Все советские спектакли большого театра: Лучшие спектакли Большого театра: смотреть онлайн и бесплатно

240 лет Большому театру — история Большого театра

История Большого театра началась 28 марта 1776 года, когда известный меценат князь Петр Урусов получил высочайшее позволение императрицы Екатерины II «на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений» сроком на десять лет. 

До того, как стать одним из главных архитектурных символов столицы, театр неоднократно менял свое местоположение и облик, пройдя путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.

За более чем два века истории театром было выпущено свыше 800 спектаклей, в создании которых участвовали многие выдающиеся режиссеры, хореографы, дирижеры, художники и артисты.

Тем не менее, как подчеркивает генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, «в Большом театре праздники – не повод прерывать работу».

Если 240 лет назад труппа театра насчитывала всего 43 человека, то сейчас в коллективе ГАБТ свыше трех тысяч специалистов.  По словам Урина, в их числе – не только артисты, но и «огромная армия людей труда, представителей рабочих профессий – монтировщиков, гримеров, костюмеров, осветителей».

Владимир Урин, генеральный директор ГАБТ

Их не видит зритель, но без их закулисной деятельности невозможно то чудо, которое во всем мире именуется одним словом – «Большой»

Владимир Урин, генеральный директор ГАБТ

О том, как работает гигантская творческая «машина» одного из самых известных музыкальных театров планеты, – в спецпроекте ТАСС.

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

«В наших спектаклях много чудес»

Одна из ключевых фигур в ГАБТ – заместитель заведующего художественно-постановочной частью (ХПЧ) Исторической сцены Сергей Годунов. По образованию – режиссер эстрады, окончил Ленинградский институт культуры. Работал в Концертном зале «Россия», в Театре эстрады. В Большой театр пришел сразу после завершения реконструкции в 2011 году.

В ХПЧ входят цеха монтировщиков, реквизиторов, осветителей, цех оперативного ремонта, цех видеотрансляции и радиоцех. «То есть все те люди, кто делают спектакль», – подчеркнул Годунов.

По его словам, монтировщики в Большом театре – люди в основном молодые, 30-40 лет. Их работа требует выносливости, т. к. трудиться приходится в три смены, включая ночную. Подобный график связан с тем, что декорации со склада на шоссе Энтузиастов в Большой театр доставляют специальные фуры, которым разрешено ездить по Москве только в ночное время.

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

По словам Годунова, сейчас Большой театр – один из самых оснащенных, его команда способна воплотить практически любую творческую фантазию режиссера:

«В наших спектаклях много чудес. Бьют фонтаны с живой водой, участвуют настоящие животные: лошадь и ослик – в балете «Дон Кихот», собаки – в опере «Кавалер розы», две собаки и лошадь – в «Травиате».

В качестве примера слаженной командной работы он привел работу над оперой «Борис Годунов»:

«Спектакль большой, сложный, состоит из четырех действий и трех антрактов, а также многократных смен картин, когда по ходу оперы занавес закрывается максимум на пять минут. А когда открывается, на сцене появляется новая картина, которую зрители встречают аплодисментами. Им и невдомек, что за кулисами в это время работают порядка 50 человек – реквизиторов, осветителей, монтировщиков. Впрочем, публика и не должна об этом знать».

Чем лучше работают эти «невидимые» люди, тем комфортнее зрителям

Важным аспектом работы в Большом театре Годунов также назвал соблюдение техники безопасности.

«Так, в «Травиате» есть такой эпизод, когда из бутылки с шампанским вылетает специальная пневматическая пробка. Она вылетает как пуля. И надо следить за тем, чтобы она не попала ни в кого – ни на сцене, ни в зале. Или есть такие мизансцены, когда герои спектакля поднимаются по стремянкам. Тогда для них обязательно существует подстраховка. А для некоторых спектаклей и вовсе используется плунжер – большая площадка во всю длину сцены. Монтировщики, переодетые в героев спектакля, выносят ограждения, страхуют артистов, чтобы никто не поскользнулся и не упал», — рассказал Годунов.

На вопрос о том, когда зародилась профессия монтировщика, он ответил, что, вероятнее всего, в Древнем Риме: «Когда проводили гладиаторские бои, кто-то должен был открывать подземные люки для гладиаторов и ворота, через которые везли клетки со львами. Это, наверное, были первые монтировщики. А людей, которые поджигали лампады, с полным правом можно назвать первыми осветителями».

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Гарант визуальной безопасности

Дамир Исмагилов – главный художник по свету Большого театра. Эта должность была введена специально для него в 2002 году, после открытия Новой сцены ГАБТ. На тот момент в штате уже было восемь художников по свету, и им нужен был руководитель. На эту должность назначили лучшего.

«Наверное, в силу каких-то моих заслуг», – улыбается Дамир. Его кабинет заполнен многочисленными наградами, в числе которых «Золотые маски» – главная Российская национальная театральная премия.

«Это – «Музыкальное сердце России», а это – итальянский приз, тут же – еще одна награда – «Лучший художник по свету за 1989 год», – комментирует Дамир. – Я много спектаклей делаю, по 15-16 за сезон. Ведь я работаю во многих театрах Москвы: в «Геликон-Опере», в МХТ имени Чехова, в Студии театрального искусства Сергея Женовача».

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

По словам Исмагилова, в свободное от основной работы время он ездит работать в Санкт-Петербург – в Малый драматический театр ко Льву Додину, в Александринку к Валерию Фокину и в Мариинку к Валерию Гергиеву.

За плечами мастера два специальных образования: он окончил факультет «Свет и электротехника» Московского театрально-художественного училища и постановочный факультет Школы-студии МХАТ.

«Работать начал еще будучи студентом. Когда сделал 450 спектаклей, считать перестал», – рассказал Дамир. Список его работ продолжает пополняться. Только в нынешнем, 240-м сезоне Большого театра он принял участие в создании «Иоланты», «Катерины Измайловой», «Дон Кихота». На следующий сезон у него запланированы «Манон» и «Идиот».

«Уже сейчас начнем готовить световое решение «Идиота», – говорит Исмагилов. – Эта опера Вайнберга никогда не шла в России. Ставить ее будет известный режиссер Евгений Арье, сценографическое оформление выполнит не менее известный Семен Пастух».

Авторы спектакля – режиссер и художник, а мы – их руки. Главное – понимать, что от тебя хотят

По словам Исмагилова, современные технологии позволяют организовать любой свет: иллюзорный, пространственный, точечный, общий.

«Я, к примеру, люблю использовать бытовой свет – настольные лампы, торшеры. Все зависит от поставленной художественной задачи», – поясняет мастер.

Говоря о рисках возникновения пожаров, связанных с освещением, Исмагилов подчеркнул, что в Большом театре подобного не случается: «Я гарант визуальной безопасности».

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Мастерская под крышей ГАБТ

«Это костюм тореадора для Дениса Родькина, в котором он будет танцевать в «Дон Кихоте», а это – костюм из «Раймонды» для Владислава Лантратова», – рассказывает заведующая художественно-костюмерной частью Большого театра Елена Зайцева.

Мужская закройная находится почти под крышей ГАБТ, на уровне квадриги Аполлона. «По словам моего отца, когда реставрировали эту скульптуру, то внутрь заложили записку с обращением к потомкам», – рассказывает Зайцева.

Она выросла в творческой семье, родители – художники. Поначалу собиралась стать балериной – училась в Вагановском училище в Санкт-Петербурге. Но со второго курса ушла. Видимо, взяла верх семейная традиция.

«Окончила в родном Петербурге Институт театра, музыки и кинематографии, работала на «Ленфильме», в частности, на картине Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Параллельно работала на спектаклях Бориса Эйфмана и в Мариинском театре. Потом вместе с семьей переехала в Москву, где в течение двух лет служила в «Новой опере», а в 2003 году была приглашена в Большой театр», – вспоминает заведующая.

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Одним из достижений Большого театра Зайцева считает создание объединенной художественно-костюмерной части. В европейской театральной практике это обычное явление. В России же подобная структура существует только в ГАБТ.

Это же логично, когда под одной крышей и шьют сценическую одежду, и тут же ее носят

Под управлением Зайцевой трудятся 130 работников производственных мастерских и 180 костюмеров и гримеров. Она не только руководит, но и сама придумывает костюмы. Так, Зайцева одевала героев оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Темура Чхеидзе, создавала гардероб для персонажей опер «Руслан и Людмила», «Воццек», «Дон Жуан» в постановке Дмитрия Чернякова, была художником по костюмам балета «Герой нашего времени», который в прошлом сезоне поставили в Большом театре режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов.

О сценическом костюме Елена Зайцева знает все, и даже больше.

«Каждый из них по количеству вложенного труда драгоценен, – подчеркивает Зайцева. – А вот драгоценные камни и металлы мы не используем, применяем только имитацию. К тому же балетные костюмы долго не живут. Их хватает в среднем на десять спектаклей. А когда у нас был балет «Золушка», то по требованию художницы платье для главной героини шилось из тончайшего шифона и рвалось уже на втором спектакле».

Отвечая на вопрос о раритетных костюмах, в которых выступали великие артисты, Зайцева поясняет: «Эти бесценные вещи сдаются в Музей Большого театра. Для истории».

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Сокровищница Большого театра

«Всю историю Большого театра можно проследить в его музее, – рассказывает директор Музея ГАБТ Лидия Харина. – Из всех притеатральных музеев, создававшихся лишь в советские времена, наш – самый старый, он возник еще в XVIII веке. Его основой послужили афиши, программки, фотографии, книги, собиравшиеся при конторе Императорских театров».

По словам Хариной, музею есть чем гордиться. Его коллекция насчитывает свыше 200 тыс. единиц хранения и продолжает пополняться.

«Эти богатства надо показывать, но постоянной экспозиции у нас, увы, нет, – подчеркивает директор Музея ГАБТ. – Но мы регулярно организуем временные выставки. И не только в театре, но и по всему миру».

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Первый зарубежный выезд сокровищ Музея Большого театра состоялся в 2003 году. «Нас пригласили принять участие в выставке, которая проводилась в Швейцарии, – рассказывает Харина. – По просьбе устроителей экспозиции мы привезли чертежи архитектора Осипа Бове, одного из авторов здания Большого театра, и произвели настоящий фурор». Затем Музей ГАБТ отправился в Нью-Йорк на выставку, приуроченную к 50-летию со дня смерти Сергея Прокофьева, где, в частности, был представлен костюм Галины Улановой из легендарного спектакля «Ромео и Джульетта».

«С тех пор мы объездили много стран. Не были пока только в Японии. Но, возможно, этот пробел будет восполнен в 2018 году. Во всяком случае, сейчас уже готовится соответствующий проект», – сообщила глава музея.

Выставку «Октябрь, Ленин, Сталин», прошедшую с участием музея в 2008 году в Париже, Харина охарактеризовала как любопытную.

Сталин был страстный поклонник Большого театра, где у него сохранился особый стульчик. Так как Иосиф Виссарионович был невысокого роста, то для того, чтобы ноги вождя всех времен и народов не висели в воздухе, к креслу была прибита специальная подставочка

По словам Хариной, самыми старыми экспонатами музея являются пять костюмов XVIII века.

«Как известно, Большой театр дважды горел – в 1805 и в 1853 году. В огне последнего пожара погибли театральные костюмы, декорации, архив труппы, нотная библиотека, редкие музыкальные инструменты. От самого здания остались лишь восемь колонн, – напомнила Харина. – Когда в 1856 году театр восстановили, то надо было срочно наполнить его сценический гардероб. Тогда-то москвичи и принесли уникальные вещи XVIII века – четыре мужских камзола и полный комплект женского народного костюма».

Из последних приобретений директор Музея ГАБТ отметила эскизы декораций и костюмов бывшего главного художника Большого театра, народного художника СССР Валерия Левенталя (скончался в июне 2015 года).

Скульптурный портрет Майи Плисецкой «Вакханка» работы Олега Иконникова

© Сергей Фадеичев/ТАСС

«Еще мы приобрели замечательный скульптурный портрет Майи Плисецкой работы Олега Иконникова. Он демонстрировался в театре, когда отмечалось 90-летие со дня рождения великой балерины», – заметила Харина, добавив, что самому музею скоро исполнится 100 лет.

Что же касается возраста Большого театра, то, как сказала Харина, в нем возможна корректировка.

«В прошлом году профессор Людмила Старикова обнаружила уникальный документ – афишу первого спектакля Большого театра, который состоялся 21 февраля 1766 года. Так что можно сказать, что в этом году Большой театр отмечает свое 250-летие», – сообщила директор Музея ГАБТ.

{{$index +
1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide +
1}}/{{countSlides}}

Над проектом работали

{{role.role}}:
{{role.fio}}

В тексте использованы материалы с официального сайта Большого театра

Поделиться

Щелкунчик, отзывы на спектакль, постановка Большой театр – Афиша-Театры

Спектакль

Выбор «Афиши»

9

© Дамир Юсупов/Большой театр

1/4

О спектакле Отзывы (12)

Когда елки были большими

Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе отправили героев «Щелкунчика» в путешествие по гигантской елке, от земли до звезды на макушке. Было это полвека назад, когда звезды были сплошь пятиконечные и рубиновые. Не самый красочный и волшебный спектакль, но его нельзя ни спрятать, ни выкинуть: «Щелкунчик» для Большого как талисман, как мамина самодельная новогодняя игрушка. Старшее поколение обязательно затоскует по временам оттепельной юности. Дети запомнят, что сверху сыпали снег. А молодежь, свихнувшаяся от моды на все советское, удивится: вот артефакт прямиком оттуда, «из СССР с любовью».

ЖанрыБалет, Детский

Возраст12+

Продолжительность2 часа 15 минут, 1 антракт

Участники

  1

Юрий Григорович

Режиссёр

Специальные предложения

Лучшие отзывы о спектакле «Щелкунчик»

   12

Василий Сидоров

28 отзывов, 59 оценок, рейтинг 51

7

«Щелкунчик» 2 января 2013. Как обычно, приятный новогодний спектакль, красивая музыка, качественная сценография и все такое… Однако, сердце, неожиданно для себя, развеселилось другим. Н. Цискаридзе (при всем моем уважении к таланту и масштабу личности) в алых костюме и мантии и со зловещей лыбой напоминал не юного Принца, а скорее графа Дракулу в исполнении Тамары Гвердцители , а дурацкий золоченный парик, по-моему, был маловат. Учитывая зрелые габариты Принца и физическую деликатность Мышиного короля (Биктимиров) исход битвы был предрешен — мышь умерла морально подавленной уже после фуэте Принца, и не очухалась даже к финальному выходу. Эстетически запомнились Дроссельмейер (Савин), Мари (Воронцова), китайские куклы (Болотин, Павлова) и испанские куклы (Мишина, Цвирко). Настроение после спектакля было хоть и не новогоднее, но очень веселое. )))

3 января 2013

Маргарита Станиславовна

10 отзывов, 10 оценок, рейтинг 5

9

Маргарита Станиславовна: «Щелкунчик» в Большом Театре

Новогодняя сказка «Щелкунчик» в канве балетных кружев и мелодий Чайковского — это даже больше чем праздничная традиция. Скорее, «Щелкунчик» — один из символов Нового года и Рождества, который одинаково толкуется во всем мире. 19 декабря на Новой сцене Большого театра состоится премьера «Щелкунчика» в зимнем сезоне.

Режиссер-постановщик Григорович расширил рамки доброй детской сказки Гофмана до такой степени, что там хватило пространства неуемной музыке Чайковского, которая часто составляет трудность для балетмейстеров.

Сюжет «Щелкунчика» трактуется в точности по заветам Гофмана. Однако идеи балета переходят в более глубокое русло. Зрителю рассказывают об идеальном счастье, которое недостижимо так же, как неуловим сон. Ни то, ни другое невозможно продлить, поэтому нужно наслаждаться каждой секундой.

К вопросу об идеальном, бесконечном счастье Григорович добавляет темы абсолютного добра, которое тоже крайне зыбко даже в сказочном мире Дроссельмейера. В разгар кукольного бала с конфетами, марципанами, хвоей и орехами неожиданно может нагрянуть Мышиное войско. Опасность того, что оно вдруг явится из-под пола сравнима с вечно существующей вероятностью пробуждения из сладкого сна или с расставанием с детством, или неизбежным завершением новогодней ночи.

Философский подтекст балетной сказки Григоровича в сплетении с зимними праздничными интонациями сделал «Щелкунчика» бессмертной театральной классикой.

Ваш театральный критик, Маргарита Станиславовна
ООО «Контрамарка» 1900.ru

3 декабря 2008

Зангези

3 отзыва, 8 оценок, рейтинг 1

7

Напишу коротко: очень разочаровали декорации. В жизни бы не подумал, что их автор — народный художник СССР, ныне покойный С. Вирсаладзе. Не покидает ощущение, что они делались неумело, наспех, без души…

12 января 2010

Alla Bulgakova

23 отзыва, 53 оценки, рейтинг 34

9

Посещаю ежегодно! Волшебный балет для всех возрастов! Каждая мелодия — узнаваемый хит! В этом году солировали Кристина Кретова и очаровательный Артем Овчаренко! Он — настоящий принц!!!

Итог — волшебная феерия в Рождественскую ночь!
P.S. Билеты хорошие по номиналу трудновато достать правда.

8 января 2015

Tutochka

60 отзывов, 61 оценка, рейтинг 61

7

Мы были 30 декабря, с ребенком 4 лет. Первый акт — очень детский, понятный и сказочный, планировалось, что девочка после него пойдет домой, ибо вечернее представление все же. Но ребенку так понравилось, что она отказалась — и зря. Второй акт — взрослый, балетный, полный аллегорий. Там, конечно, самая красивая музыка… Дитя извертелось и извелось. Взрослым понравилось очень, в следующем году пойдем уже всей семьей.

5 января 2011

Все отзывы

Подборки «Афиши»

 

проверенных версий «Щелкунчика»

спектаклей с вечным sold out — онлайн и бесплатно

спектаклей про красавиц и чудовищ

спектаклей для детей и подростков с красивыми костюмами

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Репертуар Большого театра СССР

В центре сцены русского мюзикла
исполнительской культуры, Большой театр на протяжении многих лет отражал
все основные этапы развития отечественной и мировой музыки и исполнительского
искусства. Это Репертуар , слева
в рукописи автора, когда он умер в 1973 году, перечислены все постановки
Большой театр с момента его открытия более 200 лет назад до 1955,
включая оперы, балеты, пьесы и специальные мероприятия. Это самая полная работа такого рода из когда-либо опубликованных. Включено
являются описаниями многих опер и балетов, которые ранее не были обнаружены.
и в остальном неизвестны.

 

С помощью этого каталога исследователи могут отслеживать
зарождение и своеобразное развитие русской оперы, восходящей к народному
комическая опера конца 18 века. (Один
из авторов, писавших для Большого театра, была Екатерина Великая,
чья опера была поставлена ​​на условиях анонимности.) французские, итальянские и австрийские оперы (в т.ч.
Моцарты Волшебная флейта и десятки других) занимали важное место
в репертуаре Большого театра начала 19 века.
Большой также организовывал концерты классической музыки, в том числе
произведения таких композиторов, как Бетховен, Шопен, Гендель, Гайдн и др.
Однако самой славной главой в истории Большого был его
балетные постановки. С тех пор, как итальянский
балетмейстеры начали ставить балеты в Большом в конце 18 века,
балет играл большую роль в репертуаре театра. В первой четверти 19 в.только век,
Было поставлено 137 балетов. Однако,
слава Большого театра как лидера классического балета действительно началась после
постановка балетов Мариуса Петипа, известного французского хореографа.

 

До начала 20 века репертуар
Большого включали не только балет и оперу, но и водевиль, комедию
и драма. В этом каталоге представлены только
те постановки, которые содержали музыку. Помимо опер, балетов и водевилей,
каталоге перечислены драмы и мелодрамы, для которых была написана специальная музыка, как
а также оратории Гайдна и др., исполненные в Большом.

 

Работа организована по годам, и каждый год делится
в оперы и балеты. В каждом
категория, есть хронологический список
всех новых произведений для
год. Каждая запись включает имя композитора
и либреттист. Для каждого вновь
поставленной оперы или балета, есть информация о предмете и
главные актеры, художники по декорациям, дирижеры оркестра и часто длинные, подробные
синопсис либретто. Кроме того, для каждого года существуют отдельные списки
произведений, впервые выпущенных в предыдущие годы и включенных в текущий год
Репертуар в алфавитном порядке. Хотя русскоязычное издание предоставило только
инициалы каждого человека, это новое издание включает полные имена и даты
почти все значительные композиторы и либреттисты и многие исполнители,
и краткие комментарии к каждому из них.

 

Хотя Федоров, великий русский историк театра
и музыку, и ожидалось, что его великий опус будет опубликован через несколько лет после
он завершил свою работу, неизвестные политические течения помешали этому
происходит, и он умер, к сожалению, так и не увидев его в печати. Рукопись
томился потом 25 лет, пока не был предложен Вячеславом Нечаевым
Норману Россу для публикации. Работа была напечатана для Росса в Москве и
издан в Нью-Йорке на русском языке несколько лет спустя, но существует всего 50 экземпляров
по всему миру, в библиотеках и частных коллекциях. Текущее издание
было переведено с помощью компьютерного программного обеспечения, но впоследствии проверено на слово
слово командой во главе с Россом, включающей профессионального переводчика и
молодой историк музыки, как в России. Зарубежные произведения, переведенные на русский язык
Федоровым и его предшественниками, были переведены на английский язык программным обеспечением,
но теперь на языке оригинала. Например, «Трубадор».
теперь восстановлен в «Трубадуре». (Росс опубликовал несколько других
произведения, оставленные в рукописи умершими авторами, в том числе Ионой Ивановной Гинцбург,
Сергей Постников и Михаил Булгаков.)

Книга содержит вкладыш с иллюстрациями
и имеет отдельные индексы для опер и балетов композитора и либреттиста,
и др., с библиографией и указателем лиц, не включенных в другие указатели.

На протяжении всей книги читатель найдет уникальные подробные описания Федорова.
крупных событий, связанных с Большим театром, таких как пожары и реконструкция,
и комментарии о прибытии иностранных трупп и о скрытых политических течениях.

 

Материалы, использованные при составлении данного каталога
поступила из Музея Большого театра, ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы
и искусств, Санкт-Петербург) и Центральной научной библиотеке Российской
Союз театральных деятелей.
Составитель также использовал родственные материалы, первоначально опубликованные в Московских газетах.
ведомости
.

Опубликовано
по согласованию с Центральной научной библиотекой Российской театральной
Союз исполнителей.

Английское издание было значительно
ведет Алексей Беклемешев ([email protected]) в Краснодаре, в первую очередь,
и Алена Евдокимова в Санкт-Петербурге. Беклемешев, незаурядный профессионал
переводчик, не живущий рядом с научной библиотекой, проводил все свои исследования в Интернете,
Евдокимова, чей вклад был меньше, смогла использовать ресурсы
библиотеки консерватории им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, чьё
карточный каталог, опубликованный нами на микрофишах в 1990-е.

 

ISBN: 978-0-88354-999-5,
576 страниц, библиотечный переплёт, иллюстрации, бескислотная бумага………………….95$

 

Публикация
дата: 15 марта 2022 г.

 

Кому
электронная почта для покупки копии: [email protected]

 

Большой театр балета и оперы, Москва, Россия

Большой театр начал свою жизнь как частный театр московского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 года императрица Екатерина II подписала и пожаловала князю «привилегию» устраивать театральные представления, маскарады, балы и другие увеселения сроком на десять лет. Именно с этой даты ведет свою историю московский Большой театр.

Сначала Оперная и Драматическая труппы Большого театра составляли единую труппу. Члены труппы происходили из самых разных слоев общества — от крепостных художников до приглашенных звезд из-за рубежа.

Московский университет

и его гимназия, давшие хорошее музыкальное образование, сыграли большую роль в становлении Оперно-драматической труппы. Театральные классы были организованы в Московском воспитательном доме, который также был источником рекрутов для новой труппы.

Организация театральных представлений и «увеселений» была сопряжена с тяжелым финансовым бременем, и князь Петр Урусов делил свою «привилегию» с деловым партнером, англичанином-русофилом и театральным антрепренером Майклом Мэддоксом. Последний был также эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим различные виды оптического оборудования и другие «механические» чудеса.

На правом берегу реки Неглинки возведено первое здание театра. Он стоял на улице Петровке, откуда театр и получил свое название Петровский (впоследствии его стали называть Старым Петровским театром). Театр открылся 30 декабря 1780 года. Представление открытия состояло из торжественного пролога Странники по сценарию Александра Аблесимова и большой балет-пантомима Волшебная школа в постановке Леопольда Паради на музыку Джозефа Старцера. В дальнейшем репертуар театра состоял в основном из русских и итальянских комических опер с балетными интермедиями и отдельных балетов.

Петровский театр, построенный в рекордно короткие сроки – менее чем за полгода, стал первым общественным театральным зданием такого размера и красоты, возведенным в Москве. Правда, к моменту открытия Театра князь Урусов уже уступил свои права деловому партнеру и в дальнейшем «привилегия» продлевалась только на имя Мэддокса.

Однако не оправдались и ожидания последнего. Постоянно вынужденный запрашивать ссуды у Государственного кредитного управления (Попечительского совета), Мэддокс погряз в долгах. Вдобавок к этому радикально изменилось мнение властей, изначально весьма положительное, о качестве его предпринимательской деятельности. В 1796 году срок аренды личной «привилегии» Мэддокса истек, и поэтому и Театр, и его долги были переданы в Государственную ссудную контору.

В 1802-03 годах Театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владевшему одной из лучших московских частных театральных трупп. Но в 1804 г., когда театр снова был передан в ведение Государственной ссудной конторы, Волконский фактически был назначен его наемным директором.

В 1805 г. было решено учредить в Москве театральную дирекцию «по типу» Дирекции императорских театров в Петербурге. И в 1806 году этот проект был реализован, и Московский театр получил статус императорского, перейдя в состав объединенной Дирекции императорских театров.

В 1806 году Петровское театральное училище было преобразовано в Московское Императорское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, театра и музыкантов театрального оркестра (в 1911 году оно стало Московским балетным училищем).

Осенью 1805 года сгорело здание Петровского театра. Труппа стала выступать с различными частными театрами, а с 1808 года — в новом Арбатском театре, спроектированном Карло Росси. Во время войны 1812 года с Наполеоном сгорело и это деревянное здание.

В 1819 году был объявлен конкурс проектов нового театра. Его выиграл профессор Академии художеств Андрей Михайлов. Однако его дизайн был признан слишком дорогим. Поэтому губернатор Москвы Дмитрий Голицын поручил архитектору Иосифу Бове переделать его, что тот и сделал, значительно улучшив его при этом.

В июле 1820 г. начались работы по строительству нового театра, который должен был стать центральным элементом архитектурной композиции проектируемой (Театральной) площади перед ней и прилегающими к ней улицами. Фасад, украшенный массивным восьмиколонным портиком, увенчанным фронтоном, на котором возвышалась крупная скульптурная группа – Аполлон в колеснице, запряженной тройкой лошадей, «осматривал» строящуюся Театральную площадь, значительно добавляя ей красоты.

В 1822-1823 годах Московские театры были выведены из Единой Дирекции Императорских Театров и переданы Московскому генерал-губернатору, которому было дано право назначать директоров Московских Императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади стоит Петровский театр, новаторское архитектурное произведение, огромное здание, построенное с большим вкусом, с плоской крышей и внушительным портиком, увенчанным алебастровым Аполлоном, неподвижно стоящим на одном ногу в алебастровой колеснице, и ведя тройку алебастровых коней, с досадой глядя на кремлевскую стену, которая ревниво отсекает его от древних и священных памятников России!»
Михаил Лермонтов в произведении, которое он написал в молодости Панорама Москвы

6 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового Петровского театра, который был намного больше своего предшественника и получил название Большого (Большого) Петровского театра. Был исполнен специально написанный к этому случаю пролог в стихах (М. Дмитриев) «Триумф муз» , с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет Cendrillon в постановке приглашенной балерины и балетмейстера из Франции Фелисити Халлен-Сор на музыку мужа последней, Фернандо Сора. Музы торжествовали над пламенем, уничтожившим старое здание театра, и под предводительством Гения России, роль которого исполнил двадцатипятилетний Павел Мочалов, воздвигли из пепла новый храм искусства. И хотя Театр действительно был очень большим, он не мог вместить всех желающих. В знак признания важности момента и в качестве примирительного жеста по отношению к тем, кто не смог пройти, постановка была полностью повторена на следующий день.

Новый театр, превосходивший даже петербургский Большой (Большой) Каменный театр, отличался монументальным величием, совершенными пропорциями, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Это было очень удобно: имелись галереи, по которым могла прогуливаться публика, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые комнаты для отдыха публики, вместительные гардеробы. Огромный зрительный зал мог вместить более двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. Во время маскарадов пол партера поднимали до уровня афиши, оркестровую яму закрывали специальными панелями, и в итоге получалась отличная танцевальная площадка.

В 1842 году московские театры вновь были подчинены объединенной Дирекции императорских театров. Директором в то время был А. Гедеонов, а заведующим конторой Московского театра был назначен известный композитор Алексей Верстовский. Годы его «командования» (1842–1859) были известны как «эра Верстовского».

Хотя Большой Петровский театр продолжал ставить драматические спектакли, его репертуар все больше отдавался опере и балету. В нем ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди и русских композиторов – произведения Верстовского и Глинки (в 1842 г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. – оперы «Руслан и Людмила»). .

Здание Большого Петровского театра простояло почти 30 лет. Но и его постигла та же печальная участь: 11 марта 1853 года в Театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня, сжигая все, что попадалось на его пути – театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации… Здание сам был практически полностью разрушен, от него остались только обугленные каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на реконструкцию Театра приняли участие три ведущих российских архитектора. Конкурс выиграл Альберто Кавос, главный архитектор императорских театров, профессор Петербургской Академии художеств. Кавос, который специализировался на строительстве театров, прекрасно разбирался в театральных технологиях и проектировал многоярусные театры с ложами и ложами итальянского и французского типа.

Реставрационные работы шли быстрыми темпами. В мае 1855 г. снос и расчистка руин были завершены и началась реконструкция здания. В августе 1856 года театр открыл свои двери для публики. То, что здание было достроено с такой скоростью, объясняется тем, что оно должно было быть готово к коронационным торжествам императора Александра II. Большой театр, построенный практически заново и с существенными изменениями по сравнению с предыдущим зданием, открылся 20 августа 1856 года постановкой оперы Винченцо Беллини 9.0074 Я Пуританин .

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что портик Бове с колоннами остался, внешний вид главного фасада претерпел коренные изменения. Появился второй фронтон. Колесницу Аполлона с тройкой заменила квадрига, отлитая из бронзы. Внутреннее поле фронтона было украшено алебастровым барельефом, состоящим из крылатых гениев с лирой. Были изменены фриз и капители колонн. Над боковыми фасадными входами в театры возвели покатые крыши на чугунных столбах.

Но именно на зрительном зале, на сцене и за кулисами Кавос, конечно же, сосредоточил свое внимание. Во второй половине XIX века Большой считался одним из лучших театров мира по своим акустическим качествам. Своей репутацией он обязан мастерству Альберто Кавоса, который спроектировал зрительный зал в виде огромного музыкального инструмента. Стены зрительного зала обшиты акустически резонансными панелями из сосны, железный потолок заменен на деревянный, расписной плафон сооружается из деревянных панелей — в зале все — даже отделка ящиков из папье-маше — переработана. ориентирован на акустику. Для улучшения акустики Кавос также заполнил пространство, занимаемое гардеробом, под амфитеатром, перенеся его на уровень партера.

Значительно увеличилась площадь зрительного зала, что позволило снабдить ложи аванзалами – небольшими гостиными, приспособленными для приема посетителей из партера или из соседних лож. Шестиярусный зрительный зал вмещал почти 2300 человек. Ближайшие к сцене по обеим сторонам зрительного зала литерные ложи предназначались для царской семьи, придворных министерств и дирекции театра. Центральным элементом последней стала Царская ложа, расположенная напротив сцены и немного выступающая вглубь зрительного зала. Дно царской ложи поддерживалось консолями в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие зрительного зала поражало всех, кто входил в него – и в первые годы существования Большого театра, и в последующие десятилетия.

«Я старался украсить зрительный зал как можно экстравагантнее, но в то же время как можно легче, в ренессансном вкусе, смешанном с византийским стилем. Белый свет с вкраплениями золота, ярко-малиновая драпировка внутренностей лож, лепные арабески , разная для каждого этажа, и главная достопримечательность зрительного зала – огромная люстра, состоящая из трех ярусов светильников и украшенных хрусталем канделябров, – все это вызвало всеобщее одобрение».
Альберто Кавос

Люстра зрительного зала изначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь фитили масляной лампы, люстру нужно было поднять через отверстие в плафоне в специальную камеру. Именно этот проем продиктовал круговую композицию плафона Аполлона и Муз, нарисованную вокруг него академиком Алексеем Титовым. С этой фреской связана тайна, которую заметит только самый наблюдательный из зрителей, который к тому же должен быть знатоком древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз – Полигимнии, музы священного В гимне Титов изобразил музу собственного изобретения – Музу живописи – с палитрой и кистью в руке.

Парадный тент для парадного дома был создан итальянским художником Косро Дуси, профессором Петербургской Императорской Академии Художеств. Его тема «Въезд Минина и Пожарского в Москву» была выбрана из трех эскизов. В 1896 г. его заменил новый занавес «Вид Москвы с Воробьевых гор» (сделанный Петром Ламбиным по рисунку Михаила Бочарова), использовавшийся в начале и в конце спектаклей. А для антрактов был сделан еще один занавес – «Триумф муз» по эскизу Петра Ламбина (сегодня сохранились только 19занавес ХХ века в собственности театра).

После революции 1917 года имперские театральные занавеси были «изгнаны». В 1920 году в ходе работы над постановкой театра «Лоэнгрин» художник Федор Федоровский спроектировал портьеру из холста бронзового цвета, которая впоследствии стала основным занавесом. В 1935 году по эскизу Федора Федоровского был изготовлен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты – «1871, 1905, 1917». С 1955 года в течение пятидесяти лет в театре безраздельно царил знаменитый золотой «советский» занавес Федора Федоровского с государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий Театральной площади, Большой театр построен на сваях. Постепенно здание пришло в упадок. Дренажные работы понизили уровень грунтовых вод. Сгнила верхняя часть свай, что привело к сильному проседанию здания. Ремонт фундамента был проведен в 1895 и 1898 годах, что на время остановило продолжающееся разрушение.

Последний спектакль в Императорском Большом театре состоялся 28 февраля 1917. А 13 марта Государственный Большой театр открыл свои двери для публики.

После Октябрьской революции под угрозой оказались не только его основы, но и само существование Театра. Прошло несколько лет, прежде чем власти в лице победившего пролетариата навсегда отказались от идеи закрыть Большой театр. В 1919 году Театру было присвоено звание Академического, что по тем временам еще не было гарантией сохранности, ибо уже через несколько дней вопрос о том, закрывать его или нет, вновь стал остро обсуждаться.

Однако в 1922 году большевистское правительство решило, что закрывать Театр экономически нецелесообразно. К этому времени оно уже вовсю «адаптировало» здание под свои нужды. Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, съезды Комитерна — все это происходило в Большом театре. И именно со сцены Большого театра было провозглашено образование новой страны – СССР.

В 1921 специальная правительственная комиссия, осмотрев здание театра, признала его состояние катастрофическим. Решено было провести аварийный ремонт под руководством архитектора Ивана Рерберга. Именно в это время были укреплены фундаменты под полукруглыми стенами зрительного зала, капитально отремонтированы гардеробы, перепланированы лестничные клетки, созданы новые репетиционные и гримерные. В 1938 году была проведена капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы (1940-41) предусматривал снос всех зданий между Большим театром и улицей Кузнецкий Мост. А на образовавшемся пустом месте планировалось поставить так необходимые Театру подсобные помещения. Что же касается самого театра, то он должен был быть оборудован противопожарной и вентиляционной системами. В апреле 1941 года Большой театр закрылся на реконструкцию. Всего через два месяца немцы вторглись в СССР.

Часть труппы Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжала давать спектакли в Большом Филиале, его 2 -й этап . Многие артисты ушли на фронт развлекать войска, а другие присоединились и ушли защищать свою страну.

В 16 часов 22 октября 1941 года в здание Большого театра упала бомба. Ударная волна прошла наискось между колоннами портика, прошла фасадную стену и нанесла значительный ущерб вестибюлю. Несмотря на тяготы военного времени и сильные морозы, реставрационные работы в Театре были начаты зимой 1942 года.

И к осени 1943 Большой театр снова открыл свои двери для публики постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя », с которой было стерто монархическое клеймо и признана ее патриотическая и народная привлекательность, правда, для достижения этой цели. , пришлось переработать либретто и дать опере новое политкорректное название — Иван Сусанин .

Ежегодно в Театре производился косметический ремонт. Регулярно проводились более масштабные ремонтные работы. Но, как и прежде, места для репетиций катастрофически не хватало.

В 1960 году в Театре был оборудован и открыт большой репетиционный зал, прямо под крышей, в помещении, ранее служившем мастерской декораций.

В 1975 году к 200 -летию театра были проведены реставрационные работы в зрительном зале и Бетховенском зале. Однако главные проблемы — неустойчивый фундамент и нехватка места внутри Театра — так и не были решены.

Наконец, в 1987 году вышло постановление правительства, в котором было принято решение о проведении срочных работ по реконструкции Большого театра.