Содержание
2. Что значит быть «внуком» языческого бога. Художественный символ в «Слове о полку игореве»
2. Что значит быть «внуком» языческого бога
В летописных источниках не засвидетельствовано, что Велес (Волос) был на Руси не только «скотьим богом», богом земных благ, но и богом словесного искусства. Однако такой вывод можно обосновать путём анализа различных непрямых сведений и данных. Это убедительно сделано Б. А. Рыбаковым в книге «Язычество древних славян». «Слово» подтверждает его точку зрения.
Поэт, называя Бояна «внуком Велеса», имеет в виду определённое содержание.
В жизни русича XII века культ Рода и предков играл первостепенную идеологическую роль, связывая воедино действительную жизнь человека с миром сакральным, с иной жизнью, начинавшейся за гробом. «Вместе с главнейшими атрибутами божества Неба на него переносится и понятие о старейшинстве: он является творцом и правителем вселенной, получает имя деда и представляется в виде бородатого старца» (А. Афанасьев). Б. А. Рыбаков считает, что со времени патриархата таким божеством для восточных славян был Род. Поскольку в XII веке семейная община продолжала занимать видное место в хозяйственной и общественной жизни, постольку и слово «дед» продолжало, на мой взгляд, удерживать прежние значения старшего в Роде (главы, владыки, распорядителя). Слово «внук», когда оно соотносилось со словом «дед», получало весь пучок значений, связанных с положением внука в общине. Культ Рода и предков требовал почитания Деда и продолжения его дела.
Если Велес — бог языческого «песнетворчества», то «внук Боян» мыслится продолжателем его искусства. Естественно и понятно, что «песнь» об Игоре Боян сочиняет в велесовском, мифологическом ключе.
Князь Игорь называется в «Слове» не «внуком Трояна», а «внуком» кого-то, чьё имя заменено указательным местоимением: «…пети было песнь Игореди; того внуку». Из трёх, наиболее распространённых толкований конкретного смысла «того» (Троян, Боян и Олег Гориславич) мне представляется убедительным отождествление «того» с «Трояном».
Если б имелся в виду Боян, тогда надо было бы, видимо, употребить местоимение не указательное (тъи), а притяжательное (свои): «О Бояне, сословию стараго времени! Абы ты сиа плъкы угцекоталъ… пети было песнь Игореви, своему внуку» (О Боян, соловей старого времени! Если б ты воспел эти полки… так бы надо было петь песнь об Игоре, своём виуке).
Игорь был внуком Олега, и об этом прямо сказано в заглавии «Слова». Но оно очень далеко стоит от интересующего нас местоимения, синтаксическая функция которого заключается в указании на нечто, находящееся перед ним. Таким именем является только «Троян»: «…рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы, пети было песнь Игореви, того внуку». Троян—имя собственное, а значит, к нему могло относиться местоимение «того», даже если это имя выступало, как здесь, в функции притяжательного прилагательного. Важно также, что контекст, в котором употреблено выражение «того внуку», мифо–символический, что Боян называется тут «внуком Велеса», бога, а не своего земного деда и что его «песнь об Игоре» сочинена в мифологическом духе.
Но был ли Троян древнерусским языческим богом? Троян упомянут в двух летописных текстах рядом с именами древнерусских богов, но без уточнения его «специализации» — это и мешает с уверенностью назвать Трояна богом, хотя для такого вывода есть серьёзные основания.
Одни исследователи под Трояном так или иначе понимают древнеримского императора и полководца II в. нашей эры, другие защищают гипотезу о том, что Троян был в языческой Руси, видимо, богом–покровителем военных сил. На мой взгляд, эта гипотеза не противоречит ни смыслу летописных текстов, в которых говорится о Трояне, ни смыслу контекстов, в которых имя «Троян» четырежды употреблено в «Слове» и один раз имеется в виду.
«Были вечи Трояни, минула лета Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя» («Были времена Трояна, миновали годы Ярослава, были походы Олега, Олега Святославича»). «Векъ» по–древнерусски — не столетие, а время неопределённо длительное, от «века» человеческой жизни до бесконечности. Это слово употреблено точно, если речь идёт о боге Трояне. Если бы имелось в виду правление императора Трояна, то тогда, как в случае с князем Ярославом, было бы дано более краткое хронологическое определение — «лета Трояня». Кроме того, римский император во временном ряду русской истории совершенно чужероден и не нужен Поэту. Напротив, отсчёт военных походов Руси можно и должно вести с незапамятных времён бога Трояна, под эгидой которого они предпринимались предками русичей.
«Въстала Обида въ силахъ Дажь–божа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на Синемъ Море у Дону» («Поднялась Обида во стане внуков Дажьбога, вступила девою на землю Трояна, лебедем взметнулась на Синем Море, у Дона…»). «Земля» в «Слове» употребляется в значении «территория», «страна», принадлежащая какому?либо народу. Следовательно, «земля Трояна» -— это «территория» или «страна», находящаяся во владении Трояна, под его властью. Другими словами, территория, охваченная войной с участием русских или готовящаяся к такой войне. Понятно, что она не была стабильной величиной, а изменялась в зависимости от военной ситуации: сегодня равнялась княжеству, завтра — Русской земле, а послезавтра «свёртывалась» до нуля, потому что наступало мирное время. «Землей», подвластной Трояну, теоретически могла быть и чужая, нерусская территория, захваченная русским войском, ибо бог Троян, конечно, незримо сопровождал его во время походов.
Пусть читатель извинит за сравнительно длинную цитату, но без неё, к сожалению, нельзя обойтись. «О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа плъкы ущекоталъ, скача, славию, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы, пеги было песнь Игореви, того внуку…» («О Боян, соловей старого времени! Если б ты воспел эти полки, порхая, соловей, по мысленному древу, паря умом под облаками, свивая свиток славы этому времени, мчась тропою Трояна от полей до горных вершин, так бы пел ты песнь об Игоре, его внуке…»). Этот художественный образ — продолжение и развитие другого образа («Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити» и т. д. до «Помняшеть бо,..»). Образы и их компоненты, как было показано в другой работе, соединены параллелями в единый художественный символ «Боян и Время». В силу этого сопоставляемые компоненты отождествляются, в частности, земля, по которой мчится серый волк, и тропа Трояна, по которой устремляется фантазия Бояна, слагающего «песнь» о походе князя Игоря. «Серый волк» в контексте монолога Всеволода, где воспевается тот же самый поход Игоря, символизирует русского воина, — значит, дорожка «серого волка» по земле есть бояновская метафора пути военного похода войска Игоря или других русских князей. Отсюда следует отождествление этого пути с тропою Трояна, а его самого — с богом, имя которого получила военная тропа, т. е. с богом ратного дела. «Тропа Трояна» могла пролегать по Русской земле в разных направлениях, могла, разумеется, выходить за её пределы, словом, идти туда, куда протаптывали её в походах русские войска. А воображение Бояна, воспевавшего походы, устремлялось, естественно, вослед им.
Последний случай («На седьмомъ веце Трояни…») будет подробно проанализирован в другом месте. Сейчас мы ограничимся констатацией, что и тут «Троян» вполне подходит для обозначения древнерусского бога ратного дела.
Подведем предварительные итоги. Между парами «Боян — внук Велеса» и «Игорь — внук Трояна» можно установить три сходства: «дед» всегда — бог, а «внук» — человек; сфера деятельности «внука» и «деда» — одна и та же; «внук» является достойным продолжателем «деда». Последнее отождествление не кажется бесспорным — ведь Игорь проиграл битву с половцами. Но тут есть одна тонкость, незаметная на первый взгляд: «внуком Трояна» Поэт называет Игоря, но от имени «воскрешённого Бояна». В его «песне» не только текст, но и заглавие («Песнь Игореви, того внуку») стилизовано «под Бояна». Свое собственное произведение Поэт назвал: «Слово о походе Игоря, Игоря сына Святославова, внука Ольгова» (разрядка моя. — А. К.). Для Поэта определяющей была связь Игоря не с Трояном, а с родным дедом Олегом. Автор «Слова» не мог впрямую, вполне от себя назвать Игоря внуком Трояна, ибо тогда он должен был бы изобразить его Соколом–победителем, а не полководцем–неудачником, пленником половцев. Но в контексте песни «под Бояна» слово «внук» сохраняет тот же пучок значений, что и в определении «Боян — внук Велеса»: достойный продолжатель дела языческого бога. Об этом свидетельствует также одический монолог Всеволода, обращённый к Игорю.
В «Слове» дважды говорится о внуках Дажьбога. Во–первых, так: «Тогда, при Олзе Гориславличи… погибашеть жизнь Дажь–божа внука…», т. е. «тогда при Олеге Гориславиче… погибало достояние внука Дажьбога…». Древнерусское слово «жизнь» означает совокупность жизненных благ, материальное богатство. Дажьбог — языческий древнерусский «светоносный бог солнца и света, податель благ». Многие исследователи «Слова» считают, что выражение «внук Дажьбога» метонимически обозначает народ Руси, — подлинного создателя её материальных и духовных благ. Опять в основу соотношения «бог — внук» положено общее занятие, т. е. одна и та же специализация «бога — деда» и «внука». Дажьбог был общим «дедом» русичей, их покровителем, а они — его «внуками», земными исполнителями его дела. Поэт относит к «благам» человеческую жизнь, а тем самым — к внукам Дажьбога всех создателей жизни, т. е. все население Руси. Теперь «внуком» называется не конкретный человек, а народ, но основное значение слова «внук» от этого не меняется.
Второй раз Дажьбог упомянут в предложении «Въстала Обида въ силахъ Дажь–божа внука…» («Поднялась Обида во стане внуков Дажьбога…»). Слово «сила» в древнерусском языке охватывало следующие значения: «власть, могущество, богатство, войско, божественное всемогущество; насилие; жизнедеятельность; величина; сущность». Какой смысл выражает оно тут? С очевидностью отпадают значения «божественное всемогущество», «насилие», «жизнедеятельность», «величина», «сущность», «власть — могущество» и «богатство»: Обида не может быть проявлением, психическим свойством отвлечённых понятий. Остается — «войско». Выходит, выражение «въ силахъ Дажь–Божа внука» имеет смысл «б войсках русского народа», «в русском войске». «Войско» нельзя было мыслить без военачальников и князей. Поэт подтверждает, что так оно и есть, когда говорит, что первой добычей Обиды стали князья: «Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: «Се моё, а то моё же» («Войны князей с нечестивыми прекратились, ибо говорил брат брату: «Это — моё, и то — тоже моё»).
Итак, выражение «внук Дажьбога», на мой взгляд, означает в «Слове» русский народ, что соответствует деятельности этого бога, который нёс блага всем русским людям. Стоит подчеркнуть, что от Дажьбога зависело продолжение самой жизни народа, его существование на земле.
«Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами…» («Вот и ветры, Стрибоговы внуки, веют стрелами с моря…») — здесь «внуком» называется явление природы. Стрибог был, похоже, хозяином воздуха, а ветры — его послушными исполнителями. Метафора «ветры — внуки Стрибога», взятая сама по себе, могла бы возникнуть из?под пера современного писателя — скажем, в исторической поэме. Погоду делает контекст «Слова», общий и локальный:
Раным–рано день предсказуют кровавые зори: чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в тучах трепещут синие молнии…
Вот и ветры, Стрибоговы внуки, веют стрелами с моря на храбрые полки Игоревы.
Вся Природа, подчиняясь воле Солнца, верховного божества, согласованно действует против войска Игоря. Поэт не просто прилагает одушевлённое существительное к неодушевлённому явлению Природы, нет, он верит, что ветры выполняют волю Стрибога, как внуки — волю деда, а сам Стрибог — волю Солнца.
Разгневанный бог посылает своих «внуков» — исполнителей в атаку против русских войск. В таком поведении Стрибога нет ничего необычного. Боги гневались на свой народ и наказывали его, как старейшина (дед) гневался на родных чад, наказывал их. «Слово» свидетельствует, что в конце XII века подобное представление было живым и распространялось также на Природу.
Подытожим все четыре определения. Теперь в них осталось лишь два общих признака, так как в процессе анализа стало ясно, что «внуком» может быть и человек, и народ, и явление природы, и — добавлю от себя — любое одушевлённое существо или неодушевлённое явление (предмет), способные выступить в качестве исполнителя воли богов. Но кем бы ни был «в–нук», он всегда — достойный продолжатель деда, и, как бы ни назывался дед, он всегда — бог. В последнем выводе содержится новое подтверждение мнения о том, что Троян — древнерусский бог, а не римский император.
Определения «Боян — внук Велеса», «Игорь — внук Трояна», «русский народ — внук Дажьбога» и «ветры — внуки Стрибога» необходимо рассмотреть в историческом контексте конца XII века.
Идолы языческих богов Перуна, Велеса, Макоши, Дажьбога, Хорса и Стрибога были, как известно, в 980 году торжественно поставлены Владимиром I в Киеве на горе, а через 8 лет по его же распоряжению были низвергнуты, преданы поруганию. С тех пор поклонение языческим божествам, включая упоминание их имён, запрещалось православной церковью, а сторонники старой веры преследовались и подвергались наказаниям. Но тогда как понять, что 200 лет спустя Поэт нарушает этот строгий запрет?
Ссылка на то, что в конце XI — начале XII веков церковь будто бы разрешила упоминать имена языческих богов, мало что объясняет… Аничков доказал, что поучения, в которых встречались эти имена, предназначались «ДЛЯ Высшего сословия города», а иногда и для духовных лиц, и, кроме того, в них язычество и языческие боги были подвергнуты резкому осуждению. Поэт же говорит о них большей частью позитивно, лишь два раза нейтрально и никогда негативно. Такого упоминания языческих богов церковь в то время не могла принять спокойно. Но народ принимал — иначе они не появились бы в «Слове». Видимо, в конце XII века русичи в массе своей продолжали оставаться «внуками Дажьбога» и, несмотря на усилия властей, в душе ещё не стали «внуками Христа». В «Слове» нет не только Христа, но нет и христианских святых, покровителей военного дела и защитников народа от врагов — ни архистратега Михаила, ни Георгия Победоносца — патрона князя Игоря, а Троян, как мы видели, есть, и весьма не случайно.
Не следует забывать, что «Слово» было создано в то время, когда в русских церквах с утра до вечера шли христианские богослужения, когда широко распространялись богоугодные книги, а в редких светских сочинениях было немало слов в защиту христианской веры.
Попытки объяснить употребление в «Слове» имён древнерусских языческих богов лишь в качестве художественного приёма, мне кажется, не имеют достаточного обоснования. В литературе той поры нет других подобных примеров, да и не могло быть, — так как все ещё велась острая идейно–политическая борьба с язычеством. Защитникам тезиса о художественном приёме не на что опереться — ни исторически, ни логически, — чтобы доказать, что в таком качестве власти разрешали упоминание имён языческих богов, в том числе и позитивное. Кроме того, они всегда «забывают» объяснить другую сторону вопроса, почему ни Поэт и никто из героев «Слова» не вспоминает Христа или святых в самые подходящие для этого критические моменты.
«Значит мало такого молчанья…»
«Значит мало такого молчанья…»
Значит мало такого молчанья,
Значит мало мечты о страданье,
Значит мало люблю и горжусь…
Только ночи июльской дыханье,
Равнодушие только и грусть.
Это все. Только темные липы в цвету,
Только этот доверчивый взгляд в пустоту.
Только то, что
I. Жить – значит бороться
I. Жить – значит бороться
Около сорока лет тому назад Серафимович впервые вышел на широкий путь литературного творчества. Казачий сын – он на «вольном и тихом Дону» не нашел той воли, к которой стремился с самого детства. Картины сурового быта, неприкрытой алчной
Глава 5 «НИЧЕМ ИНЫМ Я БЫТЬ НЕ МОГУ, Я МОГУ БЫТЬ ОДНИМ — ПИСАТЕЛЕМ» Журналист, драматург, прозаик 1921–1929
Глава 5
«НИЧЕМ ИНЫМ Я БЫТЬ НЕ МОГУ, Я МОГУ БЫТЬ ОДНИМ — ПИСАТЕЛЕМ»
Журналист, драматург, прозаик
1921–1929
Из Батума Булгаков направился в Москву через Киев. Добирался Булгаков до Москвы долго и трудно. 18 сентября Н. А. Земская писала мужу: «У Воскресенских очень интересно
Татьяна Калашникова Была, не была! Или быть или не быть?
Татьяна Калашникова
Была, не была! Или быть или не быть?
Когда к нам обращаются с репликой: «У меня для тебя есть две новости: одна хорошая, другая плохая. С какой начинать?», мы, как правило, отвечаем: «Начинай с плохой». А у меня для вас, дорогие читатели, новостей значительно
Что значит для меня Данте
Что значит для меня Данте
Позвольте мне сначала объяснить, почему я предпочел не читать лекцию о Данте, но просто неформально порассуждать о том, какое влияние он оказал на меня. То, что может показаться кому-то эгоцентризмом с моей стороны, я хотел бы представить как
Братья-писатели: приспособиться — значит умереть
Братья-писатели: приспособиться — значит умереть
В «Мастере и Маргарите» есть острая сатира не только на политиков, но и на собратьев Булгакова по литературному ремеслу. Пародией на организацию советских писателей стал в романе МАССОЛИТ (одна из предполагаемых
Что это такое? Что это значит для меня? Что это значит для тебя?
Что это такое? Что это значит для меня? Что это значит для тебя?
Приближаюсь и отдаляюсь, подхожу ближе и снова отступаю назад. Потом присаживаюсь на диванчик в центре одного из овальных залов, чтобы опять увидеть все целиком. Поднимаюсь. Ступаю такими медленными шагами,
«Дариал» значит «ворота»
«Дариал» значит «ворота»
Во время своего путешествия на Кавказ А. С. Пушкин проявил интерес к географическим названиям, их объяснению, или, говоря по-современному, к топонимике (от сочетания греческих слов: топос — «место» и онима — «имя»). В пушкинские времена эта
«Дариал» значит «ворота»
«Дариал» значит «ворота»
1. Voyage dans la Russie m?ridionale et particuli?rement dans les provinces situ?es du Caucase fait depuis 1820 jusqu’en 1824; par le Gamba, consul du Roi a Tiflis. T. 2. A Paris, 1826.2. См.: Чхаидзе Л. Д. К источникам «Путешествия в Арзрум» // Временник Пушкинской комиссии. 1976. Л.,
Видеть сны — вовсе не значит спать
Видеть сны — вовсе не значит спать
Если вы хотите, чтобы ваше предприятие, которое обслуживает клиентов, добилось успеха, вам нужно понять, почему люди обращаются к вам за услугами и как удовлетворить их Запросы. Торгуя товарами бытовой химии, вы должны понимать, что людям
Поиски Бога
Поиски Бога
Писатель, поэт, философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) стал теоретиком и создателем основных критериев русского символизма. В основе нового искусства, по его мнению, должно лежать мистическое содержание, символы и расширение художественной
Бабушка Куньи надела футболку «Велеса» после перехода внука в московский клуб — Медиафутбол
Бабушка Тиаго Куньи отметила трансфер внука в «Велес».
Сегодня атакующий полузащитник Tamo Junto перешел в московский клуб, выступающий в Первой лиге.
Бабушке хавбека подарили футболку «Велеса», которую она надела. Ролик опубликовал телеграм-канал Tamo Junto.
Контракт «Велеса» с бразильцем рассчитан на два с половиной года – до конца сезона-2024/25.
Кунья начал играть в России в сентябре этого года в Winline Медиалиге за команду Tamo Junto, к которой, помимо него, присоединились многие другие бразильцы. С селекцией клубу помогал бывший нападающий «Спартака» и «Локомотива» Ари.
Кунья провел в МФЛ восемь игр и забил один гол – в ворота «Амкала».
Главные новости
- Будаков о номинантах на приз вратарю года: «Не понимаю, где Федос? Он просто обязан быть»
- «Амкал» не поедет на турнир в Казахстан
- Фил Кострубов: «Салим, хватит базарить, ты сначала в «Амкале» хоть что-то покажи» 4
- Райзен о Шамиле Курбанове: «Один из самых приятных людей в медиафутболе. Без замыканий на бровке, но на поле все немного иначе»
- Медийный «Рубин» выложил перечеркнутую эмблему клуба 2 TopNews»> Василий Маврин: «В жопу все эти награды и номинации! Я к ним отношусь как к игрушкам» 3
- «В футбольных кругах есть выражение: «В «Спартак» два раза не зовут». Салим о несостоявшемся переходе Муры 2
- Мура о несостоявшемся переходе в «Амкал»: «Reality – мой дом, семья, поэтому я остаюсь»
- «Звание лучшего вратаря заберет Сычев». Будаков о призе голкиперу года
- Герман об «Амкале» в Winline Медиалиге: «Ставка на соревновательный футбол не сыграла»
показать больше
Новости моей команды
Выберите любимую команду
Выберите вид спортаФутболХоккейБаскетболБиатлонБокс/ммаФормула-1Теннис
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
- TopNews»> Дьяков о номинации на лучшего защитника года: «Лучшими должны быть те, кто не заиграл в большой футбол»
- Кутуз, Дуб и Гаучо – в списке претендентов на приз нападающему года Media Football Awards 1
- Манна, Прокоп, Салим и Тарасов – в списке претендентов на приз полузащитнику года Media Football Awards
- Леонид Слуцкий: «Эксперимент с чистым временем в Медиалиге – просто крутейшая история» 36
- «Мура дома». Святослав Мурадов объявил, что остается в Reality
- Шамиль Курбанов о возможном переходе в «Броуки»: «Мне нравится Соснин: его скромность и спокойствие в работе!» TopNews»> Фото Сибскана о Германии: «Вместо футбола решили чьи-то права позащищать. Кайф, что японцы им заткнули ##########» 124
- Медиалига проведет открытую тренировку с Леонидом Слуцким. Лучших пригласят на драфт 1
- Виталий Дьяков о будущем «Броуков»: «Я за то, чтобы команда продолжала существовать, но в плане медийности нужно добавлять»
- Комис покидает «БроукБойз». Об этом сообщил Егоров
- Форзарезор об участии «Амкала» в 3-м сезоне Медиалиги: «Мы будем вынуждены играть из-за желания аудитории»
- «Герман, ты где? Я не вижу звонка». Мура о переходе в «Амкал»
- Reality может не сыграть в 3-м розыгрыше Winline Медиалиги
- Фото Элджей выступит на финале Медиалиги в Краснодаре 1
- Видео Бабушка Куньи надела футболку «Велеса» после перехода внука в московский клуб 1
- Дьяков, Ещенко, Левшук и Гудай – в списке претендентов на приз защитнику года Media Football Awards
- Видео Бразилец из Медиалиги Кунья перешел в «Велес». Контракт – на 2,5 года 12
- Будаков о призе лучшему голкиперу года: «Зачем голосовать, если только у одного вратаря два MVP и выигранный челендж?» TopNews»> Будаков, Сычев и Маменко – в числе номинантов на приз вратарю года Media Football Awards
- «БроукБойз» могут быть расформированы в нынешнем виде
- Олег Майами об уходе Дуба в «Амкал»: «Он говорит, что там лучше атмосфера – это его не красит. Этот бумеранг, он вернется»
- Экс-тренер «Амкала» Бабин предложил 6 реформ для Медиалиги
- Фото Сборная России и 2Drots провели челлендж на «расстрел». Команда Соболева обыграла команду Захаряна – 4:1 19
- Бабин об участии «Амкала» в 3-м сезоне Медиалиги: «По ощущениям, они будут играть» TopNews»> Сибскана о победе Саудовской Аравии над Аргентиной: «Они реально мощные, прокачались за 4 года» 1
показать больше
Архив новостей
Велеса Ден (12 февраля) – Солнце Роща
Обзор
Введение
Велес – загадка: как бог границ, он стирает многие линии, которые мы часто проводим, думая о мифологических владениях богов. В Русской Повести г. он назван «скотьим богом». Но в том же тексте русы приносили свои договорные клятвы и Велесу, и Перуну. Не связанный исключительно скотом и порядком, маг и музыкант Боян, как говорят, был внуком Велеса в 9 г.0007 Песня о полку Игореве. Далее, основываясь на украинских народных обычаях и сравнениях с этимологически родственным балтийским богом Велинасом, мы можем реконструировать Велеса как бога смерти.
Проведение четких различий в роли лиминального бога Велеса, пересекающего границу, — трудная задача. Однако эта страница в первую очередь призвана объяснить этот праздник как реконструированный из восточно-православного праздника. Чтобы узнать больше о Велесе, посетите его страницу в разделе Божества.
После преобразования
После обращения в христианство многие русские народные обычаи сохранились в православии благодаря почитанию св. Власия, известного на славянских языках как Власий или Влас. По Русскому поверью Ивантиса, культ Велеса в постхристианский период сохранялся прежде всего культом Власия; те аспекты, которые не были включены в владения этого святого, в основном были связаны с дьяволом.
В разных регионах обряды почитания св. Власия различаются, но имеют общую тему: домашний скот. Иногда перед иконой Власия оставляли масло. Другие вешали его икону в стойлах или над местом, где пасся скот. Некоторые приносили свой скот в свою церковь для благословения.
Согласно фольклору, изученному Ивановым и Топоровым, некоторые русские в его праздник возносили свои молитвы и просили заступничества св. Власия лицом к ночному небу, обращаясь к звезде ясной, яркой звезде. Основное внимание здесь уделяется созвездию Большой Медведицы, Большой Медведице, одному из многих животных, посвященных Велесу. Несмотря на неясность, эта практика показывает, в какой степени святой Власий перенял мифические роли и ассоциации Велеса.
Солнце Роща Трактовка
Велесов день — день почитания. Мы взываем к богу границ, только что перешагнув новый год. Мы обращаемся к богу порядка, чтобы обновить наши клятвы и направить наш путь в новом году. Мы молим бога домашнего скота о пище и богатстве, поскольку приближаемся к концу зимы. Мы умоляем бога смерти отогнать злых духов, которые могут причинить нам вред. Мы просим бога магии благословить нас удачей.
Ритуальный формат
Установка и расположение
Основные требования для этого ритуала: свеча, благовония и блюдо для подношений. Другие необязательные предметы могут включать алтарную скатерть, бокал для вина, идола, икону или другие изображения, связанные с Велесом.
Что касается самого подношения, то наиболее очевидным выбором будет сливочное масло или молоко из-за упора на крупный рогатый скот. Если вы, как и я, не употребляете молочные продукты, не ощущайте никакого давления (раньше я предлагала Велесу веганское масло). Другие подношения, которые идеально подходят Велесу, включают василий (этимологически связанный с его именем в славянских языках), песню или музыку или клятвы, данные Велесу, если вы стремитесь построить с ним близкие отношения. Более общие предложения могут включать водку, вино, соль, сахар или небольшую порцию еды.
С точки зрения местоположения, этот ритуал вполне можно выполнить дома. Я сам отпраздновал Велеса Ден дома, оставив подношения на своем алтаре. Однако, если возможно, берега рек, доки или ручьи были бы особенно мощным местом для поклонения Велесу. Делая это, обязательно оставьте маленькое подношение и помолитесь русалкам маленькую: воды — их дом. Выбрасывание подношений водоемом также значительно нагляднее: бросьте их в воду.0043
Слава тебе, Хорс Даждьбог, лучезарное Солнце, Сварогов Сын. Кто дает земле больше, чем ты? Кто мерцает в пламени кроме тебя? Слава Ярило, что на белом коне едет. Слава тебе, пропитывающему землю и парящему по небу. Приди ко мне из дома твоего отца и услышь мою молитву.
Добрый дедушка, клянусь топором твоего брата, я взываю к тебе из уважения и страха. Я прошу вас сделать это место священным, для поклонения богам. Подарите нам всем свой золотой подарок. Пусть твои лучи вновь зажгут наш очаг даже в самые темные зимние дни. Пусть мы прыгаем через костры все лето во имя твое.
Я зажигаю эту свечу для вас и отдаю это место вам и всем богам для вашего поклонения. (Зажгите Свечу)
Заклинание Велеса
(Зажгите Ладан) Велес, владыка мертвых, бог границ и волшебства, милый музыкант, друг Русалок и Лешей, взываю к тебе! Бог справедливости и порядка, великий медведь в ночном небе, , приди, услышь мою молитву и прими мое подношение в твой день!
Молитва Велесу
Не дай мне пойти на погребальный костер, великий Велес, пока нет. Смилуйся, владыка мертвых! Скотий болото, будь милостив!
Если я споткнусь и задрожу, как добыча в лесу, О друг Леши, Большая Медведица, помилуй! Скотий болото, будь милостив!
Если я как-то по слабости воли поплыл против истинного течения, О хранитель порядка, свидетель клятв, друг русалок, обитающих в реках, помилуй! Скотий болото, будь милостив!
Жажда приходит к тому, кто тебе поет! О друг русалок, помилуй! Скотий болото, будь милостив!
Если я совершил какой-нибудь проступок против богов, о великий маг, или перешел туда, где не клялся, страж границ, будь милостив! Скотий болото, будь милостив!
Подношение
Велес, для тебя я оставляю это подношение. Я верю, что ты услышал мои молитвы, великий бог магии, путешествий и справедливости. (Оставить предложение Блюдо/Чтение клятв/Пение)
Заключительная молитва
Слава Велесу! Слава Велесу в день его! Слава мудрому деду Бояну, заступившемуся за нас со всеми духами смерти и разрушения!
(Спасибо Велесу за то, что услышал твои молитвы, Перуну или Дажьбогу за освящение пространства, а русалкам, если у водоема их гостеприимство)
Нравится:
Нравится Загрузка…
Славянская мифология | Старая правда
02 ноября 2022 г.
Славянская мифология – обширная и действительно увлекательная тема, изучение которой продолжается и по сей день. Это не просто большой пантеон богов, календарных персонажей и духов! Современным историкам, лингвистам и этнологам приходится пересматривать некоторые вехи эпохи Киевской Руси. Это связано с деятельностью огромного количества историков, публицистов, писателей Российской империи в XVIII-XIX веках, и в своих произведениях они достаточно вольно интерпретировали летописи, нередко приукрашивая рассказы и даже создавая новые.
Так, из неточных переводов, ошибочных списков и литературных фантазий родились боги Услада, Зимцерла, Леля, Ярило и некоторые другие персонажи. Настоящая дохристианская мифология Киевской Руси не успела стать такой развитой, как, например, греческая. Несмотря на это, до наших дней дошли впечатляющие мифы и легенды!
Перун — повелитель молний
Поклонение природе и культ предков составляют основу славянской мифологии. Несмотря на свое разнообразие, аутентичный пантеон подчинен одному творцу Земли и Неба. Некоторые исследователи считают, что это было отдельное божество, но большинство отводят ключевую роль Перуну, владыке молнии, грома, огня и дождя. Именно он выступает одним из главных защитников от злых духов и прочих опасностей.
По легенде Белобог вырезал Перуна из камня и оживил его. Повелитель молний изображался высоким статным мужчиной с серебристыми волосами и золотыми усами. В руках у него был тяжелый молот, а за спиной лук и огненные стрелы. Считалось, что грозы — это битвы между Перуном и нечистью (Дивами), которых наслал Чернобог или Мара. Эти духи стремились запереть воду в облаках, чтобы на земле воцарились голод и нищета. Однако Перун, благодаря своей невероятной силе, а также божественному оружию, раскалывал замерзшие тучи и истреблял своих противников.
Мифы древних славян гласят, что повелитель молний благоволил к людям, но иногда он мог случайно убить некоторых из них. Во всем виноваты злые Дивы: спасаясь от Перуна, они смогли вселиться в людей, не успевших спрятаться от грозы. Однако усопший получал награду — его душа переселялась в Вырий (тот мир, где жили боги), а сам человек отныне считался братом громовержца. Славяне верили, что особая забота Перуна оказывалась людям, жизнь которых была связана с числом «9».». Например, путешественники, путешествующие на 9 дней/недель/лет, или семьи с 9 детьми.
Четвертый день недели считался днем Перуна, когда богу воздавались особые почести. Колодцы, старые дубы и целые дубовые рощи также посвящались Повелителю молний. Когда князь Владимир крестил Киевскую Русь и приказал разрушить самый большой языческий храм в столице, священное «древо Перуна» было срублено и брошено в реку Днепр. По преданию, идолопоклонники гнались за идолом, когда его уносило течением, восклицая: «Выдубай (выплывай), Боже (Бог)!».
Считается, что святыню удалось вытащить на берег недалеко от урочища Звиринец, и позже там стали собираться противники христианизации. Чтобы предотвратить это, в тех краях был возведен Выдубицкий монастырь. Согласно летописям, славяне на территории современной Украины и Белоруссии поклонялись Перуну еще долгое время после прихода христианства.
Белобог и Чернобог — вечные противники
Без Белобога и Чернобога воплощения вселенского Добра и Зла древнеславянская мифология была бы неполной. О начале их противостояния существует красивая легенда. Когда-то на Земле было только море. Белобог решил это изменить, поэтому послал свою тень, Чернобога, создавать землю. Он оказался властным, но гордым и эгоистичным. Чернобог, не желавший делиться властью над землей, пытался убить Белобога. Однако его противник выжил и даже благословил Землю. Белобог обнаружил, что созидание земли не прекращается, а из моря появляется все больше и больше суши, что грозит нехваткой воды для всего живого.
После неудачной попытки договориться покровитель Добра создал пчелу и отправил ее вслед за Чернобогом. Наконец маленькое насекомое узнало секрет: нужно было нарисовать на земле крест и сказать «Хватит». Чернобог так рассердился на вмешательство в его дела, что проклял врага, и с тех пор ему пришлось питаться пчелиными выделениями. Однако Белобог нашел выход, сделав продукт сладким и полезным. Так появился мед.
Хотя легенды о Белобоге и Чернобоге повествуют об их постоянной борьбе, эти два персонажа считались равными по значимости: они помогали друг другу совершать великие дела, поддерживая баланс добра и зла на всей Земле. В последнем им помог Перун, разделив враждующих богов и сохранив Межу (линию) между ними.
Об этом свидетельствует легенда, впервые записанная А. Н. Афанасьевым. Жил-был искусный кузнец, который поставил около своей мастерской двух идолов («чуры») в честь Белобога и Чернобога. Перед началом работы он кланялся обоим и периодически приносил им подарки. Хозяйский сын, унаследовавший горн, оказался менее мудрым: поклонился Белобогу и плюнул в сторону Чернобога, потому что тот был воплощением Зла.
Когда-то у героя нашего рассказа был ученик. Ученик очень быстро сравнялся в мастерстве с мастером. Однажды дворянка в окружении слуг подъехала к кузнице, потому что ей нужно было подковать лошадь. При этом подмастерье предложил перековать ее из старухи в барышню, и она согласилась. Ученик кузнеца растопил горн, схватил старуху клещами и отправил в огонь. После этого он окунул женщину в молоко, ударил ее молотком, и из-под угольной корки появилась молодая девушка. Потрясенная перевоплощением, дама расплатилась с кузнецом и выбежала со двора. После ее ухода ученица тоже исчезла.
Через некоторое время довольная дама вернулась в кузницу со своим старым мужем, потому что хотела перековать и его. Хотя кузнец и не знал секрета подмастерья, гордость мешала ему признать, что подмастерье превзошел мастера. Он сделал все точно так же, но после удара молотком старик рассыпался на угли. За это дама отправила кузнеца на княжеский двор, где тот был приговорен к смертной казни. Затем перед мастером предстал сам Чернобог на огнедышащем коне в образе подмастерья, и тут же прозвучал главный вопрос: «Ну, кузнец, не будешь ли ты больше плевать на моего идола?».
По одной версии Чернобог затем утащил кузнеца в загробный мир, а по другой простил мастера и даже оживил убитого им старика, подарив ему молодость. Таким образом, мифология славян подчеркивает важность даже, казалось бы, отрицательных героев.
Велес (Волос) — бог скотоводов и музыкантов
По мнению многих историков, культ Велеса зародился в каменном веке. Первобытные охотники надевали шкуры животных, которые чаще других становились их добычей, и поклонялись божеству в облике медведя. В эпоху бронзы, после перехода к скотоводству, Велеса стали ассоциировать с домашними животными. Согласно древним преданиям, именно этот бог помог славянам приручить животных, научил их пасти, а не убивать, использовать как тягловую силу, выращивать для молока, мяса и шкур. С развитием скотоводства Велес превратился во второго по значимости (после Перуна) покровителя людей. Его имя упоминается даже в присяге русинов грекам, датированной 9 г.45.
По поверьям, особым вниманием от Велеса были одарены волхвы (волшебники), умевшие лечить и ухаживать за животными, а также ремесленники. Также мифология Руси приписывает этому божеству любовь к музыке. Говорят, что в свободное время Велес любил играть на флейте. Инструмент был создан специально для него сыновьями Стрибога (бога ветра).
В «Слове о полку Игореве» говорится, что великий певец Киевской Руси Боян был внуком Велеса. Легенды также утверждают, что этот бог был отцом всех великанов (велец, волот). Недаром слово «велий» означало великий или большой. Именно поэтому считалось, что Велес покровительствовал людям, от природы наделенным высоким ростом и физической силой.
Сам бог изображался в виде могущественного юноши, одетого в шкуры животных. Его одежду перехватывал широкий пояс «черес», на котором висела кожаная сумочка «калита». В «чересе» хранились духовные богатства, а в «калите» хранились мирские богатства.
Интересно, что место современного Хэллоуина у древних славян занимала Велесова ночь. По поверью, в период смены времен года власть переходила от Белобога к Чернобогу. В ту ночь миры живых и мертвых встретились, и грань между ними стала очень тонкой. Праздники, окружающие Велесову ночь, были посвящены заготовке и заготовке мяса на зиму. Отчасти поэтому праздник был назван в честь покровителя скотоводства. Другой причиной является вера в то, что только Велес способен знать тайны двух разных миров, тайны Белобога и Чернобога.
Известно, что древнее языческое капище в Киеве находилось на Подоле, где и сегодня проходит старая улица Волоска.
Лада — покровительница брака
Славянская Лада считалась женой Перуна, покровительницей брака и домашнего очага. Кроме того, она была вечно юной богиней красоты, весны, плодородия и веселья. Именно от имени Лады были созданы слова «леди» (жить вместе в мире без ссор) и «ладный» (красивая, здоровая, статная). Праздники, посвященные богине, отмечались весной, когда начинал таять снег и люди активно готовились к началу полевых работ. Территория, заселенная славянами, была обширна, охватывала земли современной Украины, Польши, Прибалтики и частично России. Ладу знали и почитали во всех уголках Руси. Существует несколько легенд, посвященных богине.
По одной из них, однажды Лада прилегла отдохнуть в таврических степях, утомившись в пути к остальным славянским землям. Она несла весну, а потому долгожданное потепление на других территориях так и не наступило. Злая Мара воспользовалась сном богини, густо засеяв поля вокруг себя колючими растениями, обвившими Ладу. Богиня весны долго спала и проснулась только благодаря отчаянным мольбам земледельцев. Лада побежала, но бурьян колол и царапал ее тело, а там, где падали капли крови, росли кусты калины.
Мифы и легенды славян часто рассказывают нам о взаимоотношениях между разными богами. Хотя Лада и была женой Перуна, по преданию, ее судьба тесно переплелась с судьбой Велеса. Покровитель скотоводов и ремесленников не смог устоять перед красотой богини весны, поэтому воспользовался моментом, чтобы похитить ее. Перун бушевал, но не смог победить Велеса, на стороне которого были стада туч и ветров, подчиненных волшебной флейте. Однако, тоскуя по мужу, Лада обманом уничтожила волшебный музыкальный инструмент и воссоединилась с Перуном. Последний жестоко наказал Велеса: порезал его и рассыпал по земле. Ладу такой поступок опечалил, поэтому муж вскоре воскресил похитителя. Но, в качестве предупреждения, он превратил его в медведя. С тех пор Велес проводит лето в лесу в образе зверя, помогая людям, а зимой в своем настоящем виде возвращается к Вырию.