Всеволод юрьевич князь: Всеволод Юрьевич Большое Гнездо | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Содержание

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?. Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное]

ВикиЧтение

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное]
Кондрашов Анатолий Павлович

Содержание

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?

Великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище не только за многодетность (у него было 8 сыновей и 4 дочери), но и за то, что вскоре после его смерти во всех княжествах Северо-Восточной Руси, кроме Рязанского, княжили его потомки. При нем Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Влияние владимирского князя ощущалось не только в соседних землях, но и в Киеве, а также в Галицко-Волынской Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

За что ассирийский царь Синаххериб получил прозвище Бесноватый?

За что ассирийский царь Синаххериб получил прозвище Бесноватый?
Ассирийский царь Синаххериб (705–681 до нашей эры) – один из самых жестоких завоевателей в истории человечества. В 689 году, взяв штурмом Вавилон, он приказал уничтожить большинство его жителей, а сам город

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца?

За что византийский император Василий II получил прозвище Болгаробойца?
Византийский император Василий II во время войны с Западно-Болгарским царством учинил чудовищную расправу над болгарами: летом 1014 года он приказал ослепить 16 тысяч пленников. Жестокость Василия

За что английский король Ричард I получил прозвище Львиное Сердце?

За что английский король Ричард I получил прозвище Львиное Сердце?
Английский король Ричард I Львиное Сердце (1157–1199) был типичным средневековым рыцарем-авантюристом. Всю свою жизнь он вел беспрерывные войны, чуждые интересам Англии и стоившие ей огромных средств.

За что великий князь киевский Святополк получил прозвище Окаянный?

За что великий князь киевский Святополк получил прозвище Окаянный?
Великий князь киевский Святополк (правил в 1015–1019 годах) был сыном Ярополка Святославовича, старшего брата великого князя киевского Владимира Святославовича. Владимир убил Ярополка, обманом и

За что русский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий?

За что русский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий?
Юрий, шестой сын великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, при жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. После смерти в 1132 году великого князя киевского Мстислава Владимировича

За что московский князь Иван I Данилович получил прозвище Калита?

За что московский князь Иван I Данилович получил прозвище Калита?
В 1328 году московский князь Иван Данилович в награду за усмирение восстания в Твери против татарских сборщиков дани (баскаков) получил от хана Золотой Орды ярлык на великое владимирское княжение вместе с

Почему великий князь московский Василий II Васильевич получил прозвище Темный?

Почему великий князь московский Василий II Васильевич получил прозвище Темный?
Василий II Васильевич (1415–1462), великий князь московский с 1425 года, смог унаследовать престол лишь благодаря поддержке московского боярства и великого князя литовского Витовта, своего деда с

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище?

За что португальский принц Генрих Мореплаватель получил свое прозвище?
Генрих Мореплаватель (1394–1460), четвертый сын португальского короля Жуана I, прославился как организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и западным берегам

Всеволод – Димитрий Юрьевич

Всеволод – Димитрий Юрьевич
Всеволод-Димитрий Юрьевич, по прозванию Большое Гнездо (т. е. отец многочисленного семейства), сын Юрия Долгорукого, род. в 1154 г. В 1162 г., изгнанный из Суздальской земли вместе со старшим братом Андреем Боголюбским, он с матерью (мачехой Андрея)

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (?—1157), князь суздальский и великий князь киевский

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (?—1157),
князь суздальский и великий князь киевский
22 Приди ко мне, брате, в Москов[у].
Приглашение, посланное новгородсеверскому князю Святославу Ольговичу в 1147 г. Это первое письменное упоминание о Москве сохранилось в Ипатьевской летописи. ? ПСРЛ. – М.,

За что русский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий?

За что русский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий?
Юрий, шестой сын великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, при жизни отца правил в Ростово – Суздальской земле. После смерти в 1132 году великого князя киевского Мстислава Владимировича

Князь Всеволод Юрьевич: почему сына основателя Москвы прозвали Большим Гнездом

Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и младший брат Андрея Боголюбского вошёл в народную память под именем Всеволод Большое Гнездо. И самая популярная, а также, простая версия, которая объясняет этот «титул» заключается в том, что-де, было у этого князя очень много детей. Точнее, целых 12, восемь из которых были сыновьями.

Кстати, двое из этих сыновей стали первыми русскими канонизированными святыми, это были мученики Борис и Глеб. На этом популярное объяснение и заканчивается. Но вот вопрос: на Руси, да, впрочем, и по всему миру тогда были большие семьи. Шесть, восемь, да и десять детей – это была не редкость и для крестьян, и для князей, и для бояр.

Понятно, что многие дети при тогдашнем уровне медицины умирали. Но многодетные семьи не были редкостью, и в этом плане, потомство Всеволода Юрьевича само по себе не было чем-то настолько выдающимся, чтобы давать ему по этому поводу прозвище.

Младший брат собирателя земель

Причины кроются, скорее, в политике. Всеволод Большое Гнездо, как и его старший брат, Андрей Боголюбский был одним из многих князей в череде собирателей русских земель. И в этом плане, прозвище Большое Гнездо относится не только к его семейству, но и к постоянно растущим территориям, которые он контролировал.

В 1162 году, в возрасте восьми лет, он вместе с матерью и двумя братьями был изгнан Андреем Боголюбским, оказавшись в итоге в Константинополе при дворе императора Мануила Комнина.

Впрочем, на Русь Всеволод вернулся уже через семь лет, примирился со старшим братом, и вместе с ним начал завоевательную деятельность, в том числе, подчинив себе Киев. Правда, ненадолго. В итоге в Киеве Всеволод Большое Гнездо прокняжил примерно пять недель.

В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в ходе заговора, и в Северо-Восточной Руси вспыхнула очередная княжеская междоусобица. Собственно, на фоне этой внутренней свары и начинает своё политическое восхождение Всеволод.

Север и юг

По сути, к 1177 году Всеволод уже контролировал Владимиро-Суздальскую землю, и активно укреплял власть по периферии этой территории. Интересовал его в первую очередь юг, к примеру, Рязанское княжество, Волжская Булгария и мордва, с которыми он активно боролся. Однако не забывал он и про Север и активно использовал для контроля северных территорий своё пресловутое «Большое Гнездо», то есть наследников.

К примеру, в 1205 году он послал в Новгород на княжение своего сына Константина с такими словами: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли».

В 1207 после разгрома рязанских князей, на престол там был посажен ещё один сын Всеволода, Ярослав. Рязань, правда, восстала, и в 1208 была сожжена.

Междоусобица в «Большом Гнезде»

В 1211 году между сыновьями князя вспыхнул спор о старшинстве и наследовании городов на Руси. Константин, старший сын, претендовал на Владимир и Ростов.

Однако, Всеволод решил иначе. Владимир, равно как и титул Великого Князя достались другому сыну, Юрию. Константин же получил только Ростовские земли, и это его амбиций не удовлетворило. Уже после смерти Всеволода между Юрием и Константином началась война.

Вообще, пресловутое «Большое Гнездо» князя устроило о такую усобицу, что относительно единая Владимиро-Суздальская земля раздробилась на Суздальское, Переяславское (с Тверью, Дмитровом), Ростовское (с Белоозером, Устюгом), Ярославское, Угличское, Юрьевское и Стародубское удельные княжества. Так что, большое количество амбициозных наследников, это далеко не всегда хорошо.

Со смертью Всеволода прекратилось и влияние Северо-Восточной Руси на южные территории, детям Большого Гнезда было не до булгар и мордвы. Они выясняли, кто тут Великий Князь, и кто должен всем владеть и править.

Историки отмечают, что время правления Всеволода – это период наивысшего расцвета Северо-Восточной Руси, а также начало выхода на передний край политики русского дворянства, на которое делал ставку Всеволод, продолжая политику Боголюбского по ущемлению в правах бояр.

Ну и военные успехи Всеволода не были бы возможны без мощной армии, которую в летописях того времени описывали так: «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». И все это, равно, как и большая семья, и восемь наследников и были теми частями репутации, которые и привели к тому, что Всеволода прозвали Большим Гнездом.

Печать Великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо древнерусского искусства.

.., Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. FAI-42974

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | $179.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ФАИ-42974

Фотограф:

Коллекция:
Изображения изобразительного искусства

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4724 х 4281 пикселей —
15,7″ х 14,3″ —
300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

Синопсис оперы опубликован в интерпретации Дмитрия Чернякова

Введение

3

4

4 Похвала Эрмитажу0002 Акт I
Скит
Середина лета. Птицы поют, кукушка плачет. Вечерняя дева Феврония с детства жила в скиту в дремучем лесу. Птицы и звери — Журавль, Медведь и Зубр — поднимаются, когда слышат ее голос. Князь Всеволод, сын правителя Большого Китежа князя Юрия, пропадает во время охоты. Он поражен видением Февронии, разговаривающей со зверями. Разве это не заблуждение? Но Феврония приветствует гостя, принимая его за егеря молодого князя.
Всеволод должен торопиться, потому что уже темнеет, а его рука, раненная медвежьими когтями, кровоточит. Феврония тщательно промывает рану и прикладывает к ней лесные травы. Владимир, пораженный своим чудесным исцелением, расспрашивает Февронию об ее уединенной жизни в глухом лесу. Феврония описывает свою простую и бедную жизнь, упоминая трудности холодной зимы. Она рассказывает о долгожданном приходе весны, когда природа расцветает, а голоса весенних птиц пробуждают в ней чарующие золотые сны. У нее есть видение преображения природы в Божью Церковь — пророчество, которому суждено сбыться.
Сначала Всеволод с сомнением выслушивает ее необычный рассказ. Но постепенно оживлённые рассказы Февронии о божественной радости увлекли его. Обрадованный принц предлагает ей свою руку и сердце в браке. Услышав голоса егерей, князь прощается с Февронией. Она растеряна — если она пойдет за Всеволодом в Большой Китеж, ей придется оставить свой скит в лесу, своих птиц и зверей.
Появляются егеря, ищущие князя во главе с Федором Поярком, и Феврония узнает от них, кто был ее гостем.

Акт II
Малый Китеж
Толпы людей на рыночной площади. Нищие просят милостыню, снуют мальчишки. Пьющий Гришка Кутерьма веселит толпу. Обычная сцена городской жизни. Но особенно волнуются люди сегодня: Феврония, невеста молодого князя, собирается пройти через город.
Старик пророчит страшную беду и опустошение, которые постигнут их землю. Люди в толпе сначала пугаются, но потом игнорируют пророчество как необоснованное — нечего сулить такую ​​беду. «Лучшие люди» (зажиточные жители Китежа) с негодованием наблюдают за взволнованной толпой — Всеволод оскорбил их, выбрав невесту незнатного происхождения.
Пьянице Гришке Кутерме дают деньги и просят унизить Февронию. Гришка рад высмеять любого. Наконец прибывает Феврония в сопровождении Федора Поярка. Толпа приветствует ее. Пьяный Гришка пробивается сквозь толпу к Февронии, но люди не пускают его, Феврония защищает пьяницу. Кутерма оскорбляет ее, насмехаясь над ее скромным происхождением. Она отвечает ему искренне и кротко, проявляя сострадание к пьянице. Гришка недоумевает, но потом сердится и громко плачет о несчастьях и унижениях, ожидающих Февронию.
Поярок предлагает начать хвалебную песнь, тем самым преодолев общий беспорядок. Но песня резко обрывается. Пророчество старика сбывается: в город врываются полчища Бату-хана во главе с Бедиаем и Бурундаем. Татары убивают охваченных ужасом людей, захватывают Февронию и ослепляют Федора Поярка.
Никто не хочет показывать дорогу в Большой Китеж. Только Гришка, потерявший голову от страха перед пытками, соглашается быть проводником татар. Феврония молится Богу, умоляя Его сделать город невидимым.

Акт III
Большой Китеж
В полночь все жители Большого Китежа от мала до велика собираются, чтобы узнать о своей будущей судьбе. Они толпятся вокруг Федора Поярка, дошедшего до города вместе с молодым князем. Его рассказ о страшном бедствии — взятии Малого Китежа татарами без всякого сопротивления — приводит их в ужас. Не менее шокирует известие о том, что, по слухам, княжеская невеста Феврония сама ведет татар в Большой Китеж. Люди сильно обескуражены.
Печалится старый князь Юрий. Молитвы жителей Большого Китежа чередуются с приметами. Юноша видит горящий город и реки крови, текущие из его ворот. Это видение сменяется картиной опустошенного Китежа, и в конце концов Юноше приходит видение окутанного туманом пустого берега озера Светлый Яр – город исчезает из виду. земной шар.
Жители Китежа готовятся к смерти. Князь Всеволод зовет людей в поле, дать бой врагу. Княжеское войско уходит навстречу неминуемой смерти. В городе остались только жены, матери и дети. Они прощаются друг с другом.
Церковные колокола начинают звонить сами по себе, и туман застилает город, укрывая его как бы густым саваном.
На пороге смерти или новой жизни печальное настроение китежцев сменяется чувством радости.
Битва на реке Керженец
Княжеское войско погибает в кровавой битве с татарами. Всеволод, получивший сорок ран, умирает.
Берег озера Светлый Яр
Ночь кромешная. Противоположный берег, где стоит Большой Китеж, окутан туманом. Гришка ведет татар к озеру. Бедяй и Бурундай подозревают, что Кутерма намеренно вводит их в заблуждение, и угрожают наказать его, если завтра утром они не увидят город. Татары привязывают его на ночь к дереву и начинают делить добычу. Бурундай требует отдать ему Февронию. Начинается ссора, в результате которой Бурундай убивает Бедая, Весь стан усталых кочевников засыпает. Феврония оплакивает смерть Всеволода. Кутерьму мучает страх смерти и непрекращающийся звон китежских колоколов, который как будто звучит в ушах. Позвонив Февронии, он умоляет ее спасти его, но она боится татарской расправы. Гришка признается, что распустил слух о том, что она ведет татар в Китеж, и поэтому ей незачем заботиться о своей жизни.
Февронию поражает и пугает мрак души Гришки, но его жалобы все же заставляют ее перерезать веревки. Она отпускает Гришку, чтобы он молитвой искупил свой грех предательства. Кутерма так напуган, что не может бежать. В отчаянии он хочет утопиться в озере, но видение в раннем свете зари пугает его — он видит пустой берег и отраженный образ города на поверхности озера. Праздничный звон колоколов становится громче. Кутерма теряет рассудок и бросается в лес, взяв с собой Февронию.
Его крики пробуждают татар. Увидев отражение невидимого города Китежа в воде, они в ужасе убегают.

Акт IV
Непроходимая чаща в Китежском лесу
Темная ночь, Феврония, ослабевшая после многодневного пути через чащу, идет за Гришкой. Гришка ведет себя как сумасшедший. Не в силах избавиться от чувства страха, он теперь возвращается к своему прежнему оскорбительному тону и теперь жалуется со слезами на глазах. Феврония учит его молиться Матери-Земле, но Гришка, кажется, повсюду видит чертей и в конце концов с дикими криками убегает в чащу.
Феврония звонит Гришке, но не получает ответа.
Она остается одна. Измученная Феврония ложится на траву и ждет смерти. Она погружается в блаженное состояние – усталость и боль оставили ее. Все пророчества, которые она сказала Всеволоду при первой встрече, таинственным образом сбываются. В момент ухода души ее из земной жизни она видит преображение леса в Церковь Божию, замечает появление райских цветов и слышит голоса птиц вещих. Птица Алконост поет о смерти, покое и милосердии, а птица Сирин поет о радости и вечной жизни.
Феврония встречает своего мертвого жениха Всеволода, Обретя силы, она бросается к нему. Он дает ей кусок хлеба — это хлеб для причастия. У них впереди дальний путь, и она должна укрепиться.
Феврония бросает крошки лесным птицам.
Путь в Незримый Город
Успенский звон все громче и громче.
Птицы Сирин и Аконост поют о новом небе, новой земле и о царстве света, которое не описать словами.
Невидимый город
Феврония и Всеволод входят в чудесно преображенный город Китеж. Все залито светом. Феврония сквозь радостные слезы смотрит на счастливых жителей Китежа. Она видит князя Юрия, Юношу и прозревшего Федора Поярка. Она узнает свадебную песню — ту, которую запели в Малом Китеже. Вне себя от счастья, Феврония не может понять, зачем ей дана эта радость. Она восхищается ярким светом и белизной одежды. Князь Юрий отвечает, что свет исходит от молитв праведных и восходит на небо огненными стрелами, а белые ризы омываются слезами мучеников. Одного в этой гармонии не хватает Февронии – ей жаль Гришку, оставшегося в чаще.
Она хотела бы, чтобы он присоединился к ним в городе. Но его время еще не пришло. Феврония пишет письмо Гришке, в котором сообщает, что Китеж не взят и жители его не умерли и пребывают теперь в божьем месте. Письмо Февронии — добрая весть, указывающая путь в невидимый град.
Всеволод и Феврония под звон колоколов и песнь вечной радости идут в собор венчаться.

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии 9«0084» — последняя грандиозная эпическая опера Римского-Корсакова. Длинное заглавие само по себе является отсылкой к былинам, легендам и их неторопливым и поэтически-образным слогам. Считается, что самые важные слова в названии — «невидимка» и «дева». В последние годы своей жизни, пришедшиеся на начало Смутного времени в России, композитор много думал о драматической судьбе своей Родины и уже предвидел новые испытания, которые ей предстоит пережить. Он писал о беспокоивших его «душных и тревожных состояниях» и мечтал о «невидимом», имея в виду призрачно-идеалистическое, затерянное в былина сказочное прошлое «девственной и святой Руси». В философии этой оперы (а ее следует рассматривать именно как философское произведение) много аллюзий и подтекстов. Сам сюжет мифологичен и по своей сути напоминает библейские притчи: это рассказ о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силы, которая побеждает дьявольскую «нежить» (собственные слова Римского-Корсакова) через искренность и серьезность веры. Не случайно поэтому половина сюжета оперы занята молитвой, коллективной или таинственно-исповедальной. И весь интонационный строй Китеж как бы заглядывает вглубь исконных и сакральных начал «русской души». В этот более поздний период жизни Римский-Корсаков находился на пике творческой зрелости, но постоянно обновлял свой музыкальный язык. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что я овладел приемом, который до сих пор казался мне чем-то случайным…» Здесь речь шла об особой манере вокального сочинения, близко напоминающей древнехристианские распевы. , свободный от давления западноевропейской классической гармонии. Это в Китеж , что результаты этих усилий должны были воплотиться в полной мере, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.
Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и имела огромный успех, поскольку ей предшествовали полуторагодовые напряженные репетиции. Многие идеи шестидесятитрехлетнего композитора казались крайне радикальными даже молодому поколению исполнителей, и однажды, уходя с репетиции, Римский-Корсаков воскликнул: «Мои ноги больше не ступят в этот театр». Общий язык все же был найден, и композитор расхваливал плоды их нелегкого совместного труда.
Впоследствии театр неоднократно обращался к Китеж : были постановки 1910, 1918, 1958, 1994 годов и, совсем недавно, нынешняя 2001 года. Режиссер Дмитрий Черняков использовал несколько элементов оформления из первой постановки, например, живописные шторы Коровина и Васнецова. Но присущий ему новаторский дух проявился и в этом произведении. Уже в завязке сюжета декорации лесной поляны, где живет Феврония, завораживают зрителя видеорядом удивительной и сказочной красоты. Они настолько причудливы, что сразу переносят зрителя в другие времена и места, в идеалистический мир русского эпоса.