Содержание
Древняя Русь
Древняя Русь
В Древней Руси не было собственно художественной литературы — письменные тексты создавались в целях богослужения, поучения, историографии и делопроизводства и не опирались на единый литературный язык. Богословские сочинения и жития писались на церковнославянском, выполнявшем те же функции, что латынь в Европе, древнерусский оставался языком документа, летописи составлялись из разнородных фрагментов и смешивали два этих языка. Язык, на котором люди разговаривали, впервые был использован в художественных целях только в конце XVII века, в «Житии протопопа Аввакума». Ни древнерусские авторы, ни их читатели не ценили художественный вымысел и эстетический поиск, но черты художественного мы видим и в летописях, расцвеченных преданиями и анекдотами (здесь вершиной стала «Повесть временных лет»), и в риторических сочинениях («Слово о законе и благодати»), и в житиях русских святых с их сказочными чертами и сюжетной занимательностью («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Особняком в древнерусской словесности стоит «Слово о полку Игореве»: его высокая поэзия заставит русскую литературу в начале XIX века обратиться к собственным корням.
Митрополит Иларион1037 1050
Одно из первых собственно русских богословских сочинений, чьё содержание отражено в его полном названии: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошёл, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла. И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей». Автор — Иларион, первый Киевский митрополит русского происхождения, — под «Законом» и «Благодатью» подразумевает иудаизм и христианство соответственно. Описывая крещение Руси как личную заслугу Владимира Красное Солнышко (а не греков), Иларион преследовал политическую цель: таким образом он утверждал автономию молодой Русской православной церкви от Константинополя и особую историческую миссию Руси.
1118
Самый ранний летописный свод, дошедший до наших дней, составлен в Киеве в начале XII века. Образец и источник вдохновения для всех последующих российских историографов. Именно по «Повести» мы во многом и сегодня представляем себе основные вехи древнерусской истории: призвание варягов, походы на Византию, договор князя Олега с греками, убийство князя Игоря древлянами и месть княгини Ольги, крещение Руси. Имя Нестора, монаха Киево-Печерской лавры, который считается первым русским летописцем, стало почти нарицательным. На самом деле «Повесть» составлена из разновременных кусков; в её основу легли устные предания, фольклор, агиография, новгородские и греческие документы, которые Нестор привёл в хронологический порядок. В «Повести» история Руси ведётся от библейских времён, но первая точная дата — 852 (6360) год, когда русы впервые приплыли к Царьграду. Многие фразы из «Повести» разошлись на цитаты — хотя бы знаменитая формула «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».
1188
Первый образец высокой поэзии в древнерусской литературе. Историческая поэма о походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, записанная или созданная по живым следам событий. Ни имени автора, ни списков «Слова» не сохранилось. Единственный список сгорел в московском пожаре 1812 года, из-за чего в «Слове» многие годы подозревали литературную мистификацию, однако уже в XXI веке академик Андрей Зализняк методами лингвистики доказал его подлинность. Поэтический язык «Слова» владел воображением многих русских писателей, которые вдохновлялись им и переводили его на современный русский язык. Наиболее известен перевод Жуковского, всего их существует множество, включая поэтический перевод Николая Заболоцкого и академический — Дмитрия Лихачёва. Такие выражения, как «растекаться мыслью по древу» или «О Русская земля, далёко уж ты за горами!», плач Ярославны и образ Вещего Бояна навсегда вошли в русский символический обиход.
Подробнее о книге
Даниил Заточник1213 1236
«Моление Даниила Заточника» по форме — челобитная переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу от некоего образованного, но обнищавшего автора. По сути это публицистика: челобитчик объясняет, что щедрость — добродетель правителя, критикует бояр, аргументирует просьбу о помощи, указывая, что умён и добронравен («юн возраст имею, а стар смысл во мне») и отвергает бесчестные способы обогащения — воровство или женитьбу по расчёту. Завершает «Моление» яркая филиппика против женской злобы, которой «нет ничего лютее». Текст известен в двух основных редакциях (в которых значатся разные адресаты), каждая перерабатывалась и дополнялась разными авторами на протяжении многих веков. В «Молении» библейские цитаты и цветистые афоризмы («Моль, княже, одежду ест, а печаль — человека») густо перемешаны с приземлёнными бытовыми деталями, например кузнечного дела или рыбной ловли; эти житейские подробности становятся поэтическими образами.
Ермолай-Еразм1547
«Повесть о Петре и Февронии» не вполне агиография и не совсем историческая повесть — зато во многом волшебная сказка, в которой объединены два традиционных фольклорных сюжета: о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Писатель и публицист Ермолай-Еразм создал её по поручению Московского митрополита Макария для прославления местночтимых муромских святых, поэтому текст, в отличие от традиционного жития, привязан к местным реалиям, полон конкретных бытовых подробностей и претендует на историчность. В летописях, однако, Пётр и Феврония не упоминаются; некоторые исследователи отождествляют их с муромским князем Давыдом Юрьевичем (в иночестве Петром) и его женой. Образ Февронии отличается трогательной простотой: по её благословению из ветки вырастает дерево, в её ладонях хлебные крошки превращаются в ладан, а у ног скачет заяц. В известном смысле это русский «Роман о Тристане и Изольде» — история о великой любви, перед которой бессильны сословные препятствия и сама смерть.
1600 1650
«Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин» — анонимное стихотворное произведение XVII века, сохранившееся в единственном списке XVIII века. В нём смешиваются устная традиция народных песен и былин и книжная традиция «покаянных» стихов, смеховая скоморошья культура и религиозно-нравственные наставления. В основе «Повести» — евангельский сюжет о блудном сыне: молодец, не желающий жить по наставлениям отца и матери, уходит из дома и предаётся последовательно всем порокам, об опасности которых его предостерегали — пьянству, гордыне и так далее. На всё это толкает его неотвязная судьба — Горе-Злочастие: «А хто родителей своих на добро учения не слушает, / Того выучю я, Горе злочастное». Промотавшись, отчаявшись и чуть не утопившись, молодец в конце концов находит спасение в монашестве. История молодца по замыслу автора отражает судьбу всего рода человеческого после ослушания и изгнания из рая.
Аввакум Петров1672 1675
Автобиография Аввакума Петрова — вдохновителя церковного раскола XVII века, впоследствии канонизированного старообрядцами. «Житие» нарушало все мыслимые литературные каноны своего времени: оно написано нарочито грубым «природным русским языком», церковнославянские цитаты перемежаются ругательствами, откровенно описываются физиологические отправления. Аввакум, создавший главные свои произведения в заключении в Пустозерске, где впоследствии был сожжён, использовал свой яркий ораторский талант, чтобы сделать текст доступным читателям из разных сословий, вернее заклеймить патриарха Никона и вдохновить на мученический подвиг староверов, которым «само царство небесное валится в рот». Описав собственную жизнь и историю гонений на раскол в целом, протопоп Аввакум создал первую русскую автобиографию и в целом стал у истоков светской литературной традиции на русском языке.
Подробнее о книге
далее
Русский классицизм
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome
Firefox
Opera
Древняя Русь. Быт и культура / Отв. ред. Б.А. Колчин, Т.И. Макарова; авт. Д.А. Беленькая, Г.К. Вагнер, Е.В. Воробьева и др. М.: Наука, 1997. 368 с.
Основные сведения
Авторы
-
Колчин Борис Александрович
[отв. ред.] -
Макарова Татьяна Ивановна
[отв. ред.] -
Беленькая Доротея Алексеевна
-
Вагнер Георгий Карлович
-
Воробьева Е.В.
-
Голубева Леонилла Анатольевна
-
Медынцева Альбина Александровна
-
Мурашова Вероника Владиславовна
-
Недошивина Наталия Германовна
-
Николаева Татьяна Васильевна
-
Полубояринова Марина Дмитриевна
-
Розенфельдт Ростислав Леонидович
-
Рыбина Елена Александровна
-
Сабурова Мария Андреевна
-
Седова Мария Владимировна
-
Хорошев Александр Степанович
-
Чернецов Алексей Владимирович
-
Щапова Юлия Леонидовна
-
Янин Валентин Лаврентьевич
Название
Древняя Русь. Быт и культура
Серия/журнал
Археология СССР (Археология)
Город
Москва
Издательство
Наука
Год
1997
Объем
368 с.
ISBN
5-02-010174-5
Переплет
твердый
Аннотация
Настоящий том является продолжением тома «Древняя Русь. Город. Замок. Село» и посвящен повседневной жизни человека на Руси в IX-XIV вв., от которой до нас дошли предметы обихода, разнообразная утварь, одежда, обувь, украшения, средства передвижения. О духовных запросах людей мы можем судить по произведениям религиозного культа, убранству храмов, музыкальным инструментам, богатой орнаментации, объединяющей все виды искусств. Окном в духовный мир человека стали берестяные грамоты и надписи на различных предметах. Всё, о чем рассказано в томе, свидетельствует о том, что бытовые и культурные традиции Древней Руси не были прерваны трагическими событиями середины XIII в., а стали основой, на которой сформировалась Русь Московская.Для археологов, историков, краеведов, специалистов смежных дисциплин.
Файлы и ссылки
открыть PDF
117292 Москва, ул. Дм. Ульянова 19,
Институт археологии РАН
Телефон: +7 499 126 47 98
Факс: +7 499 126 06 30
E-mail: [email protected]
Для журналистов: [email protected]
Фирменный стиль
Противодействие коррупции
Популярное
Подразделения
Подписка на пресс-релизы
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук, 2006 – 2022
Сделано в веб-студии консалтинговой компании «Константа»
Тимоти Снайдер: Древняя нормальность Киева (редукс)
18 февраля 2022 года Тимоти Снайдер прочитал лекцию памяти Петришина по украиноведению «Украина: нормальная страна». В свете последующего вторжения в Украину представленный им исторический обзор важен как никогда. С его разрешения мы публикуем его письменную версию выступления, которая доступна на его веб-сайте.
Немного истории поможет нам разглядеть мифы
Тимоти Снайдер
Более тысячи лет назад работорговцы-викинги нашли путь на юг, который искали. Она шла по реке Днепр через факторию под названием Киев, затем вниз по порогам, которые даже они не могли осилить. Они заставили рабов нести лодки и оставили руны на берегу реки, чтобы отметить своих мертвых. Эти варяги называли себя русами.
Древние владения Хазарии распадались. Хазары остановили продвижение ислама на Кавказ в восьмом веке, примерно в то же время, что и битва при Туре. Часть или вся хазарская элита обратилась в иудаизм. Варяги вытеснили хазар как сборщиков дани Киева, объединив обычаи и лексику. Они называли своих лидеров «каганами».
Как поняли викинги, обращение в монотеистическую религию может означать контроль над территорией. Языческая Русь, по-видимому, рассматривала иудаизм и ислам перед обращением в христианство. Правитель, который, как считалось, обратился, Вальдемар (или Владимир, которого русские много позже стали называть Владимиром) сначала правил Киевом как язычник. Согласно арабским источникам, ранее он правил другим городом как мусульманин.
Красочно это, но нормально. Викинги способствовали формированию государств по всей Европе на пороге тысячелетнего обращения. Киевская Русь была нормальной в своей брачной политике, посылая принцессу замуж за короля Франции. Его борьба за престолонаследие была типичной для региона, как и неспособность противостоять монголам в начале 1240-х годов.
После этого большая часть земель Руси была присоединена к Великому княжеству Литовскому. В некотором смысле это тоже было нормально: Литва была самой большой страной в Европе. Затем Киев передал Вильнюсу цивилизационный пакет. Христианство принесло в Киев церковнославянский язык. Церковнославянский язык, созданный в Византии для обращения славян в Моравии, затем был принят в Болгарии и Киевской Руси. На Руси он послужил основой для юридического языка, ныне заимствованного Литвой.
Литва объединилась с Польшей. Киев, управляемый из Вильнюса, а затем из Варшавы в четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках, оставался центром европейских тенденций. Его коснулся ренессансный языковой вопрос: древний или современный? В Западной Европе местные языки одержали победу над латынью. В Киеве дела, как обычно, были более сложными: латынь стала соперничать с церковнославянским как древний вариант, а польский наречие затмил украинский среди элиты. В семнадцатом и восемнадцатом веках на языковой вопрос отвечал польский язык. Он был заменен русским языком элиты в девятнадцатом и двадцатом веках. В двадцать первом русский язык уступил почетное место в политике и литературе украинскому. Языковой вопрос нашел типичный ответ.
Киев и окрестные земли были затронуты Реформацией: Украина была в этом смысле типична, но красочна. В других местах Реформация противопоставила протестантизм возрожденному католицизму. В Украине господствующей религией было восточное христианство, или православие. Но богатые украинские магнаты приглашали протестантов строить церкви, а приезжие польские дворяне были католиками. В 1596 г. была предпринята попытка слияния православия и католицизма, что привело к возникновению еще одной церкви, униатской, или греко-католической.
Последовавшие за этим религиозные войны были типичными, хотя и усиливались совокупностью факторов. Украиноязычное крестьянство угнеталось, чтобы создать излишки сельскохозяйственной продукции для польскоязычных помещиков. Элита в стране говорила на другом языке и исповедовала другую религию, чем основная масса населения. Казаки, свободные люди, которые служили эффективной кавалерией в чрезвычайной польско-литовской армии того времени, восстали в 1648 году. Они восприняли все эти украинские дела как свои собственные.
Некоторые северо-восточные территории древней Руси после монгольского нашествия развивались по другому сценарию. Из нового города Москвы (которого при Руси не существовало) князья получили власть, собирая дань для монголов. Новое образование, Московия, заявило о своей независимости, когда западная монгольская империя распалась. Сначала он двинулся на юг, затем на восток в ходе необычайной кампании расширения. В 1648 году русский исследователь достиг Тихого океана, когда началось казачье восстание — примерно в семи тысячах километров. Тупиковая ситуация между Польшей-Литвой и казаками позволила Московии повернуть свою власть на запад и получить территорию.
Когда Польша-Литва и Московия заключили мир в конце XVII века, Киев оказался на стороне Москвы. Его академия была единственным в России высшим учебным заведением, и ее выпускники ценились в России. Киевские церковники сказали своим новым правителям, что Украина и Россия имеют общую историю; это, казалось, давало им право рассказать об этом. Московия была переименована в «Российскую империю» в 1721 году по ссылке на древнюю Русь, которая к тому времени уже не существовала полтысячелетия. Между 1772 и 179 гг.5, Польша-Литва была разделена, и русская императрица (сама немка) провозгласила, что восстановила отнятое: опять миф о восстановленной Руси. В конце девятнадцатого века российские историки предлагали аналогичную историю, в которой преуменьшалась азиатская сторона русской истории и семьсот лет существования Киева за пределами России. Это более или менее та история, которую сегодня рассказывает Путин.
В реальной истории Украина никогда не переставала быть вопросом. Национальное возрождение началось в Российской империи вскоре после того, как были распущены остатки казачьих институтов. В девятнадцатом веке его центром был Киев. Запреты на использование украинского языка в Российской империи подтолкнули возрождение к монархии Габсбургов, где этому способствовали свободная пресса и свободные выборы. Украинская жизнь продолжилась в Польше после роспуска Габсбургской монархии в 1918.
После Первой мировой войны украинцы попытались создать свое государство на руинах обеих империй. Попытка была типичной для того времени и места, но трудности были чрезвычайными. Украинцы оказались под незавидным перекрестным огнем русских белых, Красной Армии и Войска Польского. Большая часть «гражданской войны в России» велась на Украине; к его изматывающему концу большевики нуждались в каком-то ответе на украинский вопрос. Именно поэтому СССР принял тот вид, что был в 1922, номинальная федерация национальных республик. Когда Борис Ельцин вывел Россию из состава СССР в 1991 году, он подписал соглашение с украинскими и белорусскими советскими лидерами, представляющими официальные лица-учредители СССР.
Украина была самым смертоносным местом в мире во время правления Гитлера и Сталина, между 1933 и 1945 годами. Она считалась житницей и Москвы, и Берлина. Коллективизация сельского хозяйства привела к политическому голоду, унесшему жизни около четырех миллионов человек в Советской Украине в 1919 году.32-1933. Подобное желание перенаправить поставки украинского продовольствия вдохновило Гитлера на планирование войны. На Украине произошел первый крупный массовый расстрел евреев немцами в Каменце-Подольском. Крупнейшим случаем холокоста пулями в Бабьем Яре было убийство киевских евреев.
Сталин и Гитлер начали Вторую мировую войну как фактические союзники против Польши. В 1939 году они договорились, что Польша будет разделена, а ее восточная половина будет под контролем СССР. В конце концов, те самые ранее польские (западноукраинские) территории были присоединены к советской Украине в 1945, как и некоторые земли из Чехословакии. Крым был передан Украине спустя девять лет. Таким образом, Советский Союз сформировал границы Украины, точно так же, как он сформировал границы России и всех входящих в ее состав республик.
Истории Украины и России, конечно, связаны через Советский Союз и Российскую империю, через православную религию и многое другое. Современные украинская и русская нации все еще находятся в стадии становления, и следует ожидать конфликтов между ними сейчас и в будущем. Но Россия в своей ранней экспансии и современной географии была страной, тесно связанной с Азией; это не относится к Украине. История Киева и окрестностей охватывает некоторые европейские тенденции, менее выраженные в России. Польша, Литва и евреи — незаменимые референты для любого описания украинского прошлого. Украину нельзя понять без европейских факторов экспансии Литвы и Польши, ренессанса, Реформации, национального возрождения, попыток национальной государственности. Вехи мировых войн глубоко укоренились в обеих странах, но особенно в Украине.
История Киева, так сказать, нормальная до крайности. Он легко подпадает под нормальную европейскую периодизацию. Дополнительная сложность и интенсивность этих типичных переживаний могут помочь нам более ясно увидеть всю европейскую историю. Некоторые из этих ссылок отличаются или отсутствуют в России. Это может затруднить для россиян (даже добросовестных) интерпретацию украинской истории или истории, которая «общая»: «одно и то же» событие, например, большевистская революция или сталинизм, может выглядеть по-разному с разных точек зрения.
Миф о вечном братстве, недобросовестно предлагаемый теперь российским президентом, следует понимать в категориях политики, а не истории. Но немного истории может помочь нам увидеть недобросовестность и понять политику.
Путин хочет легитимности Украины и общего прошлого России
Украинскому кризису можно найти множество объяснений экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурная, историческая и религиозная подоплека конфликта между Москвой и Киевом восходит к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.
12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.
Во-первых, Путин и многие русские считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было царь всея Руси , «царь всея Руси».
Украинскому кризису можно найти множество объяснений с точки зрения экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурная, историческая и религиозная подоплека конфликта между Москвой и Киевом восходит к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.
12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.
Во-первых, Путин и многие россияне считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было царь всея Руси , «царь всея Руси».
Все эти Руси произошли от государств-правопреемников и княжеств первоначальной Киевской Руси, управляемых различными членами династии Рюриковичей, правителями-викингами 9 века. Эта династия зародилась в Новгороде, а затем в 882 году перенесла свою столицу в Киев, который теперь называется Киевом. Он стал великой столицей федерации Рюриковичей. По сравнению с ней Москва была полной заводью. Его первое зарегистрированное упоминание относится только к 1147.
Именно эта общая линия происхождения делает отношения России с Беларусью и Украиной очень отличными от отношений с другими бывшими советскими государствами. Казахстан, Эстония, Грузия и т. д. могли бы быть национальными товарищами, но украинцы и белорусы были родными. Россия, Беларусь и Украина заявляют, что это государство является их культурным и политическим предком, и Путин всем сердцем поддерживает эту линию мышления. Из его статьи: «Киевский престол занимал господствующее положение в Древней Руси. Таков обычай с конца 9 века.век. «Повесть временных лет» запечатлела для потомков слова Олега Вещего о Киеве: «Да будет он матерью всем городам русским». Это восходит к святому Владимиру, также известному как Владимир Великий или Владимир Креститель славян, правителю Киевской Руси, известному тем, что он обратился в православие в 988 году и сделал его официальной государственной религией.
Это обращение и его последующая женитьба на византийской принцессе привели к тесным связям с византийцами и к началу другой линии легитимности и преемственности, проходящей через Константинополь. Владимир Мономах, правивший Киевом с 1113 по 1125 год, предпочитал называть себя «архонтом всея Руси» на «греческий манер». Его имя Мономах произошло от его родственных связей с византийским императором Константином IX Мономахом. Константинополь с его императором, коронованным городским патриархом, главой православной веры, был выше простых королей и архонтов.
Но этот порядок был поколеблен вторжением могущественных восточных завоевателей — сначала монголов, которые сравняли с землей Киевскую Русь, раздробив ее на многочисленные вассальные государства, а затем окончательное разрушение самого Константинополя в 1453 году османами. Когда-то гордый Киев остался в руинах, груда черепов возле крошечного остатка поселения. И не было уже византийского императора, который правил бы выше русских царей.
Но по мере ослабления монгольской власти в конце 15 века, начиная с битвы на реке Угре, части древнего государства Киевская Русь попытались восстановить свою легитимность — теперь называя его «Россией». Однако на западе они столкнулись с другими вызовами: могущественная Польша аннексировала большую часть современной западной Украины, а Беларусь была поглощена Литвой.
Именно в этот период Украина, некогда центр Киевской Руси, получила свое своеобразное название. Существуют две преобладающие теории относительно этого имени: одна поддерживается большинством историков, а также российским правительством, а другая продвигается в основном украинскими учеными и правительством. В первом говорится, что после того, как польская корона захватила бывшее сердце Киевской Руси в 1569 году, эта территория получила неофициальное название «Украина» (переводится как «у границы» на старославянском языке), поскольку, с польской точки зрения, он граничил со степью и полукочевыми державами, такими как татары.
Второй утверждает, что в украинском и старославянском есть разница между словами « окраина » и « окраина ». Оба произошли от « kraj », что означает «граница» на старославянском языке, но есть важное различие в предлоге. Оу версия означает «в», а o означает «около, вокруг» — в этом контексте Украина будет означать «земли, примыкающие к центру» или «земли, граничащие с центром», что тогда интерпретируется как обозначение земли, непосредственно окружавшие Киевскую Русь, подчинялись ей непосредственно. Это надуманное утверждение, но оно дает украинцам сильное ощущение своего места в наследии Киевской Руси.
Тем временем новому Российскому государству нужно было претендовать на собственное место в православном мире — и в линии происхождения от Римской империи, еще один источник национально-политической легитимности. С Константинополем, Вторым Римом, в руках мусульман, Москва должна была стать «Третьим Римом , », ее патриарх возвысил до уровня Константинополя и Рима. «Первые два Рима погибли, третий стоит, а четвертого Рима не будет», — говорила русская поговорка. Российские вожди с 1547 г. объявили себя уже не королями, а императорами — по-русски «царь», происходящий от древнеримского титула «цезарь».
Карта России, Московии и Украины около 1574 года.
Карта России, Московии и Украины около 1574 года. Группа Universal Images через Getty Images
И идея сработала. Это было выгодно российской силовой структуре; это могло бы помочь правителям централизовать и править с помощью Русского Патриархата; и это придает столь необходимую легитимность Москве. Русские правители женились на свергнутых византийских династиях и создали множество веселых мифов, чтобы оправдать свое предполагаемое наследство от Константинополя.
Но есть небольшая проблема. Как для того, чтобы называться кесарем, нужно править Римом, так и для того, чтобы называться царем, нужно править всей Русью. Культурное, историческое и религиозное значение Киевской Руси было слишком велико, чтобы его можно было игнорировать. Это не было проблемой для самих царей, которые отвоевали утраченные территории на западе, а затем решили расширяться на восток.
Российская империя попыталась вычеркнуть остальные восточнославянские языки из их общей культурной памяти — они поступили так, как будто Украины не было и никогда не было, как и Беларуси. По мнению царского правительства, украинцы всегда были русскими и не имели собственной истории. Украинский и белорусский языки были запрещены. Украинский национализм был угрозой основным мифам о России и угрожал их попыткам создать «всероссийский народ».
В Советском Союзе, напротив, первые идеалисты смотрели на феодальное прошлое с презрением и представляли Украину, Белоруссию и Россию отдельными народами, объединенными советским идеалом.
Но тот ранний идеализм вскоре распался для Советов. Иосиф Сталин был одержим идеей уничтожения украинства. Голодомор, искусственный голод 1932-1933 годов, унес жизни миллионов украинцев, хотя среди историков ведутся ожесточенные споры о том, насколько преднамеренно это было сделано. Украинская культура систематически притеснялась, вплоть до запрета на преподавание украинского языка в школах, а многие из этих школ были закрыты.
Однако преемник Сталина, Никита Хрущев, сам был украинцем и возглавлял Коммунистическую партию Украины до 1949 года, поэтому он считал более тесную интеграцию в советскую политическую систему с некоторой степенью автономии в местных делах более эффективной политикой, чем чем прямое истребление. В рамках этого так называемого процесса нормализации в 1957 году в дополнение к республиканским совнархозам были созданы областные совнархозы для укрепления автономии Украины. Украинская Советская Социалистическая Республика получила право принимать свои собственные законы в этой области, если они соответствовали союзному законодательству и были востребованы союзными органами. Киев стал очень стандартной советской столицей, не получая особого внимания или привилегий, чтобы лучше соответствовать остальной части Советского Союза. Его особое место в восточнославянской истории преуменьшалось и игнорировалось, потому что оно не вписывалось в советский нарратив, который хотели построить власть имущие.
Но это гораздо большая проблема для современной России, не имеющей ни идеологической гибкости Советов, ни территориальной досягаемости старой империи. Путин позиционирует себя как царскую фигуру. Он хочет войти в учебники истории как великий объединитель русских земель — если не под одной властью, то уж точно как гегемон Русского мира.
Путин всегда представлял себя славным лидером и победоносным завоевателем. Взять хотя бы его победную речь после выборов 2012 года или то, как после аннексии Крыма он подчеркивал историческую важность этого воссоединения в своем обращении к депутатам Госдумы, называя это «возвращением домой» и акцентируя внимание на былой российской воинской славе. Его цели также проявлялись в его реакции на любые разговоры японцев о сделке по Курильским островам. Он также построил для себя массивный, роскошный дворец с позолоченными двуглавыми орлами, четким имперским символом России, повсюду — даже в его личном стриптиз-клубе. Русская православная церковь помогает ему умиротворять население и поддерживает любые мифы, которые Кремль хочет прославить.
Путин хочет присвоить себе советское наследие и в то же время, чтобы его рассматривали в том же свете, что и императоров прошлого. Поэтому он должен вернуть и утвердить старые, имперские мифы и ценности, а для этого ему нужно взять Киев под свой контроль. Ведь именно восстановленная Киевская Русь стала Россией, Третьим Римом. Украина идет своим путем, объявляет Киевскую Русь своим наследием, отдаляется от Москвы, получает автокефалию для собственной православной церкви — все это противоречит российской государственной мифологии. Эти имперские мифы определяют Россию, что вообще значит быть русским. Без них Россия просто перестанет быть Россией в глазах многих. Путин убежден, что если этот социальный клей разрушить, то Россия снова просто расколется на куски, а если он допустит это, то его наследие будет разрушено. Для него не может быть отдельного украинского языка, культуры или истории.
В то же время аналогичная проблема стоит и перед Украиной. Чувствуется, что она, а не Россия, является истинной наследницей Киевской Руси. Украинцам нужно отделить Киевскую Русь от современной России и показать свою историю. Они видели, что произошло с принятием русских мифов в Беларуси, где оппозиция теперь размахивает бело-красно-белым флагом на протестах эпохи Речи Посполитой, показывая нос русскому историческому национализму.
Итак, конфликт продолжается. И так будет продолжаться до тех пор, пока Россия хочет на самом деле иметь возможность называть себя Россией, как она себя определяет, а остальные потомки Киевской Руси хотят сами определять свою судьбу и иметь свой язык, историю и традиции, без вмешательства со стороны Москва.