Во что одета баба яга: Баба Яга (чтение и понимание) — uzdevums. Krievu valoda, 9. klase.

Вся правда про Бабу-Ягу — МК


7392

Поделиться

И вот как-то уже под вечер мое дите у меня и спрашивает, мол, кто такая Баба-Яга. Я тут же принял умный вид и приготовился вещать. Вопрос-то легкий! «Баба-Яга — это…» — начал я и остановился. Фиг ее знает, кто она такая! Вредная старуха из лесу? Вроде, нет. В общем, пообещал я ребенку рассказать все про старушку утром, а пока она спала, зарылся я в умные книги и выяснил всю правду про Бабу-Ягу.

 

Жила-была старушка

 

Вот так навскидку: как охарактеризовать Бабу-Ягу? Злобная гадкая старуха, с длинным крючковатым носом, которая сидит в дремучем лесу в грязной и неубранной избушке. Бабуля не прочь перекусить героем сказки и всячески ему напакостить. Старушка также изредка промышляет киднеппингом (детей похищает). В общем, ничего хорошего она не делает. Но так ли это? Если вспомнить все действия бабули, то вдруг оказывается, что она ни одной гадости в своей жизни-то и не совершила.

Давайте по порядку. Живет она в лесу дремучем и темном. Одно это уже отталкивает. Но с другой стороны, какая на фиг разница, кто и где живет? Ну, захотелось ей тут поселиться и все тут.

Идем дальше. С внешностью Яге тоже не повезло. Нос неприятный крючковатый, прически никакой нет — растрепанная ходит, одета плохонько. Неприятно? Конечно. Но, опять же, никакого преступления в этом нет. Яга — женщина свободная и незамужняя, так что может позволить себе ходить как угодно.

Следующее. Верно ли утверждение, что старушка хоть когда-то кого-то слопала? А вот вы вспомните. Ну? Не можете? Правильно. Бабуля многократно пыталась это сделать, но ее всякий раз обводили вокруг пальца, и еда в последний момент ускользала. Ну а за одно желание пообедать судить никто не станет.

Теперь что касается различных пакостей главным героям сказок. Так ведь и их не было! Старуха наоборот не против всем помогать. То клубок волшебный подарит, дорогу указывающий, то совет мудрый даст али мыслишку толковую подкинет. Или коня доброго даст. И потом вспомните, как она Ивана-Царевича принимает. Тут ему и банька будет, и еда прекрасная с десертами заморскими, а после — постель мягкая ждет. А чего еще надо герою после многих дней изнурительного пути? Так что бабуля-то на самом деле вовсе и не злая старуха получается, а вполне приличная женщина.

Позвольте, воскликнет кто-то, а как же случаи похищения детей? Было! Скрывать не будем. Но и тут есть положительный момент. Хоть один ребенок, похищенный Ягой, пропал? Нет! Всех как одного спасли и в родной дом доставили. А Яга хоть и высылала вслед карательную экспедицию под видом гусей-лебедей и себя в ступе, но все равно с носом оставалась. Что, у нее могущества не хватало каких-то детей догнать? Бросьте! Бабуля в волшебных делах оч-чень опытная баба была. Если бы реально захотела догнать — догнала бы.

И вот тут мы с вами пришли к самому главному вопросу: кто такая Баба-Яга на самом деле? Сказочная ли героиня? Выясняется, что вовсе нет!

 

Не старуха, но страж

 

Как выяснилось, Баба-Яга — один из самых древних и по-настоящему мистических героев сказок. Не так проста старушка, как это кажется.

Давайте снова разбираться. Русские народные сказки прочно завязаны на мифы и легенды. Многие герои на проверку оказываются не просто «уморительными старушками и змеями трехголовыми», а символами чего-то. Итак, Баба-Яга, что живет в лесу дремучем. А что за лес-то такой странный? И где он находится? И в любом ли лесу живет своя Баба-Яга? Оказалось — нет.

Темный лес (обязательно дремучий и тем очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным! Или волшебным. Вспомните, ведь настоящие волшебники и чародеи встречаются положительному герою ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после встречи с Бабой-Ягой. То есть только тогда, когда он покидает свой мир и оказывается по другую сторону. В этом случае роль бабули становится понятна — она охранник, страж, который стоит аккурат на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого — нет.

А теперь новый вопрос: а почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вы помните, как звучит ее полный «титул»? Баба-Яга — Костяная нога или в некоторых других вариантах — Золотая Нога. Что там у нее с ногой-то приключилась? Давайте снова разбираться. И придется нам вспомнить некоторые расхожие выражения и поверья.

Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе! Вспомнить хотя бы выражение «Душа ушла в пятки»! У нашей бабули — стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая (вторая нога, по всей видимости, прекрасно функционирует и имеет «частичку души»). Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом. Как оказалось эти предметы — обязательные элементы старославянских церемоний погребения. Именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы умерший не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Да, чуть не упустил еще одну главную деталь. Домик Яги помните? Да-да, тот самый, что на курьих ножках. Это, как выясняется, неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках! Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

 

В путь-дорогу

 

Ох, непроста русская сказка! Ох, мудрена! Мы уже выяснили, что Баба-Яга есть страж на входе в мир мертвых. И сторож она очень хороший. Не всякого она пропустит.

Как видит избушку главный герой? Стоит она к герою задом. И говорит он тут сакральную фразу: «Встань ко мне передом, а к лесу задом!» А собственно, почему избушка так странно стоит? Да потому что дверьми обращена все в то же царство мертвых! Однако герой разворачивает ее и тут же подвергается «допросу» стража: мол, зачем добрый молодец пожаловал? А что герой? А он не промах! Кажется, что он как будто и не слышит вопроса бабки, а гнет свою линию: «Ты сначала напои, накорми, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай». Это что — наглость такая? Молодецкая удаль? Вовсе нет.

Герой прекрасно осознает, куда и зачем идет. Путь его — к мертвецам. А там вовсе не жалуют живых людей, и герою предстоит на время умереть. Он вовсе не хамит бабуле, а показывает, что знает весь ритуал, который предстоит пройти.

В баньке попариться — смыть с тела «русский дух» — запах человека. Помните, как Яга говорит — «Чу, русским духом запахло!». Проще говоря — живым человеком. С таким запахом в загробном мире делать нечего, надо избавляться.

Второй этап — съесть ритуальную пищу, которая позволит ему быть «чужим» для живых и «своим» для мертвых. Кроме того, еда эта даст ему способность и видеть, и говорить в царстве мертвых.

Ну и напоследок, герой просит уложить его спать. Если перевести эту просьбу со сказочного, то получается, что желает он быть похороненным в домике на высоких ножках. Опять-таки для того, чтобы без проблем попасть в мир умерших.

 

А как же обратно

 

Наконец все обряды совершены. Наш герой отправляется к мертвецам-колдунам и совершает там ряд подвигов. И вот тут возникает вопрос: если он теперь «мертвый», то, как он вернется в мир живых? Ведь ни в одной сказке герой не возвращается к Бабе-Яге, которая могла бы провести процедуру в обратном направлении.

А давайте еще раз вспомним сказки. Практически в каждой из них, уже когда Иван-Царевич с победой возвращается домой, на него вдруг налетают враги и убивают! Вот оно! Это очередной ритуал. Потом появляются друзья героя и омывают его сначала «мертвой» водой, а потом «живой». И — оп! — наш герой снова полон сил и энергии, но он уже в мире живых! Идти к Яге нет никакой необходимости.

 

* * *

 

Так что Баба-Яга вовсе не зловредная старуха, как это казалось в детстве, а вполне приличный герой, без которого ни один Иван-Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной. Заметим, что подобные героини встречаются во многих национальных эпосах у разных народов. И везде они символизируют практически одно и тоже — священного стража на грани двух миров.

Подписаться

Авторы:

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Всего один симптом: инфекционист рассказал, как отличить свиной грипп от обычного

    42831

    Томск

    Мария Домрачева

  • Ярославль планируют украсить неудобным остановочным комплексом

    Фото

    20656

    Ярославль

  • Можно ли есть шоколад, покрывшийся белым налетом: однозначный ответ

    8777

    Калмыкия

  • Трифонов день: что категорически нельзя делать 28 декабря

    Фото

    6717

    Крым

    Лана Чайная, фото: crimea. mk.ru

  • Не нужно варить и запекать: как приготовить морковь для салатов за 5 минут

    5794

    Калмыкия

  • 21 декабря – день зимнего солнцестояния: что категорически запрещено делать в это время

    Фото

    4759

    Псков

В регионах:Ещё материалы

Новая скульптура Бабы Яги в Москве: мнение профессионала

Комсомольская правда

Общество

17 мая 2021 17:16

Недавно в столице появилась новая «жительница»: скульптуру самому известному сказочному персонажу – Бабе Яге – установили на Тимирязевской, 17, рядом с Театром Надежды Кадышевой «Золотое кольцо»

Сказочное соседство пришлось жителям по нраву, а с точки зрения мастера композицию оценила профессиональный скульптор и член профессионального союза художников Мила Закатова.

В первую очередь Мила отметила проработанность деталей скульптуры: «Немаловажно, что в ней нет отдельных деталей, которые можно было бы отломать, поэтому композицию можно смело назвать антивандальной. Для меня, как для человека, который устанавливает скульптуры в городах, это важный показатель того, что Баба Яга останется цельной и красивой на протяжении всего своего существования».

Скульптура в Москве

Скульптуры Бабы Яги есть и в других городах: в Екатеринбурге, Уфе, Челябинске, Самаре, да даже в Майами, Лондоне и Дубае! Раньше работу выполнял другой скульптор — Арана Лахошина, однако к ее «видению» было много вопросов и негативного отношения. В этот раз работу доверили другому мастеру, и «столичная» Баба Яга собирает комплименты каждый день. Кстати, только она «одета» в лапти, в то время как на других скульптурах – галоши.

Скульптура в Екатеринбурге

«Наверное, именно московская Баба Яга доведена до совершенства, — отметила скульптор.Обращают внимание на себя такие детали, как цветочки на нижней юбке, красивая линия оборок. Очень хорошо в народном стиле сделаны лапти, и, если сравнивать с остальными скульптурами, лапти все же больше подходят такому персонажу. Выражение лица бабушки очень доброе: кажется, что она смотрит именно на того, кто с ней рядом сидит. Смотрит так, как будто приглашает присоединиться к беседе».

Мила не обошла вниманием и скамью, на которой сидит бабушка. «Должна еще отметить красоту обработки скамьи: она выполнена с очень красивым растительным орнаментом. Смотрится изящно и художественно, видно, что мастер отнесся к своей работе с огромной любовью и вниманием. Очень интересно выполнено патинирование: разная цветность в разных частях скульптуры».

Скульптура в Москве

Композицию можно в каком-то смысле назвать волшебной: есть поверье, что если потереть бабушке нос, исполнится заветное желание. Все, кто об этом слышал, уже натирают нос столичной гостье!

«В общем и целом, впечатление от скульптуры создается очень положительное: мы смотрим на Бабу Ягу здесь не как на злобное существо, а как на добрую бабушку, которая взаимодействует с людьми, приглашает их к общению, может поведать много любопытного и интересного. Я ставлю скульптуре пять баллов из пяти»,заключила скульптор.

Материал предоставлен компанией BY

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Re: Баба Яга | Одеждамонавт

государственным служащим
in Вдохновение для костюмов, Костюмы на Хэллоуин
Теги: Баба Яга, Верни Хэллоуин (Женская история)

Вдохновившись страницей Бабы-Яги на Хэллоуин, я решил сделать костюм Бабы-Яги, чтобы поприветствовать шутников в этот Хэллоуин. (Да, в этом году я работаю в нескольких костюмах :-). Моим первым шагом было узнать больше о Бабе Яге. У меня было некоторое представление о том, кто она такая — русская ведьма, которая жила в доме с куриными ножками, — но я подумал, что посмотрю, есть ли у нее какие-нибудь отличительные черты или реквизит, который я мог бы воспроизвести.

Плохая новость в том, что Бабу-Ягу обычно описывают и изображают как старую русскую крестьянку. Что приводит к моему первому вопросу: каковы основные характеристики русской крестьянской одежды? Хорошей новостью является то, что Интернет в основном существует для того, чтобы отвечать на эти вопросы потребителю.

Ниже представлено изображение костюма русской женщины из Москвы 19 века. Я не стремлюсь быть аутентичным, но я хочу, чтобы мой костюм говорил зрителям «русский».

Крестьянский костюм русской женщины, по-видимому, состоит из блузы, сарафана (платье, похожее на джемпер), юбки и платка или головного убора в виде диадемы.

Блузка-крестьянка :  У меня есть платье в стиле крестьянской блузы, поэтому я собираюсь использовать его как верх и нижнюю юбку. Однако, если у вас нет крестьянской блузки, в наши дни они легко доступны, так что ходите по магазинам в Интернете или в магазине подержанной одежды. Возможно, вы даже сможете приобрести его с вышивкой на руках и/или шее, что будет выглядеть еще более по-русски.

Сарафан : Сарафан представляет собой джемпер или платье, похожее на передник, надеваемое поверх блузки. В летнее время сарафан носят как летнее платье. Этот предмет одежды меня больше всего беспокоил. Интересно, мне придется это шить? Но прочитав описание сарафана Романом К. как по сути юбки А-силуэта на бретелях (в блоге Народный костюм и вышивка) , я поняла, что у меня есть идеальное решение. У меня уже была старая цыганская юбка в индийском стиле с плохим поясом. Все, что мне нужно было сделать, это добавить две лямки и, возможно, немного отделки, и вуаля! Сарафан.

Юбка : У меня уже была пышная юбка от другого костюма. Однако, если вы этого не сделаете, полные крестьянские юбки (стиль метлы, без каламбура) очень популярны в наши дни, и их относительно легко достать. Не беспокойтесь, если он не совпадает. Чем больше конфликтуют фигуры, тем более крестьянским вы будете казаться.

Платок : Я решил пойти с платком, так как Баба Яга обычно носит его. У меня в заначке есть шарф с турецким принтом, но если у вас его нет, выберите что-нибудь с цветами (в идеале с крупными розами из капусты) или выберите однотонный.

В дополнение к основным элементам, перечисленным выше, я хотел добавить несколько собственных штрихов:

Шаль : У меня есть набедренный шарф с бахромой и цветами, который друг заставил меня накинуть на плечи. Бабу-Ягу иногда изображают в короткой свободной куртке, поэтому, если у вас есть такая, вы можете использовать ее.

Ожерелье с черепом : Воспользовавшись советом с веб-сайта Take Back Halloween, я взял гирлянду из черепов, из которой должно получиться красивое ожерелье. Однако, если у вас есть какие-либо украшения с черепами или скелетами, сейчас самое время их достать.

Спичечная хижина Бабы-Яги размещена на Craftster в 2012 году cackle.

Избушка на курьих ножках : Я приветствую идею использовать носки на курьих ножках для костюма Бабы Яги. Однако сам я не хотел идти по этому пути. Подобрал небольшой деревянный скворечник (как ни странно), который я планирую покрасить и добавить куриные ножки, чтобы создать домик для реквизита, который я могу носить с собой в своем горшке для черепа. Не уверен, что успею сделать это к Хэллоуину.

Кашпо с черепом :  У меня есть одна из тех пластиковых чаш-черепов на пьедестале, которые, как я думал, подойдут для ступы Бабы Яги. Нет, он недостаточно большой, чтобы в нем можно было ездить.

Я решил не носить парик. Хотя Баба-Яга обычно изображается в виде старухи, есть истории, в которых она предстает в образе трех сестер — молодой, средних лет и старой. Это также может стать забавным семейным или групповым костюмом.

Нравится:

Нравится Загрузка…

О нас — Баба Яга

Баба Яга принадлежит и управляется семейной командой Лизы и Паломы. Магазин открылся в апреле 2017 года, но мы оба долгое время строили свою мечту.

Расположенный в конце улицы Каледония, в центре города Саусалито, Baba Yaga предлагает тщательно подобранную винтажную одежду, украшения, аксессуары, а также небольшой выбор новых инди-дизайнеров.

Имя Баба Яга было вдохновлено ведьмой из русского фольклора, и мистический мотив отражен в подарочных изделиях, таких как различные карты Таро, созданные художником (как новые, так и старинные), книги, таксидермия и другие талисманы.

«Как женщина, которой скоро исполнится 50, меня вдохновляет то, что я нахожу силу в старении и не позволяю возрасту диктовать, что мне носить. Для меня мода преображает». — Лиза

 

 

Каково ваше прошлое и что вдохновило вас на открытие магазина?

Лиза: Я родилась в конце 60-х и у меня было детство хиппи. Моя мама шила мне одежду, и я ненавидел это — ткани чесались, а одежда всегда казалась слишком тесной в неправильных местах. С самого раннего возраста я очень требовательно относилась к тканям, стилю и посадке одежды.

В старших классах я начал работать в розничной торговле в Nordstrom. Затем, после школы, в 80-х, я устроилась управляющим бутиком элитной одежды в Лос-Анджелесе под названием Ecru. Многие знаменитости делали там покупки, и я действительно получила образование в области высокой моды. Именно тогда действительно зародилась мечта открыть собственный магазин.

После колледжа я начал работать в сфере высоких технологий и отказался от моды. Тем не менее, на протяжении многих лет я по-прежнему проводил много свободного времени, посещая ярмарки винтажной одежды и собирая интересные вещи. Мода продолжала быть моим побочным интересом и страстью.

Палома: С юных лет я экспериментировала с модой и любила самовыражаться таким образом. Я всегда интересовался искусством — иллюстрацией, кино, писательством. Когда я учился на втором курсе в Tam High, мы с мамой решили открыть интернет-магазин винтажной одежды, и именно тогда мы заговорили о сотрудничестве в физическом магазине.

Я закончил Там в 2015 году, провел год в Сиэтле и получил некоторый опыт работы в розничной торговле. Я решила вернуться в Марин в 2016 году и начала заниматься по программе дизайна одежды в Apparel Arts в Окленде, а также поступила в Колледж Марин. Мне казалось, что время для сотрудничества в магазине настало, прежде чем я решу, куда я хочу пойти дальше со своим образованием.

« Я думаю, что вся одежда является унисекс, и я хочу побудить людей экспериментировать и смешать кусочки по-своему.

 

Что вы делаете в магазине?

Лиза : У нас есть как винтажная одежда, так и новая дизайнерская одежда от независимых дизайнеров. Мы определяем винтаж как одежду, которой не менее 20 лет (1990-е годы и старше). Мы не комиссионный магазин — мы получаем много вопросов по этому поводу! Отличие нашего магазина от большинства винтажных магазинов в том, что мы лично отбираем для них каждую вещь.

Я являюсь основным покупателем, но по возможности стараюсь получить мнение Паломы о большей части того, что покупаю. Старинные вещи мы покупаем повсюду. Мы ходим на антикварные ярмарки, ищем предметы в Интернете, покупаем вещи у других продавцов винтажной одежды или у частных лиц. Я также довольно много путешествую, и в каждом городе, который я посещаю, я проверяю всех продавцов винтажных вещей — даже на международном уровне.

Для новых моделей мы обычно делаем упор на модели унисекс — простые комбинезоны или трикотаж, которые может носить каждый. Я стараюсь искать международных дизайнеров или небольших дизайнеров из Индии, которых нет в других магазинах на Западном побережье или даже в США.

Палома: В округе Марин в основном есть комиссионные магазины, основанные на комиссионных и пожертвованиях. Эти места прекрасны, и в них может быть немного винтажа, но вам нужно перерыть все, чтобы найти эти предметы, и никогда нет гарантии, что вы найдете то, что ищете. Кроме того, вам, скорее всего, придется стирать, ремонтировать или подгонять то, что вы сможете найти. В Baba Yaga мы предлагаем бутик с прекрасно подобранными, уникальными винтажными вещами, выстиранными, отремонтированными и готовыми к ношению.

Как бы вы описали свою эстетику?

Лиза:  Наши стили довольно разные, хотя и есть некоторые совпадения. Палому больше привлекают вещи 80-х — яркие цвета мака, квадратные формы, андрогинные образы. Меня больше привлекают 70-е, богемные и интернациональные произведения. Мы оба любим комбинезоны! Я бы назвал нашу объединенную эстетику «современной богемной».

Палома: Я люблю вещи с уникальными принтами, которые можно легко носить в более современном контексте. Я думаю, что вся одежда унисекс, и я хочу побудить людей экспериментировать и смешивать вещи по-своему.