Восстания против монголо татарского ига: Самые крупные восстания на Руси против татаро-монгол

Самые крупные восстания на Руси против татаро-монгол

Мы вновь возвращаемся к теме отношений Руси и татаро-монгольского ига. Несмотря на то, что Батый после опустошительного набега в 1238 году, разрушил большую часть русских городов, наше государство не вошло в состав Золотой Орды. Мы стали вассалами на долгие двести с лишним лет.

Обратите внимание на то, что русские земли не окрашены в цвета Орды. Они находились в вассальной зависимости от неё

Казалось бы русским повезло — в отличие от тех же половцев, или или иных завоёванных земель, мы не стали рабами Орды. Но зависимость от монгол всё равно сказывалась на состоянии нашего народа, в первую очередь моральном. Карл Маркс писал по этому поводу:

Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Монгольские татары установили режим систематического террора, причем разорения и массовые убийства стали его постоянными инструментами. Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путем массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни

Несмотря на то, что русские князья предпочли подчиниться хану Орды и послушно ездить за ярлыками на княжение и бороться друг с другом за них, народ не всегда проявлял послушание. В истории ига есть несколько случаев восстания русских городов против монгол.

Восстание в Новгороде (1257 и 1259 года)

Не прошло и 20 лет, как восстали жители Новгорода. Несмотря на то, что Батый не дошёл со своим войском до северо-западных земель, великий торговый город обязался выплачивать дань Орде. Но таково было решение властей и не все горожане были с ним согласны.

В 1257 году в Новгород прибыли татарские баскаки для того, чтобы переписать население и обложить его «ордынским выходом». Против переписи восстали трудовые люди, которые убили приезжих монгол и поклялись умереть, но не пускать врага в город. К восстанию в результате примкнул даже сын Александра Невского — новгородский князь Василий. Благодаря тому, что началась зима монголы не смогли отправить карательный отряд против восставшего города и волнения в городе продолжались всю зиму 1257 и весь 1258 год.

К концу 1258 году хану Орды надоело принимать жалобы баскаков на то, что их не пускают в пределы Новгородских земель, и он дал понять Александру Ярославичу, что если тот не разберётся с восставшими сам, то это сделают ханские темники. Понимая, что при подобном раскладе Новгород просто сравняют с землёй, а жителей убьют, Невский собирает войско и отправляется в поход.

Узнав о приближении отца, Василий бежит в Псков, а Новгород, в результате осады, открывает ворота. Сына Невский лишил новгородского княжения и сослал в Суздаль, другим участникам заговора назначили телесные наказания — кому-то отрезали уши, кому-то нос, а кого-то ослепили. Жители выплатили в пользу Орды богатую дань и стали ждать переписчиков. При их появлении город вновь попытался восстать, но присутствие Невского и напоминание в виде безносых и слепых новгородцев позволили баскакам провести перепись и собрать «выход».

Владимир, Суздаль, Ростов, Переяславль и Ярославль (1262 год)

Через 3 года после новгородского восстания волна неповиновения монголам охватила сразу несколько русских городов. Жители Владимира, Суздаля, Ростова, Переяславля и Ярославля отказались принимать татарских численников и баскаков, а тех, кто сотрудничал с татарами убили. На главных площадях звенели вечевые колокола, призывая горожан вооружаться против захватчиков.

Как и в случае с Новгородом, эти восстания хан приказал подавить русским князьям. Им не оставалось ничего другого, как собрать войско и огнём и мечом пройтись по непокорным городам. Участников восстаний жестоко наказывали, вырезались целые семьи и русская кровь залила улицы. После того, как восставшие области были приведены к порядку, на них наложили большую дань в дополнение к той, которую собирали монголы.

Выходит, что русские князья убивали своих же людей?
Отношение к русским князьям, которые давили восстания против татаро-монгол чаще всего негативное. Того же Александра Невского некоторые считают марионеткой в руках ордынского хана, человеком, который предал интересы русских в обмен на татарское золото и почести.

Но стоит понимать то, что в случае отказа русских князей давить очаги сопротивления, это бы сделали сами монголы. Повторилась бы ситуация с нашествием Батыя, если не хуже. Монголы очень жестоко обходились с теми, кто их предавал или ослушивался и возможно, что Новгород и другие города Руси просто оказались бы разрушены.

Именно поэтому русские князья сами вынуждены были наводить порядок в вверенных землях. Цена высока, но несравнима с потерями в случае ещё одного монгольского нашествия.

Освободительная борьба Руси против татаро-монгольского ига

Период: XIII век. автор: Всемирная История

Освободительная борьба Руси против татаро-монгольского ига

Борьба русского народа против монгольских феодалов непрерывно усиливалась. Уже в первые годы монгольского господства во Владимиро-Суздальской Руси произошли весьма значительные события, ярко обнаружившие (как и новгородское восстание 1257—1259 гг.), что нашествие монгольских феодалов и установление чужеземного ига не сломили русский народ. Монгольские ханы отдали сбор дани в этой части Руси мусульманским откупщикам, которые разоряли население непосильными поборами, давали деньги в долг под ростовщические проценты, а в случае неуплаты в срок уводили людей в рабство.

Против насилий ханских откупщиков в 1262 г. поднялось население крупнейших городов — Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля, Устюга и др. Сохранилось предание, что к организации этих восстаний был причастен Александр Невский. Во всех городах восстания сопровождались созывом народного веча и массовым уничтожением или изгнанием представителей монгольской администрации.

В 1289 г. горожане Ростова созвали вече и изгнали из города монгольских завоевателей, захватив их имущество. Ещё чаще такие движения происходили в начале XIV в. (в 1315, 1316, 1320 и в другие годы). Основной силой этих движений (в Ростове, Костроме, Ярославле и Твери) являлись горожане и окрестные крестьяне.

Значение этих народных выступлений огромно. Они заставили монгольских правителей искать иные формы управления Русью — одного террора было уже недостаточно. Об этом красноречиво свидетельствовали факты, относившиеся к Курскому княжеству, где баскак Ахмат своей жестокостью вызвал возмущение, приведшее в конце XIII в. к разгрому татарских слобод. Хотя Ахмат и потопил в крови это движение, но сам после того не решился остаться на Руси и ушёл в Орду. Народные восстания привели к уничтожению системы откупов, заставили в конце XIII в. золотоордынских ханов передать сбор «выхода» из рук данщиков, т. е. откупщиков, самим русским князьям. Таким образом, народные движения создавали условия, облегчавшие дальнейшее экономическое и политическое объединение русских земель.

Борьба народа против монгольских захватчиков переплеталась с классовой борьбой против русских князей и феодалов, которые к тому же не раз вступали в союз с врагами против собственного народа. Так, известно восстание крестьян и горожан Новгородской земли в 1291 г. Более значительное выступление городского населения отмечено летописцем во время голода в Пскове в 1314 г. Движение это было подавлено боярскими властями. Но иногда местные власти не справлялись с этими выступлениями. Тогда на помощь им приходил князь с монгольским войском. Так случилось, например, в Нижнем Новгороде, где в 1305 г. «чёрные люди побили бояр», после чего прибывший из Орды князь «избил вечников».

Народные восстания XIV в. нанесли новый удар татаро-монгольскому владычеству: они уничтожили систему баскачества, подготовили предпосылки полного освобождения от татаро-монгольского гнёта. Неутомимый труд русских крестьян и ремесленников заложил в этот же период основы для объединения русского народа в единое государство.

Помогли ли лунные пряники китайцам свергнуть монголов?

Высококачественные современные лунные пряники в специальной подарочной упаковке. CC0

После 88 лет правления монголов настроение ханьских китайских семей было на рекордно низком уровне. Каждый аспект их жизни находился во власти их монгольских правителей, которые в большинстве своем не были особенно милосердны. Из-за боязни восстаний ханьцы не могли собираться группами. Иметь оружие тоже было запрещено, даже тесаки для мяса и овощей, которые выдавались по карточкам — по одной на каждые десять семей. Повсюду были монгольские охранники, следившие за этим потенциально гнусным вертолетом. В каждом доме даже стояли шпионы, а голод и нищета царапались в дверь.

Были и худшие издевательства, по крайней мере, так говорят рассказы. Маленьких сыновей приставали, дочерей насильственно «лишали девственности» перед свадьбой. Монгольский закон требовал, чтобы у всех китайских мальчиков калечили большие пальцы рук при рождении, чтобы они не могли натягивать лук.

К 1368 году, продолжают рассказы, настало время для восстания. Чжу Юаньчжан, человек, который однажды станет императором китайской династии Мин, был тогда молодым человеком, родившимся в отчаянно бедной крестьянской семье ханьцев. Однако у него был блестящий друг Лю Боуэн, который помог ему добиться известности и власти. Лю был поэтом и философом, а также замечательным стратегом. Приближался Праздник середины осени, время, когда каждая семья традиционно обменивалась и ела пирожные, называемые лунными пряниками.

Портрет Лю Боуэна 17-го века, также известного как Лю Цзи, работы Гу Цзяньлуна. Public Domain

Лю послал людей в каждый уголок трех префектур под монгольским правлением, где каждый посетил кондитерские и разместил заказы на миллионы и миллионы лунных пряников. В каждую, говорят, подсовывали бумажку, на которой было написано: «Духовные просветители сокрыты во мраке, тайно помогают людям разморозить стужу стужу. Примите меры в полночный час, давайте убьем хозяек вместе!» Так они и поступили в ночь на Праздник Луны, и так китайцы были освобождены.

По крайней мере, это одна из версий. Другой говорит, что послание читалось менее поэтично: «Убейте татар в канун Нового года!» (монголы не читали по-китайски и поэтому оставались в неведении относительно посланий лунного пряника). -бумага подкладывается под коржи. Возможно, сообщение было закодировано и собрано путем объединения нескольких лунных пряников. Это точно были лунные пряники? Возможно, это были инструкции по лекарствам, продаваемым от двери к двери. Нет, подождите, никакого сообщения — только сила слуха, передаваемого от дома к дому.

На картине династии Юань XIV века изображена высокопоставленная монгольская женщина, восходящая на лошадь. Public Domain

Все эти истории, сопоставленные покойным исследователем китайской истории Хок-Лам Чанем, — просто истории. «Нелепо, — пишет он, — считать [Лю] зачинщиком восстания и приписывать ему план по сокрытию сообщений, призывающих к восстанию, в начинке лунных лепешек».

Мы знаем, что монголы правили ханьскими китайцами и что в течение нескольких десятилетий во второй половине 14-го века произошло восстание, которое привело к тому, что Чжу Юаньчжан захватил власть и основал династию Мин. Но почти все остальное в этом смешении историй, от больших пальцев до посланий и лунных лепешек, совершенно не соответствует действительности. Тем не менее, эта история часто повторяется как факт или как непроверенная, но, вероятно, правдивая история, которая каким-то образом ускользает от «ортодоксальных» историй.

Современные лунные пряники продаются в китайском квартале Сан-Франциско. misbehave/CC BY 2.0

Но что такое лунные пряники? Часто описываемый как культурный эквивалент западного праздничного кекса, лунные пряники — это сезонный десерт, который миллионы китайских семей покупают в честь Праздника середины осени. Круглые и золотистые, как урожайная луна, пирожные состоят из заполненных кондитерских изделий, отлитых в форме хризантемы, около трех или четырех дюймов в диаметре. Не всем они нравятся. Они очень плотные — не потому, что сделаны из луны, а потому, что содержат густую, богатую начинку из красной фасоли, фиников или пасты из семян лотоса. Есть и региональные разновидности. Кантонские лунные лепешки, например, скрывают в своей скорлупе целый желток соленого утиного яйца, такой же насыщенный и круглый, как полнолуние в конце сентября.

Поедание их — праздник луны и урожая. Это также важная культурная сделка: бизнесмены тратят эквивалент сотен долларов на высококачественные версии. Особо роскошные поставляются в шкатулках, украшенных шелком, росписью, а иногда и настоящим золотом. (Каждый содержит либо четыре, либо восемь лунных пряников с дополнительными индивидуальными упаковками.) Каждый год только на их упаковку тратится около 375 миллионов долларов. Эти дорогие подарки иногда стирают грань между деловым «подарком» и откровенным взяточничеством.

Оформление фестиваля середины осени в Сингапуре. Николас Лануцель/CC BY-SA 2.0

В 2013 году китайское правительство приняло жесткие меры в связи с тем, что оно считало неконтролируемыми расходами государственных чиновников, которые использовали государственные деньги, чтобы дарить лунные лепешки своим деловым партнерам. (В официальном партийном циркуляре президента Си Цзиньпина говорится, согласно CNN : «Высшие ведомства и чиновники должны уловить тенденцию этих роскошных торжеств и быть достаточно смелыми, чтобы своевременно выявлять и исправлять декадентское поведение, подавая пример самим себе. .») Как кексы, миллионы тоже выбрасываются. Только в Гонконге после Фестиваля середины осени 2013 года было выброшено около 2,5 миллионов лунных пряников. Это по одному на каждых трех человек, живущих на острове.

Существует множество китайских мифов о Луне и, как следствие, о лунных пряниках, таких как Старик под Луной или Леди Луны. Но только монгольская легенда повторяется, по крайней мере изредка, как правдивая. Причина, по словам Чана, может быть связана с исторически сложившимся китайским национализмом. В конце периода Цин, который закончился примерно в начале Первой мировой войны, письменные отчеты об этой истории начали распространяться заново. В этих историях ханьцы, доминирующая этническая группа в Китае, находились под властью другого этнического меньшинства — маньчжуров (которые доминировали во времена династии Цин).

Группа маньчжурских мужчин, около 1901 г. (подстриженные). Library of Congress/LC-USZ62-56123

Вполне вероятно, говорит Чан, что эти истории были написаны и распространены членами антиманьчжурских тайных обществ. Делясь историями как фактами, они воссоздали коллективную память о восстании ханьцев против монголов. Эта версия истории отдала восстание в руки народа, что всколыхнуло националистический пыл. Читателям-ханьцам в то время было несложно связать свой опыт при маньчжурах с испытаниями их предков при монголах. Лю Боуэн, в свою очередь, стал интересным, вдохновляющим современным героем.

Китайские репрессии при маньчжурах были менее карикатурно-ужасными, чем вымышленная монгольская версия, хотя все же остро ощущались. Одним особенно ярким примером, который фигурирует во многих пропагандистских изображениях того времени, была маньчжурская прическа, которую ханьские китайцы были обязаны носить. Известная как «очередь» или «кий», она состоит из частично выбритой головы с длинной косой, спускающейся каскадом с макушки. Традиционно мужчины и женщины ханьского Китая вообще не стригли волосы, а вместо этого завязывали их в пучок. Но с 1644 года, когда Пекин был разграблен Цинами, очередь стала обязательным признаком подчинения маньчжурскому правлению.

Группа мужчин, играющих вместе с традиционной прической «очередь». Library of Congress/LC-USZ62-80213

Послание лунных пряников, возможно, и не сыграло прямой роли в свержении монголов, но его идея сыграла небольшую роль в распространении того, что Чань описывает как «изгнать татар, восстановить китайский язык». манифест правления ханьской национальной революции». Это же настроение, в свою очередь, привело к свержению маньчжур. История может быть вымышленной, но воздействие пропаганды реально, и оно было очень элегантно использовано антицинскими активистами. Политическая оппозиция такого рода кипела веками в очагах сопротивления и случайных восстаний. (Между 1850 и 1863 годами, например, восстание тайпинов привело к гибели десятков миллионов людей в столкновениях между повстанцами из южного Китая и маньчжурскими правителями — по некоторым оценкам, число погибших в два раза больше, чем во время Первой мировой войны.)

Цветная литография 1920-х годов изображает одну из революционных битв, приведших к концу маньчжурского контроля. Wellcome Images/Public Domain

Одно из решающих событий этого противостояния, восстание в Учане, произошло в октябре 1911 года. Конфликт начался из-за драки по поводу национализации железных дорог, но перерос в переворот. Со временем это стало известно как Синьхайская революция и привело к отречению в 1912 году шестилетнего маньчжурского императора, концу династии Цин и началу Китайской Республики. Роль лунных пряников в этом (как инструментов пропаганды и символов ханьского национализма), возможно, была ограниченной, но она была более реальной и ощутимой, чем их влияние на свержение монголов примерно 600 лет назад.

Современные китайские посетители, как правило, не задумываются о политических последствиях своих лунных пряников. Гораздо чаще случаются ссоры из-за пломб и корок. (Хэштег #五仁滾出月餅界, который был в тренде в 2013 году, призывал к запрету начинки, известной как «пять орехов».) Любопытно, что кантонская разновидность с утиным желтком стала особенно популярной за последнее столетие.

Лунный пирог с удивительно спорной начинкой «пять орехов», в состав которой входят измельченные орехи кешью, семена кунжута, миндаль, арахис и семена эгуси. SoHome Jacaranda Lilau/CC BY-SA 4.0

Это не значит, что лунные лепешки не имеют никакого современного политического значения. Иногда они появляются в откровенных антикитайских сообщениях. В 1950-х годах пекарня в Тайбэе, Тайвань (считающийся мятежной провинцией Китая), переименовала свои праздничные предложения в «лунный пирог с антикоммунизмом и борьбой с Россией» и призвала покупателей «развивать праведный дух этнической группы». Совсем недавно, в 2014 году, диссиденты Umbrella Revolution в Гонконге запекли политические послания во внешнюю сторону лунных лепешек. Тем не менее, китайские посольства, дипломаты и официальные лица все еще чаще используют их в качестве вкусных сосудов для национальной гордости (и красной фасоли). Какой бы ни была цель, под этой корочкой скрывается нечто большее, чем утиные яйца, пять орехов или паста из семян лотоса.

Gastro Obscura предлагает самые удивительные в мире блюда и напитки.

Подпишитесь на нашу электронную почту, доставляемую два раза в неделю.

Читать далее

Белка, которая испортила 21 000 галлонов молока

Жевать электрооборудование: всегда плохая идея.

eclipseeclipse madnessmoonchinacakefoodhistory

О непобедимости России | Стэнфордский гуманитарный центр

Изображение

Графика: Мишель Цзя: Изображения Wikimedia (I,||)

Как и все мифы, миф о непобедимости России не выдерживает критики. Запись смешанная или хуже. Монголо-татарское иго висело на шее Древней Руси более 200 лет, прежде чем орды были либо побеждены, либо, как свидетельствуют свидетельства, бежали для решения своих внутренних проблем (1480 г.). В Смутное время (1598-1613 гг.) польские войска, хотя и были впоследствии изгнаны, заняли Москву. Правда, русские победили Наполеона, в конце концов и не раньше, чем он оккупировал и сжег Москву в 1812 году. Россия проиграла Крымскую войну (1856 год) и, по общему мнению, проиграла Первую мировую войну, ее поражение было омрачено русской революцией. Советская Россия потеряла территорию в войне с Польшей в 1920. Война с Финляндией в 1939 году, учитывая катастрофически несоразмерные потери СССР, выглядит скорее пирровой победой, если не поражением. Прославленная победа во Второй мировой войне была достигнута ошеломляющей ценой человеческих жизней, сокровищ и почти полного опустошения советской территории к западу от Москвы. В ядерный век, когда войны между крупными державами стали немыслимы, Россия конкурировала с Западом в так называемой холодной войне. Она была уверена в победе, потому что История, вслед за Карлом Марксом, была на ее стороне. Хрущев считал Советскую Россию, подобно пролетариату, пресловутым «могильщиком истории» и обещал Западу в 1956: «Мы тебя похороним». Россия проиграла и эту войну.

Если оставить в стороне внешние конфликты, Россия ведет то, что кажется бесконечной войной с самой собой. В XVI веке Иван Грозный изрядно истребил русское дворянство, опустошив всю страну. После петровских реформ российская образованная элита боролась, в основном пером и печатным станком, но иногда и с оружием, против самодержавного государства, пока оно не восстало и не свергло старый режим в революции 1917 года. То, что произошло дальше, было изнуряющей гражданской войной, 1918-21. Затем, прежде чем раны успели затянуться, русские возобновили свою «гражданскую войну» во время сталинской коллективизации сельского хозяйства в 1929-33 годах, а затем в ходе Большого террора с разрушительными последствиями для нации. Каковы бы ни были точные расчеты, количество жертв большевизма и нацистского вермахта кажется сопоставимым (см. , например, Черную книгу коммунизма ).

Перенесемся в август 1991 года. Казалось, русские победили свою коммунистическую партию-государство, машину, которую построил Сталин. Тем не менее, несмотря на все припадки при Ельцине, тихая гражданская война шла быстрыми темпами, временами перерастая в насилие, как во время антиельцинского мятежа в 1919 г.93 или широко разрекламированные правительственные рейды на непослушных олигархов. Сегодня становится все более очевидным, что партия-государство, ныне трансформировавшееся в государственно-церковный Левиафан (тема блестящего фильма Андрея Звягинцева), одержало верх над оппозицией в российском образованном обществе. Это «левиафанское» государство, пренебрегая квазибожественной санкцией, дарованной ему Русской православной церковью, теперь именует свою внутреннюю оппозицию «пятой колонной» («Крымская речь» Владимира Путина от 18 марта 2014 г.). Владея этим архетипом риторики военного времени, президент Путин держал явную угрозу над головами инакомыслящих профессиональных классов.