Содержание
В России за четыре года вдвое выросло число атеистов — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 12 ноября
EUR ЦБ: 61,54
(+0,54)
Инвестиции, 11 ноя, 16:05
Курс доллара на 12 ноября
USD ЦБ: 60,22
(-1,03)
Инвестиции, 11 ноя, 16:05
В России вновь отменили премьеру фильма «Мы» по роману Замятина
Технологии и медиа, 11:06
Как технологии помогают сохранить Мировой океан
Зеленая экономика, 11:00
Как быстро продать авто с пробегом
РБК и Авто. ру, 10:48
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Малкина признали третьей звездой дня в НХЛ
Спорт, 10:47
Овечкин своими бросками травмировал двух игроков «Тампы». Видео
Спорт, 10:37
FT назвала два недостатка подготовки ВСУ в Британии
Политика, 10:33
Один из причалов КТК возобновил работу после ремонта
Бизнес, 10:27
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Малкин четвертым из россиян в истории НХЛ забросил 450-ю шайбу
Спорт, 10:16
Интеллигентность — это про чувство вкуса. Как ее оценить
РБК и ГАЛС, 10:01
Morgan Stanley: почему сейчас лучшее время для дивидендных акций
Pro, 10:00
Как приток россиян изменил экономику Грузии
Политика, 10:00
Баффет теряет деньги: на чем погорели инвестиции Berkshire Hathaway
Инвестиции, 10:00
Тартар из оленины с одуванчиком и суп на саке с вонголе: что попробовать
Стиль, 10:00
Рогов заявил об усилении украинских войск на запорожском направлении
Политика, 09:59
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Вклад «Стабильный»
Ваш доход
0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Чаще других атеистами себя считают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Больше всего в России православных, на их долю приходится 66% респондентов
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
В России с 2017 года вдвое выросла доля неверующих людей. Об этом по итогам своего исследования сообщил ВЦИОМ.
По данным исследования, если в 2017 году атеистами себя называли 7% россиян, то в 2021 году их число выросло до 14%. При этом в 2019 и 2020 годах о том, что они неверующие, говорили 12%.
Чаще других атеистами себя считают молодые люди от 18 до 24 лет (22%). Немногим меньше тех, кто старше: на долю тех, кому от 25 до 34 лет, приходится 18% атеистов. Кроме того, по 11% неверующих приходится на тех, кому 35–44 года, а также 45–59 лет. 15% неверующих приходится на опрошенных россиян, которые старше 60 лет.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Число колеблющихся между верой и неверием почти не изменилось. В 2017 году так отвечали 5% опрошенных, в 2021-м — 6%.
Что же касается последователей различных религий, то о своей принадлежности к православию сообщили больше всего россиян — 66%. В 2017 году так говорили 75% опрошенных. На последователей ислама приходится 6% (с 2017 года ситуация не изменилась). По данным ВЦИОМа, по 1% опрошенных называли себя буддистами и протестантами.
Еще 4% опрошенных россиян, отвечая на вопрос: «Последователем какого мировоззрения или религии вы себя считаете?» — выбрали вариант: «Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу». В 2017 году их число было таким же (4%).
В исследовании приняли участие 1,6 тыс. россиян, которым старше 18 лет. Специалисты ВЦИОМа опрашивали их по телефону.
Летом 2020 года свое исследование опубликовали аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По этим данным, за пять лет россияне стали меньше времени уделять спорту и религии и начали чаще посещать культурные мероприятия. Согласно исследованию, женщины сократили время молитвы и других религиозных практик на 21%, мужчины — на 27%. В среднем россияне стали молиться примерно на минуту в день меньше.
Авторы
Теги
Максим Ярыгин
Вклад «Стабильный»
Ваш доход
0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Православная вера и таинство крещения
МОСКВА, 14 августа 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, сколько россиян считают себя православными и каково в нашем обществе отношение к обряду крещения.
Православие — самая распространенная религия среди россиян. Приверженность ей декларируют 63% россиян. Чаще всего это люди в возрасте от 35 до 44 лет (65%), от 45 до 59 лет (65%) и старше 60 лет (74%). Реже других относят себя к сторонникам православия представители молодежи от 18 до 24 лет (23%), хотя в группе респондентов от 25 до 34 лет доля сторонников православия выше в 3 раза – 62%.
Абсолютное большинство сторонников православной веры прошли обряд крещения (86%), из которых 66% приняли таинство крещения по решению родителей или родственников, а 20% решили вступить в ряды православных самостоятельно. Причем в первом случае прохождение обряда крещения происходило чаще всего в детском возрасте (средний возраст прохождения обряда крещения составил четыре года, однако чаще всего россияне крестят детей в годовалом возрасте), а во втором случае люди обычно принимают решение уже в более зрелом возрасте (средний возраст — 31 год, наиболее распространенный — 30 лет).
Мотивацией для тех россиян, кто самостоятельно решил принять таинство крещения, чаще всего является желание воцерковиться, осознание того, что это необходимо, а также состояние души (20%). Еще 15% из них хотели таким образом обозначить свою причастность к православной вере и утвердить собственную веру в Бога, 14% последовали примеру крещеных родственников, окружению, 12% крестились вместе со своими детьми.
При этом 12% опрошенных, декларирующих принадлежность к православной вере, обряда крещения не проходили. Однако 19% из них хотели бы принять таинство крещения, чаще всего с целью быть ближе к Богу, утвердить свою веру (19%) или потому, что так принято (12%). Большинство же представителей этой группы не планируют в будущем креститься (68%), а среди причин обычно называют отсутствие веры (29%), интереса и желания (20%), смысла в этом действии (14%).
В целом россияне придерживаются мнения, что православному человеку необходимо проходить обряд крещения (75%). Особенно актуальна эта точка зрения среди представителей женской аудитории (79%) и людей старшего возраста 60+ (82%). Обратного мнения придерживаются 8% опрошенных, преимущественно те, кому от 18 до 24 лет (19%) и от 25 до 34 лет (13%).
Относительно оптимального периода для приобщения к православной вере большинство высказываются в пользу прохождения обряда крещения в детском возрасте (60%). Чаще всего так считают женщины (64%), 45-59-летние граждане (63%) и люди старшего возраста 60+ (69%). При этом треть опрошенных считают, что лучше принимать решение о принятии таинства крещения во взрослом возрасте (34%). Данная точка зрения распространена среди мужчин (39%), а также респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (59%), от 25 до 34 лет (38%) и от 35 до 44 лет (37%).
Версия на английском языке.
Defender of the Faith
Клиффорд Р. Гольдштейн, сентябрь/октябрь 2016 г.
История, возможно, вымышленная, облетела всю Швецию несколько десятков лет назад. Советский аппаратчик пришел к политическим лидерам в Стокгольме в 1970-х годах с одним отчаянным вопросом. — Как тебе это удалось? он спросил. То есть Как вам удалось искоренить религию? Хотя шведы не совсем искоренили религиозную веру, несомненно, Швеция не была и не остается особенно религиозной страной — цель, которую большевики не смогли достичь в Советском Союзе даже за полвека аресты, расстрелы и тюремные сроки в ГУЛАГе.
Конечно, это было тогда, это сейчас, и в Кремле теперь совсем по-другому, чем во времена большевиков. Спустя десятилетия после распада Советского Союза и подъема путинской России религия, в частности, Русская православная церковь, пережила возрождение влияния и власти, особенно как мощный политический союзник президента Владимира Путина, поддерживая его, например. , в своей бомбардировке Сирии и даже одобряя то, что лидеры церкви назвали «священной битвой».
Каковы последствия этого возрождения Русской Православной Церкви и как ее вновь восстановленная власть может нарушить хрупкий баланс религиозной свободы в стране, которая исторически не была дружелюбна к религиозным меньшинствам?
Великий раскол
Большинство людей в западном мире знают о присутствии римской или латинской церкви и видят возрождение папства. Большинство людей также знают о различных православных церквях: греческой, сербской, русской и других. Однако многие не осознают, что эти разные церкви существуют почти тысячу лет назад, что является результатом того, что было названо Великим расколом.
Хотя разногласия — богословские, политические и церковные — назревали в первом тысячелетии церкви, в XI веке, после серии реформ, расширивших власть папства, Римская церковь стала более диктаторской и автократической. Папа Лев IX, заявляя о своей прямой преемственности от апостола Петра, утвердил прямую юрисдикцию над всей церковью, на Востоке и на Западе. Хотя раскол обычно датируется 1054 годом, когда папа Лев IX и патриарх Михаил I отлучили друг друга от церкви, основной причиной был спор о папской власти.
Теология, однако, также была задействована: например, во вставке «филиокве» в предложение Никейского символа веры. Предложение в оригинале гласило: «Веруем в Духа Святого, Господа, Животворящего, Который от Отца исходит. Который со Отцом и Сыном поклоняется и прославляется». Позже, в шестом веке, это предложение было изменено на следующее: «Веруем в Святого Духа, Господа, животворящего, исходящего от Отца и Сына. Которому вместе с Отцом и Сыном поклоняются и прославляют». (Слово «филиокве» переводится как «Сына», отсюда и название «филиокве».) Восточные церкви возражали против того, что они считали не только несанкционированным изменением, но и богословски сомнительным. Разграбление Константинополя западными крестоносцами также обострило раскол между Востоком и Западом. Таким образом, произошло разделение между Востоком и Западом, существующее и по сей день, несмотря на попытки примирения, в основном с римской стороны разделения.
Русская Православная Церковь h
По преданию, христианство было впервые представлено русским апостолом Андреем в I веке н. роль в христианизации Руси , и к Х веку восточное христианство прочно утвердилось на Руси. После этой христианизации киевский князь Владимир I официально принял византийское христианство в 9 г.88 г. н. э. — религия Восточной Римской империи — как государственная религия. Хотя у церкви были свои взлеты и падения на протяжении столетий (включая монгольское нашествие), с восхождением Петра Великого на российский престол (1682-1725) Русская Православная Церковь значительно расширилась географически, достигнув Аляски и даже Калифорнии!
В двадцатом веке, когда западное культурное, политическое и социальное влияние проникло в царскую Россию, Русская православная церковь стала мощной силой для защиты русской культуры и ценностей от того, что считалось упадком Запада — тема временами перекликались с произведениями русского романиста Федора Достоевского, ярого националиста, приверженца Русской православной церкви и яростного противника римского католицизма.
Как крупнейшая религиозная организация в России и наиболее политически и культурно влиятельная Русская Православная Церковь считалась большой угрозой для большевиков. Таким образом, он столкнулся с жестокими преследованиями в течение семи десятилетий коммунистического правления. Тысячи священнослужителей были убиты, отправлены в ссылку или заключены в ГУЛАГ; большинство церквей было закрыто, а религиозное образование было запрещено. Во время Второй мировой войны Сталин, стремясь использовать церковь для поднятия морального духа, разрешил ограниченное возрождение церковной деятельности, но все это строго контролировалось государством. Однако, как показывает вступительная иллюстрация этой статьи, советскому режиму так и не удалось полностью подавить религиозную веру, несмотря на все его усилия.
Путин и Русская Православная Церковь
Опять же, это было тогда, это сейчас, а теперь — при Путине — все изменилось. Хотя бывший агент КГБ однажды назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой века», президент Путин, по-видимому, испытал религиозное пробуждение и теперь является самопровозглашенным христианином и приверженцем Русской православной церкви. По некоторым данным, бывший воинствующий атеист столкнулся с некоторыми личными кризисами, которые заставили его стать христианином. Другие утверждают, что это политическая целесообразность — способ помочь ему заручиться поддержкой церкви для своих политических планов (как Саддам Хусейн, который в последний день своего режима внезапно надел атрибуты религии в надежде заручиться поддержкой ). Какими бы ни были мотивы, Путин, похоже, весьма ревностно относится к вере, стремясь установить некое досоветское сочетание церкви и государства.
«Прежде всего, — сказал Путин, — мы должны руководствоваться здравым смыслом. Но здравый смысл должен основываться в первую очередь на моральных принципах. И сегодня невозможно отделить мораль от религиозных ценностей».
Он похож на покойного Джерри Фалуэлла или Пэта Робертсона, а не на бывшего оперативника KBG. Тем не менее, в обществе, которое изо всех сил пытается заполнить пустоту, оставшуюся после распада советской империи, Русская православная церковь предлагает некоторую моральную стабильность нации, стремящейся найти свою идентичность в дивном новом постсоветском мире. Русская православная церковь считает себя духовным голосом и идеологическим оплотом русской нации, и опрос за опросом показывают, что церковь является одним из самых уважаемых институтов в стране.
В 2011 году Патриарху Кириллу, главе Русской православной церкви, было разрешено переехать в сам Кремль, что стало мощным символическим актом, продемонстрировавшим растущее влияние церкви (представьте, что Билли Грэм много лет назад получил официальную резиденцию в Белом доме). !). Путин призвал церковь наладить отношения с вооруженными силами, и теперь православные священники часто окропляют российские космические ракеты святой водой перед стартом. Православная церковь даже провела богослужение в честь национального запаса ядерного оружия!
«Многие думают, что церковь — это только духовенство, и она не должна говорить о светских делах, но мы преодолели это советское наследие», — говорит протоиерей Всеволод Чаплин. «Церковь — это миллионы людей, и они имеют полное право говорить о проблемах общества, особенно этических, таких как семейные ценности, коррупция, образовательная политика, аборты и отношения с властью. В наши дни многие священники говорят о таких вещах, и я думаю, что это хорошо».
И когда они это делают, кажется, что правительство тоже прислушивается. Недавним примером ее растущей силы стала женская панк-рок-группа Pussy Riot, которая устроила непочтительное и незаконное выступление в главном соборе Москвы. Возмущенная этим актом «богохульства», церковь настояла на том, чтобы обвинения были повышены с относительно незначительного правонарушения «хулиганство» до добавления «с намерением разжечь религиозную ненависть». Церковь победила, в результате чего три молодые женщины получили два года в трудовых лагерях.
Другим примером более тесных связей стало отношение Православной церкви к российской интервенции в Сирии. Всеволод Чаплин, бывший глава отдела по связям с общественностью Русской православной церкви, сказал, что «борьба с терроризмом — это священная битва, и сегодня наша страна, пожалуй, является самой активной силой в мире, борющейся с ним».
В статье Foreign Policy говорится: « Поскольку около 70 процентов россиян считают себя православными христианами, Кремль полагался на церковь — и на Чаплина, одного из ее публичных лиц, — для усиления общественной поддержки военных действий в Сирии. Патриарх Православной церкви Кирилл, верный союзник Кремля, также вмешался, высоко оценив то, что он назвал решением России «защитить сирийский народ от бед, вызванных тиранией террористов». и другие исламские экстремистские группировки в Сирии, русские работают над спасением христиан от преследований. Должно быть, это один из самых ироничных исторических поворотов в том, что Владимир Путин, бывший член Советского Союза, теперь считается великим защитником христианской веры.
Свобода вероисповедания в России сегодня
Без вопросов: после распада Советского Союза всем религиям, включая Русскую Православную Церковь, были предоставлены свободы, невиданные десятилетиями. Но это вряд ли означает, что религиозная свобода процветает в России, которая даже до прихода коммунизма едва ли была дружелюбна к какой-либо другой религиозной точке зрения, кроме русского православия. Наоборот, многие религии, за исключением Русской Православной Церкви, и сегодня переживают непростые времена в России. Так, в отчете Комиссии США по международной религиозной свободе за 2015 год говорится: «На фоне резкого роста нарушений прав человека в России продолжаются серьезные нарушения свободы религии или убеждений». Среди многих других вопросов в докладе выражается обеспокоенность по поводу 1997 религиозного закона, который «устанавливает обременительные процедуры регистрации и уполномочивает государственных чиновников препятствовать регистрации или препятствовать строительству или аренде культовых сооружений».
Не помогать делу — это понятие, называемое «канонической территорией». Он учит, что церковные и властные границы различных православных церквей совпадали с политическими подразделениями: отсюда Сербская, Хорватская, Армянская, Русская и другие православные церкви, каждая из которых имеет владения в своих странах. Русская Православная Церковь, как досоветская, так и нынешняя постсоветская, считает себя единственной и единственной истинной церковью для самой России (хотя границы и сейчас остаются спорными), и она никогда не относилась с любовью ни к какой другой вере, в том числе к другим православным. сообщества, вторгшиеся на его территорию.
В прошлом русские часто проявляли ксенофобию, и Путин питает эту черту, особенно в отношениях с Западом. Многие видят в Русской православной церкви моральный и духовный оплот против западного влияния, в том числе западных религий (то есть католицизма и протестантизма). Исторически Русская православная церковь не была открыта для других конфессий на российской земле, и, судя по всему, сегодня она ведет агрессивную работу по сохранению гегемонии на своей «канонической территории». Хотя сама церковь ничего не может сделать напрямую, ее постоянно растущее влияние позволяет ей делать то, что ее заклятый враг, Римско-католическая церковь, веками делала в своих владениях: использовать светскую власть государства для подавления или даже преследования соперников или тех, кого считали «еретиками». Таким образом, многие группы — евангелисты, свидетели Иеговы и другие «нетрадиционные конфессии» (то есть все, кроме иудеев, мусульман, буддистов и православных христиан) — сталкиваются с продолжающейся борьбой, поскольку чем РПЦ жить и работать в России.
Что ждет свободу вероисповедания в России в будущем, остается неизвестным, особенно для любой религиозной организации, кроме Русской Православной Церкви. Для русских православных, пока Путин считает церковь полезной, будущее выглядит хорошим или, по крайней мере, лучше, чем для тех, кто не принадлежит к ее кругу.
Автор статьи: Клиффорд Р. Гольдштейн
Клиффорд Гольдштейн пишет из Оолтева, штат Теннесси. Раньше он был редактором журнала Liberty, а теперь редактирует уроки изучения Библии для Церкви адвентистов седьмого дня.
Христианам запрещено обсуждать свою веру вне церкви
Христианам в России теперь запрещено обсуждать свою веру вне церквей и других специально отведенных мест в соответствии с новыми законами о борьбе с терроризмом.
Начиная со среды запрещено проповедовать, учить или делиться верой за пределами контролируемых государством территорий.
Старший лидер протестантской церкви в России Сергей Ряховский заявил, что закон «создает основу для массовых преследований верующих».
Российские официальные лица настаивают на том, что он предназначен для борьбы с терроризмом и направлен на проповедь исламской ненависти.
Новый закон был принят почти единогласно российскими депутатами и означает, что любой, кто будет уличен в распространении своей веры вне церкви, будет оштрафован на сумму не менее 600 фунтов стерлингов.
Некоторые опасаются, что это способ обуздать растущее число домашних церквей по всей стране. В настоящее время только в Москве около 1000 человек.
Сергей Вдовин из Русского евангелического альянса сказал, что он рассматривал возможность покинуть страну из-за нового закона.
Выступая в программе Premier News Hour, он сказал: «Я думал об этом, молился три дня и сказал: «Ну, кто здесь живет, молится и проповедует?»
«Итак, я останусь здесь, несмотря ни на что, и Господь больше, чем все, что люди могут сделать, так что, если вы находитесь под Его защитой, что могут сделать вам люди?
«Что этот закон может сделать против настоящих христиан ? Ничего такого. Они просто продолжат служить вместе и станут более очищенными, сплоченными и преданными».
Пол Робинсон, исполнительный директор благотворительной организации по борьбе с преследованиями Release International, сказал: «Поставьте себя на место простых русских христиан.
«Вы приглашаете своего соседа в христианскую домашнюю группу. Вы отправляете электронное письмо, чтобы подтвердить это. Вы только что нарушили закон — дважды.
«С 20 июля Россия намерена относиться к простым христианам так же, как к потенциальным террористам.
«Этот закон ограничивает места, где христиане могут собираться и как они могут рассказывать другим о своей вере. Руководители церкви предупреждают о возвращении к старой нехорошей советской эпохе, когда церковь была загнана в подполье.»
«Наше обращение к президенту Путину: пожалуйста, не путайте христиан с террористами. Подумайте еще раз, сэр, об этом законе и его последствиях для простых российских верующих».
Группа юристов-христиан готовится оспорить закон в Конституционном суде страны.
Послушайте, как Ханна Тули из премьер-министра разговаривает с Сергеем Вдовиным в Часе новостей:
Статья Энтони Бушфилд
Энтони Бушфилд — мультимедийный журналист Premier.
Ежемесячный подарок в размере 11 долл. США меняет мир
В мире фальшивых новостей никогда не было такой потребности в качественной христианской журналистике. Миссия «Премьер» — предоставлять Церкви самые свежие и актуальные новости, рассказанные с христианской точки зрения. Но мы не можем сделать это без вас.
В отличие от многих веб-сайтов, мы не установили платный доступ — мы хотим, чтобы наша журналистика была бесплатной в момент необходимости и максимально открытой. Производство новостей Premier требует много времени, денег и тяжелой работы. Никто в США не делится новостями так, как мы, по радио, в журналах и в Интернете, поэтому, пожалуйста, помогите нам продолжить это сегодня.