Военные походы рюрика: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Дудин В.В. О военном походе русов на Абаскун (между 864—884 годами)

Дудин В.В. О военном походе русов на Абаскун (между 864—884 годами)

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Русь | Кавказ| Средняя Азия | Иран




Известия вузов. Северо-Кавказский регион.

Общественные науки. 2012. № 2.

{34} – конец страницы.


На основе анализа ряда арабо-персидских и древнерусских источников освещается один из малоизученных вопросов истории взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа — военный поход русое на Абаскун, сыгравший важную роль в развитии экономических и культурных контактов между Северо-Кавказским регионом и Древнерусским государством во второй половине IX в.


Ключевые слова: Древнерусское государство, Северный Кавказ, Каспийское море, международные отношения, военный поход.


Basing on the analysis of certain Arab-Persian and old Russian sources, the article relates to the little known questions of history of mutual relations between the Ancient Russian State and peoples of Northern Caucasus — Russian campaign against Abaskun {34} played very important role in the establishment of economic and cultural contacts between North-Caucasian region and the Ancient Russian State in the second half of the IXth century.


Keywords: Ancient Russian State, Northern Caucasus, Caspian Sea, international relations, campaign.


Военный поход русов на Абаскун занимает важное место в истории развития взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа. Предпринятый во второй половине IX в., он. как и все последующие военные походы русов на Северный Кавказ домонгольского периода, был тесно связан с их военными походами на Византийскую империю, развитием взаимоотношений с Хазарским каганатом, странами мусульманского Востока, а также сложными процессами внутреннего развития молодого Древнерусского государства.


Важно отметить то обстоятельство, что ни древнерусские летописи, ни византийские хроники не сохранили никаких упоминаний об этом походе. Единственный дошедший до нас источник, это «История Табаристана» («Тарих-е-Табаристан»), автором которой является арабо-персидский историк ибн Исфандийар, написавший свое сочинение на персидском языке в 1216—1217 гг.


Ибн Исфандийар не называет точной даты нападения русов на Абаскун, но сообщает, что их вторжение произошло во время правления в области Джурджан (древней Гиркании) Хасана ибн Зайда Алида (864—884 гг.) — видного государственного деятеля своего времени, выдающегося полководца, одержавшего несколько блистательных побед в ряде локальных войн и ставшего основателем правящей династии государства Алидов, располагавшегося на южном побережье Каспия. Хасан ибн Зайд Алид проводил самостоятельную политику, направленную на достижение Табаристаном полной независимости, за что получил от арабоперсидских авторов прозвище «бунтовщика из Табаристана» [1, с. 42].


Из древнерусских источников известно, что в указанный ибн Исфандийаром отрезок времени (864—884 гг.) на Руси было два крупных политических центра, откуда русы могли совершить нападение на Абаскун, — Новгород и Киев. В Новгороде правил призванный из Скандинавии варяг Рюрик, в Киеве — князья Аскольд и Дир. Для того чтобы точно установить откуда именно русы предприняли свой военный поход на Северный Кавказ, необходимо тщательно проанализировать данные древнерусских летописей.


Лаврентьевская летопись и целый ряд других общерусских летописных сводов сообщают о том, что Рюрик был призван на Русь в 862 г. [2, с. 18-19]. Из Никоновской летописи мы узнаем, что уже в первые годы своего правления в Новгороде Рюрик столкнулся с серьезной антинорманнской оппозицией. Город был охвачен народными выступлениями, крупнейшее из которых пришлось на 864 год: «Того же лета оскорбишася Новгородци, глаголюще: “яко быти намъ рабомъ…”». В ответ на ропот народа со стороны Рюрика незамедлительно последовали меры репрессивного характера, в результате которых новгородцы претерпели «многа зла» и «всячески пострадали оть Рюрика и оть рода его». Вскоре после этого последовало новое выступление новгородцев под предводительством некоего Вадима Храброго, которое носило, по-видимому, более решительный характер. но и оно было подавлено Рюриком: «Того же лета уби Рюрюсь Вадима храброго, и иныхъ многихъ избе новгородцевь съветниковъ его» [3, с. 9].


Как видно из сообщения Никоновской летописи, Рюрик не мог предпринять дальний военный поход на Абаскун, так как был вынужден сосредоточить все свое внимание на решении вопросов, связанных с внутренним устройством новгородского княжества. Таким образом, организацию военного похода русов на Северный Кавказ в 60–80-е гг. IX в. следует связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира.


«Повесть временных лет» сообщает о том, что Аскольд и Дир были боярами Рюрика: «И бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко Сарюгороду с родомъ своимъ». Получив от Рюрика разрешение покинуть Новгород, Аскольд и Дир «поидоста по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе грядок», носивший название его основателя Кия, княжившего здесь в VI в. Аскольд и Дир вступили в переговоры с киевлянами, в результате которых приняли решение остаста в граде семь… и начаста владели польскою землею» [4, с. 13].


Анализ данного летописного отрывка и сопоставление его с другими источниками уже в конце XIX в. привели академика А.А. Шахматова к выводу, что данное известие является вставкой поздних переписчиков, стремившихся оправдать в глазах истории легитимность занятия княжеской династией Рюриковичей киевского престала. Как известно из летописного сказания, киевские князья Аскольд и Дир были вероломно убиты преемником Рюрика новгородским князем Олегом в 882 г. После убийства киевских князей Олег переехал со своим двором и дружиной из Новгорода в Киев, объявив его столицей Древнерусского государства: «Се буди мати градомъ русьским» [4, с. 14]. Летописец объясняет причину убийства Аскольда и Дира их якобы незаконным во княжением в Киеве, в чем Олег прямо обвиняет киевских князей: «Вы неста князя, ни роду княжа, но азъ есмь роду княжа» [5, стб. 16].


А.А Шахматов высказал глубокое сомнение в том, что Аскольд и Дир были боярами Рюрика, пришедшими из Новгорода в Киев. По его мнению, эти князья происходит из местного княжеского рода, берущего свое пою, по-видимому, еще от Кия, Щека и Хорива [6. с. 322-323]. Данная точка зрения была поддержана академиками Б.А. Рыбаковым, который прямо указывает на то. что Аскольда и Дира, «этих князей, убитых варягами», следует считать «последними звеньями династической цепи Киевичей» [7, с. 60].


Подтверждением предположения, выдвинутого А.А. Шахматовым и Б.А. Рыбаковым, служит сообщение {35} польского средневекового историка Я. Длугоша (1415—1480 гг.), который, по мнению академика М.Н. Тихомирова, имея в своем распоряжении «летописные своды более раннего происхождения, чем известные в наше время» [8, с. 32], сообщает о том, что «после смерти Кия, Щека и Корева, их сыновья и потомки, наследуя по прямой линии, княжили у русских много лет, пока такого рода наследование не привело к двум родным братьям — Оскальду и Диру» [9, с. 226].


Древнерусские, византийские и арабо-персидские источники рисуют Киевскую Русь времени правления князей Аскольда и Дира как молодое, бурно развивающееся государство, решающее сложные внешнеполитические задачи, главными из которых стали организация и проведение военных походов на Византию (860 г.) и Северный Кавказ (между 864 и 884 г.).


Успешный военный поход русов на Константинополь 860-го года, непосредственно предшествовавший их вторжению на южное побережье Каспия, находился в тесной связи с развитием взаимоотношений Древнерусского государства с народами Северного Кавказа и странами мусульманского Востока. Известные отечественные исследователи (Г. Эверс, Д.И. Иловайский, В.И. Ламанский, М.Д. Приселков, А.Н. Сахаров) сходятся во мнении, что этот поход был предпринят русами совместно с мусульманскими войсками арабских стран, с которыми Древнерусское государство связывали давние дружеские отношения.


Развитие экономических, политических и культурных взаимоотношений с народами Северного Кавказа и ведение торговли по Волге и Каспийскому морю со странами мусульманского Востока занимали важное место во внешнеполитическом курсе Древнерусского государства. Становлению этих отношений во многом способствовало бурное развитие на Каспийском море крупных приморских городов, таких как Дербент, Абаскун, Астрабад, Семендер и др., которые, выгодно используя свое географическое положение, уже к IX в. превратились в крупнейшие мировые центры международной торговли, связывающие между собой рынки Багдада, Бухары и Самарканда с Древнерусским государством, странами Западной, Северной и Юго-Восточной Европы.


Академик Б.Д. Греков отмечает, что уже начиная с VIII в. у русов «завязываются особенно энергичные сношения с арабами, точнее с теми народами Востока, которые вошли в состав Арабского халифата» [10, с. 530], и прежде всего с народами Дагестана, упоминания о прикаспийских городах которого в этот период все чаще начинают встречаться в трудах арабо-персидских историков и географов.


Середина IX в. открыла собой один из важнейших этапов в истории народов Северного Кавказа, который характеризуется развитием внутренних производительных сил региона и ростом его внешних экономических, культурных и военно-политических контактов с соседними народами и государствами. Стремительное экономическое и культурное развитие народов прикаспийских территорий Северного Кавказа в указанный период привело к образованию на его территории уже к X в. целого ряда раннефеодальных государств, таких как Баб ал-абваб (Дербент), Лакз (Южный Дагестан), Табаристан, Хайдак (Кайтак), Гумик (Кумух), Зирихгеран (позже Кубачи), Сарир (Авария), Карах (Уркарах), Филан.


Большое положительное влияние на развитие Северо-Кавказского региона оказало включение ряда его областей в сферу политического и экономического влияния Арабского халифата, завладевшего во время своих блистательных завоеваний (сер. VII — сер. IX вв.) огромной территорией, простиравшейся от Инда до берегов Атлантического океана.


Сумев значительно ослабить традиционные торговые магистрали византийцев на Черном море, арабы повернули их на Восток в бассейн Каспия, что привело к бурному росту и расцвету северокавказских городов, расположенных на торговых путях, пролегавших в Северо-Западном Прикаспии и Поволжье.


Никоновская летопись сообщает о том, что русы, вероятно, не случайно выбрали момент для нападения на столицу Византийской империи. Воспользовавшись обострением арабо-византийского противостояния: «Множество съвокупившеся агарян прихождаху на Царьградъ, и сиа множицею творяще. Слышавше же киевстии князи Аскольдъ и Диръ, идоша на Царьград и многа зла сътвориша» [3, с. 8]. В этом тексте для нас важна интерпретация событий летописцем, его убежденность, что в Киеве располагали определенными сведениями о нападении на Византию арабских войск — «агарян» русских летописей, поставивших империю в затруднительное внешнеполитическое положение.


Византийские источники сообщают о том, что весной 860 г. император Михаил III увел из Константинополя в Малую Азию, в район Черной реки навстречу арабским завоевателям 40-тысячное войско, а весь свой флот в то же самое время отправил к Криту на борьбу с пиратами. Столица фактически осталась беззащитной. Оставшийся во главе города адмирал флота патрикий Никита Орифа, видный военачальник и государственный деятель, принимавший активное участие в войнах с арабами, и патриарх Фотий были бессильны отразить стремительное нападение русов. Осажденный город был поставлен в безвыходное положение, и византийскому императору Михаилу III пришлось вступить в переговоры с русским князем, результатом которых стало подписание длительного мирного договора между Русью и Византией.


Вскоре по окончании военного похода на Константинополь Аскольд и Дир организуют военный поход на Абаскун — крупнейший торговый порт на южном Каспии. Располагавшийся в области Джурджан, город Абаскун, согласно арабо-персидским источникам, был основан сасанидским шахиншахом Кавадом I (488—531 гг.) в конце V — начале VI в. Для его защиты от набегов кочевых обитателей Северного Кавказа и Прикаспия [11, с. 245] Сасаниды построили на правом берегу реки Гюрген стену из обожженного кирпича, но она не смогла остановить победоносного натиска тюрков. Строительство новой стены, также из обожженного кирпича, возведенной на границе между {36} Джурджаном и Табаристаном «от гор до моря», приписывают Хосрою Ануширвану.


И.И. Срезневский в своей статье, посвященной установлению первых контактов русов с народами Северного Кавказа, сообщает место географического расположения этого города: «Там в области Джурджанской, была замечательная по торговле пристань Абоскун-Абескун, там, где впадает в море река Джорджан (или Гургун, как называется и теперь), а выше по реке стоял и город Джурджан» [12, с. 62].


Располагавшийся, по-видимому, на полуострове, Абаскун находился на берегу Астрабадского залива, который арабо-персидские источники нередко называют Абаскунским морем. Это название подчеркивает важное значение Абаскуна, по праву считавшегося первоклассным центром морских сообщений на Каспии.


Абаскун был не только развитым экономическим, но и крупным культурным центром региона. Город украшала соборная мечеть, а сам он был обнесен кирпичной стеной. Известно, что в Абаскуне бывал арабо-персидский историк Масуди (896—956 гг.), оставивший о нем несколько упоминаний. По его словам, Абаскун был богатым городом, имевшим большую гавань — лучший рейд на всем Каспийском море. Из этой гавани Масуди предпринимал некоторые свои морские путешествия.


Кроме того мы знаем, что в Абаскуне некоторое время проживал великий арабский ученый Абу-р-Рейхан Бируни (973—1048 гг.), который, как и Масуди, пользовался Абаскунской гаванью для совершения своих дальних путешествий по странам мусульманского Востока, во время которых он доходил до Рея и бывал в Индии.


По одному из преданий, в Абаскуне находилась гробница Вениамина — младшего сына библейского патриарха Иакова и родного брата (по матери) будущего патриарха Иосифа. Потомками Вениамина были первый израильский царь Саул, а также Савл, знаменитый впоследствии апостол Павел. Поэтому не исключено, что Абаскун в рассматриваемый нами период мог быть важным центром религиозного поклонения, привлекавшим к себе христианских паломников со всего Ближнего Востока.


Турецкий историк Хаджи Хальфа (ум. в 1658 г.) сообщает о том, что Абаскун являлся важным центром торговли прикаспийских городов с Индией. Причиной гибели Абаскуна он называет сильное землетрясение, приведшее к полному затоплению города водами Каспийского моря в 1304 г. Важно отметить, что данное сообщение нашло полное подтверждение в геологических исследованиях, проведенных отечественными учеными в районе Абаскуна в первой половине XX в. [13, с. 173].


Военный поход на Абаскун завершился для русов неудачей. Ибн-Исфандийар сообщает, что «во время Хасана [ибн] Зайда Алида, когда русы прибыли в Абаскун и вели войну, а Хасан ибн Зайд отправил войско и всех их перебил» [14, с. 164-165]. До нашего времени сохранились монеты, которые чеканились в Джурджане в период правления Хасана ибн Зайда Алида. На реверсе этих монет помещена круговая надпись, содержащая следующее изречение из Корана: «Дозволено (воевать с неверными) тем, которые сражаются за то, что потерпели обиду, и Аллах в состоянии даровать им эту победу». По мнению академиков А.А. Куника и Б.А. Дорна, эта надпись имеет прямое отношение к нападению русов на Абаскун, и если это так, то военный поход русов на Абаскун следует относить к 880 г., так как эти монеты чеканились в Джурджане в период с 880 по 883 г. [15, с. 47]. Несмотря на то что данное предположение является вполне обоснованным, вопрос о точной дате этого вторжения русов на Северный Кавказ по-прежнему остается дискуссионным.


Главными причинами поражения русов, по нашему мнению, следует считать, во-первых, разведывательный характер военного похода на Абаскун. Русы впервые оказались в этой части Восточного Кавказа и не имели в своем наличии достаточного количества войск для ведения длительной войны на территории неприятеля. Во-вторых, очевидно, русы не ожидали встретить в лице Хасана ибн Зайда Алида незаурядного полководца, сумевшего создать сильную отмобилизованную армию, оказавшуюся способной дать русам достойный отпор.


Военным походом русов на Абаскун была открыта новая страница в истории развития взаимоотношений между Древнерусским государством и народами Юго-Западного Прикаспия. Начиная со второй половины IX в., Северный Кавказ оказывается втянутым в орбиту внешнеполитических интересов Древнерусского государства, которое начинает предпринимать попытки взять под свой контроль торговые магистрали, идущие через этот регион. Наряду с развитием экономических отношений, мощный толчок получило развитие политических и культурных контактов между Древнерусским государством и народами Северного Кавказа, которые способствовали укреплению их взаимоотношений.


Литература


1. Трофимов И.И. Хронологическая таблица мусульманских династий. Ташкент, 1897. 264 с.


2. Летопись по Лаврентиевскому списку. ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1897. 632 с.


3. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. ПСРЛ. Т. 9. СПб., 1862. 278 с.


4. Повесть временных лет / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. СПб., 1999. 469 с.


5. Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. 573 с.


6. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. 688 с.


7. Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории. М., 1984.351 с.


8. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. 384 с.


9. Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (книги I–VI). Текст, перевод, комментарий. М., 2004. 495 с.


10. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2006. 672 с. {37}


11. Кудрявцев А.А. О датировке первых сасанидских укреплений в Дербенте // Советская археология. 1978. № 3. С. 243-258.


12. Срезневский И. И. Следы древнего знакомства русских с южной Азией. Девятый век // Веста, императорского Русского Географического Общества СПб., 1854. Кн. 1., ч. 10. С. 49-68.


13. Бублейников Ф.Д., Щербаков Д.И. Замечательные геологические явления нашей страны. М.; Л., 1941. 192 с.


14. Ибн Исфандийар. История Табаристана («Тарих-е- Табаристан») / пер. с араб. С.А. Алиева // Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия / под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова: в 5 т. М., 2009. Т. 3.


15. Дорн Б.А. Каспий. О походах русских в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежья Каспийского моря. СПб., 1875. 722 с.



Поступила в редакцию 2 ноября 2011 г.



+) Ставропольский государственный университет.



Написать нам: [email protected]

Рассылки subscribe.Ru
Новости библиотеки Annales






Первые русские князья (от Рюрика до Святослава).

Рюрик(862-879)-
родоначальник династии Рюриковичей.
Согласно «Повести временных лет»,
призван на княжение в 862 году ильменскими
словенами из варяжских земель. Княжил
в Новгородских землях. Перед смертью
передал власть своему старшему дружиннику
или (родственнику)- Олегу.

Олег(879-912)-
первый реальный правитель Древней Руси.
В 882 году захватил Киев и сделал его
столицей древнерусского государства,
убив княживших там ранее Аскольда и
Дира. Подчинил себе племена древлян,
северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое
положение. В 907 году совершил успешный
военный поход на Константинополь, итогом
которого стали выгодные для Руси два
мирных договора. По преданию умер от
укуса змеи, как и предсказала ему гадалка.

Игорь(912-945)(сын
Рюрика)- расширил границы Древнерусского
государства, подчинив племя уличей.
Отразил набеги кочевников- печенегов.
Организовал военные походы против
Византии (941- закончился неудачей, 944-
заключение взаимовыгодного договора).
Убит древлянами при сборе дани в 945 году.

Ольга(945-969)-
жена князя Игоря, правила на Руси в
период малолетства сына Святослава и
во время его военных походов. Впервые
установила четкий порядок сбора дани
(полюдья) путем введения 1) уроков-
определения точных размеров дани 2)
погостов- установления мест сбора дани.
Жестоко отомстила древлянам за убийство
мужа. В 957 году- совершила поездку в
Византию и приняла христианство. В 968
году руководила защитой Киева от
печенегов.

Святослав(964-972)-
правитель Древнерусского государства,
сын князя Игоря и княгини Ольги. Инициатор
и руководитель многих военных походов:
1) Разгром Хазарского каганата 2) Походы
в Дунайскую Булгарию. 3) Военные
столкновения с печенегами(969-972) 4) Войны
с Византией(968-971), договор между Русью
и Византией(971). Убит печенегами во время
возвращения из Болгарии в 972 году.

Родители:
император Александр III
и Мария Федоровна, урожденная принцесса
Датская.

Цесаревич
Николай Александрович родился 6 мая
1868 года. Последний российский император
из династии Романовых получил домашнее
образование. Прошел службу в гвардии.
В течение двух лет наследник квартировался
в казарме своего полка, участвовал в
лагерных сборах под Петербургом и был
назначен командиром батальона в звании
полковника.

Николай
вступил на престол 21 октября 1894 года.
Во
время коронации в Москве(1896) произошла
массовая давка на Ходынском поле, унесшая
жизни более 1000 человек.

Николай
II
был женат на немке, при переходе в
православие получившей имя Александра
Федоровна. У царской четы родились
четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария,
Анастасия) и сын, наследник- цесаревич
Алексей, больной гемофилией.

Царствование
Николая II
совпало с периодом обострения политической
обстановки в России, а также сокрушительное
поражение в Русско- японской войне

в 1904-1905 годах и революция
1905-1907

годов резко ослабили положение России
на мировой арене. Первая Мировая война,
начавшаяся в 1914 году, в которую Россия
вступила в составе стран Антанты,
окончательно истощила страну.

Неудачи
на фронте, разруха в тылу, распутинщина
(Г.В. Распутин) вызывали негативное
отношение общества к самодержавию.
Разразилась Февральская революция 1917
года, положившая конец монархии в России.

2
марта 1917 года в Пскове Николай II
подписал акт отречения от престола в
пользу своего брата Михаила. 9 марта
Николай и царская семья были арестованы.
Первые пять месяцев они находились под
охраной в Царском Селе, в августе их
переправили в Тобольск. В апреле 1918 года
большевики перевели Романовых в
Екатеринбург. В
ночь на 17 июля 1918 года царская семья
была расстреляна

в подвале дома купца Ипатьева, где
находилась в заточении.

Династия
Романовых, правившая Россией 304 года,
прекратила свое существование.

В
2000 году Николай II
и члены его семьи были канонизированы
(причислены к лику святых) Русской
православной церковью.

Философия войны | Стратегия: основы русского искусства стратегии

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Kersnovski, Anton Antonovich,

‘Философия войны

,

в Ofer Fridman (ed. )

,

Стратегия: Фонды русского искусства стратегии

(

Стратегия: Фонды российского искусства стратегии

(

. 2021;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 20 января 2022 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780197606162.003.0005,

, по состоянию на 9 января 2023 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСтратегия: основы российского искусства стратегииРоссийская политикаКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Антон Антонович Керсновский (1907–1944 гг. ) — русский военный историк, эмигрировавший во Францию ​​после поражения Белого движения в Гражданской войне в России. За свою короткую писательскую карьеру Керсновский написал сотни статей и множество книг, многие из которых были широко переизданы, проанализированы и прокомментированы в постсоветской России. Эта глава основана на переводе избранных глав из его Философия войны [Философия войны], которая сначала была опубликована в виде серии статей, а затем превратилась в книгу. В этой работе он сочетает стратегические прозрения и исторические комментарии с убеждением, что российская стратегия должна отражать ее национальные, христианские, духовные корни и избегать бездушного рационализма Ленина или бесполезных заимствований с Запада.

Ключевые слова:
Антон Керсновский, Стратегия, Русская стратегия, Российские военные, Большевистская революция, Имперская Россия, Белое движение, Российская история, Первая мировая война

Тема

Российская политика

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

европейских королевских особ — Россия Рюриковичей

**

Одежда для мальчиков : Европейская королевская семья — Россия Рюриковичей



Рис. 1. Рюриковичи правили Россией семь столетий. Эта образная картина последнего Рюрика, царевича Дмитрия, написана М.В. Несторов в 1899 году.

Олег/Олег в середине 8 века стал первым киевским князем и основал династию Рюриковичей. Олег впервые использовал наемные войска для объединения восточных славян. Он ввел сложную систему, сочетающую дань и военную демократию. Олег также руководил впечатляющими военными действиями против хозар, народа еврейского происхождения, проживающего на Волге. Олег повел и еще большее войско против Византии и напал на Константинополь. Это было первое знакомство Запада со славянской державой на Востоке — Киевской Русью. После смерти Олега Великим князем Киевским стал его родственник Игорь. Жадность и жестокость Тора привели к его падению. Его жена Ольга заменила его на посту Великой княгини. Она приняла христианство, и это стало началом христианизации восточных славян. Ольга также стремилась установить более тесные отношения сотрудничества с Византией. Сын Ольги Святослав был прекрасным военачальником. Он боролся с хищными кочевыми племенами вроде печенегов и завоевал Болгарию. СвятославОн был убит отрядом печенегов после своей победы над Византией. Киев пришел в упадок в результате изнурительной вражды между его сыновьями. Этот период нестабильности окончательно закончился, когда Владимир Красное Солнышко захватил Киев и стал пятым великим князем. Он крестил Русь в христианство (988) и отразил византийскую армию. Его сын Ярослав Мудрый издал первый свод законов, составивший первый свод законов на Руси, получивший название Русских Правд. Последовала внутренняя борьба за власть и вторжение половцев.

История России начинается в 9 веке нашей эры как часть нашествия норманнов из Скандинавии, которое так затронуло Англию и Западную Европу. Скандинавы также двинулись на восток. В то время как датские и норвежские викинги наносили удары на запад и юг, шведские варяги двигались на восток и сыграли большую роль в освоении России. Эти варяги известны как русы, и именно от этого имени произошло название России. На самом деле русы были шведскими викингами, то есть северными германскими племенами, поселившимися в Швеции. Термин Русь был не тем, как они себя называли, а именем, данным им финнами. Варяги из современной Швеции пересекли Балтийское море и высадились в Восточной Европе. Предводителем варягов был воин Рюрик. Он был реальной исторической личностью, хотя большая часть того, что мы знаем о нем, исходит из легенд. Он привел отряд варягов в Новгород на реке Волхов (862 г.). Он стал правителем города, хотя мы не уверены, что он действительно завоевал город. Легенда предполагает, что Себы пригласили его. Это может быть или не быть правдой. Это скорее звучит как потомки Рюрика, узаконивающие династию. Судя по западному опыту, викинги были не из тех, кого приглашали, и приглашения им не требовались.

Отдельные монархи

Рюрик был первым правителем Руси. Он был военачальником, который возглавил банду варягов (русов) и взял под свой контроль Новогорад, позже отправив миссию в Киев. Его сын Олег/Олег был скорее современным князем, основавшим династию, правившую Россией более 700 лет. Владимир Красное Солнышко захватил Киев и стал пятым великим князем. Он крестил Русь в христианство (988 г.) и дал отпор византийской армии. Иван Великий значительно расширил территорию России. Самый известный Рюрик — Иван Грозный. Цесаревич Дмитрий был последним Рюриковичем.

Рюрик (862-879)

Варяги из современной Швеции пересекли Балтийское море и высадились в Восточной Европе. Предводителем варягов был воин Рюрик. Он был реальной исторической личностью, хотя большая часть того, что мы знаем о нем, исходит из легенд. Он привел отряд варягов в Новгород на реке Волхов (862 г.). Он стал правителем города, хотя мы не уверены, что он действительно завоевал город. Легенда предполагает, что Себы пригласили его. Это может быть или не быть правдой. Это скорее звучит как потомки Рюрика, узаконивающие династию. Судя по западному опыту, викинги были не из тех, кого приглашали, и приглашения им не требовались. Многое из того, что мы знаем об этом периоде русской истории, является скорее легендой, чем историей, но мы знаем, что Рюрик был реальной исторической фигурой, хотя его достижения полулегендарны. .

Олег/Олег (879-912)

Олег в середине 8 века стал первым киевским князем. Он был сыном Рюрика и, как и его отец, полулегендарен. Его далекий был по сути военачальником. Олег был скорее современным князем, поэтому некоторые историки утверждают, что он действительно основал династию Рюриковичей. Олег впервые использовал наемные войска для объединения восточных славян. Он ввел сложную систему, сочетающую дань и военную демократию. Олег также вел впечатляющие военные действия против хазар, народа, принявшего иудейскую веру, проживающего на Волге. Помогал отбить Киев у хазар (882 г.). Олег повел и еще большее войско против Византии и напал на Константинополь. Это было первое знакомство Запада со славянской державой на Востоке — Киевской Русью.

Тор

После смерти Олега великим князем киевским стал его родственник Игорь. Жадность и жестокость Тора привели к его падению.

Ольга

Его жена Ольга сменила его на посту Великой княгини. Она приняла христианство, и это стало началом христианизации восточных славян. Ольга также стремилась установить более тесные отношения сотрудничества с Византией.

Святослав

Сын Ольги Святослав, был превосходным военачальником. Он боролся с хищными кочевыми племенами вроде печенегов и завоевал Болгарию. СвятославОн был убит отрядом печенегов после своей победы над Византией. Киев пришел в упадок в результате изнурительной вражды между его сыновьями.

Владимир Великий

Этот период нестабильности окончательно закончился, когда Владимир Красное Солнышко захватил Киев и стал пятым великим князем. Владимир Святославич (ок. 958–1015) стал известен как святой Владимир Киевский. Великий князь киевский, принявший христианство (987/88). Его широко редактируют как человека, наиболее ответственного за христианизацию Руси. Он был внебрачным сыном киевского князя Святослава I. Владимиру удалось объединить Киевскую Русь от Украины до Балтийского моря с помощью военных кампаний. Он пришел к власти как ярый аган, посвятивший себя славяно-скандинавским божествам. Он основал многочисленные храмы и практиковал полигамию. Он обратился в христианство, очевидно, по дипломатическим/политическим причинам. Его обращение было условием брачного союза с Анной, дочерью византийского императора Василия II (9 г. 87). Затем Вламир приказал обратить Киев и Новгород в православную церковь и начал подавление языческих религий. Влаимир и Киев воевали с Византией. С его обращением и со своим союзником Византийской империей Владимир смог жить по большей части в мире с соседними государствами. Он направляет свою энергию и ресурсы на образование, правовую реформу и благотворительную деятельность. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают день памяти святого Владимира 15 июля. Многие легенды и русские народные песни были написаны в честь Владимира. Владимир продолжает оставаться популярным именем в России и Украине. .

Ярослав

Его сын, Ярослав Мудрый, издал первый известный свод законов, составивший первый свод законов на Руси, получивший название Русских Правд. Последовала внутренняя борьба за власть и вторжение половцев.

Иван I (1325-1341)

Иван I сделал Москву главным городом России. Правил как великий князь Иван I Владимирский (1325-1341). Его также называли Иваном Калитой, или толстосумом, потому что он собирал дань для монголов с окрестных князей. Иван был вторым правителем Москвы, служившим великим князем Владимира Суздальского. После того, как Тверь перешла на сторону Литвы, хан монгольской (татарской) Золотой Орды стал использовать Ивана как своего выдающегося русского вассала и собирать ежегодную дань. Роль Ивана как главного монгольского сборщика налогов помогла обогатить растущий торговый город Москву. Иван расширил влияние Москвы, предоставив займы соседним князьям. Возникшая в результате долговая нагрузка облегчила преемникам Ивана возможность аннексировать их. Иван также убедил монгольского хана в Сарае, что его сын должен унаследовать титул великого князя Владимира, титул, который должен был стать наследственным.

Иван II (1353-59)

Иван II был известен как Иван Кроткий.

Дмитрий Донской (1359/61-89)

Димитрий Иванович был сыном Ивана II. Он правил как князь Московский, или Московия (1359–89), и великий князь Владимирский (1362–89). Его отец умер, когда Димитрию было всего 9 лет, сделав мальчика правителем Московии (1359 г.). В настоящее время у меня нет подробностей о его детстве и событиях, связанных с его ранним правлением, когда он был еще мальчиком. Ему советовал и оказал влияние святой Сергий Радонежский, который, несмотря на ранние годы отшельничества, был ярым русским националистом, ненавидевшим тартатов (монголов). Сергей призвал князя Димитрия противостоять татарам. Это была последняя эпоха монгольского господства над Русью. Оставшимся монгольским государством была Золотая Орда, которая переживала гражданскую войну и династическое соперничество. Московия еще собирала и платила дань. Князь Димитрий отказался платить, когда татары потребовали увеличения дани. К тому времени Москва была доминирующим княжеством на северо-востоке России. Князь Димитрий командовал московскими войсками, разгромившими татар при Куликовом сражении (1380 г.). Это фактически установило независимость Московии. Это была первая значительная победа русских над татарами. Место сражения находилось у реки Дон. В результате князю Димитрию после этой битвы было присвоено почетное звание Донского. Князь также известен как первый московский руклер, отдавший приказ укрепить оборону города каменной стеной.

Иван III (1462-1505)

Иван III Васильевич (1440-1505) известен в истории как Иван Великий. Иван значительно расширил территорию Московии. Он аннексировал Тверь и Новогород, в которых доминировала важная северная торговля пушниной. Иван победил Литву, в то время важную державу и угрозу для России. Иван также установил независимость Руси от монголов (татар). Хан Акмад потребовал большей дани и двинул свое войско на Москву. Две противоборствующие армии встретились у реки Угры, но, что удивительно, сражения не произошло. Ни Иван, ни Акмад не хотели рисковать всем. Хан Акмад ушел в отставку, что фактически означало освобождение России от монгольского ига. Таким образом, Иван стал первым великим современным правителем России. За несколько лет до того, как Иван стал великим князем, Константинополь пал перед турками-османами. Иван женился на Софии, племяннице последнего византийского императора Константина XI, установив связь с римскими императорами. Иван и Софья приняли принцип, согласно которому Москва была продолжением Рима и Константинополя, фактически Третьим Римом. София ввела некоторые ритуалы византийского двора. Титул Царь стал использоваться. Это был русский термин для Цезаря, и Иван теперь требовал генеалогического древа обратно к Цезарю. Иван провозгласил византийского двуглавого орла символом святой Российской империи. Архитекторам из Италии предстоит превратить Московский Кремль в великий национальный и христианский центр. Они построили дворцы, арсеналы и церкви.

Иван Грозный (1533-84)

Иван IV (1530-84) известен в истории как Иван Грозный. Иван вступил на престол, когда ему было 3 года. Борьба за власть закрутилась вокруг молодого царевича. Иван возненавидел бояр или дворян. Он был коронован в возрасте 16 лет (1547 г.). Сначала Иван правил умеренно и с ограниченными нововведениями. Иван привез с Запада первый печатный станок. Он пересмотрел свод законов и создал первую в России постоянную армию. Иван создал Земский собор, совет дворян. Подобно западным правителям, Иван подчинял церковь государству. Москва строилась на торговле. Иван как царь помог России установить новые торговые связи с Западом. Здесь основную трудность составляли торговые пути. Дороги на запад были примитивными и заблокированы Польшей. Балтика находилась под контролем Швеции. Иван открыл беломорский порт Архангельск для английских купцов. Зимой он был скован льдом, но открывал выход на запад. Иван также победил татар и присоединил к востоку и югу казанские астраханские ханства. Это дало Ивану контроль над Волгой, важным торговым путем. Он приказал построить в Москве знаменитый собор Василия Блаженного и посвятил его победе над Казанью. Легенда утверждает, что Ивн
был так поражен красотой собора, что приказал ослепить архитекторов, чтобы они никогда не смогли построить ничего столь прекрасного. Иван также начал процесс превращения крепостного права в состояние, близкое к рабству. До Ивана крепостные имели свободу передвижения. Если с ними несправедливо обращался один домовладелец, они могли переехать. Иван ограничил это движение только зимой после сбора урожая. Конечно, в суровую российскую зиму это сильно перестроило такое движение. Иван также создал опричину (1564 г.). Опричина была частью России под непосредственным управлением Ивана. Это охранялось его личной тайной
служба, опричники. Иван стал участвовать в войнах как часть движения на запад. Он воевал со шведами, литовцами, поляками и немецкими тевтонскими рыцарями. Иван вел войну 22 года огромными затратами, дестабилизировав российскую экономику. Иван также пережил личную трагедию. Привет ближайший друг перешел на сторону поляков. Его любимая жена умерла. Ходили слухи, что в этом виноваты бояре. Сам Иван заболел. Иван никогда не был мягким правителем. Именно в это время он становится чрезвычайно жестоким. Его опричники превращаются в головорезов-убийц, и Иван не пытается их сдерживать. Важные районы обезлюдели. Новгород практически уничтожен. Людей не только убивают, но и часто жестоко пытают. Иван в ярости бьет свою беременную невестку, из-за чего у нее случается выкидыш. Затем он носит своего сына до смерти — своего единственного сына, обладающего реальными способностями.
Низкорослый Феодор наследует трон, что приводит к периоду нестабильности, когда Россия подвергается вторжению шведов и поляков. Жизнь Ивана запечатлена в так и не завершившейся серии фильмов Сергея Эйзенштейна. Он так и не был завершен, потому что Сталин, видя сходство, не любил фильмы.

Цесаревич Дмитрий

Царицын дворец стоит в Кремле в Угличе. Мария Нагая из боярской семьи жила в Угличе. Она была седьмой женой Ивана Грозного. Цесаревич
Дмитрий умер в своем дворцовом саду (1591 г.). Цесаревич был болезненным мальчиком и последним из династии Рюриковичей. Подробностей его смерти никто не знает, но слухи ходят нескончаемые. Некоторые считали, что он зарезал себя во время эпилептического припадка. Другие считают, что его приказал убить Борис Годунов.