Князь игорь история: Князь Игорь | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

краткое содержание произведения Бородина и интересные факты

«Князь Игорь» – это опера русского композитора Александра Бородина, которая включает пролог и четыре действия. При этом историей создания оперы «Князь Игорь» интересуются многие. Либретто к этому произведению написал сам композитор при участии критика Стасова. Источником стало произведение «Слово о полку Игореве». Оно посвящено неудачному сражению Игоря с половцами. Премьера оперы состоялась в октябре 1890 году.

Содержание

История возникновения оперы «Князь Игорь» Бородина

Кто написал эту оперу? Произведение «Князь Игорь» создал Бородин по рекомендации критика Владимира Стасова. Композитор подошел к этой прекрасной идее с большим энтузиазмом. С помощью героических образов русской истории ему удавалось лучше понимать современность. Потому в творчестве Бородина подобные мотивы занимали важное место.

Чтобы ощутить старину и лучше наполниться ее атмосферой, Бородин ездил под Курск. Его интересовали окрестности Путивля. Там он занимался изучением старинных летописей и повестей. Также Бородина интересовали былины и музыка. Либретто оперы получилось удивительно колоритным. Бородин написал его самостоятельно одновременно с музыкой.

Композитор трудился над этим произведением 18 лет. Но смерть не дала ему завершить работу. Это сделали друзья Бородина – в частности, Глазунов и Римский-Корсаков. Они использовали материалы Бородина, чтобы создать партитуру оперы и дописать незавершенные сцены. Впервые оперу поставили в 1890 году. Это произошло в Мариинском театре.

Когда была создана?

В апреле 1869 года критик Стасов предложил Бородину написать оперу на основе известного древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Композитор долгое время трудился над этим творением. Его премьера состоялась в октябре 1890 года в Петербурге.

Место и время действия

Время действия в произведении приходится на 1185 год. Местом действия является Путивль, половецкий стан.

Главные герои

К основным персонажам творения Бородина относятся:

  • Игорь Святославич – Северский князь;
  • Владимир Игоревич – сын князя от первого брака;
  • Ярославна – жена Игоря;
  • Владимир Ярославич – князь Галицкий, который приходится братом княгине;
  • няня Ярославны;
  • половецкие ханы;
  • Овлур – половчанин, который принял крещение;
  • Кончаковна – дочь хана Кончака;
  • гудочники;
  • княгини и князья;
  • пленники;
  • бояре;
  • половецкая девушка;
  • старцы;
  • невольницы Кончака.

Краткое описание сюжета

В начале оперы звучит увертюра, которую записал по памяти Глазунов. Она обладает значительными размерами и разнообразным музыкальным материалом. В этой части произведения противопоставляются образы русских и половцев. В среднем эпизоде присутствует описание ожесточенного сражения.

Первое действие

Путивль находится под управлением князя Галицкого. Он пользуется своей властью в удовольствие и пирует. При этом Ярославну планируется отправить в монастырь. Однако княгиня возмущена. Тем не менее, брат ведет себя вызывающе и ни в чем не раскаивается. Он говорит сестре, что планирует захватить власть в Путивле. Бояре приходят к Ярославне с плохими новостями. Дружина разбита, князь и его сын попали к половцам в плен, а на Русь надвигается войско врагов.

Действие второе

Сын князя Владимир полюбил дочь хана Кончака. При этом князь Игорь страдает в плену. Он хочет искупить позор, возвратив себе былую славу. Самолюбие бывшего правителя глубокого уязвлено. Игорь хочет убежать. Для этого он обращается за помощью к Овлуру. Хан Кончак хорошо обращается с князем и предлагает ему дружить. Однако Игорь категорически отказывается от этого.

Музыкальное сопровождение

Основой оперы стало литературное произведение, рассказывающее о походе Игоря на половцев. Он желал победить, не обращаясь за подмогой к соседям, однако потерпел поражение. Бородин считал, что правителями требуется прекратить вести жестокие войны и объединить земли, чтобы противостоять единому врагу.

Бородин не делает акцента на политике. Для композитора большое значение имеет эпическое содержание. Князей он сопоставляет с былинными богатырями. При этом Бородин противопоставляет им князя Галицкого. Он символизирует междоусобные войны и раздоры между правителями.

Нередко оперу называют народной. По духу ее можно сопоставить с творением Глинки «Руслан». Князь Северский представлен в эпичном образе, который отличается масштабностью и проявляется в былинном действии. Также в произведении представлен богатырский музыкальный образ.

Стоит обратить внимание на музыку. Увертюра, основой которой являются мелодии всего произведения, противопоставляет образы русских и половцев.

В прологе звучит хор, который похож на древние песнопения. Он дополняет оркестр в сцене затмения и помогает сделать образы смелого Игоря, обеспокоенной Ярославны и перепуганных бояр более выразительными.

С ними в контраст вступает ария Галицкого князя. Ее дополняет хор челяди. Тут музыка напоминает русскую пляску и песнопения скоморохов. Партии девушек похожи на жалобные стенания.

Картины, которые посвящены половецкому стану, полны призывами дочери Кончака. Ария Владимира помогает передать трогательность юношеской влюбленности и красоту южной ночи.

Кончак выглядит властным и при этом сохраняет великодушие. Изображая половцев, композитор делает акцент на их жестокости и воинственности. В заключении музыка развивается. Вначале она кажется скорбной, а затем становится более глубокой и восторженной. Народный плач сменяет торжественный хор, который звучит в финале.

Постановка

Впервые опера прозвучала на сцене Мариинского театра, расположенного в Петербурге. Это произошло 23 октября 1890 года. Впоследствии было поставлено еще много оперных спектаклей. К наиболее значимым постановкам стоит отнести следующие:

  1. 1892 год – Русское оперное товарищество под управлением Прянишникова, Москва.
  2. 1898 год – Большой театр. Также постановки тут проходили в 1904 и в 1914 году.
  3. 1915 год – Мариинский театр.

За рубежом премьера «Князя Игоря» состоялась в Праге, в Национальном театре. Это произошло в 1899 году. В 1909 году в парижском театре «Шатле» была представлена сокращенная версия оперного спектакля. Партию князя Галицкого исполнял Федор Шаляпин. В мае 1914 года прошла премьера в Королевском театре Друри-Лейн, расположенном в Лондоне.

Интересные факты

Создание оперы «Князь Игорь» связано со множеством интересных фактов:

  1. При сочинении своего произведения Александр Бородин применял знаменитую русскую протяжную народную песню «Горы Воробьевские». Ее название связано с известными Воробьевыми горами, расположенными в Москве.
  2. Основой половецкого акта стали народные половецкие песни. Их композитор получил от знаменитого венгерского путешественника Хунвальди. При этом записи не удалось отыскать и по сей день.
  3. В 1980 году вышел фильм Юрия Соломина под названием «Скандальное происшествие». Там главным героем является банкир Джордж Кэттл. Он задавлен ежедневной рутиной, но вдруг вспоминает, что хотел исполнить партию тарелок, которая звучит в «Половецких плясках». В итоге апофеозом и олицетворением его бунта против повседневности стало исполнение партии крышками от кастрюль.
  4. В фильме «Пятый элемент», вышедшем в 1997 году, сцена выступления Плавалагуны включает несколько оперных партий. Одна из них представляет собой обработку половецких плясок.
  5. В 1993 году на экраны вышел сериал ВВС об Эркюле Пуаро. Там тоже звучит опера «Князь Игорь». Во время этого детектив совершает обыск дома.

Опера «Князь Игорь» представляет собой известнейшее произведение Александра Бородина. Композитор трудился над ним в течение 18 лет, но смерть помешала ему закончить свое творение. Потому над окончательной версией пришлось работать друзьям Бородина – Римскому-Корсакову и Глазунову.

Александр Бородин. Сценическая судьба «Князя Игоря»

Изначальный вариант «Князя Игоря» был опубликован лишь через 125 лет после смерти композитора. В этой части узнаем о непростой судьбе оперы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ляля Кандаурова

Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Поговорим о сценической судьбе «Князя Игоря».

🤯 Судьба и проблемы «Князя Игоря» одновременно и похожи, и непохожи на его собрата — «Бориса Годунова» Мусоргского. Во-первых, это проблема авторского текста. Прежде, чем ставить «Бориса», постановщики должны решить, в какой редакции: Римского-Корсакова, Павла Ламма, Шостаковича или в первой авторской? Или, может быть, сделать компиляцию?

📑 В отношении «Князя Игоря» по логике должны стоять похожие же вопросы, но о «подлинном» «Игоре» заговорили лишь в 1930-е. Так как долгое время опера считалась абсолютно незавершенной Бородиным, единственной канонической оставалась редакция Римского-Корсакова — Глазунова. Ее все и ставили.

🙇‍♂️ Огромную работу проделал Павел Ламм в 1930–1940-е по сведению автографов Бородина. Он объединил в связный текст 77 рукописей Бородина, его клавир — это почти 6 часов оригинальной музыки, написанной для «Князя Игоря»! Правда, Ламм примешал туда немного Римского-Корсакова с Глазуновым. Казалось бы, какой простор для дирижеров и режиссеров!

🗂 Но труд Ламма долго оставался невостребованным. Только в 1995 году часть авторского материала вошла в постановку Мариинского театра — ту самую, что мы смотрели вчера. Кажется, впервые театр последовал авторскому плану (помните, где контрастное чередование сцен: Путивль — Половецкий стан —Путивль — Половецкий стан — Путивль).

И только в 2012 году, через 125 лет после смерти Бородина, был подготовлен и опубликован клавир, который можно назвать максимально близким авторскому замыслу. В нем учтено уже 93 известных автографа композитора. Этот вариант, сделанный музыковедом Анной Булычёвой, исполнили в концертном исполнении театра «Геликон-опера». В 2015 он стал основой постановки «Князя Игоря» в Пермском театре оперы и балета — спектакль в репертуаре, его можно увидеть (постановка стандартная). Эту же редакцию в прошлом году взял за основу Большой театр оперы и балета Беларуси.

→ Спектакль Пермского театра. Обратите внимание, что его сценография приближена к премьерной постановке Мариинского театра 1890 года. По крайней мере такую задачу себе ставили художники.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/jNvkMEbZVrwdvA

🤩 То есть сейчас, наконец, театры осознали, что есть другой «Князь Игорь», отличный от привычной версии Римского — Глазунова, который больше 100 лет был обязательным дежурным блюдом в театрах по всему СССР. И театрам авторская версия интересна.

🎼 Серьезная проблема заключается в том, что опубликован лишь клавир, но не партитура. То есть он позволяет исправить в соответствии с авторским замыслом Бородина порядок сцен и номеров, скорректировать текст и линию вокальных партий. Но играют все равно по партитуре Римского-Корсакова — Глазунова, путь и с коррективами.

📚 Так что следующий шаг на пути возвращения к «настоящему» «Князю Игорю» — это гигантская работа по подготовке симфонической партитуры и голосов, максимально (насколько это возможно) приближенной к тому, что написал Бородин. Говорят, этот «Игорь» очень сильно отличается от того, к которому мы привыкли. Он намного острее и самобытнее — так же, как и первая авторская версия «Бориса Годунова».

Почему «Князь Игорь», в отличие от других оперных постановок, не менялся со временем? Почему судьба этой оперы не сложилась на Западе? Продолжаем говорить о «Князе Игоре» Бородина.

👨‍🎨 Вторая проблема «Князя Игоря» — режиссерская интерпретация. Он близок «Борису Годунову» в том, что многие годы оставался хрестоматийным образцом русской оперы. Да, «Игорь» больше эпос, чем «народная драма» Мусоргского — по крайней мере, так всегда считалось. Но обе эти оперы хрестоматийные, а хрестоматию интерпретировать не надо.

🧔🏻 В итоге больше 100 лет на сценах всего СССР и за его пределами шли постановки, сделанные словно под копирку: те же древнерусские знамена, накладные бороды, кольчуги, квазиисторические костюмы, башенки церквей и терема, половецкие шатры — все, что вы видели вчера в постановке Мариинского театра. Время шло, мир менялся, а «Князь Игорь» оставался прежним.

А вот «Борис Годунов» менялся. Эта драма — тирана, совести, государства — оказалась намного понятнее и созвучнее времени, чем эпические длинноты, проблемы Востока и Запада, внешнего и внутреннего врага, утопленные в роскоши огромной бородинско-корсаковской партитуры. Когда Борис уже выходил на сцену в образе Ельцина, когда режиссеры проводили параллели с другими тиранами и узнаваемыми политическими режимами, когда действию «Бориса» придавался вневременной или, напротив, ультрасовременный характер, «Князь Игорь» продолжал ставиться по старинке — с бородами и кафтанами.

✈️ На Запад «Князь Игорь» попал рано: в 1909 году сокращенную версию оперы (с Шаляпиным в роли Галицкого) показали «Русские сезоны» в театре Шатле в Париже. В 1914 труппа Дягилева, но уже без Шаляпина, показала оперу целиком в Лондоне.

🔎 В 1915 году, вслед за «Борисом Годуновым», «Князь Игорь» был впервые поставлен в США, в Метрополитен-опере. Русских в составе певцов не было, опера шла на итальянском языке! Внешне спектакль ничем не отличался от других постановок, так как сценография была скопирована с петербургской постановки: посмотрите ниже на фотографии 1915 года из Нью-Йорка, сравните с современными «Игорями» в любом российском театре и найдите 10 отличий.

🤨 Но судьба «Игоря» на Западе была совсем не такой интересной и насыщенной, как судьба «Бориса». Виной тому эпический характер оперы, делающий ее мало понятной западному зрителю. Поэтому и «Руслан и Людмила» Глинки, и «Снегурочка» Римского-Корсакова до сих пор сильно уступают там по популярности «Борису» и вполне европеизированным «Евгению Онегину», «Пиковой даме» и сатирическому «Золотому петушку» Римского-Корсакова.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–4. «Князь Игорь» в Большом театре, 1930-е
5–7. «Князь Игорь» в Большом театре, 1970-е
8–10. «Князь Игорь» в Метрополитен-опере, 1915

Спектакли 21 века:

1, 2. Мариинский театр
3. Новосибирск
4. Ростов-на-Дону
5. Самара
6. Астрахань

Как музыкальное сообщество и широкая публика встретили постановку Любимова в Большом и что происходит с «Князем Игорем» сегодня.

🥺 Как видите, в России дело с «Князем Игорем» по-прежнему обстоит прискорбно. В 2011 его пытался поставить по-своему Юрий Александров в «Новой опере», но вышла чудовищная карикатура с неоправданным и неуместным в ситуации того спектакля педалированием православной темы.

🏛 В 2013 году за «Игоря» взялся Большой театр, сделавший ставку на особый взгляд режиссера Юрия Любимова (в момент работы над спектаклем ему было 95 лет!) и новую редакцию партитуры, которую сделал композитор Павел Карманов.

📙 С оригиналом Бородина постановку связывает правильная схема актов (та же, что в Мариинке и в Перми, с третьим половецким). В остальном же Любимов хотел приблизить оперу к литературному первоисточнику (родовая болезнь всех драматических режиссеров в оперном театре), главным для него было «Слово» (в прямом и переносном смысле).

👫 Еще он хотел сделать оперу динамичной, выбросив все «лишнее». «Князя Игоря» сократили до 2 часов музыки (в редакции Римского 3,5), но динамичнее он не стал, так как выбросили почти все связки, двигающие действие. В музыкальном отношении получилась нарезка, краткая хрестоматия по музлитературе — на этот спектакль можно было водить школьников, чтобы за два часа услышать все главные номера оперы.

🙈 Впрочем, не все. Выбросили большую часть увертюры, почти весь пролог, часть финала, часть «Плача Ярославны» и почти всю любовную линию Кончаковны и Владимира Игоревича (чтобы не отвлекаться от главного). К счастью, Любимов любит «Половецкие танцы», их не тронули, иначе театру пришлось бы объясняться со многими зрителями, которые, как в дореволюционные времена, приходят на оперу ради популярного балета.

🤬 Зато выбросили знаменитую арию Хана Кончака. Об этом было известно заранее, часть музыкальной общественности была так возмущена, что на премьере собирались устроить флешмоб: запеть всем залом в тот момент, когда должен начинаться речитатив Кончака. Говорят, руководство театра очень просило зачинщиков этого не делать, и премьера обошлась без скандала.

😬 Из-за усеченной партитуры оказались усеченными, одноплановыми и образы: Князь Игорь — кающийся грешник, неудачник, проигравший свою страну, Кончак — натуральный бандит. Женщины, которые очень интересовали Бородина, которых он сознательно сделал сильными, решительными, эмансипированными, Любимова не интересовали вовсе. Вечно страдающий народ — тоже.

🎞 Можно посмотреть то, что осталось в Большом от увертюры и Пролога, это займет у вас чуть больше 10 минут. Любимов трактует хор «Славу» как плач: обратите внимание, что женщины все время тащат мужчин за рукав назад (в реальной жизни жены плачут и не отпускают мужей на войну — пояснял режиссер).

Видео-пример: https://yadi.sk/d/cKSaDizxrnAgmA

☹️ Спектакль Любимова предсказуемо быстро сошел со сцены, как и «Игорь» Александрова. То, что в постперестроечной России не поставили ни одного по-настоящему интересного и стоящего «Князя Игоря», что в Большом театре по-прежнему «Борис Годунов» идет в роскошной костюмной постановке Баратова 1948 (!) года, что «Руслана и Людмилу» Глинки в постановке Владимира Юровского и Дмитрия Чернякова (2011) сняли в первом же сезоне, — все это говорит о том, что отечественный оперный театр совершенно не способен отрефлексировать важнейшие исторические и культурные моменты нашего прошлого и настоящего. Будем надеяться, что мы доживем до лучших времен.

Поговорим о «Князе Игоре» в постановке Дмитрия Чернякова, сделанной в Метрополитен-опере в 2014 году.

👏 «Князь Игорь» Чернякова — тот редкий случай, когда и апологеты, и оппоненты режиссера сходятся, что это выдающийся спектакль, впервые так точно, остро, в лучшем смысле современно раскрывший для нас оперу Бородина. Благодаря Чернякову благородный, но вечно картонный Игорь обрел кровь и душу.

🏃‍♂️ Спектакль начинается с титра, который дает ключ ко всему: «Начать войну — это вернейший способ убежать от себя». Как обычно у Чернякова, это психологическая история, история внутреннего преображения Игоря. В центре не социальные проблемы, не исторические параллели, а вневременные человеческие раздумья, борьба с собой, мучительное осознание своей беспомощности и своих поступков. Игорь — не герой эпоса 12 века, а персонаж из русской классической литературы 19 века с чувством вины, со всеми душевными муками и рефлексиями.

📜 История вершится людьми, люди — ведомые непомерными амбициями и эгоизмом — совершают ошибки, а ошибки ведут к страшным последствиям. Так было во времена «Слова о полку Игореве», так происходит и сейчас.

🌗 Спектакль играется в двух контрастных пространствах. Путивль — наглухо закрытый обшарпанный храм с тяжелыми дверями и узкими окнами, костюмы намекают на 20-е годы 20 века. Половецкий стан — покрытая алыми маками степь под синим небом. Первое — реально, второе — нет.

🌚 Посмотрите фрагмент пролога со сценой затмения. Обратите внимание, что действия совсем мало, но с какой психологической точностью решены главные герои и сама ситуация (видео 1).

👩 Между прологом и первым действием Черняков помещает видео — недостающий эпизод, о котором постоянно говорилось и при жизни Бородина, в нескольких сильных кадрах иллюстрирует то, что произошло при встрече русских полков с врагом. Момент трагедии и смерти он совмещает с началом чарующей, неземной красоты песни половчанки, и это производит колоссальный эффект. Песня превращается в прощальную колыбельную, точку трансцендентного перехода в иную реальность.

🩸 Первый половецкий акт невероятной красоты и многозначности решен как череда видений и воспоминаний, возникающих в сознании раненого Игоря. На сцене 12 000 маков, метафора дурмана и крови одновременно. Поразительно, как Черняков нашел такой лаконичный, глубокий и многомерный образ (видео 2).

🙄 Благодаря вторжениям видео мы понимаем ирреальность происходящего. Нет ни Кончаковны, ни Владимира Игоревича, который тоже пал на поле боя. Но сюрреалистический характер действия оказывается удивительно созвучным музыке Бородина (видео 3).

🤦🏻‍♂️ В этом контексте иначе звучат первые слова знаменитой арии Игоря: «Ни сна, ни отдыха измученной душе». А саму арию режиссер превратил в визуализированную рефлексию героя (видео 4).

⚔️ В серьезный психологический поединок превращается сцена Ярославны и Галицкого; гибко следуя за музыкой, Черняков делает образы очень объемными (видео 5).

🥺 Посмотрите для радости арию Галицкого. Но этот популярный эпизод оказывается лишь интермедией перед трагедией. Гораздо важнее режиссеру показать ситуацию внутреннего раскола: он расширяет финал сцены с боярами, буквально дает противостояние двух лагерей внутри Путивля и завершает сцену убийством Галицкого — его карта к этой игре отыграна (видео 6–7).

🌫 Решение финального акта равно гениально половецкому. Игорь возвращается и видит, во что превратился его город, его государство. Развалины и запустение. И всему этому виной он, его необдуманное амбициозное решение идти на половцев. Эта картина в сочетании с тихим скорбным хором потрясает до глубины души. Если первый половецкий акт — видения Игоря, то второго половецкого акта тут быть не может. Но жалко было отказываться от второй сцены Кончаковны с Владимиром, и они возникают, словно призрак невозможного теперь будущего, на развалинах Путивля (видео 8).

😰 Естественно, никакого хэппи-энда быть не может, завершить этот спектакль «Славой» нельзя. Обезумевший от пережитого и увиденного Игорь пытается разобрать завалы и начать все с нуля (видео 9).

курс Level One

Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽

1750₽

подробнее о курсе

Луганский медиа-центр – Российские представители открыли отреставрированный памятник князю Игорю у станицы Луганской

Отреставрированный памятник князю Игорю у станицы Луганской состоялось торжественное открытие.

 

Реставрационные работы и преобразование памятника в мемориальный комплекс выполнены Российским военно-историческим обществом (РВИО) по поручению Президента Владимира Путина.

 

В церемонии открытия приняли участие первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко, председатель РВИО, помощник Президента Владимир Мединский и временно исполняющий обязанности Главы ЛНР Леонид Пасечник.

 

«Поздравляю всех с этим торжественным событием — открытием восстановленного памятника князю Игорю», — сказал Кириенко. «Важно, чтобы в ЛНР восстанавливались памятники и мирная жизнь; мы восстанавливаем то, что было намеренно уничтожено во время восьмилетней войны, когда пытались заставить жителей Луганщины забыть, что эта земля была исторической частью России».

 

Мединский рассказал, что специалисты РВИО участвовали в восстановлении этого мемориала, испытывая «большое почтение и уважение» к этой земле. Они самым тщательным образом подошли к процессу реконструкции, сохранив все, что можно было сохранить.

 

При реставрации и расширении мемориала учитывались все исторические события, в том числе и новейшая история Луганщины. Рядом с памятником установлена ​​стела, отображающая информацию обо всех ключевых исторических событиях Луганской степи.

 

«Княжество Черниговское и Новгородское Северское было очень большим. Авторы «Слова о полку Игореве» повествуют о гордости, с которой князь Игорь собирал под свои знамена ополчение и ратников со всех земель своих. Он гордился выходцами из Брянска, будущего Гомеля, Переславля и Оки, протекавшей рядом с границей с будущей Москвой. Все они собрались под княжескими знаменами; все они были русскими людьми, это была русская земля, и русские люди собрались на защиту под знаменами здесь, в Луганской области, в сердце Донбасса и Луганской земли. Эти стелы кратко рассказывают об истории этого края, об истории Луганска», — сказал председатель РВИО.

 

Пасечник отметил, что памятник удалось сохранить благодаря воле руководства России.

 

«Выражаю огромную благодарность нашему Президенту Владимиру Путину, руководству РВИО и всем участникам за заботу о нашей истории, сохранение нашей истории и проделанную ими работу, за восстановление эталонного места Луганской области и дать ему вторую жизнь», — сказал он на церемонии открытия.

 

Заместитель председателя РВИО Николай Овсиенко сообщил, что памятник и его территория были зоной боевых действий.

 

«В памятнике 300 пробоин от пуль, минометных и артиллерийских снарядов. «Нашей ключевой задачей было заварить их, чтобы скрыть повреждения. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что часть первого всадника (на памятнике) была разбита с руки до ноги, этой части не было».

 

В августе Овсиенко отправился в Донбасс, чтобы посетить памятник князю Игорю, пострадавшему в результате обстрела украинской артиллерии.

 

Памятник князю Игорю установлен на десятиметровой рукотворной возвышенности в Серверной долине реки Донец. Легенда гласит, что именно отсюда начался поход князя Игоря на половцев. Подробно он описан в летописи «Слово о полку Игореве». Альтернативная версия гласит, что войска Игоря прошли эту территорию при форсировании реки Северский Донец. Мемориал получил более 70% повреждений в результате обстрелов украинскими войсками в период с 2014 по 2022 год. Осколками снарядов пробито медное покрытие, серьезно повреждены бетонный фундамент и несущий каркас. Во время разминирования в районе памятника специалисты обнаружили неразорвавшиеся боеприпасы и мины-ловушки.

 

Правительство Украины начало так называемую антитеррористическую операцию против Донбасса в апреле 2014 года. Начавшиеся вскоре после этого мирные переговоры не принесли ощутимых результатов из-за позиции Киева урегулировать конфликт силой.

 

Луганская Народная Республика вошла в состав России 30 сентября 2022 года по результатам объединительного референдума.*i*v

Князь Игорь

Пролог
Площадь в древнерусском городе Путивле
Князь Игорь вместе с сыном Владимиром и войском дружинников готовится к походу против кочевников-половцев, совершающих опустошительные набеги на целинные земли России. Народ приветствует Игоря и воинов и желает им победы.
Вдруг стемнеет — начнется солнечное затмение. Народ, князья и бояре считают это дурным предзнаменованием, неблагоприятным знаком и советуют Игорю отложить поход. Жена князя Ярославна тоже умоляет его остаться дома. Но князь Игорь непреклонен. Он уверен, что его дело правое — он будет защищать Россию.
Принц прощается с женой и нежно утешает ее, заверяя, что ей не о чем беспокоиться и она должна ждать его победоносного возвращения. Он поручает Ярославну на попечение ее брата, князя Владимира Галицкого, которого назначает своим наместником в Путивле.
Незаметно два воина, Скула и Ерошка, покидают войско Игоря; они намерены поступить на службу к князю Галицкому.
Получив благословение, Игорь и его отряд отправились в поход.

Увертюра
Акт I
Вечер в половецком таборе
Половецкие девицы пытаются развлечь Кончаковну, дочь хана Кончака, песнями и плясками. Все ее мысли сосредоточены на пленном юноше — князе Владимире.
Кончаковна с нетерпением ждет момента, когда сможет его увидеть.
Появляется сын Игоря Владимир, очарованный Кончаковной.
Но князь Игорь и слышать не хочет о женитьбе Владимира. Однако Кончак соглашается выдать свою дочь замуж за русского князя.
Князь Игорь не может уснуть. Его угнетают мрачные мысли. Нелегко преодолеть позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о порабощении родной земли. Игорь страстно жаждет свободы, чтобы освободить Россию. Он с нежностью вспоминает свою любимую жену Ярославну.
Неожиданно к нему подходит Овлур, крещеный половец. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но последний отказывается – русскому князю не следует бежать.
Половецкий хан Кончак оказывает высокие почести Игорю как своему почетному гостю. Он обещает освободить его, если тот согласится никогда больше не поднимать меч на половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака и не скрывает своих намерений: освободившись, он соберет свои силы и снова пойдет войной на половцев.
Гордость и доблесть русского князя восхищают Кончака.
По приказу хана пленные женщины и воины развлекают Игоря, чтобы рассеять его мрачные мысли танцами, прославляющими могучего Кончака.

Акт II
Половецкий стан
Хан Гзак, посланный в поход Кончаком, возвращается с пленными русскими и богатой добычей. Зная о бедствии, постигшем его родной Путивль, князь Игорь сожалеет о содеянном и призывает русских князей соединиться воедино. Чтобы спасти родную землю, Игорь придумывает план побега. Кончаковна бьет тревогу. Но Игорю и Овлуру удается укрыться. Разгневанные половцы требуют смерти его сына Владимира, но Кончак не только дает ему помилование, но и решает, что Кончаковна может выйти замуж за Владимира в придачу.

Городские стены Путивля
Утром Ярославна, потеряв всякую надежду на возвращение Игоря, оплакивает его утрату. Обращаясь к ветру, солнцу и реке Днепр, она ждет их ответа: где Игорь и что с ним случилось? Плач Ярославны повторяет заунывная песня жителей села, оплакивающих разорение и опаление земли.

Двор князя Владимира Галицкого
Князь Галицкий пирует за богато накрытым столом со своими слугами во главе со Скулой и Ерошкой. Власть его ограничена – он хотел бы отправить Ярославну в женский монастырь и стать князем Путивля, свергнув с престола князя Игоря.
Во двор вбегают взволнованные девицы. Они умоляют князя Галицкого освободить их подругу, взятую воинами в палату для увеселения. Но князь выгоняет девиц на потеху пьяной толпе.
Запой достигает кульминации. Скула и Ерошка, подкупленные князем Галицким, вместе с воинами, чья удаль растет от кутежа, подстрекают народ к мятежу: «Игоря свергнем, а Владимира на престол возведем! Чего нам бояться?»

Комната Теремного дворца Ярославны. Тревога
Принцесса чувствует себя неловко. Тревожные сны и мрачные предчувствия остаются с ней день и ночь. У нее давно не было вестей от принца. И она видит распри и козни вокруг нее со стороны князей, даже родной брат ее Владимир задумал какое-то злое дело, надеясь свергнуть с престола князя Игоря и стать князем путивским.