Содержание
Тесты по истории | Образовательная социальная сеть
Опубликовано 17.01.2020 — 8:21 — Олейникова Ирина Федоровна
Тесты по истории России в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого
Задание 1
Вопрос:
Что решили князья на съезде в Любече?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Поклялись защитить Русь от половцев
2) Решили сообща бороться с врагами
3) Решили откупиться от половцев
4) Выбрали единого правителя
5) Договорились, что каждый будет править в земле доставшейся от отца
Задание 2
Вопрос:
Какое название носит процесс борьбы между князьями за власть?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Передел
2) Гражданская война
3) Усобицы
Задание 3
Вопрос:
Восстановите в хронологическом порядке цепочку событий.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Смерть Ярослава Мудрого
__ Прекращение набегов кочевников на Русь, после победы над ними князя Владимира
__ Любечский съезд
__ Восстание в Киеве против Изяслава
Задание 4
Вопрос:
Какие нововведения относительно должников вводил «Устав Владимира Всеволодовича»?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Закупы могли уходить от господина, чтобы вернуть купу
2) Устанавливал порог в 20% для ростовщиков
3) Позволял должнику 5 лет не выплачивать долг
4) Запретил превращать свободных людей в холопов за долги
5) Освобождал всех зависимых людей
Задание 5
Вопрос:
Какие нововведение предусматривала «Правда Ярославичей»?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Устанавливала выборность великих князей
2) Защищала право на жизнь и собственность любого жителя Руси
3) Для разбора дел стали применять показания свидетелей
4) Признавала всех жителей Руси равными
5) Устанавливала наказания за покушение на имущество князей
Задание 6
Вопрос:
Какое прозвище носил князь Владимир Всеволодович?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 7
Вопрос:
Соотнесите событие и дату.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) 1097
2) 1116
3) 1068
4) 1035
5) 1123
__ Поход Мстислава против кочевников
__ Любечский съезд
__ Битва на реке Альте
Задание 8
Вопрос:
Как называли кочевников, появившихся в 11 веке на границах Руси?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Половцы
2) Булгары
3) Авары
Задание 9
Вопрос:
Какими были итоги правления князя Владимира Всеволодовича для Руси?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Приостановлены процессы распада
2) Были присоединены земли кочевников
3) Русь стала единым государством
4) Русь входила в полосу раздробленности
5) Были отражены нападения кочевников
Задание 10
Вопрос:
После правления какого князя, земли Руси окончательно разобщились?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Ярослав
2) Мстислав
3) Ростислав
Ответы:
1) (1 б. ) Верные ответы: 1; 3; 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 4; 5;
4) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 1; 4;
5) (1 б.) Верный ответ: «мономах».
6) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 3; 1; 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
Конец
Предварительный просмотр:
Князь Владимир. Киевская Русь на рубеже X — XI вв. Принятие христианства
Задание 1
Вопрос:
Укажите, какие из перечисленных ниже богов входили в языческий пантеон князя Владимира.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Стрибог
2) Лада
3) Перун
4) Семгал
5) Хорс
Задание 2
Вопрос:
Сопоставьте, какие религии исповедовали соседи Руси.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Византия
2) Булгары
3) Хазары
__ Христианство
__ Иудаизм
__ Ислам
Задание 3
Вопрос:
Каковы были причины принятия на Руси христианства по греческому образцу?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Русь поддерживала постоянные торговые связи с Византией
2) Русские князья хотели таким образом противостоять булгарам
3) Часть жителей Руси исповедовали христианство
4) Византийцы не посягали на территории Руси
5) Византия обещала Руси поддержку, если та примет христианство
Задание 4
Вопрос:
Укажите в порядке возрастания, от низшего к высшему, иерархию церковных служителей.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Митрополит
__ Монахи
__ Епископы
__ Священники
Задание 5
Вопрос:
Кто был главным богом в пантеоне Владимира?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 6
Вопрос:
В каком году произошло крещение Руси?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 1001
2) 991
3) 988
Задание 7
Вопрос:
Какое прозвище получил в народе князь Владимир?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Серый кардинал
2) Красное солнышко
3) Черный принц
Задание 8
Вопрос:
Каким термином называют сознательный отход от догматов христианского учения?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Ересь
2) Бред
3) Абсурд
Задание 9
Вопрос:
Какие нововведения принесло христианство на Русь?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Образование
2) Деревянное зодчество
3) Кириллическая письменность
4) Военное искусство
5) Церковное искусство
Задание 10
Вопрос:
Какие негативные явления произошли на Руси после смерти князя Святослава?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Перестали платить дань вятичи и радимичи
2) Власть князя Киева ослабла
3) Русь раскололась на уделы
4) Шла борьба между местными князьями
5) От Руси отделились северные княжества
Ответы:
1) (1 б. ) Верные ответы: 1; 3; 5;
2) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
4) (1 б.) Верные ответы: 4; 1;3; 2;
5) (1 б.) Верный ответ: «перун».
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 1;
9) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
Конец
Предварительный просмотр:
Культура Древней Руси
Задание 1
Вопрос:
Какие из перечисленных народов в большей степени повлияли на древнерусскую культуру?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Финно-угры
2) Венгры
3) Южные славяне
4) Балты
5) Шведы
Задание 2
Вопрос:
Какая страна оказывала самое большое влияние на развитие Руси?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 3
Вопрос:
Какие предметы были основными в церковных школах?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Письмо
2) Военное дело
3) Чтение
4) Основы управления
5) Основы христианства
Задание 4
Вопрос:
Соотнесите определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Устав
2) Пергамент
3) Миниатюра
__ Материал на котором писали книги
__ Особые правила, по которым писались книги
__ Художественное украшение книг
Задание 5
Вопрос:
Из каких письменных источников можно узнать о жизни и быте простого народа Руси?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Церковные книги
2) Княжеские летописи
3) Берестяные грамоты
Задание 6
Вопрос:
Укажите хронологию событий.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Крещение Руси
__ Появление на Руси кириллической письменности
__ Создание первых летописей
__ Строительство Софийского собора в Киеве
Задание 7
Вопрос:
Соотнесите, к какой категории населения относится жилье.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Хоромы
2) Рубленая изба
3) Сруб
4) Дом-полуземлянка
__ Зажиточные горожане
__ Бояре и князья
__ Ремесленники
__ Крестьяне
Задание 8
Вопрос:
Как называлась наиболее распространенная повседневная обувь простого населения на Руси?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Тапки
2) Лапти
3) Валенки
Задание 9
Вопрос:
Исконно русское женское украшение в виде пышного головного убора
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Венок
2) Епанча
3) Кокошник
Задание 10
Вопрос:
Какие функции исполнял глава славянской семьи?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Участвовал в городском вече
2) Учил детей грамоте
3) Распоряжался имуществом
4) Отвечал за выполнение повинностей
Ответы:
1) (1 б. ) Верные ответы: 1; 3; 4;
2) (1 б.) Верный ответ: «византия».
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
4) (1 б.) Верные ответы: 2; 1; 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 2; 1; 4; 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 3; 1; 2; 4;
8) (1 б.) Верные ответы: 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
Конец
Предварительный просмотр:
Первые киевские князья. Князь и дружина
Задание 1
Вопрос:
Каковы были задачи первых киевских князей?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Поддержание торговых связей с другими странами
2) Борьба с Византией
3) Контроль над волоками
4) Защита торговых путей
5) Присоединение земель кочевников
Задание 2
Вопрос:
Расположите в хронологическом порядке периоды правления первых русских правителей.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Ольга
__ Святослав
__ Олег
__ Игорь
Задание 3
Вопрос:
Какие функции исполняла княжеская дружина?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Была опорой князя в управлении государством
2) Обеспечивала сохранность имущества населения
3) Защищала границы страны
4) Обеспечивала порядок внутри страны
5) Влияла на принятие решений веча
Задание 4
Вопрос:
Опишите суть преобразований княгини Ольги.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Установила места сбора дани
2) Назначила специальных людей для сбора дани
3) Установила точный размер дани
4) Отменила сбор дани
5) Установила правила, по которым население само приносило дань в Киев
Задание 5
Вопрос:
Укажите хронологический порядок походов Святослава.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Разорил земли волжских булгар
__ Напал на Хазарию
__ Начал войну с Византией
__ Присоединил вятичей
Задание 6
Вопрос:
Соотнесите определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Точное количество дани
2) Важное изменение в жизни людей и страны
3) Второе лицо после князя
4) Место сбора дани
__ Реформа
__ Урока
__ Погост
__ Воевода
Задание 7
Вопрос:
В каком году Олег совершил первый поход на Царьград?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 860
2) 907
3) 1001
Задание 8
Вопрос:
Какое название носило племя, расправившееся с князем Игорем?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Бужане
2) Вятичи
3) Древляне
Задание 9
Вопрос:
Кочевой народ, часто совершавший набеги на земли Руси в 10 веке.
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Османы
2) Литовцы
3) Печенеги
Задание 10
Вопрос:
Соотнесите событие и дату.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Смерть Святослава
2) Принятие Ольгой христианства
3) Начало походов против хазар
4) Неудачный поход Игоря на Царьград
__ 957
__ 972
__ 941
__ 965
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 1; 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4; 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 2; 1; 4; 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 2; 1; 4; 3;
Конец
Предварительный просмотр:
Раздробленность древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины
Задание 1
Вопрос:
Какие элементы единства сохранились в ходе раздробленности Руси?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Общая система управления
2) Единая религия
3) Один язык
4) Понятие русская земля
5) Единая денежная система
Задание 2
Вопрос:
Кто на Руси владел наибольшим количеством земли?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Монастыри и церкви
2) Князья
3) Боярство
4) Горожане
5) Крестьяне
Задание 3
Вопрос:
Чего хотели добиться местные князья?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Стремились закрепиться в своей земле
2) Не желали тратить силы и средства на борьбу за Киев
3) Желали контролировать всю Русь
4) Хотели передавать власть по наследству
5) Пытались ограничить приток населения в свои земли
Задание 4
Вопрос:
Какой кочевой народ русские князья часто привлекали для борьбы между собой?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 5
Вопрос:
Престол какого города считался самым почетным на Руси?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Новгород
2) Владимир
3) Киев
4) Москва
Задание 6
Вопрос:
Какое название носил общерусский свод законов?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Уставная Грамота
2) Судебник Руси
3) Русская Правда
Задание 7
Вопрос:
Какими чертами обладали княжества в период раздробленности?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Самостоятельная внешняя политика
2) Собственная династия
3) Собственная религия
4) Свои законы
5) Собственное войско
Задание 8
Вопрос:
Какое название носит хозяйство, при котором все произведенное потребляется этим же хозяйством?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Товарное
2) Производящее
3) Натуральное
Задание 9
Вопрос:
Расставьте территории в порядке убывания (от большего к меньшему) .
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Древняя Русь
__ Удел
__ Княжество
__ Вотчина
Задание 10
Вопрос:
Сопоставьте определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Принцип старшинства
2) Наместничество
3) Усобицы
4) Раздробленность
__ Практика отправки великим князем своих сыновей на княжение в различные части государства
__ Борьба отдельных князей за власть и богатство
__ Порядок наследования власти старшим в роду
__ Процесс выделения самостоятельных территорий из ранее единого государства
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
4) (1 б.) Верный ответ: «половцы».
5) (1 б.) Верные ответы: 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 2; 4;
10) (1 б. ) Верные ответы: 2; 3; 1; 4;
Конец
Предварительный просмотр:
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Задание 1
Вопрос:
Какое женское имя носил храм, построенный при Ярославе в Киеве, и являвшийся аналогом подобного в Константинополе?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 2
Вопрос:
Назовите функции городского веча.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Рассматривало земельные дела
2) Избирало великого князя
3) Ведало вопросами войны и мира
4) Решало денежные дела
5) Управляло княжескими землями
Задание 3
Вопрос:
Какое прозвище получил князь Святополк за убийство своих братьев?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Безбожный
2) Непрощенный
3) Окаянный
Задание 4
Вопрос:
Назовите функции великого князя при князе Ярославе.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Определял внешнюю политику
2) Был высшим судьей
3) Издавал общие законы
4) Влиял на решение веча
5) Распоряжался всем населением
Задание 5
Вопрос:
Укажите, в каком порядке происходили следующие события 10 века.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Начало княжения Ярослава
__ Прекращение набегов печенегов на Русь
__ Захват Болеславом Киева
__ Мирный договор с Византией
Задание 6
Вопрос:
Какие сыновья князя Святослава причислены к лику святых за их мученическую смерть?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Владимир и Святополк
2) Борис и Глеб
3) Олег и Яков
Задание 7
Вопрос:
Какое название получил первые свод русских законов?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Конституция
2) Правда Ярослава
3) Правда Ярославичей
Задание 8
Вопрос:
Сопоставьте, к какой категории населения относятся следующие люди.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Высший слой общества
2) Зависимые
3) Свободные
__ Холопы
__ Крестьяне-общинники
__ Дружинники
Задание 9
Вопрос:
Сопоставьте определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Жилье знатного человека
2) Крупная земля в составе Руси
3) Наследственное земельное владение
__ Вотчина
__ Волость
__ Хоромы
Задание 10
Вопрос:
Расположите в правильной последовательности этапы формирование древнерусской народности.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Христианство сплотило население Руси
__ Люди перестали отожествлять себя с каким-либо племенем
__ Сложился единый древнерусский язык
__ Люди стали считать себя единым целым
Ответы:
1) (1 б.) Верный ответ: «софия».
2) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 1; 4;
6) (1 б.) Верные ответы: 2;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 1;
9) (1 б.) Верные ответы: 3; 2; 1;
10) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 1; 4;
Конец
Предварительный просмотр:
Соседи восточных славян
Задание 1
Вопрос:
Какие нововведения позволили тюркам улучшить свои военные качества
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) сабля
2) стремена
3) огнестрельное оружие
4) короткий меч
5) колесницы
Задание 2
Вопрос:
Какой титул принял Аскольд, чтобы показать соседним странам свое могущество?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 3
Вопрос:
Выберите из приведенных характеристик, подходящие под описание государства Аваров
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Состояло из множества племен
2) Было унитарным
3) Непрочное объединение
4) Существовала централизованная власть
5) Держалось благодаря военной силе и подкупу верхушки племен
Задание 4
Вопрос:
Расположите в хронологической последовательности время появления соседей восточных славян
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Авары
__ Волжские булгары
__ Византия
__ Хазары
Задание 5
Вопрос:
Соотнесите религию или верования с народами
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Хазары
2) Финно-угры
3) Балты
4) Булгары
5) Византия
__ христианство
__ ислам
__ иудаизм
__ вера в духов
__ вера в силы природы
Задание 6
Вопрос:
В какой из перечисленных городов больше всего стремились попасть русские купцы?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Итиль
2) Царьград
3) Париж
Задание 7
Вопрос:
Укажите, какие товары ввозили в земли восточных славян из Византии.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Вина и фрукты
2) Меха
3) Дорогие украшения
4) Воск и мед
5) Керамика
Задание 8
Вопрос:
В каком году произошел первый поход восточных славян на Византию?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) 941
2) 860
3) 944
Задание 9
Вопрос:
какое государство основали на Балканах булгары?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Волжскую Булгарию
2) Великую Булгарию
3) Болгарию
Задание 10
Вопрос:
Чем племена восточных славян отличались от местных племен балтов и финно-угров?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Славяне были менее развиты
2) Славян было больше
3) Славяне были более развиты
4) Славяне смешались с местными племенами
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
2) (1 б.) Верный ответ: «каган».
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
4) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 1; 3;
5) (1 б. ) Верные ответы: 5; 4; 1; 2; 3;
6) (1 б.) Верные ответы: 2;
7) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
8) (1 б.) Верные ответы: 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 2; 3;
Конец
Предварительный просмотр:
Формирование Древнерусского государства
Задание 1
Вопрос:
Назовите признаки государства.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Единая территория
2) Единая система управления
3) Единое развитие
4) Единые законы
5) Единая система сообщения
Задание 2
Вопрос:
В ходе каких закономерных событий произошло образование государства у восточных славян?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) В результате разложения феодального строя
2) В результате разложения родоплеменного строя
3) В результате разложения первобытного строя
Задание 3
Вопрос:
Какие товары вывозили из земель восточных славян?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Кожи
2) Дорогое оружие
3) Мед и воск
4) Предметы роскоши
5) Пушнину
Задание 4
Вопрос:
Напишите, как назывался сухопутный путь между реками для кораблей.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 5
Вопрос:
Соотнесите славянское племя и его племенной центр.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Киев
2) Кривичи
3) Чернигов
4) Любеч
5) Ильменские словене
__ Северяне
__ Новгород
__ Поляне
__ Полоцк
__ Радимичи
Задание 6
Вопрос:
Постройте правильную логическую цепочку.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Формирование городов
__ Формирование новых органов власти
__ Формирование новых порядков
__ Развитие торговли
Задание 7
Вопрос:
Кто был первым русским князем?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Синеус
2) Рюрик
3) Трувор
Задание 8
Вопрос:
Какое название носило войско князя?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Рать
2) Полк
3) Дружина
4) Армия
Задание 9
Вопрос:
Соотнесите определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Вече
2) Тысяцкий
3) Полюдье
4) Человек, чьим основным занятием является торговля
__ Сбор князем дани
__ Купец
__ Руководитель местного ополчения
__ Народное собрание
Задание 10
Вопрос:
Укажите, какие функции стали исполнять варяжские князья в славянских землях.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Были руководителями ополчения
2) Были судьями
3) Усмиряли непокорных
4) Являлись служителями культа
5) Собирали для местных племен дань
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
4) (1 б.) Верный ответ: «волока».
5) (1 б.) Верные ответы: 3; 5; 1; 2; 4;
6) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 3; 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 2; 1;
10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
Конец
Предварительный просмотр:
Формирование Древнерусского государства
Задание 1
Вопрос:
Назовите признаки государства.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Единая территория
2) Единая система управления
3) Единое развитие
4) Единые законы
5) Единая система сообщения
Задание 2
Вопрос:
В ходе каких закономерных событий произошло образование государства у восточных славян?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) В результате разложения феодального строя
2) В результате разложения родоплеменного строя
3) В результате разложения первобытного строя
Задание 3
Вопрос:
Какие товары вывозили из земель восточных славян?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Кожи
2) Дорогое оружие
3) Мед и воск
4) Предметы роскоши
5) Пушнину
Задание 4
Вопрос:
Напишите, как назывался сухопутный путь между реками для кораблей.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 5
Вопрос:
Соотнесите славянское племя и его племенной центр.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Киев
2) Кривичи
3) Чернигов
4) Любеч
5) Ильменские словене
__ Северяне
__ Новгород
__ Поляне
__ Полоцк
__ Радимичи
Задание 6
Вопрос:
Постройте правильную логическую цепочку.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Формирование городов
__ Формирование новых органов власти
__ Формирование новых порядков
__ Развитие торговли
Задание 7
Вопрос:
Кто был первым русским князем?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Синеус
2) Рюрик
3) Трувор
Задание 8
Вопрос:
Какое название носило войско князя?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Рать
2) Полк
3) Дружина
4) Армия
Задание 9
Вопрос:
Соотнесите определение и понятие.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Вече
2) Тысяцкий
3) Полюдье
4) Человек, чьим основным занятием является торговля
__ Сбор князем дани
__ Купец
__ Руководитель местного ополчения
__ Народное собрание
Задание 10
Вопрос:
Укажите, какие функции стали исполнять варяжские князья в славянских землях.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Были руководителями ополчения
2) Были судьями
3) Усмиряли непокорных
4) Являлись служителями культа
5) Собирали для местных племен дань
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
4) (1 б.) Верный ответ: «волока».
5) (1 б.) Верные ответы: 3; 5;1; 2; 4;
6) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 3; 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 2; 1;
10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
Конец
Урок истории в 4-м классе «Крещение Руси»
Ход урока
I этап урока. Проверка готовности учащихся.
Цель: Сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.
II этап урока. Актуализация опорных знаний.
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.
У: Мы продолжаем разговор о жизни наших предков – славянах.
Видеозапись (о расселении славянских племен).
У: Как называется летопись, в которой говорится о расселении славян?
У: Кто был ее составителем?
У: Монах Нестор рассказал нам и о происхождении славян, и о нашествии кочевников, и об образовании первых славянских княжеств.
У: Кто основал первую княжескую династию на Руси?
Ответы учащихся.
На доске выставляю карточку НОВГОРОД РЮРИК 862 (приложение 1)
У: Почему возникла необходимость объединения разрозненных славянских племен?
Д: Сообща легче было отражать набеги кочевых племен. Надо было контролировать торговый путь “из варяг в греки”
У: Откройте тетради, проверьте, как ваш сосед обозначил этот путь.
У: Показать по карте торговый путь “из варяг в греки”. Вблизи каких городов он проходил?
Д: В местах, где купцы останавливались для отдыха и торговли, появились первые русские города — Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Киев.
У: Неспокойно было на “пути из варяг в греки”. Много людей погибло в постоянных войнах между племенами. И Рюрик с сильной дружиной был призван объединить под своей властью те земли, через которые продвигались купцы.
У: Постепенно князья распространили свою власть на территории, которые находились намного южнее Новгорода. Летопись связывает эти события с правлением какого князя?
На доске выставляю карточку ОЛЕГ 882 (приложение 1)
У: Олег успешно воевал с кочевым народом – хазарами, прославился своими походами в Византию, присоединил к владениям другие славянские земли, а столицей сделал какой город?
На доске выставляю карточку КИЕВ (приложение 1)
У: С объединением Новгорода и Киева под властью одного князя возникло Древнерусское государство или как оно называлось?
На доске выставляю карточку КИЕВСКАЯ РУСЬ (приложение 1)
У: Кто продолжил подчинять власти Киева славянские племена?
На доске выставляю карточку ИГОРЬ (приложение 1)
У: А после смерти Игоря, кто стал княжить?
На доске выставляю карточку ОЛЬГА (приложение 1)
У: Ольга неустанно заботилась о порядке в Русской земле. Она первая из русских правителей приняла крещение во время своего визита в Константинополь. Православная церковь нарекла Ольгу Святой, а русский народ прозвал Мудрой.
На доске выставляю карточку КРЕЩЕНИЕ (приложение 1)
У: Как вы понимаете значение слова “крещение”?
ПОСЛЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА УБРАТЬ ТАБЛИЧКУ В ЦЕНТР ДОСКИ (приложение 1, приложение 2)
У: По ходу урока мы должны выяснить, правы ли мы?
У: Вырос сын Ольги.
На доске выставляю карточку СВЯТОСЛАВ (приложение 1)
У: Он прославился военными походами. Никогда не нападал неожиданно, исподтишка, всегда вызывал врага на честный поединок словами, вошедшими в историю: “Иду на Вы!” Святослав сложил свою голову в бою с кочевниками-печенегами.
У: Обобщим. Чем занимались первые русские князья?
Д: Расширяли границы своих владений, обкладывали данью соседские племена, воевали с недругами, ходили походами на Царь-град (так называлась столица Византии – Константинополь.
III этап урока. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками.
Цель: Дать понятие о крещении Руси, сформировать понимание необходимости перехода от языческой веры к христианству, раскрыть особенности христианской религии.
Задача: Организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей. Донести до учеников мысль, что принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель.
У: После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел
На доске выставляю карточку Владимир (приложение 1)
У: Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги (показываю на карте) селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство.
Князь Владимир – собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов.
О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его …
На доске выставляю карточку Красное Солнышко (приложение 1)
У: А, как вы думаете, почему?
Д: Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.
У: Древнерусское государство вступило в пору своего расцвета.
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский.
Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснение всему неизвестному. Так появились религиозные верования.
У: Что же такое религия?
На доске выставляю карточку Религия (приложение 2)
Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.
У: Все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Весь мир казался ему населенным добрыми и злыми духами.
А еще славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали их от бед и злых духов. На амулетах они изображали солнце, огонь, воду и растения.
У: Как вы думаете, почему славяне верили в духов, и их верования были тесно связаны с природой?
Д: Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов.
Поклонение множеству богов называется языческой верой (религией).
На доске выставляю карточку Языческая вера (приложение 2)
У: Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения.
У: А что могли предпринять славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов?
Д: Они обращались к богам с молитвами (просьбы и благодарности), приносили им подарки и жертвы (дары богам), для чего существовали специальные места – святилища.
У: Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место — пантеон (что означает “все боги”).
Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги
Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
У: В “Повести Временных лет” содержится подробный рассказ о выборе веры.
К X веку многие народы и государства Русь окружали. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.
Выступление заранее подготовленных учащихся. (приложение 4)
У: В результате Владимир выбрал христианство.
На доске выставляю карточку Владимир (приложение 2) христианство
У: А как вы думаете, почему именно греческую веру решил принять Владимир?
Д: Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Русь давно имела прочные связи с Византией. К тому же княгиня Ольга была христианкой.
У: Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г. ,
На доске выставляю карточку 988 г
а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.
На доске выставляю карточку Крещение (приложение 2)
У: Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”.
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Показываю иллюстрацию из книги И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998
У: Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.
IV этап урока. Осмысление нового материала.
Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.
У: Так что же такое крещение?
Высказывания детей.
У: В словаре Ожегова написано так: “Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”
У: А кто из вас прошел обряд крещения?
Высказывания детей.
V этап урока. Систематизация знаний, применение усвоенного, закрепление изученного.
Цель: Выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
1. Работа в тетради на печатной основе (приложение 3)
2. Выполнив №8, вы узнаете, как в русской истории почетно именуется князь Владимир.
На доске выставляю карточку Святой (приложение 2)
У: Принятие христианства на Руси связано с именем князя Владимира.
VI этап урока. Работа в компьютерном классе с программой для ЭВМ “Дракоша и занимательная история России”.
У: Работаем четко, быстро, организованно.
1.
1 статья Откуда пошло выражение “Чур меня”?
2 статья В каком году Русь приняла христианство?
3 статья Какое значение имело принятие христианства на Руси?
Обобщение: Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель.
Оно укрепило власть князя над всеми поданными.
Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры.
Так как новая вера требовала длительных постов и вводила пищевые ограничения, на Русь проникают новые огородные культуры, которые начинают возделываться в монастырских хозяйствах.
Сразу же после крещения Руси Владимир начал отдавать детей на обучение монахам.
2. Тест. Проверка.
VII этап урока. Проверка и общение знаний, подведение итогов, рефлексия.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
Обобщение по плану, получившемуся на доске (приложение 2)
У: Какой год считается годом крещения Руси?
У: В правление какого князя произошло крещение Руси?
У: Почему князь Владимир выбрал для Руси православное христианство?
У: Чем привлекла князя Владимира христианская вера?
Д: Она понравилась его послам больше всего, в церкви было красиво и хорошо. Князь Владимир принял христианскую веру, потому что этой веры была и его бабушка княгиня Ольга, а она была умным человеком.
У: А зачем надо было крещение Руси?
У: С какой целью князь Владимир крестил Русь?
Д: В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами. Чтобы объединить государство, чтобы вера была единой.
У: Как происходило крещение Руси?
Д: Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
У: Чем отличается христианство от язычества?
Д: Язычники верят во многих богов, ставят им идолы, поклоняются им.
Язычники приносили жертвы богам, даже людей. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.
У: Легко ли народ принял новую веру?
Д: Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней.
У: Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства
Мы знаем из уроков чтения, что первые книги были религиозные. Одна из самых важных – БИБЛИЯ. (Не убивай. Не кради. Не обманывай. Не клевещи. Не будь завистлив).
У: Кто доволен своей работой на уроке?
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Приложение 5
VIII этап урока. Домашнее задание.
- Учебник с.43-45
- ТПО с.17-18
- Желающие могут подготовить рассказ об одном из чудес Иисуса Христа, прочитав его в Библии.
Имперская канцелярия выпускает объявление после крещения Его Светлости принца Александра. — Русский Легитимист
2022-12-06 Крещение Внука Главы Императорского Дома России Светлейшего Князя Александра Георгиевича
В этот день, 6 декабря (23 ноября по юлианскому календарю) 2022 г., в день памяти св. Великого Князя Александра Невского, Светлейшего Князя Александра Георгиевича — внука Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая княгиня Мария Российская и сын Е.И.В. Наследник Цесаревич, Великий Князь Георгий и его супруга, Ее Светлейшее Высочество княгиня Виктория Романовна, были крещены в Святой Православной Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя в Москве совершены таинства Святого Крещения и Миропомазания, совершенные Высокопреосвященнейшим митрополитом Воскресенским Дионисием в сопровождении митрофорного протоиерея Михаил Протопопов, приехавший из Австралии, чтобы помогать совершать богослужения; протоиерей Александр Ткаченко, председатель правления благотворительного фонда «Круг добра»; иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), начальник Управления историко-мемориальной деятельности Канцелярии Ее Императорского Высочества; и клир Ново-Спасского монастыря в Москве о. Иоанн Игнатов и о. Владимир Игнатов.
На богослужении присутствовали родственники новокрещеного князя: бабушка, Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великая княгиня Мария Российская; его родители, H.I.H. Великий князь Георгий Георгий и Его Святейшество. княгиня Виктория Романовна; его дед по отцовской линии, принц Франц Вильгельм Прусский (в православии Михаил Павлович) и его жена, принцесса Надя; и его дедушка и бабушка по материнской линии, Его Превосходительство посол Роберто Беттарина и его жена, г-жа Карла Беттарини.
По окончании богослужений Императорской Семье были вручены «мерные иконы» св. великого князя Александра Невского.
Первая икона, являющаяся благочестивым даром верных друзей и сторонников Императорской Семьи в Санкт-Петербурге и Москве, была привезена из Санкт-Петербурга протоиереем Александром Ткаченко. Он содержит частицу святых мощей св. великого князя Александра Невского и был прислан в благословение князю Александру Георгиевичу Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, который 1 октября 2021 года возглавил бракосочетание родителей Его Светлейшего Высочества в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.
Вторая мерная икона — подарок кавалеров Российских Императорских и Царских Орденов. Традиция писать мерные иконы (иконы небесного покровителя новокрещеных, «писаемые» на один рост с новорожденным) сложилась во времена правления Дома Рюриковичей и была унаследована первыми правителями Дома Романовых. Однако после правления Петра I обычай писать размерные иконы в значительной степени исчез. В наши дни эта древняя русская православная традиция возродилась.
После вручения икон в Храме Христа Спасителя состоялась праздничная трапеза для всех присутствующих.
***
21 октября 2022 года в Москве родился Светлейший Князь Александр Георгиевич.
Это счастливое событие в Императорской Семье произошло впервые в России после революции 1917 года.
Украинская католическая церковь Св. Иоанна Крестителя в Ньюарке, штат Нью-Джерси
Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — одна из ветвей Киевской церкви, которая в 159 г.6 восстановлено полное общение с Римским Апостольским Престолом. Сегодня УГКЦ является крупнейшей автономной восточно-католической церковью в мире.
Начало христианства в Киевской Руси
Создание Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата в конце X века связало Русь с христианской цивилизацией, но главным образом с византийским восточно-христианским миром. К моменту официального принятия христианства в качестве государственной религии на территории древнего Киевского государства уже существовали христианские центры, хотя некоторые из них пришли в упадок. В первую очередь стоит вспомнить исторические сведения о распространении христианства среди скифов и сарматов, как упоминают Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, блаженного Иеронима, а также о существовании Сурозской и Готской епархий ( последний основан примерно между 672-753 гг.), представитель которого, а именно епископ Херсонесский Георгий Доранцкий (επίσκοπο ς Χερσώο ς τή ς Δόραντος), участвовал в Трулльском соборе в 69 г.1-692. Исторически гораздо ближе к Киевскому государству было крещение князя Аскольда, которое зафиксировано в византийских летописях и, вероятно, произошло в 860-х годах патриархом Фотием. Отдельной вехой является крещение княгини Ольги Киевской, которое произошло около 957 года в Константинополе. Во времена правления Ольги над княжеством в Киеве с церковной миссией побывал латинский епископ Адальберт, приехавший на Русь проповедовать христианство по личной просьбе Ольги к восточно-франкскому королю Оттону I. Киев позднее, а в 1000 г. после принятия христианства делегация из Рима привезла мощи святых Вита, Аполинария и Бенедикта в киевские храмы.) Русь была приостановлена. На момент официального принятия христианства князем Владимиром Великим не произошло великого раскола Евхаристического Единства между Константинопольской и Римской Церковью. Таким образом, вновь созданная Киевская митрополия находилась в единстве как со своей материнской Константинопольской церковью, так и с епископом Римским.
Период Древней Руси: между Востоком и Западом
Раскол между Восточной и Западной Церковью не сразу отразился на отношениях Киева с другими христианскими центрами. Еще до 1054 г. митрополит Киевский Иларион († 1088 г.) в своем труде «Слово о законе и благодати» показал, что Киевская Церковь сознавала, что Вселенская Церковь есть объединение восточного и западного христианства. Об этом свидетельствует упоминание Рима в творении митрополита, когда он перечисляет апостольские кафедры, упоминает также, что «Рим гласами панегирическими восхваляет Петра и Павла». Митрополит Киевский Иларион также подчеркивает единство веры Киевской Церкви с Востоком и Западом.
Информация о расколе между Константинополем и Римом пришла на Русь от византийцев, возглавлявших митрополию. Однако еще грек по происхождению митрополит Иоанн II принес на Русь праздник Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари в 1087 году, который на Западе был установлен папой Урбаном II. Митрополит Иоанн также обменялся письмами с антипапой Климентом III, который перед этим направил на Русь своего посланника и письмо к митрополиту. Иоанн II обращает внимание на различие в Символе веры, опресноках и других церемониальных различиях, используемых в традиции Западной Церкви; в то же время он говорит о Петре как о главе апостолов. В спорах между греками и латинянами в то время практически игнорировался вопрос о первенстве наследника Петра, главной помехой был вопрос о Святом Духе и мелких ритуальных разногласиях.
Киевская Русь не имеет более глубокого понимания раскола между Востоком и Западом до второй половины XI — начала XII века, когда была написана «Повесть временных лет». В нем уже есть некоторые критические замечания в адрес Рима, которые проецируются на события 988 года, когда святой Владимир ввел христианство на Руси. Благодаря пришедшему в Киевскую Русь греческому духовенству в литературе того времени нашли свое отражение все основные моменты спора между Востоком и Западом, длившегося несколько столетий.
В то же время первые века после 1054 г. отмечены общим стремлением найти единство между христианами Востока и Запада. Что касается киевского христианства, то в 1245 году, после разрушения Киева ханом Батыем, «архиепископ Руси» Петр Акерович участвовал в Первом Лионском соборе и во время собора служил вместе с другими епископами и папой Иннокентием IV. Его участие в соборе было во многом политическим – на соборе обсуждалась, в частности, защита христианских народов от монгольских нашествий, – но участие русского епископа говорит о том, что чувство общности между Востоком и Западом все же не уменьшилось до Дело в том, что это будет позже. С середины тринадцатого до середины четырнадцатого века большая часть земель Киевской Руси вошла в состав Великого княжества Литовского. Галицкие земли в это время вошли в состав Польского царства, а северо-восточная область постепенно перешла под власть Московского княжества. Таким образом, части Киевской митрополии оказались в составе трех разных политических образований.
После переноса кафедры Киевского митрополита сначала во Владимир-на-Клязьме (митрополит Максим, 1299 г.), а затем в Москву (митрополит Петр, 1326 г.), на землях Киевской Руси, вошедших в состав Литовского государства, местная политическая элита стремилась установить в Москве независимое от митрополита церковное руководство. Это было достигнуто путем переговоров с Константинопольским Патриархом. Эта кампания, однако, не увенчалась успехом, поскольку Константинополь хотел сохранить единство Русской митрополии. В начале XIV века существовала отдельная Галицкая митрополия, просуществовавшая со значительными перерывами в течение XIV и XV веков. В 1418 г. на Константинопольском соборе, организованном Западной Церковью, часть Киевской митрополии (а именно той, которая находилась в составе Великого княжества Литовского) представлял митрополит Григорий Цамблак, избранный православными епископами в Речь Посполитая на Новогрудском соборе 1415 г., без согласия Константинопольского патриарха и в конфликте с киевским митрополитом Фотием, который базировался в Москве. Есть сведения, что Григорий выступал за проведение объединительного собора Римской и Греческой церквей. А в московских источниках он открыто именуется униатом наравне с митрополитом Исидором (который упоминается ниже), и в какой-то момент в Неделю Православия на него была произнесена анафема, хотя убедительных доказательств того, что он принял единство с Римом, нет. . Однако контакты архиереев Киевской митрополии с Римским престолом носили скорее эпизодический, чем систематический характер. Константинополь оставался центром притяжения митрополии.
Совет Ферарра-Флоренция
Ситуация в Киевской митрополии коренным образом изменилась после Ферраро-Флорентийского объединительного собора, состоявшегося в 1438-39 гг. После смерти в Москве митрополита Киевского Фотия в 1431 году новым митрополитом стал епископ Иона, который, однако, не поехал в Константинополь для утверждения. А в 1435 году в Константинополе Исидор был назначен митрополитом. Прибывший на Русь 2 апреля 1437 года и через пять месяцев с делегацией Киевской митрополии отправился на собор в Италию. На Соборе Киевский митрополит был одним из самых ярых сторонников воссоединения Восточной и Западной церквей. Декрет об унии подписала вся восточная делегация, кроме митрополитов Марка Эфесского и Исайи Ставропольского. Исидор подписал Униатский акт, как митрополит Киевский и обер-прокурор Антиохийского Патриарха. По дороге в Москву митрополит издал несколько посланий, в которых популяризировал союз Востока и Запада среди сербов, румын и греков. Первое сопротивление, с которым он столкнулся, было со стороны польских римо-католиков, которые, с одной стороны, отказывались признать Восточную Церковь равной сестрой, а с другой стороны, демонстрировали свою приверженность противникам Папы Евгения IV, собравшимся в Базеле. Собор (1431-1437). Русины радушно встретили митрополита: князь Олелко издал в Киеве грамоту, подтверждавшую правоту Исидора, и 5 февраля 1441 г. в киевском Софийском соборе был зачитан Акт Флорентийской унии. 19 мартатого же года митрополит отправился в Москву, где совершил Божественную литургию в соборе Московского Кремля с поминовением епископа Римского. Это вызвало сильное возмущение, и он был заключен в тюрьму. Позже митрополит Исидор бежал и через год добрался до Италии, где получил титул кардинала. Затем он вернулся в Константинополь, где в 1453 году принял участие в обороне и едва не погиб. После этого он вернулся в Рим, где и умер. В связи с этими условиями и настоянием московского князя Василия II на Московском соборе 1448 г. Иона Рязанский был избран митрополитом без разрешения Константинополя. В ответ Константинопольский Патриарх Григорий II разрешил Папе Пию II назначить Григория Болгарина на Киевский митрополичий престол. Однако документы свидетельствуют, что его юрисдикция очерчивалась митрополией, находившейся в Польше и Литве, без иллюзий, что Флорентийская уния может быть принята в состав Московского княжества. Вселенский патриарх Дионисий I больше не был сторонником унии, но принял Григория Болгарина киевским митрополитом и призвал москвичей признать его митрополитом. Но в Москве эти действия не были признаны, и преемник митрополита Ионы Феодосий перестал пользоваться титулом «киевский». В постфлорентийскую эпоху разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую закончилось навсегда.
Однако в Киевской митрополии униатское стремление полностью не угасло. Преемник Григория, митрополит Мисаил, написал в 1476 г. соборный мемориал «Вселенский Папа» Сиксту IV, в котором выражает свое почтение епископу Римскому и пишет о неотложности объединения Восточной и Западной Церкви. А в 1500 г. другой русинский митрополит, Иосиф I Болгаринович (1497-1501), сменивший митрополита Мисаила, написал письмо папе Александру V (149 г.).2-1503), в котором он заявил о своей верности Флорентийскому собору. За несколько лет до этого он также обратился к Вселенскому патриарху Нифону II по поводу Флорентийской унии, на что последний ответил: «Да, как ты верно сохраняешь единство с престолом Нового Рима, так и он сохраняет единство с Апостольским престолом». древнего Рима… Я также приказал грекам, живущим в Венецианской республике, молиться с латинянами, но соблюдать свой восточный обряд. И вы тоже соблюдайте свой родной обряд». Подлинность этого письма до конца не доказана, но ясны униатские устремления Иосифа, и, несмотря на них, он был поставлен патриархом Киевской кафедры.
Союз Брестский
После падения Константинополя в 1453 г. константинопольские патриархи подчинялись исламскому правителю. Им нужно было платить налог султану за утверждение патриаршего престола. Эта процедура повлекла за собой серьезные правонарушения со стороны православных. Итак, с 1463 по 1466 год пять патриархов либо сами ушли в отставку, либо были смещены. Всего во второй половине XV века патриархи менялись 18 раз, в XVI веке — 22 раза, а в XVII веке — 54 раза. В православной среде царили деморализация и разложение. В конце XVI века патриарх Иеремия (Транас) пытался реформировать патриархат, поднять его из руин.
Не лучше обстояло дело и с Киевской митрополией, где светская власть часто даровала епископский престол кандидатам, не имевшим должного нравственного или богословского уровня. Предпочтение отдавалось тем, кто мог лучше лоббировать его назначение. Очень часто на престол ставились миряне, оставшиеся в светском состоянии и продолжавшие жить прежней жизнью. До Трентской реформы Западной церкви очень светский образ жизни существовал даже среди римско-католической иерархии. Однако после распространения протестантизма и первоначальных реформ в католической церкви возрождение, возникшее среди римо-католиков, быстро вылилось в разительный контраст между католиками и православными Киевской митрополии, находившейся на грани институционального, нравственного и культурного упадка. . В шестнадцатом веке есть и период почти полного освобождения митрополии от Константинопольских Патриархов, которым статус дочерней митрополии в принципе был безразличен. Греческая иерархия посещала украинские земли и Московию только для сбора пожертвований.
В это время в Киевской митрополии начало сильно развиваться мирское братское движение. Братства ставили перед собой задачу прежде всего поднять образовательный уровень и развить издательское дело. Во многом они были вдохновлены идеями европейской Реформации. В 1589 году киевский митрополит посетил патриарха Иеремию, который перед этим, после шестимесячного заключения в Москве, возвел сан Московской митрополии в патриархат. В Речи Посполитой патриарх Иеремия сместил киевского митрополита Онисифора Дивочку из-за двоеженства. Иеремия назначил нового митрополита и избрал своим экзархом одного из своих епископов, тем самым создав неоднозначную иерархическую структуру в митрополии. Одним из революционных решений патриарха было признание права братств контролировать деятельность епископов. Решение, по понятным причинам, вызвало недовольство митрополичьих архиереев. В то время, когда братства все больше отстаивали свои связи с Константинополем, епископы осознавали необходимость реформирования внутрицерковной жизни, в том числе возвращения к справедливому месту иерархии, характерному для Православной Церкви, в отличие от европейских образцов Реформации.
В то же время Римская церковь, обновленная после Тридентского собора, смогла уйти от конфликта с Реформацией с новой силой, мощным развитием образования и новых форм христианского благочестия, возрождением миссионерской деятельности и т.д. . Во второй половине XVII века широкую полемическую деятельность против Киевской церкви развернули польские иезуиты, в том числе Петр Скарга, призывавший к принятию православного единства вопреки позиции Константинополя. Декрет об унии Флорентийского собора рассматривался как основа для такого единства, особенно папским легатом Антонио Поссевино.
Внутренний кризис Константинопольского Патриархата и Киевской митрополии в частности, эпизодические действия патриарха Иеремии, нарушавшие традиционную структуру Православной Церкви, а также достаточно убедительная полемика иезуитов и неблагополучное положение иерархии и церкви в католическом государстве провоцировали русинскую знать и епископов в 1580-90-х годах на желание перемен в жизни Киевской церкви. Для преодоления внутреннего кризиса и внешних вызовов (Реформация, посттридентский католицизм, давление на Русинскую Церковь в Речи Посполитой), с которыми митрополия не могла справиться должным образом, сначала князь Константин Острожский, а затем и все архиереи митрополии задумали объединиться с Римско-католической церковью. Начиная с 159 г.0 Киевская Церковь провела несколько соборов, на которых обсуждались различные вопросы внутрицерковной жизни и где кристаллизовалась идея унии с Римом. Уже в июне 1590 года епископ Львовский Гедеон Балабан и другие епископы, такие как Кирилл Терлецкий Луцкий, Леонтий Пельчинский Пинский и Дионисий Збируйский Холмский, подписали декларацию о приверженности унии с Римом. В 1593 году к ним присоединился новорукоположенный епископ Ипатий Потий, образованный епископ, ставший главным вдохновителем Брестской унии. 27 марта 159 г.4 г. в Сокале русинские епископы вновь подписали декларацию в поддержку унии. Сегодня известны имена всех подписавших епископов.
В своем меморандуме епископы указывают на неспособность греческих патриархов защитить митрополию от натиска Реформации и необразованность для полемики с реформаторами, а также жалуются на вымогательство греков, обирающих митрополию. Они также оговаривали ряд условий союза: сохранение всех традиционных укладов Восточной Церкви и достижение равенства с римско-католической иерархией, включая право иметь места в сейме. Они также просили, чтобы русинские епископы были рукоположены Киевским митрополитом, а не патриархом, с благословения папы и без платы. .Впоследствии на основе этих условий были сформированы Брестские статьи, принятые епископами в 159 г.5. В том же году епископы Балабан и Михаил Копыстенские отказались от поддержки унии. Константин Острогский также отказался от своей поддержки. Осенью 1595 г. епископы Потий и Терлецкий отправились в Рим и заявили о своем желании заключить унию с папой. А на Брестском соборе 6-10 октября 1596 года пять епископов во главе с униатским митрополитом Киевским приняли договор, одобренный папой Климентом VII 23 декабря 1595 года.
В соборе Ипатия Потия состоялся проуниатский собор, а в другой части города, в доме антитринитарного дворянина, был проведен антиуниатский собор. На соборе присутствовали русские магнаты, простолюдины, духовенство, представители братств, протестанты, архимандрит Киево-Печерского монастыря (сначала за унию, а потом против), а также князь Отрогский и представитель патриарха Киевского. Константинополь, грек Никифор, который не был ни священником, ни епископом, но у которого было письмо, доказывающее, что он был назначен протосинкелом (викарием) и экзархом патриархом Иеремией, опубликованное в 159 г.2 (на момент Брестского собора патриарх Иеремия уже умер). Другой экзарх, епископ Луцкий Терлецкий, встал на сторону унии и участвовал в просоюзном соборе. На антиунии присутствовали представители Александрийского патриарха Кирилла Лукариса, ставшего впоследствии Константинопольским патриархом, а также епископов Львовского и Перемышльского Гедеона Балабана и Михаила Копыстенского. Участники этой встречи только усилили желание архиереев довести дело церковного единства до конца. В их глазах антиунийский собор олицетворял все то, на что они неоднократно указывали как причины неурядиц в Русской церкви: доминирующую роль магнатов в церковных делах, неповиновение братств, вмешательство греков с двусмысленной властью в управление церковью. Киевская митрополия, разрушительное влияние протестантов, в частности антитринитаристов. Антиуниийский собор объявил о лишении архиерейского сана во главе с митрополитом, но статус грека Никифора вызывал сомнения даже у членов собора, поэтому у них возникли сомнения в том, имеет ли он право налагать какие-либо санкции на русские епископы.
Просоюзный совет закончился провозглашением союза и запрещением службы Балабана и Копыстенского. 15 декабря польский король Сигизмунд III признал решение Бреста и объявил решения антисоюзного совета недействительными.
Католическая церковь на момент подписания русинскими епископами Брестской унии уже имела существенно иную экклезиологию, чем думали епископы Киевской митрополии. Если украинско-белорусские епископы верили, что их митрополия вступит в общение с родственной им Римской Церковью, сохранив все ее права и привилегии, то Рим понимал это как возвращение раскольнических епископов в лоно церкви. Рим отверг равенство Киевской и Римской Церкви, а экклезиолог Х. Сарагоса отказал желающим вернуться в лоно спасительной Христовой Церкви в возможности истребования прежних условий (статей Брестской унии) единства. Соответственно, в своей папской булле Magnus Dominus папа Климент VIII не упоминает ни о Киевской митрополии, ни о синодальном решении епископата митрополии об унии с Римом.
Постбрестская эпоха
После смерти митрополита Михаила Рахозы митрополичий престол занял Ипатий Потий. Для последнего уния с Римом не была чем-то противоречащим традициям Киевской Церкви, и в своих исторических исследованиях он показал, что стремление Русинского епископата к единству между Киевской Церковью и Римом присутствовало всегда. В частности, он публикует письмо митрополита Мисаила от 1476 г. Польское правительство, в свою очередь, не дало определенного ответа на споры, возникшие в связи с Брестской унией. Понимая, что некоторые люди (а именно секретность работы епископов (по отношению к верующим) по унии стала одним из слабых мест унии с Римом) и дворянство не поддержали унию, светские власти пошли на не хочу раздражать ни одну из сторон. В 1607 году сейм утвердил статут о братствах, а король Сигизмунд III подтвердил, что все ордена и имущество Русинской церкви будут дарованы только представителям «древнегреческой религии», не уточняя, кого он имеет в виду: униатов или разъединителей.
После смерти Ипатия Потия в 1613 г. Киевскую митрополию возглавил Иосиф-Вельямин Руцкий (1574-1637). Среди основных своих задач Руцкий стремился поднять образовательный уровень духовенства путем реформирования монастырей, что он и сделал в 1617 г. Суть реформы заключалась в объединении всех монастырей в одну структуру (как в западных орденах) во главе с прото -архимандрит.