Во сколько полетел гагарин в космос: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Викторина «Юрий Гагарин» (с ответами)

Вступительное слово к викторине
Стремление человека преодолеть земное притяжение, познать неведомые космические дали, побывать в гостях у звёзд появилось давно. Даже древние люди, глядя на полёт птиц, движущихся в сторону Солнца, заворожено наблюдали за происходящим, и мечтали отправиться вслед за ними.

Первым человеком, нарушившим покой безграничной Вселенной, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Навсегда это имя золотыми буквами вписано в историю развития человечества.

Викторина «Юрий Гагарин» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.

1. Какое название имела ракета-носитель, которая должна была впервые в истории человечества вывести в космос корабль с человеком на борту?
«Восток» +
«Восход»
«Веста»

2. Кто был дублёром Гагарина?
Герман Титов +
Павел Попович
Андриян Николаев

3. В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полёта в космос?
Младший лейтенант
Старший лейтенант +
Майор

4. Сколько времени было на часах, когда включился двигатель ракеты на старте?
9 часов 7 минут по московскому времени +
12 часов 00 минут по московскому времени
06 часов 00 минут по московскому времени

5. Какая часть полёта более всего беспокоила конструкторов?
Перемещение по орбите
Взлёт
Посадка (наиболее опасная часть полета) +

6. Что представлял собой завтрак первого космонавта Гагарина перед полётом?
Каша, булочка, кофе
Зерновые хлопья, хлеб, молоко
Завтрак из туб: мясное пюре, черносмородиновый джем, кофе +

7. Сколько времени провёл Гагарин на околоземной орбите?
3 часа 00 минут
1 час 48 минут +
5 часов 53 минуты

8. Погода перед взлётом:
Благоприятствовала полёту +
Не благоприятствовала: был сильный туман
Допускала взлёт: мокрый снег шёл небольшой

9. В каком океане работало научно-исследовательское судно под названием «Космонавт Юрий Гагарин»?
В Тихом океане
В Индийском океане
В Атлантическом океане? +

10. Как правильно называется сорт гладиолусов?
Улыбка Гагарина +
Привет Гагарина
Полёт Гагарина

11. Какую песню напевал Гагарин во время приземления?
Ответ:
«Родина слышит,
Родина знает,
Где в облаках
Её сын пролетает…»

12. Кто обучал Гагарина в предполётной подготовке сложным прыжкам с парашютом?
Ответ: Парашютист-инструктор Центра подготовки космонавтов, полковник ВВС Николай Константинович Никитин

13. Когда родился Юрий Алексеевич Гагарин?
Ответ: 9 марта 1934 года

14. Когда состоялся исторический старт корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту?
Ответ: 12 апреля 1961 года.

15. Что сказал Гагарин, когда корабль «Восток» стартовал?
Ответ: он сказал — «Поехали!»

Составитель викторины: Ирис Ревю

Рубрика: Викторины

Метки: викторины Ирис Ревю, викторины с ответами, Гагарин, космос
Постоянная ссылка

Обратная сторона первого полёта

Всему миру известна дата 12 апреля 1961 года, когда лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый полёт в космос. Он провёл в космическом пространстве 108 минут и вернулся на Землю героем. Об этом прорыве для всего человечества нам рассказывают в школе на уроках истории, каждый год Гагарину посвящают передачи, документальные фильмы, книги.

Но, как и любого явления, у первого полёта была и своя обратная сторона. С какими техническими трудностями и рисками столкнулся первый человек на орбите? Что могло пойти не так и почему? Получилось ли справиться с нештатными ситуациями на борту корабля?

Об этом — в статье студенческого медиацентра E-NOTE.

Во-первых, кто если не Гагарин?

Юрий Гагарин был не единственным претендентом на полёт, изначально кандидатов было 20. Из них отобрали шестерых: Ю. А Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович. Все шестеро успешно прошли испытания в январе 1961 года. Но как выбрать из шести достойных лётчиков того, кто навсегда войдёт в историю человечества? Главным соперником Юрия Гагарина был Герман Титов, выпускник Сталинградского военного авиационного училища, лётчик-истребитель. Именно он стал дублёром Гагарина. Титов был выносливым, сильным физически и духовно и обладал необходимым опытом. Он идеально подходил и по техническим параметрам. Но очерёдность, в какой лётчики отправятся в космос, комиссия утвердила именно такую: Гагарин, Титов, Нелюбов (он, кстати, в космос так и не полетел), Николаев, Быковский, Попович.

Почему Титов не стал первым космонавтом? Юрий Гагарин в своей книге «Дорога в космос» писал: «Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного». Действительно, Герман Титов 6 августа 1961 года совершил полёт в космос продолжительностью 25 часов 18 минут. Герман Титов стал вторым человеком в космосе, но первым человеком, который провёл там более суток.

Непредвиденные ситуации на борту

На самом деле было не исключено, что Юрий Гагарин летит в один конец. Во время первого полёта человека в космос произошло около десятка нештатных ситуаций, но ни одна из них не стала фатальной и не повлияла на успешный исход.

Не закрылся люк

После посадки Юрия Гагарина в корабль «Восток», утром 12 апреля 1961 года, было обнаружено, что один из трёх контактов посадочного люка не замкнулся. Состояние данного контакта было критически важным: именно благодаря ему на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.

Слишком высокий полёт

При запуске выведение корабля на орбиту проходило в штатном режиме, но один из приборов сломался, и команда на выключение двигателя центрального блока ракеты не прошла. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчётной скорости на 22 м/с. В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчётной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) на 85 км выше, чем планировалось. «Восток» должен был оказаться на орбите с параметрами 182,5 км в перигее на 217 км в апогее, но её параметры составили 175 на 302 км. Штатная орбита была рассчитана так, чтобы корабль мог вернуться на Землю за счёт трения об атмосферу примерно за четверо суток, если не сработает тормозная двигательная установка. На достигнутой орбите корабль мог находиться до месяца, в то время как системы жизнеобеспечения «Востока» были рассчитаны максимум на 10 суток. Если бы не сработала тормозная двигательная установка, первый космонавт бы погиб.

Экстремальный спуск

Во время спуска корабль пошёл по более пологой траектории, чем было рассчитано. Это произошло потому, что тормозная двигательная установка потеряла часть топлива из-за неполного закрытия обратного клапана наддува бака горючего. Так скорость корабля «Восток-1» удалось снизить лишь на 132 м/с, а не на 136 м/с, как было запланировано. Корабль был раскручен до значительной угловой скорости, затем долго не происходило отделение приборного отсека. «Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То Африку вижу, то горизонт, то небо…», — вспоминал потом Гагарин.

Сильные перегрузки

Первый космонавт во время спуска корабля испытал огромные перегрузки — такие, от которых вполне мог потерять сознание. Юрий Гагарин вспоминал: «Был такой момент, примерно секунды 2–3, когда у меня начали „расплываться“ показания на приборах. В глазах стало немного сереть», — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идёт к потере сознания. Гагарин смог выдержать и это испытание.

Незапланированное приземление

Приземлиться Гагарин должен был в Хвалынском районе Саратовской области. Однако из-за неполадок, описанных выше, Гагарин не долетел до обозначенной точки посадки 180 километров. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, космонавт увидел не запланированную для посадки местность. «Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», — вспоминал Гагарин.

Без воздуха

Гагарин спускался на Землю в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы можно было дышать атмосферным воздухом, но открывающий трос затерялся в складках одежды. Из-за этого Гагарин шесть минут не мог достать клапан и только с помощью демаскирующей оболочки и зеркала вытащил трос и смог открыть клапан.

На двух парашютах

После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Такое было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Гагарин вспоминает: «Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Спустя какое-то время раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах…».

Без лодки и пистолета

Носимый аварийный запас (НАЗ) — 30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания, включая надувную лодку — должна была спускаться под ногами космонавта, прикреплённая длинной стропой к скафандру. Но во время спуска НАЗ выпал.

«Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, НАЗ пошёл вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан», — вспоминал Гагарин. К счастью, потеря тридцати килограммов груза сделала космонавта легче, и его отнесло от берега.

Несмотря на все трудности первого полёта, посадка Юрия Гагарина была мягкой. Советский космонавт прилетел из космоса и попал в Саратовскую область, а заодно и на страницы истории.

Мы по праву можем гордиться тем, что наши соотечественники первыми во всём мире сделали полёт человека в космос возможным, и верить, что сфера ракетостроения и космонавтики в нашей стране будет развиваться и не стоять на месте.

Юрий Гагарин погиб при падении испытательного самолета

28 марта 1968

НЕОБЫЧНИК

Ассошиэйтед Пресс

МОСКВА, Четверг, 28 марта. Юрий Гагарин, первый в мире человек в космосе, погиб вчера в результате авиакатастрофы, сообщило сегодня Московское радио.

В сообщении говорится, что авария произошла во время тренировочного полета, в результате чего погиб полковник Владимир Серегин, которого называют начальником отряда. Обе жертвы будут похоронены в Кремлевской стене, говорится в сообщении радио. По радио сказал космонавт,
которому было 34 года, погиб при испытании нового самолета.

В официальном сообщении ТАСС, советского агентства печати, говорилось:

«Здесь официально объявлено, что Герой Советского Союза Юрий Гагарин, первый в мире космонавт, погиб во время авиакатастрофы».

Полковник Гагарин совершил первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года, один виток продолжительностью 108 минут.

ТАСС сообщило, что сообщение о смерти полковника Гагарина было сделано Центральным комитетом Коммунистической партии, Президиумом Верховного Совета (парламента) и Советом министров СССР.


От неизвестности к славе

До утра 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин был известен не больше, чем любой из других 1200 или около того Гагариных, живших в Подмосковье.

Но тем утром Юрий Гагарин, которому тогда было 27 лет, сидел в тесноте в кабине космического корабля «Восток», когда он был запущен с площадки Байконур в Казахстане.

В 9:07 капсула вышла на орбиту вокруг Земли, и Юрий Гагарин стал первым в мире человеком в космосе. Его полет стал для русских эпохальным научно-техническим достижением.

И в Советском Союзе, и на Западе осознавали, что космонавт Гагарин начал новую главу в истории, в которой человек осмелился переступить порог вселенной.


Откат для США

Полет Гагарина стал ударом для тех, кто участвовал в этой космической программе Соединенных Штатов, а также политической и дипломатической неудачей, факт, подчеркнутый тем, что Советский Союз трубил об этом подвиге как о свидетельстве «гениальности советского народа».
и могучая сила социализма».

Ранее неизвестный летчик-испытатель превратился в международного героя. В его честь были названы улицы во многих советских городах, установлены памятники, а правительственные чиновники прикололи к его гимнастерке медали. Премьер Никита Хрущев публично задушил его
поцелуями, сравнил его с Христофором Колумбом и назвал Героем Советского Союза.

Юрий Гагарин был довольно тихим человеком, чуть ли не чересчур мягким. У него были умные темные глаза и густые брови. Лоб у него был широкий, нос курносый, и знавшие его люди говорили, что он имел вид и манеры «типичного москвича».

Он родился 9 марта1934 г. в колхозе под Гжатском Смоленской области, примерно в 100 верстах от Москвы. Его отец, Алексей, был плотником, а мать, Анна, работала в поле.

Имя Гагарин, которое происходит от русского слова «дикая утка», принадлежало древнему княжескому роду, владевшему обширными поместьями в районе Смоленска до большевистской революции. Но космонавт гневно отрицал какую-либо связь с этим.
аристократический род.


На пути захватчиков

Первые семь лет жизни мальчик мирно провел в колхозе, но мир был нарушен, когда немцы напали на Россию в июне 1941 года. Гжатск находился прямо на историческом пути вторжения в Москву, и к концу сентября
Немецкие танки захватили его.

Считается, что старший Гагарин ушел в армию, а его жена и трое детей бежали на восток, опережая нацистов. Семья вернулась в Гацк из уральской ссылки, когда война закончилась, и Юрия отправили в ремесленное училище в одном из московских
пригород.

Мальчик влюбился в самолеты и в течение пяти лет ходил на все авиашоу, проводившиеся в соседнем Тушино. Он с отличием окончил ремесленное училище и, работая формовщиком, посещал вечернюю школу для рабочих и закончил
учеба в средней школе. Учась на техникуме в Саратове, он научился летать в местном аэроклубе.


Встретил жену в школе

В 1957 году полковник Гагарин окончил кадетское училище ВВС в Оренбурге, где познакомился со своей женой Валентиной, выпускницей Оренбургского медицинского училища. Вскоре после женитьбы он начал службу летчиком-истребителем.

В звании старшего лейтенанта он попал в первую группу летчиков, готовившихся к полетам в космос. Накануне полета на «Восток» он получил звание майора, а на момент смерти был полным полковником. После своего великого прыжка в космос он не
совершить второй космический полет, но известно, что он сыграл важную роль в подготовке пилотов к будущим полетам.

Космический корабль полковника Гагарина представлял собой ракетный пятитонный спутник. После набора первой космической скорости и отделения последней ступени ракеты-носителя космический корабль вышел в свободный полет, совершив лишь один облет Земли.

Корабль совершил путешествие в 89 г..1 минуты, а затем благополучно вернулся на землю после общего времени полета 108 минут. Космонавт успел спастись до того, как капсула упала на землю на пустырях Байконура.

После этого полета и российские, и американские астронавты добились больших успехов, в том числе многопилотных многоорбитальных полетов. Но полет Гагарина был первым полетом человека в космос, и история запомнит его этим.

Его героизму аплодировали во время международного турне, и он поднялся в рядах Коммунистической партии, в которую вступил в 1949 году. Полковник Гагарин был председателем Общества советско-кубинской дружбы и делегатом 22-го съезда Коммунистической партии.
Партия. С 1962 года он был депутатом Верховного Совета.

У него остались жена и две дочери.

Полет Гагарина и холодная война

Полет Юрия Гагарина 50 лет назад остается главным достижением русского воображения. (кредит: РКК «Энергия»)

Тейлор Динерман

Понедельник, 11 апреля 2011 г.

Отправка первого человека в космос была одной из величайших побед СССР над США в холодной войне, а может быть, и величайшей. По сей день Россия празднует это достижение. Память о триумфальном полете Гагарина — одна из важнейших причин, по которой Россия, несмотря на все свои экономические, политические и демографические проблемы, сохраняет национальную приверженность освоению пилотируемого космоса. Нации, как и люди, предпочитают помнить свои успехи, а не неудачи. Для России первые полеты на орбиту с 1957 по 1961 год по сей день являются ярким воспоминанием о том времени, когда они побеждали американцев.

То, что русские называют «космонавтикой», до сих пор занимает важное место в их национальном воображении.

Помимо разгрома армий вторжения Наполеона и Гитлера, разгром США в космосе — одна из немногих однозначно и бесспорно положительных вещей, которыми может похвастаться российское правительство. Российские личности внесли фантастический вклад в такие области, как музыка и литература, но чаще всего они делали это либо без государственной поддержки, либо в прямом противодействии государству. Запуски спутников и Гагарина были осуществлены российским государством. Как победы России над революционной Францией и нацистской Германией были военными победами, так и спутник и Гаргарин были военными победами. Просто это были военные победы нового, ненасильственного характера.

В своих мемуарах 1971 года советский лидер Никита Хрущев писал: «Наш потенциальный враг — наш самый сильный, самый опасный враг — был так далеко от нас, что мы не могли достать его нашей авиацией. Только наращивая ракетно-ядерные силы, мы могли удержать врага от развязывания против нас войны… Но мы были первыми, кто запустил ракеты в космос; мы взорвали самые мощные ядерные устройства; мы совершили эти подвиги первыми, опередив Соединенные Штаты, Англию и Францию». С тех пор, как это было опубликовано, историки стали лучше понимать, что происходило в те годы, но и по сей день основное послание Хрущева, вероятно, принимается большинством россиян, и это именно то, во что люди в Кремле хотят, чтобы их люди верили.

То, что русские называют «космонавтикой», до сих пор занимает важное место в их национальном сознании. Это была одна из вещей, которую они были полны решимости сохранить после распада Советского Союза в 1991 году. Правительство в Москве сделало все возможное, чтобы гарантировать, что навыки, организации и промышленность, которые были ответственны за успех Гагарина, были сохранены в неприкосновенности. важное экономическое и культурное достояние. Российские космические лидеры показали, насколько далеко они готовы зайти, когда в 2001 году они согласились запустить Денниса Тито на орбиту, сделав его первым «космическим туристом».

С тех пор Россия в полной мере воспользовалась советским космическим наследием, чтобы создать прибыльную нишу для себя, запуская коммерческие спутники американского и европейского производства. До сих пор они выдерживали серьезную конкуренцию со стороны ракет-носителей серии Ariane, и хотя еще неизвестно, смогут ли они конкурировать с новыми ракетами SpaceX Falcon, они обязательно попытаются.

В необычном сборнике воспоминаний Бориса Чертока « Ракеты и люди », изданном НАСА под редакцией Асифа Сиддики, объясняется, что «Полет первого человека в космос и успехи советской науки и техники послужили духовному объединению всех социальных слои». Очевидно, что чувство духовного единения все еще существует спустя пятьдесят лет, и это объясняет, почему Россия, что бы ни случилось, намерена оставаться крупной космической державой.

Тем не менее, элементы, которые собрались вместе, чтобы зажечь первую попытку человечества выйти в открытый космос, никуда не исчезли: национальная гордость, научная любознательность, технологические амбиции и желание небольшого числа провидцев создать цивилизацию в других мирах. когда-нибудь снова соберемся.

Креток также пишет: «Я утверждаю, что если бы полет Гагарина 12 апреля 1961 года закончился неудачей, американский астронавт Нил А. Армстронг не приземлился бы на Луну 20 июля 1961 года. 69». Он может быть прав, но, возможно, не так, как он думает. Лунная гонка и пилотируемые космические программы СССР и США не отняли ресурсы, которые в противном случае пошли бы на военные системы. Это, конечно, не в случае США, где космический шаттл, например, пережил попытки отменить его только при администрации Картера, потому что президент был убежден, что он необходим для запуска спутников-шпионов. На протяжении большей части полувека, прошедшего после полета Гагарина, в целом было легче получить финансирование для национальных оборонных программ, чем для НАСА.

Том Вулф, конечно, лучше всего сказал об этом в The Right Stuff : «Космическая гонка» стала судьбоносным испытанием и предзнаменованием всего конфликта холодной войны между «сверхдержавами», Советским Союзом и Соединенными Штатами. Опросы показали, что люди во всем мире смотрели на соревнование именно так, т. е. как на предварительное состязание, доказывающее окончательную и непреодолимую разрушительную силу… Но в эти неосуеверные времена дело дошло до драматизации гораздо большего.