Встреча святослава с византийским императором цимисхием на берегу дуная: Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием / Народные управленцы / Свой путь

Содержание

Русский десант. Князь Святослав против Византийской империи

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
Рассмотрены основные события, имевшие место в ходе русского десанта в Болгарию Дунайскую (967 – 971 года), и его геополитические итоги.

Ключевые слова: Болгария Дунайская, дань, десант, договор, император, осада, печенеги, русы

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor

Abstract
Describes the main events that took place during Russian troops in Bulgaria Danube (967 – 971 years) and its geopolitical results.

Keywords: Bulgaria Danube, landing, Russ, the contract, the Emperor, the Pechenegs, the siege, tribute

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Князь Святослав против Византийской империи // История и археология. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://history.snauka.ru/2013/08/787 (дата обращения: 25.11.2022).

Одна из первых попыток создать империю была предпринята русскими еще в середине Х века. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской.

В шестидесятых годах Х века самой сильной державой Европы, Ближнего и Среднего Востока была, бесспорно, Византия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Византийская империя в конце IХ – первой половине Х века

Население империи достигало 24 млн. человек (население Руси было в 5 – 6 раз меньше). Византийцы (ромеи, то есть римляне – так они называли сами себя), были храбры и жестко организованы на основе многовековой традиции. Центр духовной, общественной и культурной жизни ромеев в течение многих столетий был сосредоточен в одном и том же центре их государственности – столице Византии городе Константинополе (Царьграде русских летописей). Но из-за обилия врагов экономически развитая, культурная и богатая православная Византийская империя все время оборонялась от многочисленных диких варварских племен и иноверных государств. С трудом, если это удавалось, она возвращала утраченные территории [2].

В середине Х века у византийцев сложились крайне унизительные для них и экономически невыгодные взаимоотношения с Болгарией Дунайской – ромеи выплачивали дань болгарам. В 967 году византийский император Никифор II отказался платить им дань. Он принялся действовать по отношению к Болгарии согласно традиционной византийской политике, цинично и жестко следуя принципу «разделяй и властвуй». Византийский император решил, используя русских, ликвидировать саму государственность Болгарии.

И вот согласно [3] в Болгарии в 967 году высадился русский ладейный десант, который лично возглавил великий князь. Святослав быстро захватил большую часть Болгарии. Стратегический замысел императора Никифора удался. Византийскую оплату русским за проведенную против болгар десантную операцию летописец назвал данью. Святослав сделал свое дело, но Болгарию покинуть не спешил. Византийскому императору это явно не понравилось. Государственная машина Византии заработала по простой, но безотказной и проверенной веками хорошо отработанной схеме.

Поэтому уже в следующем 968 году [3]:

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, … и заперлась Ольга со своими внуками … в городе Киеве».

Осада русской столицы велась крайне ожесточено. Узнав о набеге печенегов, Святослав покинул Болгарию и вернулся в Киев. Так легко и просто путем достаточно примитивной интриги византийцы думали, что кровью русских варваров они решили свои проблемы с болгарами. Но именно в этот раз лукавые ромеи ошиблись. Очень серьезные проблемы у Византийской империи только начались …

За три дня до смерти своей матери княгини Ольги (она скончалась11 июля 969 года), у Святослава состоялся с ней и ближайшими приближенными разговор, в котором он, согласно [3], сформулировал свое понимание дальнейшего строительства Русского государства:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага …».

Планы князя были достаточно разумными. Он, кажется, на столетия вперед предвидел острую для развития Русского государства необходимость – владеть морями. Позднее Петр I возведет столицу Российской империи на берегу моря, только море это будет значительно холоднее и русских людей при этом погибнет гораздо больше. Так что храбрый русский князь был мудрым государственником, а не наглым жадным солдафоном и авантюристом, каким его пытаются представить в некоторых исторических трудах и художественных произведениях.

В том же 969 году также умирает болгарский царь Петр, а 10 декабря 969 года Иоанн Цимисхий, двоюродный брат императора Никифора, собственноручно зарубил его мечом и стал новым императором ромеев.

После таких событий князь Святослав здраво решил приступить к реализации своего плана. Ясно понимая рискованность и опасность задуманного им дела, он в 970 году, перед вторым десантом в Болгарию, определил порядок управления русской землей – разделил ее между своими сыновьями.

Вторая болгарская экспедиция Святослава началась для русов удачно и под контролем князя Святослава достаточно быстро оказалась вся Болгария. В это время император Иоанн I Цимисхий начал подготовку к войне с русами. А русский десант продолжал развивать наступление.

Имперские войска по сообщениям византийских источников окружили и перебили всех союзных Святославу печенегов, принимавших участие в этой войне. А затем, якобы, были разгромлены основные силы Святослава.

Русская летопись [3] излагает события иначе. По ее сведениям Святослав вплотную подошел к Царьграду, но затем отошел, взяв с ромеев большую дань.

Зимой 970 – 971 годов в тылу у Святослава восстали болгары и захватили город Переяславец, который ему пришлось брать вновь и оставить в нем сильный гарнизон. Византия была вынуждена спешно перебрасывать наиболее боеспособные войска с востока империи из Малой Азии на границы Болгарии. Иоанн I Цимисхий выигрывал время, чтобы сконцентрировать против русов необходимые силы и средства. Он попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, но обманул и дани не выплатил [3].

«И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты».

Далее Святослав отправился в город Доростол, расположенный в низовьях реки Дуная. Здесь князь с основными силами мог переждать зиму, а весной начать новую кампанию против греков. Тем временем император Иоанн вновь попробовал втянуть Святослава в переговоры, предлагая выгодные условия мира и пытаясь откупиться шелками и золотом. Но не удачно. Князь Святослав своих стратегических целей менять не собирался. Переговоры затягивались [3].

Подношение византийскими послами князю Святославу оружия в виде даров представлено на рисунке 2.

Весной 971 года император Иоанн I Цимисхий решил, что сил и резервов накоплено достаточно и лично возглавил боевые действия против русского десанта. 23 апреля 971 года император Цимисхий подошел к Доростолу. В сражении перед городом русы были отброшены в крепость. Святославу пришлось закрепиться в Доростоле [4]. Русы оказались в окружении. Началась героическая трехмесячная оборона города, на века прославившая русское оружие.

Стенобитными машинами ромеи методично разрушали городские стены. Но в течение всей этой осады русские практически ежедневно делали вылазки из крепости, пытаясь уничтожить осадный лагерь византийцев.

Обе стороны несли большие потери – в непрерывных мелких стычках и крупных сражениях, которые русские регулярно устраивали византийцам, пали несколько русских и византийских военачальников.

Рисунок 2 – Предание о Святославе. Художник Б. Ольшанский

Перед решающим сражением Святослав собрал военный совет. Будучи человеком чести, храбрый князь сказал своим воинам [4]:

«… Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!»

Выслушав князя, русское войско решило сражаться. Перед предстоящим сражением был проведен жестокий ритуал с жертвоприношениями младенцев [4]. Византийцы превосходно понимали, что это означает. У многих народов, имеющих арийское происхождение, особенно у различных племен скифов, жертвоприношение женщин и младенцев перед предстоящим боем означало, что воины уже простились со своей жизнью и готовы умереть, но не отступить или сдаться.

Последний бой под Доростолом русский десант дал 22 июля 971 года. Русские в очередной раз вышли в поле перед крепостью. Святослав Храбрый приказал запереть городские ворота – для поднятия боевого духа у тех, кто мог дать слабину под вражеским натиском. Князь верил своим бойцам, но он слишком хорошо знал человеческие слабости.

Войско императора Цимисхия также вышло из осадного лагеря и построилось для боя. Сражение сразу приняло крайне ожесточенный характер. В бою был ранен князь Святослав.

Русские были вынуждены отступить. Русы, все время атаковавшие византийцев и далеко отошедшие от городских укреплений, пробились к Доростолу и укрылись за городскими стенами. Так закончился последний, но славный бой русского десанта под Доростолом [5].

На следующий день князь раненый в бою князь Святослав предложил императору Иоанну I Цимисхию начать мирные переговоры.

Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить русский десант, блокированный в крепости с суши и со стороны реки Дунай, в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Хотя осадой это русско-византийское вооруженное противостояние можно назвать достаточно условно. Князь Святослав, имея гораздо меньшее по численности и только пешее войско, умело использовал инженерные сооружения и укрепления крепости Доростол при ведении полевых сражений.

Византийский историк Иоанн Скилица сообщает, что якобы император-воин Иоанн I Цимисхий, желая остановить кровопролитие, предложил Святославу личное единоборство. Но тот не принял вызова. Вполне возможно, что этот эпизод просто выдуман греками, желавшими унизить предводителя русов. А возможно вызов был послан уже раненому Святославу с целью повысить авторитет императора в войсках, наверняка упавший после трех месяцев ожесточенных боевых действий.

Император вынужден был согласиться на условия, предложенные князем Святославом. Святослав с войском покидал Болгарию, византийцы должны были беспрепятственно пропустить ладьи русов и обеспечивали его воинов (двадцать две тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Князь Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения.

Вся восточная Болгария была присоединена к Византии. Столица Болгарии была переименована в честь цесаря в Иоаннополь, а вся Дунайская Болгария превратилась в византийскую провинцию Паристрион.

Поражение русских было концом суверенной Болгарии, возродившейся только два столетия спустя.

После заключения мира по просьбе князя Святослава состоялось его личное свидание с императором Цимисхием (рисунок 3).

Рисунок 3 – Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием

на берегу Дуная. Художник К.В. Лебедев

Они встретились на берегу Дуная [4]:

«Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

То, что Святослав сидел перед императором самой мощной державы, имело особый смысл. Он был понятен и византийцам, придающим огромное значение различным придворным церемониям, и свободолюбивым русам.

Цимисхий был византийским императором в 969 – 976 годах. Родился он около 925 года, а умер, отравленный одним из своих придворных, 11 января 976 года. Иоанн выдвинулся как способный военачальник.

Став императором Иоанн I Цимисхий провел в походах и битвах большую часть своего царствования. Он был настоящим патриотом своей страны и приложил огромные усилия для возрождения былого величия Византии. Захватив власть в стране, Цимисхий заручился народной поддержкой, абсолютно справедливо полагая, что без доверия со стороны широких общественных слоев все его начинания пойдут прахом. Император распорядился раздать все свое огромное состояние беднякам и постоянно устраивал в Константинополе зрелища, на которые стекалось множество людей. Такую политику, конечно, можно назвать популизмом. А можно и не называть. Раздайте людям свое (или хотя бы половину) нажитого непосильным трудом добра во имя процветания своей Родины. А потом сами честно решите для самого себя: кто вы – популист или патриот.

Так что на берегу Дуная произошла встреча двух достойных полководцев.

После заключения мирного договора и встречи князя с императором русский десант двинулся к Черному морю [4].

Император Иоанн I Цимисхий был не только воином и полководцем, но и расчетливым политиком. Далее летописец описывает события следующим образом [3]:

«Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к [днепровским] порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его, и пошел в ладьях. …

В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было 28».

Князь Святослав был не только полководцем, но и воином. Он мог остаться в живых, если бы прислушался к совету воеводы. Но как настоящий солдат, он не бросил своих боевых товарищей, которые во многих битвах сражались вместе с ним плечом к плечу. Князь Святослав до конца своей жизни остался храбрым. В жестоком бою с печенегами пал не только он сам, но и почти вся его дружина. Последний бой храброго князя произвел неизгладимое впечатление на печенегов. Такую ритуальную чашу могли изготовить только из черепа очень смелого воина. И не каждому у этих диких воинов из этой чаши позволялось отпить.

Подводя итоги блистательного княжения Святослава, можно сделать вполне обоснованный вывод, что в ходе первой десантной операции им успешно была решена важнейшая задача по обеспечению безопасности русского государственного строительства от враждебной политики Хазарского каганата.

Вторая задача – создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Черного моря – выполнена не была, так как здесь Руси противостояла Византия. Во времена Святослава она была сплочена и имела значительные военные силы и ресурсы благодаря результатам государственной деятельности император Иоанна I Цимисхия.

Но боевые подвиги русского десанта в Болгарии никогда не будут забыты потомками и преемниками воинов князя Святослава Игорьевича.

Библиографический список

  1. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Гибель страны «стрелков из лука». // Гуманитарные научные исследования. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2013/06/314
  2. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.
  3. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL:  http://lib.rus.ec/b/149931
  4. Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. [Электронный ресурс] – URL:http://www.rummuseum.ru/portal/node/
  5. Оборона Доростола. [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Оборона_Доростола

 


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

Вторичное завоевание Болгарии. (Причины войны с Греками). / 945—972 г.

Князь Святослав (Храбрый). / Издательство СКИФИЯ

БИБЛИОТЕКА САЙТА

Подпишитесь на наши новости:  

   

Главная страница библиотеки   История государства Российского   Поэзия и проза наших дней   Прогулки с Соснорой   Всадники рок-н-ролла

Николай Карамзин «История государства Российского»

← листать назад :: листать вперёд →

Том I. Глава 07. (7)

945—972 г. Князь Святослав (Храбрый).

Художник Клавдий Лебедев «Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием» (1880 г.)

Святослав, отпустив Владимира с Добрынею в Новгород, немедленно отправился в Болгарию, которую он считал уже своею областию, но где народ встретил его как неприятеля. Многочисленное войско собралось в Переяславце и напало на Россиян.

Долговременное кровопролитное сражение клонилось уже в пользу Болгаров; но воины Святославовы, ободренные его речью: Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостию и мужеством! — напрягли силы свои, и ввечеру победа увенчала их храбрость.

Святослав взял приступом город Переяславец, снова овладел царством Болгарским и хотел там навсегда остаться. В сем намерении еще более утвердил его знатный Грек, именем Калокир, самый тот, который от Императора Никифора был послом у Святослава. Калокир с помощию Россиян надеялся свергнуть Государя своего с престола и царствовать в Константинополе: за что обещал им уступить Болгарию в вечное владение и присылать дары.

— Между тем Святослав, довольствуясь властию над сею землею, позволял сыну умершего ее Царя, именем Борису, украшаться знаками Царского достоинства.

Греки, призвавшие Россиян на берега Дунайские, увидели свою ошибку. Святослав, отважный и воинственный, казался им в ближнем соседстве гораздо опаснее Болгаров. Иоанн Цимиский, тогдашний Император, предлагая сему Князю исполнить договор, заключенный с ним в царствование Никифора, требовал, чтобы Россияне вышли из Болгарии; но Святослав не хотел слушать Послов и с гордостию ответствовал, что скоро будет сам в Константинополе и выгонит Греков в Азию.

Цимиский, напомнив ему о бедственной участи ненасытного Игоря, стал вооружаться, а Святослав спешил предупредить его.

 


 


Комментарий Марины Георгиевой:

На этот раз комментарий будет к иллюстрации.

Лев Диакон описывает наружность Святослава так:

«Святослав приплыл на место свидания в лодке по Дунаю, причем действовал веслом наравне с другими гребцами.

Он был среднего роста, имел плоский нос, глаза голубые, густые брови, мало волос на бороде и длинные, косматые усы. Все волосы на голове были у него выстрижены, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам, что означало его знатное происхождение. Шея у него была плотная, грудь широкая, и все прочие члены очень стройные.

Вся наружность представляла что-то мрачное и свирепое. В одном ухе висела серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами. Белая одежда его только чистотою отличалась от одежды прочих русских.»

На иллюстрации то, как видит «Встречу Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» Клавдий Лебедев в 1880 году. А за сто лет до этого, в 1773 году, другой, не менее известный художник Иван Акимов, изобразил возвращение Святослава из Болгарии в Киев в лучших традициях классицизма:

Далее по теме отрывка. А. С. Королев «Загадки первых русских князей»:

«Расправа Святослава над христианской партией не только не усилила, но и ослабила его позиции в Киеве. В этой ситуации Святослав решает перебраться в Болгарию. — пишет Королев, — Как известно, в Болгарии Святослав в конце концов потерпел неудачу и оказался осажденным византийской армией в Доростоле.

Любопытно, что Повесть временных лет считает появление Святослава на Балканах целиком его инициативой и изображает его единственным предводителем воинства русов. Правда, В. Н. Татищев, опираясь на свои летописные материалы, сообщает, что во время поездки Святослава в Киев большая часть русской армии оставалась в Болгарии, а одним из русских отрядов командовал воевода Волк.

Данные В. Н. Татищева подтверждаются информацией византийских источников. Византийские авторы также считают Святослава главным из русских вождей, участвовавших в балканском походе. Главным, но не единственным. Известно, что весной 970 года отряды русов сражались с греками под Аркадиополем. Согласно Повести временных лет, в это время Святослав был в Киеве и появился в Болгарии только в 971 году.

Получается, оставшиеся в Болгарии русы не только защищали захваченные территории, но и предпринимали рискованные, масштабные операции, не считаясь со Святославом. Правда, летописное время второго появления Святослава на Балканах оспаривается учеными. В сочинении Скилицы содержится сообщение о том, что русы «опять напали на Болгарию» на шестом году царствования Никифора Фоки, что соответствует 969 году.

Среди историков нет единого мнения по вопросу о том, присутствовал ли Святослав весной 970 года в Болгарии и участвовал ли он в битве под Аркадиополем.»

Георгий Владимирович Вернадский. «История России. Киевская Русь»:

«Тем временем болгары уладили свои расхождения с императором. Русский князь находился теперь перед единым фронтом болгар и византийцев.

С другой стороны, Калокир был теперь открыто на стороне Святослава, подстрекая греков восстать против императора Никифора. И действительно, в Константинополе произошел дворцовый переворот, но им воспользовался не Калокир.

Лучший и наиболее одаренный полководец Иоанн Цимисхий завоевал любовь императрицы и вместе с ней — власть. Никифор был убит, а его вдова вышла замуж за Иоанна, который теперь был провозглашен императором.

Изменения на византийском троне не затронули, однако, русскую войну. Новый император был готов продолжить ее со всей присущей ему энергией, а Калокир потерял все шансы на поддержку внутри императорского двора. «

 


Комментарий Игоря Скифа:

А вот что пишет по этому вопросу А.Н. Сахаров в работе «Дипломатия Святослава»

«Византийский хронист (Лев Диакон — S.) первым из древних авторов сообщает, что после болгаро-византийского конфликта, вызванного отказом Византии платить дань Болгарии и оскорблением болгарских послов, византийский император Никифор Фока направился в поход против болгар, но, решив не подвергать войско риску в местах опасных и неизвестных, повернул назад.

Затем он послал к Святославу Калокира, сына херсонесского стратига. Кало-кир должен был убедить Святослава выступить против Болгарии, и, по мнению хрониста, ему удалось это сделать. Сам же император ушел с войском в Сирию.

Из дальнейшего повествования становится известным, что Никифор II Фока, узнав о победах руссов в Болгарии, приступил к организации своих войск и флота и принялся укреплять Константинополь, попытался примириться с Болгарией и направил к «единоверным мисянам» посольство Никифора Эротика и Феофила Евхаитского с предложением о мире и союзе. Но, как отмечает Лев Дьякон, Никифор II военной помощи болгарам не оказал, несмотря на их просьбы.»

А после очередного переворота в Византии и захвата византийского престола Иоанном Цимисхием 11 декабря 969 г. события (в версии Льва Диакона) развивались следующим образом:

«Новый император сразу же столкнулся как с внутри-, так и с внешнеполитическими трудностями. В этих условиях Цимисхий решил договориться с руссами о мире и направил к Святославу несколько посольств, но переговоры не дали желаемых результатов.

Тогда Цимисхий предпринял ряд мер: создал отряд «бессмертных», приказал двум своим известным полководцам — патрикию Петру и магистру Барде Склиру отправиться «в пограничную и близкую область Мисии», зимовать там и готовить войско; охранять византийские границы от «скифских набегов».»

 

← листать назад :: листать вперёд →

Рекомендуем обратить внимание на книгу:

Падение Третьего Рима.
Духовные основы возрождения Русского Православного Царства

Реформа патриарха Никона и истинные причины церковных преобразований XVII века.

Книга «Падение Третьего Рима» буквально взрывает наши представления о церковной реформе патриарха Никона.
Автор, собрав и систематизировав факты и сведения, убедительно описывает события, произошедшие в России во второй половине XVII века, показывая, что
истоки многих проблем, как церковных, так и социально-политических, коренятся в трагедии раскола Русской Церкви.

При всей серьезности исследования книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Об этом свидетельствует и интерес читателей — с 2009 по 2015 год книга выдержала уже четыре переиздания.

► узнать больше и купить книгу по издательской цене

Как издать свою книгу?

Издательство «Скифия» выполняет заказы на издание книг от организаций и авторов, издающих свои произведения на собственные средства.
Более чем 14-летний опыт работы, своя издательская и полиграфическая база, собственная отлаженная система распространения позволяют нам предложить оптимальное предложение на книгоиздательском рынке услуг. Мы работаем на всю Россию и Зарубежье.

► подробнее

Еще по теме:

Том II. Глава 07. (04) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира (Волынского) Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.

► читать полностью…

Том II. Глава 07. (03) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Глеб Минский, Беспокойные Новгородцы, Князь Ярослав Владимирский,

► читать полностью…

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 →

► читать всю историю России

Это интересно:

Сто лет российскому джазу — тысячи имен

В 2009 году вышла первая и единственная на сегодняшний день Энциклопедия Российского Джаза — тысячи имен, биографий людей, коллективов, фестивалей, которые формировали искусство джаза в СССР, России, странах СНГ.

► Подробнее

Библиотека редактора: Что такое Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)? Для чего нужна публикация статьи в РИНЦ?

Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – библиометрическая база данных, индексирующая более 12 млн. научных публикаций российских (в перспективе – любых) ученых. Чем чаще работа исследователя упоминается его коллегами в библиографии, тем выше наукометрические показатели ученого: индекс цитирования, индекс Хирша.

► Подробнее

► читать издательский блог

Рекомендуем обратить внимание на книги:

Альми И.


О поэзии и прозе

В книге объединен материал, посвященный проблемам развития русской поэзии и прозы — в их пересечениях и взаимосвязи. Среди работ: характерологические особенности пушкинского героя, сопряжение поэтического и прозаического начал в поэзии Н. Некрасова, жанровое и композиционное своеобразие романов Ф.М. Достоевского и др.

Цена: 210

Азин-Соколов Г.

Начало. Надежды и беды России. Том I

Сенатская площадь. 14 декабря 1825 г.

«Начало» — новая книга историка и публициста Азина-Соколова — является первым томом в серии «Надежды и беды России» и касается важных проблем отечественной истории, которые до сих пор широко и остро дебатируются в общественных кругах России и Европы. Речь в книге идет о восстании декабристов.

Цена: 490

► все книги

Полезное:

Рим и Румыния, римские императоры, византийские императоры и т.

д.

То, что города могут иметь разные названия на разных языках, по какой-то причине теперь сбивает людей с толку. Моим фаворитом может быть бельгийский город Льеж, для которого существует как минимум семь различных вариантов названия на разных языках, а иногда даже на одном языке [примечание].

Константинополь ничем не отличается, где мы уже видели греческую, латинскую и английскую версии. тогда Константинополь на немецком языке. Вначале мы получаем арабскую версию, Qusṭanṭînîyah (Юникод: قُسْطَنْطِينِيَّة), которая позже также используется в турецком языке — возможно, вплоть до 1926 года, когда турецкая почта перестала распознавать «Константинополь», или 1928 года, когда был введен латинский алфавит — и город стал называться «Костантинийе» ( Ḳosṭanṭīniyye для обозначения арабского написания). Местное название Константинополя на протяжении большей части его истории было на греческом языке; но сам император Константин I, эпоним и основатель города, говорил на латыни и носил латинское имя, Константин . См. Здесь обсуждение связанных имен императоров.

Недавняя путаница из-за сокращенных названий города, по-гречески Σταμβούλ и, опять же, по-арабски, ʾIsṭânbûl (إِسْطَانْبُول), которое также становится «Стамбул» на турецком языке со всеми стигматами Арабский. Стамбул стал официальным названием города только в 1930 году. Эта путаница обсуждается здесь и здесь.

Мы видим Михаил Пселл в 11 веке, противопоставляя «древний и меньший Рим и более поздний, более могущественный город» [ Четырнадцать византийских правителей , Пингвин, 1966, с.177]. По-гречески «древний [или более ранний] и меньший» — это πρώτη καὶ ἥττων; а «позднее [и] более мощное» — μετ’ ἐκείνην καὶ κρείττων [Греческий текст, The History of Psellus , под редакцией Константина Сатаса, Methuen & Co., Лондон, 1899, стр. 110]. Поразительно, что Пселл должен был думать о Константинополе как о «более сильном» или «могучем», κρείττων, чем о древнем Риме (см.0005 Республика и в физике Иоанна Филопона). Это определенно относилось к Риму его дней; но смысл этого утверждения состоит в том, что Константинополь был сильнее, чем когда-либо был Рим, что сейчас кажется странным: письмо Константина шло из Йорка (Эборакум) в Асуан (Συήνη), а письмо Василия II — только из Белграда (Сингидунум, Σιγγιδών, сербский Београд) в Антиохию (Ἀντιόχεια, , ʾAnṭâkiyah — أَنْطَاكِيَة — турецкий Антакья ).

Константин VII Багрянородный (ум. 959) ранее называл старый Рим ἡ μεγάλη Ῥώμη, «Великий Рим» [ De Administrando Imperio , греческий текст под редакцией Gy. Моравчик, Тексты Думбартон-Оукс, 1967, 2008, стр. 86]. Десятый век Patria начинает описание Константинополя так:

Поскольку νέα ( néa ) по-гречески означает «молодой» в той же степени, что и «новый», противопоставление «старшему» πρεσβυτέρα ( presbytéra ) Рим уместно (см. обсуждение здесь).

Таким образом, то, что большинство людей, вероятно, сочло бы неясным и, возможно, неприятным примечанием к средневековой истории, «Византийской империей», на самом деле все еще было Римской империей, известной в то время западноевропейцам, «латинянам» или «франкам», как Румыния , уже имя собственное Римской империи в поздней античности. Сегодня это не является частью общих знаний, как я обнаружил, даже среди ученых-гуманитариев.

В Средние века греки обычно использовали классическое слово для обозначения «греков», Ἕλληνες ( Hellênes ), для обозначения древних язычников греков, как это слово используется в Новом Завете — иногда латинское слово для обозначения Греки были бы заимствованы, как Γραικοί ( Graikoi ), если бы это было необходимо для современной ссылки, что касается языка — практика, уже обнаруженная у летописца Феофана Исповедника (ок. 750-818 гг. Н.э.) [ Хроника Феофана , под редакцией Гарри Тертледова, University of Pennsylvania Press, 19.82, p.141] и заслуживает внимания в De Administrando Imperio [ op.cit. стр.228].

Греческий язык стал доминирующим литературным языком Римской империи во времена Второй софистики во 2-м и 3-м веках. Это мало отмечается, за исключением того, что это просто вопрос ораторского искусства и риторики; но, конечно, мы видим, что Марк Аврелий вел свой дневник на греческом языке, а последний языческий император Юлиан не писал ни на чем другом.

Шекспир говорит нам, что последними словами Цезаря были Эт ты, Брут? Хорошая латынь (он должен был знать, что «Brute» — это звательный падеж от «Brutus»). Однако Светоний говорит, что либо Цезарь ничего не сказал, либо сказал καὶ σὺ τέκνον; — А ты, дитя? Задолго до Марка Аврелия. Шекспир, возможно, был более уверен в латыни, чем в греческом, или ожидал того же от своей публики.

Пока Марк писал свой дневник, его друг Элий Аристид произнес в Риме речь Εἰς Ῥώμην, «В Рим» (143 г. н.э.). В последующие века этим очень восхищались за его стиль и настроение. Мы можем рассматривать это как момент, когда греки берут и прославляют свою собственную римскую идентичность, но затем Элий делает это на греческом языке.

Император Юстиниан правил:

πᾶν Δὲ μάθημα παρὰ τῶν νοσούντων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήντων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήντων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήντων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήντων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήν едена τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήνων τὴν τῶν ἀνοσίων ἑλήνων μανίαν ΔιΔάσκεσθαι κωλήομεν . ..

Кроме того, мы запрещаем преподавание любого предмета тем, кто страдает безумием нечестивых язычников… [ Кодекс Юстиниана, новый аннотированный перевод с параллельным латинским и греческим текстом , том I, издательство Кембриджского университета, 2016, стр. 244-245]

Здесь, где переводчик говорит «нечестивые язычники», греческий текст говорит ἀνόσιοι Ἕλληνες, «нечестивые греки». Тождество между язычниками и Hellênes не может быть сильнее. Обратите внимание, что Сократ обсуждает благочестивых и «нечестивых» в Euthyphro . Этот декрет означал закрытие Платоновской академии в 529 году.

In 1354 Demetrius Cydones, Δημήτριος Κυδώνης (1324-1398), a convert to the Latin Church, even translated the Summa Contra Gentiles of St. Thomas Aquinas into Greek as the Θωμᾶ Ἀκινάτου Σοῦμμα κατὰ Ἑλλήνων, ἐξελληνισθεῖσα, Summa of Фома Аквинский против эллинов, «сделанный греком» [примечание].

И со временем даже греческий язык стал называться «римским», т. е. был ἡ Ῥωμαϊκὴ γλῶσσα, «римский язык».

Средневековые грекоговорящие и другие граждане Империи, которых мы теперь считали бы разными национальностями — армяне, албанцы, франки, влахи, славяне, бывшие мусульмане и т. д. (которые, однако, должны были пройти достаточную натурализацию , т. е. «латинизация» — много споров о том, кто, даже среди императоров, имел армянское происхождение, а кто нет) — сами всегда были Romans , Ῥωμαῖοι ( Rhômaîoi ) — Рим всегда рос за счет ассимиляции побежденных, захваченных или дезертировавших людей. Грекоязычные евреи, отдельная община в Румынии, Османской империи и современной Греции (пока до них не добрались немцы), и о которых можно сказать, что они зародились в эллинистической Александрии, были тогда Ῥωμανιῶτες, романиотами.

Империя всегда была ἡ Ῥωμαίων Ἀρχή ( hê Rhômaíôn Arkhê ), ἡ Ῥωμαίων Βασιλεία ( hê Rhômaíôn Basileíón0006), «империя римлян», или даже Ῥωμανία , Rhômania, как на латыни. Я часто спрашивал группы профессоров колледжей, например, на научных конференциях, знают ли они имя собственное Римской империи. Никто никогда не знал. «Румыния» или Ῥωμανία не является частью общих знаний или общественного дискурса из-за давних предубеждений как среди классиков, так и даже среди византинистов, против истории и идентичности позднеантичной и средневековой Римской империи. См. примечание о «Румынии».

Путаница в связи имени собственного с другим описанием, например, с «Французской Республикой» и «Францией», может быть обнаружена с Чешской Республикой — Česká republika — где имя собственное было придумано, «Чехия » — Česko по-чешски — что не нравится многим чехам, а также с Османской империей, чья идентичность как «Турция» иногда подвергается сомнению из-за глупой идеологии.

Средневековые франки или латиняне постоянно называли Ῥωμαῖοι «греками», Graeci , или даже Graeculi , «Маленькие греки». Первое не всегда предназначалось для оскорбления — уж точно не тогда, когда скандинавы называли Империю Grikland , — но последнее было таковым. Тем не менее, немецкие императоры, называющие себя «римлянами», теперь кажутся не менее комичными, как это было с Вольтером, который, конечно, лихо сказал, что «Священная Римская империя» не была ни святой, ни римской, ни империей: Ce corps qui s’appelait et qui s’appelle encore le Saint Empire romain n’tait en aucune manire ni Saint, ni romain, ni Empire [1756].

Тогда естественно, что классицисты, для которых римляне были последним народом, который гордо не был христианами, предпочли бы враждебный современный неологизм «византийский» для продолжающейся Империи, чем осквернить память об Августе и Траяне этим Юстиниана, Ираклия или Василия II. Но даже Юстиниан не носил бороды и все еще говорил по-латыни, — а какой классик осмелится, а я смею их, обвинять других в том, что они говорят по-гречески? Как оказалось, те самые люди, благодаря которым мы обладают классическим греческим языком и его литературой.

На диаграмме мы видим, как постепенно расширять нашу перспективу. Обычная «Римская империя» длится от Августа до 476 года, после чего наступают «Темные века». Однако Питер Браун и другие затем расширяют картину, оценивая «Позднюю античность» и «Позднюю Римскую империю», которые охватывают события вплоть до арабского завоевания, если не до падения Омейядов в 750 году, за которым последовала «Византия». » Наконец, мы понимаем, что и «Поздняя античность», и «Византия» — это то, что сами римляне, народ, чьи предпочтения требует от нас уважения политкорректности, просто называли «Румынию», Ῥωμανία. См. исправленную периодизацию на следующей временной шкале ниже.

Энтони Калделлис указывал, что классицисты, которые могут игнорировать греческую литературу средневековья, все еще написанную языком Платона, независимо от ее достоинств или важности, тем не менее сами уже являются бессознательными «византинистами», поскольку они абсолютно зависимы от о форме, содержании и языке классицизма, созданного средневековыми учеными (начиная со второй софистики). Некоторая средневековая литература, например «Греческая антология» , может проскальзывать в любом случае без указания ее происхождения.

Действительно, даже Эдвард Гиббон, который на самом деле называл средневековых римлян (и он действительно часто называет их так) «дегенеративным народом» [ Упадок и падение Римской империи , Том III, Современная библиотека, стр. 299], тем не менее, говоря о замене латыни греческим в Законе, Суде и Армии, упомянул «грека, чьи внутренние достоинства действительно заслужили предпочтение » [стр. 295, жирный шрифт добавлен]. Итак, мы обнаруживаем, что Гиббон ​​был эллинофилом — он просто хотел языческих, а не христианских греков. И, конечно же, он считал разговорный греческий средневековья («вульгарный диалект города») «грубым и варварским» [стр. 29].8-299]. Возможно, ему следовало сказать своим французским друзьям, что они говорят на «грубой и варварской» латыни.

Историки иногда отмечают унижение греков, завоеванных Римом, а иногда иронию в том, что римляне восхищаются и перенимают греческую мысль, архитектуру, литературу и т. д. — Гораций сказал: Graecia capta ferum victorem cepit , Греция захватила дикого победителя». Но я никогда не видел, чтобы суровая правда выражалась так: Греки тогда унаследовал Римскую империю , не перестав, однако, отождествляться с ней; и, более того, по римскому праву, в непрерывной юрисдикции римских судов, они были римскими гражданами — в отличие, скажем, от неграмотного Карла Великого.

Почему никто так не говорит? Они, должно быть, думают, что те греки-христиане больше не являются на самом деле греками , которые по определению были язычниками. Конечно, Василий II и Алексей Комнин согласились бы. Их больше нет Эллен ; они Rhômaîoi . Но если для историков они не греки и не римляне, то кем они могут быть? О, давайте составим слово. Они «византийцы» — согласно Иеронимусу Вольфу (1516–1580) в 1557 году — и все мы знаем, как это противно. Но римляне, которые были последними античными людьми, которые не были христианами, были также, как это случается, первыми, кто стал христианами. Классики, чья дисциплина существует благодаря ученым Константинополя, как и в случае с гиббоновским «триумфом варварства и религии» [ там же. с.865], кажется, задыхаются от этой простой истины.

Западный форпост Константинополя, такой как Венеция, долгое время служил каналом влияния из Румынии, даже в таких мелочах, как вилка (та, что для еды — забытая после «Падения Рима» и неизвестная среди франков), которая прибыла туда. в 1004 или 1005 году с греческой невестой. Латинское завоевание Константинополя в 1204 году (к сожалению, при попустительстве Венеции), а затем беженцы от падения города к османам в 1453 году довольно грубо, но эффективно вернули большую часть наследия римского Востока в до сих пор более бедная средневековая цивилизация Запада.

Многое, что осталось от классического мира, тем не менее, было потеряно не с германскими вторжениями, «Падением» и Средневековьем, а с этими более поздними бедствиями. Иногда от них спасались лишь жалкие фрагменты — как мы видим, Парфенон уцелел до 1687 года, когда он был взорван турецким порохом. Таким образом, половина литературы, описанной Патриархом Фотием в его Βιβλιοθήκη 9 в., Bibliotheca , ныне утеряна. Это включало такие вещи, как История событий после Александра историка Арриана из Никомедии, которая сейчас сохранилась только в кратком изложении Фотия, бесценном источнике по малоизвестным войнам диадохов.

Рим начинался как Город, вырос в Империю, Румынию, в которой Город утратил свою идентичность, а затем, в конце концов, сжался до другого Города, который тем временем сохранил и защитил наследие Империи. Когда мы осознаем, как много было сохранено в литературе, искусстве и учреждениях,

Армянские легионы в римской и византийской армии

Византия Греко-Армянская империя?

  • Армяне были повсюду в Восточной империи от императоров, генералов, рядовых войск, духовенства и в бизнесе.

Византийская империя не была Греческой империей года. Хотя верно то, что греческий язык использовался в качестве языка Империи, это не может считаться доказательством того, что империя была «греческой». Латынь была первоначальным официальным языком, навязанным римлянами, которые основали Римскую империю и правили ею.

В 395 г. н. э., когда Римская империя разделилась на западную и восточную (византийскую), латынь продолжала использоваться в качестве официального языка, но со временем она была заменена греческим, поскольку на этом языке уже широко говорили народы Восточного Средиземноморья как основной торговый язык.

Тем не менее, императоры, церковное духовенство, армия и художники, хотя и говорили на латыни и греческом языке, причем не исключительно греческого происхождения. Империя состояла из многих народностей – фракийцев, египтян, македонцев, иллирийцев, вифинян, карийцев, фригийцев, армян, лидийцев, галатов, пафлагонцев, ликийцев, сирийцев, киликийцев, мисийцев, каппадокийцев и т. д. Греки составляли лишь небольшую часть этой многонациональной империи.

Ранние византийские императоры были римлянами, но со временем этой многоэтнической империей правили люди разного этнического происхождения. Известно, что империя достигла своего апогея, когда ею правили македонцы, а Македонская династия находилась у власти почти два века. Другими правившими династиями были сирийская, армянская, фригийская (аморийская), а другие императоры были разных национальностей».

Коллективная роль армян в Константинополе возросла в седьмом и восьмом веках, когда сотни армянских дворян были вынуждены искать убежища в Византийской империи во время арабской оккупации Армении.

В Византии Армянская знать стала важным элементом доминирующей элиты и фигурировала во многих военных и политических событиях. Всего двадцать дослужились до сана императора, и были те, кто достиг выдающегося положения в основавшейся Православной Церкви. Они были королями и князьями, мятежниками и узурпаторами, интеллектуалами и дипломатами — все они действовали в византийском контексте.

Восточный Император Василий I верхом.
Though from the Theme of Macedonia, Basil was of
Armenian heritage ruling from 867 to 886.

Provincia Armenia
Province of the Roman Empire

Пришествие Рима

В то время как Малая Армения стала зависимым государством и вошла в состав собственно Римской империи в I веке нашей эры, Великая Армения оставалась независимым королевством при династии Аршакидов.

На протяжении всего этого периода Армения оставалась яблоком раздора между Римом и Парфянской империей, а также Сасанидской империей , пришедшей на смену последней, и поводом для войны для нескольких римско-персидских войн. Только в 114–118 годах императору Траяну удалось завоевать и включить его в качестве недолговечной провинции.

В 114 году император Траян включил Армению в состав Империи, сделав ее полноценной римской провинцией.

Из Антиохии император (Траян) двинулся к Евфрату и далее на север до самого северного лагеря легиона Саталы в Малой Армении, откуда он двинулся в Армению и взял направление на Артаксату… Траян решил сделать это вассальное государство — провинция, и сдвиг к восточной границе (Римской) империи в целом … Армения уступила своей судьбе и стала римским губернатором. После этого Траян продвинулся и занял Месопотамию … и, как Армения, Месопотамию стала римской провинцией.

В 113 году Траян вторгся в Парфянскую империю, потому что он хотел восстановить вассального царя в Армении (за несколько лет до того, как она попала под парфянский контроль). В 114 г. Траян из Антиохии в Сирии двинулся на Армению и завоевал столицу Артаксату. Затем Траян сверг армянского царя Партамасириса и приказал присоединить Армению к Римской империи в качестве новой провинции.

Новая провинция достигла берегов Каспийского моря и граничила на севере с Кавказскими Иберией и Албанией, двумя вассальными государствами Рима.

Как римская провинция Армения управлялась вместе с Каппадокией Катилием Севером из рода Клавдиев.

Римский Сенат выпустил по этому случаю монеты со следующей надписью: ARMENIA ET MESOPOTAMIA IN POTESTATEM P.R. REDACTAE’ , тем самым укрепив позиции Армении как новейшей римской провинции. Восстание парфянского самозванца Санатрука было подавлено, хотя спорадическое сопротивление продолжалось, и Вологасу III из Парфии удалось захватить территорию юго-восточной Армении незадолго до смерти Траяна в августе 117 года. Как римская провинция Арменией управлял Катилий вместе с Каппадокией Северус из рода Клавдиев.

После смерти Траяна его преемник Адриан решил не сохранять провинцию Армения. В 118 году Адриан отказался от Армении и поставил ее царем Партамаспата. Партамаспат вскоре потерпел поражение от персов.

После этого Армения была в частых спорах между двумя империями и их кандидатами на армянский престол, ситуация, которая продолжалась до появления новой власти, Сасанидов.

Действительно, власть и контроль Рима возросли еще больше, но Армения сохранила свою независимость (пусть и как вассальное государство), хотя отныне это был верный союзник Рима против Сасанидской империи . Например, когда Септимий Север атаковал Ктесифон, в его армии было много армянских воинов: позднее, в IV веке, они составляли два римских легиона: I Армянский легион и II Армянский легион.

Во второй половине 3 века столица Сасанидов Ктесифон и районы южной Армении были разграблены римлянами при императоре Каре, а вся Армения после полувекового персидского владычества была передана Диоклетиану в 29 году9 как вассальная территория.

Фотография — Дунканонский военный шоу

. армия. Армяне с радостью приняли монету императора. Была также возможность для восходящей социальной мобильности как для крестьян, так и для дворян.

Например, император Романос Лакапин был сыном армянского крестьянина с примечательным именем Феофилакт Несносный (Асбастактос). Феофилакт, будучи воином, в бою спас императора Василия I от врага и был награжден местом в императорской гвардии.

Хотя он не получил высшего образования, Романос продвинулся по служебной лестнице во время правления императора Льва VI Мудрого. В 911 году он был генералом военно-морской темы Самоса, а затем служил адмиралом флота ( droungarios tou ploimou ) и стал императором в 920 году.

Армия расширилась. Нет никаких доказательств того, что легионы изменились по форме до Тетрархии, хотя есть свидетельства того, что они были меньше, чем обычно указывается на бумаге.

Окончательная форма легиона возникла из элиты legiones palatinae , созданной Диоклетианом и тетрархами. Это были пехотных частей численностью около 1000 человек , а не 5000, включая кавалерию, старых легионов. Самыми ранними legiones palatinae были Lanciarii , Joviani , Herculiani и Divitenses .

В 4 веке было создано очень большое количество новых, небольших легионов, процесс, который начался при Константине II.

В дополнение к элитному palatini , другие легионы, называемые comitatenses и pseudocomitatenses , наряду с auxilia palatina , обеспечивали пехоту позднеримских армий.

The Notitia Dignitatum перечисляет 25 Legiones Palatinae , 70 Legiones Comitatense , 47 Legiones Pseudocomitatense и 111 Auxilia Palatina в полевых армиях и еще 47 Legiones в родословных. Названия легионов, например  Honoriani и Gratianenses , найденные в Notitia, предполагают, что процесс создания новых легионов продолжался в течение 4-го века, а не был единичным событием.

Названия также предполагают, что многие новые легионы были сформированы из vexillationes или из старых легионов. Кроме того, было 24 vexillationes palatini, 73 vexillationes comitatenses; 305 других единиц в Восточных лимитанах и 181 в Западных лимитанах.

Legio Prima (I) Armeniaca — Первый армянский легион

Символ Prima Armeniaca

Legio I Armeniaca был 9,0005 PSEUDOCMIT LEGITIS.

Название легиона может относиться к тому, что он изначально был частью гарнизона армянских провинций, но это подразделение вместе со своим легионом-близнецом II Armeniaca, похоже, было включено в состав имперской полевой армии.

Легион принимал участие во вторжении императора Юлиана в Империю Сасанидов в 363 году.
Legio Secunda (II) Armeniaca —  Armenian Second Legion

Symbol of Secunda Armeniaca

Legio II  Armeniaca  ( из Армении ) — легион поздней Римской империи.

Его название могло означать, что он был гарнизоном в римской провинции Армения, но позже, вместе со своим близнецом, I Armeniaca , он был перемещен в действующую армию как легион pseudocomitatensis .

Легион построил лагерь в Сатале (CIL II 13630, через Легио Риттерлинга). Согласно Аммиану Марцеллину ( Res Gestae xx 7), в 360 г. 

II  Armeniaca находился в Безабде вместе с II Flavia Virtutis и II Parthica , когда персидский царь Шапур II осадил и завоевал город, убив многих жителей.

II Armeniaca  однако выжил, поскольку в Notitia Dignitatum он упоминается как находящийся под командованием Dux Mesopotamiae .

Несмотря на ряд реформ, система Легиона пережила падение Западной Римской империи в 476 году нашей эры и существовала в Восточной Римской империи примерно до 7 века.

Поскольку легионы продолжали существовать в той или иной форме, несомненно, что армянские подразделения могли бы участвовать в войнах против персов или арабов.

К 7 веку император Ираклий начал реформы, чтобы удовлетворить растущую потребность в солдатах по всей Империи. Оставшиеся легионы были расселены в местных районах как граждане-солдаты-фермеры, что привело к системе тем.

Встреча императора Иоанна I Цимисхия с Великим князем Киевским Святославом I. Джон родился в клане Куркуас, семье армянского происхождения.

Армянские солдаты в Византийской армии

Армения  внесла большой вклад в Восточную Римскую империю с помощью своих солдатских войск. Империя нуждалась в хорошей армии, так как ей постоянно угрожали. Армия была относительно небольшой и никогда не превышала 150 000 человек. В разные части империи посылались военные, которые принимали участие в самых ожесточенных сражениях и никогда не превышали 20 000 или 30 000 человек. люди.

Начиная с V века армяне считались основной составляющей византийской армии. Прокопий рассказывает, что «схоларии», дворцовая стража императора, «выбирались из числа храбрейших армян».

Армянские солдаты в византийской армии упоминаются в последующие века, особенно в IX и X веках, которые могли быть периодом наибольшего участия армян в византийской армии. Византийские и арабские историки единодушны в признании значения армянских воинов. Чарльз Диль, например, пишет: «Армянские части, особенно в этот период, были многочисленны и хорошо обучены».  

Другой византийский историк восхваляет решающую роль, которую сыграла армянская пехота в победах византийских императоров Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия.

В то время армяне служили бок о бок со скандинавами, входившими в византийскую армию. Об этой первой встрече армян-горцев с северянами один историк так рассказывает: «Именно армяне вместе с нашими скандинавскими предками составили штурмовые отряды византийцев».