Сообщение на тему о битве на куликовом поле 1380 году: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Чудо явления Тресольного полка на Куликовом поле. 1380 — Альтернативный вид

Это чудо описано в летописном рассказе о Куликовской битве. В 9 часов дня, когда силы русской армии были на исходе и те москвичи, «кто не был в их войсках», «попрощавшись с жизнью, бежали и бежали», вдруг явились на помощь Россия небесный полк, состоящий из ангелов и святых, во главе с небесным полководцем архангелом Михаилом. Появление этого полка небесных воинов, начавших убивать татар, изменило ход битвы — ордынцы бежали.

Небесный летописец называет его «тресолярным», то есть озаренным божественным «трехсолнечным светом», равным свету трех солнц. Говоря о явлении тресолярного полка, он ссылается на очевидцев этого события («верные видели»). И, как мы увидим позже, у нас нет оснований не доверять его словам.

Из летописного рассказа:

«И после того, в девять часов дня, призрел Господь милостивыми очами на всех русских князей и на мужественных воевод, и на всех христиан, осмелившихся вступиться за Христианства и не боялись, как и подобает славным воинам.

Верующие видели в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали христианам, и полк святых мучеников, и воин Георгий, и славный Дмитрий, и одноименные великие князья — Борис и Глеб. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов — Архангел Михаил. Два воеводы видели полки поганых, и трехсолнечный полк, и летящие на них огненные стрелы; пали безбожные татары, объятые страхом Божиим и от христианского оружия».0003

И Бог поднял десницу князя нашего, чтобы победить чужеземцев. И Мамай, дрожа от страха и громко возмутившись, воскликнул: «Велик христианский Бог и велика сила его! Братья-измаильтяне, беззаконные агаряне, бегущие по неподготовленным дорогам! А сам он, обратившись назад, быстро побежал в свою Орду. И услышав об этом, бежали и его темные князья и правители. »

Ответ на появление сообщений о чуде

Ответ на вопрос о происхождении чудо-новости несомненно кроется в одной особенности нашего источника. Летописный рассказ не содержит известий о засадном полку Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского, решивших исход дела в самом конце боя.

Рекламный ролик:

Выступление этого полка из дубовой рощи есть в другом источнике «Сказание о расправе над мамой», где оно упоминается в 8 часов дня. К тому времени, когда «нечистые стали преобладать, и поредели христианские полки, христиан уже мало, и все нечисты». Здесь мы видим небольшое расхождение во времени — 8-е и 9-ей час дня нас это не должно было беспокоить, время во время боя можно было определить только приблизительно, по солнцу. Оба наших источника указывают на появление спасательного полка (тресольного и засадного) в самом конце боя.

Мы уже видели, что чудо, описанное в летописном рассказе, резко изменило ход битвы. То же самое сказано в «Сказании о Маминской резне», но уже в отношении засадного полка:

«Соратники, друзья, выскочили из зеленой дубравы, как испробованные соколы, сорванные с золотых колод, к бесчисленным стадам устремились, откормленный, к той великой татарской державе; и знамена их направил твердый полководец Дмитрий Волынц: и были они, как отроки Давидовы, у которых сердца были, как львы, как лютые волки, напали на стада овечьи и стали плеть поганых татар нещадно.

Гнусные половцы увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы, нас опять Россия перехитрила; младшие воевали с нами, но лучшие все выжили! «А нечистые повернулись, повернули спину и побежали».

Интересно, что само название чудесной «тресольной полки» находит параллель в обстоятельствах вступления в бой засадного полка. Боброк дает команду атаковать только тогда, когда южный ветер начал дуть в спину его воинам:

«И вот наступил восьмой час дня, когда южный ветер потянул нас сзади, и Волынец воскликнул громким голосом: «Князь Владимир, пришло наше время и удобное время пришло!»

Представьте себе степь, в которой в первой половине сентября еще очень жарко (иногда за 30 градусов). 8-9 часов дня, то есть еще не далеко за полдень. Мучительный бой идет уже несколько часов. Уже тесаные («как дерево» или солома) пехотинцы. Как «сорняки» окружают «колосья», так и татары окружили со всех сторон остатки русской армии, воины которой сражались уже «попрощавшись с жизнью».