Содержание
Физическая география — Краткая история географического изучения территории России
Â
1. Первые географические сведения о России.
2. Научные исследования: от эпохи Петра I до середины XIX века.
3. Период крупных экспедиционных исследований (с середины XIX века до 1917 года).
4. Советский период плановых, отраслевых и комплексных исследований (XX век) и современный период.
Первые географические сведения о России
Первые сведения о России появились еще в трудах античных мыслителей. Так, греческий историк Геродот в V в. до н.э. описывал страну скифов – причерноморские степи, давал сведения о Кавказе и Каспии. Древние греки считали, что «позади скифов» находятся покрытые снегом каменные горы, с которых дует северный ветер – борей. Позднее Аристотель сообщал, что с этих гор стекает много рек, а Птолемей изобразил этот регион на картах. В средневековых источниках сведений о России очень мало. Только с конца XV в. в Западной Европе возрос интерес к Руси, стали устанавливаться международные связи. Первые достоверные сведения о Восточной Европе дал польский ученый Мацей Меховский. Германский посол Сигизмунд Герберштейн составил карты по русским источникам, где горы, называемые «Земным поясом», разместил с севера на юг, между Печорой и Обью.
Разнообразные сведения о природе и хозяйстве России содержатся в монастырских летописях, в которых дано описание юго-западных и центральных регионов Русской равнины (у летописца Нестора), а также указано, что новгородцы, начиная с XI в., посещали северные моря. Так, Баренцево море до XIX в. называли Русским или Мурманским морем. В XII в. новгородцы владели уже всем европейским севером, от Кольского полуострова до Печоры, а затем и перешагнули за Каменный Пояс (Урал). В XIV в. страна Коми вошла в состав Московского княжества. В XV в. московские воеводы предприняли поход в Западную Сибирь.
В конце XVI столетия был издан первый атлас России («Большой чертеж Московского государства»), он охватывал территорию от Днепра до Оби и от Лапландии до Крыма и Кавказа. В это же время Ермаком был предпринят поход в Западную Сибирь. В 1587 году был основан г.Тобольск. В начале XVII в. русские были на берегах Енисея, откуда двинулись дальше, к реке Лене. В 1632 году был заложен острог Якутск. В 1639 году первым из европейцев к берегам Теплого (Тихого) океана вышел Иван Москвитин. В 1643-1646 гг. Василий Поярков спустился по рекам Зея и Амур к Тихому океану. В 1647 году был заложен г.Охотск. В 1648 году Семен Дежнев, выйдя из устья Колымы, обогнул материк и доказал отсутствие связи между Азией и Северной Америкой. В 1652 году был основан г.Иркутск, после чего русские закрепились на Байкале. В 1667 году тобольский воевода Петр Годунов создал «Чертеж Сибирской Земли» – первую карту Сибири.
Научные исследования: от эпохи Петра I до середины 19 века
Начиная с Петровских времен, география в России становится наукой. В 1701 г. была закончена «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремизова. Это был первый отечественный атлас, но русские карты еще имели существенный недостаток: они строились без градусной сетки. Первые геодезические съемки начались под руководством И.К. Кириллова в начале XVIII в.
Под руководством немецкого географа Мессершмидта была организована семилетняя экспедиция для изучения «всех Царств Сибири». В результате этой экспедиции были открыты месторождения графита, угля, серебра, свинцовых руд, соленые озера Забайкалья, а также сделано описание многолетней мерзлоты и начерчен ряд географических карт исследуемого региона.
В конце XVII столетия состоялась экспедиция В.В. Атласова на Камчатку, для подробного её изучения. В начале XVIII в. было организовано судоходство на Охотском море. В 1725-1730 гг. по инициативе Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция под руководством В. Беринга и А. Чирикова. Было окончательно (спустя почти 100 лет после С. Дежнева) подтверждено наличие пролива между Северным Ледовитым и Тихим океанами, были открыты залив Креста и бухта Провидения, а также архипелаг островов Диомида. В 1733-1743гг. была организована Вторая Камчатская экспедиция (Великая Северная) под руководством В. Беринга, в ходе которой обследованы берега Северной Америки, открыты Командорские и Алеутские острова и составлена карта Курильских островов. В задачи экспедиции входило изучение северных берегов России от Архангельска до Камчатки и по возможности изучение внутренних районов Сибири. В составе экспедиции было 570 человек, среди которых такие известные ученые и мореплаватели, как: С.И. Челюскин, братья Д.Я. и К.Я. Лаптевы, И. Гмелин, Г. Миллер, С.П. Крашенинников (автор труда «Описание земли Камчатской») и др. В 1745 г. Географическим департаментом (организован в 1739 г.) был издан «Атлас Российской Империи», где впервые в России использована градусная сетка.
Большой вклад в развитие географии петровских времен внес историк-географ В.Н. Татищев. Середина XVIII в. связана с именем М.В. Ломоносова, который в 1758 г. возглавил Географический департамент. М.В. Ломоносов изучал атмосферу, создал комплексное описание Северного Ледовитого океана, занимался вопросами минералогии и др. Велики заслуги П. С. Паласа, изучавшего Европейскую Россию и Сибирь. Свои исследования он описал в работе «Путешествие по разным провинциям Российского государства». В начале XIX в. К.М. Бэр изучал острова Новая Земля, совершил ряд путешествий по Русской равнине и выяснил причины асимметрии речных долин (закон Бэра). В середине XIX в. А.Ф. Миддендорф возглавил экспедицию в Сибирь для изучения Таймыра и многолетней мерзлоты.
Период крупных экспедиционных исследований
(с середины 19века до 1917 года)
Большую роль в изучении территории России сыграло создание в 1845 г. в Санкт-Петербурге Русского географического общества (РГО). Его инициаторами были Ф.П. Литке, К.М. Бэр, Ф.П. Врангель, К.И. Арсеньев и др. Наибольшую известность РГО принесли экспедиции Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова в Центральную Азию. Азиатскую часть России исследовали Р.К. Маак, Ф.Б. Шмидт, И.А. Лопатин и др.
Вторая половина XIX в. была ознаменована бурным становлением капитализма в России. Развитие экономики страны способствовало активизации узкоспециальных экспедиций и исследований: геологических, климатических, ботанических и др., что привело к дифференциации в географии. В ее недрах обособляются самостоятельные науки: климатология, гидрология, геоморфология и некоторые другие. Свыше 40 лет работой РГО руководил П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Его заслугой является не только изучение Средней Азии, но и организация многих экспедиций. Во второй половине XIX в. Восточную Сибирь исследовал И.Д. Черский. П.А. Кропоткин занимался изучением рельефа юга Сибири. В 80-х годах XIX в. А.А. Тилло возглавил работу по составлению гипсометрической карты Европейской России. Вопросами климатологии занимался А.И. Воейков, написавший труд «Климаты земного шара, в особенности России». Основы почвоведения и учения о ландшафтах заложил В.В. Докучаев, его основные труды: «Русский чернозем», «Наши степи прежде и теперь». Докучаев организовал несколько научных экспедиций, в том числе и в Нижегородскую губернию. Идеи В.В. Докучаева развивал его ученик А.Н. Краснов, который написал первый в России учебник по общему землеведению. Изучением почв и растительности степей занимался Г.Н. Высоцкий, который и ввел коэффициент увлажнения как отношение годового количества осадков к испаряемости.
Основателем научной школы лесоводов явился Г.Ф. Морозов, создавший учение о лесе. В 1891 г. началось строительство Великой Сибирской железной дороги (Транссиб). В полосе, прилегающей к дороге, были проведены геологические исследования В.А. Обручевым, П.К. Яворским и другими, по ходу которых открыты залежи каменного угля, золота и других полезных ископаемых.
В 1884 г. в Московском университете была открыта первая кафедра географии и этнографии, основателем которой стал Д.Н. Анучин. Его учениками были Л.С. Берг, А.А. Борзов, С.Г. Григорьев и другие. Д.Н. Анучин заложил основы лимнологии (наука об озерах), основал журнал «Землеведение». В 1887 г. в Петербургском университете открыли кафедру географии и антропологии.
Советский период плановых, отраслевых и комплексных
исследований (XX век) и современный период
В советский период географические исследования страны продолжались с особым размахом. Перед географами встала задача рационального размещения хозяйства по территории страны. Географы были приглашены в Госплан и другие государственные учреждения. В 1919 г. был организован Гидрологический институт, Топографо-геодезическая служба, в 1922 г. – Геоботанический институт, в 1925 г. – Почвенный институт и Институт Севера. В 1929 г. создана Гидрометеослужба. С 1918 г. открыт учебный Географический институт, преобразованный в 1925 г. в географический факультет Ленинградского университета.
В первые годы советской власти было организовано много экспедиций по всей территории нашей Родины. Особое внимание уделялось изучению Арктического бассейна. В 1932 г. экспедиция Арктического института под руководством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые за одну навигацию прошла из Баренцева моря в Тихий океан. В 1937-1938 гг. была организована под руководством И.Д. Папанина дрейфующая станция «Северный полюс-1». Исследования Арктики продолжались и в послевоенные годы.
Экспедиция С.В. Обручева в Северо-Восточную Сибирь открыла горный хребет, получивший название хребта Черского, и уточнила карту бассейна Колымы. В послевоенное время были открыты гейзеры на Камчатке (четвертый в мире район гейзеров после Исландии, Новой Зеландии и Йелоустонского парка). В послевоенные годы открыты сотни месторождений полезных ископаемых: апатиты Хибин, железные руды КМА, нефть и газ Западной Сибири, каменный уголь Печорского бассейна, золото Колымы, алмазы Якутии и т.д.
Наряду с практическими достижениями интенсивно развивалась и теория, так, в частности, возникла наука геокриология (учение о мерзлоте). Л.С. Берг развивал учение о ландшафте, создал учение о географических зонах. А.А. Григорьев разработал учение о географической оболочке – параллельно с учением В.И. Вернадского о биосфере. Физико-географическим районированием страны занимались С. Г. Струмилин, Л.И. Прасолов и Н.А. Гвоздецкий. С 1937 г. началось издание «Большого советского атласа мира». В начале 50-х годов вышел трехтомник «Морской атлас». В 1964 г. опубликован комплексный «Физико-географический атлас мира». В 1983 г. вышел в свет «Атлас СССР». В 60-х годах издательство географической литературы выпустило 12-томную серию описаний природы крупных частей СССР. Кроме того, было выпущено еще много различной географической литературы.
Разнообразный материал по географии нашей страны содержится в серии географических журналов: «Известия Академии наук», «Известия РГО», «Вестник Московского университета», «География и природные ресурсы». В послевоенные годы были выпущены учебники Б.Ф. Добрынина «Физическая география СССР. Европейская часть» и С.П. Суслова «Физическая география СССР. Азиатская часть». В 60-е–70-е годы вышли учебники по физической географии СССР следующих авторов: Ф.Н. Милькова, Н.А. Гвоздецкого, Н.И. Михайлова, М.И. Давыдовой, Н.П. Неклюковой, Г.К. Тушинского и др. В 1985 г. было выпущено учебное пособие А.А. Макуниной «Физическая география СССР». Одним из последних учебников по физической географии России является учебное пособие авторов Э.М. Раковской и М.И. Давыдовой. (Подробнее см. список литературы.)
Ведущими географическими учреждениями в нашей стране в настоящее время являются Институт географии РАН (г. Москва), Институт географии СО РАН (г. Иркутск), Тихоокеанский институт географии (г. Владивосток), Арктический и Антарктический институт (г. Санкт-Петербург), институт Мерзлотоведения (г.Якутск) и др.
В начале XXI века в связи с обнаружением крупных месторождений нефти и газа на шельфовой зоне Северного Ледовитого океана усилился интерес северных стран мира к научным исследованиям Арктики. С началом нового столетия возобновились крупномасштабные исследования российскими учеными и полярниками островов и морей Северного Ледовитого океана.
как открытия Витуса Беринга изменили карту России — РТ на русском
340 лет назад родился выдающийся российский мореплаватель Витус Беринг. Он провёл исследования северо-восточной части Азии и прилегающих к ней морей, нанеся на карту ряд неизвестных ранее европейцам географических объектов и создав предпосылки для масштабного расширения границ России. Эксперты называют Беринга одним из наиболее выдающихся руководителей географических экспедиций в истории страны.
12 августа 1681 года (в некоторых источниках эта дата ставится под вопрос) в датском городе Хорсенс родился выдающийся мореплаватель Витус Беринг. Поступив на русскую службу, он сделал ряд важных географических открытий, которые в дальнейшем позволили существенно расширить границы России.
По заданию Петра I
По словам историков, уже в 1695-м Беринг отправился в первое плавание. В качестве юнги он сопровождал своего сводного брата, посещавшего датские заморские владения в Индии. В дальнейшем Витус получил образование в Голландии, в Амстердамском морском кадетском корпусе.
Также по теме
Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского
215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…
В 1704 году (в некоторых источниках указывается 1703 год) Беринг принял предложение о поступлении на российскую военно-морскую службу. Он служил на Балтике и Азовском море, принимал участие в Северной войне и боевых действиях против Османской империи.
«При Петре I в Россию привлекали много иностранных наёмников в хорошем смысле этого слова. Одним из них стал Беринг. Лучшие талантливые кадры из европейских стран шли служить России не только ради денег, но и ради колоссальных перспектив, возникавших перед ними в нашей огромной стране», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
С 1712 года Беринг командовал различными судами, но после почти 20 лет службы подал в отставку. По словам историков, причиной тому послужило отсутствие решения командования о производстве его в капитаны 1-го ранга.
Однако год спустя Пётр I дал указание вернуть Беринга на службу и присвоить ему чин, которого тот добивался. Царь уже несколько лет задумывался над снаряжением экспедиции, которая бы выяснила, существует ли пролив между Азией и Северной Америкой. Поручить руководство экспедицией император решил именно Берингу.
- Гангутское сражение Северной войны
- © Wikimedia
Пётр I подготовил инструкцию, согласно которой они должны были построить на Камчатке один или два бота, двигаться на них на север, выяснить соединяется ли Азия с Америкой и составить карту исследованных земель. Помощником Беринга был назначен лейтенант Алексей Чириков.
В начале 1725 года Беринг вместе со своими спутниками выдвинулся из Санкт-Петербурга в Охотск. В пути они находились более двух лет. Весной 1728 года участники экспедиции прибыли в Нижнекамчатск и занялись строительством бота «Святой Гавриил». Летом того же года они вышли в море и двинулись на север, согласно инструкциям уже умершего к этому времени Петра I.
Экспедиция поднялась до 67° 18′ северной широты, пройдя почти весь пролив, названный впоследствии Беринговым. Пообщавшись с местными жителями, российские моряки убедились, что азиатский берег поворачивает на запад, а к северу никаких признаков суши не наблюдается. Участники экспедиции повернули на северо-восток, но никакой земли там также не обнаружили и взяли курс на Нижнекамчатск. У берегов Камчатки они первыми посетили остров Святого Лаврентия, а также сделали ряд других географических открытий.
- Алексей Ильич Чириков
- © Wikimedia
После строительства второго бота, получившего название «Фортуна», Беринг назначил Чирикова его командиром. Летом 1729 года члены экспедиции уже на двух судах вышли в море. Они двинулись на восток, но новых земель не обнаружили и занялись исследованием побережья Камчатки.
По результатам Первой Камчатской экспедиции стало ясно, что Камчатка не соединяется с Японией. Кроме того, Беринг произвёл картографическую съёмку примерно 3,5 тыс. км побережья моря, названного затем в его честь.
По словам историков, часть того, что сделала экспедиция Беринга (в частности, посещение Берингова пролива) ранее уже совершил первопроходец Семён Дежнёв, однако о результатах его исследований, проведённых несколькими десятилетиями ранее, в Санкт-Петербурге на тот момент ещё не было известно. Как отметил почётный полярник России Валерий Ипполитов, любые сведения с востока в европейскую часть России в то время шли чрезвычайно долго, документы об экспедиции Дежнёва банально затерялись и были обнаружены в архивах почти 80 лет спустя.
«Пролив, названный затем в его честь, Беринг фактически открыл повторно, после Дежнёва», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.
- Маршруты путешествий Витуса Беринга
- © Wikimedia
Великая Северная экспедиция
Вернувшись в Санкт-Петербург, Беринг представил подробный доклад о своём путешествии и составленные им карты в Адмиралтейств-коллегию — высший орган управления военно-морскими делами в России. Мореплаватель предложил организовать новую экспедицию для тщательного исследования северных берегов Сибири. По словам историков, членов коллегии не устроило то, на каком уровне экспедиция Беринга изучила вопрос о существовании пролива между Азией и Северной Америкой, однако в целом его доклад и предложения одобрили. Адмиралтейств-коллегия представила Беринга к присвоению чина капитан-командора (по современным меркам — промежуточного между контр-адмиралом и капитаном 1-го ранга) и к денежной премии.
По инициативе Беринга перед новой экспедицией были поставлены масштабные задачи: поиск путей в Америку и Японию, описание северного побережья России между реками Леной и Обью, создание административной и экономической инфраструктуры в Охотском крае и на Камчатке. Беринг поднимал вопросы основания на Дальнем Востоке металлургических предприятий и судостроительных верфей, организации в регионе сельского хозяйства, формирования из местного населения регулярных воинских подразделений, развития добывающей промышленности, налаживания международной торговли и религиозного просвещения.
Также по теме
«Манящая путеводная звезда»: чем на самом деле была загадочная Земля Санникова
120 лет назад началась Русская полярная экспедиция под руководством выдающегося геолога и арктического исследователя барона Эдуарда…
В 1732 году идеи Беринга полностью поддержала императрица Анна Иоанновна, издавшая указ, в котором подчеркнула, что его предложения полностью отвечают «государственной пользе». Царица поручила снарядить Вторую Камчатскую экспедицию (известна также как Великая Северная экспедиция), в состав которой, помимо самого Беринга и его давних соратников, вошёл ещё ряд известных путешественников и учёных: Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Овцын, Степан Малыгин, Василий Прончищев, Герхард Миллер, Георг Стеллер и другие. Они были поделены на отряды, перед каждым из которых была поставлена задача по изучению отдельных участков побережья России от Архангельска до Амура. Один из отрядов должен был найти путь в Японию.
Сам Беринг вместе с Чириковым вызвался окончательно прояснить вопрос наличия пролива между Азией и Америкой, а затем изучить американские берега. Перед участниками экспедиции была также поставлена политическая задача — распространение российской власти на все вновь открытые земли. На организацию исследований были выделены значительные средства.
В 1740 году отряд Беринга, построив суда «Святой Пётр» и «Святой Павел», переправился на Камчатку, где ими был заложен порт, названный Петропаловской гаванью (современный Петропавловск-Камчатский). В июне 1741-го отряд Беринга вышел в море и двинулся на юго-восток, однако вскоре во время сильного шторма суда под командованием Беринга и Чирикова потеряли друг друга из вида.
«Святой Павел» под командованием Чирикова достиг берегов Америки, но, столкнувшись с агрессивным поведением местных жителей, вскоре вернулся на Камчатку. Беринг на «Святом Петре» подошёл к находящемуся у берегов Аляски острову Каяк. Пополнив запасы воды, путешественники отправились в обратный путь. Двигаясь в направлении Камчатки, они открыли несколько новых островов. Из-за тяжёлых погодных условий, а также нехватки провианта и воды участники экспедиции начали массово болеть. Каждый день умирали по несколько человек. Из-за ухудшения состояния своего здоровья Беринг передал командование судном Овцыну. Осенью отряд достиг берегов острова, названного впоследствии именем Беринга. Путешественники решили остаться на открытой ими земле на зиму. Жили они в ямах, накрытых брезентом и парусами. 19 декабря 1741 года Витус Беринг умер.
- Экспедиция Витуса Беринга
- © Wikimedia
Весной 1742 года выжившие спутники Беринга построили из обломков «Святого Петра» новое судно, добрались на нём до Камчатки и несколько месяцев спустя вернулись в Охотск.
В целом участники Великой Северной экспедиции реализовали масштабный замысел Беринга. В 1733—1743 годах они обследовали северные берега России от Белого моря до Колымы, а также часть северо-западного побережья Америки, Алеутские и Курильские острова, нашли кратчайший путь в Японию, окончательно доказали факт наличия пролива между Азией и Северной Америкой. Во время экспедиции были собраны бесценные материалы по течениям, проливам, ледовым условиям, геологии, метеорологии, этнографии и биологии.
- Карта, составленная по итогам Великой Северной экспедиции
- © Wikimedia
«По результатам экспедиции были выполнены амбициозные задачи, поставленные перед её участниками руководством России, составлен генеральный атлас страны, описаны народы Сибири и Камчатки. Был фактически заложен город Петропавловск-Камчатский, названный так в честь судов Беринга», — рассказала RT заведующая отделом истории Осинского краеведческого музея — филиала Пермского краеведческого музея Галина Клыкова.
По словам Виктора Боярского, лучше всего роль Беринга в истории характеризует сам факт наличия его имени на всех картах мира и в учебниках географии.
«Имя Беринга стоит в ряду имён великих подвижников отечественной науки. Это человек, который буквально совершил невозможное», — заявил эксперт.
- Памятник Берингу на набережной в Тюмени
- © Wikimedia
По словам Галины Клыковой, помимо сугубо научных заслуг, Беринг сыграл огромную роль в истории России как государства.
«После экспедиций Беринга ранее неизведанные земли вошли в состав нашей страны. Территория России в её современном виде сформировалась в том числе благодаря деятельности Беринга», — резюмировала Клыкова.
Российский домен: Физическая география III — Западный мир: Ежедневные чтения по географии
Берингов пролив
Берингов пролив. НАСА. Всеобщее достояние.
По географическому определению, пролив — это узкий проход воды, разделяющий два больших массива суши. Берингов пролив соответствует этому определению, так как представляет собой водную полосу шириной около 58 миль, отделяющую мыс Принца Уэльского, самую западную точку Аляски (США), от мыса Дежнева, самой восточной точки Дальневосточного региона России.
Особенности более широкого региона у Берингова пролива можно запомнить по аббревиатуре КАЛЕКА , возможно, уместной, учитывая трудности жизни там.
С – Карибу
Немногие предпочитали жить в этом крайнем уголке Дальнего Востока России. Исторические закономерности иммиграции русских в сибирские места сделали русских большинством населения. Однако этнические аборигены региона, среди так называемых «малочисленных народов» российских/советских переписей, остаются немногими, практикующими повадки в районе Берингова пролива. Наиболее многочисленны здесь чукчи, название которых происходит от термина «богатые северным оленем». Действительно, выпас карибу остается образом жизни, иногда дополняемым рыбой из холодных прибрежных вод.
Р – Ресурсы
Как и Сибирь и Дальний Восток в целом, район Берингова пролива обладает разнообразными ресурсами, такими как олово, свинец, цинк, золото и уголь на Чукотском полуострове. Сложный климат и ландшафт создают большие трудности в добыче и транспортировке этих ресурсов, что приводит к высокой заработной плате тех, кто готов работать с этими ресурсами.
I – Изоляция
С точки зрения различных мер изоляции российские берега Берингова пролива могут быть самым изолированным континентальным местом в мире.
Доступность непосредственно у Берингова пролива ограничена крошечными прибрежными пунктами Уэлен и Провидения. Дальше по побережью находится город Анадырь (около 15 800 человек), обеспечивающий портовые и аэропортовые услуги.
Плотность населения в регионе чрезвычайно низкая, менее одного человека на квадратную милю для сельской местности. Расстояние до крупных городов измеряется сотнями и даже тысячами миль.
P – Тюремные лагеря
В царское и тем более в советское время Сибирь была печально известным местом ссылки преступников и политзаключенных. Советские лагеря для военнопленных доходили почти до вод самого Берингова пролива. Конечно, изоляция часто считается желательной для тюрем. Кроме того, труд заключенных здесь способствовал добыче ресурсов и строительству транспорта, несмотря на ужасные условия.
P – Вечная мерзлота
Почти половина территории России покрыта вечной мерзлотой, постоянно мерзлой почвой. Крайние северные районы, такие как район Берингова пролива, всегда имеют вечную мерзлоту. Даже согревающее воздействие моря мало способствует смягчению холодных условий региона. Короткое лето и зима, достигающая -40°F, охлаждают этот регион тундры. Холодный ветер в близлежащем Анадыре достиг -90°F.
L – Сухопутный мост
USGS. Всеобщее достояние.
Антропологи говорят нам, что во время последнего в мире ледникового периода, пик которого пришелся на 18 000 лет до нашей эры, коренные народы из Сибири и Дальнего Востока пересекли Берингов пролив на Аляску. В течение этого времени более низкие уровни воды в Беринговом проливе, вероятно, обнажили бы континентальный шельф, так что люди могли бы перейти его по суше или по ледяным мостам. Эти народы стали предками коренных народов Северной и Южной Америки.
Давно был интерес к воссозданию этого моста, но теперь с точки зрения транспортного сообщения между Америкой и Россией. В 1890 году Уильям Гилпин, губернатор штата Колорадо, предложил грандиозный план по соединению всех крупных городов мира железными дорогами. Таким образом, идея была подброшена в первые дни 20-го века; однако незаинтересованность и противодействие со стороны американского президента Теодора Рузвельта и российской правящей элиты сильно снизили энтузиазм.
Железнодорожный мост? Железнодорожный туннель? Оба? С трубопроводами для нефти и природного газа? Эти идеи время от времени появлялись на протяжении 20 века. В настоящее время некоторые эксперты продолжают разрабатывать планы. У группы InterContinental Railway есть план, который будет стоить более 100 миллиардов долларов. Он будет включать туннель под Беринговым проливом глубиной более 160 футов. С этим семидесятимильным туннелем будут добавлены железнодорожные пути, ведущие из Якутска, Россия, в Форт-Нельсон, Канада. Эти железнодорожные узлы уже соединены с путями по всей России, а также по всей Канаде и США.
См. карту и план по ссылке: https://static1.squarespace.com/static/58b72801e3df2821397e13cb/t/5b92012670a6adc1daab0d65/1536295261952/ICR_WTC_mid-res.pdf
E – Разведка
г. Русское поселение достигло Анадыря в 1649 г. при разведке русским мореплавателем Семёном Дежневым. В 1725 году царь Петр Великий послал Витуса Беринга капитаном морской экспедиции для составления карты северных берегов Сибири. Хотя Берингу потребовалось 3000 миль и три года плавания, чтобы добраться до этого региона, он не нашел сухопутного моста на Аляску, но нанес на карту российское побережье и обнаружил, что Сибирь простирается дальше на восток, чем считалось ранее.
Международная линия перемены дат проходит через Берингов пролив.
Витус Беринг был датчанином, которого в молодости завербовали в 1704 году, чтобы он присоединился к новому русскому флоту. В 1741 году во время другой экспедиции в пролив, который ныне носит его имя, он потерпел кораблекрушение из-за шторма и умер на маленьком острове, также носящем его имя, острове Беринга, к востоку от полуострова Камчатка.
«Берингов пролив» — так называлась популярная музыкальная группа, состоящая из нескольких молодых русских музыкантов с классическим образованием, которые влюбились в музыку американского мятлика и эмигрировали в Соединенные Штаты, чтобы найти несколько лет успеха в своей стране, мятлике и музыке. поп-мелодии. Однако эти русские музыканты не из района Берингова пролива, а из подмосковного Обнинска.
Для быстрого просмотра того, как далеко может пройти железнодорожная линия через Берингов пролив, см.: https://i.redd.it/x4dl2058q2651. png
ДеДжордж, Крестия. 2019. «Готов ли мир к железнодорожному сообщению через Берингов пролив между Аляской и Россией?» Арктика сегодня. 1 апреля 2019 г. https://www.arctictoday.com/is-the-world-ready-for-a-bering-strait-rail-link-between-alaska-and-russia/?wallit_nosession=1.
Хамбер, Юрий и Брэдли Кук. 2007. «Самый длинный тоннель, соединяющий Россию и Аляску». Красная Орбита , апрель. http://www.redorbit.com/news/science/906923/longest_tunnel_to_connect_russia_and_alaska/index.html.
«R/MapPorn – Европа – США. Супермагистраль, предложенная бывшим президентом РЖД». 2020. Реддит. 20 июня 2020 г. https://www.reddit.com/r/MapPorn/comments/hcmzpk/a_europeus_superhighway_proposed_by_the_former/.
Ширк, Адриан. 2015. «Что, если бы вы могли доехать из Парижа в Нью-Йорк?» Атлантический океан. 1 июля 2015 г. https://www.theatlantic.com/technology/archive/2015/07/superhighway-bering-strait-new-york-paris/39.7370/.
С.
А. Караганов
Версия для печати
10.04.2013. Карта мира: возвращение геополитики
Геополитика как теория почти полвека была почти изгоем. В Советском Союзе оно было занесено в черный список как буржуазное, а на Западе было отвергнуто как неполиткорректное и осталось хобби профессоров провинциальных университетов, не имевших шансов войти в официальный истеблишмент. В новой России либеральная группа политологов предпочитала идти по стопам западной политкорректности, в то время как антилиберальная часть – евразийцы – находили особое удовольствие в декламации устаревших геополитических постулатов столетней давности, что они оттягивали эту возвращение науки в интеллектуальный оборот на долгие годы.
Мне всегда было жаль эту теорию. Во-первых, потому что все это время было правильно. Во-вторых, из-за его романтической вуали. Это напоминало героические подвиги Семена Дежнева и других русских мореплавателей в Арктике и завоевание Сибири шайкой казаков под предводительством Ермака во времена правления Ивана Грозного. Кроме того, это напомнило имена Лоуренса Аравийского и сэра Сесила Родса. Он был буквально полон замечательных цитат, таких как «Тот, кто контролирует Баб-эль-Мандебский пролив (ворота в Красное море), владеет миром». Особенно мне понравилась поговорка XV века о моей любимой Венеции: «Кто владыка Малакки (пролива между Малайзией и Сингапуром и острова Суматра), тот держит руку на горле Венеции» (до XVI века был основным узлом доставки восточных пряностей в Европу). Мне также было жаль предыдущие поколения ученых и уличных политических сплетников — со времен Платона и Аристотеля, — чьим любимым занятием были предаваться бесконечным дебатам о мировых делах.
Общепринятого определения геополитики до сих пор нет. В самом общем смысле это область науки, изучающая взаимосвязь между внешней политикой государств, международными отношениями и географической, природной средой.
Своей низкой популярностью во второй половине ХХ века геополитика обязана нескольким факторам.
Во-первых, это считалось нацистской теорией. Основоположники ее немецкой школы, прежде всего Карл Хаусхофер, считались основоположниками внешнеполитической идеологии гитлеризма с его идеями «жизненного пространства».
Школа мысли, основанная на теории баланса сил (довольно близкой к геополитике) постулирующей, что все должно уравновешивать все, привела к поистине чудовищным результатам в Европе. Таких, как сотни войн. А в 20 веке было две мировые войны, которые истребляли поколения.
Ядерное оружие также способствовало критике геополитики. Они в значительной степени ответственны за гибель ее военно-политического детища – геостратегии, которая сделала войну гораздо менее удобным и уж точно менее морально приемлемым инструментом геополитики.
Революция в науке и технике, а также последовавшие за ней «зеленая» и цифровая революции сократили время в пути, увеличили производство продуктов питания и сократили относительное потребление сырья и энергии для производства единицы ВВП. Люди в богатом мире развили иллюзию своего возможного триумфа над Матерью-природой и космосом. Территории стали рассматриваться как актив, стремящийся к нулю, а контроль над ними — бессмысленный. Распад империй в забвении после того, как им не удалось сохранить контроль над колониями, казалось, указывал в том же направлении.
С 1970-х по 1990-е годы мир находился под влиянием другой теории, не оставлявшей места для геополитики, – ожидания скорой гибели государства как института, обреченного на смыв цунами экономической глобализации.
Новая легитимность геополитики
Ситуация начала меняться в конце ХХ века. В наши дни геополитика снова у всех на устах, и она быстро обретает как политкорректность, так и легитимность.
Уже никто не спорит, что будет преувеличением сказать, что будущее человечества зависит от положения дел в Ормузском проливе (выход из Персидского залива), который выпускает 40 процентов сырой нефти, продаваемой на мировом рынке, или тот самый Малаккский пролив, кратчайший путь для 40 процентов мировой торговли. Если они вдруг будут заблокированы, страны и континенты один за другим погрузится в суматоху.
Возвращение самого термина «геополитика» и стоящей за ним научной дисциплины представляет большой интерес, конечно, не только из академических соображений. Его возрождение вот-вот принесет новые реалии.
Взрывной рост в Азии привел к увеличению спроса на сырье, энергию и продукты питания, особенно на воду и водоемкие продукты. Неизмеримо возросло политическое и экономическое значение территорий, на которых они могут производиться. За периферийные острова Китая с их природными богатствами и за Африку, о которой, казалось, все забыли на десятилетия, снова началась борьба. Во-первых, Китай заново открыл Африку для производства продуктов питания и сырья. Затем стал разворачиваться новый виток конкуренции за него. Это главный фактор, объясняющий, почему так много внимания приковано к локальным кризисам, до которых еще совсем недавно никто не обращал внимания.
Изменение климата — еще одна движущая сила, выдвигающая геополитику на первый план. В какой-то момент наиболее развитая часть человечества, казалось, почти забыла о матушке-природе, замкнувшись в городском комфорте и изобилии. Но окружающая среда не прощает такого пренебрежения. Частые колебания погоды, наводнения и засухи время от времени вызывают социальные потрясения в обширных регионах, чтобы служить новым напоминанием о том, что люди по-прежнему зависят от природы и географии. Загрязнение окружающей среды и его последствия вынуждают человечество вернуться к истокам.
Возвращение геополитики также является результатом только что начавшейся ренационализации мировой политики. Реакционные мечты — в том числе мои любимые о концерте великих держав и надежды либералов на глобальное правительство, которое будет управлять миром на основе демократического мандата, — не сбылись. Совершенно неуместными оказались и страхи перед надвигающимся всемогуществом международных корпораций. Они по-прежнему влиятельны, эти корпорации и связанные с ними круги, но они должны уступить центральное место национальным государствам и национально ориентированным политикам.
Подъем Азии — это подъем национальных государств, опирающихся на суверенитет и традиционные внешнеполитические ценности.
Наконец, возвращение геополитики влечет за собой отход от биполярной гегемонии эпохи холодной войны и от однополярной модели 1990-х годов. Этот тип отношений всегда был несправедливым. Но она диктовала определенный внешний кодекс поведения, держала конфликты, в том числе и территориальные, в замороженном состоянии. Теперь, когда гегемонии больше нет, эти конфликты начали оттаивать и выходить на поверхность.
Наконец, геополитика возвращается благодаря экономической глобализации. Стремительный рост международной торговли и взаимозависимость государств ставит их в зависимость от географии и безопасности транспортных путей. Мировая политика все больше привязывается не к караванным путям, вопреки тому, что видели тысячу лет назад, или к железным дорогам, в отличие от того, что наблюдалось в 19 и 20 веках, а к судоходным путям – как текущим, так и гипотетическим. Рост грузопотока воздушным транспортом, конечно, несколько корректирует эту тенденцию, но полностью ее отменить точно не может. Иран, вероятно, давно бы подвергся нападению, если бы не его способность перекрыть Ормузский пролив. Соединенные Штаты так стремятся покончить со своей зависимостью от ближневосточной сырой нефти, потому что в первую очередь хотят избавиться от зависимости от Ирана и ему подобных.
В заключение этого краткого обзора несколько слов о том, какие последствия может иметь возвращение геополитики для России. Москва очень умело проводила жесткую внешнюю политику, вытекающую из традиций Realpolitik и геополитики одновременно. Эта внешнеполитическая линия значительно увеличивает международный вес страны, чьи экономические активы не очень велики, а интеллектуальный и самоидентификационный кризис не оставляет шансов на использование даже культурного наследия, ее «мягкой силы»9.0103 Этот относительный успех в немалой степени обусловлен геополитическими факторами. Территория России с ее сырьем, способностью производить столь необходимые водоемкие товары и продукты питания во все больших количествах снова становится важным активом, хотя пока только потенциальным.
Энергетические ресурсы и способность — в силу географических факторов — влиять на Ближний Восток, богатый ресурсами, но разваливающийся от Пакистана до Магриба, — это тоже преимущество.
Россия как противовес
Растущее открытое соперничество между Соединенными Штатами и Китаем придает России больший внешнеполитический вес, позволяя ей взять на себя роль балансира. До сих пор он делал это довольно умело. Сегодня она может принять участие в совместных с Китаем военно-морских учениях, которые Пекин позиционирует как внешне антиамериканские. Но завтра он может объединиться с военно-морскими силами Старого Света и его союзников для таких же учений в Тихом океане. Что касается многосторонней политической борьбы за острова между Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом, Филиппинами и США, то Москва предпочитает оставаться в стороне. Но, подозреваю, некоторые из ее дипломатов должны улыбаться от удовольствия.
Тихий океан будет центром мировой политики и геополитического соперничества на ближайшие десять лет. Возможно, к концу десятилетия рост Индии и серия войн на Ближнем Востоке могут привести к смещению этого центра в сторону Индийского океана. И через 10-15 лет все это соперничество, избыточная нагрузка на транспортные артерии и растущий спрос на сырье будут повышать геополитическую значимость Арктики, в частности ее российского сектора. Какая-то виртуальная теневая конкуренция за регион уже идет. Лидирует Россия, которая первой заявила права на еще не открытые залежи углеводородов в регионе. Главный аргумент чисто географический. Вдоль арктического побережья России проходит потенциальный путь снабжения, который может составить конкуренцию тем, кто пересекает Индийский и Тихий океаны, — Северный морской путь. На данный момент она судоходна только до Норильска. Пришло время активировать его восточную часть.
И, конечно же, Россия может извлечь огромную выгоду из экономического бума в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но приходится констатировать с грустным изумлением, что до сих пор не удается освоить этот ресурс, открывающий огромные возможности для развития Забайкальского края и всей страны. Единственным исключением, пожалуй, является прокладка новых газопроводов в сторону Тихого океана.
Россия провела саммит АТЭС, улучшили инфраструктуру во Владивостоке. Отлично. Но что дальше? Комплексной стратегии регионального развития пока не видно. Что же касается прозвучавших предложений, то они настолько похожи на грезы позднесоветского времени, что я плачу только от жалости к себе.
Понятно, что геополитика и новая мировая экономика требуют заметного роста внимания к Востоку России. Но эта политика должна основываться не только на геополитических расчетах, какими бы важными они ни казались. Было бы глупо поддаваться разочарованию по поводу морализаторства европейцев и мелких интриг брюссельской бюрократии, чтобы отвернуться от Европы. Во-первых, такой шаг означал бы забвение всего самого лучшего и передового, что у нас еще есть. На протяжении многих веков – со времен Византии и, в частности, в течение последних 300 лет – экономическая, социальная и культурная модернизация шла из Европы. Отказаться от этого актива было бы равносильно отказу от самих себя. Во-вторых, Европа, по крайней мере ее меньшая часть, может сплотиться вокруг Германии, чтобы обрести второе дыхание. То, как Европа и ее скандинавские союзники разрушили Кипр, чтобы преподать всем южанам хороший урок, вселяет надежду.
Наконец, возвращение геополитики не отменяет будущего. Будущее, в котором политический вес страны и ее способность влиять на внешний мир в свою пользу будут определяться качеством человеческого капитала, уровнем образования, здравоохранения и, наконец, патриотизмом элит и населения. Можно делать огромные инвестиции в транспортную инфраструктуру (чего мы еще не делали) или в военную технику (на которую мы тратим много), но в новом мире, заметно более сложном и динамичном, чем когда-либо прежде, эти инвестиции будут быть бессмысленным без нового типа образованных и динамичных личностей. Кто-то может вовсю спорить о том, что лучше для развития – авторитаризм или демократия, но одно останется очевидным: ни один прорыв в развитии, тем более, за последние десятилетия не был успешным без опережающего вложения в образование и в воспитание Молодое поколение.