Содержание
Всеволод Большое Гнездо — сильный правитель на престоле Владимиро-Суздальского княжества | История Великой России
Короткое и обязательное вступление: говоря о временах достопамятных, о временах древних, мы должны понимать, что говорим скорее о теориях, нежели о фактах. Тем не менее, данный канал опирается на ортодоксальную науку и берёт во внимание только источники, проверенные временем
Итак, краткая хронология событий, предшествующая данной статье.
В статье, под названием «Упадок Киевской Руси. Усиление Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств» мы рассмотрели основные причины обособления и усиления указанных земель. Киев продолжает стремительно терять свою роль в XII веке и первым северным князем, который практически отказался от гонки за киевским престолом, но значительно усилил собственную родовую вотчину, стал Андрей Юрьевич Боголюбский. В статье, под названием «Владимиро-Суздальская Русь до татаро-монгольского нашествия. Андрей Боголюбский на северном престоле» мы рассказали о правлении этого сильного, но противоречивого князя, закончив повествование вероломным убийством Боголюбского 28 июня 1174 года (своенравный и жестокий правитель, князь Андрей перешёл дорогу очень многим, из-за чего был убит огромной толпой заговорщиков во время бунта).
Убийство Андрея Боголюбского в представлении современного художника. Что интересно: буквально за несколько дней до убийства князя, при очень странных обстоятельствах погиб его старший сын. Картина из свободных источников, на правах добросовестного цитирования.
После смерти немилого князя, горожане и знать города Владимира возликовали: они снова получили влияние на политические процессы в княжестве, отчего позвали на престол довольно слабого консервативного правителя из города Торческ, Михаила Ростиславовича (внук Юрия Долгорукого).
Тем не менее, Михаил Юрьевич провёл полноценное расследование убийства Боголюбского. Оказалось, что основной инициатор бунта — это рязанский князь Глеб (из-за чего, между городом Владимиром и Рязанью надолго установились негативные отношения, вплоть до отсутствия помощи во времена татаро-монгольского нашествия). Долго ли коротко, но заказчика схватили и сгноили во владимирской тюрьме.
В целом, правление Михаила Юрьевича на владимирском престоле было мирным и спокойным: без каких-либо побед и глубоких потрясений и значимых событий.
Князь Михаил (Михалко в исторических источниках) правил всего три года и умер в 1176 году. На престол был избран очень молодой и перспективный юноша, дядя Михаила и брат Боголюбского, 23-х летний Всеволод Юрьевич.
Всеволод Большое Гнездо. Восстановленный образ. Картина из свободных источников, на правах добросовестного цитирования.
Молодость нового князя сыграла с ним злую шутку. Владимирские кланы бояр, каждый на свой лад, попытался установить контроль над новым правителем. Внутри княжества разгорелась жестокая политическая борьба за престол, которая могла завершиться как угодно, в том числе смертью Всеволода Юрьевича.
Но давайте же, перед перечислением основных свершений и заслуг, мы скажем пару слов о детстве юного князя. С ранних лет он получил просто прекрасное образование, так как долгих 8-мь лет провёл в изгнании, проживая в далёкой и диковинной Византии (из-за необъяснимой немилости Юрия Долгорукого, который обозлился на супругу и детей от неё). Вместе с ним, в изгнание так же отправилась мать, братья и сёстры. Но данное вынужденное изгнание предопределило развитие Всеволода, даровав совершенно иной взгляд на владимирскую действительность.
Только по личному распоряжению Андрея Юрьевича Боголюбского, опальная семья получила возможность вернуться домой. За это время, до своего назначения на пост князя в 1176 году, Всеволод Юрьевич показал себя довольно опытным и отважным воином, за что получил заслуженный авторитет в самых широких слоях общества.
Всеволоду удалось усидеть на престоле, несмотря на противодействие бояр. Живой ум и горячая душа спасли юного князя от беды.
36-ть долгих лет, во время правления Всеволода Юрьевича, на владимирских землях царил мир между всеми слоями общества. Плодилось и умножалось всё: города, строения, богатства, люди. Сам князь получил прозвище «Большое Гнездо», только потому, что за своё длительное правление, смог наплодить столько потомков, что диву даёшься: 8 сыновей и 4 дочери подарили ему Любава Васильковна и Мария Шварновна, каждая в свой срок.
Для справки: повзрослев, сыновья только умножили мощь отца. Старший, по имени Константин, стал прародителем суздальской династии русских князей. Ярослав дал начало тверской и московской династии.
В отличие от Андрея Боголюбского, князь Всеволод устраивал все слои общества. Прогрессивный правитель не принижал какое-либо сословие, но наоборот, старался считаться со всеми: народным вече, боярской думой, дружиной.
Знаменитые, Золотые Ворота Владимира, пережившие века. Фото из свободных источников, на правах добросовестного цитирования.
Князь не жалел собственных денег на строительство и расширения Владимира. Так, во времена его правления, появился на свет роскошный, воистину византийский по роскоши, белокаменный Дмитровский собор.
Князь был и сильным полководцем: опытный и удачливый военачальник, он часто лично водил владимирские дружины в походы, расширяя границы залесских земель. Благодаря его военным талантам Владимиро-Суздальское княжество значительно приросло в северном и северо-восточном направлении. Дважды, за старые обиды, досталось и рязанцам — каждый поход проходил под эгидой усмирения непокорных северян. Несколько раз пришлось наказывать и вольнолюбивый Новгород, который часто ставил политические препятствия сыновьям великого князя.
Вспомнил Всеволод и варяжские корни, когда его дружина добралась до дивных земель Волжской Булгарии. Успешный поход принёс много золота, серебра и драгоценностей владимирской казне.
Ходить было с кем и с чем. Войско Всеволода Юрьевича было упомянуто в известном средневековом литературном произведении «Слово о полку Игореве», где один князь, обращаясь к владимирскому князю говорит ему: «ты можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вылить».
Отметился Всеволод Большое Гнездо и как градостроитель. Именно Всеволод Юрьевич дал начало таким городам как Вятка (Хлынов) и Тверь.
Художник Виталий Графов «Княжеская дружина». При Всеволоде Юрьевиче владимирская дружина была одной из лучших, на территории Средневековой Руси. Картина из свободных источников, на правах добросовестного цитирования.
Когда Всеволод почувствовал приближающуюся старость, он загодя позаботился о наследстве. Почему-то, согласно завещанию великого князя, престол должен был достаться не старшему сыну Константину, но младшему Юрию. И это считается главной политической ошибкой опытного правителя.
Когда князя не стало 12 апреля 1212 года, практически немедленно во Владимирском княжестве вспыхнула страшнейшая гражданская война между немирными братьями. И об этой войне мы поговорим уже в следующей статье, на канале «История Великой России».
С уважением, Иван Вологдин.
История и особенности развития Владимиро-Суздальского княжества
Владимиро-Суздальское княжество – русское княжество, существовавшее в XII—XIV вв. Формировалось на северо-восточных территориях Руси. Первоначально именовалось Ростово-Суздальским, затем Суздальской землёй. Во времена властвования Всеволода Большое Гнездо получило название Владимиро-Суздальского.
Столица находилась в городе Суздале, а затем – во Владимире. В 1238 году земли были завоёваны Золотой Ордой. В 1389 году вошло в состав Московской земли.
Содержание
- 1 География
- 2 Особенности развития и причины усиления княжества
- 3 Правители
- 4 Факторы формирования сильной княжеской власти
- 5 Общественный строй
- 6 Внешняя и внутренняя политика
- 7 Особенности экономики
- 8 Культура и искусство
- 9 Основные направления в развитии культуры и искусства княжества
- 10 Присоединение к Московскому княжеству
- 11 Основные события
- 12 Значение в истории России
География
Владимиро-Суздальское княжество образовалось на северо-востоке Руси между Окой и Волгой. Близость крупных рек и мягкие климатические условия способствовали тому, что с древности в этих местах обосновывались племенные поселения вятичей, муромы, мери и других. На их месте со временем выросли крупные города.
Княжество граничило с Черниговским, Рязанским, Смоленским и Муромским, Новгородской республикой.
Карта: Развитие Владимиро-Суздальского княжества. Владимиро-Суздальское княжество в составе Киевской Руси было могучим и довольно большим по территории образованием. Оно росло, укреплялось и процветало, внося свой вклад в развитие государства. Однако становясь все сильнее, оно могло угрожать авторитету Киева.
Особенности развития и причины усиления княжества
На социально-экономическое и политическое развитие княжества повлияли следующие факторы:
Большое количество свободных земель. Это послужило активному развитию земледелия. Главным владельцем всей земли считался князь.
Географические особенности способствовали притоку нового населения в эти земли.
В месте, где развивалось княжество, пересекались важные торговые пути. Это способствовало развитию городов, торговли и ремёсел.
С течением времени княжеское право на владение землёй приобретало формальный характер. Все большие территории переходили в собственность боярских родов.
Правители
Имя князя | Годы правления | Краткое описание правления |
---|---|---|
Юрий Долгорукий | 1154 – 1157 | Столица княжества – Суздаль. Правитель активно боролся за киевский престол со своим племянником и черниговскими князьями. |
Андрей Юрьевич Боголюбский | 1157 – 1176 | Князь переносит столицу во Владимир. Он становится единовластным правителем, не давал уделов своим сыновьям и братьям. Всячески укреплял свою власть в прилежащих землях, хотел сделать своё княжество религиозным центром Руси. |
Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) | 1176 – 1212 | Княжество достигает пика могущества. Правитель усилил свою дружину, активно вмешивался в дела Киева, Новгорода. Провозгласил себя Великим князем Владимирским. После его смерти земля разделена наследниками на множество уделов. |
Юрий Всеволодович | 1212 – 1238 | Конфликт князя с братом Юрием, битва на Липнице. |
Ярослав Всеволодович | 1238 – 1246 | Земли находятся под властью татаро-монгольских завоевателей. В 1243 году Ярослав получает ярлык на княжение. |
Андрей Ярославич | 1249 – 1252 | Объединение с князем Галицко-Волынским в борьбе с Ордой. Карательный поход татаро-монгольских войск и разорение княжества (Неврюева рать). |
Александр Невский | 1252 – 1263 | Создание на Руси системы ханских баскаков. Восстания против Орды в Суздале и Владимире были подавлены. |
Ярлык – документ, выдававшийся ханом Золотой Орды и дававший русским князьям право на власть в зависимых от татаро-монголов землях.
Баскак – сборщик налогов в землях, завоёванных монгольским ханом.
Факторы формирования сильной княжеской власти
В Древнерусском государстве власть князя строилась по дворцово-вотчинному типу: в пределах своей вотчины князь обладал абсолютной властью. На остальных территориях княжества его власть была ограничена.
Усилению власти князя в Суздале способствовали:
- Захват близлежащих территорий, находящихся под управлением вече.
- Ослабление вечевой власти – она носила только совещательный характер.
- Объединение в собственности князя обширных земельных угодий.
- Создание сильной дружины.
- Перенос столицы княжества из одного города в другой.
Вече – народное собрание на Руси, игравшее роль высшего органа государственной власти. Собиралось для решения важнейших вопросов.
Общественный строй
Развитие феодальных отношений на северо-востоке Руси протекало иначе, чем в соседних землях.
Класс феодалов включал:
- Бояр – верховную знать.
- Княжеских дружинников.
- Мелких землевладельцев, нёсших военную службу у князя – «слуг вольных».
- Потомков измельчавших боярских фамилий, бывших вассалами князя – «детей боярских».
- Дворян – бывших слуг княжеского двора, управлявших его хозяйством, а позже нёсших военную службу.
К низшим слоям населения относились:
- Крестьяне. Постепенно земли свободных общин переходили в руки феодалов и духовенства.
- В городах – ремесленники и торговцы, активно поддерживающие княжескую власть.
Внешняя и внутренняя политика
Внутренняя политика отличалась сильной властью князя, решавшего все вопросы самостоятельно.
В первой половине XII века Ростово-Суздальская (позже Владимиро-Суздальская) земля полностью освободилась от влияния Киева. В итоге сформировалось ещё одно великое княжество с сильной централизованной властью. Постепенно оно начало возвышаться над соседями.
В 1238 году княжество захвачено татаро-монголами. Оно признало власть золотой Орды и длительное время подчинялось хану.
Особенности экономики
Владимиро-Суздальское княжество имело много пашенных земель, поэтому сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике. Здесь активно развивались:
- Земледелие.
- Охота и рыболовство.
- Бортничество.
Большой приток людей с южных территорий способствовал росту городов и развитию ремёсел.
Культура и искусство
Владимиро-Суздальское княжество, развиваясь быстрыми темпами, в домонгольский период стало самым крупным на Руси. Его активный рост обуславливал доминирующее положение княжества вплоть до времени феодальной раздробленности, которая стала ослаблять Русь.
Развитию Владимиро-Суздальского княжества способствовало удачное расположение: через него пролегал путь «из варяг в греки», русичи связывались со странами и племенами Востока, торговали, обменивались товарами. Кроме того, на этой территории было немало пахотных земель. Удачное сочетание этих двух факторов дало толчок появлению и росту городов, возникновению и совершенствованию ремесел, пробуждению интереса к искусству.
Во Владимиро-суздальской земле были развиты:
Составление летописей, подчёркивавших величие князя и прославлявших город Владимир.
Архитектура – в столице построены белокаменные стены с золочёными воротами. Созданы Георгиевский, Успенский и Димитровский соборы, церковь Покрова на Нерли.
Живопись – внутренние пространства соборов поражали красотой и изяществом фресок.
Основные направления в развитии культуры и искусства княжества
Область искусства | Достижения |
---|---|
Архитектура | Зодческая школа Владимиро-Суздальского княжества впитала в себя как русские традиции, так и черты, привнесенные из других земель. Особенно сильно было влияние Византии, с которой у русичей были давно налажены связи, в том числе торговые. В городах началось каменное строительство. По большей части камень использовали при сооружении храмов, поселения «в миру» по-прежнему были преимущественно деревянными. Соборы и церкви возводили из белого камня и известняка, пришедшего на смену кирпичу. Храмы были преимущественно крестово-купольными: если взглянуть на строение сверху, отчетливо будет просматриваться крест. По сути, храмы выполняли сразу несколько задач: сплачивали народ, призывали к единой вере и способствовали усилению роли князя. Церковь поддерживала идею единой сильной княжеской власти – в ответ светская власть оказывал ей помощь. В период расцвета Владимиро-Суздальского княжества были возведены Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Успенский храм – один из самых древних на Руси, прекрасно сохранился до наших дней. На стенах его сегодня можно видеть подлинные фрески работы Андрея Рублева. Возведенный на средства князя Андрея Боголюбского в XII в., собор длительное время был главным храмом русских земель. В прекрасной сохранности находится сегодня Дмитриевский собор (сооружен Всеволодом Большое Гнездо в 1194-97 гг.). Всем своим обликом собор прославляет и возвеличивает княжескую власть: его стены украшают барельефы с символикой силы и власти: кентавры, грифоны, различные фантастические существа, позаимствованные из языческой мифологии. Все сущее на земле и в небесах прославляет сильного, могущественного русского князя. |
Литература | Если ранее пространные письменные хроники составлялись главным образом при жизнеописании святых, то теперь литература обращается к светскому миру. Во Владимиро-Суздальской земле появляются летописи, которые рассказывают об исторических событиях. Летописцы обращают внимание на историю, приводят подлинные факты, а не только сказания и легенды. Был создан летописный свод во Владимиро-Суздальском княжестве в период его расцвета, включавший свод Андрея Боголюбского (начало XII в.), свод Всеволода Большое Гнездо (также начало XII столетия). Особое место в литературе того периода занимает оригинальное произведение – «Слово Даниила Заточника». Мнения историков относительно даты создания расходятся: одни считают, что оно написано в XII в., другие – что в начале XIII в. До наших дней дошло во множестве редакций, значительно отличающихся друг от друга. Предположительно, изначально «Слово…» было написано попавшим в опалу дружинником. Обращено оно к князю Ярославу Владимировичу. Автор просит князя простить его и вновь допустить до своей особы, снять опалу. В «Слове..» видна та же идея, что и во всем искусстве Владимиро-Суздальской земли того периода – о сильной княжеской власти. «Дуб удерживается множеством корней, также и град наш – твоею славой», — пишет Заточник князю. В этом светском произведении (некоторые исследователи называют его первым опытом русской публицистики) со временем появилось много афоризмов, народных выражений, фразеологизмов. Церковь и мир стали ближе друг к другу, искали друг у друга поддержки. |
Живопись | Отличительной чертой Владимиро-Суздальской школы живописи становится изысканность, одухотворенность образов. Вся живопись этого периода истории – иконопись, светских жанров тогда не существовало. Образы святых были предельно строги, лаконичны и аскетичны. Главное внимание уделялось духовной стороне, какой бы сюжет ни выбрал иконописец. Влияние византийских «коллег» здесь, как и в строительстве храмов, было весьма велико. Как в архитектуре, шло прославление единой власти, на которую опиралась (и которую поддерживала в свою очередь) церковь. Византийские мастера приезжали на Русь работать и присылали свои произведения. Так, очень известна была икона «Владимирская Богоматерь», прибывшая из Византии. Специально под нее возводили во Владимире Успенский собор. |
Фольклор | Параллельно с «официальным» искусством развивалось народное творчество: были популярны сказания, былины, песни, в которых часто упоминались богатыри и сильный, справедливый князь. |
Русские мастера Владимиро-Суздальского княжества достигли высочайшего уровня в ковке, создании филигранных украшений из серебра, научились резьбе по дереву и по камню.
Если бы не два фактора: вторжение татаро-монгол, разрушавших дотла города и села и уводивших в плен лучших художников и ремесленников, и не начавшаяся княжеская междоусобица, то, вероятно, до наших дней дошло бы намного больше памятников древнерусского зодчества, письменности, иконописи. Однако период расцвета был прерван, а затем Владимиро-Суздальская земля утеряла свое исключительно значение и стала одним из множества русских княжеств, уступив более сильным.
Присоединение к Московскому княжеству
Потомки князя Всеволода Большое Гнездо старались избавиться от татаро-монгольского ига. В 1362 году хан Золотой Орды вручил ярлык на великое княжение Дмитрию Донскому.
В 1389 году тот передал власть во Владимире своему старшему сыну Василию без дозволения хана. Василий Дмитриевич был великим князем Московским. В итоге Владимиро-суздальская земля стала частью великого княжества Московского.
Основные события
Годы | Событие |
---|---|
Начало XII века | Заселение Суздальских земель выходцами с юга. |
1125–1169 гг. | Суздальское княжество – удел Юрия Долгорукого. |
1169–1174 гг. | Перенос столицы во Владимир Андреем Боголюбским. |
1176 г. | Начало правления Всеволода Большое Гнездо. |
1212 г. | Начало княжения Юрия Всеволодовича. |
1238 г. | Битва с татарами на реке Сить, гибель Юрия Всеволодовича. |
1245 г. | Власть переходит к Александру Невскому, в 1252 году становится великим князем Владимирским по ханскому ярлыку. |
1362 г. | Дмитрий Донской получает ярлык на княжение. |
1389 г. | Присоединение к Московскому княжеству. |
Значение в истории России
Образование княжества с сильной централизованной властью привело к переходу политического главенствования на северо-восток. Именно здесь положено начало объединению Руси под властью потомков Владимира Мономаха. Нашествие золотой Орды не смогло уничтожить культурного наследия и политических традиций Владимиро-суздальской земли. Они были сохранены и приумножены во времена объединения Руси вокруг Москвы.
Список литературы и дополнительные материалы по теме:
- И.В. Дубов. Северо-восточная Русь в эпоху раннего средневековья. — Ленинград, 1982.
- Ю.А. Лимонов. Владимиро-Суздальская Русь. Ленинград: Наука, 1987.
- Ю.А. Лимонов. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Ленинград: Наука, 1967.
Разделы :: Иконы :: Икона Акимов 102.259 «Великомученик Димитрий Салоникский»
«Великомученик Димитрий Салоникский (+ 306) — один из самых почитаемых святых в православном мире. прославившийся великими чудесами. Память его 26 октября/8 ноября.
«Великомученик Димитрий Салоникский» Святой Димитрий родился от благочестивых родителей-христиан, происходя из знатного греческого рода, поэтому сделал быструю карьеру на службе у Императора Галериана, и стал имперским наместником Эллады. Несмотря на гонения на христиан, начавшиеся в Римской империи, святой вышел в открытое христианство и был блестящим проповедником Евангелия.По приказу императора Максимиана он был взят под стражу и там заколот до смерти.
В честь святого освящено множество церквей и монастырей, его именем назван город Димитров. Имя святого Димитрия стало одним из самых популярных на Руси. Самый известный Дмитриевский собор во Владимире был построен в 1190-х годах князем Всеволодом Большое Гнездо (в крещении Димитрий). Для этого собора специально привезли из Салоников икону, написанную на «гробовой доске» мученика, и его ризу.
На иконах святой Димитрий изображался воином в полном вооружении, часто на престоле. В конце XIII века в Византийской империи святой Димитрий изображался в новом образе — всадника, пронзающего копьем злого царя Калояна (119 г.).7-1207). Этот царь, разорив многие города на греческой территории — в Македонии и Фракии, — в 1207 году подошел к Фессалоникам, но внезапно умер перед штурмом. Согласно легенде, именно святой Деметриус явился ночью на коне и пронзил копьем сердце царя.
В России такие иконы появились в 16 веке, но вместо них Калоянти изображали поверженного хана Мамая. Появление такого образа объясняется летописной повестью о Куликовской битве. В ней описывается видение, согласно которому великомученику Димитрию, покровителю Димитрия Донского, вместе с великомучеником св. Георгием и свв. Борис и Глеб спасли русские войска и помогли победить злых захватчиков. После Куликовской битвы литий служил в Троицком Сергиевом монастыре за всех погибших в той страшной битве. Его служил преподобный Сергий Радонежский в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это было в субботу, незадолго до праздника св. Димитрия Салоникского. С 1380 года в ближайшую субботу перед праздником Великомученика церковь поминает всех погибших воинов. Ныне этот обычай распространяется на всех умерших православных, а сам день именуется Дмитриевской субботой.
На нашей иконке великомученик Димитрий изображен бьющим хана Мамая. Икона выполнена в виде двух русских круглых щитов, сложенных вместе. Между мечом и воинскими знаменами застряли. На аверсе гарды шпаги написано: «С нами Бог!». В центре реверса гарды изображен сокол, клюющий змею, что символизирует победу русского войска над злом. Молитва святому Димитрию написана вокруг славянской вязью: «О ты, великомученик, Христов страстотерпец, преподобный Димитрий, озари мир чудесами твоими».0003
«Воюющий» образ статьи символичен. По словам апостола Павла, всякий христианин есть воин невидимой брани, облекающийся во всеоружие Божие, чтобы «противостоять козням диавольским» (Еф. 6, 11), и непрестанно совершающий духовную брань «против мироправителей тьмы». века сего и против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Крест Христа есть «великое оружие» и «меч обоюдоострый», твердая вера в Бога — его крепкий щит».0003
Pussy Riot обжаловали обвинительный приговор, российская церковь критикует
Стив Гаттерман
Читать за 4 минуты
МОСКВА (Рейтер) — Адвокат заключенных в тюрьму участниц российской панк-группы Pussy Riot в понедельник подала апелляцию на приговор трем женщинам за акцию протеста против президента Владимира Путина у церковного алтаря, но сказал, что мало надеется, что приговор будет отменен.
Участницы женской панк-группы «Pussy Riot» (R-L) Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина сидят в клетке со стеклянными стенами после судебного заседания в Москве, 17 августа 2012 года. REUTERS/Maxim Shemetov
22-летняя Надежда Толоконникова, 24-летняя Мария Алехина и 30-летняя Екатерина Самуцевич были осуждены за хулиганство на почве религиозной ненависти после февральской акции протеста в храме Христа Спасителя в Москве.
Два года тюремного заключения, вынесенные активистам за «панк-молитву» с просьбой к Деве Марии избавить Россию от Путина, вызвали резкую критику со стороны западных правительств и музыкантов, которые заявляют, что их не следует сажать в тюрьму.
Кремлевские критики назвали тюремное заключение молодых женщин частью репрессий, которые показывают, что Путин не будет терпимо относиться к инакомыслию на шестилетнем президентском сроке, который он начал в мае после крупнейших протестов за 12 лет своего правления.
«Если суд будет соблюдать закон, он отменит приговор», — заявил адвокат защиты Николай Полозов.
«Но будучи реалистами, понимая все усилия, которые государство приложило к этому делу, мы думаем, что приговор вряд ли будет отменен», — сказал он Рейтер по телефону.
Полозов надеется, что приговоры будут сокращены или сделаны условными, а это означает, что женщины будут освобождены вместо того, чтобы отбывать 19 месяцев или около того, которые остаются в их двухлетних приговорах после их тюремного заключения в марте.
Но он сказал, что видел признаки негативной реакции на западную поддержку, которая не сулит ничего хорошего для более мягких приговоров.
Он процитировал критические сообщения в российских СМИ и предположил, что сторонники Pussy Riot стояли за сообщением о сносе деревянных христианских крестов в двух регионах России в минувшие выходные, что, по его словам, было «провокацией», направленной на дискредитацию группы.
«Это реакция на поддержку мирового сообщества», — сказал Полозов. «Это не увеличивает нашего оптимизма».
Максимальный срок за преступление, в котором обвиняли женщин, — семь лет лишения свободы, но после того, как Путин сказал, что они «ничего хорошего не сделали», но «не следует судить слишком строго», гособвинение потребовало трех лет лишения свободы.
Через несколько часов после вынесения приговоров 17 августа Русская православная церковь призвала государство проявить милосердие к женщинам, повысив вероятность того, что оно может поддержать президентское помилование или сокращение сроков их заключения.
Но высокопоставленный представитель церкви в понедельник, похоже, предположил, что женщины из Pussy Riot не проявили достаточного раскаяния.
«Церковь призвала государство проявить милосердие в рамках закона в надежде, что они больше ничего подобного не сделают», — цитирует «Интерфакс» начальника управления церкви по взаимодействию с обществом Всеволода Чаплина.
Однако он сказал: «Мы знаем, что некоторые из них сейчас пытаются оправдать то, что они сделали, и более того, они говорят, что определенные действия будут продолжаться», — цитирует «Интерфакс» слова Чаплина журналистам в южном городе Ставрополе.
После того, как полиция заявила, что они разыскивают других участниц Pussy Riot, аккаунт в Твиттере под названием Pussy Riot Group, использовавшийся группой в прошлом, сообщил в эти выходные, что две участницы бежали из России и «вербуют иностранных феминисток для подготовки новых акций».