Содержание
Последствия принятия христианства на Руси. | Схемы История России (Отечественная история)
Скачай Последствия принятия христианства на Руси. и еще Схемы в формате PDF История России (Отечественная история) только на Docsity! Последствия принятия христианства 1)Международные Христианизация Руси способствовала расширению международных связей на Западе, но то же время, ограничению их со странами Востока. Единая религия помогла Древней Руси: — войти в христианскую “семью” европейских стран -стать на одном уровне с ними -впитать их культуру и науки -войти в круг доверия. -укреплению отношений с Византией, которая на тот момент была центром цивилизации -налаживанию международной торговли -заключались браки с европейцами(что также служило укреплению международных связей) 2)Внутриполитические Церковь значительно помогла в установлении патриархальной государственности: в её руках был суд по семейным делам и правительство осуществляло материальную поддержку. Структура государства была унаследована от Византии, где существовал принцип: государство подобно организму человека (тело и душа), а значит для организма государства необходимо две ветви (светская и духовная). В связи с этим русская православная церковь стала тесно связана с политикой, а митрополит (затем, патриарх) был советником князя. Благодаря принципу божественного происхождения главы государства, князь смог объединить разрозненные земли Руси и укрепить свой статус. 3)Культурные последствия Строительство. Строительство жилищ велось исключительно из дерева — материала сухого и теплого. Все сооружения украшались определенным образом, но деревянные жилые постройки плохо сохраняются и археологические данные не позволяют восстановить полную картину использования декоративных элементов в древнем зодчестве.Из дерева сооружались и крепостные стены. Их основу составляли возведенные вплотную друг к другу деревянные срубы, забитые землей Чем дальше от Киева, тем большее своеобразие придавали архитектуре русские мастера. Так, новгородская Святая София выглядит строже, монументальнее и компактнее киевской. Величавы, суровы и лаконичны, как и новгородская София, и другие храмы Новгородско-Псковской Руси XII в. : собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, Георгиевский собор Юрьевского монастыря, церковь Успения на Торгу, церковь Ивана на Опоках и др. Духовные ценности. Крещение ввело Киевскую Русь в круг православных государств. Отныне народы Древней Руси, греки, болгары и сербы жили под эгидой православной церкви. К XI–XII вв. на Руси сформировалось мировоззрение, которое представляло собой синтез язычества и православия. Русь не могла в развитом Средневековье сделать такой же шаг вперед, какой удалось сделать Западной Европе(там городская культура стала почвой для зарождения антифеодальных и антицерковных настроений). Эти проявления отчетливо просматриваются в стихотворных новеллах, сатирических поэмах и романах XII–XIII вв. В русской литературе таких настроений нет. Мозаика, фреска и иконопись. При Владимире Святославиче и Ярославе Мудром из Византии на Русь пришло также искусство мозаики, фрески и иконописи. Мозаика создавалась из смальты — кусочков специально окрашенного стекла. В оформлении интерьера Софийского собора Киева использовалась мозаика 130 цветов, в том числе 25 оттенков зеленого цвета, 23 — коричневого, 13 — красного. Мозаикой украшались наиболее значимые для верующих части храма — алтарь и купол . Остальные части расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками. Литература. Для распространения Слова Божия при древнерусских монастырях были созданы первые мастерские по переводу греческих и латинских книг на русский язык. Писались они на тонко выделанной коже — пергаменте. Подавляющая часть книг представляла собой переводы религиозных текстов: Библия, апокрифы (неофициальные христианские произведения), богослужебные книги (псалтырь, часослов и т. п.). Лишь около 10 % являлись произведениями древнерусских авторов: -жития святых -летописи (погодное изложение русских событий) — хронографы (исторические сочинения, составленные на основе библейских книг, произведений античных авторов, отцов-основателей церкви и южнославянских историков) -поучения -описания путешествий Самым ярким произведением домонгольской литературы стало «Слово о полку Игореве» — памятник конца XII в. Основа: патриотическая идея. Основная идея: призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.
Принятие христианства и его значение
Принятие христианства является одним из важнейших событий в истории Киевской Руси. О нем написано много и по-разному. Еще историкам XIX в. со всей очевидностью удалось доказать, что христианство стало пробивать себе дорогу на Русь задолго до официального крещения жителей Киевского государства в княжение Владимира.
Советские исследователи (И. У. Будовниц, В. А. Пархоменко и др.) также отмечали, что процесс распространения христианства среди населения Древнерусского государства начался задолго до официального принятия его Владимиром в качестве государственной религии. Б. Д. Греков относил начало его к IX столетию. Христианизацию Руси как довольно длительный процесс рассматривал также и Б. А. Рыбаков.
Этот историк утверждал, что русичи впервые познакомились с христианством в 860-е годы, а в середине X в. это вероучение начинает уже проникать в государственную систему. Он высказал предположение о том, что уже Ольга пыталась создать в Киевском государстве христианскую церковную организацию.
Как исследователи объясняют причины отказа Владимира от язычества и его обращения к новой религии? Ответить на этот вопрос пытались уже создатели «Повести временных лет», которым казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.
Примерно тех же воззрений придерживался Н. М. Карамзин, который свел христианизацию Руси к личной прихоти князя Владимира, а также историк церкви Е. Е. Голубинский. В XIX в. возникла еще одна версия христианизации.
Приверженцами этой версии были историк церкви Макарий, С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов, а в XX в. – Н. Н. Рожков. Все они утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной ей религией.
Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому-то он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.
И. Е. Забелин, В. Заяц, Н. М. Никольский и ряд других историков пытались объяснить крещение русского народа при Владимире торговыми интересами страны.
Принятие христианства на Руси
Проблемы христианизации Руси касались впоследствии и другие историки. Многие из них акцентировали свое внимание на классовом характере христианского вероучения (Б. Д. Греков, И. У. Будовниц, Б. Я. Рамм и Б. А. Рыбаков). Увязывая принятие христианства с процессами классообразования, причину этого события они видели в необходимости замены старой идеологии родоплеменного строя, роль которой выполняло язычество, идеологией нарождавшегося классового, феодального общества.
М. В. Левченко, С. А. Токарев, А. М. Сахаров связывали крещение Руси с процессом объединения восточнославянских племен в единое государство. По их мнению, христианская религия создавала основу для этой государственности.
Свою трактовку событий, связанных с принятием христианства, предлагает И. Я. Фроянов. Исходя из своих представлений о киевском обществе как обществе доклассовом, переходном, он считает, что целью принятия христианства стало сохранение старых родоплеменных порядков, сложившихся в IX – X вв. Христианство должно было стать средством сплочения разрушавшегося межплеменного союза для удержания в нем господствующих позиций киевской верхушки.
Когда была крещена Русь? Какие события предшествовали крещению? Подробный рассказ об обстоятельствах, связанных с принятием христианства Русью, содержится в «Повести Временных лет». Летописец связывает крещение Руси с походом киевского князя Владимира на греческий город в Причерноморье – Корсунь.
Владимир осадил этот город. После взятия Корсуни он направил к византийским императорам требование выдать за него замуж их сестру Анну. Те в свою очередь потребовали в качестве условия крещение самого князя и принудили сестру поехать в Корсунь. Именно Анна, судя по летописи, заставила Владимира креститься, дабы излечиться от внезапно обрушившейся на него болезни глаз. Все эти события приведены в летописи под 988 г.
Основываясь на летописном рассказе, многие исследователи признают датой крещения Руси именно этот год. В то же время не все согласны связывать принятие христианства на Руси с 988 г. В частности, О.М. Рапов считает, что в этом году крестился только сам князь Владимир. Что же касается крещения населения Киева (также и Новгорода), то оно произошло в 990 г. Некоторые историки (А.П. Новосельцев) полагают возможным относить принятие христианства на Руси к 987 – 989 гг.
Среди исследователей нет единства и по вопросу о том, насколько русское население было охвачено крещением в княжение Владимира. В древнерусских письменных памятниках, созданных в XI – начале XII в. сообщается о том, что Владимир обратил в христианство всех жителей своей страны.
Но из других источников нам известно, что не только в X в., но и в более поздние времена язычество продолжало бытовать на Руси. Это обстоятельство породило полемику среди ученых. Одни из них считали, что при Владимире вся русская земля была крещена (А. В. Карташев). Другие полагали, что князю удалось крестить лишь незначительную часть Руси.
По мнению С. М. Соловьева, в княжение Владимира христианство распространилось преимущественно в пределах узкой полосы, прилегающей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Еще одна часть исследователей отмечала, что, несмотря на всеобщее крещение, Владимиру не удалось целиком искоренить языческие верования.
Среди исследователей этого направления можно указать на Б. А. Рыбакова. Этот историк, опираясь на имеющиеся письменные источники, пришел к выводу о крещении «всех русских вообще» в правление Владимира Святославича. Вместе с тем Б. А. Рыбаков указывал, что на Руси и после крещения в большой мере продолжали сохраняться языческие пережитки. Он писал о слиянии христианства и язычества после крещения Руси и о возникновении, таким образом, верования, вобравшего в себя как «чисто» христианские, так и некоторые языческие черты.
Откуда и какое христианство принял князь Владимир? Долгое время общепринятой была константинопольская (византийская) версия принятия христианства. Сама русская церковь считала себя преемницей византийской. В дальнейшем сопоставление «Повести Временных лет» с другими русскими и иностранными источниками, а также привлечение данных археологии и других наук позволило ученым выдвинуть ряд гипотез об истоках русского христианства.
В частности, М. Д. Приселков предложил болгарскую версию распространения христианства на Руси. Этот исследователь отмечал, что князь Владимир изначально стремился к созданию независимой церкви. В то же время Византия, пытавшаяся через крещение вовлечь Русь в орбиту своей политики, не была заинтересована в этом. В итоге киевский князь нашел выход в принятии церковной иерархии из Болгарии, где в это время существовало самостоятельное Охридское архиепископство, независимое как от Константинополя, так и от Рима. Кроме этой гипотезы, существуют и другие, в том числе хазарская (М. И. Артамонов), западнославянская (Н. К. Никольский), римская версии крещения Руси.
Согласно летописной версии, князь Владимир, решив отказаться от языческой веры, оказался перед проблемой выбора между иудаизмом, исламом, католицизмом и православием. Все эти указанные религии подходили на эту роль. Тем не менее, Владимир предпочел выбрать православие. Почему? При ответе на этот вопрос исследователи, как правило, обращают внимание, прежде всего, на существовавшие в то время тесные связи Руси с Византией.
Как же проходило утверждение христианства на Руси? Такие исследователи как В. В. Мавродин, М. В. Левченко, Б.Я. Рамм, В.Т. Пашуто, О.М. Рапов и другие отмечали многоэтапность и сложность процесса христианизации Руси. В частности, С. В. Бахрушин полагал, что христианизация жителей страны растянулась на ряд десятилетий. К середине XI в. христианство распространилось лишь в Поднепровье, а Волго-Окское междуречье, как и Новгород, христианизированы не были.
Только во второй половине XI в. происходит «окончательное укрепление христианства на Руси и организация там христианской церкви». Ссылаясь на исторические источники, многие историки отмечали насильственный характер крещения. В этой связи, как правило, принято указывать на события, связанные с насаждением христианства в Новгороде.
Согласно летописному рассказу, туда были посланы миссионеры, которые с помощью войска, возглавляемого дядей киевского князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты заставили жителей принять крещение. О. М. Рапов в подтверждение тезиса о насильственном характере крещения ссылается на факт принудительного набора детей для обучения их на священников. Во время его проведения матери «аки по мертвеци плакахся» по своим сыновьям.
Другим свидетельством того, что христианизация Руси проводилась насильственными методами, являются, по мнению этого историка, сообщения об участившихся в Древней Руси разбоях. Не желавшие креститься люди бежали в леса. Убийство и ограбление христианских священнослужителей, а также людей, изменивших древним народным верованиям, в их глазах выглядели как богоугодные дела.
В чем причины медленного распространения христианства в древнерусском обществе? Приведем мнение И. Я. Фроянова. Этот исследователь считает, что введение в конце Х в. христианства, представлявшего собой идеологию классового общества, являлось опережением событий и не имело под собой социальной опоры (поскольку, согласно его представлениям, в древнерусском обществе сохранялся родовой строй, отсутствовали классы).
Этим, по его мнению, и объясняется медленное распространение христианства в Древней Руси, поскольку новая вера, вводимая по воле киевской знати и полянской общины, наталкивалась на сопротивление других славянских общин.
Каково значение принятия христианства? Для большинства отечественных исследователей характерна общая положительная оценка крещения Руси. Принято считать, что принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское общество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества, стало сильным толчком распространению заимствованных из Византии живописи, архитектуры, письменности, литературы.
Историки, связывавшие принятие христианства с процессами классообразования (Б. Д. Греков, И.У. Будовниц, Б.Я. Рамм и другие), видели в нем идеологическое обоснование феодальных отношений, их катализатор.
- Политическая раздробленность на Руси
- История России
- Всеобщая история
Путин называет христианство основой Российского государства
1 из 15
Президент России Владимир Путин (в центре) на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля. , 2018. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков, установление их личности.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
2 из 15
Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (слева) ведет религиозную службу, а президент России Владимир Путин (справа) присутствует на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, которая предшествовало Российскому государству в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромной статуи князя за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства было «отправной точкой для формирования и развитие российской государственности, подлинное духовное рождение наших предков, определение их идентичности (Михаил Климентьев, Sputnik, Кремлевский пул, фото через AP)
3 из 15
Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (справа), президент России Владимир Путин (в центре) и действующий Патриарх Александрии и всей Африки Феодор II (второй слева) на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром. лидер Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромной статуи князя за пределами Кремля, Путин назвал принятие христианства «отправной точкой для становления и развития российской государственности, подлинного духовного рождения наших предков, определения их идентичности».
4 из 15
Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл (справа), президент России Владимир Путин (в центре) и Восточно-православный Патриарх Александрийский и всей Африки Феодорос II (слева) идут на церемонию, посвященную 1030-летию принятия христианства предводителем князем Владимиром Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. принятие христианства было «отправной точкой для становления и развития российской государственности, подлинного духовного рождения наших предков, определения их идентичности».
5 из 15
Православные монахини ждут, чтобы присутствовать на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, которая предшествовала Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 года. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков, определением их личность.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
6 из 15
Две православные монахини держат зонтик во время церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, июль. 28 февраля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков». , установление их личности.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
7 из 15
Русские православные верующие присутствуют на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. обращаясь к многотысячной толпе священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков, определением их (AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
8 из 15
Православный священник на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, главой Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. многотысячной толпе священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля Путин заявил, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, подлинного духовного рождения наших предков, определения их идентичности (AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
9 из 15
Православные монахини проходят перед памятником князю Владимиру после церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству в Москве, Россия , Суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинной духовной рождение наших предков, определение их личности.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
10 из 15
Русский православный священник перед церемонией, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков, определением своей личности (AP Photo/Александр Земляниченко, Пул).
11 из 15
Православные верующие и священники присутствуют на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, главой Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков, определением их личность.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
12 из 15
Президент России Владимир Путин (в центре слева) и патриарх Русской православной церкви Кирилл (в центре справа) присутствуют на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, главой Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российское государство в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромной статуи князя за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства было «отправной точкой для формирования и развития Российская государственность, подлинное духовное рождение наших предков, определение их самосознания. (AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
13 из 15
Президент России Владимир Путин (в центре слева) и патриарх Русской православной церкви Кирилл (в центре справа) присутствуют на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, главой Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российское государство в Москве, Россия, суббота, 28 июля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромной статуи князя за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства было «отправной точкой для формирования и развития Российская государственность, подлинное духовное рождение наших предков, определение их самосознания.(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
14 из 15
Президент России Владимир Путин (третий справа) присутствует на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, июль. 28 февраля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков». ,определение их личности.Мир на памятнике читают «Владимир».(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
15 из 15
Президент России Владимир Путин (второй справа) присутствует на церемонии, посвященной 1030-летию принятия христианства князем Владимиром, лидером Киевской Руси, свободной федерации славянских племен, предшествовавшей Российскому государству, в Москве, Россия, суббота, июль. 28 февраля 2018 г. Выступая перед многотысячной толпой священнослужителей и верующих у огромного памятника князю за пределами Кремля, Путин сказал, что принятие христианства является «отправной точкой становления и развития российской государственности, истинным духовным рождением наших предков». ,определение их личности.Мир на памятнике читают «Князь Владимир».(AP Photo/Александр Земляниченко, Пул)
Глава Русской Православной Церкви призывает последователей усыновлять детей подписали закон в прошлом месяце, запрещающий американцам делать это.
Патриарх Кирилл (слева) ведет рождественскую службу с участием премьер-министра Дмитрия Медведева (2 слева) в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2013 года. REUTERS/Александр Астафьев/РИА Новости/Группа
Запрет является ответом на законодательство США, направленное на наказание российских нарушителей прав человека, которое, по словам Путина, отравляет отношения. Критики российского законодательства говорят, что Путин сделал благополучие детей, попавших в неблагополучную систему детских домов, заложником политических маневров, лишив их шансов найти любящий дом или адекватную медицинскую помощь.
Православный патриарх Кирилл, убежденный сторонник Путина, уделил этому вопросу особое внимание в рождественском послании, поддержав обещания президента о том, что Россия позаботится о своих.
«Для нашего народа очень важно принимать детей-сирот в свои семьи, с радостью и особым чувством благодарности к Богу, давая им не только приют и воспитание, но и даря им свою любовь», — сказал он.
Противники нового закона планируют акцию протеста против него 13 января и уже заручились поддержкой некоторых художников и либеральной партии «Яблоко».
Количество усыновлений российскими семьями невелико: около 7400 в 2011 году по сравнению с 3400 российских детей семьями за границей, из которых почти 1000 — американцами.
В России сиротами считаются более 650 000 детей, в том числе отвергнутых живыми родителями или взятых из неблагополучных семей. По данным правительства, в 2011 году из этого общего числа 110 000 проживали в государственных учреждениях.
Подписывая закон, Путин повторил утверждения российского депутата о том, что американские суды и правоохранительные органы слишком снисходительно относятся к американским родителям, которых обвиняют в жестоком обращении с их усыновленными детьми, рожденными в России.
Он также подписал указ об улучшении ухода за детьми-сиротами в России и призвал к патриотизму, предполагая, что россияне обязаны заботиться о малообеспеченных детях страны.
Кирилл добавил к этому сообщению религиозный элемент, сказав: «Господь говорит своим последователям, что если они хотят достичь Царствия Божия, они должны… делиться своими возможностями с нуждающимися — в первую очередь с инвалидами, стариками и детьми. ”
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, — говорит Господь. Эти его слова должны… заставить всех нас осознать, насколько важны дети в глазах Бога», — сказал Кирилл.
«И так как мы празднуем Рождество, я хочу обратиться ко всем с просьбой: Если вы можете сделать этот важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, поддержку сирот, сделайте этот шаг. В нашей стране не должно быть сирот».
Русская православная церковь использует юлианский календарь и празднует Рождество 7 января.
В прошлом году Кирилл неоднократно подвергался критике за обвинения в расточительном образе жизни и слишком тесных связях с Путиным.