Содержание
Ивана Купала. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии
Ивана Купала
Народное название праздника в память о Рождестве святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господнего. Отмечается церковью 7 июля (24 июня по старому календарю). В народном календаре этот день значим как день летнего солнцестояния. У славян праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя был приурочен к языческому празднику Купалы. Народ объединил праздники Ивана Купалы (Купайлы, Купала), Агриппины купальницы и Петров день (день памяти святых Петра и Павла) в единый цикл летних праздников.
День Ивана Купалы считался самым долгим днем года. Народ приписывал в это день особенную силу всем природным стихиям – воде, огню, земле, а также растительности. День Ивана Купалы – время многочисленных обрядов и ритуалов с использованием охранных, очистительных и продукционных свойств растений и природных стихий: зажигались купальские огни, происходили массовые купания в водоемах, обливания водой, почитание земли, сбор лечебных трав и зелья. Основные ритуалы происходили в ночь с 6 на 7 июля. В ночь накануне Ивана Купалы вблизи водоемов зажигали костры, добывая живой огонь (трением дерева). Прыгали через огонь, очищаясь, защищаясь от болезней. Девушки и юноши прыгали парами (с тем, кто нравился), стараясь не расцепить рук. Потом купались в реке, обливались, очищаясь водой. Огонь и вода с древних времен считались первоосновой Вселенной.
Для праздника рубили деревцо – «купало», которое украшали лентами, ягодами. Вокруг него девушки водили хороводы, а юноши в шутку старались его отобрать. И девушки и юноши пели шутливые и лирические купальские песни. В конце «купало» ломали и бросали в воду. Ветки из деревца забирали домой на грядки или под кровлю избы («в стриху») – на урожай. Еще делали чучело – «морену» («марену») – символ злых сил, которое топили в воде. Девушки ворожили о суженых на венках, пуская их по течению. Смельчаки шли в купальскую ночь в лес на поиски цвета папоротника. Девушки утром на Ивана Купалу умывались целебной росой на красоту, а знахари до восхода солнца собирали целебные травы.
Купальская ночь считалась опасной потому, что якобы нечисть приобретала в это время особенную силу. Девушки и юноши носили с собой чеснок, который считался первым оберегом от русалок и других представителей нечистой силы.
Народные поверья и приметы:
Ивановы дожди на вес золота.
Сильна роса на Ивана – огурцы родятся, звездная ночь – грибов будет много.
Дождь до Ивана – хлеб во дворе, дождь после Ивана – хлеб со двора.
Пройти до солнца на Ивана два покоса – ходить не будешь босой.
Если до Ивана просо в ложку, то буде и в ложке.
Если до Ивана рожь не заколосилась – на плохой урожай.
На Иванов день колосок – на Ильин день колобок.
Пчела жужжит: «Корми меня до Ивана – сделаю из тебя пана».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3.
5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича
3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича
Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его
Купала
Купала
Главный персонаж праздника летнего солнцестояния, происходившего в ночь с 23 на 24 июня.По-видимому, в этот день древние славяне отмечали праздник солнечного божества. Праздник Купалы был также связан с почитанием огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла
Иван Купала
Иван Купала
Главный летний праздник народного сельскохозяйственного календаря, отмечался 24 июня. В христианской традиции в этот день также празднуется рождество Иоанна Предтечи. Совершаемые накануне и в день Ивана Купалы обряды связаны с оберегающей магией и
43. Купала, Купало
43. Купала, Купало
Детний бог, по Густинской летописи: «Пятый (идол) Купало, якоже мню, бяше богъ обилiя, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обилiе благодаренie принишаху въ то время, егда имяше настати жатва». В ППЯ «О идолах Владимировых» — «бог плодов земных».Получил
Иван Купала
Иван Купала
В настоящее время от языческих празднеств осталось одно только название, но и на пространстве целых тысячелетий народ все-таки сумел сохранить тот дух купальных празднеств и то веселье, которые были свойственны и языческой эпохе. Так, в песнях, которые
6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов
6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов
Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной
XXX. ИВАН КУПАЛА
XXX. ИВАН КУПАЛА
Изучая народные купальские песни, польские историки XVII века вывели скороспелое заключение о существовании какого-то особого славянского бога Купалы. Но дальнейшие исследования ученых показали, что заключение это основано на простом искажении некоторых
Иоанн Креститель – Иван Купала
Иоанн Креститель – Иван Купала
А.И. Немировский соотносит упоминаемого у Вергилия вождя Купавона со славянским Купалой. Понятна и дальнейшая идентификация А.Е. Наговицыным Вергилиевского Купавона как этрусского божества. Однако же вывода об идентичности с Иоанном
Купала
Купала
«В обряде Купайла придержалась до нашего времени целая языческая служба богам» (И. Нечуй-Левицкий).
Божество древних славян, о котором есть свидетельства в летописях, записях арабских, германских, польских, византийских авторов. Это бог земных плодов, урожая,
Как провести праздник Ивана Купала: история и народные традиции
Иванов день — один из главных праздников языческих славян. А ночь перед ним наполнена огромным количеством мистерий, традиций и весёлых игр. Как празднуют Ивана Купала сейчас? И как развивался этот праздник с течением времени? Окунёмся в историю и таинственную атмосферу летней ночи.
Содержание
1 История праздника Ивана Купала
2 Как провести Иванов день в согласии с традициями
3 Видео: купальские гулянья
История праздника Ивана Купала
Многие народы праздновали солнцестояния до появления крупных мировых религий. Восточные славяне не были исключением — они устраивали пляски и гадания в ночь перед самым длинным днём в году.
Иванов день получил своё окончательное название только после пришествия христианства. Под «Иваном» подразумевается Иоанн Креститель — именно его рождение 7 июля празднуют христиане. А слово «Купала» указывает на его действие — «купать», ведь во время крещения людей окунали в водоём для ритуального очищения.
Из-за недоразумения богословы какое-то время считали, что «Купала» — это некое языческое божество. Дело в том, что на Иванов день славяне продолжали следовать языческим обрядам, а потому священники были уверены, что здесь замешана какая-то бесовщина и политеизм. На самом же деле бога по имени Купала в славянской традиции нет.
Церковь долгое время боролась с празднованием Ивана Купалы, ведь этот день (и предшествующая ему ночь) связаны с огромным количеством языческих поверий и традиций — чего стоит хотя бы то, что Иванов день изначально был привязан к летнему солнцестоянию. Несколько веков церковники выпускали правила и комментарии, выступали с речами и всячески запрещали ночные увеселения, но всё же праздник выжил.
Современная православная церковь по-прежнему выступает против празднования Купалы. В 2013 году по просьбе РПЦ даже было запрещено проводить купальские обряды в Воронежской области.
Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.
Ночь на Ивана Купалу — популярный сюжет у русских живописцев
Как провести Иванов день в согласии с традициями
Празднование Иванова дня начинается вечером 6 июля. Заканчивается праздник вечером 7 июля. Все обряды принято проводить после захода солнца — в ночь на Ивана Купалу нельзя спать, ведь считается, что вся нечисть выходит из своих тёмных закоулков и ищет, кому бы навредить.
Главная традиция на Ивана Купалу — это, конечно же, купание. К началу июля небольшие водоёмы уже хорошо прогреваются, и люди по всей России с радостью прыгают в ночные воды. Плавать можно в озёрах, речках, морях. Купание в Иванову ночь имеет ритуальное значение — это омовение, очищение, освобождение от всего лишнего и ненужного. Считается, что именно на Ивана Купалу воды обретают целительную силу, поэтому тот, кто искупается в эту ночь, не будет знать болезней целый год.
Если у вас рядом нет водоёма, то отправляйтесь в баню, сауну или просто поплещитесь в ванной.
Вода в Иванов день якобы очищается от водяных, леших и прочей нечисти
Не меньшее значение имеют костры. В ночь на Ивана Купалу принято выходить в поле, разжигать костёр и прыгать через него. Ритуальный смысл этого действия такой же, как и у омовения — очищение. Вы наверняка слышали о мистической очистительной силе огня — именно к ней прибегают славяне, когда перепрыгивают через костёр.
Ярко горящий в ночи костёр — один из главных символов этого летнего праздника
Есть и другие обряды, связанные с костром. Матери снимали с больных детей пелёнки, сорочки и другие вещи, а затем сжигали в чистом поле. Считалось, что это сделает ребёнка здоровым и сильным, отгонит от него все невзгоды. А те, кто содержит скотину, должны были провести её между двумя купальскими кострами. Считается, что это придаёт животным жизненную силу, плодовитость и покладистость.
Чтобы отпраздновать ещё один поворот колеса года, люди поджигают деревянные колёса и, подгоняя их палкой, спускают их вниз с холма. Колесо в этом обряде символизирует солнце.
Конечно, колесо эффектнее всего выглядит ночью
Видео: купальские гулянья
Иванов день — это яркий летний праздник, который, несмотря на все усилия церкви, продолжают справлять во всех уголках России и ближнего зарубежья.
- Автор: Ира Шестакова
- Распечатать
Оцените статью:
(2 голоса, среднее: 3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Plik:Ivankupala.jpg — Wikiźródła, wolna biblioteka
Z Wikiźródeł, wolnej biblioteki
- Plik
- История плику
- Локальное wykorzystanie pliku
- Globalne wykorzystanie pliku
Разрешение экрана – 800 × 426 пикселей. Внутреннее разрешение: 320 × 170 пикселей | 640 × 340 пикселей | 1000 × 532 пикселей.
Rozmiar pierwotny (1000 × 532 пикселей, размер изображения: 115 КБ, тип MIME: image/jpeg)
Описание
Лицензия
Plik jest wierną reprodukcją fotograficzną dwuwymiarowego utworu, znajdującego się w domenie publicznej z nestępującego powodu:
https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/PDMCreative Commons Public Domain Mark 1.0falsefalse Zgodnie z oficjalnym oswiadczeniem Wikimedia Foundation wierne reprodukcje dwuwymiarowych utworów z domeny publicznej są w domenie publicznej, zajmowanie przeciwnego stanowiska godzi w samą ideę domeny publicznej (więcej w: Commons: When to use the PD-Art tag). |
Первоначальный запрос przesyłania
Первоначальная строка описания была тут. Wszystkie poniższe nazwy użytkowników odwołują się do en.wikipedia.
- 23.06.2006 10:06 Гирландайо 860×476× (21917 байт) Генрих Семирадский (1845-1902). »Ночь накануне [[Ивана Купалы]]» (1880-е гг.). Источник. plik wyglądał w tym czasie.
Data i czas Miniatura Wymiary Użytkownik Opis aktualny 16:05, 29 mar 2020 1000 × 532 (115 KB) Kawaart Better quality 17:03, 16 cze 2008 860 × 476 (21 КБ) VIGNERON {{Информация о 8 Ночи Ивана 8 на Е. Холст, масло |Источник=из en.wiki, из http://www.abcgallery.com/S/semiradsky/semiradsky7.html |Дата= ~1880 |Автор=Генрик Гектор Семирадский (1845-1919)02). |Permission= |other_ver Понижняя строка korzysta z tego pliku:
- W noc czerwcową
Globalne wykorzystanie pliku
Ten plik jest wykorzystywany także w innych projektach wiki:
- Wykorzystanie na af. wikipedia.org
- Нок Купалы
- Wykorzystanie на ar.wikipedia.org
- هنريك سيميردزكي
- Wykorzystanie на be.wikipedia.org
- Языкіцтва
- Купалле
- Славянская міфалогія
- Беларуский фальклор
- Wykorzystanie на be.wikisource.org
- У купальскую ночь
- Wykorzystanie na ca.wikipedia.org
- Фольклор рус
- Wykorzystanie na de.wikipedia.org
- Полен
- Хенрик Семирадский
- Иван-Купала-Таг
- Wykorzystanie na en.wikipedia.org
- Иванов день
- Купальская ночь
- Хенрик Семирадский
- Портал:Украина/Новости Украины/Архив
- Фольклор России
- Пользователь: Xophist/s8
- Wykorzystanie на es.wikipedia.org
- Ночь Ивана Купалы
- Хенрик Семирадский
- Wykorzystanie na fa. wikipedia.org
- ایوان کوپالا
- هنریک شمیراتسکی
- Wykorzystanie на fr.wikipedia.org
- Wikipédia:Le Bistro/21 июня 2008
- Википедия:Бистро/Галерея/2008
- Купала (праздник)
- Википедия:Бистро/Галерея/Июнь
- Wykorzystanie na gl.wikipedia.org
- Нойте-де-Сан-Хоан
- Wykorzystanie на he.wikipedia.org
- אמצע הקיץ
- Wykorzystanie на hr.wikipedia.org
- Земля снова (фестиваль)
- Выживание на hy.wikipedia.org
- Իվան Կուպալա
- Wykorzystanie na it.wikipedia.org
- Нодфир
- Иван Купала (праздник)
- Хенрик Семирадский
- Wykorzystanie на ja.wikipedia.org
- 焚き火
- 夏至祭
- Wykorzystanie na lt.wikipedia.org
- Купальская
- Выход на мл.wikipedia.org
- മിഡ്സമ്മർ
- കുപാല രാത്രി
- Выход на ms. wikipedia.org
- Малам Купала
- Wykorzystanie na no.wikipedia.org
- Иван Купала
- Хенрик Семирадский
- Wykorzystanie na pl.wikipedia.org
- Хенрик Семирадский
- Нок Купалы
- Пень Свентоянска о Соботце
- Wykorzystanie na pl.wikinews.org
- 10.06.2009: Нок Купалы 2009 в Польше
- Wykorzystanie na pl.wikiquote.org
- Нок Купалы
- Wykorzystanie na pt.wikipedia.org
- Феста Юнина
- Ивана Купала
- Хенрик Семирадский
- Wykorzystanie на ro.wikipedia.org
- Фольклорул Русей
- Выживание на ru.wikipedia.org
- Иван Купала
Pokaż listę globalnego wykorzystania tego pliku.
Русьяда Иван Купала геленеги
Русьяда Иван Купала геленеги
Юзийллардыр варлыгини
sürdüren ilginç Rus geleneklerinden biri de yaz gündönümü kutlaması.
Масленица насыл бир кыштан чикыш байрамы исе Иван Купала да яза гечиш
байрамы.Bu gelenek özünde bir
Pagan geleneği olmasına rağmen güçlü yerleşik etkisi nedeniyle 10. yüzyılda Hristiyanlığın
kabulü sonrasında da varlığını sürdürmüş. Христианлыгын бенимсенмесине
kadar yalnızca Kupala olan isim daha sonra Иван Купала olarak değişmiş.
«Купала» нін бир арая гельме вейя йиканма, арымма анламларина гелен бир
kelimeden türetilmiş olabileceği sanılıyor.Eski kültürlerde
мевсимсел гюн дёнюмлери, гедже, гюндюз, ай, гюнеш, йылдыз гиби симгелер геленексель
ritüellerin ana unsurları olabilmiştir. İnsanların güvenlik, anlamlandırma,
şifa arayışı, bereket beklentisi gibi konular doğa güçleri ve olayları ile
илишкилендирилмиштир.Купальская инанишина горы яз
gündönümünü simgeleyen bu özel gecede olağanüstü güçlerin etkisi söz konusu
олмактадыр. Bu güçler kendisini ateş, su ve otlar üzerinden gösterebilmektedir.
Bu nedenle arınma amaçlı suya girme, ateş yakıp üstünden
Атлама, Айрыка Гедже Боюнджа Шифали Отлар Топлама Бу Ритуэлин Темелини
олуштурмактадыр.Su birçok kültürde bolluğun,
bereketin, hayatın, temizliğin, saflığın ve arınmanın sembolüdür. Ateş eski kültürlerde
koruyucu, temizleyici, insanları birleştirici, duman ve yiyeceklerin kokusuyla
haber verici anlamlarını gündeme getirmiştir. Bitkiler ise özleriyle bu dünyaya
ait besleyici, şifa verici özellikleri taşıyan, renk ve şekilleriyle dünyayı
güzelleştiren unsurlardır.Иван Купала gecesi
toplanan otların her zamankinden şifalı ve koruyucu olduğuna inanılmıştır. Озель
bir güce ve öneme sahip olduğuna inanılan bitki ise eğrelti otudur. Бу биткинин
yalnızca bu özel gecede açtığına inanılan çiçeğini toplayıp saklayan kişiye bazı
Yetenekler ve koruma sağladığına inanılmıştır. Bu nedenle gece boyunca bilgili ve tecrübeli insanlar
ve özellikle köy şifacıları şifalı kökleri ve otları toplamıştır.İnanış kapsamında Kupala gecesi köylerde ateşler
yakılıyor, herkes bir araya geliyor, şarkılar söylüyordu. Генч кызлар отлар ве
çiçeklerden çelenkler hazırlıyordu. Бу Челенклер Акшам Вактинде Суя Биракыларак
ilerleyişleri izleniyordu. İnanışa gore batan çelenk aşkın sonu ve düğün
olmaması anlamına geliyordu.Başka bir unsur ise arınma amaçlı suya girmekti. Энемли
anın şafak vakti olduğu düşünülüyordu. Айрыка Аннелер, hasta çocuklarının
gömleklerini şifa umarak yıkıyorlardı.Bugünkü uygulamasında ateşin ortasında bir direğe monte
Эдилен Янан Текерлек Гюнеши ве doğurganlığı символизирует etmektedir. Ateşin üzerinden atlandığında hastalıklardan kurtulunduğuna inanılmaktadır.
Ayrıca mutluluk ve başarı isteyenlerin de ateş üzerinden atlaması söz konusu
олмактадыр.Иван Купала gecesi başlangıçta 21-22 Haziran olarak esas alınmışken takvim
değişiklikleri sonrası 24 Haziran şimdi ise 6-7 Temmuz olarak kutlanmaktadır.
Bu kapsamda bazılarınca asıl yaz gündönümünün olduğu gece, diğer resmi
etkinliklerde ise 6-7 Temmuz tarihlerinde kutlanmaktadır. Bu kutlamaların Rusya yanı sıra Belarus, Ukrayna ve bazı diğer ülkelerde de yapıldığı görülmektedir.Иван Купаланин модерн
içeriğinde gelenek kapsamındaki eski inanışlardan çok bir halk geleneğinin
yaşatılması amaçlanmaktadır. Etkinlikler kapsamında çelenk yapılıp başa
takılması, bunların suya birakılması, ateş yakılması ve etrafinda dans edilmesi,
ayrıca toplu olarak suya girilmesi söz konusu olabilmektedir. Йине кутламалар
kapsamında konserler, kültürel kostümler içinde yiyecek sunumları ile oyun ve
eğlenceler söz konusu olabilmektedir.Экмек ве туз,
масленица ве иван купала гиби геленеклер рус топлумунун догая энтегре яшам
biçimi ve gelenekleri konusundaki hassasiyetleri açısından önemli fikirler
Вериёр.Кайнаклар:
-Далкылыч, Л.Ч. (Рус Халк Культурюнде Иван
Купальская кутламалари-Dergipark.