Дата призвания на русь варягов: § 6 — Призвание варягов

4. Призвание варягов. Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима.

4. Призвание варягов

В наших предыдущих исследованиях мы выдвинули предположение, что легендарный Рюрик, основатель русских княжеских родов, это — Георгий Московский. Он же Чингиз-Хан, живший в начале XIV века. Надо сказать, что ранее наша реконструкция Великой Империи = Ордынской Руси начиналась по сути с великого = «монгольского» завоевания. Мы не рассматривали эпоху ЗАРОЖДЕНИЯ Ордынской Империи. Но ведь ясно, что Империя возникла не на пустом месте. Перед тем, как начать великое завоевание (колонизацию), государство должно было некоторое время успешно развиваться, чтобы достигнуть необходимой мощи. Как мы теперь видим, этот «подготовительный период» продолжался около ста лет и приходится на XIII век. Поэтому основание русской Ордынской династии падает на XIII век. Естественно ожидать, что летописный рассказ о Рюрике и призвании варягов относится как раз к началу династии. Что, конечно, не отрицает того, что легенды о Рюрике-Юрии впитали в себя имя Георгия = Чингиз-Хана. Царя, как бы основавшего Империю в НОВОМ КАЧЕСТВЕ, сильно расширившего её.


Теперь становится понятна легенда о призвании варягов. Ранее в нашей реконструкции для неё не было места. В качестве рабочей гипотезы мы придерживались распространённого среди ряда исследователей взгляда, что «норманская теория», то есть легенда о призвании варягов, является позднейшей вставкой и не основана на реальных древних событиях.

Наше последнее исследование приводит к следующей реконструкции «призвания варягов». Прежде всего напомним, что говорит летопись.

Воспользуемся пересказом В.Н. Татищева. «Варяги брали дань от руси, чуди, славен, мери, веси и кривичах… Приходили варяги из-за моря дани ради ко славяном в Великий град. Славяне ж и русь, отказав, не дали им дани. Тогда умре словенский князь Гостомысл без наследиа. И начали люди сами меж собою владеть, но не бе в них справедливости; воста род на род, быша междоусобия, воеваша друг на друга, сами себя более, нежели неприятели, разоряли. Сие видя, старейшины земли, собравшись от словян, руси, чуди, кривичь и протчих предел, разсуждали, что земля Руская, хотя велика и обильна, но бес князя распорядка и справедливости нет; сего ради нуждно избрать князя, который бы всеми владел и управлял. И согласяся, по завесчанию Гостомыслову, избрали князя от варяг, называемых руссов. Варяги бо суть разных званий, яко свия (шведы), урмани (германцы. — Авт.), ингляне (англичане. — Авт.) и гути (готы). А сии особно варяги руссы…

Рюрик со братиею и своими домами, собравшися и взяв русь с собою, пришли к словянам… И от тех варяг прозвася страна сия Русь, еже потом Новгородская страна имяновалась; прежде бо были князи по родом их, а ныне владеют бывшие от рода варяжска…

Кресчение болгар (отметка В.Н. Татищева на полях. — Авт.). И крести царь Михаил князя болгарскаго Богориса и нарече его Симеон, и вси вельможи крестишася…

Умре Синеус и брат его Трувор, и прия всю власть Рюрик един… Построй Новград над Волховом и, ту пребывая, роздаде области вельможам своим: овому Полоцк, овому Ростов, иному Белоозеро, иному Изброск, Смоленск и Муром. И по тем градом князи были варяги пришлецы. А прежде жители в Новегороде словяне, а Полоцку кривичи, в Ростове меря, в Белеозере весь, в Муроме мурома. Над всеми же сими облада Рюрик»[130], т. 2, с. 33; [131], т. 2, с. 11–13.

Итак, согласно летописи, после смерти русского князя Гостомысла на царство призывается из-за моря князь Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором. В летописях их имена часто стоят подряд: «Рюрик Синеус Трувор». На это уже давно обратили внимание исследователи. Напомним, что в летописях слова писались без пробелов. Поэтому в летописи на самом деле было написано нечто вроде: «рюриксинеуструвор». Позднейшие переписчики восприняли данное место как имена трёх различных людей — Рюрика, Синеуса и Трувора. Об этом писали многие. И многие пытались прочесть данную строку по-другому. В свете того, что мы узнали, возникает следующая мысль. Летописное выражение «рюриксинеуструвор», вероятно, следует читать как РЮ-РИКС-ИНЕУС-ТРУ-ВОР. То есть: ВОЛЖСКИЙ (Ра) ЦАРЬ (Рикс) ЭНЕЙ (Инеус) ТРОЯНЕЦ (Тру) ВАРЯГ (Вор). Итак, восстановленное нами летописное имя основателя русской Ордынской династии таково: ВОЛЖСКИЙ ЦАРЬ ЭНЕЙ ТРОЯНЕЦ ВАРЯГ.

Напомним, что реку Волгу «античные» авторы называли РА [151].

Таким образом, получается, что призвали не трёх князей, а одного — Рюрика. Именно поэтому, вероятно, «два других брата» — Синеус и Трувор — тут же умирают. И далее правит только один князь — Рюрик. С таким приёмом летописцев, поспешно избавлявшихся от ими же самими придуманных героев путём их умерщвления (на бумаге), сталкиваешься довольно часто при чтении старых источников.

Так о чём же говорит летопись? Наша реконструкция такова. Крестовый поход 1204 года и взятие Царь-Града привело к развалу Ромейского царства. Возможно ещё и до 1204 года Русь уже отказалась платить дань Царь-Граду, то есть варягам «за морем». Летописное выражение «за морем» полностью отвечает сути дела. Босфорский Царь-Град действительно для жителей Волги находился ЗА МОРЕМ. Поскольку путь к нему проходил по Чёрному морю. Более того, мы начинаем понимать, почему Чёрное море в русских летописях называлось Русским морем. «РУССКОЕ МОРЕ, название Чёрного моря, встречающееся в русских летописях при изложении событий 9 — 15 вв., а также в арабских источниках 10 в.» [19]. Дело в том, что из-за Русского моря призвали Варягов-Русь.

Обычно считается, что Варяжским морем раньше называлось Балтийское море и потому, дескать, варяги — древние жители Балтики. Однако из комментариев к Истории Н.М. Карамзина мы узнаём, что ВАРЯЖСКИМ морем называли ВЕНЕЦКОЕ, то есть СРЕДИЗЕМНОЕ море, см. [69], книга 4, алфавитный указатель имён географических. Что хорошо отвечает нашей мысли о царь-градском местонахождении варягов.

Эпоха хаоса, начавшаяся при отпадении от Царь-Града многих новообразовавшихся царств, привела к междоусобиям, в частности, и на Руси.

Русская летопись, рассказывая об эпохе призвания Рюрика, говорит на самом деле о том же, о чём повествует и «античная» «Энеида» Вергилия. Эней, приехав в Гесперию-Латинию-Лаций, тоже нашёл там множество народов, воюющих друг с другом. И создал государство, объединившее их всех.

Рюрик воздвигает новую столицу — Новгород, откуда правит Русью. Само имя НОВ-ГОРОД можно прочитать и как НОВЫЙ ГОРОД и как ГОРОД ЭНЕЯ-НОЯ. И то и другое прочтение, скорее всего, сводится к одному, поскольку имя ЭНЕЙ, вероятно, означало ИНОЙ, то есть НОВЫЙ. В смысле НОВЫЙ, ИНОЙ царь Руси. Царь, основавший НОВУЮ династию.

Снова обратимся к списку первых болгарских ханов. Выше мы уже отождествили «античного» Энея с ханом ИСПЕРИХОМ. Незадолго перед ним, согласно «Именнику Болгарских Ханов», правил хан ГОСТУЛ. А ещё на два-три поколения раньше правил хан КОЛЯДА [16], с. 40. Таким образом, здесь мы видим полное соответствие с нашей реконструкцией истории XII–XIII веков. В конце XII века в Империи правил Андроник-Христос, он же — КОЛЯДА, он же — русский князь Андрей Боголюбский. Потом, через некоторое время на Руси, то есть в Болгарии-Волгарии, устанавливается власть хана ГОСТУЛА. Он же — князь ГОСТОМЫСЛ русских летописей. А затем к власти приходит великий князь Исперих = Аспарух = Батай.

«АСПАРУХ, ИСПЕРИХ, ИСПОР (умер около 701 г.), протоболгарский хан… ПЕРВЫЙ ХАН славяно-болгарской державы… В середине 7 в. под натиском хазар перешёл с частью племён протоболгар из Приазовья в Южную Бессарабию, а затем в подвластные Византии земли по правому берегу Дуная… протоболгары Аспаруха подчинили союз семи славянских племён и некоторые другие племена и создали объединённое государство, признанное в 681 г. Византией» [19].


Таким образом, Аспарух-Эней создаёт объединённое Болгарское = Болгарское, то есть Волжское, государство и объединяет в нём разрозненные «семь славянских племён». Скорее всего, СЕМЬЮ славянских племён. Слово «семь» в старом языке могло означать не обязательно цифру 7, а просто обобщённое количество, некое множество, семью.

«Именник Болгарских Ханов» сообщает дополнительные подробности, хорошо ложащиеся в нашу реконструкцию. А именно, после хана Гостуна в болгарской (волгарской) истории начинается время ханов СЮБИГИ. По поводу титула «хан сюбиги» мы писали в книге «Библейская Русь», что он появился в результате неправильного прочтения словосочетания ХАНЕС БИГИ, то есть Князь (или Хан) БГ. Теперь мы понимаем, в чём дело. Скорее всего, БГ означало БОГ, БОЖЕСТВЕННЫЙ. Эней основал династию БОЖЕСТВЕННЫХ правителей Руси-Волгарии. Они были БОЖЕСТВЕННЫМИ, поскольку являлись родственниками Андроника-Христа. Они же — божественные императоры «античного» Рима, требовавшие от подданных поклонения себе как богам.

Как мы вкратце писали в книге «Царь Славян», эпоха БОЖЕСТВЕННЫХ царей закончилась принятием христианства при Константине Великом = Дмитрии Донском в конце XIV века. В русских летописях принятие христианства частично отразилось как крещение Руси при князе Владимире Красное Солнышко. Ещё один, более древний слой летописного крещения Руси — это крещение при Иоанне Крестителе в XII веке. С принятием христианства прекратились БОЖЕСТВЕННЫЕ цари. Вместо них появились цари «БЛАГОВЕРНЫЕ». То есть апостольско-христианские. «Именник Болгарских Ханов» [16] по сути именно это и утверждает. Божественные ханы в Болгарии-Болгарии кончаются тогда, когда страна принимает крещение. После чего первый не божественный хан носит имя ВЛАДИМИР РАСАТЕ. В точности как и в русских летописях — крещение Руси произошло при РУССКОМ ВЛАДИМИРЕ Святом. Более подробно о принятии христианства в Империи мы расскажем в книге «Крещение Руси».

В заключение отметим, что русская летопись, рассказывая о призвании варягов, излагает события в той же последовательности, что и «Энеида» Вергилия. А именно, сначала говорится о призвании варягов, а потом — о событиях при Аскольде и Дире. То есть, как мы показали в книге «Царь Славян», о событиях эпохи Христа. «ЭНЕИДА» СЛЕДУЕТ ТОМУ ЖЕ ПОРЯДКУ. Сначала рассказано о бегстве-путешествии Энея, а затем приводятся его воспоминания, которые мы уже анализировали выше. В них рассказано о Христе. Данное сходство, вероятно, не случайно. В основе «античной» «Энеиды», как и русских летописей, лежал, скорее всего, один и тот же средневековый источник.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 4 Второе призвание варягов

Глава 4
Второе призвание варягов
На ловлю счастья и чинов.  – Эстляндские дворяне как менеджеры петровских реформ.
Учреждение коллегий, реформа армии и создание флота потребовали кадровой революции и массированного импорта квалифицированных специалистов,

4.1.3. ГЕОРГИЙ = РЮРИК. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

4.1.3. ГЕОРГИЙ = РЮРИК. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ
Итак, в 1318 году на Ростовский престол в русской области, где возникла позже Владимиро-Суздальская Русь, вступает великий князь Георгий Данилович = Чингиз-Хан. Его дубликаты: Георгий Всеволодович (XIII век), Юрий Долгорукий Ростовский (XII

4. Призвание варягов

4. Призвание варягов
В наших предыдущих исследованиях мы выдвинули предположение, что легендарный Рюрик, основатель русских княжеских родов, это — Георгий Московский. Он же Чингиз-Хан, живший в начале XIV века. Надо сказать, что ранее наша реконструкция Великой Империи =

4.

 Призвание варягов на Русь

4. Призвание варягов на Русь
Ранее мы выдвинули предположение, что легендарный Рюрик, основатель русских княжеских родов, это — Георгий Московский. Он же Чингиз-Хан, живший в начале XIV века. Надо сказать, что ранее наша реконструкция Великой Империи = Ордынской Руси

Глава 1. Призвание варягов

Глава 1. Призвание варягов
В лето 6370[1] от сотворения мира пошли кровавые свары у северных славян. «И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой.И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Глава 2 Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства

Глава 2
Призвание варягов, их первые шаги. Образование Киевской Руси. Примучивание соседних племен. Дружины. Общины. Социальное расслоение. Дань. Остатки древнего народоправства
Ну и что же Рюрик со своими варягами? Как объяснить их появление в 862 году на Руси: как

ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ НА РУСЬ

ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ НА РУСЬ
«Земля наша обильна, порядка только нет», — эти сакраментальные слова были якобы произнесены новгородскими боярами, пригласившими к себе княжить варяжского князя Рюрика. До сих пор их с иронией вспоминают жители России, полагая, что за

4.1. Призвание Рюрика

4.1. Призвание Рюрика
Летописи о призвании Рюрика. О призвании на княжение Рюрика хорошо знали в Древней Руси, и в первую очередь сами князья Рюриковичи. Но о родине основателя династии ничего не известно. Единственным источником сведений являются ранние списки «Повести

Призвание Зороастра

Призвание Зороастра
Даты жизни Зороастра нельзя точно установить, так как он жил в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок языку Ригведы, создание которой относится к периоду от 1700 г. до н.э. И в Гатах, мы Ригведе мы находим

Призвание варягов

Призвание варягов
Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов.Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти.Брюк в то время еще не носили; даже князья, управляя своими народами,

Второе призвание варягов

Второе призвание варягов
Шведское военное присутствие в России в начале XVII в. — уникальное явление в истории допетровской Руси. Почти восемь лет иностранные войска находились на ее территории, принимая активное участие во внутриполитической борьбе. Нарушив

Призвание варягов

Призвание варягов
В год 6370 (862)Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И

1. Существовало ли «призвание варягов»?

1. Существовало ли «призвание варягов»?
Как известно, «призвание варягов» было краеугольным камнем норманистской теории происхождения Руси. Советская историческая наука полностью и безоговорочно отрицает эту теорию.Русское государство, называвшееся «Русь», началось

13. Призвание

13. Призвание
На берегу Северского Донца есть чудесное место. Могучий сосновый бор здесь расступается, чтобы дать место обширной светлой долине. Весной вся она горит яркими головками полевых цветов. Целебный сосновый воздух, синь безоблачного неба, прозрачная глубина

Существование государства Российского полагаю исключительно промыслу Божьему – Петр Первый » FederalCity.

ru

21 сентября 1862 года в Новгороде Великом был открыт памятник «Тысячелетие России» – император Александр II предложил считать этот день праздничным. Почему выбрана именно эта дата – в материале ИА FederalCity.

Правнук Екатерины Великой принял решение оттолкнуться от «Повести Временных Лет» и Изборской летописи, которые повествуют о призвании варягов на Русь в 862 году.

Именно это событие, по крайней мере, так повествует древний летописец, и стало началом великой державы, власть которой распространилась впоследствии от Балтики до Тихого океана.

Если следовать официальной традиции, то, устав от междоусобиц и смут, новгородцы пригласили трех вождей-варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора – на княжение в Новгороде, Белоозере и Изборске. Вручая им власть, северные славяне надеялись получить порядок и покой. Забегая вперед, отметим, что ни того, ни другого они не обрели.

       Синеус, Рюрик, Трувор. Фрагмент картины художника Ильи Глазунова.

Согласно все той же устоявшейся версии, варяги были одним из северных скандинавских племен. По другой, не менее популярной теории, клан варягов имел славянское происхождение и занимался морской торговлей и военными походами.

По мнению академика Бориса Рыбакова, одного из известнейших историков Древней Руси, варяги являлись объединением профессиональных воинов, основу которого составляли потомки ругов – воинственного славянского племени, некогда жившего на севере Италии и на Балканах. Теснимые кельтами и готами, руги прошли с боями всю Центральную Европу осели на побережье Балтики.

Именно из числа воинской аристократии ругов выделились варяги, в дружину которых мог вступить умелый боец или храбрый юноша любого происхождения.

Об этом свидетельствуют имена трех варягов, которые с 862 года начали княжить на Северо-Западе Руси. Имя «Рорег» на языке ругов означает «сокол», «Трувор» значит «верный» по скандинавски, а Синеус вполне славянское имя – «черноусый», «чернобородый».
       Памятник «Тысячелетие России». Фото: novgorod.ru.

Таким образом, воинственные варяги придали северянам и кривичам стремления к походам и расширению территорий.

Мимоходом отметим, что в 862 году, когда Новгород был богатым городом (одним из самых больших в Европе), а Новгородская Русь называлась на Западе «Гардарикой», то есть «страной городов», на месте Киева стояла маленькая крепость с небольшим поселением. Правили в ней два брата – князья Аскольд и Дир, однако воевода Рюрика – князь Олег, позже прозванный Вещим, решил, что Киев очень удобное место с   точки зрения контроля над торговыми путями «из варяг в греки». Олег пришел в Киев с объединенной варяжско-русской дружиной, взял город и сделал его новой столицей. Прошли какие-то сто лет, и Киев сумел встать вровень с таким городом, как Новгород.

       Вещий Олег с князем Игорем на руках.Картина художника Ильи Глазунова.

Собственно говоря, именно с Вещего Олега началась русская государственность в прямом смысле этого слова, потому что деяния Рюрика ограничились основанием династии великих князей и побережьем Балтики. А вот Олегу довелось уже прибить свой щит на ворота Константинополя, его воспитанник Игорь стал отцом Святослава, мечом и непреклонной волей раздвинувшего пределы Киевской Руси до берегов Волги и Дуная. Сын его Владимир крестил Русь и тем самым определил ее судьбу на долгие столетия вперед.

Судьба эта была (да и есть) непростой, порой само явление России как государства висело буквально на волоске, недаром Петр Первый в свое время говорил, что «само существование государства Российского полагаю исключительно промыслу Божьему».

Когда император Александр II утвердил проект памятника «Тысячелетие России», одну из центральных фигур верхнего яруса занял князь Рюрик – в шлеме, с мечом, в наброшенной на плечи волчьей шкуре. На русском щите его надпись «Лета 6370» – то есть 862 год по новому летоисчислению.

21 сентября 2020 года государству Российскому исполнилось 1158 лет.

       Фрагмент памятника «Тысячелетие России». Фото: novgorod. ru.

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Чтобы подписаться на канал ИА FederalCity в Telegram,
достаточно пройти по ссылке t.me/Federalcity с любого устройства,
на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен

Популярно

мучеников Феодора и сына его Иоанна Киевских

Тропарь и кондак

Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х веке, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали активное участие в управлении и военной жизни Руси. Купцы и воины, они открывали новые торговые пути в Византию и на Восток, принимали участие в походах на Константинополь, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеской наемной дружины. Главный торговый путь Руси от Балтийского до Черного морей назывался тогда «Путь из варяг в греки».

Вожди и организаторы древнерусского царства полагались в своих предприятиях на своих варяжских дружин. Подобно славянам, среди которых они жили, многие из пришельцев-мореплавателей под влиянием Византийской Церкви приняли святое Крещение. Киевская Русь стояла между скандинавами-язычниками и православными византийцами. Поэтому духовная жизнь в Киеве испытала живительное влияние христианской веры (при святом Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 9 г.40-950), а затем губительным вихрем язычества, дувшим с севера от Варяжского моря (при княжении Олега, убившего Аскольда в 882 г.; при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г.; при князе Святославе, который отказался принять Крещение, несмотря на настояние своей матери святой Ольги).

Когда Святослав был убит печенегами в 972 г. (по другим источникам в 970 г.), Киевское княжество было передано его старшему сыну Ярополку. Олегу, среднему сыну, принадлежала древлянская земля, а Владимиру, младшему сыну, принадлежал Новгород. Царствование Ярополка (970-978), как и у его бабки Ольги, снова стал временем преобладающего христианского влияния в духовной жизни Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, и латинского обряда, и это совершенно не соответствовало интересам скандинавской наемной свиты. Это были язычники, привыкшие считать Киев оплотом своего влияния на славянских землях. Их вожди стремились внести раздор между самими братьями. Они спровоцировали братоубийственную войну между Ярополком и Олегом. После этого, когда Олег был убит, они поддержали Владимира в борьбе с Ярополком.

Будущий Креститель Руси начал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, особенно пришедших к нему из-за моря, как на свою военную силу. Его поход на Киев в 978 г., увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был и религиозный поход русско-варяжского язычества против наростов киевского христианства. 11 июня 978 г. Владимир «сел на престоле отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом на переговоры, был предательски убит, придя в сени, двумя варягами, которые закололи его мечами. Чтобы устрашить киевлян, среди которых уже было много христиан как русских, так и варягов, обновить и укрепить новыми идолами, в языческом святилище совершались человеческие жертвоприношения, практика, до того неведомая днепровским славянам. В летописях говорится о том, что Владимир поставил идолов: «И приносили им жертвы, прославляя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и эти жертвы пошли к бесам… и земля Русская, и холм сей осквернились с кровью».

Мученичество святых Феодора и сына его Иоанна, возможно, произошло в этот первый период торжества язычества в Киеве с воцарением Владимира. В таком случае датой может быть 12 июля 978 года. Вероятно, однако, что подвиг святых мучеников пришелся на 983 год, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всей славянской земле. -германский мир. Почти одновременно против Христа и Церкви восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и повсюду волнения сопровождались разрушением церквей, убийством духовенства и христианских исповедников. В этом году Владимир пошел походом на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В знак признания этой победы киевские жрецы вновь решили совершить кровавое жертвоприношение.

«Среди киевлян, — сообщает святой Нестор Летописец, — жил варяг по имени Феодор, который задолго до сего состоял на воинской службе в Царьграде и там же был крещен. Его языческое имя, сохранившееся в термине «Туровское языческое капище», было Тур (скандинавский Тор) или Утор (скандинавский Оттар), и эта другая подпись встречается и в древних рукописях. У Феодора был сын Иоанн, набожный и красивый юноша, исповедующий христианство, как и его отец».

«И сказали старцы и бояре: бросим жребий на отроков и девиц. На кого бы он ни упал, того мы зарежем в жертву богам». Жребий, брошенный жрецами-язычниками, видимо, не случайно выпал на христианина Иоанна.

Когда гонцы сообщили Феодору, что его сын «избран самими богами для принесения им в жертву», старый воин решительно ответил: «Это не бог, а дерево. Сегодня есть, а завтра сгниет. Они не едят, не пьют и не говорят, а созданы руками человеческими из дерева. Однако Бог Един, и греки служат и поклоняются Ему. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предопределил ему жить на земле. Но эти боги, что они создали? Они сами сделаны. Я не отдам своего сына чертям.

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Разъяренная толпа язычников бросилась на Феодора, разгромила его двор и окружила дом. Феодор, по словам летописца, «стал у ворот с сыном своим» и с оружием в руках мужественно встретил неприятеля. (Вход в старинные русские дома, как уже упоминалось, устраивался на столбах крытой галереи второго этажа, куда поднималась лестница). Он спокойно посмотрел на бесноватых язычников и сказал: «Если они боги, то пусть пошлют одного из богов, чтобы взять моего сына». Видя, что храбрых и матёрых воинов Феодора и Иоанна не победить в честном бою, осаждающие сбили столбы галереи. Когда они были разбиты, толпа бросилась на исповедников и убила их.

Уже при святом Несторе, менее чем через сто лет после исповеднического подвига варягов, Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру на Русской земле. Их назвал первыми «русскими гражданами небесного града» переписчик Киево-Печерского патерика святой епископ Симон Суздальский (память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой с состраданием за Христа. Путь «из варяг в греки» стал для Руси путем от язычества к православию, от тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святым Владимиром впоследствии построена Десятинная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященная 12 мая 996 года. Мощи святой Ольги были перенесены в нее в 1007 году.

Дивен Бог во святых Своих! Время не щадит камней и бронзы, но нижний сруб деревянного дома святых варяжских мучеников, сожженный за тысячу лет до этого, сохранился до наших дней. Он был обнаружен в 19 году08 при раскопках алтаря Десятинной церкви в Киеве.

Святых Феодора и Иоанна призывают женщины, перенесшие выкидыш.

Varangian Guard — Wikiwand

  • Introduction Varangian Guard
  • History
  • Function
  • Runestones
  • Norse sagas
  • See also
  • Citations
  • General bibliographyPrimary sourcesSecondary sources
  • External links

Варяжская гвардия (греч. Τάγμα τῶν Βαράγγων, Tágma tōn Varángōn ) — элитное подразделение византийской армии с десятого по четырнадцатый век, которое служило личной охраной византийских императоров. Варяжская гвардия была известна тем, что в основном состояла из новобранцев из Северной Европы, включая в основном норманнов из Скандинавии, а также англосаксов из Англии. Вербовка дальних иностранцев из-за пределов Византии в качестве личной охраны императора проводилась как преднамеренная политика, поскольку им не хватало местной политической лояльности, и на них можно было рассчитывать в подавлении восстаний нелояльных византийских фракций.

Изображение Варяжской гвардии ( над ) в летописи Иоанна Скилица XI в.

Русь предоставила первых членов Варяжской гвардии. Они находились на византийской службе еще в 874 году. Гвардия была впервые официально сформирована при императоре Василии II в 988 году, после христианизации Киевской Руси Владимиром I Киевским. Владимир, который недавно узурпировал власть в Киеве с армией варяжских воинов, отправил к Василию 6000 человек в рамках соглашения о военной помощи. Недоверие Василия к местным византийским гвардейцам, чья лояльность часто менялась с фатальными последствиями, а также доказанная лояльность варягов, многие из которых ранее служили в Византии, побудили императора использовать их в качестве своих личных гвардейцев.

Иммигранты из Скандинавии (преимущественно иммигранты из Швеции[6], но также и элементы из Дании и Норвегии)[7] сохраняли почти полностью норвежский состав в организации до конца 11 века. Согласно покойному шведскому историку Альфу Хенриксону в его книге Svensk Historia ( История Швеции ), скандинавских варяжских гвардейцев узнавали по длинным волосам, красному рубину, вставленному в левое ухо, и орнаментированным драконам, пришитым к их кольчужным рубашкам. В течение этих лет шведские мужчины уезжали, чтобы поступить на службу в византийскую варяжскую гвардию в таком количестве, что средневековый шведский закон Västgötalagen из Вестергётланда объявлял, что никто не может наследовать, оставаясь в «Греции» — тогдашний скандинавский термин для Византийской империи — чтобы остановить эмиграции,[8] тем более, что два других европейских двора одновременно также вербовали скандинавов:[9]] Киевская Русь ок. 980–1060 гг. и Лондон 1013–1051 гг. (Чингалид).

Состоящая в основном из скандинавов и русов в течение первых 100 лет, гвардия начала видеть увеличение числа англосаксов после норманнского завоевания Англии. Ко времени правления императора Алексиоса Комнина в конце 11 века варяжская гвардия в основном набиралась из англосаксов и «других лиц, пострадавших от рук викингов и их двоюродных братьев норманнов». [ Цитата нуждается в ссылке ] Англосаксы и другие германские народы разделяли с викингами традицию верной (при необходимости до смерти) службы, связанной присягой, и норманнское вторжение в Англию привело к тому, что многие воины потеряли свои земли и бывших хозяев и искали места в других местах.