Славянский Языческий Портал. Волколак волкодлак


Чем отличается волколак от оборотня?

Волколак — в славянской мифологии человек-оборотень, на определенное время принимающий образ волка.

Надо отметить, что наиболее часто люди, наделенные способностями к оборотничеству, превращались в диких животных: медведей, лисиц, диких кошек, но гораздо чаще — в волков. Объясняется такой «перекос» тем, что волк долгое время являлся священным животным славян, многие племена поклонялись ему как родоначальнику. Ходили легенды, что представители того или иного рода могут по своей воле превращаться в волков — обычно в бою, во время охоты, для того, чтобы дать отпор врагу или скрыться от его глаз.

В отличие от колдунов, умеющих оборачиваться в других животных, птиц или предметы, волкодлак — больше зверь, чем человек. Но среди других волков он выделяется мощью, умом, чутьем, часто является вожаком стаи. Даже в зверином облике волколак сохраняет человеческие навыки и знания.

Какие легенды сказывали о волколаках?

Если в западноевропейских мифах и поверьях «человек-волк» — однозначно негативный персонаж, которого опасались, боялись и героически побеждали, то у славян волколаками могли быть герои, боги, уважаемые люди, представители знатных родов. Был миф, что князь Олег, прозванный «Вещим», был Волколаком. Про князя Всеслава Полоцкого, обладавшего, судя по воспоминаниям современников, способностями Ведуна, «Слово о Полку Игореве» говорит прямо:

«Ночью волком рыскал… великому Солнцу путь перебегал»

Мифический герой Волх Всеславьевич, рожденный от связи земной женщины и Змея, способен оборачиваться в серого волка и превращать в волчью стаю своих соратников. Другой персонаж славянских сказаний, Змей Огненный Волк, обладает подобными способностями. Вспомним  сказку о Иване-Царевиче и Сером Волке, где, судя по всему, зверь является волкодлаком, помогает главному герою совершать подвиги.Таким образом, можно представить, что  волколак в славянской мифологии — персонаж либо нейтральный, либо даже положительный.

 

Чем отличается волколак от других волков и людей?

Людей-волколаков описывали по-разному. Считалось, что некоторые люди от природы имеют склонность к оборотничеству. Это связывалось с обстоятельствами их зачатия и рождения: например, если ребенок был зачат в «нечистый день», рожден в «сорочке», появился на свет с зубами, имеет две макушки, у человека срослись брови, обильная растительность на теле, то, скорее всего, он может стать волкодлаком.

Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу.

В большой праздник работать нельзя. Вот в одной семье работали. У них сын родился. А сын превратился в волка.

Однако истинную сущность такого оборотня может показать отражение в водной глади или зеркале. Если перед вами волколак, то зверь отразится человеком, а человек — зверем.

Волкодлак в зверином облике обладает очень разумным поведением, не характерным для обычного волка, его колени выгнуты, как у человека, вперед, он может с легкостью встать на задние лапы, иногда у него белая шерсть или полоса на шее, нет хвоста. Если такого волка убить, то под шкурой можно обнаружить человека. К тому же, раны, нанесенные волкодлаку в зверином облике, обязательно останутся и в облике человечьем. В быличках по этим травмам находят волколака.

 

Как становятся волколаками?

Есть три способа стать человеком-волком. Во-первых, есть волкодлаки урожденные: либо зачатые или родившиеся в особые дни, с особыми признаками. Они не могут противиться своей природе: рано или поздно она проявит себя.

Мне бабушка рассказывала. У одного деда был сын. Он женился. Вот его жена стала замечать, что он ночью выходит из хаты и пропадает до самого утра, а с утра до вечера может ничего не есть. Она рассказала своему отцу. А он, когда стемнело, начал следить за ним. Вот он пошел в огород, и ее отец пошел за ним. Три раза перекувырнулся в двенадцать часов и стал волколаком, здоровым, как теленок. Потом стал звать других волков и пошел с ними. И ее отец за ними. Пришли к лесу. А в это время там ехало три подводы. Две они пропустили, а людей на третьей подводе разорвали, коней и людей съели. И тогда он снова пошел домой. Три раза перекувырнулся и снова стал человеком. Утром ее отец стал расспрашивать его. Он объяснил, что превращается в волка, потому что он родился в такой день, когда родившийся ребенок становится волколаком.

Во-вторых, волколаки — часто колдуны, превращаются в волков по желанию, с помощью особых обрядов и заговоров. Приводятся примерные описания ритуалов обращения в зверя:

Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувыркнулся между ними через голову.

И, наконец, последний способ — быть заколдованным Ведуном и обратиться в волка поневоле. Часто это случалось с молодоженами и гостями в день свадьбы, если они не почтили местного колдуна, как-то досадили ему либо в качестве порчи со стороны тех, кто не хочет, чтобы этот брак состоялся. Они бегают по лесам, часто в оборванной праздничной одежде (по которой их узнают), пока их кто-либо не расколдует или не пройдет установленный колдуном срок.

А бывало раньше, что свадьбы портили. Вот перебьют невесту, а бывшие сваты-то рассердятся. Ну, вот поедут венчаться, а обратно нет никого, все в волков превратятся и спрыгнут с повозки. А то такие бабки были. Вот едет поезд, а она какой-то клубок под лошадей бросит, все люди соскакивали и волками в лес убегут.

Такие «волки поневоле» старались держаться подальше от своих диких собратьев, не боялись людей и даже подходили к ним, иногда отказывались от охоты на дичь и поедания мяса, чтобы снова стать людьми.

 

Способы превращения волкодлака

Один из способов превращения — перекувыркнуться через определенное препятствие — нож, топор, нарисованную черту, пень, то есть, буквально оборотиться. Причем если черту стирали, заветный предмет уносили, то волкодлак обратно стать человеком не мог. Читали особые заговоры. Набрасывали на себя волчью шкуру. Прирожденные волкодлаки превращаются в волков в определенный час и день, часто в полнолуние или новолуние, и не могут контролировать превращение.

Когда колдуны превращали других людей в волков, они читали заговоры на определенные предметы и кидали их под копыта коней свадебного поезда. Часто для этой цели использовались пояса и платки. Чтобы превратить волкодлака обратно в человека, надо было накинуть на него любой предмет гардероба и прочитать особый заговор.

 

Защита от волкодлака

Волкодлак не всегда опасен, но если человек обратился в зверя с намерением удовлетворить свои кровожадные наклонности, следовало помнить, чего он боится. Перед походом в лес, на охоту надевали обереги, обычно из серебра. Волкодлака подчас очень сложно, практически невозможно уничтожить физически, так как он обладает сверхъестественной силой и быстротой. Однако если его ранить и пролить кровь либо громко назвать по настоящему имени, то можно нейтрализовать.

Чтобы защититься от превращения в волков на свадьбе, старший дружка, в роли которого часто выступал местный Ведун, предпринимал ряд особых ритуалов.

Волкодлак — особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделяли себя от нее, как нынче. Изучая славянскую мифологию, не перестаешь поражаться, насколько мудры были наши предки. Их мудрость передана в известных мифологических сюжетах, которые мы можем изучить.

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Волколак (Волкодлак) | Славянский Языческий Портал

Волкодлак — (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем.

Корольков В.А. «Вовкулак»

 

Приметой волкодлака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. По старинным преданиям, волкодлаки под час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волкодлаки превращались в упырей. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи».

 

Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну».

Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях — через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.

На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:«На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц, золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали и теплой бы шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской».

Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям.

Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.

Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ — конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.

После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами.

Образ волкодлака, оборотня, живет в мифологии многих народов. У славян — это болгарский вълколак, польский вилколенк, сербскохорватский вуходлак и чешский влкодлак, у англичан это беовульф, у немцев — вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы чествовать свое серое божество.

Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».

Похожие Статьи

Вконтакте

Facebook

Google+

Одноклассники

Мой мир

Twitter

slaviy.ru

Волкодлаки (Волколаки) | Древнерусский словарик

 

ВОЛКОДЛАКИ — лесные оборотни, принимающие вид волка (длака — шкура). Полулюди-полуволки. Воины-оборотни из свиты Велеса. Их образы представляют собою один из вариантов выражения опасности, подстерегавшей человека в лесу.

Волкодлаками, в более поздней трактовке, становятся ведьмы, принимая вид волка, люди, превращенные ведьмами или превратившиеся сами в волков посредством заговора.

«Надо в лесу найти срубленный гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него — станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувырнуться обратно; если же кто унесет нож, то останешься навек волком».

ВолкодлакамиВолколак (волкодлак) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращенный в волка.С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих солнце и луну.По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашептывают при этом волшебные слова.Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.Чтобы превратить свадебный поезд в стаю волков, колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над ремнями и мочалами заклятия, а потом подпоясывает ими поодиночке поезжан, подпоясанные тотчас становятся волколаками.На Украине различают волколаков двух родов. Волколаки, превращенные из простых людей, представляются существами не зловредными, а страждущими, несчастными, заслуживающими полного сострадания: они живут в берлогах, рыщут по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий разум.

Волколак же, превращающийся добровольно, не испытывает никаких страданий, пользуется этим превращением с выгодой для своих целей, рыская волком по ночам, к рассвету же снова принимая человеческий образ. В этом различении весьма рельефно выступают два факта, к которым можно свести столь распространенные верования в волколака.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века. В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы.Южнославянские поверья связывают волколака с упырем (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак, иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

В украинской быличке рассказывается: «Возвращались два брата с поля домой.— А что, Грицко, очень ли ты боишься волков? — спрашивает старший брат младшего.— Не знаю, я их сроду не видел, — отвечает брат.— А вот сейчас увидишь.Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувырнулся между ними через голову. Не успел Грицко и рта раскрыть, как из-за могилы показался большущий волк. Испугался Грицко, бросился за могилу, где скрылся его брат, но вместо брата нашел только два ножа, воткнутые в землю. Выдернул он ножи и бегом пустился домой, потому что за ним бежал волк, жалобно воя.Люди часто стали встречать около села странного волка — тощего, со слезящимися глазами. Раз ночью страшный лай собак разбудил Грицка. Вышел он из хаты, видит — сидит в углу хлева волк, а на него собаки бросаются. Вслед за сыном вышел и отец, который быстро сообразил, что это за волк. Подошел к нему, схватил за шиворот и сильно встряхнул. Шкура на волке треснула, и из нее вылез его старший сын.Когда уже все сидели за столом, мать спросила его:— Сыночек, что же ты ел, когда волкулаком был?— Облизывал на деревьях те места, за которые люди брались руками, только этим и жил».А вот еще один рассказ: «Жили муж и жена. Хорошо жили, только муж временами исчезал, ничего не говоря своей жене. Поехали они однажды сгребать сено. Вот работали, работали. Наступил полдень. Муж и говорит жене:— Я должен отлучиться ненадолго. А ты залезай на копну и возьми в руки кнут. Если на тебя вдруг нападет волк, бей его этим кнутом.Сказал муж и ушел в ближайшую рощу, а жена залезла на копну, взяла в руки кнут и стала ждать мужа. Прошло несколько минут, вдруг из рощи, где только что скрылся ее муж, выбежал волк и набросился на женщину. Она его бьет кнутом, а он схватил ее за платье зубами и тянет с копны. Еле-еле она отбилась. Убежал волк назад в рощу. Посмотрела женщина — а у нее кусок подола вырван. Через какое-то время возвратился ее муж. Она ему стала рассказывать, как на нее волк нападал, как она от него кнутом отбивалась и как он вырвал и нее кусок платья. Муж ничего не сказал, догребли они сено, погрузили на телегу и поехали домой. А вечером, за ужином, муж начал ей что-то смешное рассказывать и рассмеялся, она посмотрела — а у него между зубов застрял кусочек от ее платья. Тогда она и поняла, кто был этим волком».

Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку.Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а таюке люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает ее надеть, после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.Волколак чаще всего выглядит как обычный волк, и только некоторые особенности выдают в нем оборотня. По русским поверьям, у волколака суставы на задних ногах повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Белорусы считают, что у оборотня — человеческая тень. Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо, всклоченные, стоящие дыбом волосы, красные, налитые кровью глаза, покрытые кровью до локтей руки, железные зубы — черные как смоль, голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака.Чтобы избавиться от посещений волколака, его нужно убить в собственной могиле колом из боярышника. Но трудность заключается в том, как найти могилу волколака. В большинстве случаев берут молодого жеребца и вместе с ним отправляются на кладбище, где заставляют его переходить с могилы на могилу до тех пор, пока не заметят, что жеребец начинает пятиться от какой-либо могилы, делать прыжки в сторону и обнаруживать признаки страха. Это значит, что в могиле скрыто что-то страшное. Быстро приближаются селяне к этой могиле, окружая ее со всех сторон, раскапывают, и если замечают, что тело мертвеца еще не истлело, несмотря на то, что он уже давно похоронен, или же если мертвец имеет внешний вид, свойственный волколаку, то переворачивают его навзничь и между плеч вбивают кол из боярышника. Селяне спешат сжечь и труп волколака, и кол, которым он был убит.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Волкодлак — человек-оборотень. » Боги Славян

Статья из «БЕСТИАРИЯ» и  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Волколак, Худ.В.Корольков

Волколак, Худ.В.Корольков

ВОЛКОДЛАК    относится к  ОБОРОТНЯМ.

Волколак  (Волкодлак, Вовкулак, Вовкун) – человек, способный превращаться в волка (медведя).

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ. Иногда их называют вервольфами — это уже к нам из немецкого языка пришло

В ЛИТЕРАТУРЕ: …Оборотень-верфольв Виталий, тоже вольнонаемный, из Костромы, но он работает у нас, сколько себя помню. С.Лукьяненко, Дневной Дозор

В ЛИТЕРАТУРЕ: – Скорее всего какие-то московские гастролеры, – сухо прокомментировал Гесер. – Я дам команду проверить всех волкулаков, имеющих больше трех детей-оборотней.  С.Лукьяненко, Сумеречный Дозор

МЕСТО  В МИРЕ: В славянской мифологии воины-оборотни полулюди — полуволки из свиты  Ярилы и Велеса являлись  Волколаками.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: По русским поверьям, вовкулаки бывают двух родов: это или колдуны, умеющие принимать звериный образ, или простые люди, превращенные в волков чарами колдовства. Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле.

Волкодлак, Худ.В.Славук

Волкодлак, Худ.В.Славук

СПОСОБ ПРЕВРАЩЕНИЯ: Для превращения  колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

ЛИТЕРАТУРА. Заклятие на волкодлака может снять только тот, кто его наложил, или человек одной с ним крови…

Я воткнула в осиновый пень двенадцать ножей, Невзор перекинулся три раза. Справа налево. Он не обращенный волкодлак.   А.Николаев,  А.Прозоров,  Душа Оборотня (Ведун-4)

ВНЕШНИЙ ВИД: Отличить  волколака от волка можно по задним конечностям, суставы у оборотня остаются человеческими и подобны коленям. В человеческой же форме  волколака можно отличить по волосам на голове, которые напоминают волчью шерсть (длаку).

волколак33-40ОБРАЗ ЖИЗНИ: Во время солнечного или лунного  затмения волколаки не в силах сдерживать себя и часто впадают в неистовство против своей воли.

МЕСТО ОБИТАНИЯ: Волколаки обитают в лесах рядом с селениями, днем они живут среди людей, ночью же охотятся в лесу. Но иногда некоторые особи уходят далеко в лес и предпочитают жить отшельниками далеко от остальных людей, боясь причинить им вред.

СПОСОБНОСТИ: Волколак обладает огромной физической силой, многократно превосходящей человеческую, а так же внушительной скоростью перемещения: за ночь оборотень способен преодолеть несколько сотен километров.

ВРАГИ:В лесу естественными врагами волколаков являются крупные хищники: медведи и волки, так как зачастую территории их охоты пересекаются, и стычки становятся неизбежными.

СМЕРТЬ. По некоторым поверьям, волкодлак после смерти может обратиться в упыря. Но это касается, скорее, оборотней-колдунов.

Оборотень, Худ.О.Яхнин

Оборотень, Худ.О.Яхнин

КАК БОРОТЬСЯ? Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак  находится в человеческой форме.

ВОЛКОДЛАК — дословно — волчья шкура. Иногда так звали воинов, чья доблесть была вознаграждена возможностью носить шкуру убитого ими животного. А самый распространенный хищник средней полосы — волк, отсюда и ВОЛКОдлаки.

ПАРАЛЛЕЛИ.  Греческий Гераккл тоже носил на себе шкуру убитого хищника — льва.

ОБЪЕДИНЕНИЕ СИЛ.  Существует гипотеза, что некоторые оборотни могут увеличить свою силу за счет слияния: два оборотня сливаются телами, и создают гораздо более сильного бойца.

Дополнительные статьи:

— Волк — лесной хищник

— Волчий пастырь – повелитель волков

(51)Подборка выполнена специально для сайта

bogislavyan.ru

Волколак | Нечисть славянской мифологии

Назад к разделу

Волколак

Волколак | Славянская мифология

Волколак (волкодлак) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка.

 

С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих солнце и луну.

 

Название происходит от волк + длака; второе слово обозначает непричесанные, растрепанные волосы (белор. кодлы), шкуру и сохранилось в сербском и словенском языках. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских.

 

Считается, что с начала XIX века с легкой руки А. С. Пушкина распространилась искаженная (из волколак, вурколак) форма названия — вурдалак, которая скоро стала господствующей в литературном языке.

 

Украинские и южнорусские поверия

 

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова.

 

Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй.

 

Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

 

Чтобы превратить свадебный поезд в стаю волков, колдун берёт столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над ремнями и мочалами заклятия, а потом подпоясывает ими по одиночке поезжан; подпоясанные тотчас становятся волколаком.

 

Против подобных чар можно действовать только чарами или заговорами, которые носят название оберегов. В Харьковской губернии народ так верит в силу этих оберегов, что не считает нужным, чтобы они произносились знахарем: их может прочесть и всякий, исполняющий на свадьбе роль дружки.

 

На Украине различают волколаков двух родов. Волколаки, превращённые из простых людей, представляются существами не зловредными, а страждущими, несчастными, заслуживающими полного сострадания: они живут в берлогах, рыщут по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. Волколак же, превращающиеся добровольно, особенно колдуны и ведьмы, не испытывают никаких страданий, используют превращение для своих целей; рыская волками по ночам, к рассвету они снова принимают человеческий образ. В этом различении весьма рельефно выступают два факта, к которым можно свести столь распространённые верования в волколака.

 

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.

 

В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

 

Образы волколака

 

Человек, которому суждено сделаться волколаком, не может при жизни своей отличаться хорошими качествами: злые силы управляют всеми его действиями, обучают его колдовству и вообще совращают его с пути истины. Он обыкновенно хитёр, мощен, замечательно безобразен и весьма счастлив во всех своих делах и предприятиях; умирает он мгновенно. Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо; всклоченные, стоящие дыбом волосы; красные, налитые кровью глаза; покрытые кровью до локтей руки; железные зубы — чёрные как смоль; голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака. Но когда ночью покидает он тёмную могилу, он или превращается в летучую мышь, или же принимает человеческий образ, сохранивши только свои железные зубы. Впрочем, после первого петуха он спешит возвратиться к себе в могилу. Чтобы избавиться от посещений волколака, его нужно убить в собственной могиле колом из боярышника. Но трудность выполнения этого средства заключается в том, как найти могилу волколака. В большинстве случаев, жители местности, в которой, благодаря посещениям волколака, появилась сильная смертность, берут молодого жеребца и вместе с ним отправляются на кладбище, где заставляют его переходить с могилы на могилу до тех пор, пока не заметят, что жеребец начинает пятиться от какой-либо могилы, делать прыжки в сторону и обнаруживать признаки страха. Это значит, что в могиле скрыто что-то страшное. Быстро приближаются селяне к этой могиле, окружая её со всех сторон, раскапывают, и если замечают, что тело мертвеца ещё не истлело, несмотря на то, что он уже давно похоронен, или же если мертвец имеет внешний вид, свойственный волколаку, то переворачивают его навзничь и между плеч вбивают кол из боярышника. Селяне спешат сжечь и труп волколака и кол, которым он был убит.

 

Существует мнение, что так в сказках древние славяне зашифровывали воров. По описанию «волколак» очень напоминает современных воров. В те старые времена, самое лучшее логово вора — это кладбище, а если конкретнее, то землянка, замаскированная под могилу. В лесах прятаться было опасно для воров. Переступить порог колдуна — суть войти в дом т. н. «вора в законе». Он тебя и превращал в «волколака». Днём ты человек, ночью — грабитель. Когда землянку — «могилу» вора находили с помощью лошади, например, и раскапывали — он притворялся мёртвым, и для этого сказано в сказке: если труп ещё не истлел — проткни его колом. А сзади протыкать («навзничь» в старорусском) чтобы селяне не поняли, что убивают таки человека. Кроме того, и апологеты современных воров, а также сами воры, считают себя волками. Более того, воры и сегодня делятся на шакалов, тех, кто воруют по-мелкому себе на водку или наркотик, их народ часто прощает, и на тех, кто получает большую выгоду. «Умирают волколаки быстро».

 

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Волколак | Bestiary.us

"В славянской мифологии волки-оборотни. Считается, что волкодлаками могут стать все без исключения участники свадебной процессии, на которую наложит заклятие колдун. Приметой волкодлака служит так называемая «волчья шерсть» на голове (у скандинавов это называется «волчьими волосами»). Волкодлак — упырь, поэтому после смерти ему в рот вставляли монету, как бы запирая зубы. Своими повадками волкодлаки ничем не отличаются от прибалтийских вилктаков и западноевропейских вервольфов" (216: с.403).

В белорусском фольклоре и литературе

У пушчу ўцёк, у ёй асеўся,

Змяніўся ўвесь, як ваўкалак,

У скуру воўчую адзеўся

І стаў на жыр выходзіць так.

Янка Kyпала "Магіла льва", 1913 (293)

Янка Kyпала "Могила льва", 1913 (293)

Bocь ён [вядзьмак] ycix i пракляў, i ўвecь пoeзд пабeг ваўкалакамi, з тагo i ваўкoў мнoга.

Максім Гарэцкi (293)

Вот он [ведьмак] всех и проклял, и вся процессия побежала волколаками, с тех пор волков и много.

Максим Горецкий

Даўно патух зары агонь.

Хто там імчыцца: зубр ці конь?

На ўсіх жывых наводзіць жах

След ваўкалака ў чаратах.

Леанід Дайнека "След ваўкалака"

Давно потух зори огонь.

Кто там несется: зубр ли конь?

На всех живых наводит страх

След волколака в камышах.

Леонид Дайнеко "Тропой Чародея"

"Icкры cыплюцца з гэтай пoўcцi, калi ў змрoкy нoчы шалёна iмчыцца ваўкалак."

Леанід Дайнека (293)

"Искры сыплются с этой шерсти, когда в сумраке ночи неистово мчится волколак."

Леонид Дайнеко (293)

Ваўкалак — чалавек, ператвораны ў ваўка. Ведзьмары маглі быць. Другі раз іншых ператваралі, словы нейкія казалі і станавіліся імі. Для гэтага трэба буў пэўны час. Уночы звычайна пераўтвараліся, але не наўсягда. Хто толькі ўночы, другія — па некалькі гадоў. Цяпер пра такое не чутна, а раней, дык часта казалі. Як вядзьмар, дык ваўком рабіўся, шкоду якуюсь рабіў. А як другіх пераўтвараў, дык тыя не шкодзілі, а наадварот. Больш на сабак пахожыя яны. А як тыя словы забываўся, ну, замову, дык так і аставаўся той чалавек ваўком.

Запісала М.Іванюценка ў 2005 годзе ў вёсцы Вялікі Бор Хойніцкага раёна Гомельскай вобласці ад Апанасюк Соф’і Уладзіміраўны, 1939 г.н. (1185: с.512)

Волколак — человек, превращенный в волка. Колдуны могли быть. Иной раз других превращали, слова какие-то говорили и становились ими. Для этого нужно было определенное время. Ночью обычно превращались, но не навсегда. Кто только ночью, другие — по несколько лет. Теперь про такое не слышно, а раньше, так часто говорили. Как колдун, так волком делался, вред какой творил. А как других превращал, так те не вредили, а наоборот. Больше на собак похожи они. А как те слова забывал, ну, заговор, тот человек так и оставался волком.

Записала М.Иванютенко в 2005 году в деревне Великий Бор Хойникского района Гомельской области Беларуси от Апанасюк Софьи Владимировны, 1939 г.р. (1185: с.512)

Ваўкалакі — гэта людзі, каторыя могуць станавіцца ваўкамі пры дапамозе скокаў праз зачараваныя рэчы. Тое, што ведзьмы і калдуны скачуць праз нажы, усе ведаюць.

У нас быў адзін такі вядзьмак, які часта рабіўся ваўкалакам. А чаму рабіўся? Гэта яго так сквапнасць ператварала. Ён заўсёды і ўсім зайздросціў. Таму па начах бегаў і душыў скот сваіх суседзяў, а аднойчы і аднаго чалавека загрыз, бо той стаў багацейшым за яго. Гэтага ўжо людзі сцярпець не змаглі. Аднойчы падгледзелі яны тое месца, на якім ён ператвараўся, а калі той пабег, то адзін нож вытыркнулі з зямлі і закінулі яго ў возера. А самі пачалі чакаць, калі ж з‘явіцца той калдун. І вось з‘явіўся той перавярэцень, скокнуў тры разы. І тут здарылася для яго нечаканае: усё цела было чалавечае, акрамя ног. Вядзьмар стаяў і ўсё глядзеў на свае лапы, не могучы зразумець, што такое здарылася. А мужыкі, што чакалі яго прыходу, выйшлі з-за кустоў і забілі тую пачвару.

Запісала І.Шаўко ў 2005 годзе ў вёсцы Людзвін Хойніцкага раёна Гомельскай вобласці ад Лобан Юліаны Антонаўны, 1930 г.н. (1185: с.512)

Записала И.Шевко в 2005 году в деревне Людвин Хойникского района Гомельской области Беларуси от Лобан Юлианы Антоновны, 1930 г.р. (1185: с.512)

Гэта маёй ужо мамы, можа, бабушка ужо помніла, як хадзілі гэтыя заклятыя — ваўкалакі зваліся. Ваўкалакі — гэта людзі перачараваныя на ваўкоў. Ну, яшчэ мне дзедушка стары расказваў, што едзе каля мельніцы… А ехалі ж на конях малоць, ноччы. Пераняў воўк. І гаворыць: "Стаў воўк, а конь хрыпіць, ну ні за што ня можа іці. І воўк на дарогу, на серадзіну стаў. І усё. Нада, 3 гаворыць, — усе імёны, колькі ёсьць імёнаў на сьвеце, сказаць. Як на яго імя пападзеш, угадаеш, то скура тая і злезець з чалавека". Гэта ж ня так даўно і было. Яшчэ бабушкі мае помнілі. Во як.

Запісалі А.Дубаневіч і Ў.Лобач у 1993 годзе ў вёсцы Данькі Браслаўскага раёна ад Пажарскай Бернарды Міхайлаўны, 1933 г.н. (1178: с.68, №168)

Записали А.Дубоневич и В.Лобач в 1993 году в деревне Даньки Браславского района Витебской области Беларуси от Пожарской Бернарды Михайловны, 1933 г.р. (1178: с.68, №168)

В украинском фольклоре

В украинском фольклоре верования касательно людей, способных превращаться в волков распространены достаточно ровно и повсеместно. В Центральной и Северной Украине чаще фиксируется название "вовкулак", на Западной — "вовкун".

Вовкун, как и европейский вервольф, существо часто подневольное и становится волком в наказание или в силу нарушения каких-либо запретов. Среди нарушения запретов находим отказ от Бога и невыполнение его заветов, но чаще вовкулаками становятся путём действий колдунов и чародейников.

Вовкулаком можно и родиться, и с этой возможностью также связаны некоторые запреты. Например, ребёнок, зачатый на Пасху станет вовкуном (754: с.XIII), в чём тоже видно нарушение запрета. Также вовкулака может родить женщина, если беременной увидит волка или станет есть мясо животного, разорванного волком (754: 859, с.86).

Существует множество способов вернуть вовкулаку человеческий облик. Для этого необходимо перевести его через хомут или заставить три раза перекинуться через себя (754: с.XIV). Один из способов, перекусить шнурок на вовкулаке (754: с. XIV), напоминает об одном из самых распространённых в Западной Европе способов превращения в вервольфа при помощи пояса. В других случаях шкура волка рвётся и слезает с человека, зацепившись за какой-либо крюк (756: 82, с.46). Любопытное поверье о вовкулаках зафиксировано на Покутье, в котором считается, что у вовкулаков есть под пахом своего рода ямка, где сходятся концы шкуры. Через неё шкура выворачивается и человек заходит внутрь, а выходит волк (757: s.106). Подобное поверье не имеет прямых аналогий, но в Западной Европе также фиксируются поверья о том, что шкура у вервольфов с одной стороны человеческая, а с другой волчья.

Як чоловік забуває Бога, то за него забуває и Бог. Тодї відьма бере нечистого за руку, веде на гору и там єго роздуває і каже єму: Перевернись через цей ніж три рази. Як він це зробить, то він весь обростає волосєм. На дорогах грабить людей.

Умань. Зі збірки Д. Щербаківського, 755 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.85)

Если человек забывает про Бога, то про него забывает и Бог. Тогда ведьма берёт нечистого за руку, ведёт на гору и там раздевает его, говоря: перевернись через этот нож три раза. Как он это сделает, то весь обростает волосами. На дорогах грабит людей.

Умань. Из сборника Д. Щербаковского, 755 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.85)

Есть мнение, что и европейский вервольф, по крайней мере иногда, идентифицировался с, собственно, разбойником. В то же время указывалось, что подобные сравнения принадлежат, в основном, художественной литературе (672: p.33).

Следующая запись из Хмельницкой области. Её любопытная черта в том, что вовкулак, про которого сообщается, — современник информатора и, судя по всему, вовкулак в данном случае обозначает скорее девиантное поведение данного жителя, чем действительно то, что информатор верит, что он превращается в волка.

В нас йи такий, жи сьи пирикидайи, воўкун, місьиць в вовка, місьиць в чоловіка. В зимі йик сьи вовки тьікайут, то воўкуни гет ідут. В нас воўкун так псів кусайиі вже сьи збирайут йиго бити, тей ни годні.

Зап. від Ганни Колоднїцької з Бедриковець, пов. Залїщики, О. Деревянка, 755 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.86)

У нас есть такой, что себя перекидает, вовкун, месяц в волка, месяц в человека. Зимой как все волки убегают, то вовкуны уходят. У нас вовкун так псов кусает, что все собирались его уже бить, но не способны.

Зап. от Анны Колодницкой с Бердиковец, пов. Залищики, О. Деревянка // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.86)

Следующее поверье было записано в Вижницкой районе Черновецкой области. В нём действиями вовкулаков (вовкулаки едят луну) объясняется изменение фаз луны:

Приходьи воўкуни і їдю́т єго́. Так нима, нима, а віта́к ви́тко черво́ний — ду́жи зму́чиний... Чьисо́м прихо́дьи в ночі́ — чьисо́м з ве́чіра; они́ є́го гризу́т, розирву́т, а вита́к си сці́лює місьи́ць наза́д.

Зап. Іван Волошинський в серпни 1911, від Гарасима Джюрєка з Ростів, пов. Вижници, 760 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.86)

Приходят вовкуны и едят её. И так её нет, нет, а потом видно красную — очень замученную. Иногда приходит она ночью, а иногда с вечера; они её грызут, розорвут, а потом луна себя исцеляет обратно.

Записал Иван Волошинский в августе 1911, от Герасима Джюрека из Ростов, пов. Вижницы, 760 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.86)

Следующее поверье записано в Воронежской губернии. Кроме любопытной истории о соперничестве двух колдунов-оборотней в ней есть отголоски широко распространённого сюжета о свадебном поезде, превращённом в волков.

Яритників чоловікові нїяк нїльзя гнївить, а то чим нибудь іспорте. Як ото це затїваїця свадьба, так ото вже його бируть дружком, а єслї хто не возьме, так ото вся свадьба пиридєлаїця у вовки. Ті вовки, котрі пиридєлані із людей, називаюця вовкулаками. Ото вона бач і ходять, поки милостивий яритник найдиця, їх пиридєла на людей. Один раз ізбіглось дві свадьби. У кажні свадьбі буди дружками яритники. От вони катались по улицї і ізбіглись: один притворив ся биком і біжить прямо до саней колоть молодих; а цей дружко притворився відмідем. І як ізсоклись биця, так відмідь як ну вола нуздать, так він його одходив добре, так шо після того днїв два на пічі лижав. От він тодї із серця ходив таки, щоб попортить тих таки молодих. Як саме були вичирини, так він хотїв у вікно духом попортить, так той дружко догадав ся та сїв з боку молодих тай обмахував ся платочком; як тілько стане химородить, а він платочком на оддїб і оджене його геть. З тим і згуляли вони свадьбу благополушно. І так у тій містностї, де єсть яритник, так як хто ни попросе його, так ни ожене сина.

Борисовська волость, Валуй пов., Вороніж. губ., 765 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.88)

Ярытников* нельзя ничем гневить, а то как-нибудь навредят. Как где-нибудь затевается свадьба так его берут дружком*, а если не возьмут, так вся свадьба перделается в волков. Волки, переделанные из людей, называются вовкулаки. Вот так они, глядишь, и ходят, пока не найдётся милостивый ярытник и не переделает их на людей. Один раз совпало две свадьбы. В каждой свадьбе были дружками ярытники. Так они катались по улице и столкнулись: один перетворился быком и бежит прямо на сани колоть молодых; а этот дружко перетворился медведем. И как сшиблись с быком, так медведь его как вола нуздать, и так его отходил, что потом два дня на печи лежал. Он тогда из кожи вн лез, чтобы попортить таки молодых. Как были посиделки, так он хотел в окно духом испортить, так тот дружко догадался, сел со стороны молодых и обмахивался платочком; тот толко станет колдовать, а тот платочком раз и отгонит его прочь. Так и отгуляли они свадьбу благополучно. А так в той местности, где есть ярытник, так как кто ни попросит его, тому он поженит сына.

Брисовская волость, Валуевский уезд, Воронежская губерня, 765 // Гнатюк В. Знадоби до української демонології. Том ІІ. Випуск 2. (754: с.88)

www.bestiary.us

Волколак - Существа - Славянская мифология

Волколак – человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие.

Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик. Однако ему можно помочь: для того чтобы снять с человека проклятие его надо накормить освященной едой и накинуть на него одеяние, сотканное из крапивы, при этом волколак будет всячески сопротивляться этому обряду.

Отличить волколака от волка можно по задним конечностям, суставы у оборотня остаются человеческими и подобны коленям. В человеческой же форме волколака можно отличить по волосам на голове, которые напоминают волчью шерсть. Во время солнечного или лунного затмения волколаки не в силах сдерживать себя и часто впадают в неистовство против своей воли.

Волколаки обитают в лесах рядом с селениями, днем они живут среди людей, ночью же охотятся в лесу. Но иногда некоторые особи уходят далеко в лес и предпочитают жить отшельниками далеко от остальных людей, боясь причинить им вред.

Способности

Волколак обладает огромной физической силой, многократно превосходящей человеческую, а так же внушительной скоростью перемещения: за ночь оборотень способен преодолеть несколько сотен километров.

Враги

В лесу естественными врагами волколаков являются крупные хищники: медведи и волки, так как зачастую территории их охоты пересекаются, и стычки становятся неизбежными.

Как бороться?

Волколаки не обладают сверхъестественной живучестью, и их можно убить обычным оружием, однако после смерти оборотни превращаются в упырей и вновь восстают, чтобы отомстить своему убийце. Чтобы не произошло подобного обращения оборотню необходимо запихать в пасть три серебряных монеты в тот момент, когда он будет умирать, либо пронзить сердце колом из боярышника, когда волколак находится в человеческой форме.

bestiaria.ru