Содержание
Тест с ответами Страна городов (Имя князя, основавшего Москву …)
Рубрика: История
(правильные ответы отмечены плюсом)
1. Имя князя, основавшего Москву:
а) Юрий Долгорукий +
б) Владимир Красное Солнышко
в) Святослав
2. В этом веке в летописях встречается первое упоминание Москвы:
а) в 14 веке
б) в 12 веке +
в) в 13 веке
3. Чем писали новгородцы:
а) ручкой
б) гусиным пером
в) заостренной палочкой +
4. Какое государство получило название Страна городов:
а) Древняя Русь +
б) Древняя Греция
в) Древний Египет
5. Кто объединил Киев и Новгород в единое Древнерусское государство:
а) князь Святослав
б) князь Владимир
в) князь Олег +
6. На чем писали грамотные новгородцы:
а) на глиняных дощечках
б) на берёсте +
в) на берёсте
7. Знатного боярина, управлявшего Великим Новгородом, называли:
а) дружинник
б) князь
в) посадник +
8. На берегах какой реки возник Великий Новгород:
а) Волхов +
б) Волги
в) Днепра
9. Благодаря какому строению древнерусский город отличался от сельской местности:
а) церковь
б) каменные хоромы
в) крепость +
10. Как назывался деревянный забор, охранявший древнерусские поселения от врагов и зверей:
а) изгородь
б) частокол +
в) штакетник
11. Что находилось в центре каждого крупного города Древней Руси:
а) Кремль +
б) церковь
в) торговая площадь
12. Как называлось собрание всех горожан в Древнем Новгороде:
а) рада
б) вече +
в) дума
13. Какое название дали соборам, возведенным в центре Древнего Новгорода и Древнего Киева:
а) Софийский +
б) Архангельский
в) Успенский
14. Как назывался центр древнего русского города:
а) площадь
б) майдан
в) Кремль +
15. Как называлась столица Древнерусского государства:
а) Киев +
б) Великий Новгород
в) Ярославль
16. Как назывались единственные ворота в Древнем Киеве:
а) Киевские
б) Софийские +
в) Столичные
17. Как называлось самое грандиозное сооружение Древнего Киева:
а) Печорская Лавра
б) Софийские ворота
в) Софийский Собор +
18. На берегу какого озера был воздвигнут Великий Новгород:
а) Онежское озеро
б) Ильмень-озеро +
в) Ладожское озеро
19. Из какого материала было построено большинство домов в городах Древней Руси:
а) из кирпича
б) из камня
в) из дерева +
20. Кто жил в Новгородском Детинце:
а) княжеские дети
б) княжеское войско +
в) дети ремесленников
21. Почему поселения древних славян стали называть городами:
а) они были огорожены рвами и бревенчатыми стенами +
б) там разбивали огороды
в) славяне были очень гордыми
22. Кто жил в кремле:
а) ремесленники
б) князь и знать +
в) дружина
23. Какая достопримечательность была построена в Киеве при Ярославе Мудром:
а) Никольский монастырь
б) Монетный двор
в) Золотые ворота +
24. Укажите город, расположенный на Днепре:
а) Великий Новгород
б) Киев +
в) Москва
25. Укажите город, расположенный на Днепре:
а) Ярославль
б) Тверь
в) Смоленск +
26. Укажите город, расположенный на Днепре:
а) Псков
б) Чернигов +
в) Печора
27. Вспомни, в каком году в летописи впервые упоминается Москва:
а) 1141 г. +
б) 1061 г.
в) 1031 г.
28. Укажи, кто не жил в Новгороде:
а) купцы
б) ремесленники
в) крестьяне +
29. Назови князя, пригласившего князя Святослава «в Москов»:
а) Юрий +
б) Дмитрий
в) Ярослав
30. На чём не писали древние новгородцы:
а) на берёзовой коре
б) на бумаге +
в) оба варианта не верны
- Тест с ответами Образование славянских государств ( Какую территорию занимали славяне в 6 веке …)
- Тест с ответами по истории ( В котором году князь Владимир Великий …)
- Тест с ответами Во времена Древней Руси (Что дало Крещение Древней Руси …)
- Тест с ответами Древние жители нашей родины (Какое название из представленных …)
- Тест с ответами История Древней Руси (В каком году произошло крещение Руси …)
- Тест с ответами Из книжной сокровищницы Древней Руси (Один из создателей славянской азбуки …)
- Тест с ответами Мир глазами историка (Один из устных исторических источников …)
Краткая биография Андрея Боголюбского | Биографии известных людей
ФИО: | Боголюбский Андрей Юрьевич |
Дата рождения: | ≈1111 г. |
Место рождения: | Ростов |
Деятельность: | Князь |
Дата смерти: | 29 июня 1174 г. (≈63 года) |
Содержание:
- Предки, родители и годы юности
- Первый военный опыт
- Начало княжения и войны за киевский престол
- Властитель Владимиро-Суздальской земли
- Гибель великого князя
- О семье
- Наследие и память
Предки, родители и годы юности
Андрей Юрьевич Боголюбский, был вторым ребёнком в семье Ростово-Суздальского князя (основавшего в дальнейшем Москву) – Долгорукого Юрия Владимировича. Дата его рождения достоверно не известна, считается, что это 1111 год (по утверждению историка В. Н.Татищева). В настоящее время некоторые специалисты сдвигают дату рождения на 1120-е годы. Его матерью была дочь хана половцев – Аепы Осенева, с которой Долгорукий вступил в брак для установления и сохранения мира с кочевым народом.
Отец – Юрий Долгорукий
Дед Андрея, по отцовской линии – Владимир Всеволодович Мономах, владетель четырёх русских княжеств, а также великий князь Киевский, принадлежал к роду Рюриковечей, вошедший в историю России как умелый военачальник, мыслитель и писатель.
Владимир Всеволодович Мономах
Именно на оставленном для потомков литературном труде деда – «Поучение детям», вероятнее всего и воспитывался его внук Андрей. В этом сочинении указывались главные добродетели для князей: набожность, помощь нищим, верность клятвам, доброта, почитание старших, правдивость и т.п. Как показало время, Андрей Юрьевич, этим заветам старался следовать всю жизнь.
О юных годах Боголюбского сведений почти не сохранилось, известно лишь, что он провёл их в Суздальских землях, являвшихся для Руси того времени второстепенными. Скорее всего, по этой причине, его имя начинает появляться в летописях, только когда он их покинул.
Первый военный опыт
- Владение Киевским престолом было определенно ещё Мономахом, который завещал его старшему сыну Мстиславу и его потомкам. С этим категорически был не согласен Юрий Долгорукий и многие другие русские князья, считавшие, что столицей Руси должен править старший князь рода. Это привело к возникновению междоусобных войн.
- Первый поход на Киев Ростово-Суздальского войска, в составе которого были и два старших княжеских сына, состоялся в 1146 году, когда престол главного города Руси занял сын Мстислава — Изяслав. Дружины, дойдя до Козельска, стоявшего на левом притоке Оки, вынуждены были повернуть обратно из-за заслона, который им устроил князь Муромский и Рязанский – Ростислав (союзник Киевского великого князя Изяслава).
- После этих событий, по указанию отца, Боголюбский со старшим братом Ростиславом пошли на Рязань. Князь Ростислав не решился дать бой суздальским дружинам и бежал к половцам. Его удел перешёл во владение Юрия Долгорукого.
- В 1149 году Изяслав вместе с войсками союзников разорил северные области Суздальского княжества. Ответ Долгорукого не заставил себя ждать. Выступив с дружиной, суздальцы дали бой киевскому войску у Переяславля. Одержав в этом сражении полную победу, воины Юрия Владимировича через несколько дней вступили в Киев, а их князь воссел на главном престоле Руси.
Война с половцами
Начало княжения и войны за киевский престол
- После этих событий отец посадил Андрея на княжение в город Вышгород, прикрывающий Киев с севера, и представляющий собой крепость, а также являвшийся одним из самых главных центров духовной жизни русских земель.
- В 1150 году Боголюбский участвовал в походе на Волынь, связанных с попытками изгнанного Изяслава вернуть себе Киевский престол. При сражении за Луцк он проявил себя как умелый и храбрый воин, получив похвалу после боя от своего дяди и отца.
- Через три недели эта война закончилась заключением мира. Трон Киевский остался за Долгоруким, но к концу года Изяслав, сославшись на нарушение некоторых пунктов договора, вновь пошёл войной на Киев. На этот раз он собрал большие силы, пополнив дружины тюркскими воинами (чёрными клобуками).
- Долгорукий не смог вовремя подтянуть дружины союзников, поэтому оставил Киев и укрылся в Городце на Остре. Однако через три месяца, собрав достаточно войск, он вновь вошёл в главный город Руси.
- После этих событий в конце 1150 году второй сын великого князя получил во владение города Пересопницу, Дорогобуж, Пинск и Туров.
- В 1151 году умер старший брат Андрея – Ростислав, после чего Боголюбский стал главной опорой отца. В этом же году началась новая кровопролитная война с Изяславом, в которой Суздальские князья потерпели полное поражение и вынуждены были вернуться в свои земли.
- В 1152 году после сожжения Городца черниговскими и киевскими дружинами, Долгорукий в ответ осадил Чернигов. Андрей, как всегда, находившийся на переднем крае сражения, получил тяжёлое ранение. После 12 дней осады суздальцы были вынуждены вновь отступить.
- В 1153 году Долгорукий отправил сына, оправившегося от ран, княжить в Рязань, однако тот был вскоре изгнан из города, пришедшим туда с войском Ростиславом.
- В 1154 году умер Изяслав, после чего суздальские и союзные дружины вновь вернулись в Киев. Заняв уже окончательно престол главного города, Долгорукий отправил Андрея на княжение в Вышгород, но его тяготило пребывание в южных землях Руси, он чувствовал себя здесь чужим.
- В 1155 году, несмотря на возражения отца, Боголюбский уехал во Владимир-на-Клязьме, забрав с собой икону Богородицы, которая в дальнейшем стала именоваться «Владимирской» и почиталась как главная святыня Руси.
Властитель Владимиро-Суздальской земли
- В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Андрей, став полновластным князем, разместился во Владимире, сделав его столицей своих земель. Основная резиденция располагалась в замке города Боголюбово, построенного по его указу рядом с Владимиром (прозвание «Боголюбский», Андрей Юрьевич получил по одной версии по названию города, по другой из-за своей необыкновенной набожности).
- Из своих вотчин Ростова и Суздаля новый правитель изгнал бояр отца и начал княжить единолично, в основном полагаясь на свою дружину.
- В 1160 году Боголюбский решил создать на своих землях метрополию, которая не подчинялась бы церковным властям Киева, но потерпел неудачу, так как Константинопольский патриарх был против нового образования.
- Стремление князя к полной самостоятельности в управлении своими землями, была видна и в учреждении им в 1160-х годах новых религиозных праздников, а также строительстве храмов, для возведения которых он приглашал европейских мастеров.
- В 1167 году киевский трон занял сын умершего в 1154 году Изяслава – Мстислав, с чем были не согласны его родственники Ростиславовичи, правящие в Смоленске. Боголюбский, воспользовался этой ситуацией и захватил Киев. Город был разграблен, а многие его жители уведены в плен. На престоле Киевском остался Глеб – брат Владимиро-Суздальского князя, сам же властитель северных земель Руси вернулся в свою столицу.
- После этих событий впервые князь владеющий главным престолом Руси, не являлся первым правителем. Теперь великим князем именовался Боголюбский.
- В 1170 году после нескольких битв, проигранных Андреем и его союзниками за престол Новгородский, ему всё-таки удалось принудить его жителей, испытывающих после этих событий недостаток в поставках хлеба, принять князем его сына – Юрия Андреевича.
- В 1173 году в Киеве умер брат Боголюбского – Глеб Юрьевич. Андрей Юрьевич отдал киевский престол старшему из Смоленских князей – Роману и потребовал от него выдать местных бояр, которые якобы отравили Глеба, но получил отказ.
- В этом же году великий князь приказал Роману вернуться в Смоленск, тем самым поссорившись с его братьями. Этот конфликт, в конце концов, привёл к войне, окончившийся для большого войска Боголюбского поражением.
Битва суздальцев и новгородцев в 1170 г. (фрагмент иконы)
Гибель великого князя
- Поражение 1173 года войск Андрея Юрьевича в битве за киевский престол, было последней каплей в конфликте великого князя с его ближними боярами, которые после этих событий устроили против него заговор.
- В июне 1174 года, они ночью ворвались в опочивальню к князю, предварительно перебив стоящую у дверей охрану, и убили его. После чего, сняв с трупа одежды, выбросили тело на улицу.
- Хоромы великого князя разграбили, а его останки перенёс в церковь, несмотря на запрет убийц, придворный служитель. Через три дня после смерти, Боголюбского отпели и похоронили в Успенском соборе Владимира.
Смерть Андрея Боголюбского
О семье
В 1148 году Боголюбский женился на дочери боярина Кучки Степана Ивановича – красавице Улите, владевшего деревнями, расположенными на берегах реки Москва и казнённого Юрием Долгоруким, за провинность, оставшуюся для истории неизвестной.
В этом браке родилось 5 детей (четыре сына и дочь). Первенец Изяслав умер в 1165 году, второй сын Мстислав, скончался незадолго до гибели отца – весной 1173 года. Третий сын князь Новгорода – Юрий, был женат на царице Грузии Тамаре. Он умер в 1190 году. Младший сын – Глеб, отличавшийся набожностью и духовными добродетелями, ушёл из жизни в двадцатилетнем возрасте. Единственная дочь Андрея, была замужем за Стародубским князем Олегом Святославовичем.
Есть мнение, что у Боголюбского была и вторая жена, сведения о которой в истории не сохранились.
Наследие и память
При Андрее Юрьевиче было построено множество православных церквей, которые были посвящены Богородице и учреждены несколько церковных праздников включённых в главные службы (литургии).
В годы его правления в храмах Владимира стали регулярно вести летописи, а также были созданы произведения, в которых прославлялась Богородица и высказывалась идея о Её покровительстве княжеству Боголюбского.
Князя Русская православная церковь причислила к лику святых в 1702 году. Его мощи в настоящее время хранятся в Успенском соборе Владимира. В память о нём освещены несколько храмов в Москве, Владимире и Боголюбове.
Святой Андрей Боголюбский
Попытка Боголюбского изменить правила наследования власти в Древней Руси, сделав главный престол не в Киеве, а во Владимире – не увенчалась успехом. Он первым из русских правителей предал своим Владимиро-Суздальским владениям статус личной собственности, исключив её из круга родовых отношений, и попытался создать там верховную власть.
Благоверный князь Даниил Московский
Тропарь и кондак
Святой князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Невского (память 30 августа и 23 ноября) и его второй жены Вассы. Когда ему было два года, он потерял отца. Дата кончины его матери в летописях не указана; известно только, что она была погребена в храме Рождества Христова Владимирского Успенского монастыря (Княжеский монастырь), а окружающие почитали ее как «Праведную».
В 1272 году князь Даниил получил в надел город Москву и прилегающие к ней земли. Святой князь построил на берегу Москвы-реки церковь (и монастырь при ней) в честь своего покровителя преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря).
В этот период Московское княжество было небольшим и ненавязчивым. Подрастая, князь Даниил укреплял и расширял его, но не несправедливо и не насильственно, а мирно и доброжелательно. Это было время волнений. Между удельными князьями шла братоубийственная борьба. Нередко кровопролития удавалось предотвращать, благодаря князю Даниилу и его неустанному стремлению к единству и миру в Русской Земле.
В 1293 году его брат, великий князь Александр, с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденевское войско») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Князь Даниил решил присоединиться к ним в Москве, чтобы спасти свой народ от гибели, ибо он был недостаточно силен, чтобы сопротивляться.
Принц приготовился к ужасным разрушениям и грабежам. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден выступить против своего брата близ местечка Юрьево Толчище («Юрьевская Молотня»), но миролюбие его превозмогло, и кровопролитие было предотвращено.
В 1300 году, когда рязанский князь Константин тайно готовился к внезапному штурму Московского княжества, князь Даниил отправился с войском на Рязань. Он разбил врага, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, хотя и не громадная победа, но достойная внимания как первый толчок к свободе.
Разбив рязанского князя и рассеяв его сообщников татар, князь Даниил не воспользовался своей победой для захвата чужих земель или взятия добычи, как это было принято в те времена. Вместо этого он показал пример истинного нестяжательства, любви и братства. Святой князь никогда не прибегал к оружию для захвата чужих земель и никогда не отнимал имущества других князей ни силой, ни предательством. И поэтому Господь счел нужным расширить границы своего княжеского царства.
Князь Иоанн Переславско-Залесский, племянник Даниила, был кроток и благочестив и благосклонен к бедным, и дядю своего почитал и любил. Умерев бездетным в 1302 году, он завещал свое княжество святому Даниилу. Переславские земли вместе с Дмитровом имели больше всего жителей после Ростова, с соответствующей фортификацией, приличествующей крупному городу. Переславль-Залесск был хорошо защищен со всех сторон. Но святой князь остался верен Москве и не перенес столицу своего княжества в более сильное и значительное место Переславль. Эта аннексия позволила Москве считаться самым значительным княжеством. Здесь был установлен принцип объединения Русской земли в единое могущественное царство.
Через века ясно явился промысел Божий о России и ее судьбе!
Благодарный за непрестанные благословения Одигитрии как в личной жизни, так и в жизни Русского царства, отец святого Даниила, святой Александр Невский, говорил: «Не в силе Бог, но правильно!»
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и повелел похоронить его в Даниловом монастыре. В своем глубоком смирении он хотел, чтобы его похоронили не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Святой князь скончался 4 марта.
Не прошло и тридцати лет после преставления святого князя Даниила, как основанный им Данилов монастырь был преобразован в Московский Кремль, храм — в приходской, а кладбище — в немонастые.
При великом князе Иване III (1462-1505) святой Даниил напоминал о себе своим забывчивым потомкам. Он явился как незнакомец юноше, посещавшему великого князя, и сказал: «Не бойся меня. Я был христианином и хозяином этого места, меня зовут Даниил, князь Московский, и по воле Божией я здесь. Скажи великому князю Иоанну обо мне, говоря: ты развлекаешься, а меня забыл, а Бог меня не забыл».
После этого великий князь приказал петь в соборе панихиды по своим князьям-предкам. При царе Иване Грозном на могиле преподобного Даниила исцелился умирающий сын купца. Царь, пораженный чудом, отремонтировал древний Данилов монастырь и установил ежегодный крестный ход. Митрополит провел к гробнице святого князя и отслужил там панихиду.
В 1652 году святой князь Даниил прославился обретением нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в храм святых отцов Седьмого Вселенского Собора.
Святые мощи помещены в раку «во славу Святой Троицы и для исцеления немощных». Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Основатель заложил основу величия Москвы, скромно проделав к ней только малый путь. Как всякое здание, построенное не с излишней поспешностью, а с большим искусством и искусством, получает особую твердость и стоит нерушимо долгое время; подобно высокому дереву, которое растет в течение многих столетий, начав с маленького деревца, а затем постепенно становится более крепким, с его ветвями, раскинувшимися далеко вокруг, так и этот город должен был вырасти из небольшого, но прочного начала, чтобы его первая искра не ослепляла глаза завистников, и поэтому он не будет колебаться или падать рано, прежде чем он достигнет своей полной высоты. Так этот основатель подготовил подаренный ему великий город, придав ему скромное, но устойчивое сияние, не нарушаемое никакими порывами ветра. Великую славу ее возникновения он оставил своему сыну Великому князю Иоанну, прозванному Калитой».
Святитель Даниил Московский – миролюбивый князь
Святитель благоверный князь Даниил был четвертым сыном князя Александра Невского. Он родился в 1261 г. и стал княжить в Москве в 1280-х гг. Следует отметить, что в то время Москва была небольшим и небогатым уделом, и даже князья там бывали нечасто. Так Даниил Александрович стал основателем княжеской династии Москвы.
Святой в повседневной жизни был праведным, смиренным и миролюбивым. В его агиографии говорится, что Даниил Александрович, имея просвещенный ум, мудро правил в своем княжестве. Он был храбрым воином и твердо защищал свои земли. Подобно другим русским воеводам, Даниил Александрович принимал участие в междоусобных войнах. Но московский князь был вполне миролюбив, что было большой редкостью в то время. Большинство конфликтов между братьями-князьями он пытался решить мирным путем. Вот почему древние певцы называли Даниила «любящим братьев своих».
Сам Даниил Александрович не проявлял никакого желания царствовать над кем-либо. Он чтил Закон о престолонаследии и не поднял меча на своих старших братьев во время борьбы за великокняжеский титул.
Миролюбие преподобного Даниила подарило ему любовь и уважение современных людей. В Москву приехало много людей из разных княжеств: дворяне, ремесленники, земледельцы… Князь Даниил принимал всех, кто нуждался в убежище. Князь давал работу каждому по своей склонности, всегда заботясь о благополучии своих подданных. Вскоре земля Московская стала многолюдной. Появились новые деревни, много земледельцев и профессий.
Москва при князе Данииле постепенно строилась и укреплялась. Город не исчез даже после страшных разрушений во время похода ордынского полководца Тудана. Все вместе жители Москвы отстраивали свой город. И снова князь Даниил Александрович показал всем пример невиданного милосердия. Все свое имущество он отдал на нужды пострадавших от разорения и на восстановление Москвы. И город быстро обновился. Вскоре от татарского штурма не осталось и следа.
Даниил Александрович был примером истинной праведности для всех. Он сердечно заботился о духовном просвещении своих подданных. При св. Данииле Москва стала религиозным центром. Это началось, когда князь основал монастырь преподобного Даниила Столпника, который был небесным покровителем святого князя Даниила. В его житии сказано об этом событии: «Во время своего благочестивого княжения в земле Московской, блаженный князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, именуемый по имени его Даниловский, сотворил храм в честь ангела своего преподобного Даниила Столпник и поставил там архимандрита».
Данилов монастырь — первый из монастырей, существующих на сегодняшний день. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе указывается 1272 или 1282 год; иногда просто «конец XIII века». Недавно сравнительное изучение исторических свидетельств позволило ученым предположить, что монастырь был основан в 1298-1299 годах.
В 1303 году святой князь Даниил тяжело заболел. Перед кончиной он последовал примеру своего отца, великого князя Александра Ярославовича Невского, и принял монашеский постриг. Князь Московский повелел похоронить его в созданном им монастыре, не в церкви, а на общем кладбище по причине его глубокого смирения. Князь Даниил скончался 5 марта 1303 года.
Чудеса
Житие св. Даниила Московского говорит о чудесах, совершенных им после смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проходил мимо древнего Данилова монастыря, где находились мощи преподобного Даниила. Лошадь одного знатного юноши споткнулась; он отстал от костюма князя и остался один. Внезапно впереди молодого человека появился незнакомец. Юноша испугался, и незнакомец начал говорить: «Не бойтесь меня, потому что я христианин и господин этого места. Меня зовут Даниил Московский. По воле Божией я погребен здесь – на месте Даниила. Пойди, молодой человек, к великому князю Ивану и скажи ему: «Вот, ты ищешь утешения на многих путях, но почему ты забыл обо мне»? Но хотя он и забыл обо мне, Бог мой никогда». И незнакомец исчез.
Юноша тут же настиг принца и рассказал ему о чудесном видении. С тех пор великий князь повелел совершать панихиды и молебны; он устроил раздачу милостыни и трапезы в память о своих усопших родственниках, умерших в благости.
Вот еще одно чудо. В царствование Ивана Грозного жил в Коломне один купец. Однажды вместе с сыном он отправился на лодке в Москву для торговли. Сын заболел в дороге. Купец пришел в церковь, где находились мощи преподобного Даниила, привел ко гробу больного сына и стал молиться. Сразу же его сын получил исцеление, и они продолжили свой путь. С тех пор отец стал почитать святого Даниила. Каждый год в день исцеления сына он приходил ко гробу преподобного Даниила, совершая молебен и раздавая милостыню.
Канонизация
Не прошло и 30 лет, как благоверный князь Даниил преставился, основанный им монастырь в 1330 г. приход, кладбище стало общественным, а могила св. князя утрачена.
Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь Даниила Александровича. 30 августа 1652 года мощи преподобного Даниила Московского обретены нетленными. Они были положены в серебряную гробницу, стоящую в храме Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.
Св. благоверный князь Даниил Московский был канонизирован для местного почитания только в 1791 году. в то время была закрыта последняя монастырская церковь. Затем некоторое время находились в Воскресенской церкви у Данилова монастыря. В 1932 году закрыли и эту церковь, а реликвии исчезли. Сегодня в Даниловском монастыре находятся несколько частиц мощей святого Даниила, которые помещены в ковчег, ковчег и иконы.
Частицы мощей св. благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в раке, были переданы монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. 1920-1930 гг. Мощи находятся в пеналевидном ковчеге с неумелым, но благоговейно выполненным изображением св. князя Даниила и принадлежали епископу, имя которого неизвестно. В середине 1930-х годов он был сослан на Север, а перед отъездом отдал эти реликвии профессору И. Аничкову, у которого они хранились много лет. Перед смертью Аничков передал раку академику Дмитрию Лихачеву с просьбой вернуть ее в Данилов монастырь, когда это будет возможно. Дмитрий Лихачев передал святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для сохранности вывез их в США. В 19Русской Православной Церкви возвращено 95 реликвий. Раковина находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северным сводом. Над святыней установлен резной деревянный балдахин.
Частицы мощей св. благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему настоятелю (до закрытия монастыря) обители архиепископу Феодору Поздеевскому (†1937), переданы Данилову монастырю Предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосия 30 мая 19 г.86. Ковчег находится в Троицком соборе у центральной северо-восточной колонны.
В храме Покрова Богородицы находятся две иконы с частицами мощей св. Даниила. Большая икона написана в 1980-х годах и сейчас находится на колонне между двумя иконостасами. Мощи, находящиеся в этой иконе, были переданы монастырю из Оренбургской епархии вскоре после открытия обители. Другая икона с мощами предназначена только для поклонения; он меньше и расположен на кафедре в центре церкви.
Почитание в США
Частица святых мощей св. благоверного князя Даниила Московского постоянно находится в Свято-Иоанновском соборе Бруклина. Это одна из 114 частиц мощей других Святых. Собор всегда открыт для желающих помолиться и приложиться к святыням.
Молитва святому князю Даниилу
О, святой благоверный князь Даниил, приходим к твоей иконе и сердечно молим тебя: поддержи нас (имена) милостыней твоей, ибо мы собираемся под покровом ваши молитвы.
Излей свое теплое заступничество Спасителю всех, да дарует Он мир этому приходу и этой церкви, да сохранит его, неся праведность и любовь к людям; да истребит Он злобу, междоусобицу и развращенность нравов. Подаждь всем нам твоими молитвами все благое для временной жизни и для вечного спасения, и за то прославим Христа Дивного во всех святых Своих, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.