Все про ленина: Ленин Владимир Ильич | Проект «Исторические Материалы»

Содержание

Роль Владимира Ленина в создании Соловецких лагерей и ГУЛАГа

Злодеяния, санкционированные Лениным и его Советом Народных Комиссаров

Чтобы портреты палачей, убийц собственного народа не пытались разместить на улицах наших городов…

Книга 10. СОЛОВЕЦКИЕ ЛАГЕРЬ И ТЮРЬМА (СЛОН/СТОН)

Глава 4. Злодеяния, санкционированные вождями ВКП(б), КПСС, ГУЛАГа и СЛОНа

«Люди знают: где свалили Ленина, там не стреляют и нет российских танков»
( Украинская примета 2014 года )

«Ленин был главным заказчиком. Главные заказчики, как правило, сами не убивают. Они обычно «лишь» духовно развращают, «лишь» заражают своими идеями — «трихинами» (Достоевский) «малых сих», подготавливая из них будущих доносчиков и убийц, главным образом — из молодых… Одни работают пером, другие — топором, но то, что написано пером одних, доделывается топором других». (Юрий Корякин Новая Газета, 22. 04.2004 г.)

Три фотографии Владимира Ленина: безумный взгляд, безумные идеи, безумные и преступные дела.

О роли Владимира Ленина в создании механизма уничтожения людей в Соловецком концлагере очень точно написал Лев Барский в историко-публицистическом детективе «Игра без правил в отдельно взятой стране, или Россия во мгле сталинизма»: — Но Ленин успел многому обучить своих будущих приемников. Он создал диктаторскую, монолитную партию, построенную по принципу иерархического, безусловного подчинения руководителю. Придя к власти путем использования коварных компромиссов, он добился запрета или уничтожения всех других партий, органов печати, оппозиционных движений и выступлений. В первые годы советской власти все инакомыслящие были либо расстреляны, либо выдворены из страны. Ленин основал цензуру, Соловки и концлагеря, учредил ЧК с ее практикой массовых расстрелов без суда и следствия, за «недоносительство», убийство заложников. Крестьяне были не только обмануты посулами земли, но ограблены подчистую. Все ценности были изъяты не только у поверженных буржуазии, дворянства и монархии, но также у церквей и других религиозных храмов.

Именно Ленин в 1918 году подписал декрет о создании первого концлагеря на Соловках

Поэт Евгений Евтушенко о создании системы лагерей ГУЛАГа написал: «Ленин, а не Сталин, подписал декрет о создании первого в Европе концентрационного лагеря для инакомыслящих в Соловках еще в 1918 году. Сталин был отцом ГУЛАГа, но дедушкой был Ленин.

— Те, кто не избавился от иллюзий по поводу Ленина, должны прочесть хотя бы крошечный сборник его цитат, составленный Венедиктом Ерофеевым: «Моя маленькая лениниана». Это самое быстродействующее лекарство от идеализации Ленина. Всем рекомендую.

— Это Ленин написал Дзержинскому записку, где посоветовал «арестовать 30—40 профессоров», чтобы навести порядок. Ленин посоветовал Сталину во время гражданской войны пригрозить царицынским телефонисткам расстрелом, если слышимость разговоров между Москвой и Царицыным не улучшится. Это Ленин давал указание беспощадно расстреливать и вешать крестьян, которые прятали от большевистской конфискации семенное (!) зерно. А как же иначе они могли выжить? На Ленине ответственность за голод в Поволжье, когда люди начали пожирать друг друга…» (Евгений Евтушенко. Новая Газета, Москва, 26.01.2004)

Ленин в русской народной сказке. 1925-1926

Был у Ленина товарищ-друг что ни на есть первейший – разверстки комиссар. И вот сказали Ленину, что друг-то его этот обижает мужиков да живет несправедливо, добро народное не бережет.

Призвал его Ленин и говорит: — Друг ты мой, верно это?

Тот молчит, голову опустил. А Ленин ему: «Мужика теснить ты права не имеешь. Потому мужик – большая сила в государстве, от него хлеб идет. Значит как друга своего я наказать тебя должен примерно». Поцеловал тут Ленин друга-то, попрощался с ним, отвернулся и велел расстрелять его. Вот он Ленин-то, какой… Справедливость любил.

(Л.Ильинский записал в конце 1925 – начале 1926 годов во Владимирской губернии. Кн. «Ленин в русской сказке и восточной легенде». Изд. «Молодая гвардия», 1930 г.)

«Несмотря на слишком много оговорок, умалчивания, балансирования, заискивания перед партией, идеализацию Ленина, лично подписавшего декрет о создании в 1918 году первого концентрационного лагеря в Соловках (о чем мы, еще совсем юные шестидесятники, не знали), (Прим.Ред. Формально Постановление СНК СССР от 2 ноября 1923 года «Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ» подписали заместитель Ленина Рыков, управделами СНК Горбунов и ленинская cекретарша Фотиева) доклад Хрущева был подвигом, доказательством возможности мук совести даже в такой не самой совестливой профессии, как политика.»(Евгений Евтушенко. Оттепель, засунутая в морозилку. Новая Газета, №13. Москва, 20.02.2006)

«Вообще, идеализация Ленина была свойственна многим шестидесятникам, противопоставлявшим Ленина Сталину. Мы еще многого не знали — в частности, того, что именно Ленин, а не Сталин подписал декрет о создании первого концлагеря для политзаключенных на Соловках еще в 1918 году…

…Подросток Володя, который полицейскому, убеждающему его: «Перед вами же стена», с веселой усмешкой сказал: «Да она гнилая. Ткни — развалится», и Владимир Ильич Ленин, превративший стены Соловецкого монастыря в тюремные, все-таки до какого-то момента еще были разными людьми. Они соединились только тогда, когда Ульянов начал «мстить за брата». Но кому? Несчастному, неизлечимо больному мальчику-царевичу и его сестрам, их врачу и дядьке-матросу, облитым серной кислотой? Крестьянам, у которых отбирали даже семенное зерно и которым пообещали землю, а дали шиш? Рабочим, которым посулили, что они сами, а не капиталисты, будут хозяевами фабрик и заводов, а на самом деле сделали их винтиками так называемого социализма? Ни за что расстрелянному Гумилеву? Юному Лихачеву, брошенному на Соловки и чудом уцелевшему? Высланному в виде последней милости цвету российской профессуры? Думаю, что в конце жизни Ленин это понял и это его ужаснуло, но было уже поздно. ..» (Евгений Евтушенко. Пересекающиеся параллельные. «Республика Татарстан» № 232-233, 18.11.2004)

Поделиться в социальных сетях

Словосочетание «концентрационные лагеря» появилось в документах за подписью Ленина


«…глупо обелять партию и все валить только на Сталина. Да, он был кровожаден, да, он тиран, да, он злодей, — все это действительно так… Но ведь Соловки были созданы еще в первые годы Советской власти. Словосочетание «концентрационные лагеря» появилось в документах за подписью Владимира Ленина. Партия стала единоличной держательницей всех «политических акций», тем органом, который по своему желанию заказывал музыку, под которую легче всего было подчинить волю масс. Партия на словах декларировала свою созидательную роль, а на деле падали с плеч головы, с церквей — купола, из народа вытравлялись воля и правда. Не зря же Горький тогда заявил примерно следующее: люди Смольного (имея в виду Ленина, Троцкого, Сталина и др. ) затевают невероятный эксперимент над нашей страной и кончится он может только страшной трагедией.» (Анатолий Приставкин. Куда мчится локомотив истории. Дом творчества писателей в Дубулты. 1990).

Ленин — основатель ГУЛАГа и Соловецких лагерей


Такого же мнения придерживается и Валерия Новодворская, председатель партии «Демократический союз»: «Начало ГУЛАГу положил Ленин. При нем появились Соловецкие лагеря, начался красный террор, исчезла свобода слова и печати. И недавнюю ликвидацию ТВС можно считать претворением заветов Ильича. Ликвидация парламентской оппозиции — это тоже ленинская традиция. Задолго до того, как «Яблоко» и СПС выкинули из Думы, вождь большевиков разогнал кадетскую партию, набравшую 5% на выборах в Учредительное собрание.» (Аргументы и факты, 21.01.2004)

«Крестьяне, поверив Ленину, пошли в Красную Армию, а ответ получили голод 19-20 годов, а потом крепостное право колхозов и голодную смерть миллионов земледельцев и скотоводов в начале тридцатых годов (время насильственной коллективизации). Народам обещали религиозную свободу и право на самоопределение, а в итоге все это уничтожили, заменив террором ЧК, Соловками, а потом массовыми сталинскими репрессиями, расстрелами, ГУЛАГом и депортацией народов» (Виктор Снитковский, Бостон).

«Военачальник Барклай спас русскую армию и независимость отечества, врач Пирогов изобрел эфирный наркоз и спас бесчисленное количество тяжелораненых воинов. Ученики Христа святые Сергий и Серафим всю свою земную жизнь спасали души соплеменников от геенны огненной. Владимир Ульянов-Ленин столкнул в кровавой схватке десятки миллионов людей, открыл Соловецкий лагерь особого назначения и содействовал совершению массовых убийств. Святой?..» — спрашивает Андрей Харитонов в газете «Куранты» (Москва, 02.04.1997).


• Швейцарский коммунист Фридрих (Фриц) Платтен закрыл Ленина от пуль своим телом. В 1938 году «герой» оказался в Соловках.

• Нужно ли предать гласности имена палачей и доносчиков времен советского террора?

Слово о Ленине

«. ..произошел ХХ съезд, по сути суд над Сталиным… Жалко, что в 90-е годы побоялись судить Ленина. Потому, что и ленинское уничтожение и создание концлагерей, который придумал это слово… именно Ленин… это являлось символом всей эпохи». (Павел Гусев. Из выступления. Телевизионная передача В.Соловьева «Поединок». Россия 1. Москва. 17.02.2011.)

Нобелевский лауреат, физик Лев Ландау об «отце» Соловецкого лагеря особого назначения

«То, что Ленин был первым фашистом, — это ясно» (в беседе с ученым Мейманом).

20 декабря 1957 года председатель КГБ Серов пишет в ЦК записку об антисоветских настроениях крупнейшего ученого ХХ столетия, тоже Нобелевского лауреата Льва Давидовича Ландау. Серов доносит: КГБ «располагает сообщениями многих агентов из его окружения и данными оперативной техники», что Ландау называет систему, установленную после октября 1917 года, «фашистской», а руководителей государства — «преступниками». 30 ноября 1956 года во время венгерских событий Ландау, характеризуя руководство государством, говорил: «Ну, как можно верить этому? Кому, палачам верить? Вообще это позорно… Палачи же, гнусные палачи». (Из книги Александра Яковлева «Сумерки»).

Нобелевский лауреат, писатель Иван Бунин считал Ленина идиотом и выродком


«Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зеленую жижу вместо мозга; на смертном столе, в своем красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: «Умер новый бог, создатель Нового Мира…» (Иван Бунин, великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии. В речи «Миссия русской эмиграции». Париж, 29 марта 1924 г.).

Нобелевский лауреат, физиолог Иван Павлов: Ленин — сумасшедший с сифилисом мозга


Историк Хелен Раппапорт (Helen Rappapor), изучив обстоятельства смерти Владимира Ленина заявляет, что он умер от сифилиса. «Владимир Ленин, российский революционер и создатель СССР, умер от сифилиса, который он подцепил от парижской проститутки в 1902 году», — пишет The Telegraph. Центральным документом в исследовании Хелен Раппапорт является доклад профессора Ивана Павлова со словами, что «революцию сделал сумасшедший с сифилисом мозга».

«Central to Miss Rappaport’s case was a report written by the celebrated scientist Ivan Pavlov – famous for his Pavlov’s Dog’s theory – which claimed that the «revolution was made by a madman with syphilis of the brain.» (Nick Britten. Vladimir Lenin died from syphilis, new research claims. The Telegraph. London. 22 Oct 2009)

• Письмо Владимира Ленина об изъятии церковных ценностей

Поделиться в социальных сетях



Серия фотографий Ульянова (Ленина), основателя коммунистической партии, развязавшего красный террор, создателя «трудовых» концлагерей. Останки соловецкого этапа — людей из Соловков, убитых в Сандармохе.

«Мы, шестидесятники, многого ведь не знали. Мы боролись против Сталина – ясно, мы считали его автором ГУЛАГа, противопоставляли Сталину Ленина – его скромность, доброту и так далее. Таким он рисовался в наших глазах. А когда открыли архивы, мы сами все прочли и, представляете, какие чувства испытали? В частности, я, написавший немало стихов, воспевавших Ленина в противовес Сталину. Когда я вдруг узнал, что первый концентрационный лагерь появился по указу Ленина в 1918 г? Это были знаменитые Соловки, где погибло столько людей, где лишь чудом выжил такой человек, как Лихачев. Открывались глаза на многое. (Лена Кудрявцева, ФГУП Кемеровская «ГТРК Кузбасс» 09.08.2004).

Ленин был бандитом. Никто столько вреда не принес России, как он

«…он еще до этого укокошил 13 миллионов человек в гражданской войне. И 2 миллиона эмигрировали. Ленин был бандитом. Никто столько вреда не принес России, как он. Вот что такое наша революция, вернее, контрреволюция.» (Александр Яковлев. Родоначальник гласности о контрреформах. «Независимая газета. №79, 19.04.2005 )

«В 1917-1918 годах, в период Октябрьской контрреволюции, не кто иной, как Ленин, лично, своей рукой писал резолюции: «Повесить», «Непременно повесить». И таких телеграмм десятки. Требовал — «Повесить!» виновных даже за то, что снег не расчищен на дороге для подвоза хлеба. Он же автор идеи заложников, в том числе из детей. Он в резолюциях писал: «Взять заложников из семей богатых, офицеров». Он же создатель концентрационного лагеря в Ухте. Красный террор, организатором и вдохновителем которого был Ленин, — величайшее преступление против человечества, против человечности.» (Александр Яковлев. Путь из варварства. Записала Ж. Васильева«Искусство Кино». № 10, 2004)

Лубяная избушка вождя мирового пролетариата или как похоронить Ильича…

Паталогическая тяга Ленина к расстрелам

Немецкий историк Ф. Майер в работе «Расстрелять на месте» (Der Spiegel, vol.29. 1999) так оценивает происходившие в 1918 году события: » Быть может, мысли о мучительной смерти повешенного брата пробудили в Ленине садистские фантазии, позже обернувшиеся жаждой крови. Этот Ленин является автором тех бесчеловечных изобретений, которыми вслед за ним пользовались тираны 20-го века для перевоспитания своих подданных: «Необходим беспощадный массовый террор, — телеграфировал он в 1918 г., давая рекомендации по подавлению восстания крестьян, — всех подозрительных личностей запереть в концентрационном лагере за пределами города». Так и делали, сначала в разоренных церквях и монастырях, затем на Соловецких островах и, под конец, на территории огромного архипелага ГУЛАГ.

Даже Крупскую раздражала паталогическая тяга Ленина к расстрелам: «Да, и вы, конечно, расстреляете более ценных людей, которые имеют мужество постоять за свои убеждения».

Ленина, развязавшего в стране крассный террор, мечтали уничтожить многие, потерявшие в кровавой чекистской мясорубке родных. На Ленина совершила покушение Фанни Каплан, судьба которой странным образом связана с Соловками.

Борис Ерозолимский — доктор физ-мат. наук. 35 лет работал в Институте атомной энергии им. Курчатова (Сталинская премия, 1953). Уволен как сын «контрреволюционера». 10 лет работал в Ленинградском институте ядерной физики. Ныне — физик в Гарвардском университете.

«Конечно, я никогда не поставлю знака равенства между Сталиным и Лениным, это естественно. В субъективном плане это фигуры очень разные, но объективная его роль злого гения русской истории для меня не вызывает никаких совершенно сомнений. Ну и потом все то, что мы узнали, мы действительно узнали в последнее время, когда стало все это опубликовываться и т.д. И его эти людоедские распоряжения о том, что нужно расстреливать, и расстреливать. Очень сильным, конечно, разоблачающим и воспитывающим нас многих фактором, в том числе и меня, был «Архипелаг Гулаг» Солженицына, где показано, что Соловки начались при Ленине, все это началось при нем. » (Геннадий Горелик. Борис Григорьевич Ерозолимский. Сетевой журнал «Заметки по еврейской истории». № 28, 18.05.2003)

Поделиться в социальных сетях

В Соловках расстреливали за… «контрреволюционное толкование » портрета Ленина

В 18 марта 1937 года в одном из доносов секретного сотрудника — «стукача», говорилось: «Соловецком музее до сих пор хранятся портреты бюсты вождей партии, изготовленные силами заключенных. Из беседы заключенными, работающими музее, — Бобковым И. В., Грицай И. П. Кукушкиным установлено, что хранящиеся бюсты искажены, частности бюст Ленина, около которого заключенные создают к-толкования (Контрреволюционные. Прим.Ред.). При проведении массовых экскурсий вольнонаемного состава бюсты используются виде наглядных пособий по изучению земляных залежей — глины, из которой ранее изготавливалась черепица, пример приводят изготовленный из глины бюст В.И.Ленина». Решение тройки было стандартным — расстрелять. (Цит. по книге Дмитрия Вєдєнєєва и Сергея Шевченко. «Українські Соловки». «Експрес-Об’ява», Київ, 2001.

СЛОН построили по ленинcким принципам

«…Тайно подготовить террор: необходимо — и срочно. А во вторник решим: через СНК оформить или иначе. …Передать Теру, чтобы он все приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку.» (Ленин — Крестинскому. Центральный партийный архив. Цит. по редакционной статье «Добрый дедушка Ленин». New Times, Выпуск №39, Москва. 07.11.2007)

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. (Ленин — товарищу Молотову для членов Политбюро, 19 августа 1922 г. Центральный партийный архив. Цит. по редакционной статье «Добрый дедушка Ленин». New Times, Выпуск №39, Москва. 07.11.2007)

Возле памятников Ленину нужны таблички… с напоминанием о Соловках

«…какая-то часть украинского общества до сих пор хочет почитать Ленина, возможно, Косиора или Петровского — как быть в этом случае? — Я не знаю ни одного человека, который бы возлагал цветы к памятникам Косиору или Петровскому. А вот Ленин действительно до сих пор популярен среди определенной, хотя и незначительной, части украинцев. Можно оставить такие милые их сердцам памятники. Но при одном условии…

…чтобы люди понимали преступную роль этого деятеля. Пусть возле памятников Ленину будут таблички с напоминанием о Соловках, созданных при нем, о священниках, уничтоженных по его приказом. О крестьянах, у которых отбирали хлеб. Об украинцах, которых в 1918 году большевики расстреливали только за то, что они носили вышиванки или казацкие усы.

Советское наследие отравляет всех нас: тех, кто любит Ленина, и тех, кто его ненавидит. Поэтому от него нужно избавляться, как от яда, в частности от памятников. Не обязательно в физическом смысле — нужно создавать возле них что-то, что снимало бы их из постаментов в символично-духовном смысле… Где была бы сегодня Германия, если бы там продолжали уважать Гитлера?» (Ярослав Грицак. Возле памятников Ленину нужны таблички с напоминанием о Соловках. Инт. Анатолий Марциновский. «Газета по-українськи», Киев, 29.11.2007)

«Если бы Ленин мог выдержать честную конкуренцию с Бердяевым, Франком, Розановым, Кропоткиным, Плехановым (который справедливо называл его маньяком) и многими другими, зачем бы ему «философский пароход», Соловки, массовые расстрелы священников?

Но не мог он выдержать. Отсюда нарастающий ком насилия над людьми и — что ничуть не менее важно — над фактами. Итогом многолетних усилий «ордена меченосцев» стал социум, состоящий из жертв аборта, яростно отрицающих очевидную реальность ради веры в свой пропагандистский китч. Картина мира большевиками исправлялась не в плюс, а в минус. Общественное сознание не обогащалось новыми, ранее неизвестными фактами (это как раз естественно, соответствует божьим и человеческим законам), а целенаправленно обеднялась. Истреблялись абзацы, страницы, протоколы, целые научные направления. Ну и люди, само собой. В первую очередь те, которые из себя что-то представляли и потому могли составить конкуренцию люмпенам на всех уровнях управления. От великого т. Сталина, который, безумно боясь потерять власть, истреблял наиболее ярких соратников по партии, до свихнувшегося от вседозволенности мелкого уездного комиссара.» (Дмитрий Орешкин. Путин как жертва. Ежедневный журнал. Москва, 26.04.2010)

Поделиться в социальных сетях

Чтобы эта поганая нечисть убралась с нашей земли

«…Документы, которые стали известны, особенно в последнее время, свидетельствуют о том, что этот человек был особенным уникальным садистом, питал особую ненависть к нашему народу и нашей отеческой вере – православному христианству… На мой вкус, лучше бы его не перезахоранивать, а просто уничтожить,.. но уж никак не отравлять этой мерзостью нашу столицу… Ленин — это человек, который является апологетом терроризма, причем в мировом масштабе. Можно почитать его произведения, где он представляется просто вдохновителем и организатором красного террора на нашей земле, – об этом не надо забывать… Поэтому я всех призываю помолиться Богу, чтобы эта поганая нечисть окончательно убралась с нашей святой земли. Если этого не произойдет, мы ничего на этой оскверненной Лениным и его соратниками земле построить не сможем, тем более нового общества. Мы должны от этого отвернуться, и это отвращение от ленинской коммунистической мерзости будет актом покаяния…» (Димитрий Смирнов. Глава синодального отдела РПЦ призвал молиться об уничтожении мумии Ульянова-Ленина и низвержении большевистских истуканов. www.newsru.com. Москва. Опубл.: 28 января 2011 )

Не хоронить Ленина в назидание потомкам: russians must face up to Lenin’s brutal legacy – as Germans did Hitler’s

«Забальзамированное тело Ленина с 1924 года выставлено на всеобщее обозрение на Красной площади в Москве. Сегодня звучат призывы предать земле человека-бога из Советской России. Около 2/3 населения эти призывы поддерживает. […] Захоронение Ленина будет ужасным и нечестным. Это риск стереть из памяти насильственное коммунистическое наследие, которое породил Ленин. Ленинская политика социализма обанкротила Россию морально и экономически, поставила страну в ряд «третьего мира»… даже сегодня. […] Когда новые спасители-националисты, похожие на нынешнего премьер-министра Владимира Путина, появляется на сцене, демонстрируя высокомерие Ленина и практикуя ленинское мессианское видение, русские должны смотреть на мавзолей Ленина — это страшнное напоминание жесткой и разрушительной идеологии нетерпимости за пределами воображая. […] Культ личности Ленина и его наследников привел страну к лагерям, массовому голоду, геноциду и другие невыразимым бедствиям. Русским необходимы видимые символы, такие, как гранит мавзолея на Красной площади, чтобы напомнить всем о преступлениях, совершенных правящей верхушкой, которая уверена, что существует только одна её истина». (Walter Rodgers. Russians shouldn’t bury Lenin until they uncover his lies. Пер. Юрия Серова. The Christian Science Monitor. 03.15.2011)

Обаяние – коронная фишка диктаторов и их челяди

«Вообще, человеческое обаяние – это коронная фишка диктаторов и их челяди. Это не важно, что они делают; важно, как они выглядят. Ленин – «самый человечный человек». То, что он организатор красного террора, так это время было такое и суровая революционная необходимость. Зато он, говорят, детей любил. И Гитлер детей на ручки брал и даже им улыбался. Сталин тоже как-то раз, стоя на Мавзолее, девочку на руки взял. А то, что они полмира в крови утопили, так это у них работа была такая.» (Подрабинек Александр. Лизуны. www.facebook.com/alexander.podrabinek. Москва. 26.09.2016)

Сначала на лжи построили революцию…

Схиархимандрит Илий, духовник патриарха Кирилла: «Господь дал нам Победу. Но никакой не Сталин, бандит этот! Сколько русских душ они вместе с Ульяновым погубили! Скольких они лишили жизни только на Колыме, на Соловках, на севере, на юге. За что? За что расстреливали совершенно невинных людей?»
(Старец Илий. Безбожие принесло жадность. Еженедельник «Аргументы и Факты». № 41. Москва. 12.10.2016)



Глава из книги Вячеслава Никонова «Ленин. Человек, который изменил все» — Сноб

В книге «Ленин. Человек, который изменил все» (издательство «Эксмо») политик и доктор исторических наук Вячеслав Никонов рассказывает о жизни основателя Коммунистической партии Советского Союза, которая правила в стране три четверти века. «Сноб» публикует главу о пломбированном вагоне, в котором в апреле 1917 года Ленин вместе с единомышленниками добрался из Швейцарии в Россию

Владимир Ленин прибывает на Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге, апрель 1917 года
Фото: Universal History Archive/Getty Images

С первого известия Ленин яростно рвался в Питер, не доверяя политической зрелости своих младших товарищей. «Надо было видеть ВИ в эти дни, — замечал Харитонов. — Сказать, что это был лев, только что схваченный и посаженный в клетку, или сравнить его с орлом, которому только что срезали крылья, — все это бледно в сравнении с тем, что представлял собой ВИ в эти дни. Вся его гигантская воля в это время была сконцентрирована вокруг одной мысли: ехать». Попасть в Россию можно было только через Швецию. А дорога в Швецию лежала либо через Францию, Англию или Голландию, либо через Германию. В странах Антанты существовали специальные контрольные списки злостных пораженцев, которым въезд был строжайшим образом запрещен. Был в них и Ленин. 

«Сон пропал у Ильича с того момента, когда пришли вести о революции, и вот по ночам строились самые невероятные планы». Первый план в письме Карпинскому 6  (19) марта: «Возьмите на свое имя бумаги на проезд во Францию и Англию, а я поеду по ним через Англию (и Голландию) в Россию. Я могу одеть парик. Фотография будет снята с меня уже в парике, и в Берне в консульство я явлюсь с Вашими бумагами уже в парике. Вы тогда должны скрыться из Женевы минимум на несколько недель: . .. на это время Вы должны запрятаться архисерьезно в горах, где за пансион мы за Вас заплатим, разумеется».

Он начинает через третьих лиц зондировать в английском посольстве возможность ехать через Великобританию. Результатами зондажа вновь 6 (19) марта делится с Арманд: «Я уверен, что меня арестуют или просто задержат в Англии, если я поеду под своим именем… Факт! Поэтому я не могу двигаться лично без весьма “особых” мер. В такие моменты, как теперь, надо уметь быть находчивым и авантюристом. Надо бежать к немецким консулам, выдумывать личные дела и добиваться пропуска в Копенгаген, платить адвокатам цюрихским: дам 300 frs., если достанешь пропуск у немцев. Конечно, нервы у меня взвинчены сугубо. Да еще бы! Терпеть, сидеть здесь…».

Зиновьев запомнил и другие планы: «…проехать в Россию на аэроплане (не хватает малого: аэроплана, нужных для этого средств, согласия властей и т. п.), проехать в Швецию по паспортам глухонемых (увы, мы не знаем ни слова по-шведски)». Но вскоре появляется более реалистичный, но и более опасный план. На собрании коллег-эмигрантов в Берне 6 (19) марта Мартов выдвинул идею переезда застрявших в Швейцарии российских граждан через Германию — в обмен на интернированных в России немцев. Узнав об этой инициативе, Ленин писал Карпинскому: «План Мартова хорош: за него надо хлопотать, только мы (и Вы) не можем делать этого. Нас заподозрят. Надо чтобы, кроме Мартова, беспартийные русские и патриоты — русские обратились к швейцарским министрам (и влиятельным людям, адвокатам и т. п.) с просьбой поговорить об этом с послом германского правительства в Берне. План, сам по себе, очень хорош и очень верен». 

Этим влиятельным ходатаем за русских эмигрантов стал Гримм, которому в тот момент померещилось, что впереди его ждут лавры миротворца — человека, который приведет Европу к долгожданному миру, отправив в Россию сторонников замирения. Он 10 (23) марта встретился по этому поводу с немецким посланником в Швейцарии бароном Гисбертом фон Ромбергом. Тот сразу же прислал главе германского МИДа телеграмму: как реагировать на то, что «находящиеся здесь видные революционеры желают вернуться в Россию через Германию». Артур Циммерман ответил тоже немедленно: «Поскольку в наших интересах, чтобы влияние радикального крыла русских революционеров возобладало, мне кажется желательным разрешить революционерам этот транзит». 

Германия связывала с Лениным, да и с другими пораженцами, которые последуют по его пути, далеко идущие планы. Решение о пропуске через ее территорию принималось на уровне высшего дипломатического и военного руководства и было санкционировано самим кайзером. Цели были очевидны. Людендорф писал: «С военной точки зрения его проезд через Германию имел свое оправдание: Россия должна была рухнуть в пропасть. Но нашему правительству нужно было следить за тем, чтобы мы не погибли вместе с ней». Высшее командование 12 (25) марта ответило в Берн: «Против транзита русских революционеров в специальном поезде с надежным эскортом оно не возражает». 

Русские эмигранты еще не в курсе, что их судьба уже решается в Берлине. Ганецкий в тот день получает телеграмму от Ленина: «У нас непонятная задержка. Меньшевики требуют санкции Совета рабочих депутатов. Пошлите немедленно в Финляндию или Петроград кого-нибудь договориться с Чхеидзе, насколько это возможно. Желательно мнение Беленина». Ленин 14 (27) марта выступает в цюрихском Народном доме с докладом «О задачах РСДРП в русской революции», где произносит зловещие пророческие слова: «Превращение империалистической войны в войну гражданскую началось… Своеобразие исторической ситуации данного момента как момента перехода от первого этапа революции ко второму, от восстания против царизма к восстанию против буржуазии».

Ленин еще никак не решится. 15 (28) марта он телеграфирует Ганецкому: «Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев». Но вот новая вводная, о которой Мартов сообщает 17 (30) марта: «Из России ничего не приходит: теперь ясно, что милюковская банда, дав полную свободу внутри, снаружи установила “кордон” хуже прежнего. Это злит чрезвычайно, тем более что сулит большие затруднения с поездкой в Россию. Уже есть вести, что англичане “фильтруют”, пропуская одних соцпатриотов… Мы решили, напротив, все усилия направить на то, чтобы добиться соглашения о пропуске нас через Германию в обмен на немецких гражданских пленных. И, представь, при первых же неофициальных справках (через швейцарского министра) получился ответ, что Германия пропустит всех без разбора… 

Вчера у меня с Лениным и др. состоялось об этом совещание. Ленин категорически заявил: надо сейчас же принять и ехать, а если завести в Питере канитель об обмене, Милюков сорвет все предприятие. Мы ответили самым решительным образом, что это невозможно: приехать в Россию в качестве подарка, подброшенного Германией русской революции, значит, ходить перед народом с «парвусовским ореолом». Пока наш натиск, кажется, подействовал, хоть и с неудовольствием, Ленин согласился ждать переговоров… Лично большевики стали весьма любезны. И мы теперь с Зиновьевым и Лениным возобновили личные отношения».  

В тот же день Ленин получил телеграмму от Ганецкого. В Стокгольм из Петрограда прибыла партийный курьер М. И. Стецкевич. Она привезла послание от Русского бюро ЦК с требованием немедленного приезда Ленина в Россию, поскольку «нашим недостает руководства» и «каждый упущенный час ставит все на карту». Ленин меняет позицию и 18 (31) марта телеграфирует Гримму: «Наша партия решила безоговорочно принять предложение о проезде русских эмигрантов через Германию и тотчас же организовать эту поездку. Мы рассчитываем уже сейчас более, чем на десять участников поездки». Вечером того же дня Ленина разыскивает швейцарский социал-демократ Пауль Леви: ему только что позвонил Ромберг и сообщил о решении германского правительства разрешить проезд. Ленин и Зиновьев подписывают постановление Заграничной коллегии ЦК РСДРП: «Предложение немедленного отъезда нами принято, и все, желающие сопровождать нас в нашем путешествии, должны записаться». Предложение адресовано всем русским эмигрантам.

В рабочем клубе «Айнтрахт» 20 марта (2 апреля) прошло собрание представителей эмигрантских центров — меньшевиков, эсеров, групп «Начало», «Вперед» и Польской партии социалистов. После выступления Ленина начался гвалт. Решение не поддерживают, признают политической ошибкой, предлагают добиться предварительного согласия либо Милюкова, либо Совета.

«Вы хотите уверить меня, что каким-нибудь клеветникам удастся сбить с толку рабочих и уверить их, будто мы, старые испытанные революционеры, действуем в угоду германского империализма. Да это курам на смех», — возражает Ленин.

Он в ярости: «Я считаю сорвавших общее дело меньшевиков мерзавцами первой степени, «боящихся того, что скажет “общественное мнение”, т. е. социал-патриоты!!!». Гримм отказывается продолжать выполнять свои посреднические функции без одобрения всей затеи со стороны российского Временного правительства. Нужен новый посредник, который будет вести переговоры от имени уже не объединенного ЦК политэмигрантов в Швейцарии, а только от «группы Ленина». Выбор падает на Платтена. В его сопровождении Ленин, Крупская, Зиновьев с супругой и Радек едут в Берн. Ленин пишет Инессе Арманд: «Надеюсь, что в среду мы едем — надеюсь, вместе с Вами. .. Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10–12 хватит, ибо нам здорово помогли товарищи в Стокгольме… Вполне возможно, что в Питере теперь большинство рабочих социал-патриоты… Повоюем. И война будет агитировать за нас». Деньги были от Ганецкого, который тогда работал у Парвуса. 

20 марта (2 апреля) Ромбергу пришла шифровка из германского МИДа: «Согласно полученной здесь информации желательно, чтобы проезд русских революционеров через Германию состоялся как можно скорее, так как Антанта уже начала работу против этого шага в Швейцарии». Поэтому, когда Платтен на следующий день звонит немецкому посланнику, тот сразу принимает его и предлагает конкретные переговоры об условиях проезда. Их разрабатывают в ночь на 21 марта (3 апреля). Луначарский пишет жене: «Ленин произвел на меня прекрасное, даже грандиозное, хотя и трагическое, почти мрачное впечатление… Он слишком торопится ехать, и его безусловное согласие ехать при согласии одной Германии безо всякой санкции из России я считаю ошибкой, которая может дурно отозваться на будущем его. .. Но Ленин — грандиозен. Какой-то тоскующий лев, отправляющийся на отчаянный бой». 

Платтен 22 марта (4 апреля) вновь был у фон Ромберга с текстом условий. Расскажет сам Ленин: «Он заключил точное письменное условие с германским послом в Швейцарии… Главные его пункты: «1) Едут все эмигранты без различия взглядов на войну. 2) Вагон, в котором следуют эмигранты, пользуется правом экстерриториальности, никто не имеет права входить в вагон без разрешения Платтена. Никакого контроля ни паспортов, ни багажа. 3) Едущие обязуются агитировать в России за обмен пропущенных эмигрантов на соответствующее число австро-германских интернированных».

Объединенный эмигрантский ЦК в Цюрихе 22 марта (4 апреля) вновь подтверждает свою позицию, призвав «не вносить дезорганизации в дело возвращения политической эмиграции и дождаться результата шагов, предпринятых ЦК как органом политической эмиграции в целом». ЦК вновь обращается в российское посольство в Берне с официальным запросом о возможных путях попадания в Россию и получает ответ: «В настоящее время пути для проезда в Россию нет». Аксельрод, Мартов, Рязанов, Натансон, Луначарский и другие шлют телеграммы Керенскому, Чхеидзе с предложением обменять эмигрантов на немецких пленных. Ответы были отрицательными: «это произвело бы весьма печальное впечатление». Руководители Совета обещали добиться разрешения на проезд через Англию.

Издательство: Эксмо

Ленин, как может, пытается страховаться от неизбежных обвинений в нелояльности или предательстве. Бюро большевистского ЦК в Петрограде не имело никаких иллюзий по поводу негативных последствий решения ехать через территорию главного врага, но не испытывали и никаких комплексов. Молотов замечал: «Ленин и большевики прекрасно понимали, что иногда необходимо использовать некоторые иллюзии и политическую близорукость классового врага…». Бюро вновь направляет в Стокгольм Стецкевич, которой, по утверждению Шляпникова, был дан наказ: «В. И. Ленин должен проехать каким угодно путем, не стесняясь ехать через Германию, если при этом не будет личной опасности быть задержанным. Послали в Стокгольм немного денег». Ганецкому Шляпников направляет телеграмму: «Ульянов должен приехать немедленно». «Пишу в ней без конспирации прямо о Ленине, предполагая, что и сама телеграмма, высланная из России, имеет характер документа и может пригодиться». Ганецкий и Воровский, 24 марта (6 апреля) пересылая Ленину эти телеграммы, от себя добавляли: «Просим непременно сейчас же выехать, ни с кем не считаясь».

Для проезда Ленина с компанией в Россию одной воли Берлина было мало, необходимо было еще согласие Стокгольма и как минимум непротивление Петрограда. Дипломатическая битва развернулась в Швеции, где победа осталась за Германией. «Генштабисты из Берлина, германский посол, а также Гельфанд со своими беседами за политическими кулисами привели к тому, что шведы дали официальное разрешение на проезд». Разрешение на въезд Ленина в конечном счете было получено и от российского МИДа. Милюков полагал, что сами обстоятельства возвращения Ленина в России лишат его политического будущего.

Крупская рассказала: «Когда пришло письмо из Берна, что переговоры Платтена пришли к благополучному концу, что надо только подписать протокол и можно уже двигаться в Россию, Ильич моментально сорвался: «Едем с первым поездом».

В течение двух часов все было сделано: уложены книги, уничтожены письма, отобрана необходимая одежда, вещи, ликвидированы все дела». 27 марта (8 апреля) Ленин с супругой прибыли в Цюрих, откуда был назначен отъезд. Все отъезжавшие — 31 человек, включая двоих детей, собрались в ресторан «Церингерхоф». Наиболее примечательными фигурами, кроме четы Лениных, были Зиновьевы, Арманд, Сафаровы, Мариенгофы, Усиевичи, Харитонов, Линде, Цхакая, Сулиашвили, Сокольников, Радек, несколько «нашесловцев» и бундовцев. Из ресторана в половине третьего двинулись на вокзал — с баулами, подушками и одеялами. Там уже собралась группа возмущенных эмигрантов, чтобы выразить им свое презрение. Друзья Платтена и железнодорожники вытеснили протестующих с платформы. «Ни вещей у нас при посадке не спрашивали, ни паспортов. Ильич весь ушел в себя, мыслью был уже в России». Сулиашвили запомнил: «Лицо Ленина было беспокойно и угрюмо. Его глаза скрылись в ресницах. Молчал, не разговаривал».

Поезд стартовал в 15.10, и первой остановкой был пограничный Тайнген, где швейцарская таможня пересчитала пассажиров и устроила полный досмотр багажа, отобрав излишки запрещенных к вывозу товаров, прежде всего шоколад. Вагон перегнали через границу на немецкую станцию Готмадинген. «Нас ожидали немецкие офицеры, — врезалось в память Радеку. — Они указали нам зал таможни, в котором должны были пересчитать число живых “снарядов”, транспортируемых ими в Россию. Паспорта спрашивать на основе договора они не имели права. Поэтому в таможне мужчин и женщин разделили по обе стороны стола, чтобы по дороге кто-нибудь из нас не улетучился или, подменив русского большевика немецкой барышней, не оставил в Германии зародыш революции… Мы стояли молча, и чувство было очень жуткое. ВИ стоял спокойно у стены, окруженный товарищами». В зале ожидания 3-го класса накрыли ужин.

Утром 28 марта (10 апреля) подали вагон — наполовину мягкий, наполовину жесткий, — три двери которого были опечатаны пломбами. «Вагон прицепили к поезду на Франкфурт. Первое мягкое купе отдали немецким офицерам. У его дверей провели мелом жирную черту — границу “экстерриториальности”. Ни немцы, ни россияне не имели права переступать через нее. Отдельное купе дали Ленину и Крупской… Но когда дележ закончился, выяснилось, что нескольких спальных мест не хватает. Тогда для мужчин составили график очередности сна». Харитонов запомнил, что Ленин очень много ходил взад и вперед по вагону».

Крупская: «Мы смотрели в окна вагона, поражало полное отсутствие взрослых мужчин: одни женщины, подростки и дети были видны на станциях, на полях, на улицах города. Эта картина вспоминалась потом часто в первые дни приезда в Питер, когда поражало обилие солдат, заполнявших все трамваи». Действительно — немцы защищали Отечество, россияне — в том числе и благодаря ленинской пропаганде — не очень.

Утром 29 марта (11 апреля) вагон прибыл в Берлин — сначала на Потсдамский, а затем на Штеттинский вокзал. За событием следил и кайзер Вильгельм II. В тот день он писал Бетману-Гольвегу: «Эмигрантам следовало бы за проезд в качестве ответной услуги предложить выступить в России за немедленное заключение мира». Поговорить на эти темы с Лениным выразили желание немецкие социалисты, но встретили его решительный отпор. «Когда мы ехали в вагоне по Германии, то эти господа социал-шовинисты, немецкие Плехановы, лезли к нам в вагон, но мы им ответили, что ни один социалист из них к нам не войдет, а если войдут, то без большого скандала мы их не выпустим».

Из Берлина вагон отправился в портовый Засниц, откуда предстояло плыть в Швецию. Путешественники предпочли не ступать на немецкую землю и переночевали в вагоне, который поутру вкатили в трюм парома «Королева Виктория». Немецкая свита осталась на берегу. «Пароход был товарный, — писал Сулиашвили. — На палубе его помещалось два ряда товарных вагонов. Пассажирами были только мы. Рассеялись по палубе. Смотрели вдаль… Хотя пароход был большой и порядочно нагруженный, но, вследствие волнения моря, сильно качался. Было заметно, как все сдерживались, чтобы миновать морскую болезнь. Кажется, это и было причиной того, что Ленин так яростно шагал по палубе».

Около шести вечера 30 марта (12 апреля) паром причалил в Треллеборге, где его встречал Ганецкий: «Горячие приветствия, вопросы, суета, крик ребят. У меня от радости слезы на глазах… Минуты нельзя терять, — через четверть часа едет поезд в Мальмё». К девяти добрались в Мальмё, где Ганецкий устроил пир горой в кафе гостиницы «Савой».

И уже в ночь на 31 марта (13 апреля) компания поездом отправляется в Стокгольм, куда благополучно прибывает в 10 утра. На Центральном вокзале ажиотаж — множество журналистов и фотокорреспондентов, встречают бургомистр столицы Карл Линдхаген, русская публика. Ленин передал прессе официальное коммюнике о поездке и ограничился кратким заявлением: «Самое важное, чтобы мы прибыли   Россию как можно скорее. Дорог каждый день».

В Стокгольме он отправился в российское консульство, где получил официальное свидетельство о приезде всей группы эмигрантов в Россию. Создал Заграничное представительство ЦК в составе Воровского, Ганецкого и Радека, которым предстояло остаться в Швеции. О встрече просил и специально приехавший Парвус. Но Ленин предпочел с ним не видеться. «Здесь уже переменилось лицо Ленина, — помнил Сулиашвили. — Глаза блистали, он отдавал распоряжения, спешил. Просил местных товарищей, чтобы они устроили нашу поездку в тот же день. Писал телеграммы в Петроград. Послал одну телеграмму и Чхеидзе, подписанную Миха и мной, чтобы он со своей стороны принял бы все меры, чтобы нас не задержали при въезде в Россию». Цхакая в свое время принимал Чхеидзе в партию.

На сделанной в Стокгольме фотографии Ленин — с зонтиком, в шляпе, зимних ботинках и пальто, он идет делать историю… В не менее решительной манере Ленин направился в универмаг в компании Радека: «Мы купили Ильичу сапоги и начали его прельщать другими частями гардероба. Он защищался, как мог, спрашивая нас, думаем ли мы, что он собирается по приезде в Петроград открыть лавку готового платья, но все-таки мы его уломали и снабдили парой штанов». В полседьмого вечера под звуки «Интернационала» поезд тронулся в 1000-километровый путь по железной дороге до пограничного пункта Хапаранда — одного из очень немногих окошек, оставшихся для общения России с Западом. 

Там Ленин зашел в российское консульство, где получил причитавшееся каждому возвращавшемуся эмигранту пособие в 300 крон, после чего приобрел 32 билета III класса до Петрограда. Границу пересекали на санях с запряженными в них небольшими лошадками. «Помнится, это было ночью, — напишет Зиновьев. — Переезд по замерзшему заливу на санях. Длинная узенькая лента саней. На каждых из этих саночек по два человека. Напряжение достигает максимальной степени… ВИ внешне спокоен». Елена Усиевич дала Ленину свой красный платок, привязанный к лыжной палке. «ВИ высоко поднял над головой красный флаг, и через несколько минут, со звоном бубенчиков, с поднятым над головой Ленина маленьким флажком, мы въехали на русскую территорию».  

Но приключения на этом не кончились. В условиях развала российской правоохранительной системы границы между Швецией и Финляндией контролировали… англичане, у которых не было ни малейших оснований испытывать симпатии к Ленину. «Они были грубы и бесцеремонны… Начали с Платтена… Заявили, чтобы он под конвоем убирался назад в Хапаранду, ибо в пересечении границы ему отказано. Обыск, учиненный англичанами, носил умышленно оскорбительный характер». Вечером был подан отдельный вагон, куда погрузили всю группу, и приставили к нему конвой. Ленин успел дать телеграмму сестрам: «Приезжаем понедельник, ночью, 11. Сообщите “Правде”».

«Все мы были твердо уверены, что по приезде в Петроград мы будем арестованы Милюковым и Львовым, — подтверждал Зиновьев. — Больше всех в этом уверен был ВИ. И к этому он готовил всю группу товарищей, следовавших за ним. Для большей верности мы отобрали даже у всех ехавших с нами официальные подписки в том, что они готовы пойти в тюрьму и отвечать перед любым судом за принятое решение поехать через Германию. Чем ближе к Белоострову, тем больше возрастает волнение».

Владимир Ленин 150 | MR Online

В ознаменование 150-летия со дня рождения Ленина мы делимся последним выпуском серии «Революционеры в обзоре» Пола Леблана, посвященной Владимиру Ленину — центральному лидеру русской революции 1917 года, которая свергла царское правление и попыталась создать новое социалистическое общество.

Владимир Ильич Ульянов (1870-1924) родился в большой и любящей семье, пользовавшейся определенным общественным положением, высокой культурой, склонной верить в право на «жизнь, свободу и стремление к счастью». для всех людей. Демонстрируя в детстве богатую энергию, юмор и ум, он под именем «Ленин» станет невероятно эффективным революционным теоретиком и организатором. Из-за этого его любили многие трудящиеся, но его также осуждали, начиная с его времени и до наших дней, со стороны тех, кто поддерживает статус-кво.

Российская империя, в которой он жил, находилась под властью абсолютной тирании русской монархии, царей, в сочетании с землевладельческой аристократией и динамично индустриализирующимся капитализмом. Для обогащения богатой российской элиты подавляющее рабочее большинство — как растущий рабочий класс на фабриках, так и гораздо более многочисленное крестьянство — подвергалось жестокой эксплуатации и угнетению.

Ленин помог свергнуть эту систему, возглавив русскую революцию 1917 года во имя освобождения человечества.

Его высокие цели были сорваны, но те, кто стремится не просто говорить о революционных изменениях, но и реально способствовать их осуществлению, могут многому у него научиться.

Организация

Среди вкладов Ленина есть организационные. Следуя изречению Карла Маркса о необходимости «сочетания рабочего движения с социализмом», Ленин настаивал:

Наша главная и основная задача — способствовать политическому развитию и политической организации рабочего класса.

Он настаивал на том, что серьезное социалистическое движение должно отказаться от апатичного и дилетантского подхода: «Мы должны воспитывать людей, которые посвятят революции всю свою жизнь, а не только свободные вечера». Он утверждал, что вместо небольших кружков переутомленных активистов мы должны создать организацию, достаточно большую, чтобы позволить ввести строгое разделение труда в различных формах нашей работы.

Такая организация не должна «ограничивать свою деятельность каким-то одним предвзятым планом или методом политической борьбы». Вместо этого

признает все методы борьбы, «если они соответствуют имеющимся ресурсам» и способствуют достижению наилучших результатов, возможных в данных условиях.

При таком подходе может получиться сильная организация. «Если у нас будет сильно организованная партия, то одна забастовка может превратиться в политическую демонстрацию, в политическую победу над властью», — пояснил он.

Если у нас есть сильно организованная партия, бунт в одном месте может перерасти в победоносную революцию.

Ленин считал, что этому может способствовать не жесткая структура с нисходящей дисциплиной, а развитие «серьезной организации настоящих революционеров», «сообщества товарищей, в котором господствует полное взаимное доверие» и в котором все,

имеют живое чувство ответственности.

Термин «демократический централизм» часто используется для описания ленинского подхода, который слишком часто искажается до жесткого понятия, противоположного тому, за что выступал Ленин. Различные точки зрения на пути революционной борьбы были естественны и необходимы, и на организованных революционеров возлагалась обязанность «обеспечить, чтобы идеологическая борьба внутри партии по вопросам теории и тактики велась как можно более открыто, широко и свободно». », хотя таким образом, «что никоим образом… не нарушает и не мешает единству революционного действия» социалистически настроенных рабочих.

Он пояснил:

Мы глубоко убеждены, что рабочие… организации должны быть едины, но в этих объединенных организациях должно быть широкое и свободное обсуждение партийных вопросов, свободная товарищеская критика и оценка событий партийной жизни. … Мы все были согласны с принципами демократического централизма, гарантиями прав всех меньшинств и всякой лояльной оппозиции, с автономией каждой партийной организации, с признанием того, что все партийные работники должны быть избраны, подотчетны партии и подчиняться отзывать.

Народная трибуна

В то время как все русские марксисты более или менее соглашались с общими взглядами, выдвинутыми Лениным, возник резкий раскол между теми, кто вместе с Лениным относился к этой ориентации более серьезно (известными как большевики, члены большинства), и другие, менее дисциплинированные (известные как меньшевики, члены меньшинства).

Еще одно острое разногласие между большевиками и меньшевиками касалось того, с каким классом следует объединиться рабочим в борьбе против царизма. Меньшевики считали, что очевидными союзниками были прокапиталистические либералы, в то время как Ленин и его единомышленники утверждали, что рабочие не могут позволить себе доверять прокапиталистическим либералам, выбирая вместо этого более радикальный союз рабочих и крестьян.

Ленин также отвергал исключительную направленность на узко концептуализированный рабочий класс, настаивая на том, что революционные социалисты должны обратить внимание,

, на жестокое обращение с людьми со стороны полиции, преследование религиозных сект, порку крестьян, возмутительные цензура, пытки солдат, преследование самых невинных культурных начинаний и т. д.

Он особенно возражал против так называемых марксистов, которые отдавали приоритет экономической и трудовой борьбе. Идеал серьезных социалистов,

должен быть не секретарем профсоюза, а народным трибуном, способным реагировать на каждое проявление тирании и угнетения, где бы оно ни проявлялось, какой бы слой или класс людей оно ни затрагивало.

Активист, желающий заменить капитализм рабочей демократией и построить социалистическое будущее, должен уметь,

, обобщить все эти проявления и составить единую картину полицейского насилия и капиталистической эксплуатации.

Надо,

, использовать всякое, хотя бы малое, событие, чтобы изложить перед всеми… социалистические убеждения и… демократические требования, чтобы разъяснить всем и каждому всемирно-историческое значение борьбы за освобождение пролетариата.

Империализм и демократическая борьба

Эти аспекты ленинского подхода согласовывались с глобальными измерениями его стратегической ориентации: противостояние империализму и повсеместное продвижение демократии.

Он объяснил:

Империализм означает все возрастающее угнетение народов мира горсткой великих держав. Это означает период войн между последними для расширения и укрепления гнета народов; это означает период обмана народных масс лицемерными социал-патриотами, т. е. лицами, которые под предлогом «свободы наций», «права наций на самоопределение», «защиты отечества», оправдывать и защищать угнетение большинства народов мира великими державами.

Против этого революционные социалисты должны сосредоточиться на «разделении наций на угнетающих и угнетенных, которое составляет сущность империализма». Например, он призвал поддержать борьбу Ирландии (угнетенной нации) против империалистической Британии (угнетающей нации). Социалисты должны противостоять мировой войне империалистической резни (1914-1918 гг.), когда конкурирующие нации-угнетатели стремятся контролировать как можно больше угнетенных наций.

Этот подход был тесно переплетен с общей борьбой за подлинную демократию, которую Ленин считал неотделимой от социалистической революции:

Пролетариат не может победить иначе, как через демократию, т. е. путем полного осуществления демократии и связывания с каждым шагом своей борьбы демократических требований, сформулированных в самых решительных выражениях… Мы должны соединить революционную борьбу против капитализма с революционной программой. и тактика на все демократические требования: республика, милиция, всенародное избрание чиновников, равноправие женщин, самоопределение наций и т. д.

Ни одно из этих требований не может быть реализовано при капитализме, утверждал Ленин, кроме – в лучшем случае – «в неполном и искаженном виде».

Следовательно:

Опираясь на уже достигнутую демократию и вскрывая ее несовершенство при капитализме, мы требуем свержения капитализма, экспроприации буржуазии, как необходимой основы как для уничтожения нищеты масс, так и для за полное и всестороннее проведение всех демократических реформ.

Ленин взял то, что многие называют «долгим взглядом» на историю:

Одни из этих реформ будут начаты до свержения буржуазии, другие в ходе этого свержения, третьи после него. Социальная революция есть не отдельное сражение, а период, охватывающий ряд сражений по всевозможным вопросам экономической и демократической реформы, которые завершаются лишь экспроприацией буржуазии. Вполне возможно, что рабочие той или иной страны свергнут буржуазию еще до того, как будет полностью осуществлена ​​хотя бы одна коренная демократическая реформа.

Его вывод:

Однако совершенно немыслимо, чтобы пролетариат, как исторический класс, был в состоянии победить буржуазию, если он не подготовлен к этому воспитанием в духе самого последовательного и решительного революционная демократия.

Наследие

Радикальная рабочая демократия, которой Ленин посвятил свою жизнь, потерпела поражение в результате революционной борьбы. Несмотря на его интернационалистские надежды, русская революция оказалась изолированной во враждебном капиталистическом мире. Насилие и экономическое удушение, организованное враждебным капиталистическим союзом, заблокировали цель революции — далеко идущую демократию, и бюрократическая диктатура кристаллизовалась при его товарище Иосифе Сталине, несмотря на оппозицию умирающего Ленина.

Тем не менее, несмотря на окончательный провал социалистической революции в России, социалисты и активисты во всем мире продолжают оглядываться на Ленина и большевиков и на его непреходящее революционное наследие.

Ежемесячный обзор не обязательно придерживается всех взглядов, изложенных в статьях, опубликованных на сайте MR Online. Наша цель — поделиться различными точками зрения левых, которые, по нашему мнению, наши читатели сочтут интересными или полезными. — Ред.

Что делать?

Источники

Маркс и Энгельс:
Коммунистический манифест

Маркс:
Гражданская война во Франции

Маркс:
Отчуждение

Маркс:
Теория истории

Маркс и Энгельс:
О человеческой природе

Английский:
Анти-Дринг

Энгельс:
Насилие и происхождение государства

Энгельс:
Социализм: утопический и научный

Маркс, Энгельс, Ленин:
О диалектике

Ленин:
Что делать?

Ленин:
Империализм

Ленин:
Государство и революция

Ленин: Военный коммунизм

Ленин:
Культурная революция

Ленин:
Левый коммунизм

Ленин:
Американские революции

Ленин:
Французские революции

Ленин:
О рабочем контроле

Ленин:
О религии

Ленин:
О гонке вооружений

Троцкий:
Милитаризация труда

Люксембург:
Русская революция

Цеткин:
Женский вопрос

Мао:
Роль коммунистической партии

Мао:
О насилии

Мао:
В армии

Мао:
О женщинах

Мао:
Великая пролетарская культурная революция

Мао и Фидель:
Падение американской империи

Гевара:
Человек и социализм на Кубе

Холл и Уинстон:
Борьба с расизмом

Фанон:
Национальное освобождение и культура

Кабрал: национальное освобождение и культура

Нкрума: неоколониализм

Владимир Ленин считается величайшим из всех революционных тактиков. Он больше, чем кто-либо другой, отвечал за тактику «Великой Октябрьской революции», породившей Советский Союз. Его самая важная книга о тактике была «Что делать?». — написано в 1902. Он считал, что эта тактика подтверждена успехами революции, когда писал другую книгу о тактике после революции.

Разобравшись с другими предварительными вопросами, Ленин обращается к трем основным вопросам: «о характере и основном содержании нашей политической агитации, о наших организационных задачах и о плане построения одновременно и с разных сторон боевой общероссийской организации».

Ленин подчеркивает важность теории и руководящейся этой теорией революционной партии: «Без революционной теории не может быть революционного движения… роль борца передового отряда может выполнить только партия, руководствующаяся самой передовой теорией». Далее он цитирует Энгельса, что теоретическая борьба так же важна, как политическая и экономическая борьба.

А откуда теория? Она не возникает стихийно из классовой борьбы, а требует работы интеллектуалов. Для пояснения Ленин цитирует Карла Каутского: «Конечно, социализм, как учение, имеет свои корни в современных экономических отношениях точно так же, как классовая борьба пролетариата, и, как последняя, ​​возникает из борьбы против капиталистической -создали нищету и нищету масс.Но… современное социалистическое сознание может возникнуть только на основе глубоких научных знаний… Носителем науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция: она была в сознании отдельных члены этого слоя породили современный социализм, и именно они передали его более интеллектуально развитым пролетариатам, которые, в свою очередь, вносят его в пролетарскую классовую борьбу там, где это позволяют условия.

Политическая агитация должна поднимать сознание рабочих (и других классов) от сознания своего положения к пониманию «отношений всех классов и слоев к государству и правительству… разъяснить для все и всем всемирно-историческое значение борьбы за освобождение пролетариата» [т. рабочий класс].

Он описывает задачи революционной партии. Он «соединяет в одно неразрывное целое наступление на правительство от имени всего народа, революционное воспитание пролетариата и охрану его политической самостоятельности, руководство экономической борьбой рабочего класса и использование все его стихийные конфликты с его эксплуататорами, которые возбуждают и вовлекают в наш лагерь все возрастающие массы пролетариата».

Организационная задача революционеров «должна состоять прежде всего из людей, делающих революционную деятельность своей профессией… все различия, как между рабочими и интеллигентами , не говоря уже о профессиональных и профессиональных различиях, в обоих разрядах должны быть Такая организация поневоле должна быть не очень обширной и должна быть как можно более секретной».

Ключ, по словам Ленина, в лидерстве: «без «дюжины» проверенных и талантливых лидеров (а талантливые люди не рождаются сотнями), профессионально подготовленных, вышколенных многолетним опытом и работающих в полной гармонии, нет класса в современном обществе. может вести решительную борьбу».

Ленин признает, что секретность противоречит демократическому участию. Но он утверждает, что, хотя она и должна быть ограничена, секретность все же необходима. «Сосредоточение всех секретных функций в руках как можно меньшего числа профессиональных революционеров не означает, что последние будут «думать все за всех» и что рядовые члены не будут принимать активного участия в движении. » Ленин утверждает, что эффективность тайного революционного руководства действительно увеличит участие масс за счет чтения ими нелегальной прессы и участия в демонстрациях. Тем не менее, он признает, что его будут критиковать за «анти-недемократические» взгляды.

И, наконец, Ленин призывает к переносу акцента с местной работы на общенациональную, а на первое место ставит связь, в частности общероссийскую политическую газету.

Ленин продолжал выступать за некоторую степень секретности после революции. Например, в марте 1918 года он хотел сохранить в тайне от народа унизительный мирный договор, подписанный с Германией.

С успехом русской революции Ленин усилил свою приверженность подлинно демократическому участию. Поэтому, выступая на I конгрессе Коммунистического Интернационала 4 марта 19 г.19, он сказал, что практическое осуществление подлинной демократии, которая не может быть осуществлена ​​без уничтожения капиталистической бюрократической и судебной машины, «возможно только через советскую, или пролетарскую, демократию… путем привлечения массовых организаций трудящихся. и бесполезное участие в управлении государством…»

Но Ленин никогда не сталкивался с противоречием между секретностью и демократическим участием. Как народ может полноценно участвовать в революции и в строительстве нового общества, если он не знает всего, что происходит? И когда они обнаружат, что от них утаили информацию, не станут ли они циничными и отчужденными?

На самом деле собственные аргументы Ленина в пользу секретности кажутся слабыми, если рассматривать их в свете истории. Вопреки предупреждениям коллег, в том числе Николая Бухарина, Ленин в течение многих лет продолжал доверять свои секреты правительственному шпиону Роману Малиновскому. В результате царское правительство лучше многих революционеров знало, что оно собиралось делать.

Секретность до сих пор остается противоречием социалистической демократии. До конца своего существования Советский Союз оставался крайне закрытым обществом. Эта секретность способствовала отчуждению, экономической неэффективности и возможному краху социализма в Советском Союзе и Восточной Европе.

Задачей XXI века остается развитие революционных партий, выполняющих задачи, поставленные Лениным, при соблюдении принципов культуры мира, в том числе гласности и свободного распространения информации. Для достижения этого перед лицом насилия контрреволюционных сил, включая использование агентов-провокаторов, убийства и тюремное заключение революционных лидеров, требуется новая революционная стратегия.