Ведьмаки в славянской мифологии: славянские элементы в «Ведьмаке» — Почитать на DTF

Ведьмак | Древнерусский словарик

Главная » В

 

ВЕДЬМАК — Ведун, ведающий, знающий целебные травы и заговоры, лечивший людей, творивший добро. Мужской вариант ведьмы. Его образ, так же как и образ ведьмы, трансформирован под влиянием христианства (сказки, небылицы о злых колдунах — это плоды уже эпохи православия) с той лишь разницей, что ведьмак считался менее злокозненным, чем ведьма (психологии женщин данная черта более характерна, чем психологии мужчин; сосудом зла считалась женщина, а толкователями церковных догматов были мужчины.

Ведьмак — персонаж славянской мифологии, обладающий колдовскими способностями. Многими ошибочно воспринимается тождественным ведьме, однако в отличие от последней может обладать и некоторыми положительными качествами.

По поверьям, ведьмак, как и ведьма, может быть прирожденным или наученным. У прирожденного нет волос, бороды, усов, присутствует маленький хвостик. Обученный — ничем не отличается от нормального человека.

Иногда упоминаются ведьмаки, которые лояльно относятся к людям: заговаривают болезни, лечат людей и животных, запрещают ведьмам делать зло, защищают людей. Зачастую обладают скверным характером и использует свои способности для сведения счетов с недругами.

Ведьмак насквозь видит всех ведьм и колдунов в округе, управляет ведьмами, которые исповедуются перед ним в том вреде, который они причинили людям.

У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Ночью, через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком, душа ведьмака может выходить из тела.

Ведьмаки собираются на перекрестках дорог, там танцуют, веселятся и любезничают друг с другом, а также летают на Лысую гору.

Ведьмак не теряет своей силы и после смерти: сражается на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.

 

«На мне сидит ведьмак, звезды считает когтем — раз, два, три, четыре…

Голова у ведьмака собачья, и хвост здоровенный, голый. «

А. Н. Толстой. «Ведьмак».

Читать также  Василиски

Познания о мифических ведьмаках оставлены нам очень противоречивые. А верили в них все славянские народы. Как и ведьма, ведьмак может быть прирожденным и наученным. Природный ведьмак — колдун, рожденный от связи женщины с чертом. У него могут отсутствовать усы и борода и вообще волосы на теле, кроме четырех волосков на небольшом хвостике. Изображение в глазах ведьмака перевернуто вверх ногами. У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Когда он спит, вторая душа выходит из тела через отверстие под коленной чашечкой. Ведьмак обладает способностью оборачиваться в мотылька, коня, волка. Это упырь-кровосос, живой труп, который ходит после смерти вредить людям. Он знает всех ведьм и колдунов, управляет ведьмами, надзирает за ними во время их оргий в банях и чуланах. Сами ведьмаки устраивают также свои сборища на Красной горе — в отличие от ведьм, которые собираются на Лысой горе.

По одним верованиям, ведьмак действует заодно с ведьмами, даже учит их отбирать молоко у коров, насылая на них порчу, и обращать людей в волкодлаков, особенно на свадьбах. Страшен ведьмак, сводящий личные счеты с недругом. Он может вынуть у человека глаза и вернуть их на место без какого-либо вреда, может дунуть в рот — и выпадут все зубы, посмотреть в глаза таким взглядом, что человек разболеется и через несколько дней умрет.

По другим верованиям, ведьмак — доброе существо, не только ничего злого не творящее, но даже старающееся быть полезным: он мешает ведьмам делать зло, запрещает ходить мертвецам, разгоняет тучи. И после смерти ведьмак не теряет свою силу. Рассказывали, что не раз видели, как он дерется с мертвецами на могилах и всегда побеждает. Согласно украинской быличке, отец-ведьмак своими советами спасает сына, три ночи ночующего с умершей вдовой, и побеждает так всех ведьм — даже главную, киевскую.

Читать также  Водяницы

На старости ведьмак должен передать свои знания другому человеку. Когда он умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. Из-за второй, нечистой души ведьмак после смерти может стать упырем. Чтобы обезопасить себя от мертвого ведьмака, ему при погребении отрубают голову, кладут лицом вниз, забивают ему в рот кол, у могилы трижды рассыпают мак.

 

 

ведьма ведьмак

Ведьмак — Славянские легенды, предания

Ведьмак — Славянские легенды, предания

Ведьмак — один из самых таинственных персонажей восточной славянской мифологии.
Как и ведьма, он может быть прирожденным и наученным: продавшим душу дьяволу уже в зрелые голы. У прирожденного нет волос, бороды, усов и прочих признаков мужественности, зато у него есть небольшой хвостик с четырьмя волосками; если заглянуть ведьмаку в глаза, увидишь, что там все отражается вверх ногами.
У ведьмака две души: человеческая и демоническая. Ночью, через отверстие под коленной чашечкой, под бедром или под копчиком, душа ведьмака может выходить из тела.
Ведьмак насквозь видит всех ведьм и колдунов в округе, управляет ведьмами, которые исповедуются перед ним в том вреде, который они причинили людям. Накануне Рождества и Пасхи ведьмаки собираются на перекрестках дорог, там танцуют, веселятся и любезничают друг с дружкой, а также летают на Лысую гору.
Часто ведьмак использует свои способности для сведения счетов с недругами: может вынуть у человека глаза и вернуть их на место без какого-то вреда, подуть в рот и вынуть все зубы, посмотреть в глаза таким взглядом, что человек сейчас же разболеется и через несколько дней умрет.
Умеет управлять пчелами, разгонять тучи. Против него бессильны чары русалок.
Ведьмак способен быть оборотнем: он превращается в коня, мотылька, волка и т.п.
Его, как и ведьму, можно распознать: если под церковным порогом закопать косточки ножек ягненка, тогда ведьмак не сможет выйти из церкви; если в кипящую воду бросить конскую подкову и камень, то ведьмак будет мучиться и придет в дом, чтобы вылечить испорченную им корову.
Вообще говоря, некоторые ведьмаки умеют делать лишь добро: заговаривают болезни, лечат людей и животных, запрещают ведьмам делать зло, защищают людей.
Когда умирает ведьмак, наступает засуха или идут долгие дожди.
Ведьмак не теряет своей силы и после смерти: дерется на могилах с мертвецами, не пропуская их в село, и всегда побеждает.
Как и всякий человек, запродавший душу дьяволу, ведьмак после смерти вполне может сделаться упырем, поэтому хоронить его лучше по старинному обряду, заведенному для предохранения от ведьм: вбивать в сердце осиновый кол, класть в гроб лицом вниз, подрезать сухожилия на ногах, чтоб неповадно было бродить по селу ночами, в рот сунуть осиновую щепу.

Сказка

Как отец сына спас

Был на селе парень молодой, и связался он со вдовой-красавицей. А про ту вдову ходили слухи нехорошие: дескать, знается она с черной силою. Много народу уговаривало молодца развязаться с бабой нехорошей, но пуще всех старался отец. Еще бы! Ведь он и сам был не простой человек, а ведьмак и не раз встречался с пригожей вдовушкой на Лысой горе.
Но сын никого не слушал и собирался на своей милушке жениться — к великой печали всех деревенских невест.
Но так случилось, что вдова в одночасье померла. И похоронили ее на сельском кладбище как добрую женщину, совсем позабыв вбить в могилу осиновый кол.
А ночью наш молодец, томимый глубокой тоской, пошел к дому покойницы — и вдруг видит, что светится в окне огонечек. Подошел ближе — и не поверил своим глазам: сидит его любовница на лавке — краше прежнего! Кинулся глупец в избу и сжал ее в объятиях. Ну что ж, сильно любил, на все готов был ради нее. Все ночь они миловались, а с третьим петушиным криком, как это водится у нечисти, вдова исчезла, посулив непременно быть завтра.
Пришел молодец домой, ног под собой не чуя.
— Где ты был? Что так бледен? — спросила матушка.
Он ничего не ответил и улегся спать. Но отец сразу заметил огромный кровоподтек на шее сына — как раз там, где вдова, ставшая после смерти упырицей, высасывала из него живую кровь.
То же повторилось и на следующую ночь. Когда, при третьем крике петуха, вдова, сытая и довольная, возвращалась к себе в могилу, на кладбище ее подстерег ведьмак и стал умолять не губить его сына.
— Кабы не ты, он давно женился бы, — причитал ведьмак. — Нам с женой последняя утеха на старости лет: внучат понянчить. Не губи парня!
— Вот еще! — ответила упырица. — Непременно погублю. Разве это справедливо — мне в могиле сырой лежать, а ему с молодой женой любиться? Нет уж! Мой он. Владела им — и буду владеть, покуда в гроб не сведу. Один денечек и осталось ему пожить, а на следующую ночь испустит дух твой сыночек!
И с шумом провалилась в могилу.
Ну а на третью ночь, только вдова встала из могилы, ведьмак ждал ее с осиновым колом наперевес. Долго бились они, долго тщились победить друг друга. Хоть и силен был ведьмак, вдова, напившаяся свежей, молодой крови, начала его одолевать.
И тогда выкрикнул ведьмак светлую Христову молитву. Ночные небеса просветлели, и послышался звучный глас:
— Ты просишь о помощи, ведьмак? Так и быть, помогу ради светлой и праведной души твоего сына. Но знаешь ли ты, что после этого конец тебе придет? Провалишься прямиком в ад и вечно будут мучить тебя бесы за все твои прегрешения, за то, что вязался с нечистой силою?
— На все готов, только бы сына спасти! — выкрикнул ведьмак — и в ту же секунду обрел новые силы, а упырица затряслась, как осиновый листочек.
Повалил черную вдову ведьмак и вонзил ей осиновый кол прямо в сердце.
А наутро кладбищенский страж, который всю ночь дрожмя дрожал в своей сторожке, позвал сельчан, и они увидели синюю, страшную вдову-упырицу с осиновым колом в груди и мертвого ведьмака-отца. Руки его были сложены на груди, а в них горела свечка, зажженная неведомой божественной силой — как последняя милость небес к этому несчастному грешнику.

 

Культ Ведьмака: Славянское фэнтези наконец-то получает должное

Фэнтезийному миру Ведьмака потребовались десятилетия, чтобы достичь нынешнего уровня популярности, который стал культовым благодаря трем успешным видеоиграм, преданным поклонникам и умелому продвижению. Созданный польским писателем Анджеем Сапковским, сериал «Ведьмак» отдает дань уважения знакомому фэнтезийному сеттингу и фольклору, но также и разрушает все ваши ожидания, предлагая то, что немногие сериалы могут предложить: уникальность. Такие ярые фанаты, как я, сразу же отмечают безошибочно узнаваемые славянские элементы, которые помогают определить вселенную Ведьмака и играют важную роль в выделении этого тщательно проработанного фэнтезийного мира среди других популярных произведений жанровой фантастики. Вы можете задать вопрос: «Что именно — это те славянские влияния, и как мы распознаем их в таком сложном, богатом воображением фэнтезийном сеттинге?»

Когда мы думаем о стандартном фэнтезийном фоне, многие читатели представляют себе версию средневековой Европы с вплетенными в сюжет магическими элементами: гномы и эльфы подрывают нефункционирующую феодальную систему, правят короли, сражаются рыцари, крестьяне пашут поля. Время от времени появляется дракон и поджигает сельскую местность, вызывая экономический кризис. В зависимости от степени жестокости и сурового реализма мир будет напоминать либо отшлифованную сказку, либо мрачную адскую яму, где изощренный эльф может стать наемным убийцей-наркоманом (или магом). Славянское фэнтези также склонно полагаться на этот проверенный временем рецепт, заимствуя тропы из различных европейских легенд, с одним заметным отличием — большинство этих элементов фэнтези заимствовано из восточноевропейских традиций. В случае с сериалом «Ведьмак» этот региональный колорит имеет большое значение…

 

Любовное письмо к славянскому фольклору

Эскиз декорации Ивана Билибина к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» (1913)

Само слово «Ведьмак» ( Wiedzmin ) », если верить более ранним переводам), относится к славянскому чародею, обладающему тайными знаниями. «Ведьмак» изначально был чернокнижником, который может использовать свои магические силы, чтобы исцелять или наносить вред людям, в зависимости от истории (или своего настроения). В сериале Сапковского оно используется для описания охотника на монстров, чье тело и разум изменены, чтобы развить сверхъестественные способности, требуемые его сложной профессией. Главный герой, Геральт из Ривии, проводит время в охоте на смертоносных вредителей, в переговорах с королями и колдунами, в ловушке между меньшим и большим злом, распивая водку (и не только водку) и размышляя о смысле жизни и судьбы со многими славянами- вдохновленные и не очень славянские существа, которые встречаются на его пути. Большинство мифических существ, упомянутых в книгах, появляются в многочисленных народных сказках, причем у каждого славянского народа есть своя версия каждого. Поскольку славянские народы были отделены друг от друга достаточно долго, чтобы развить разные языки, эти расхождения в легендах и их интерпретации не должны вызывать удивления. Несмотря на все это, большинство славян узнают стрыгу/стрыгу (женщину-вампира-монстра), русалку (женщину водяного духа) или лешего (лесного духа), поскольку все они происходят из нашего коллективного фольклора. Убийца монстров — еще один знакомый персонаж, хотя он не является эксклюзивным для славянского мира.

В своем изображении славянских духов Сапковский во многом опирается на традицию, начатую художниками и писателями-романтиками XIX века. Он не первый и далеко не последний, кто обращается к этим легендам, переосмысливая и черпая в них вдохновение. В 1820 году русский поэт-романтик Александр Пушкин написал свою эпическую поэму « Руслан и Людмила », создав, вероятно, первое славянское фэнтези. В 1901 году опера Антонина Дворжака « Русалка », основанная на славянских сказках, собранных и переработанных чешскими писателями-романтиками, стала европейским хитом. Точно так же вселенная сериала «Ведьмак» явно была создана автором, знакомым с этим богатым наследием фольклора; он также точно знает, как и когда его ввести. Однако Сапковский не полностью основывает свои романы на этой традиции: три псевдославянских имени и пара мифических духов сами по себе не составляют славянской фантастики.

 

Славянская версия «Рока и мрака: неудачники, изгои и рушащиеся государства»

Что делает «Ведьмак » безошибочно славянским, на мой взгляд, это общий подход к жанру фэнтези в целом и его упор на маргинализацию. Славянский мир с его многочисленными гранями оставался недоступным для западной аудитории на протяжении большей части прошлого века. Эта изоляция привела к стереотипам и путанице, с которыми мы все еще сталкиваемся. Хотя большинство славян очень похожи на других европейцев, их западные сверстники не всегда относятся к ним так же. Мы часто виним в нашей изоляции наши сложные языки и политические потрясения последнего века. Кроме того, экономические проблемы и более низкий уровень жизни (по сравнению с западным миром) еще больше усложняют наше положение. Когда авторы из Восточной/Центральной Европы, такие как Сапковский, создают свои миры, они часто передают через свои рассказы атмосферу маргинализации и политической неопределенности. Мы признаем это и относимся к этому.

Безымянный континент, на котором происходят события историй Ведьмака , находится в состоянии постоянной войны, всегда под угрозой эпидемий и вторжений. Недоверие к властям определяет всех персонажей, с которыми мы сталкиваемся: от нашего главного героя Геральта и горькой любви всей его жизни Йеннифэр до их друзей, врагов и товарищей. В сериале нет ни одного персонажа, который верит в институты или доверяет чиновнику правильно выполнять свою работу. И они никогда не ошибаются в этом отношении. Большинство персонажей ненавидят свои правительства и лордов и часто презирают своих собратьев, но все же сражаются за них. Сам Геральт — изгой, с которым постоянно плохо обращаются и которому не доверяют из-за его мутаций. Он сильно пьет и пытается выжить и выжить с разной степенью успеха. Он изо всех сил старается держаться подальше от политики, но неизбежно терпит неудачу, поскольку каждое его решение оказывается политическим.

В сериале читателю никогда не предоставляется определенный, недвусмысленный антагонист — даже ужасающий колдун Вильгефорц иногда проявляет благородные намерения и демонстрирует разум. Его махинации, конечно же, приводят к пожару в мусорном баке. Но он не намного хуже других благонамеренных персонажей в этом плане. Никто не виноват. Все виноваты. Это очень похоже на то, что чувствовали многие жители Восточной Европы в конце восьмидесятых и девяностых, когда «Ведьмак 9»Серия 0004 была написана и опубликована впервые. Были ли эти параллели намеренными или нет, это другой вопрос. Автор, насколько мне известно, так и не дал однозначного ответа.

Кто-то может возразить, что в Восточной Европе нет монополии на озлобленных личностей, пренебрегающих властью. Также, конечно же, славянские имена появляются в нескольких фэнтезийных произведениях, не имеющих никакого отношения к славянскому миру. Мы можем неохотно согласиться с тем, что Редания слабо вдохновлена ​​средневековой Польшей с такими городами, как Третогор и Новиград, и королями по имени Визимир и Радовид. Но империя Нильфгаард, доминирующая политическая сила в книгах, представляет собой смесь Советского Союза, Священной Римской империи и даже Нидерландов. Точно так же Темерия, Каэдвен и другие королевства, представленные в сериале, основаны на таком множестве различных элементов, что в их случае мы едва можем отделить историю от чистого воображения.

Тот же аргумент можно применить к именам персонажей и мест. Помимо славянского голоса Весемира (коллеги-ведьмака и друга Геральта), мы находим вышеупомянутого мага Вильгефорца и волшебницу Фрингиллу. Я изучал восточноевропейскую историю большую часть своей жизни, и эти последние имена не кажутся мне славянскими. И все же более широкий контекст, окружающий The Witcher , однако, кажется мне исключительно славянским, резонирующим со мной на определенном уровне. Это ощущение проистекает из двух основных источников…

 

Славянская литература и фольклор

«Ведьма на Хоме Бруте» (из «Вия»), иллюстрации Михаила Микешина

Во-первых, это личный опыт Сапковского и опора на определенные фольклорные и литературные традиции в его творчестве. Не каждый польский автор фэнтези обязательно пишет о Польше или черпает вдохновение из польской литературы (например, блестящая серия Lord of the Ice Garden Ярослава Гжендовича представляет собой неславянскую смесь темного фэнтези и научной фантастики, созданную польским автором). ). Однако случай Сапковского иной. Серия «Ведьмак », содержащая множество элементов из разных культур, вращается вокруг важных событий, разворачивающихся в Северных королевствах, вдохновленных славянскими традициями.

Если вы внимательно прочитаете книги, то найдете прекрасно интегрированные отсылки к русской и польской классической литературе, а также к фольклору. Например, первая книга начинается с того, что Геральт вынужден провести ночь со стригой в ее склепе, чтобы снять проклятие. Стрига, конечно, встает и пытается закусить Геральтом. Для тех, кто знаком со страшилкой Николая Гоголя «Вий», вдохновленной украинскими народными сказками, отсылка очевидна. В «Вии» молодой студент читает псалмы над таинственно погибшей юной дочерью богатого казака в разрушенной церкви, пытаясь освободить ее душу. Девушка, как и стрига, встает, пытается сожрать главного героя и призывает на вечеринку других монстров и демонов. В отличие от главного героя Гоголя, Геральт выживает.

Эту же историю можно рассматривать как пересказ «Стшиги» польского поэта-романтика и фольклориста Романа Зморского. В сказке Зморского стрыга — проклятая дочь короля, продукт кровосмесительной связи, обреченная питаться человеческой плотью и кровью. (Есть отличная научная статья, в которой сравниваются Зморский и Сапковский, хотя в настоящее время она доступна только для чтения на польском языке.) Версия Сапковского отражает сеттинг Зморского и заимствует повороты сюжета Гоголя, чтобы создать что-то экстраординарное и уникальное, с Геральтом в качестве его жесткого главного героя. В своих последующих книгах Сапковский использует тот же подход, чтобы вплести в свои повествования другие славянские истории и существ. Например, раса обитающих в воде существ в Witcher Saga называется Водяной (или «Водник» в западнославянской традиции). Представления об этих загадочных рыболюдях резко различаются в зависимости от региона: в зависимости от легенды мы встречаем как гротескных лягушкоподобных обманщиков, так и красивых мужчин, похожих на эльфов, правящих болотами в сопровождении двора очаровательных русалок. Словенский поэт Франс Прешерн продвигал гламурную версию водяной в своей балладе «Водяной человек», в то время как Сапковский решил сосредоточиться на более загадочных аспектах, связанных с этими существами в Ведьмак . Его люди-рыбы сочетают в себе нетрадиционный облик восточнославянской водяной и тайные знания и своеобразный язык западнославянских водников.

Наследие восточноевропейского романтизма, конечно, не единственный источник вдохновения Сапрковского для сериала. Первые две книги содержат версии прекрасно переработанных сказок, таких как «Красавица и чудовище» и «Белоснежка», помещенные в более мрачную обстановку и со злыми поворотами. Эти истории, рассказанные и пересказанные во многих итерациях, стали универсальными, в отличие от некоторых более специфически славянских элементов, вплетенных в приключения Геральта. Кроме того, в более поздних книгах Сапковский в значительной степени опирается на миф о короле Артуре. Он играет заметную роль в миростроительстве The Witcher , особенно в сюжетной линии приемной дочери Геральта Цири — ходячей чудо-женщины, за которой охотятся или разыскивают почти все из-за ее сверхособых магических генов. Сапковский доходит до того, что устраивает встречу между Цири и сэром Галахадом из легенды о короле Артуре, который ошибочно принимает пепельноволосую девушку за Владычицу Озера.

Произведения чисто славянского фэнтези редки (они существуют, заметьте!), но это не Ведьмак : Анджей Сапковский — художник, и поэтому нельзя не учитывать влияние собственного воображения и изобретательности на его фантастический мир. Если бы Сапковский написал роман без монстров, пророчеств и проклятий, действие которого происходит в средневековой Центральной и Восточной Европе, это был бы исторический эпос, а не рассказ о колдунах и магии. На самом деле он написал три — они называются Hussite Trilogy , и они ничуть не уступают серии The Witcher .

Само количество и разнообразие отсылок и аллюзий в серии не позволяет мне отнести Ведьмак к категории чисто славянского фэнтези, даже если биография автора и его интересы могут подтолкнуть нас к связи между этими книгами и богатые фольклорные традиции Польши, России и Восточной Европы. Однако есть одна вещь, которая окончательно устанавливает The Witcher , если не считать всех западных фэнтезийных сериалов, которые я читал: это фэндом.

 

The Witcher Hardcore Slavic Fanbase: Мы сражаемся за Реданию… в Интернете!

Первые рассказы о Ведьмаке были опубликованы в Польше в 1986 году. На русский язык они были переведены в 1991 году. Вскоре последовали и другие европейские переводы. За пару лет Серия «Ведьмак » приобрела сильный культ поклонников по всей Восточной Европе, особенно в Польше, России и Украине. К тому времени, когда сериал достиг англоязычного мира и стал чем-то новым для поклонников фэнтези (начиная с перевода The Last Wish в 2007 году), моему поколению уже досталось немало дебатов о политике Aen Elle, Ложи Волшебниц и, конечно же, Реданской Армии и ее организации. Ведьмак стал нашим классическим фэнтези. Затем произошло нечто неожиданное. После замечательного успеха видеоигр к нашему клубу стали присоединяться новые люди. Поскольку мы были поклонниками «Ведьмака » до того, как он стал мейнстримом (или даже вообще стал известен в англоязычном мире), многие из нас пришли к выводу, что это произведение еще более глубоко славянское, чем это может быть очевидно для обычных людей. остальной мир: мы видим в нем себя, и он принадлежит нам в отличие от других произведений фэнтези.

Наше отношение к «Ведьмак » напоминает чувство гордости, которое испытали некоторые из нас в Восточной Европе после успеха серии « Метро » Дмитрия Глуховского или удачных переводов фантастических романов, которые мы читали в оригинале на русском, чешском, или польский. Мы наблюдаем растущую популярность этих шедевров и видим в них отражение нас самих и нашей культуры. Это признание, которого, по мнению многих из нас, слишком долго не хватало, — признание наших современных языков и литературы. Это своего рода заявление, особенно для тех из нас, кто читает и пишет научную фантастику и фэнтези: вам не нужно быть восточноевропейским политическим диссидентом, который пишет об экзистенциальном страхе (как большинство известных писателей из стран бывшего Советского Союза). сделал) быть прочитанным и оцененным, чтобы ваше письмо имело значение. Это важно для нас.

В конце концов, Ведьмак по своей сути остается славянской фантастикой для нас, старых фанатов, проведших десятилетия с этими книгами, и мы видим в ней неотъемлемую часть нашей культуры. А поскольку телесериал должен выйти на этой неделе, мы с нетерпением ждем возможности поделиться этим миром с новыми поклонниками. Пока рано говорить о новейшей экранизации наших любимых книг и возможных славянских мотивах, которые шоураннер и сценаристы могут привнести или не привнести в нетфликсовскую версию мира Сапковского. В то время как некоторые изменения могут поднять сериал и добавить ему изюминку, шоу только выиграет от выбора, чтобы выделить тонкие славянские элементы и умные отсылки к нашей культуре, фольклору и истории, которые делают книги такими особенными. В конце концов, они помогли создать и подпитывать наш фэндом и сделали «Ведьмак » для нас такой уникальный опыт — своеобразный мир, созданный автором, смешение странных и знакомых элементов, не совсем похожий ни на что, с чем мы сталкивались раньше. Теперь мы хотим, чтобы вы испытали ту же самую уникальность на себе.

Тео Билета — социальный историк, основное внимание в своих исследованиях уделяющий Центральной и Восточной Европе. Она также играет в стратегические настольные игры и анализирует жанры фантастики с точки зрения историка. В настоящее время она базируется в Будапеште.  

цитата

Вот как «Ведьмак» был вдохновлен европейским фольклором

Внимание: Этот пост содержит спойлеры к сериалу Netflix Ведьмак .

Поскольку «Ведьмак » выходит на телеэкраны 20 декабря, поклонники и Netflix надеются, что фэнтезийное шоу об охотнике за головами монстров заполнит гигантскую дыру, которую оставил конец «Игры престолов» ранее в этом году. Хотя он может и не оправдать этих ожиданий, The Witcher предлагает то, чего не было в Game of Thrones : прямую связь с увлекательным фольклором.

Польский писатель Анджей Сапковский впервые начал писать рассказы о Геральте из Ривии, одноименном Ведьмаке, в середине 1980-х годов. И хотя история происходит в фантастическом мире, Сапковский неявно связал ее с человеческой культурой, черпая вдохновение из европейской мифологии для монстров, с которыми сталкивается Геральт.

Монстры в сериале, в котором Генри Кавилл играет грубоватого и мужественного Ведьмака, происходят прямо из европейского фольклора. Углубление в эти истории проливает свет на историю того, что веками вселяло страх в человеческие сердца.

Вот история некоторых из самых страшных монстров Ведьмака .

Кикимора

Когда мы впервые встречаемся с Геральтом Кавилла в эпизоде ​​1, он выбирается из почерневшего болота посреди ужасающей битвы с многоногой кикиморой.

Кикиморы являются основой славянской мифологии, хотя та, что показана в Ведьмак , может не совсем совпадать с традиционным изображением.

По всей Восточной Европе, согласно Исследование домашних духов Восточной Европы Ронесы Авейлы, кикиморы считаются духами женского пола, обитающими в домах. Они могут выглядеть как молодыми, так и старыми, но обычно как уродливые люди, худые и тощие. Хотя они могут быть полезны, они в основном создают проблемы и иногда опасны.

«Слышите ли вы скрипящие, царапающие звуки, исходящие от стен и полов, или стук горшков по ночам?» Авила пишет. «Все это может быть признаком того, что в вашем доме живет кикимора. Этот женский дух сеет хаос от заката до рассвета».

Она утверждает, что происхождение названия, а также самого мифа может происходить от старого финского слова «kikke mörkö», что примерно переводится как «чучело».

В сериале «Ведьмак » кикимора появляется как очень большой паукообразный монстр, который пытается утопить Геральта и откусить ему голову большой пастью, полной острых зубов. Не совсем то чудовище, которое гремит кастрюлями в славянских домах.

Тем не менее, изображение в сериале совпадает с некоторыми более редкими аспектами легенд о кикиморе. Авила пишет, что кикиморы ассоциировались с ведьмами Бабой Ягой, которые часто появляются в русских сказках. Это скрюченные женщины с длинными конечностями, которые живут в самых глухих частях леса. У кикиморы также традиционно птичьи лапы, такие как когти, показанные на рис. 9.0139 Ведьмак . И, наконец, во многих источниках, в том числе в Авееле, говорится, что разновидности кикиморы живут на болотах и ​​женаты на Лешисе, славянском лесном духе.

Стрига

В третьем эпизоде ​​нового сериала Геральт сталкивается с жестоким существом по имени Стрига. В сериале стрига — это зверь, образовавшийся, когда нерожденный ребенок остался в живых после смерти его матери, постепенно становясь больше и демоничнее. Каждую ночь он покидает склеп своей матери, сеет хаос и должен вернуться до утра.

Хотя имя «стрига» имеет свое место в восточноевропейской мифологии, представление о монстре в сериале кажется слиянием нескольких различных типов фольклорных демонов. Стшига, штрига и стригои — это различные региональные вариации демонического духа-вампира. Стшига — самая известная в польском фольклоре. Согласно «Польскому словарю народных сказок», сцрыга «является фантомом, хотя есть сообщения, подтверждающие, что иногда призрак и стрыга различались как два отдельных демонических существа».

Стзига, в каком бы написании вы ни предпочли, долгое время считалась одним из главных источников вдохновения для Дракулы и современного поколения вампиров, включая методы, с помощью которых Польские народные сказки призывают их победить.

«Обезглавливание или укладывание трупа на брюхо имело в виду, что стрыга не сможет выбраться из могилы, так же, как и завязывание глаз материей…», — утверждает он. «Обездвиживание призрака производилось путем протыкания трупа булавкой или зубом бороны… а также ударами по спине лопатой».

Образ стриги в сериале также близок к польскому мифу о поронике или скандинавском майлинге. Считается, что пороники и майлинги — это то, что происходит, когда ребенок умирает до того, как его крестят в христианской вере. Они становятся демонами и преследуют дома и жизни, которые им предназначались. Пороник также был центральным сюжетным квестом в The Witcher III: The Wild Hunt , самой последней видеоигре, основанной на сериале Сапковского.

Сильван

В третьем эпизоде ​​Геральт из Ривии также встречает Сильвана, существо, которое выглядит наполовину человеком, наполовину козлом. Мифы о гибридах козла и человека насчитывают тысячи лет.

Задолго до того, как Сатана стал изображаться с козлиными ногами, возможно, самой известной гибридной фигурой был греческий бог Пан, которому поклонялись еще в V веке до н. э. Пана часто окружали другие полулюди-полукозлы, известные как фавны, а позже сатиры. Все считали их плотскими, хриплыми людьми, одержимыми пьянством и блудом.

В Средние века рыцари-тамплиеры поклонялись еще одному полукозлу-получеловеку по имени Бафомет, и впоследствии он смешался с современными представлениями о дьяволе.

Изображение гибрида козла и человека в «Ведьмаке » как естественного существа, охраняющего сельскохозяйственные угодья или пастбища, гораздо ближе к классическому, чем к Сапковскому.

Допплер

В пятом эпизоде ​​ «Ведьмак » в схемах убийства участвует устрашающее существо, называемое доплером, которое может принимать форму и воспоминания любого, кого выберет. Хотя название немного отличается, вдохновение для этого существа, безусловно, основано на мифах о двойнике.

На протяжении тысячелетий системы верований учитывали возможность появления у людей иногда гнусных двойников. Merriam Webster определяет двойника как «призрачного двойника». Египетская мифология называла душу ка и объясняла ее как нечто вроде духовного двойника, переживающего те же переживания, что и тело, с которым она была связана. В финском фольклоре рассказывается об etiäinen, двойнике человека, который служит охранником и делает что-то раньше человека, чтобы защитить себя от травм. А в ирландском фольклоре описан фетч, призрачный двойник, служащий дурным предзнаменованием, обычно видимый перед смертью человека.

Сериал «Ведьмак » использует своего доплера в традициях абордажа, убийцы, ответственного за смерть всех, на кого он похож.

Джинн

Испытания пятого эпизода сосредоточены вокруг прихотей джинна, которого Геральт пытается поймать в надежде немного поспать. Джинн может быть самым знакомым духом в этом списке, поскольку он является основой ближневосточного мифа о джинне.

Джинны, или джинны, как их обычно называют, появились еще до ислама. Фактически, Коран упоминает джиннов более 30 раз. Как правило, это духи низкого уровня, которые не являются ни добрыми, ни злыми и могут обитать в самых разных формах, включая животных. Как и многие другие типы фольклора, джинны пересекались с ранним иудаизмом, христианством и различными региональными религиями.