Александр Вертинский — родоначальник авторской песни. Вертинский биография


Александр Вертинский биография, фото, его семья и жена

Биография Александра Вертинского

Детство и отрочество Александра Вертинского

Детство Александра Вертинского прошло без родительской любви. Клеймо незаконнорожденного оставило отпечаток на дальнейшей жизни и карьере.

В то время подобное явление считалось недопустимым. Тем более, что мальчик родился от внебрачной связи его отца с юной Женечкой Скалацкой. Евгения была дочерью управителя городского дворянского собрания. А Вертинский уже был женат.

И сам мезальянс, и рождение Нади, старшей сестры Саши, привели в негодование весь благочестивый Киев. Николай Петрович Вертинский был готов жениться на Женечке, однако супруга не соглашалась на развод. Для Евгении и маленькой Нади был снят домик в центре Киева на улице Владимирской, где вскоре громко заявил о появлении на свет Саша Вертинский.

Александр едва помнил своих родителей. Мать умерла, когда малышу было всего 3 года. Воспитывала его старшая сестра матери, ненавидевшая отца и называвшая его не иначе, как "негодяй", считая, что он был виновен в развращении ее сестры.

Отца Александра, Николая Петровича Вертинского, знал весь Киев. Известный адвокат отличался покладистым и добрым характером. Сестра Саши Надя осталась жить с отцом. Смерть Евгении подкосила здоровье Николая Петровича. Он забросил дела и часами просиживал у ее могилы. В 1894 г. болезнь унесла жизнь Вертинского-старшего.

Сироты волею судьбы оказались в разных городах. Саше сообщили, что сестра умерла (это была ложь) и теперь он одинок, как перст, на всем белом свете.

Мария Степановна отличалась скверным характером, била племянника за малейшее непослушание. Александр в то время учился в аристократической гимназии №1 вместе с Константином Паустовским и Михаилом Булгаковым.

Постоянные претензии тетки привели к тому, что парень забросил учебу и начал воровать деньги, которые клали паломники на святые мощи Киево-Печерской лавры. Однажды Сашу поймали на горячем. Скандал разразился на весь Киев. Из гимназии его выгнали, а тетка жестоко избила нагайкой.

Наказание не остепенило парня, он продолжал воровать. Однако, незатухающей искрой в юноше горел интерес к музыке и искусству театра. Он любил слушать пение хора в гимназической церкви, а потом и сам стал подпевать.

Юность и начало артистического пути Александра Вертинского

Дурная слава хулигана и воришки помешала ему стать участником хора. Он решил попробовать себя в любительском спектакле в театре на Подоле. Однако, мини-дебют завершился полнейшим провалом.

За пристрастие к театру и воровство денег тетка выгнала Александра из дома. Ночуя по подъездам и скверам, парень зарабатывал, где придется. Был грузчиком, продавцом, помощником бухгалтера, корректором в типографии.

Так продолжалось, пока его величество случай не подарил Вертинскому встречу Софьей Николаевной Зелинской. В девичестве подругой матери, а ныне преподавательницей женской гимназии. В ее доме Александр узнал Марка Шагала, Николая Бердяева, Натана Альтмана.

Журналистское перо и критические рецензии принесли гонорары. 18-летний юноша купил фрак, в петлице которого каждый день красовался новый живой цветок, и отправился покорять Москву. Именно оттуда пришла весточка, что сестра Надя жива. Девушка стала актрисой, служила в театре миниатюр Марии Александровны Арцыбушевой.

Первым театральным "жалованием" Вертинского были котлеты и борщ. Вскоре в газете "Русское слово" известный критик буквально в нескольких словах лестно отозвался о молодом артисте. И успех начал буквально преследовать Александра.

Признание таланта Александра Вертинского, фильмография

В 1912 г. состоялся дебют в кино. Роль ангела в фильме Ильи Толстого, снимавшего картину по рассказу отца, стала пропуском в московскую богему.

Тогда многие актеры баловались кокаином. Не обошла эта участь Александра и его сестру. В 1914 году Надежда отравилась наркотиком и скончалась. Вертинский, чтобы спастись от наркотического плена, ушел добровольцем на фронт.

Александра приняли санитаром на 68-й поезд, курсировавший с 1914 по 1916 года между Москвой и передовой. Он наблюдал за операциями известного московского хирурга Холина и блистательно освоил перевязочную технику. О его перевязках слыли легенды. В конце службы в 1916 году в послужном списке санитара было 35 000 перевязок.

Вертинский вернулся в театр миниатюр Арцибашевой, где был поставлен его оригинальный номер "Песенки Пьеро". Военные годы наложили отпечаток на творчество, его песни рассказывали людям правду, заставляли верить и мечтать.

Певец давал концерты перед солдатами Добровольческой армии, а потом с новым паспортом и под новым именем отправился в Европу. Австрия, Германия, Франция и Бельгия, Польша и Румыния восхищались Вертинским и в шикарных ресторанах, и в скромных шантанах и кабаре.

Долго Вертинский прожил в Америке, где его концерты имели большой успех. Чтобы выйти на более широкие горизонты, нужно было изучать английский язык. Но певец считал, что только на русском он может выразить все то, что несут его песни.

Долгое время Александр Николаевич жил в Китае. В Шанхае много выступал и был любимцем публики. В 1936-м советское правительство начало переговоры о возвращении Вертинского на родину. Положительного вердикта ему пришлось ждать долгих семь лет, тогда как писатель Куприн вернулся уже через 2 года.

Личная жизнь Александра Вертинского

Александр Вертинский, обладая особенным шармом и обаянием, пользовался успехом у женщин. Однако, единственной музой стала Лидия Циргвава. Семнадцатилетняя красавица с изумительными зелеными глазами была поклонницей творчества Александра. Встреча на пасхальном вечере в шанхайском кабаре стала судьбоносной. Влюбленность была взаимной. Весной 1942 года в японском городе Токио в советском посольстве был зарегистрирован брак Александра Вертинского и Лидии Циргвава, дочери советского подданного Владимира Константиновича Циргвава, который служил в управлении Китайско-Восточной железной дороги. На свадьбе гулял весь русский Шанхай. Лидия подарила Александру двух замечательных дочерей — старшую Марианну и младшую Анастасию, родившуюся уже в Советском Союзе. Марианна и Анастасия Вертинские унаследовали талант отца и стали известными киноактрисами.

Возвращение Вертинского в Россию

На родине Александр Николаевич спел более 2000 концертов. Народ любил его, принимал тепло и сердечно. Однако, официального, государственного признания его искусства не было. Сталину нравились его песни, нравились стихи, за которые он лично благодарил Вертинского. Но пресса умалчивала об артисте, как будто в стране его не было.

Александр Николаевич не нуждался в славе, она у него была. Но он хотел быть признанным на своей любимой Родине.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

Александр Вертинский - биография

Биография

ВЕРТИНСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1889–1957), исполнитель театрализованных песен-миниатюр, песен-новелл, автор музыки и слов большинства исполняемых им произведений. В авторских песнях Вертинского отразилась сложнейшая и трагическая эпоха пред и послереволюционных событий, во всех ее душевных изломах и надеждах своего поколения.Рождение Пьеро

Родился Вертинский в 1889 в Киеве в семье присяжного поверенного. В возрасте трех лет потерял мать, в возрасте пяти – отца и оказался на попечении тетки. В девять лет поступил в Первую Александровскую гимназию, однако, хорошо проучившись первые классы, стал проявлять нерадивость в учебе и был переведен в менее привилегированную, где учился с каждым годом все хуже и был, наконец, исключен из пятого класса. Мальчиком Вертинский все время отдавал чтению и ежедневному посещению театров. Родственники были против этого увлечения и фактически выгнали его из дома. Он стал жить у друзей и знакомых: молодых поэтов, художников и литераторов. В 1912 были написаны его первые литературные рассказы: Моя невеста, Лялька, Отклики и др. Летом 1913 приехал в Москву. В качестве вольнослушателя посещал лекции в Московском университете. Осенью 1913 поступил в труппу Мамоновского театра миниатюр (ныне здание Театра юного зрителя). Он легко сходился с людьми; завязывалась дружба с Иваном Мозжухиным, Владимиром Маяковским, Верой Холодной, которой он посвятил в 1915 свои песни, именуя ее в посвящениях «королевой экрана». Его влечет волшебный мир кино, но участвовал он лишь в небольших эпизодах.

Вертинский начал петь в эпоху футуризма и акмеизма. Произведения этих поэтов были ему хорошо знакомы и глубоко лично им переживались. Внимание к слову, создание рискованных словесных конструкций, пафос, нагнетаемый до грани самопародий – все это «футуристические отметины», без которых нельзя понять особенности его поэтического и исполнительского стиля. Однако, футуристы были противниками малых лирических форм, в частности романса, так любимого Вертинским, поэтому футуризм, как эстетическая система не принял Вертинского, в то время как акмеизм оказал на него большое влияние. Он создал на слова Анны Ахматовой известные романсы, которым будет суждена долгая жизнь. Творчество Вертинского рождалось, как скрещение на первый взгляд несовместимых традиций: русского романса, футуристической и акмеистской поэзии. Влияние Ахматовой невозможно переоценить. «Вертинский – это эпоха. Вертинский – это целое поколение. Вертинский впервые запел в то душное предгрозье перед Великой войной, когда мир еще не знал, что соскальзывает в бездны истории. Вертинский тогда в своем печальном образе Пьеро явился контрастом, приговором, предостережением тому жадному, жирному, глотающему семгу благополучному реакционному обществу и прошелся перед всей Россией под ручку с девочкой с бульвара, «в мокрой горжеточке». (Песня Кокаинеточка).В сущности, это было тоже «эпатирование буржуа», вроде футуризма, но совершенно по-другому, нежели делали Маяковский и другие. Искусство Вертинского – это настоящее, русское искусство, необычайно доброе, немного, я сказал бы, «юродивое»», – писал Вс.Иванов.

Во время Первой мировой войны Вертинский не был призван в армию, но, устав от беспорядочной и нездоровой жизни, желая помогать обездоленным и умирающим, стал братом милосердия. Вольный мир артистической богемы сменился душной, пропахшей карболкой теснотой санитарного поезда. Там его называли «братом Пьеро». В своей автобиографической книге Дорогой длинною он так шутливо об этом рассказывает: « – кто этот брат Пьеро? – спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих. – Да так… актер какой-то, – ответил дежурный ангел. Господь задумался.

– А настоящая как фамилия?

– Вертинский.

– Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах».

Вертинский вернулся в артистический мир Москвы летом 1915 после легкого ранения. Началась его большая концертная деятельность. С начала 1916 о Вертинском стала писать московская театральная пресса. Он выступал с ариэтками Пьеро в новом кабаре «Богема», в театре «Мозаика» на Тверской, в театре-кабаре «Жар-птица», в театре миниатюр на Петровских линиях. Его песни отличались особенной индивидуальной окраской, привлекая не силой и красотой звучания, а пронзительной проникновенностью исполнения, в которой главным были сострадающая интонация и изящный, немного изломанный, отчасти горький жест. Многих увлекал развивавшийся в каждой небольшой песенке, захватывающий сюжет, со своей завязкой, кульминацией и часто неожиданной развязкой.

Вертинский всегда работал на сцене в одиночку. Общительный, окруженный в повседневной жизни толпой друзей, на подмостках он никогда не нуждался в партнерах. Артистическое одиночество было его принципом. Неординарной была и его актерская маска, его «белый Пьеро». На сцену выходил к роялю певец, крепкий, высокого роста, на нем короткий белый балахон из атласа, плотно застегнутый до горла черными пуговицами, белое кружевное жабо, белая шапочка, скрывающая волосы. Лицо скрыто под толстым слоем грима, на котором выделялись длинные, резко изломанные брови, придающие лицу выражение печального вопроса. К концу грозного 1917 белое одеяние Пьеро полностью вытесняется черным, и рождается невиданный черный траурный Пьеро. Вскоре Вертинский отказался от маски, за которой пытался скрыть свою застенчивость, и начал выступать в черном фраке или смокинге и белой крахмальной сорочке. Мемуаристы подчеркивают необыкновенную бледность артиста, его длинные невероятно выразительные пальцы. Жизнь и творчество Вертинского, как и жизнь всей России приближались к роковому рубежу. Октябрь 1917 был ознаменован в творчестве Вертинского созданием песни То, что я должен сказать, или Юнкера (была больше известна под названием Мальчики). Это песня о безвременно погибших юнкерах. Слова и музыка этой песни не забыты и сегодня:

Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Кто послал их на смерть недрожащей рукой,

Только так беспощадно, так зло и не нужно

Опустили их в Вечный Покой.

Утомленные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искаженным лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом…

И никто не додумался просто встать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги – это только ступени

В бесконечные пропасти к недоступной весне.В годы эмиграции

С июня 1918 до декабря 1919 Вертинский много выступал в Одессе и в других городах Украины. Давал большие концерты в Русском театре, пел в сопровождении скрипки, цитры и рояля. 13 декабря 1919 вместе со многими другими гражданскими лицами и остатками разбитых врангелевских войск он эмигрирует в Константинополь.

Последующую четверть века Вертинский провел в скитаниях по разным странам. Жил в Турции, Румынии, Польше, Германии, Франции, Китае, был в США и других странах. Тропа его жизни оказалась необыкновенно извилистой. Его поджидали огромные трудности и почти фантастические приключения, встречи со множеством замечательных людей и большой успех у публики. В 1929, в пору наивысшего расцвета таланта Вертинского, была опубликована статья критика П.Пильского, попытавшегося проникнуть в тайну всеевропейской популярности артиста: «…нет, это не только будуарное творчество. Это – интимные исповеди. Это – я, это – вы, это – мы все в наших жаждах ухода от повседневности, от будней, это прощение жизни, и песни Вертинского не только эстетически ценны, но, может быть, еще и общественно нужны и важны». Это высказывание относится ко времени жизни Вертинского в Париже (1925–1934), где было много соотечественников, где он вращался в кругу таких выдающихся деятелей русского и мирового искусства, как Иван Мозжухин, Сергей Лифарь, Федор Шаляпин, Анна Павлова, Марлен Дитрих. Все эти десять лет он не знал недостатка в зрителях, он напел множество пластинок, которые слушали во всей Европе.

Вертинский всегда непоколебимо верил, что путь на родину существует, надо лишь найти его. Проблеме возвращения посвящена песня Чужие города, в которой выражено неистовое желание вернуться, ибо запад – чужбина, а с чужбиной не может примириться душа русского человека.

Это было, было и прошло.

Все прошло, и вьюгой замело.

Оттого так пусто и светло…

Вы, слова залетные, куда?!

Тут живут чужие господа

И чужая радость и беда.

И мы для них чужие навсегда!

Но есть и вполне справедливое мнение, что « если бы Александр Вертинский не покинул после гражданской войны Россию, вряд ли бы в наши дни мы знали и помнили это имя…».

В 1935 Вертинский приехал в Шанхай, где он прожил почти восемь лет и именно здесь получил билет на родину. Значительным влиянием в Шанхае пользовался Клуб граждан СССР, насчитывавший до тысячи членов. При клубе было зарегистрировано еще четыре тысячи т.н. «квитподданых», т.е. людей подавших в советское консульство просьбы о предоставлении им советского гражданства и имевших об этом соответствующие квитанции. В числе «квитподданых» вскоре оказался и Вертинский. В 1942–1943 артист деятельно сотрудничал на радиостанции ТАСС «Голос родины». В эфире играли его песни: Куст ракитовый, Чужие города, Сказание о граде Китеже. Клуб граждан СССР в Шанхае организовал концерты Вертинского в Летнем театре на авеню Фош. В программу он включил произведения на слова советских поэтов: Ее письмо (сл. Уткина), Девушка в шинели (сл. А.Суркова), Сумасшедший маэстро (сл. В.Маяковского), Редкие письма (сл. К.Симонова) и симфоническую балладу Степан Разин (на слова М.Цветаевой). В марте 1943 в Шанхайском консульском отделе Посольства Союза СССР в Японии был оформлен брак А.М.Вертинского с девятнадцатилетней Л.В.Циргвава.

Возвращение на родину

Осенью 1943 Вертинский получил разрешение на возвращение в СССР и прибыл в Читу, а вскоре в Москву. К нему прикрепили выпускника Ленинградской консерватории по классу фортепиано М.Брохеса в качестве аккомпаниатора, который проработал с ним все последующие годы, вплоть до кончины Вертинского. В 1944–1945 артист напряженно работал над шлифовкой репертуара, включая в него новые песни: В нашей комнате (сл. В.Рождественского), Людовик XIV (сл. М.Волошина), Шкатулка (сл. В.Инбер) и др. Но основу репертуара исполнителя составляли авторские тексты. Старыми и новыми героями песен были беззащитные романтические мечтатели, которые сталкивались с суровой прозой жизни, сумасшедшие маэстро и шарманщики, усталые клоуны, не теряющими надежды «бродяги и артисты», влюбленные всех возрастов, утонченные или грубые, несчастные и счастливые. Их чувства обострены до предела, они страдают, но главное чувствуют каждое мгновение жизни, в том числе и горькое. Самые разные герои Вертинского привлекали к себе авторским отношением, изысканно ироничным, но вместе с тем сострадающим и проникновенно-человечным.

Автор в одной из песен признается:

Я всегда был за тех, кому горше и хуже,

Я всегда был для тех, кому жить тяжело.

А искусство мое, как мороз, даже лужи

Превращало порой в голубое стекло.

И вспоминая прожитые годы, Вертинский скажет: «Разве я мог бы „выдумать" мои песенки, если бы я не прошел трудную и тяжелую жизненную школу, если бы я не выстрадал их…»

Много у него и шуточных песен, ироничных и игривых. Часто Вертинского обвиняли в пошлости, упрекая его необычное камерное искусство в несоответствии героическому масштабу времени. Званий он не имел, в прессе не упоминался, а слушатели его любили. Он получал массу заявок на выступления. Сборы от его концертов часто перечислялись в фонд обороны, в фонд помощи детям погибших воинов.

Вертинский при выходе на сцену никогда не стремился эксплуатировать свое обаяние. Он вообще будто забывал о том, что поет в переполненном зале. Уже в общем-то некрасивый, пожилой артист жестикулировал и разговаривал как бы наедине с собой. Иногда Вертинский вынужден был выступать перед случайной публикой. Тогда артист, прикинувшись равнодушным, на самом деле шел на штурм человеческих сердец, вооружившись мощнейшими средствами воздействия, так, чтобы зритель в какую-то секунду мог понять: это искусство!Работа в кино

Вертинский успешно начал сниматься в кино (в 1951 ему была присуждена Сталинская премия). Как артист кино, Вертинский обладал огромным творческим потенциалом, так и не получившим достойной реализации. Осталось подспудным и его тяготение к драматической сцене. С начала 1920-х он мечтал сыграть роль Барона в На дне М.Горького. Василий Качалов говорил Вертинскому впоследствии, что работая над ролью Барона, он вспоминал внешность и жесты Александра Николаевича. Смоктуновский, в свою очередь, считал, что Вертинский был создан для исполнения роли Каренина.

Вертинский снялся в роли кардинала в фильме М.Калатозова Заговор обреченных (1950), в роли Дожа Венеции в фильме С.Юткевича Великий воин Албании Скандербег, князя в Анне на шее И.Анненского, лорда Гамильтона в Адмирале Ушакове М.Ромма. Сыграл небольшие роли в фильмах Пламя гнева и Кровавый рассвет (незадолго до смерти). В кино он продолжал совершенствовать свое исполнительское искусство и показал себя мастером внешнего и внутреннего перевоплощения. Всегда узнаваемый на эстраде, он отличался поразительной неузнаваемостью в кино. Каждый созданный им образ на экране – это всегда законченный характер большой выразительности, неповторимости и эмоциональной наполненности.

Но главной в жизни Вертинского оставалась эстрадно-концертная деятельность, в которой он был воистину неутомим. В каких только городах Союза он не пел: от Прибалтики до Сахалина.

Весной 1957 Вертинский чувствовал прилив жизненных сил. Он энергично занимался подготовкой большого авторского концерта в Москве, находясь на гастролях в Ленинграде. Но внезапно в гостинице случился сердечный приступ и Вертинского не стало…

Только спустя несколько десятилетий появились книги о Вертинском, в которых современники с огромной теплотой вспоминали артиста и его неповторимое творчество. И.Смоктуновский писал: «Он заставлял нас заново почувствовать красоту и величие русской речи, русского романса, русского духа… Время показало, что это наша национальная гордость». Качалов на вопрос, в чем он видит основы мастерства Вертинского, отвечал: «Прежде всего – в выразительности его пения, в блестящем владении искусством интонации, в образности жеста, в умении какими-то своеобразными средствами, главным образом, движением пальцев, создавать образы, перевоплощаться. Такого умения владения руками, таких „поющих" рук я не знаю ни у одного из актеров».

Вертинский не похож на современных бардов, хотя они тоже объединяют в одном лице поэта, композитора и исполнителя. Он – сын еще той давней эпохи, когда культура интеллигенции не оторвалась от дворянской почвы, когда принято было «французское воспитание»… Тем не менее та культура была русской национальной культурой, и потому-то Вертинский понятен, он – истинно русский артист. Он создавал песни, глубоко раскрывающие невероятно сложный духовный мир человека, сомневающегося, бунтующего, жизнестойкого, могущего ради убеждений поступится многим – положением, выгодой, всем, кроме святого – любви к родине.

Сочинения Вертинского А.Н. Дорогой длинною… М., 1990; За кулисами. М., 1991.

Екатерина Юдина

Энциклопедия Кругосвет

bookinistic.narod.ru

Александр Вертинский — родоначальник авторской песни znamus.ru

Краткая биография

Александр Николаевич Вертинский родился 21 марта 1889 года, в Киеве. Его отец занимался адвокатской и журналистской практикой. Брак Николая Вертинского с матерью Александра, Евгенией Сколацкой, не был оформлен, так как первая жена не дала ему развода. В пять лет Александр остался сиротой – сначала внезапно умерла его мать, потом слёг от тоски с быстро развившейся чахоткой его отец. Мальчик был передан на воспитание одной из своих тёть.

В детстве Александр учился плохо, из-за чего сначала был переведён из одной гимназии в другую, а затем и вообще исключён. В подростковом возрасте он становится другом дома Софьи Зелинской, преподавательницы гимназии, у неё общается с целым созвездием знаменитостей – Николаем Бердяевым, Михаилом Кузминым, Марком Шагалом, Натаном Альтманом. Под их влиянием Александр пробует заниматься литературой, артистической деятельностью, но первое его выступление проваливается из-за внезапно обнаружившегося страха перед аудиторией.

К двадцати годам Александр кем только не работал: продавцом открыток, грузчиком арбузов, корректором в типографии, помощником бухгалтера в гостинице. Решив найти применение своим талантам, пока не совсем понятным даже ему самому, Александр уезжает в Москву.

В Москве Александр занимается в нескольких любительских литературных и театральных кружках, ставит спектакль по произведениям Александра Блока «Роза и Крест», становится вольным слушателем Московского университета. Зарабатывает на жизнь уроками сценического мастерства, которые даёт «купеческим дочкам». После знакомства с футуристами, Вертинский перенял их манеру шокировать окружающих своим внешним видом – он выходил на улицы в куртке с помпонами вместо пуговиц, набелённым лицом, моноклем в глазу и так далее.

Первую свою актёрскую работу Вертинский получил в театре Марии Арцыбушевой – она сама предложила ему попробоваться на актёрском поприще, а когда он спросил её о том, сколько он будет получать… «ни о каком жаловании не может быть и речи, но… в три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами…»

В 1912 году Александр начал сниматься в кино, и к 1918 году успел поучаствовать во многих русских немых кинолентах в эпизодических ролях.

В 1913 году Вертинский пытался поступить в Художественный театр, но провалился на последнем этапе, войдя в «пятёрку лидеров». Станиславскому не понравилось, что он картавит…

В начале Первой мировой войны Вертинский служил в санитарном поезде, который, впрочем, вскоре расформировали. В 1915 году Вертинский вернулся в Москву.

В конце 1915 года к Вертинскому приходит слава – именно тогда он предложил Арцыбушевскому театру свой номер «Песенки Пьеро», с которым затем его приглашали и другие известные театры.

Приняв Февральскую революцию, Вертинский бежит от Октябрьской. В ноябре он даёт последние концерты в Москве и уезжает с гастролями на юг, последние концерты даёт в Севастополе, после чего уезжает за границу, о чём начинает жалеть практически сразу же. Попав в Турцию, покупает паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса – тем самым он исключил себя из категории «русских эмигрантов», мог свободно ездить по миру и работать в различных странах, что он и делал.

Сначала Вертинский отправился в Румынию, но был там сочтён «советским агентом», поэтому он уехал в Польшу, где жил с 1923 по 1927 годы, много выступал в этот период, побывал с гастролями в Австрии, Венгрии, Германии. В это же время женился в первый раз на еврейской девушке Рахиль, которая при регистрации брака была записана как Ирен Вертидис. Они быстро разошлись.

С 1927 года Вертинский живёт во Франции. Осенью 1934 он отправляется на гастроли по американским городам. В США ему предлагают снять фильм о его судьбе – препятствием стала необходимость знания английского языка. Прекрасно говоривший по-французски и по-немецки, Александр терпеть не мог английскую речь. Фильм не состоялся.

После Франции Вертинский отправляется в Китай, где остаётся на восемь лет. Там он встретил свою вторую жену, Лидию Циргава, там у него родилась первая дочь. И там же он впервые попал в тяжёлые финансовые условия. Работая в двух местах, чтобы прокормить семью, он каждый день выкупал из ломбарда свой фрак и каждый день нёс сдавать его обратно.

Основной аудиторией Вертинского за рубежом были российские эмигранты. Среди знаменитых иностранцев, посещавших его концерты, были: король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Вандербильты, Ротшильды. Шаляпин называл Вертинского «великим сказителем земли русской».

Уже с начала 20-х годов Вертинский предпринимает попытки вернуться на Родину, обращается с этой просьбой к Луначарскому, во время его зарубежной поездки, но получает отказ. Несколько раз он повторял эту просьбу – и столько же раз получал отказ. Только в 1943 году просьба Вертинского была удовлетворена, после письма, написанного на имя В.М. Молотова. После 23 лет эмиграции Вертинский с женой, тёщей и маленькой дочерью приехал в СССР. Сразу после возвращения он начал выступать перед ранеными бойцами, давал по 24 концерта в месяц.

После окончания войны продолжил сниматься в кино: «Анна на шее», «Заговор обречённых» (получил за него Сталинскую премию), «Великий воин Албании Скандербег»…

На Родине у Вертинского родилась вторая дочь. Обе – Анастасия и Марианна – унаследовали от отца актёрский талант, стали замечательными актрисами, хотя Александр Вертинский не хотел для них такой судьбы, считая, что актёрский хлеб слишком труден и нестабилен.

В конце жизни Вертинский начал писать мемуары: книгу «Четверть века без родины», рассказы «Дым», «Стёпа», книгу «Дорогой длинною…» Последняя осталась незаконченной.

Александр Николаевич Вертинский умер 21 мая 1957 года в Ленинграде.

znamus.ru

биография, личная жизнь. Фильмы и сериалы

«Год золотой рыбки», «Оранжевая любовь», «Свои дети», «Восток-Запад», «Непокоренный», «Мажор», «Лето волков» - фильмы и сериалы, благодаря которым зрителям запомнился Вертинский Алексей. Талантливый актер к 61 году успел сняться более чем в пятидесяти кино- и телепроектах. Преимущественно Алексею достаются комедийные роли, что его полностью устраивает. Какова же история звезды?

Вертинский Алексей: семья, детство

Мастер комедийных ролей появился на свет в украинском городе Сумы, произошло это в январе 1956 года. Многие задаются вопросом о том, имеет ли Вертинский Алексей отношение к прославленной династии Вертинских. Сам актер утверждает, что какое-то родство безусловно есть. В прошлом его родная тетя поддерживала отношения с дочерями артиста Александра Вертинского.

Алексей родился в многодетной семье, у него есть брат и две сестры. Профессиональная деятельность его отца и матери не имела отношения к миру драматического искусства. Семья жила небогато, Алексей, младший ребенок, вынужден был донашивать вещи старших детей. В своих интервью Вертинский нередко шутит, что добиваться славы его в свое время заставила любовь к красивой одежде.

Юношеские годы

Интерес к актерской профессии Вертинский Алексей продемонстрировал еще в детстве. В школьные годы он активно играл в любительских спектаклях. После окончания школы молодой человек присоединился к творческому коллективу Сумского театра имени Щепкина. Никто не верил в то, что он добьется успеха на этом поприще. Во многом это было связано с экстравагантной внешностью начинающего актера. Непослушные волосы, глубоко посаженные глаза, длинный нос – Алексей относился к своим «недостаткам» с юмором.

В театре имени Щепкина Вертинский прослужил недолго. Юношу призвали в армию, а затем он стал студентом Московского эстрадно-циркового училища. В те годы ему было все равно, какое именно учебное заведение окончить, Алексей хотел просто получить диплом. Однако позже актер осознал, что ему посчастливилось получить прекрасное образование.

Поиски себя

Выпускником эстрадно-циркового училища Вертинский Алексей стал в 1980 году. Около трех лет молодой человек посвятил службе в Новосибирском цирке. Он добился определенных успехов в роли артиста разговорного жанра, исколесил со своей труппой всю Сибирь. Зрители приходили в восторг от его тандема с Михаилом Кузнецовым.

Далее Алексей какое-то время прожил в Находке, исполнял обязанности руководителя Дома культуры моряков. Затем наступил кризис 90-х, который пагубно отразился на карьере многих артистов. Вертинскому в эти годы также пришлось несладко. Он сменил несколько театров, подрабатывал сторожем, продавцом, санитаром. Иногда ему казалось, что жизнь закончилась, Алексей даже стал злоупотреблять спиртным.

Театр

В 1997 году актер Алексей Вертинский влился в коллектив Молодого театра, затем стал сотрудничать и с театром «Браво». Жизнь его постепенно налаживалась, вредные привычки остались в прошлом.

«Синий автомобиль», «Дядя Ваня», «Наполеон и Жозефина» - нашумевшие постановки с его участием. Также Алексей был задействован в опереттах «Тетка Чарлея», «Марица».

Первые роли

Из биографии Алексея Вертинского следует, что впервые он попал на съемочную площадку еще в 1980 году. Актер дебютировал в военной драме «Свадебная ночь», в которой ему досталась роль второго плана. Далее последовал длительный перерыв.

Вернуться на съемочную площадку Вертинскому удалось лишь в 1999 году. Он воплотил образ полицейского в картине «Восток-Запад». Далее актер сыграл полковника Бизанца в «Непокоренном», снялся в сериале «Приватная милиция». В телефильме «Безумный день, или Женитьба Фигаро» персонажем Алексея стал доктор Бартоло. В «Дружной семейке» он блестяще справился с ролью Дядюшки Сигизмунда.

Далее актер снялся в фильмах и сериалах, список которых приводится ниже.

  • «Пепел Феникса».
  • «Пять звезд».
  • «12 стульев».
  • «Леся плюс Рома».
  • «Последний осенний лист» (короткометражка).
  • «Оранжевое небо».
  • «Звездные каникулы».
  • «Прорвемся!».
  • «Богдан-Зиновий Хмельницкий».
  • «Вернуть Веру».
  • «Дедушка моей мечты 2».
  • «Ситуация 202».
  • «Оранжевая любовь».
  • «Инди».
  • «Когда ее совсем не ждешь».
  • «Год золотой рыбки».
  • «Бывшая».
  • «Свои дети».

«Девять жизней Нестора Махно»

Конечно же, выше упоминаются еще далеко не все фильмы и сериалы, в создании которых принял участие Вертинский. «Девять жизней Нестора Махно» - многосерийная историческая лента, представленная на зрительский суд в 2007 году. Сюжет позаимствован из одноименного произведения Болгарина и Смирнова. Картина, как легко догадаться из названия, рассказывает о жизни и деяниях знаменитого революционера-анархиста.

В исторической драме «Девять жизней Нестора Махно» Алексею досталась пусть и небольшая, но яркая роль. Он убедительно сыграл генерала Врангеля.

Что еще посмотреть

Какие еще сериалы и фильмы Алексея Вертинского заслуживают внимания его поклонников? Список кино- и телепроектов предлагается ниже.

  • «Красный жемчуг любви».
  • «Рука на счастье».
  • «Блаженная».
  • «Капля света».
  • «Только любовь».
  • «Домашний арест».
  • «Остров ненужных людей».
  • «Кедр» пронзает небо».
  • «Ящик Пандоры».
  • «Лето волков».
  • «Ржевский против Наполеона».
  • «Женский доктор».
  • «Одесса-мама».
  • «Билет на двоих».
  • «Шеф полиции».
  • «Мажор».

Из относительно недавних достижений звезды следует отметить съемки в сериалах «Все могут короли» и «Завещание принцессы».

Личная жизнь

Как складывается личная жизнь Алексея Вертинского? Талантливый актер четыре раза вступал в законный брак. С тремя первыми женами он развелся быстро. Счастье Алексей обрел в четвертом браке. О его избраннице Татьяне известно лишь то, что она не имеет отношения к миру кино и театра.

fb.ru

Биография Александр Вертинский

Детство будущего артиста было не совсем радостным. Его отец не мог жениться на его матери, хотя у них уже родилось двое детей, поскольку первая жена не давала развода. Своих внуков пришлось усыновить деду, а после смерти родителей брат и сестра вообще оказались в разных семьях у родственников матери и долгое время ничего не знали о судьбе друг друга.

Они встретились спустя много лет, когда уже выросли, оба стали артистами и играли в различных труппах. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго: позже, во время войны, сестра Вертинского погибла, по слухам, от передозировки кокаина.

Сам же Александр Вертинский последовательно и достаточно настойчиво шел к своей будущей профессии. В гимназические годы он больше предпочитал посещать различные "действа", одинаково часто ходил и в церковь, и в театр. Ведь он вырос в Киеве, который славился своими культурными традициями и куда в то время приезжали многие знаменитости - Д. Ансельмо, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой "богемы". Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии. Но позже в книге воспоминаний "Дорогой длинною... " он не расскажет об этом ни слова.

Вспоминая свою жизнь, Вертинский только будет подробно анализировать, почему его так тянуло на сцену. В то время ему мешало многое - природная застенчивость, неумение произносить букву "p", однако впоследствии он постарался обратить этот свой недостаток в достоинство и научился очень своеобразно грассировать.

Постепенно Вертинский обрел также собственный неповторимый стиль выступлений, основанный на особенностях его говоряще-поющего голоса. Каждую песню он превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Их образы были лаконичны, намечены отдельными, запоминающимися штрихами.

"Дитя двадцатых годов", Вертинский впервые появился на эстраде в 1915 году, воспевая одиноких бедных деточек, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы. Он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы.

Вначале Пьеро был традиционно белым, но через некоторое время Вертинский сделал его костюм черным. Со временем он отказался и от него, выходя на эстраду в цилиндре и черном фраке с ослепительно белой манишкой и в лаковых туфлях. Контрастное сочетание черного и белого придавало образу Вертинского особую элегантность и даже загадочность.

Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку. Маленькие песни Вертинского назывались "ариетками" или "печальными песенками Пьеро". И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.

Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились - их запоминали и передавали из уст в уста. У него было множество поклонниц, и он с легкостью завязывал романы.

Судьба Вертинского резко изменилась в двадцатые годы. Как и многие другие деятели русской культуры, он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. Певец покинул Россию в ноябре 1920 года и поначалу оказался в Греции, где купил греческий паспорт и только потом поехал дальше. Наличие иностранного паспорта выводило его из категории русских эмигрантов и давало возможность работать. Вместе с Ф. Шаляпиным, И. Мозжухиным, А. Павловой, которых один из критиков позже назвал "детьми серебряного века", Вертинский постепенно завоевал зрителя сначала в Европе, а затем и за океаном. Но тематика его песен изменилась. Если до революции он пел о разных экзотических странах, то теперь его музой стала ностальгия по прошлому. Он поет не о радости души, а о спасении России.

С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по всей Европе. В Сопоте он познакомился с девушкой Ирен, и вскоре она становится его женой. Правда, брак их продолжался недолго. Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США. После удачных гастролей он снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, перебравшись оттуда в Китай. Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. Естественно, что в эти годы творчество Вертинского сильно изменилось.

Изменились и его песни. Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В тридцатые годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов.

Все долгие годы эмиграции Вертинский стремился вернуться в СССР. Он обращался к письмами к Войкову и Луначарскому. Однако все его патриотические настроения неизбежно разбивались о прозу жизни. История возвращения Вертинского в СССР достаточно сложна и драматична. Он несколько раз подавал прошение, но ему отказывали в выдаче визы и паспорта. В 1937 году Вертинскому разрешают вернуться, но без жены, а потом и вовсе отменяют разрешение в связи с начавшимися репрессиями.

Видимо, его возвращение в 1943 году, когда война еще не кончилась, должно было символизировать сплоченность советского народа в борьбе с немецким фашизмом. Вертинский вернулся не один, а с семьей, которую нужно было обеспечивать.

Еще не закончилась война, но люди продолжали жить и уже думали о мире. Поэтому песни Вертинского оказались близки и понятны широкой публике. Он пел для раненых и сирот, колесил с концертами по всей стране, проехал и по Сибири, и Средней Азии. После войны он продолжил сниматься в кино.

Приход Вертинского в кино можно, пожалуй, считать случайным. Вначале он играл в немом кино, дебютировав в 1912 году в роли ангела в фильме "Чем люди живы", вероятно, просто ради заработка и из-за любопытства. Поэтому несколько лет он состоял на различных подсобных работах при съемочных группах в ателье А. Ханжонкова, исполняя в основном небольшие роли.

Но даже если признать верной версию, изложенную в справочнике "Актеры советского кино", что Вертинский снимался в основном в эпизодах, все равно получится, что на его счету будет более десятка подобных ролей. Среди них чаще отмечают те, что сыграны в фильмах 1916 года, - таинственного бродяги Анатоля Северака в картине "Король без венца" и антиквара в картине "От рабства к воле".

В эмиграции актер снимался, по его собственному признанию, в немецких и французских лентах, отчасти благодаря протекции И. Мозжухина. Однако, несмотря на неоднократные предложения, Вертинский не сделал карьеру в Голливуде, поскольку не знал в достаточной степени английского языка.

В России в пятидесятые годы использовали его характерную внешность и, по мнению кинематографистов, врожденный аристократизм, что Вертинский с блеском продемонстрировал в роли князя в известном фильме 1954 года "Анна на шее". Но для того чтобы сняться в фильме "Заговор обреченных" в роли кардинала Бирнча, Вертинскому пришлось глубоко вживаться в далекий от его творческого амплуа образ. Запоминается и работа актера в фильме "Великий воин Албании Скандербег", где он сыграл роль дожа Венеции.

Практически нереализованным остался талант Вертинского как чтеца. Он знал множество стихов наизусть, цитировал всегда много и к месту, любил играть с близкими ему людьми в своеобразную игру - "Откуда это".

В эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому в 55 лет пришлось начинать все сначала, давать по 24 концерта в месяц, ездить по всему Советскому Союзу, где не всегда создавались необходимые условия для выступлений. Вместе с новыми темами в его песнях звучали и старые мотивы - экзотика, тоска по прежней жизни, жажда новых ощущений.

Но все равно Вертинский чувствовал себя свободным, потому что был востребован. Он работал до последнего дня жизни и умер на гастролях, неожиданно, очевидно от сердечной слабости.

.

Мы стремимся к тому, чтобы предоставленная на сайте информация была наиболее точной и полной. Если у вас есть дополнения или вы заметили неточность в биографии Александр Вертинский, вы можете отредактировать биографию с учетом ваших замечаний. После модерации, биографии Александр Вертинский с вашими дополнениями и корректировками будет доступна другим пользователям. Зарегестрированные пользователи могут набирать баллы за добавление информации (биографий, текстов, аккордов), таким образом участвуя в рейтинге наиболее активных пользователей.

www.megalyrics.ru