Великое стояние на реке угре русских и татарских войск привело к: Стояние на Угре: как Русь освободилась от двухсотлетнего ига

Стояние на реке Угре

Стояние
на реке Угре

В
1476 году Иван III перестал платить Орде
ежегодный денежный «выход», который
собирался с русских земель еще со времен
Батыя. Хан Золотой Орды Ахмат был занят
войной с Крымом и не мог предпринять
решительных мер по «усмирению»
Москвы, выжидая благоприятный момент.
Он наступил для него к 1480 году. Во-первых,
польско-литовский король Казимир
пообещал ему военную помощь; во-вторых,
в самом Московском великом княжестве
создалась сложная внутренняя обстановка:
боясь усиления власти Ивана III, против
него выступили его братья Борис и Андрей
Большой. Когда в начале 1480 года на
западные границы Русского государства
напал Ливонский орден, Ахмат двинул
свои войска на Москву. Осенью в поход
выступили основные силы. Зная, что полки
Ивана III стоят на Оке, в Серпухове, Тарусе,
Коломне, татаро-монголы пошли на Угру,
в обход, намереваясь соединиться с
войсками Казимира и напасть на Москву
с запада. 
 3
октября московский великий князь после
продолжительных распрей договорился,
наконец, со своими братьями Борисом и
Андреем Большим о совместных действиях
против татар. Крымский хан Менгли-Гирей,
имея договор с Иваном III, в свою очередь
напал на подольские земли и таким образом
вьнудил Казимира вступить с ним в войну.
В результате Казимир уже не мог прийти
на помощь Ахмату. 
 В
первой Софийской летописи по этому
поводу говорится, что Ахмат, стоя у
Воротынска, не смог дождаться помощи и
тогда 8 октября подошел к Угре, остановился
на ее правом берегу напротив устья Вори.
На левом берегу были скрытно расставлены
полки Ивана III под водительством его
сына Ивана Молодого и брата Андрея
Меньшого. Сам великий князь основал
свою ставку в городе Кременце, где
сосредоточил главные силы, чтобы
прикрывать центральные районы от
возможного нападения Литвы и
золотоордынцев. 
 Ахмат
сделал попытку переправиться через
Угру у Опакова и Дмитровца. Авангард
татарских войск встретила русская рать.
Особенно большое сражение развернулось
в устье Вори. До последнего дыхания
бился каждый русский воин. Но татары
все прибывали и прибывали. К концу дня
они заняли левый берег. 
 На
другой день с рассветом татарские
конники вновь бросились вперед, чтобы
расчистить главным силам путь в пойму
Вори. По лесам и долам раздавался их
боевой клич. И вдруг словно из-под земли
появились русские полки. Началась
кровавая сеча. Мужественно сражались
русские воины, много было побито врагов,
но татары наседали как саранча. 
 Четыре
дня шла битва за переправы на Угре;
Русские использовали легкие пушки
(полковой наряд), пищали и самопалы.
«Огнестрельное оружие того времени
не отличалось скорострельностью и
меткостью, но огонь и грохот выстрелов
наводили панику на ордынскую конницу
и часто обращали ее в бегство до рукопашной
схватки». 
 Между
тем наступили холода. Золотоордынцы
мерзли, не имея зимней одежды; не хватало
также продовольствия и фуража. А вся
округа давно была разграблена. Среди
мурз начались раздоры. 
 20
октября братья Ивана III прибыли во главе
своих полков в Кременец. К реке Угре
подходили дружины и ополчения из
отдаленных городов Московского великого
княжества. 
 26
октября Угра покрылась льдом. Ахмат мог
теперь легко перейти ее, но не рискнул.
11 ноября, так и не дождавшись помощи
Казимира, он начал отступление.  
 Тем
не менее правитель Золотой Орды свое
бегство считал временной неудачей. Он
направил в Москву «ярлык» с
требованием уплатить дань, угрожая
новым нашествием. Свою угрозу ему не
пришлось осуществить. С ним расправились
его же приближенные нагайские мурзы:
они убили Ахмата. 
 Золотая
Орда не смогла восстановить прежнее
могущество. 1480 год стал годом ликвидации
татаро-монгольского ига, тяготевшего
над Русью 240 лет.

Стояние
на реке Угре

1476
год в истории Руси ознаменовался тем,
что княжество Московское отказалось
выплачивать ордынцам дань. Непокорность
не могла остаться безнаказанной и хан
Ахмат, собрав войско, выступил в поход
весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось
только до устья Угры, где русские рати
смогли остановить врагов.

Все
существующие броды были перекрыты, в
результате чего несколько дней татары
потратили на совершенно безуспешные
попытки форсировать реку. Затем, решив
подождать помощи от войск Казимира 4,
князя польско-литовского, Ахмат отошел
до Лузы. Эти события положили начало
противостоянию, известному, как стояние
на реке Угре.

Переговоры
с Ахматом Ивана 3 не оказались
результативными. Иван 3 отступил к
Боровску, где его рати заняли более
выгодную для битвы позицию для сражения.
Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре,
что не получит обещанного Казимиром 4
войска. В то же время, ему донесли о
появлении в тылу татар мощного войска
русских. Эти обстоятельства привели к
принятию решения об отступлении.
Необходимо отметить, что к активным
действиям в ходе Великого стояния ни
одна из сторон так и не прибегла.

Великое
стояние на реке Угре имело огромное
значение. Оно ознаменовало окончательное
избавление от татаро-монгольского ига,
обретение не только формальной, но и
фактической независимости от Орды
Московского княжества.

Ахмат
был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке
в устье Донца во время боя с воинами
хана Ирбака. Результатом гибели хана
Ахмата стала жесточайшая борьба за
власть в Орде и ее последующий распад.
Стояние на Угре имело на столько важное
значение, что в честь 500-летия этого
события на берегу реки был воздвигнут
памятный монумент.

В
1476 г. Московское княжество отказалось
платить дань татарам. Бывший в то время
правителем Орды хан Ахмат выступил в
поход весной 1480 г. Но войско монголов
было остановлено русской ратью в районе
устья Угры, все броды через которую были
перекрыты. Продолжавшиеся в течение
нескольких дней попытки татар захватить
переправу оказались безуспешными. После
этого войска Ахмата отступили до Лузы,
решив дождаться помощи от князя
Польско-Литовского Казимира 4. Так
началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры Ивана
3
 с
Ахматом оказались безуспешными и, в
результате, князь отвел свои отряды к
Боровску, что позволяло ему дать сражение
в более выгодных условиях в том случае,
если татары форсируют реку. Однако на
активные действия не решилась ни одна
из сторон. Хан Ахмат не получив обещанной
литовским правителем помощи и узнав о
том, что в его тылу находится русское
войско принял решение об отступлении.

Стояние
на реке Угре ознаменовало обретение не
только формальной, но и фактической
независимости Московского княжества,
окончательное падение монголо-татарского
ига. В устье Донца, 6 января 1481 г., во время
зимовки, хан Ахмат был убит в ходе боевого
столкновения с воинами сибирского хана
Ирбака. В результате начавшейся после
этого борьбы за власть, Орда распалась
на более мелкие самостоятельные ханства.
Русское государство боролось с этими
осколками Орды вплоть до 18 века. В честь
500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу
был открыт посвященный событию памятник.

Стояние на Угре: почему Татарстан обиделся на новый праздник

Общество

27 августа 2019, 19:00

Читать 360tv в

Профильные комитеты Госсовета Татарстана выступили против празднования 11 ноября окончания Великого стояния на реке Угре. Это событие стало началом полного освобождения от татаро-монгольского ига и обретения государством независимости. Татарских чиновников поддержал комитет Госдумы по делам национальностей: депутаты сочли, что подобная инициатива разъединит страну.

Депутаты комитетов Госсовета Татарстана по государственному строительству и местному самоуправлению и по образованию, культуре, науке и национальным вопросам не одобрили внесения Дня окончания Великого стояния на реке Угре в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Они рекомендовали парламенту республики не поддерживать данную инициативу. 28 августа в Госсовете пройдет заочное голосование по этому вопросу.

«Праздники, разделяющие народы, не должны приниматься в многонациональном государстве. Пожалуй, это главный лейтмотив нашего заявления», — заявил депутат Ильшат Аминов. Его коллега Разиль Валеев отметил, что поправки несут в себе элементы экстремизма.

Мнение депутатов из Татарстана поддержал председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. В беседе с радиостанцией «Говорит Москва» он пояснил, что празднование внесет раскол в общество. Нужно делать упор на датах, объединяющие россиян, а «не оглядываться куда-то на историю».

«Парламент [Татарстана] высказывает в том числе позицию граждан, которые считают ненужными сомнительные даты или те вещи, которые на почве межнациональных отношений. Зачем нам это нужно?» — заявил он.

С инициативой учреждения памятной даты выступил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. В регионе с 2017 года проводится масштабная реконструкция «Великое стояние на реке Угре». Правительственная комиссия по законопроектной деятельности РФ поправки уже поддержала при условии их доработки.

«Если есть в этом необходимость у наших коллег из Калужской области, которые считают, что эта дата поможет себя пропиарить, можно принять соответствующее решение на областном уровне. Пожалуйста», — прокомментировал инициативу Гильмутдинов. Однако, отметили РИА «Новости», предложение Артамонова поддержало уже более половины российских регионов.

Точка обретения независимости

Военный историк и писатель Алексей Шишов напомнил, что стояние на Угре стало символом конца властвования татаро-монгольского ига в России. Потомки Чингисхана из Крыма не смогли форсировать реку и завершить поход на Москву. Поэтому дата стала праздником для людей, отправной точкой, когда Россия освободилась даже от формальных обязательств перед игом. Отмечать, считает он, событие нужно, но не всенародно.

«Станет ли это праздником для современной России, сложно сказать — у нас и так их слишком много. В качестве памятной даты с освещением в СМИ можно назначить. Но не как всенародное празднование. Это все же не День Бородина и не День Победы, не дата основания Российской империи», — сказал он.

Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин подчеркнул, что статус памятной даты говорит лишь о том, что о событии и его значении в истории страны помнят. Стояние на реке Угре не может никого оскорбить или задеть хотя бы потому, что во время него никто не победил. И такая памятная дата была бы вполне уместна.

«Это важнейший этап становления государства Российского, поскольку он открыл дорогу для независимого статуса Великого княжества Московского, а значит, России и Москвы. Но, простите, Золотая Орда и современный Татарстан имеют не слишком много общего», — подчеркнул Дискин.

Этому можно, тому — нет

Историк и преподаватель РГГУ Евгений Пчелов уверен, что такой праздник России нужен. Он бы символизировал освобождение от 250-летнего подчинения Орде. Именно этот день, по его мнению, было бы логичнее сделать Днем независимости России.

Кроме того, в законе «О днях воинской славы и памятных датах России» есть, например, День победы русских полков в Куликовской битве, отмечаемый 21 сентября. Тогда войска под предводительством Дмитрия Донского разгромили силы Золотой Орды под командованием Мамая. Неужели, удивлен историк, депутаты Татарстана недовольны этим фактом и считают что предложение направлено против крымских или казанских татар. Тем более стояние было практически мирным. По итогу и ордынские, и московские войска без битвы отошли от реки.

«Куликовская битва состоялась, стояние на реке Угре было. В результате власть Орды над Русью закончилась. Не вижу ничего разъединяющего в празднике. Если Татарстан считает себя прямым наследником Золотой Орды и может воспринимать события XIV–XV веков как часть актуальной для себя истории, это другой вопрос. Но что касается истории Руси и России, то события значимые и о них нужно говорить», — заключил Пчелов.

Авторы:

Ксения Чернухина

Виктория Романова

Анна Старицкая

Татарстан

Депутаты

Великая стоянка на реке Угре

В средние века Россия страдала от татарского владычества. Вождь Большой Орды царь Ахмат был очень недоволен непокорностью русского народа в 1480 году и решил, что пора их наказать. Так как русские отказались платить дань, великий хан отправился нападать на город Москву.

Что поставлено на карту?

Русские знали, что если татары дойдут до стольного города, то это будет конец. Они собрали силы, чтобы встретить татарское войско у реки Угры. Чтобы защитить столицу, они должны были остановить армию Ахмата до того, как он переправится через реку.

Тохтамыш осаждает Москву. Источник: Википедия

Начало Великого Стояния на реке Угре – 8 октября 1480

Несколько дней русские бились с Ордой на переправе, отражая постоянные атаки. Когда атаки окончательно прекратились, началась Великая стоянка реки Угры. Русские войска укрепились на противоположном берегу, решив не пропустить татар. Эта позиция навсегда изменила бы ход истории, так как означала бы конец татарского владычества над Москвой.

Великое Противостояние, хотя и стало поворотным моментом в истории, также было малоизвестным. Конец Великого стояния реки Угры был неожиданным.

Иван III Васильевич, Великий князь Московский и Великий князь всея Руси

Иван III (Великий). Источник: Википедия

Правителем Великого княжества Русского в то время был князь Иван III. Ему сообщили, что великий царь находится в столкновении не с кем иным, как с королем Польши Казимиром IV. Великий князь русский, зная о большой угрозе, которую представляли татары и поляки, знал, что он должен укрепить берега реки. Он послал своих сыновей и других воевод по стратегическим пунктам вдоль Югры, которые вели к столичному городу.

Изображение реки. Источник: Википедия

Ахмат не собирался отказываться от желания сокрушить русских и христианство. В ожидании войск Казимира он пошел к бродам реки Угры. Однако Иван III знал, какие шаги предпримет Ахмат, и послал своего воеводу, сына и брата вместе с их коллективным войском на укрепление переправ через Угру.

На стороне Ивана III были царская семья и православная церковь. Это был критический момент для русских христиан. Если бы Ахмату удалось сломить Стенд русских войск, это укрепило бы власть татар.

Однако братья великого князя были в ссоре с ним, и ему пришлось выиграть время, пока они не пришли к примирению. Иван III четыре дня удерживал силы Ахмата, начав переговоры. За эти четыре дня ему удалось помириться со своими братьями. Братья принца путешествовали со своими войсками еще 17 долгих дней, пока не достигли стоянки.

Большая стоянка на реке Угре. Миниатюра в русской летописи, 16 век. Источник: Википедия

Ахмат, напротив, терял терпение. Он стоял и смотрел, как росла русская армия. Король Казимир IV, который должен был прийти и помочь ему в кампании, даже близко не сдержал своего слова. Польский король пренебрег своим соглашением с татарским вождем, поскольку имел дело с беспорядками внутри своих владений. Угрозу, которую не кто иной, как Иван III, создавал для Казимира, чтобы последний не присоединился к татарам.

Татары не могли оставаться и смотреть на русское войско, преграждающее им проход. Бои продолжались несколько дней, поскольку на берегах рек постоянно происходили столкновения между двумя армиями. Громкий треск огнестрельного оружия наполнил холодный воздух. Река начала медленно замерзать, а татары и русские перестреливались.

Тем временем Иван III приложил все усилия, чтобы татарский вождь оказался в невыгодном положении. великий князь послал войско за татарский стан, окружив таким образом неприятеля.

Зима неуклонно приближалась, и положение Ахмата становилось все более неблагоприятным из-за суровой погоды и труднозащищаемой стоянки. Но у царя Ахмата была еще одна проблема, кроме зимнего мороза, которая его беспокоила. Его собственный дом был беззащитен. Вскоре ему предстояло принять решение, иначе он рисковал своим домом, захваченным соперниками.

Конец Великой стоянки реки Угры

«Странный образ должен был получиться: две армии разбежались, никем не преследуемые». – Н. Карамзин

В конце октября 1840 года Иван начал перебрасывать свои войска в Кремец, чтобы пережить зиму. В конце концов Ахмат согласился, что король Казимир не придет, и отступил. 11 октября царь Ахмат отозвал свои войска и направился на юг, отказавшись от всех мечтаний о полной власти над русскими.

Последствия Великого Противостояния на реке Угре

Так закончилось Великое Противостояние, начавшееся 8 октября 1480 г., когда ни одна армия не последовала за другой. Победа, без решающей последней битвы. Поражение без финального боя. Это событие оказало большое влияние на историю как татар, так и русских.

Всего через несколько месяцев Ахмата убил сибирский хан Ибак. Большая Орда была уничтожена крымчанами. Хотя разбитая орда разделилась на более мелкие ханства и продолжала совершать набеги на Русское государство, серьезной угрозы они уже никогда не представляли.

«У южной границы» Сергея Иванова. Источник: Википедия

Крымчане и русские, ранее разделенные Ордой, вступили в войну друг с другом, которая длилась почти три столетия. В последующие века русские значительно расширили свои владения. Российская империя стремительно расширяла свои границы, лишь для того, чтобы превратиться в одну из самых могущественных сил мира.

Великое Противостояние было не только спасительной благодатью для русских, но и крахом татаро-монгольского ига. Русские завоевали свой суверенитет и независимость, и начался подъем одной из крупнейших мировых держав. До сих пор проходят торжества к годовщине Великой стоянки на реке Угре». В честь Легендарного Противостояния на берегу реки установлен памятник.

Библиография:

  • Литературные памятники Древней Руси. Вторая половина пятнадцатого века. Из перевода Ю. С. Лурье (Москва, 1982), 514–521.

История великого противостояния на реке Угре / Православие.Com

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Россию за отказ платить дань татарам и отправился на Москву. Он достиг реки Угры, притока реки Оки, недалеко от Калуги, где расположились русские войска. Если бы ордынская конница могла форсировать реку, то оставалось бы всего три-четыре переправы, прежде чем войско Ахмета окажется в столице. Командующие русской армией закрыли татарам броды и перешли реку. Несколько дней шли бои за переправу через реку Угра, и когда все атаки были отбиты, началось «Противостояние на Угре». Это противостояние, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в то время вся Россия молилась о заступничестве Пречистой Богородицы, особенно надеясь на Ее Владимирскую икону, не раз спасавшую страну от гибели.

Так, в ноябре, когда князь Иван III приказал русским войскам уйти из Угры в Боровск, хан Ахмет подумал, что они сдают берега для решающего сражения, и это испугало его. Таким образом, он начал поспешное отступление. Небольшое русское войско было отправлено вслед за отступающей Ордой, раз и навсегда разгромившей ее с Русской родины.

Это знаменательное событие русской истории, вошедшее в летопись как «Повесть о противостоянии на Угре», означало окончательное крушение татаро-монгольского ига. Российское государство стало суверенным не только де-факто, но и формально.

*   *   *

Противостояние на Югре.1480. Миниатюра 16 в. хроники.

До великого князя дошли слухи, что царь Ахмет идет со всеми своими войсками, со своей Ордой и князьями, своими уланами и князьями, даже в сговоре с королем Казимиром [польским] — ибо царь послал его против великого Принц, желающий сокрушить христианство. [1] Великий князь двинулся на Коломну и остался в Коломне, а сына своего Ивана послал в Серпухов, князя Андрея Васильевича Меншего в Тарус, а всех прочих князей и воевод[2] в другие места, а иных по берегу реки.

Когда царь Ахмет услышал, что великий князь стоит у реки Оки, на берегу со всеми своими войсками, он пошел в литовскую землю, обойдя реку Оку, и ждал помощи от царя или его войск, и испытал проводники вели его к реке Угре к бродам. Великий князь послал своего сына, брата и воеводу на Югру со всеми войсками, а когда они прибыли, то стали у Угры и заняли броды и переправы. Сам великий князь выехал из Коломны в Москву, в храм Спаса и Пречистой Богородицы, к святым угодникам Божиим, прося помощи и покровительства для православного христианства, желая обсудить и обдумать это с отцом, митрополитом Геронтия, и с матерью его, великой княгиней Марфой, и с дядей его, Михаилом Андреевичем, и с отцом его духовным, архиепископом Ростовским Вассианом, и с его боярами, — ибо все они были в осаде в Москве. И они сильно умоляли его твердо стоять за православное христианство против неверных.

Великий Принц внял их мольбам. Получив благословение, он отправился на Югру, а когда пришел, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Югру. В это время в Москве его мать великая княгиня с митрополитом Геронтием, архиепископом Вассианом и игуменом Троицкой Паисием просили великого князя наградить его братьев. Принц получил их просьбу и попросил свою мать, великую княгиню, послать за ними, обещая наградить их. Принцесса послала за ними, прося их идти прямо к великому князю, чтобы помочь ему быстро.

Тем временем царь со всеми своими татарами пошел в литовскую землю, миновав Мценск, Любуцк и Одоев, а когда пришел, стал у Воротынска, ожидая, когда придет царь на помощь. Король не явился к нему и не прислал к нему войск; у него были свои междоусобные войны — Менгли-Гирей, царь Перекопский, воевал в то время за Царство Польское, помогая великому князю. Затем Ахмет отправился со всеми силами на Угру, желая переправиться через реку.

И пришли татары, стали стрелять, а наши стреляли в них. Одни напали на войско князя Андрея, многие на великого князя, а третьи внезапно напали на воеводу. Наши люди поразили многих стрелами и аркебузами, а [татарские] стрелы попали между нашими людьми, никого не поразив. Их выбили из берегов. Они атаковали много дней, сражаясь, но не побеждая, ожидая, пока река не замерзнет. Тогда был сильный мороз, и река начала замерзать. Обе стороны были в страхе — каждый боялся другого. Приехали тогда к великому князю, в Кременец, князь Андрей и князь Борис. Великий князь принял их с любовью.

Когда река замерзла, великий князь повелел своему сыну, великому князю, и его брату, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к нему в Кременец, опасаясь нападения татар, чтобы объединившись, они могли вступить в бой с противником. В городе Москве в то время все пребывали в страхе, вспоминая о неотвратимой судьбе всех людей, и не ждали ни от кого помощи, только молились непрестанно со слезами и воздыханиями Государеву Спасителю и Господу Богу нашему, Иисусу Христу и Его Всевышнему. Пречистая Матерь, Преславная Богородица. Тогда произошло преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши люди отошли от берега реки, татары, думая, что русские уступают им берега, чтобы сразиться с ними, бежали, охваченные страхом. Между тем, думая, что татары перешли реку и преследуют их, наши подошли к Кременцу. Великий князь с сыном и братьями и все воеводы отправились в Боровск, говоря: «Мы с ними сразимся на этих полях», а на деле слушали злые люди — сребролюбцы, богатые и пузатые, христианские предатели и угодники неверных, которые сказали: «Бегите, вы не можете сражаться с ними». Их устами говорил сам дьявол — тот самый, что вошел когда-то в змея и искусил Адама и Еву. Но тут случилось чудо Богородицы: оба разбежались друг от друга, и никто не гнался за другим.

Царь бежал в Орду, а выступил против него ногайский царь Ивак, взял Орду и убил его. Только царевич хотел взять землю за рекой Окой, но великий князь послал своих братьев, двух Андреев; татары услышали это и бежали. И так Бог и Пречистая избавил землю русскую от неверных. Тогда было очень холодно, с сильным морозом. Царь [татарский] бежал 2 ноября.

В 6989 (1481) году великий князь пришел в Москву из Боровска и воздал славу Богу и Пречистой Богородице, говоря: «Ни ангел, ни человек не спас нас, но Сам Господь спас нас по молитвам Пречистой и всех святых. Аминь».

Тогда великий князь наградил своих братьев, заключил с ними договор князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею отдал Можайск, а князю Борису уступил свои села; и, подтвердив это согласие целованием креста, разошлись.

Той зимой возвратилась из бегства великая княгиня Софья, ибо бежала она на Белое озеро от татар, хотя никто ее не преследовал. И хуже было тем землям, которые она прошла, чем от татар, из-за боярских холопов, кровопийц христианских. Воздай им, Господи, по делам их и по обольщению поступков их, по делам рук их. Их женщины были с ними, ибо они любили женщин больше, чем православную христианскую веру и старые храмы, где они были просвещены и начали жизнь в купели святого Крещения; и они согласились предать христианство, ибо были ослеплены своей нечестивостью. Но не презрел Всемилостивый Бог сотворенных рукою Своею, не презрел Он слез христиан, и помиловал их по Своей милости и по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь.

Мы написали это не для того, чтобы их упрекнуть, но да не хвалятся юродивые безумием своим, говоря: «Мы избавили землю Русскую оружием нашим», но да воздают славу Богу и Его Пречистой Матери Богородица, ибо Он спас нас; и да отвергнут они сие безумие, и бой за боем, и храбрость за храбростью ради православного христианства против [дел] неверных, чтобы получить милость от Бога и похвалу в этой жизни, и получить нетленные венцы наши Суверенный Бог в Царстве Небесном. И да получим это и мы, грешные, по молитвам Богородицы. Аминь.

О храбрые, мужественные сыны России! Трудись, спасай от неверных отчизну свою, землю русскую. Не жалейте собственных жизней; да не увидят очи ваши пленения и разграбления домов ваших, убийства детей ваших, надругательства над женщинами и детьми вашими, как пострадали от турок другие великие и славные земли.