Содержание
Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского.
Публикации раздела Литература
Петр Вяземский начал писать стихи еще в детстве, но поэзия не стала его единственным увлечением. Он создавал политические памфлеты и эпиграммы, критические статьи и мемуарные очерки, а в 1866 году стал первым председателем Императорского исторического общества. Вспоминаем творчество Петра Вяземского и его литературные идеи.
«Мой Аполлон — негодованье!»
Князь Петр Вяземский
Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В…ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.
В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.
Мой Аполлон — негодованье!
При пламени его с свободных уст моих
Падет бесчестное молчанье
И загорится смелый стих.
В середине 1820-х автор стал более осторожным. В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».
«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».
Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.
«Иван-царевич» эпиграмм
Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.
«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».
Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы. Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого. Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.
Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо»,
С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,
И падший сей талант томится приживалкой
У спадшей с голоса певицы Виардо.
Евгений Баратынский
Фаддей Булгарин
Николай Полевой
«Родиться критиком нельзя»
Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.
«Можно родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью».
Князь Пётр Вяземский
Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.
Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.
Автор «Прелюбопытной хроники»
Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».
Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе состояли в обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе. Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».
Председатель исторического общества
Петр Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Общество было создано в 1866 году в Петербурге. Организация подчинялась Министерству народного просвещения, ее устав утвердил император Александр II.
«Мы все — дети великих царствований Екатерины ІІ, Александра І, Николая І. Теперь, вместе с Высочеством, мы с любовью и благоговением отыскиваем сохранившиеся, но мало известные следы минувших государственных событий, следы именитых деятелей, которые в них участвовали и славными личностями своими олицетворили замечательные исторические эпохи».
Заседание Императорского Русского исторического общества. Фотография: rushistory.org
Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны ученым в самых отдаленных уголках. Регулярно печатался «Сборник Русского исторического общества». В него входили самые интересные научные материалы — редкие или неизвестные документы. Многие из них Петр Вяземский отыскивал благодаря своим связям в аристократических и литературных кругах Москвы. За 49 лет работы общества его участники выпустили 148 томов сборника.
Автор: Диана Тесленко
Теги:
Цитаты и афоризмыжизнь писателейКлассикаПоэзияПубликации раздела Литература
Петр Андреевич Вяземский
Друзья Пушкина
Петр Андреевич Вяземский
12 (23) июля 1792– 10 (22) ноября 1878
Портрет П.А. Вяземского, художник П.Ф. Соколов
23 июля 1792 года родился Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, государственный деятель, один из основателей Русского исторического общества, друг А.С. Пушкина.
Князь Вяземский – представитель древнего дворянского рода. В.В. Бондаренко, автор его биографии, писал о происхождении Петра Андреевича: «… более знатного человека, чем Вяземский, в русской поэзии за всю ее историю не бывало, и с его стороны странно было бы во всеуслышание гордиться такими пращурами, как Рюрик, Святой Равноапостольный Владимир Креститель, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Перед таким происхождением никли «древа» всех прочих дворян-литераторов. А сам князь Петр Андреевич относился к своей ослепительной генеалогии, достойной королей, с обезоруживающей аристократической простотой».
Андрей Иванович Вяземский, отец Петра Андреевича, во время путешествия по Европе познакомился с ирландкой О’Рейли (в замужестве – княгиня Евгения Ивановна Вяземская) и женился на ней. Петр Вяземский рано лишился родителей: мать умерла, когда ему было 10 лет, отец – когда 15. После этого его наставником стал Николай Михайлович Карамзин, знаменитый русский историк и литератор.
С Александром Сергеевичем Пушкиным Вяземский познакомился в 1816 году, когда вместе с его дядей, Василием Львовичем, и Карамзиным по дороге из Петербурга в Москву заехал в Царское село. Вяземский, как и Пушкин, был участником литературного общества «Арзамас». Между поэтами завязалась настоящая дружба. Они находились в постоянной переписке, часто встречались. В одном из писем А.С. Пушкин писал о Вяземском: «Любезный арзамасец! утешьте нас своими посланиями – и обещаю вам, если не вечное блаженство, то по крайней мере искреннюю благодарность всего лицея» (письмо А.С. Пушкина П.А. Вяземскому от 27 марта 1816 года).
Портрет П.А. Вяземского, художник Г.Г. Мясоедов
Стихи Вяземский начал писать еще в ранней юности, сначала на французском, затем на русском языке. Уже более 150 лет популярна песня, написанная на стихотворение Вяземского «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет…»).
В 1811 году Петр Андреевич женился на Вере Федоровне Гагариной. История их знакомства необычна. Однажды Вяземский нырнул в пруд за туфелькой какой-то светской барышни, после чего сильно заболел и слег. Вера Федоровна ухаживала за ним, а потом ее родные объявили, что во избежание слухов он должен жениться. Брак был счастливым. Пушкин называл Веру Федоровну «доброй и милой бабой».
В 1812 году Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении и получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом. Отечественная война сильно повлияла на Вяземского: он стал задумываться о внутренних проблемах России и надеяться на перемены. Отказ Александра от реформ его разочаровал. Он не скрывал своих убеждений и высказывал их в стихотворениях («Негодование»), письмах и беседах. Его отстранили от службы. Несмотря на то, что Вяземскому были близки идеи декабристов, он не вышел на Сенатскую площадь, так как надеялся на возможность объединения власти и народа. Вечером 14 декабря 1825 года он пришел к И.И. Пущину и взял на сохранение ценные бумаги. Тридцать два года он хранил эти бумаги – стихи Пушкина, Рылеева, текст конституции Никиты Муравьева. Казнь декабристов воспринял крайне болезненно и разорвал отношения с властью: за ним был установлен тайный полицейский надзор, он находился в опале.
П.А. Вяземский, фотография, 1857 год
В 1820-е Петр Андреевич занимался журналистикой и издательской деятельностью. Именно тогда он особенно сблизился с Пушкиным, который писал о нем: «Язвительный поэт, остряк замысловатый». Пушкин высоко ценил творчество Вяземского и посвятил ему несколько стихотворений. Вяземский – действующее лицо в романе «Евгений Онегин»:
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
И, близ него ее заметя,
Об ней, поправя свой парик,
Осведомляется старик.
Кроме того, эпиграф к первой главе («И жить торопится, и чувствовать спешит») взят также из стихотворения Вяземского «Первый снег».
В 1829 году Вяземский был вынужден примириться с властью и вернуться на государственную службу. Пётр Андреевич был чиновником особых поручений при министре финансов, камергером Двора Его Величества, вице-директором департамента внешней торговли. В 1839 году князь Вяземского избрали членом Российской Академии наук, он был одним из основателей Русского исторического общества. В 1850-60-е годы Петр Андреевич служил заместителем министра народного просвещения.
Смерть Пушкина в 1837 году потрясла Петра Андреевича и Веру Федоровну. Последний вечер перед дуэлью поэт провел у них. Существуют разные версии о степени осведомленности Вяземских о предстоящем поединке. Есть мнение, что они самоустранились и не пытались предотвратить трагедию. Это было не единственное несчастье, которое постигло семью в 1830-е годы. В младенчестве умерли четверо их сыновей, а затем с 1835 по 1849 годы скончались три дочери.
В последние годы жизни Петр Андреевич занимал высокое положение, был сенатором и членом Государственного совета. Жил за границей, страдал от бессонницы и нервного расстройства. Современную литературу он не принимал, а его произведения получали отрицательные отзывы критиков. В 1878 году он подготовил «Полное собрание сочинений». Умер Петр Андреевич Вяземский в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года, похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) — Памятник «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Запрос фото успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно перенесен
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .
Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Пожалуйста, выберите проблему
Детали:
Какой мемориал вы считаете дубликатом Петра Вяземского (63782719)?
Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориала
Недействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Вы не можете объединить мемориал сам с собой
Мемориал уже объединен
Мемориал уже удален
Вы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
Закрывать
Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .
Члены семьи
Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.
Связанные поиски
Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.
Спонсор этого мемориала
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Изменить или предложить изменить
Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Есть отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
Выбрано 1 фото…
Выбрано 2 фото…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успешно
Неудачно
Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 фото
Загрузка 2 фотография
1 Фотография Загружено
2 Фотографии Загружено
Добавлены
Великие новости. ! На это кладбище есть 1 волонтер .
Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.
Введите числовое значение
Введите идентификатор мемориала
Год не должен быть больше текущего года
Неверный мемориал
Дублирующаяся запись для мемориала
Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.
Сообщено!
Эта связь невозможна из-за сроков службы.
0% Завершено
Добавить заголовок
Сохранено
Выберите тип фото
Могила
Лицо
Семья
Другое
Сохранено
Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.
Портрет поэта князя Петра Андреевича Вяземского (1792-1878) работы Афанасьева, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. ФАИ-43513
agefotostock ®
место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 69,99 $ | |
Информативный сайт | | 99,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 149,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 179,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
ФАИ-43513
Фотограф:
Коллекция:
Изображения изобразительного искусства
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(3554 х 5315 пикселей —
11,8″ х 17,7″ —
300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.