Возникновение славян: Происхождение славян. Краткий очерк

Происхождение славян. Краткий очерк

История создания…
Происхождение славян. Краткий очерк

     Вопрос происхождения славян является достаточно спорным, и на сегодняшний день существует большое количество теорий, которые с различных точек зрения подходят к изучению данного вопроса. Большинство историков сходится во мнении, что поиск предков славян следует искать во втором тысячелетии до нашей эры. Именно тогда произошло зарождение племени славян, которые проживали на территории, небольшой по размеру, в районе Вислы. В дальнейшем славяне осваивали все новые и новые земли, переселяясь западнее, и, в конечном итоге, достигли реки Одер. В учебниках часто можно встретить предположение, что переселение наших предков продолжилось бы дальше на запад, но через Одер их не пустили предки современных немцев. Одновременно славяне мигрировали и на восток. Абсолютно доказанным фактом является тот, что они достигли берегов Днепра.

 

 

     По мнению В. Седова, первые исторические и географические сведения о древних славянах содержатся в трудах греко-римских авторов, писавших в начале I тыс. н. э. Многими историческими источниками зафиксировано название древних славян — венеды (венеты). Об этом, в частности, читаем у историка VI в. — Иордана. Однако, сами славяне себя так не именовали. Данный этноним употребляется по отношению к ним только иностранными авторами. 

     Согласно «Повести временных лет», родиной древних славян, да и в целом всего человечества была Передняя Азия. Следуя летописи, историю славян начинают с вавилонского столпотворения, когда они выделились из 72 народов, рассеянных в разных направлениях.

 

 Житие восточных славян. Худ. С. В. Иванов, 1909 г. 

 

     Говоря о древних славянах, различают с известной долей условности исторических границ протославян (наиболее отдалённые предки) и праславян (ближайшие предки). Но дело не только в размытости временных границ. Размыты и языковые, и этнические границы. В этой связи возникает принципиальный вопрос: кого относить к предкам славян? Дело в том, что славяне, как, впрочем, в большинстве своём и другие народы, в процессе этно-территориальной локализации сформировались из многих племён и народов.

     Иногда высказывается мысль о том, что изначально предки славян проживали на некоторой небольшой территории, с которой и расселились по необъятным просторам планеты. Несогласие с этой позицией было высказано ещё академиком Б. А. Рыбаковым и поддержано другими авторами. При этом была сформулирована другая, более продуктивная позиция, которая выражается в следующем: никакой «маленькой» прародины славян не существовало, да и не могло существовать согласно закономерностям и особенностям длительного этногенеза больших «массивов». Уже на заре своей истории предки славян представляли собой многочисленные родственные индоевропейские племена, населявшие обширные территории от Средиземного и Чёрного морей на юге до Балтики и Белого моря на севере, от северной Италии и бассейна Эльбы (Лабы) на западе до Малой Азии и бассейна Волги на востоке. И называли они себя своими племенными названиями. Поэтому у их предков на некотором историческом этапе, возможно, и не было единого собирательного названия, обозначавшего всю совокупность протославянских народов, а было несколько собирательных названий, имеющих диалектные различия. Более того, предками славян могли быть представители различных индоевропейских и не индоевропейских этнических групп. Те же прото- и праславянские народы приняли участие в территориальной локализации различных индоевропейских народов. Примеров тому множество. Например, кривичи участвовали в этногенезе славян на территории современной Белоруссии, России, стран Балтии и даже… на северо-западе Индии. Подобным образом обстоит дело с полянами, северянами и другими русско-венетскими народами, принявшими участие в становлении различных ветвей нынешнего славянского мира.

     Древние славяне селились в городищах (аналог современного города). Городища выстраивались с большой оглядкой на безопасность, поскольку в любой момент можно было ожидать нашествия кочевников. Именно поэтому такие селения располагались на возвышенностях — на высоких холмах, в устьях рек. Городища строились близ рек и озер, что обеспечивало население пресной водой, которая также использовалась и для орошения пахотных земель. Род (семья) в городищах проживали в избах. Избы были достаточно примитивны и служили, главным образом, для защиты от природных явлений (дождя, снега и ветра). В самой избе не было ни перегородок, ни разбивки на комнаты. В ней находился только очаг. Многие из таких изб представляли собой землянки, которые углублялись на 1,5 метров, что позволяло лучше удерживать тепло в зимнее время.

 

 Реконструированное городище древних славян 

 

     В Средней Европе примерно за 1700 лет до н.э. из числа родственных правенетских племён начала формироваться единая этническая и культурно-хозяйственная среда. Этап её развития, продолжавшийся примерно с XIII по IV век до н. э., получил наименование лужицкой археологической культуры позднего бронзового и раннего железного веков. Название восходит к славянской области Лужица — Лаузиц на территории Германии). Полабские славяне освоили земли от реки Одры (немецкое название — «Одер») до Лабы (по-немецки — «Эльбы») и её притока Заале. Раскопаны городища, селища, могильники с трупосожжениями. Основу хозяйства лужичан составляли земледелие и скотоводство.

 

 Макет крепости лужицких славян. Шпревальд, Германия 

 

     Древние славяне занимались в основном земледелием и скотоводством. Скот использовался для работы, а также для пропитания жителей племени. В возделываемых культурах преобладали зерновые, излишки которых затем продавались. Древние славяне имели разветвленную сеть торговых путей и торговали с окрестными оседлыми племенами. Именно в развитии этих торговых отношений и кроются основные предпосылки быстрого развития славянской цивилизации. Экономические связи позволяли обеспечивать население, в частности, совершенным оружием, а также различными предметами, необходимыми в повседневной жизни, — тканями, посудой и прочей утварью.  

 

     Источник: Древнерусское государство

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Очерки истории культуры славян. М., 1996.

Очерки истории культуры славян. М.: Издательство «Индрик», 1996.

Редакционная коллегия: В. К. Волков, В. Я. Петрухин, А. И. Рогов, С. М. Толстая, Б. Н. Флоря.

Ответственный секретарь: О. В. Белова.

Предисловие

Часть I. Культура славян в древнейший период их истории

Очерк 1. Происхождение славян и местонахождение их прародины. Расселение славян в V–VII вв. В. В. Седов

Очерк 2. Материальная культура древних славян по данным праславянской лексики. А. Ф. Журавлев

Очерк 3. Религиозные верования древних славян

Язычество древних славян. Н. И. Толстой

Боги древних славян. В. Н. Топоров

Низшая мифология славян. Е. Е. Левкиевская

Очерк 4. Древнейшие черты славянской народной традиции. Л. Н. Виноградова, Н. И. Толстой

 

Часть II. Культура славян в период раннего Средневековья

Очерк 1. Новые явления в материальной культуре древних славян в эпоху раннего Средневековья. В. В. Седов

Очерк 2. Формирование государственности и зарождение политической мысли у славянских народов. Б. Н. Флоря

Очерк 3. Проблемы восприятия славянским миром христианской культуры византийского и латинского круга

Славяне и культура христианского мира в эпоху раннего Средневековья. Принятие славянами христианства. Б. Н. Флоря

Переводная литература у южных и восточных славян в эпоху раннего Средневековья. С. А. Иванов, А. А. Турилов

Очерк 4. Возникновение литературного языка и художественной культуры в первых славянских государствах

Возникновение славянской письменности. Исторические условия ее развития. Б. Н. Флоря

Кирилл и Мефодий как создатели первого литературного языка славян. Е. М. Верещагин

Берестяные грамоты. В. Л. Янин

Литература Великой Моравии. Б. Н. Флоря

Болгарская литература в IX–XII столетиях. И. И. Калиганов

Зарождение сербской и хорватской литературы. Л. К. Гаврюшина

Чешская и польская литература в Х–ХII вв. В. В. Мочалова

Древнерусская литература. О. В. Творогов

Архитектура, живопись и музыка славянских народов до конца XII столетия. А. И. Рогов

Очерк 5. Формирование славянских народностей. Их этническое самосознание в эпоху раннего Средневековья и перспективы его дальнейшего развития. Б. Н. Флоря

Очерк 6. Дифференцирующие и интегрирующие процессы в культуре славянских народов эпохи раннего Средневековья (культура и различные слои общества). Б. Н. Флоря

Очерк 7. На путях к культуре развитого феодального общества. Новые явления в культуре славянского мира в XIII веке

Зарождение славянских литературных языков (до XIII века). А. Д. Дуличенко

Болгарская литература. И. И. Калиганов

Сербская и хорватская литература. Л. К. Гаврюшина

Чешская и польская литература. В. В. Мочалова

Древнерусская литература. О. В. Творогов

Архитектура, живопись и музыка славян в ХIII в. А. И. Рогов

Библиография

Иллюстрации

Нация и государство в ранней славянской истории

Это размышление над книгой Сергея Плохия  Происхождение славянских народов . Плохий предлагает окончательный отчет о происхождении Украины, Беларуси и России. Джастин Кемпф рассматривает влияние их истории на то, как рассматриваются нация и государство.

Отделение нации от государства

Разделение между нацией и государством важно для понимания устройства Европы в двадцатом веке. Распад многонациональных империй породил национальное государство. Настолько полной стала эта трансформация, что перед современным теоретиком стоит задача провести различие между нацией и государством. Термины стали синонимами, но различие между ними проясняет конфликт и хаос современной эпохи.

Нация является источником идентичности, а государство является институциональной основой для управления. Таким образом, в то время как нация является текучим понятием, государство не менее сложно. Государство используется для описания бюрократии и политических органов, таких как суды, законодательные и исполнительные органы. Действительно, весь политический аппарат завернут в то, что называется государством. Тем не менее несоответствия между формальным законом и инструментами государственной власти ослабляют ее общую дееспособность. Государство наиболее сильно, когда его различные компоненты работают как единое целое, но никогда не бывает до конца ясно, когда кончается государство и начинается отдельный политический институт, поэтому концепция государства остается пронизанной противоречиями.

Нации, как уже упоминалось, являются источником идентичности. Они не обязательно привязаны к государству, но могут легко объединиться, потому что национальная идентичность дает общие интересы. Коллективные действия зависят от групповой идентичности при отсутствии формальных механизмов принуждения. Национальная идентичность поощряет коллективные действия среди широкой группы людей, основанные на общих чертах, таких как язык, религия или другие культурные сходства. Но аспекты, которые определяют нацию, никогда не высечены на камне. Люди могут разделять религию, но принадлежать к разным нациям, в то время как другие принадлежат к разным верам, но принадлежат к одной нации. Определение каждой нации изменчиво и меняется со временем.

Национальное государство

Таким образом, национальное государство стало естественным союзом, поскольку оно приняло неформальное чувство идентичности и дало ему формальные механизмы для укрепления себя. Проблема, однако, для нации-государства в том, что нация неформальна, а государство является формальной структурой. Национальная идентичность меняется со временем, но границы государства зависят от чувства постоянства. Таким образом, национальное государство никогда не сможет избежать чувства напряжения, лежащего в основе его развития. Нация продолжает развиваться, а государство старается оставаться прежним.

Советский Союз распался, когда его идентичность распалась на разные национальности. Некоторые из этих наций сформировали независимые государства, такие как Украина. Другие не любили Чечню. Третьи хотели сохранить Советский Союз, но чувствовали необходимость создать государство без четкого чувства национальной идентичности, такое как Беларусь. Его крах дает уроки об идеях наций и государств. Формирование новых государств укрепило эти пробудившиеся национальные идентичности. Но это также привело к возникновению новых расколов в их обществах, как, например, в Донецкой области Украины.

Беларусь обрела новое ощущение себя после двух десятилетий независимости. Лукашенко развил сильное чувство независимости от России, но обнаружил, что это обернулось против него в результате массовых протестов на недавних президентских выборах. Национальность укрепляет легитимность государства через общность интересов и устремлений, но часто находит союз в требованиях либерализма и демократии. Национализм опирается на сочетание включения и исключения. Двадцатый век делал акцент на том, как националисты исключают меньшинства, а девятнадцатый век делал акцент на том, как национализм отстаивал политическое равенство и гражданские свободы нации. Напоминая девятнадцатый век, национализм потряс режим Лукашенко, потому что бросил вызов его монополии на власть.

Возникновение наций среди славян

Тем не менее, было бы плохой услугой полагать, что до распада Советского Союза у славянских народов не было основы для независимой национальной идентичности. Несмотря на несоответствия и случайную неполноту, славянские народы Украины, России и Беларуси были в значительной степени определены до распада Советского Союза. Действительно, Советский Союз признал их особое наследие в формировании отдельных областей для этих разных территорий. Таким образом, национальный проект присутствовал во всем Советском Союзе, даже если он делал вид, что погружает эти разные национальности в более крупную нацию при советском режиме.

Сергей Плохий имеет смысл развития славянских народов. Его история работает через разные воплощения Руси, Малороссии и Муковии. Его история объясняет, почему Запад не смог признать дремлющую идентичность, подавленную в Советском Союзе. Славянские национальные идентичности развивались под эгидой империи. Литва, Польша, Австрия и монголы держали формальный политический контроль над славянскими регионами в критические моменты формирования их национальной идентичности. Но размер их территорий часто предоставлял их региону значительную автономию, поэтому государственность развивалась вместе с формированием государства, несмотря на отсутствие формальной независимости.

В Беларуси, например, уже в эпоху Руси зародилось чувство национальной идентичности. Киев лишь формально контролировал Полоцк, поэтому территория Беларуси имела значительную автономию, несмотря на ее политическую зависимость от Киева. Тем не менее официальной независимости Беларусь так и не получила, кроме как через год или два после окончания Первой мировой войны. Его культура была включена в более крупную славянскую идентичность, известную как Русь. Действительно, его самым уникальным культурным атрибутом была приверженность униатской вере, но Российская империя в конце концов объявила эту религию вне закона, так что даже эта особая форма культурной идентификации была потеряна для истории.

Российская империя и «Украина»

Россия, с другой стороны, создала свою собственную империю. Плохи цитирует Джеффри Хоскинга, чтобы объяснить важность империи для России. Хоскинг пишет: «Британия имела империю, но Россия была империей — и, возможно, до сих пор ею является». При этом Российская империя не была завоеванием славянских земель. Скорее, оно было реализовано через покорение разнородных народов и регионов в единое многонациональное государство до прихода к власти Петра Великого. Православная церковь стремится определить русскую культуру, но Россия уже давно нашла место для людей самых разных вероисповеданий и культур. Мусульманам всегда было место в Российской империи, потому что Московия завоевывала исламские территории без какой-либо цели обращения.

Действительно, Россия не повернулась к Западу до тех пор, пока уже не стала империей. Некоторое время он добивался неоднозначного успеха в своих целях по включению славянских народов современной Беларуси и Украины. История стала способом узаконить свои претензии на славянские территории в Восточной Европе. Напротив, Украина и Беларусь провели различия в своей местной истории, чтобы оправдать свою независимость. Действительно, странно, как русская национальная идентичность стремится претендовать на историю другой страны как на источник своего происхождения.

Термин «Украина» появился только в девятнадцатом веке. Область называлась Русью и Малороссией. Это дом казаков. Существенную часть даже составляла территория Галиции. Национальная идентичность развивалась с течением времени на основе религии, культуры и политических пристрастий. Но со временем она стала называться Украиной. Тем не менее, трудно сказать, является ли Украина еще одним этапом на пути к новому чувству национальной идентичности или же ее национальная идентичность закрепилась благодаря процессу политической модернизации.

Подвижная нация, фиксированное государство

Преходящий характер национальностей делает формирование государства все более трудным. Концепция национального государства оставляет мало объяснений того, как государства будут развиваться по мере того, как нации расходятся в различных идентификациях или сходятся со своими соседями. Более того, национальное государство никогда не предлагало разумного объяснения роли меньшинств или иммигрантов. Соединенные Штаты изображали себя плавильным котлом, где культуры растворялись на протяжении поколений, поскольку их потомки идентифицировали себя как американцы. Но афроамериканцам никогда не предоставлялась такая возможность. Они остаются американскими, но формально и неформально держатся отдельно друг от друга. Действительно, предрассудки, дискриминация, а в некоторых случаях и геноцид были естественным следствием темной стороны национализма.

Более того, либеральное государство подрывает национализм через признание прав меньшинств. Но делает это через обращение к новому чувству национализма, определяемому новой интерпретацией гражданства. Тем не менее, мне остается неясным, требует ли либерализм переопределения нации или он требует переопределения отношения к государству. И все же разделение между нацией и государством потребует нового обоснования территориальных границ и принадлежности. Либерализм апеллирует к универсализму прав человека, но не предлагает никаких оснований для территориальной целостности Германии, Франции или Украины.

Неизбежно нестабильно?

Гражданская война в Украине во многом следствие национального проекта. Конечно, никто не может отрицать, что Россия — злодей. Путин часто изображал из себя черного рыцаря, защищающего авторитарных режимов от демократии. Тем не менее, Россия воспользовалась расколом, который уже существовал в украинском обществе. Сэмюэл Хантингтон предсказал конфликт в Донецке в середине 90-х годов. И все же наличия конфликта недостаточно для проведения референдума по общественным настроениям. Вряд ли союз с Россией или независимость решат войну. Сами дончане, похоже, находятся в противоречии со своей национальной идентичностью. Именно поэтому нация является неустойчивым источником легитимности государства.

Американцы, с другой стороны, стремились основывать свое чувство нации на принципах и идеалах. Он уже давно предлагает лучшее решение для включения этнических меньшинств и иммигрантов в национальный проект. Но Америка редко соответствовала своим идеалам. Действительно, по мере приближения к их реализации возникают новые расколы. По иронии судьбы белый национализм претендует на американскую культуру, но отвергает суть ее идеалов, принципов и видения. «Американская культура», которую они защищают, — это извращение американской идентичности. Его чувство Америки отказывается от всего, во что верят американцы.

Заключительные мысли о нации

История славянских народов проясняет понятие нации. Западноевропейские народы развивались в сочетании с образованием государства, а славяне развивали свои народы в оппозиции к государству. Исключением была Россия, но и там нация развивалась в рамках более крупной империи. Территориальные границы не определили русский народ. Он остается разнообразным политическим образованием, перед которым стоит задача укрепить чувство национального единства и которое может столкнуться с дальнейшим распадом в будущем.

Так нация дает стабильность государству или является источником нестабильности? А если государство становится независимым от нации, чем оправданы его границы? Остается неясным, как конец американской гегемонии повлияет на территориальную целостность. Разделятся ли государства на более мелкие образования или объединятся в более крупные союзы для взаимной защиты? Это вопросы, которые я не решил, а политическая теория в значительной степени избегала.

Сопутствующее содержимое

Пол Робинсон о русском консерватизме

Яэль Тамир о национализме

Мысли о книге Марка Бейссинджера  Националистическая мобилизация и распад советского государства

Нравится:

Like A Recent History Is play. ..

3 90 прошлого? | Субхаш Как

Нижний Новгород, Россия, Pixabay

Россия была главным противником Запада в течение последних ста лет. Во-первых, как Советский Союз — до его распада в 1991 — она боролась с западным капитализмом по всему миру, используя идеологию коммунизма. Теперь его призыв к национализму и поддержке движений, желающих ослабить и расколоть Евросоюз.

Некоторые утверждают, что Владимир Путин использует национализм и Русскую православную церковь в политических целях. На самом деле русская традиция таит в себе сложности. Хотя Церковь служит удобным институтом для объединения, среди многих славян существует сильное скрытое стремление воссоединиться с древней славянской религией. Кроме того, практикуемую религию нелегко отделить от древних обычаев.

Христианизация славян была медленным процессом, которому долгое время сопротивлялись, и в итоге христианство стало во многом поверхностной надстройкой, которая, говоря словами церковнославянской лексики, является «двоеверием» ( двоеверие по-русски) . Двоеверие также используется для характеристики возрождения Славянской Родной Веры (Родноверия) и Ведизма.

Славянские правители регулярно клялись своим богом Перуном (санскр. Parjanya ). Обращение киевского правителя Владимира, знаменующее крупный сдвиг в истории славян, произошло в 9 в.88 и «Первая летопись», составленная около 1111 г., сообщает нам, что после своего крещения Владимир повелел, чтобы идола Перуна «привязали к конскому хвосту и стащили с горы. Он назначил двенадцать человек, чтобы бить идола палками. Пока его тащили по реке к Днепру, неверные плакали над ним». Исторически сложилось так, что народное сопротивление христианству возглавляли священники, и оно сохранялось на протяжении веков, когда славяне регулярно возвращались к своей первоначальной религии ( relapsi sunt denuo ad paganismus 9).0006).

Немцы применяли как насилие, так и десятину, чтобы склонить славян к обращению. В VIII веке, когда миссионер Бонифаций спросил папу Захария о крепостных славянах, работающих на церковных землях, он получил ответ, что «если они будут платить дань, они будут думать, что земля принадлежит им. Но если их заставят платить десятину, они узнают, кто хозяин земли».

Американский историк Джеймс Вестфолл Томпсон писал в 1916 году об обращении балтийских славян в Германскую церковь. Он считал, что обращение немцев со славянами имеет аналогию с тем, как испанская Америка относилась к Перу в «грабеже более слабого народа алчным классом священников, поддерживаемым мечом могущественного правительства».

Томпсон добавил: «[Славяне] приняли христианство, как они приняли немецкое господство, поверхностно и угрюмо». Было много восстаний славян против тирании немцев. Но хотя Церковь в конце концов одержала победу, вера в том виде, в каком она практиковалась, оставалась глубоко мистической и совершенно отличной от догматов Церкви. Федор Достовейский писал о религии печали и страданий России как фундаменте русского духа.

Историк Джордж Ричардс писал в 1918: «Религия России шире и глубже, чем вероучение, государственное устройство, культ и заповеди Русской Церкви. Жизнь духа не поддается определению. .. Она состоит не из храмов и таинств, священников и монахов, догматов и канонов, а из настроений и побуждений… и идеалов — все это бьет из глубины души».

Он добавил: «Ее литература, искусство, музыка, философия, религия, театр и танцы — это что-то чисто русское. Ее господствующий дух не является продуктом византийского христианства. Он уходит корнями в славянскую природу,… и в восточную мистику. Далекое прошлое с его страстями, мечтами, страхами и надеждами пульсирует в живом настоящем».

Ученые признают, что основные божества, перечисленные в Киевской летописи, являются ведическими божествами с некоторой эволюцией в значении, которая несколько параллельна изменениям, произошедшим в Индии. Лингвист Роман Якобсон перечислил многие ключевые славянские термины и соответствующие санскритские и иранские термины; их правильно считают ведическими, поскольку нет никаких доказательств того, что славяне когда-либо принимали зороастрийскую религию.

Славянская и ведическая

В другом месте я писал об основных параллелях между славянской и ведической традициями. Вот дополнительная информация. Как и в Индии, божественность у славян равна nebo (санскр. नभ nabha , небо; кашмирский nab , небо) и div — это точка света, которую можно использовать по-разному. Родовое имя Бога — болото (санскр. бхаг भग или भगवान्). Некоторые важные славянские религиозные понятия: вера, vera (санскр. para , परा, выход за пределы, что означает веру), святой и священный, свет (санскр. śveta श्वे 9000्) и 0060 9तवे 9000्. договор, мир (санскр. майтри मैत्रि ) и рай, рай (санскр. райи ).

Некоторые термины в славянском языке ближе к иранским формам санскритских слов, но этого следовало ожидать, поскольку иранцы были непосредственными соседями славян. Наиболее ярко мы видим это в славянском божестве Симаргл, которое явно близко в лингвистическом отношении к иранскому крылатому чудовищу Симоргу (санскр. Śyena-mṛga , श्येन मृग, птица-сокол). Но его использование у славян в качестве божества очень похоже на великий ведический огненный алтарь Агничаяна, где он символизирует время.

Помимо использования ведических терминов для различных философских и религиозных концепций, славянская концепция божества как безличного идентична ведической. Славянскую религию следует рассматривать как описание внутреннего пространства разума, что согласуется с ее концепцией как мистической традиции, основанной на созерцании.

Единая Реальность в ведической религии имеет тройное выражение в различных наборах полярностей вместе с процессом между ними, как в примерах света, активности и тьмы, а также Бога, Богини и атрибутов.

Общие славянские полярности:

Род-Розаница как санскр. Рудра-Рудрани रुद्र-रुद्राणी (Род, сам по себе, также может быть Ṛta , Закон)

Sud-Sudenica как санскр. Siddha , सिद्ध् (Kashmiri SĕD , для śiva)

Belobog-Chernbog (белый бог-черный бог, Skt. Bhadra-Bhaga и Cherun-Bhaga , भदшить-бхага и и inauspicioy и inauspiciecioy и inauspiciecioy и inauspicioycioocioycioocioycioocioycioocioycioocioy D боги (кашмирский cherun छेरुन् означает санскр. मलिनित)

Жибог-Жива (санскр. Śivabhaga-Śivā, शिवभग, शिवा)

Хорс Даждьбог и Ютробог. Это санскр. Свар (स्वर् Солнце или Свет), Дакшабхаг दक्षभग для Солнца и Чандрабхаг चन्द्रभग для Луны.

Троичность реальности представлена ​​Триглавом, Трибогом (санскр. tribhaga , त्रिभग). Трехглавое божество, охватывающее три части вселенной: небо, движение и землю, или прошлое, настоящее и будущее и так далее. Триглав интерпретируется как эквивалент санскр. Тримурти.

Сварог (санскр. сварга स्वर्ग) представляет небеса, куда отправляются герои.

Огнебог (санскр. Agnibhaga , अग्निभग, Бог Огня.) Он приравнивается к Симарглу, поскольку огненный ритуал происходил на алтаре Сокола.

Световид

Световид (санскр. Śvetavid , श्वेतविद्, Владыка Света) — четырехголовое высшее божество, каждое из которых представляет направление пространства. Чтобы понять смысл этого имени, вспомните, что Шиву также называют Пракаша (свет). Прозвище Световида — Бели (или Бяли) Вид ( Beli = белый, яркий, сияющий), что довольно точно, хотя слово «свет» обычно переводится как «священный».

Белая голова Световида, обращенная на север, — это Сварог, красная голова, обращенная на запад, — Перун (पर्जन्य), черная голова, обращенная на юг, — это Лада (Богиня Земли, связанная с красотой и плодородием, что может происходить от санскр. Лада; Ладо на хинди используется для того, чтобы кого-то любили), а зеленая голова, обращенная на восток, — это Макошь (Богиня Вод, как санскр. 9).0005 Мокша , который также рассматривается как форма Аредви Суры Анахиты или Суры Сарасвати) ; два мужских и два женских.

Список славянских божеств представляет лишь некоторые символы ведической системы, которую традиция называет «наукой о сознании».