Внутреннее убранство русской избы. Внутреннее убранство русской избы
Слайд №2 | |
землянкаполуземлянка | |
Слайд №3 | |
В чем особенности русской избы? | |
Слайд №4 | |
Как строили русскую избу? «Всем миром» — ?«Рубили» — ? | |
Слайд №5 | |
1.Зачем люди украшают свои жилища?2.О чем может рассказать декор крестьянской избы? | |
Слайд №6 | |
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избыПричелинаПолотенце | |
Слайд №7 | |
Фасад – лицо избы, окна – ее глаза. | |
Слайд №8 | |
Крестьянский дом — словно маленькая Вселенная, символизировал связь человека с космосом. Докажите. | |
Слайд №9 | |
«Русская изба» приглашает… | |
Слайд №10 | |
Нужно подумать..Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему?Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?Каково значение слов:ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА?Сколько работ у русской печи?Каково убранство кухни?На чем спали крестьяне?Чем освещали дома наши предки? | |
Слайд №11 | |
Как жили наши предки?«…У русских есть семейства из пяти и шести женатых братьев, которые с женами и детьми живут в одной избе или на одном дворе; все заодно работают и все повинуются или старшему мужчине (деду, отцу, брату). Все невестки в послушании у одной старшей или у самой матери их мужей. Таким образом, в избе помещается несколько поколений…»Австриец A. Лизек | |
Слайд №12 | |
Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. | |
Слайд №13 | |
Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?Догадлив крестьянин, на печи избу поставил | |
Слайд №14 | |
Мать толста, дочь красна, а сын под облака ушелПечь – душа всего дома | |
Слайд №15 | |
Истба – истопка – из-топить Курная изба – без труб, топились «по-черному». ПРООБРАЗ РУССКОЙ ПЕЧИ | |
Слайд №16 | |
Русские печи появились в начале XV века. | |
Слайд №17 | |
Русская печь. 1 – чело; 2 – припечек; 3 – опечек; 4 – печурка; 5 – залавок длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов, посуды; 6 – ухват. 123456 | |
Слайд №18 | |
Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей Дым идет по сложному лабиринту ходов, прогревая множество кирпичей до 200°C и часами хранит тепло (температура, которая требуется для выпечки хлеба).Русская печь | |
Слайд №19 | |
В чём «РАБОТА» русской печи? отопление приготовление пищи«спальня»хранение вещейсушка лукадержали под опечком кур зимой«парилка-лечебница» (больного ребенка, на некоторое время, засовывали в протопленную печь на лопате) | |
Слайд №20 | |
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!» | |
Слайд №21 | |
В богатых домах печи покрывали изразцами. «Изразить» – по-древнерусски значит «украсить». Изразец | |
Слайд №22 | |
Изразцы были недешевы. Каждая плитка стоила столько же, сколько 20–30 килограммов ржи. Раскрашивали их мастера, используя красные, синие, белые, желтые и зеленые цвета. | |
Слайд №23 | |
«Бабий кут» — ?Планировка крестьянского дома определялась угламиКут — старинное название угла.Угол напротив печи был кухней и назывался «бабий кут» или «поварня».Отгораживалась загородкой или занавеской. | |
Слайд №24 | |
«Бабий кут» «Царство» хозяйки и «большухи», жены старшего сына.Вдоль стены стоял или подвешивался ящик для посуды — «залавок», а наверху от печи тянулась широкая полка — «грядка». | |
Слайд №25 | |
На полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. | |
Слайд №26 | |
Слайд №27 | |
Пряха | |
Слайд №28 | |
Слайд №29 | |
Чесалка для пряжи | |
Слайд №31 | |
Слайд №32 | |
Вальки | |
Слайд №33 | |
Светец Лучина | |
Слайд №34 | |
Полотенца Для праздничного убранства использовались полотенца. | |
Слайд №35 | |
За столом сидели на лавках и скамьях.Стучать по столу считалось грехом.Самовар всегда держали горячим . | |
Слайд №36 | |
Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду — значило нарушить уважение к святыне избы, этого первоначального храма.Даже враг, преступник, прибежавший к очагу, оставался неприкосновенным, потому что пролить кровь в избе представлялось самым ужасным грехом. | |
Слайд №37 | |
Красный угол — ? | |
Слайд №38 | |
Слайд №39 | |
Красный угол, располагался по диагонали от печи и был почетным местом в избе.Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада.Позднее рядом с иконами размещали и фотографии родных и близких.Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.Место за столом в КРАСНОМ УГЛУ считалось наиболее почетным. Туда усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы — новобрачных.В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. | |
Слайд №40 | |
Слайд №41 | |
Слайд №42 | |
Слайд №43 | |
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати. | |
Слайд №44 | |
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги. | |
Слайд №45 | |
В доме чистота и порядок.Стол, лавки и пол скребли косырями. Сжигая веточку можжевельника, устраняя неприятные запахи. Летом пол устилали соломой, листьями березы, полевыми цветами или травой, а зимой – ельником; позже стали покрывать домоткаными половиками. Хозяин ухоженного дома пользовался особым уважением. | |
Слайд №46 | |
Слайд №47 | |
Слайд №48 | |
Фонарь В сенях | |
Слайд №49 | |
Убранству кровати придавалось большое значение. Использовали покрывала, подворы, горы разного размера подушек и кружевные накидки.А в такой люльке-«зыбке» наши прапрабабушки укладывали спать своих деток. Традиционно на Руси мать готовила дочери в приданое постель. | |
Слайд №50 | |
Слайд №51 | |
Что узнали?Что такое семья? Какой была семья у наших предков? Почему?Почему жилище наши предки назвали ИЗБОЙ?Каково значение слов:ИНТЕРЬЕР, ИЗБА, КУТ, БАБИЙ КУТ, КРАСНЫЙ КУТ, КОНИК, СТОЛЕШНИЦЫ, ПОЛАТИ, ПОЛАВОЧНИКИ, ЗЫБКА?Сколько работ у русской печи?Каково убранство кухни?На чем спали крестьяне?Чем освещали дома наши предки? | |
Слайд №52 | |
volna.org
Внутреннее убранство русской избы
Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляется чёрная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем:
- Любить тепло - дым терпеть.
На самом деле всё было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем стенам избы размещались полки - воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз. Всё, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними - чисто. Дым вытягивался (выволакивался) в специальное отверстие - волоковое окошечко (с задвижкой) и уходил в дымник.
Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.
Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ славился своим гостеприимством.
- Что есть в печи - всё на стол мечи.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Умей в гости звать, умей и угощать.
Сажая гостя в красный угол, говорили: "Встречай не с лестью, а с честью".
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки со спинками), стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, ручка солонки ( заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалась сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петушки; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
назад
dereven-ka.ru
Проект " Убранство русской избы"
Слайд 1
«Убранство русской избы» . (проектно-исследовательская работа) Работу выполнили: Ученики 2 «А» класса МБОУ «Начальная школа» Лебедев Николай Коробейникова Анна Руководитель работы: Ильина Л. Н. Научный руководитель: Дроздова Т.И.Слайд 2
Цель : Узнать о значении избы для человека, об особенностях внешнего и внутреннего убранства, об обычаях на Руси
Слайд 3
Гипотеза: «Русская изба – удивительное творение рук человека»
Слайд 4
Задачи : Исследовать быт русского народа, живущего 100 лет назад. Узнать об особенностях внешнего и внутреннего убранства. Расширить кругозор по истории своей малой Родины .
Слайд 5
: Пути решения 1.Изучение литературы по данной теме. 2.Посещение музеев: - г. Радужный (ЦВР «Лад») - Владимирские палаты (экспозиция«Русская изба»).
Слайд 6
Издавна люди с уважением относились к своим жилищам. Существует много пословиц «Мой дом - моя крепость», «В родном доме и стены помогают», «В гостях хорошо, а дома лучше». Дом называли «родным», «родимым». Сто лет назад такие дома называли избами. И строили их из дерева, так как вокруг было много лесов, а этот материал был прочным и тёплым. Возводили избы из сложенных рядами брёвен. Такие ряды назывались венцами. Недалеко от конца бревна вырубали топором углубление. С помощью этих углублений брёвна прочно соединялись без гвоздей. Между брёвнами для тепла прокладывали мох.
Слайд 7
С внешней стороны крышу, крыльцо и окна украшали резьбой. Каждый мастер украшал дом по-своему. Интересно, что резные наличники на окнах переносились со старых домов на новые. Так сохранялись народные традиции.
Слайд 8
Cyberlink You Cam Чтобы в избе сохранялось тепло, над дверью делали низкую притолоку, а внизу высокий порог. С крыльца начинались сени (по- нашему прихожая). Там хранили верхнюю одежду, а в тёплое время года там можно было спать. Полы настилали из половинок брёвен- половиц.
Слайд 9
Важное место в доме занимала печь и находилась она в центре избы. Печь строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Между печкой и стеной находились полати. Там хранилось имущество . По русскому поверью за Печкой живёт домовой. Он охраняет дом и своих хозяев от бед
Слайд 10
. Внутри печки горели дрова. Эта часть называлась устьем. Оно закрывалось заслонкой с ручками. Печка грела и кормила. В ней варили еду, пекли пироги, сушили грибы и ягоды. Суп и каша получались особенно вкусными. Пища долго оставалась в печи тёплой, поэтому её могли кушать на протяжении всего дня, не разогревая С другой стороны печки находилась лежанка, где спали старики и грелись дети За это печку все любили. Но более всего времени там проводила хозяйка дома.Место около устья печи так и называлось женский угол. У печки был обязательно шесток, куда ставили горшки и чугунки. Чтобы ставить их в печку или доставать из неё служил ухват - это «рогатое» полукруглое приспособление с ручкой. Чтобы поместить в печь хлеб использовали большую деревянную лопату. Когда в печи прогорали дрова, нужно было выгребать золу. Для этих целей использовали кочергу. Рядом с печкой находился рукомойник - глиняный кувшин для мытья рук.
Слайд 11
Красный угол Но главным местом в доме всё-таки был красный угол. Здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней находился обеденный стол. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался. Таких людей называли «крестьянами» от родственного слова «христианин». Не помолясь , они не начинали никакого дела, очень любили иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады - специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами- рушниками.
Слайд 12
Другой угол – около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин занимался починкой утвари, плетением или шитьём обуви
Слайд 13
В повседневной жизни нельзя было обойтись без посуды. Её делали из дерева. Чаще всего из осины, реже из берёзы, клёна и липы и конечно использовали глину. Из дерева делали ложки, тарелки, миски, солонки, черпаки, ковши, вёдра, бочки. В ходу были плетёные изделия- лукошки, коризины из лыка и прутьев. Русскую избу отличала чистота: уборки делались регулярно.
Слайд 14
Умели русские люди трудиться и отдыхать. Под вечер и по праздникам собирались, пели песни, устраивали весёлые игры с детьми.После экскурсии по русской избе мы поирали в русские народные игры.
Слайд 15
Вывод: Проведя эту исследовательскую работу мы убедились в правоте своей гипотезы. Русская изба – действительно удивительное творение рук человека. Эта работа помогла узнать интересные факты из исторической жизни нашего народа, зародила желание познать свой край, свою Родину.
nsportal.ru
Внутреннее убранство русской избы
Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы). Наверно, представляется чёрная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем:
- Любить тепло - дым терпеть.
На самом деле всё было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем стенам избы размещались полки - воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз. Всё, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними - чисто. Дым вытягивался (выволакивался) в специальное отверстие - волоковое окошечко (с задвижкой) и уходил в дымник.
Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.
Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ славился своим гостеприимством.
- Что есть в печи - всё на стол мечи.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Умей в гости звать, умей и угощать.
Сажая гостя в красный угол, говорили: "Встречай не с лестью, а с честью".
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки со спинками), стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, ручка солонки ( заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалась сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петушки; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
назад
dereven-ka.ru
Урок №3 Убранство русской избы.
Конспект урока по теме:
«Внутренний мир русской избы»
«__»____________20
Цель: познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие о духовном и материальном в доме.
Оборудование:
Зрительный ряд:презентация с изображением интерьера русской избы; репродукции иллюстраций к сказкам с изображением печи «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «По щучьему велению». Видеофильм «Внутреннее убранство русской избы», репродукции с изображением прялки, люльки, русской печи, кухонной утвари.
Литературный ряд: Л. Мей. В низенькой светелке …
Музыкальный ряд: песня «В горнице моей», русские народные напевы.
Материалы: формат А4, простой карандаш.
Практическая работа: изобразить фрагменты интерьера избы с основными предметами.
Ход урока
1. Активизация внимания учащихся
2. Актуализация опорных знаний.
По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?
Зачем люди украшали свои жилища?
3. Формирование новых знаний.
Изба – святилище земли,
Изба – питательница слов.
4. Практическая работа.
5. Анализ работ, рефлексия.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Просмотр презентации
Н. Клюев
Славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна. Верили, что Бог прорубил окна, дабы впустить свет, и тому же научил человека. Поэтому в избах не прорубалось одно окно, ведь у человека два глаза. Однако предпочитали нечетное число – традиционно русские избы имели по фасаду от трех до пяти окон; внутри было светло, хоть окна делались небольшими.
Внутренний мир крестьянской избы тоже был наполнен символами и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Что вы понимаете под словом материальный?
В крестьянской избе источником всего была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни.
Перед печкой, в так называемом бабьем куту, то есть на кухне, полки с чугунной, глиняной посудой, ведра, сковородки, черпаки, ухваты.
У печи, так же устраивали деревянные настилы – плати, на них спали. Печь заботилась о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяла материальный центр дома.
А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды? (женщина)
Поэтому эту часть, где стояла печь, называли женской половиной.
В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить здоровья, счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами и нарядными цветами из крашенной стружки.
Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
Под потолком укреплялись полавочники с утварью. Посудная утварь расставлялась на этажерках и посудных шкафах – горках. Все украшалось резьбой и росписью.
Почти в каждой избе была детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Младенческие колыбели были сплошь дощатые и берестяные, их часто нарядно расписывали цветами, фигурками животных и птиц.
В свободном углу устанавливали ткацкий станок. Женщина долгими зимними вечерами трудилась за ним.
Все и даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными и диковинными цветами, птицами и зверями.
У большинства крестьян редко была какая – то еще мебель – у всех практически одно и то же. И все таки почти у всех это опять же разное, хоть чуточку, но разное, так же как избы снаружи, непременно нарядное и красивое.
Какие два центра были в избе?
Зачем люди украшали окружающие их предметы?
Зачем людям красота?
Просмотр видеофильма
Практическая работа.
Изображение интерьера избы с основными предметами быта.
(звучит народная мелодия)
Анализ работы
Выставка работ учащихся.
Домашнее задание.
Значение слов прялка, рушник
multiurok.ru
Внутреннее убранство русской избы. | Всё об интерьере для дома и квартиры
Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "Чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины вообще недопустимым считалось. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. В южнорусских районах европейской России красный угол - пространство, заключенное между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. В традиционном жилище почти на всей территории России, за исключением южнорусских губерний, красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "Святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест псковской и великолукской губ. Его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно - южнорусское название угла "Сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он самым почетным местом в доме является. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда , внимание, только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "Красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету. Некоторые авторы религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством связывают. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти ученые видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию просто сменили в божьем углу более древние - языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними. Что же до печки. Подумаем серьезно, могла ли "Добрая" и "честная" государыня печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - домовой, - могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв. м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь - восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети днем на женской половине возле печи находились. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей. Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались "Опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались "Опушенными" или "с навесом", "с подзором". В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки. Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц. Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южновеликорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась Кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она короткая и широкая была. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Коник располагался в жилой части крестьянского дома, около дверей. Он считался "Мужской" лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали рыболовные сети и т. п. под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью. Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. Такой стол с глинобитными же лавками около него были обнаружены в пронских жилищах XI - Xiii веков (рязанская губ. ) И в киевской землянке XII века. Четыре ножки стола из землянки в Киеве представляют собой стойки, врытые в землю. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. В севернорусских домах стол всегда располагался вдоль половиц, то есть более узкой стороной к фасадной стене избы. В некоторых местах, например в верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. В лесной полосе России столы плотничной работы имели своеобразную форму: массивное подстолье, то есть рама, соединяющая ножки стола, забиралось досками, ножки изготовлялись короткими и толстыми, большая столешница всегда делалась съемной и выступала за подстолье для того, чтобы было удобнее сидеть. В подстолье делался шкафчик с двустворчатыми дверками для столовой утвари, хлеба, необходимого на день. В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения и пр. столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Любое выдвижение его оттуда может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья Ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "Свой". Стол скатертью покрывался. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.
Ещё читайте новости об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma
interior.ru-best.com
Интерьер и внутреннее убранство русской избы
Цели:
- Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта.
- Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
1.Слайды с интерьером крестьянского жилища.
2.Иллюстрации к русским сказкам, былинам, загадкам.
3.Художественные материалы.
4.Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла».^
- Показ фильма
- Беседа об интерьере русской избы.
- Знакомство с ее жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включенных в это пространство.
- Постановка художественной задачи.
- Подведение итогов.
^
1.Показ фильма «Внутреннее убранство русской избы».
2. Показ слайдов и беседа с учащимися.Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нем хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелания благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампада в сумраке ночном:
Слабый огонек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она – то и дала название своей постройке – «изба».
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. В одном из задних углов дома располагалась русская печь. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!».
Посмотри, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Обрати внимание на ее форму, отдельные детали.
Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. На полка вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. А в самом низу темным пятном обозначился вход в подпечье, где хранились лопаты для выпечки хлеба, кочерга. Оно же, по представлениям крестьянина, было жилищем домового – покровителя семьи, хранителя домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Пространство около печи служило женской половиной.
Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста.
Все здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушенно – золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин.
В переднем углу избы располагался красный угол. Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.
Ванный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю.
От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками,- так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда, видимо, и название лавки. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал.
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил - полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели и спади. А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа
Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.
Все устроение домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, но в то же время несло порядок и гармонию.
По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки. Половики и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле.
Во многих северных деревнях, а также в Сибири, сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотри, какие диковинные кусты расцвели в простенках между окон! А на потолке – небесах круги с венком из цветов и травинок смотрятся как солнце. Потолки в избе нередко расписывали небесной символикой: он был подобен небесному своду.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
Просмотр иллюстраций к русским сказкам.
Какие сказки вы знаете с изображением внутреннего убранства избы?
Дома подобрать иллюстрацию к русской сказке, и подумать какой интерьер будете рисовать на следующем уроке.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
В чем проявилась мудрость устроения жилой среды русской избы?
Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?
dopoln.ru