовывает сюжет о взятии Казани богоизбранным царем Иваном IV, который исполнил свою Восточную миссию.
Хороший, плохой и злой: наказание
Наказание и последствия……Аааа.
Так много можно сказать об этих двух понятиях.
К сожалению, многое из того, что сказано или понято, неверно, устарело или просто неверно. Наказание можно рассматривать как ругательство, когда на самом деле наше поведение ежедневно «наказывается» переменными или событиями, находящимися вне нашего контроля, и именно так мы учимся.
Любой, кто регулярно контактирует с детьми, должен иметь общее представление о поощрении и наказании, особенно если вы работаете в области ABA. Это полезное и жизненно важное знание, которое может изменить способ вашего обучения. Итак, давайте прыгать!
Во-первых, вот определение:
Наказание — Наказание имеет место, когда за реакцией немедленно следует изменение стимула, которое уменьшает будущую частоту подобных реакций (Cooper & Heron, 2007, Applied Behavior Analysis).
Звучит запутанно?? Это действительно не так.
Упрощенное определение: Наказание является частью обучения.
Каждое поведение имеет последствия. Происходит что-то хорошее, происходит что-то плохое или ничего не происходит (на языке ABA, даже если «ничего» не происходит после поведения, которое все равно является следствием). Наказание — это необходимый инструмент, с помощью которого мы можем научиться избегать чего-то или вообще ничего не делать. Если бы мы не учились на последствиях, это негативно повлияло бы на нашу жизнь.
Например, если каждый раз, когда вы прогуливали работу, ваш начальник очень злился и кричал на вас, но вы продолжали прогуливать работу, рано или поздно вас, скорее всего, уволят. Однако если после первого раза, когда на вас накричат, вы перестанете пропускать работу, значит, вы только что узнали что-то важное для своего благополучия. По сути, наказание — это то, что предназначено для того, чтобы уменьшить поведение. Мы используем поощрение для тех действий, которые, как мы хотим, повышаются, и мы используем наказание для тех действий, которые, как мы хотим, снижаются.
Что-то считается карателем только в том случае, если в будущем это приведет к снижению поведения. Таким образом, если учитель каждый день отправляет учащегося на тайм-аут за то, что он капризничает в классе, а через неделю такое поведение ухудшилось, то тайм-аут не является наказанием. Большинство педагогов считают, что тайм-аут является наказанием, но то, что происходит с целевым поведением, определяет, имело ли место наказание, а не наши намерения .
У наказания плохая репутация, и большинство людей думают о нем как о негативной вещи, предназначенной для причинения вреда или боли. Это просто неправда.
Существует много видов наказаний, которые можно разделить на 2 группы: Положительные и Отрицательные.
Эти группы легко различить, если подумать о математике. Положительное означает, что вы что-то добавили, а отрицательное — что-то убрали.
Вот полезная таблица (я просто люблю визуальные эффекты) —
Положительное подкрепление — Добавьте что-нибудь, чтобы улучшить поведение + | Отрицательное подкрепление- Уберите что-нибудь, чтобы улучшить поведение — |
Положительное наказание- Добавьте что-нибудь, чтобы уменьшить поведение + | Отрицательное наказание — Уберите что-нибудь, чтобы уменьшить поведение — |
Итак, основываясь на том, что большинство людей думают о слове «наказание», какое из них звучит хуже — положительное наказание или отрицательное наказание?
Негативное наказание звучит хуже. Вот почему важно понимать, что на самом деле означают эти понятия, потому что большинство людей думают о совершении чего-то «плохого», когда слышат слово «наказание». На самом деле вам следует избегать положительного наказания, которое включает в себя такие вещи, как шлепки, поражение электрическим током, сдерживание или неприязнь. Профессионалы в области ABA с этической точки зрения обязаны тщательно и разумно выбирать меры наказания и получать согласие родителей/клиентов. Методы наказания часто добавляются в план поведения только после того, как несколько других вариантов оказались безуспешными, и, скорее всего, это будет форма наказания.0015 отрицательное наказание (клиент теряет доступ к чему-либо), например Стоимость ответа.
Наказание — это такой же инструмент обучения, как и поощрение. При этичном и эффективном применении наказание может привести к быстрому изменению поведения.
Однако десятилетия исследований и эмпирических исследований ясно показали, что всегда лучше полагаться в первую очередь на подкрепление, чтобы вызвать изменение в поведении, а не переходить сразу к наказанию. Другими словами, сначала попытайтесь найти что-то, что можно УВЕЛИЧИТЬ, когда вы смотрите на изменение поведения, а не просто поведение, которое вы хотите остановить.
*( Для тех, кто интересуется историей АВА и наказаний, см. статью в журнале Life Magazine, 1965 г. и прочтите о недавнем запрете поражения электрическим током в Соединенных Штатах. Мы должны извлечь уроки из нашей истории, даже если это болезненно сделайте это, чтобы двигаться вперед и становиться лучше)
Давайте обсудим некоторые виды наказания, теперь, когда мы знаем, что такое наказание:
- Выговоры: Да, это считается наказанием! Вы это знали? Помните, определение карателя — это то, что снижает целевое поведение. Так что, если ваш клиент продолжает рвать терапевтические карточки, а вы произносите строгое «Хорошие руки», из-за чего поведение копирования уменьшается, тогда «Хорошие руки» были формой наказания. Другие примеры включают «Нет», «Прекрати это», «Ложись» и т. д.
- Блокировка ответа: это когда клиент пытается выполнить проблемное поведение, например, толкнуть брата или сестру вниз, а вы физически блокируете его выполнение действия. Это может быть так же просто, как встать между клиентом и ребенком, которого он пытается подтолкнуть. Блокировка — это ненавязчивый способ предотвратить успешное участие в неподобающем поведении… и это наказание.
- Чрезмерная коррекция: всякий раз, когда я применяю технику чрезмерной коррекции, она чертовски эффективна. По сути, чрезмерная коррекция — это когда вы ЧРЕЗМЕРНО реагируете на неуместное поведение. Например, если клиент швыряет свою чашку с молоком в стену, разливая молоко повсюду, ему будет предложено завершить процесс очистки молока 3 раза.
Все эти формы наказания основаны на доказательствах и могут быть необходимым компонентом плана поведения.
Теперь я должен отметить, всякий раз, когда вы применяете процедуру наказания, обязательно, чтобы вы думали о плане поведения как о монете. На одной стороне медали у вас есть процедура наказания. Если вы подбросите эту монету, у вас должен быть график подкрепления, чтобы у клиента был способ связаться с вознаграждением. В противном случае вы настраиваете их на проигрышную ситуацию, потому что они ничего не получают за хорошее поведение и что-то — за плохое. Это «что-то» со временем может оказаться более важным, чем «ничего».
Продолжая приведенный выше пример с клиентом, который бросает чашку с молоком, важно обеспечить обильное внимание и похвалу, когда вместо того, чтобы бросать чашку, клиент спокойно пьет из нее. «Кормите» то поведение, которое вы хотите видеть, ПОВЫШАЕТСЯ, и «морите голодом» то поведение, которое вы хотите видеть, ПОНИЖАЕТЕСЬ.
Итак, наконец, давайте обратимся к «Уродливому» наказания. Если это делается неправильно, неэтично или без надлежащего контроля со стороны квалифицированного BCBA, наказание будет иметь негативные побочные эффекты или даже может нанести вред клиенту/учащемуся/студенту.
Проблемы обычно возникают из-за применения наказания, что является клиническим способом сказать, КАК выполняется наказание. Как и в случае с подкреплением, если наказание осуществляется слишком быстро или слишком интенсивно, вы, скорее всего, причините вред.
Вот несколько побочных эффектов наказания, о которых должен знать каждый:
- Агрессия/гнев/возмездие (эмоциональная реакция) – это, вероятно, наиболее распространенный признак того, что учащийся привык к среде с суровыми наказаниями. Увеличивается агрессия, увеличивается неповиновение, и ученик может проявлять себя очень злым или манипулятивным.
- Побег/Повреждение отношений/Нанесение вреда процессу построения взаимопонимания. Большой риск для методов наказания заключается в том, что они могут разрушить цель построения взаимопонимания: установить заботливые и заботливые отношения. Учащийся может начать избегать любого, кто даже выглядит как учитель или терапевт, избегать/ненавидеть школу, избегать/ненавидеть сеансы терапии и т. д.
- Поведенческий контраст. Это термин ABA, который в основном означает создание ситуации, когда Х не происходит здесь, но Х встречается там и может даже встречаться чаще. Вот пример из реальной жизни: во время терапевтического сеанса терапевт борется с пинками, отвлекая внимание и отменяя поощрение, когда происходят пинки. Очень быстро начинает уменьшаться пинание ногами. Тем не менее, вне терапевтических сеансов количество пинков на самом деле увеличивается, потому что никто другой не реализует ту же стратегию, что и терапевт. Урок, который выучил клиент, состоит не в том, чтобы «не пинать», а в том, что «не пинайте во время терапевтических сеансов».
Пожалуйста, помните: наказание само по себе ничему не учит . Да, вы можете уменьшить или устранить вызывающее поведение, но вам также нужно научить, что делать вместо неуместного поведения.
В противном случае учащийся может просто заменить поведение, которое вам не нравится, другим поведением, которое вам действительно не понравится. Важно научить, что делать, а не просто сказать кому-то прекратить что-то делать.
*Рекомендуется к прочтению-
Психологическое воздействие наказания в тяжелых условиях
Дело против шлепков
Наказание не имеет долгосрочных последствий
Что такое негативное наказание (примеры и эффективность)
В этой статье мы рассмотрим негативное наказание, его определение, примеры , и недостатки.
Американский психолог Б. Ф. Скиннер разработал теорию оперантного обусловливания, в которой утверждалось, что поведение человека или животного можно усилить или ослабить, добавив или убрав соответствующие стимулы после проявления поведения.
Разница между классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием заключается в том, что классическое обусловливание влияет на бессознательное поведение, тогда как оперантное обусловливание влияет на сознательное поведение.
В операнте наказание направлено на уменьшение поведения, а подкрепление усиливает поведение. Наказание или подкрепление могут быть положительными или отрицательными. Положительное и отрицательное указывает, добавляет ли оно что-то (положительное) или что-то убирает (отрицательное).
Два вида наказания: положительное наказание и отрицательное наказание. Два типа подкрепления — это положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.
Что такое отрицательное наказание
Негативное наказание, метод оперантного обусловливания, уменьшает поведение или реакцию, устраняя благоприятный стимул, следующий за этим действием.
Поскольку процедуры отрицательного наказания уменьшают вероятность повторения поведения за счет устранения стимула, стимул должен быть приятным или существенным. Человек или животное учатся связывать негативные последствия с поведением. Этот тип кондиционирования также известен как «наказание удалением».
Примеры отрицательного наказания
В повседневной жизни есть много примеров отрицательного наказания. Потеря привилегий, штраф за нарушение закона, лишение свободы и лишение доступа к планшету — все это распространенные негативные примеры наказания.
- Отнятие у мальчика права на перемену, чтобы он не мешал ему
- Выдача водителю штрафа за парковку (отнятие денег), чтобы остановить его незаконную парковку
- Экранное время ребенка сокращено, чтобы остановить его истерику
- Отнятие телефона у подростка, чтобы остановить плохое отношение
- Взимание платы за то, чтобы люди не платили по счетам с опозданием
- Отвлечь внимание, отведя взгляд, чтобы собака не прыгнула на хозяина
Эффективность отрицательного наказания
Негативное наказание может быть чрезвычайно эффективным, когда выполняются следующие критерии: непредвиденные обстоятельства, смежность и последовательность.
Непредвиденные обстоятельства
Непредвиденные обстоятельства описывают зависимость характера наказания от поведения. Если наказание применяется всякий раз, когда проявляется целевое поведение, то наказание зависит от появления нежелательного поведения. Если удаление стимула происходит вне зависимости от того, происходит ли действие или нет, или до того, как происходит поведение, то вероятность того, что оно сработает, меньше.
Непрерывность
Непрерывность — это непосредственность поведения и удаление стимула. Если наказание будет отсрочено, подавление поведения будет не столь эффективным 1 . Когда существует значительный разрыв между поведением и устранением стимула, связь ослабевает. Кроме того, тем временем могут появиться другие действия, и тогда это поведение ошибочно становится подавляемым.
Последовательность
Последовательность необходима для того, чтобы отрицательное наказание работало. Подумайте о превышении скорости. Люди по-прежнему регулярно превышают скорость, несмотря на возможность получения штрафа за нарушение правил дорожного движения, потому что они не получают его каждый раз. Их штрафуют только в том случае, если их поймают, и поэтому в данном случае это не работает.
Побочные эффекты отрицательного наказания
Одна из проблем отрицательного наказания заключается в том, что оно действует до тех пор, пока постоянно устраняется раздражитель. Но как только наказание прекратится, нежелательное поведение, скорее всего, возобновится. Еще один недостаток заключается в том, что, хотя он может остановить нежелательное поведение, он не предоставляет информацию о желаемом действии.
Вот пример отрицательного наказания, создавшего непреднамеренную проблему. Ученик плохо себя ведет в классе, и учитель забирает его символическую золотую звезду. Это наказание может оказать сдерживающее воздействие на поведение. Но если ребенок плохо себя ведет из-за беспокойства или гиперактивности, наказание не учит ребенка, как еще справляться с проблемой. Это силовое сдерживание поведения может привести к психическим или эмоциональным проблемам у ребенка 2 .
См. также : Теория мотивации подкрепления
Ссылки
1.