Родина мать зовет высота памятника: Музей заповедник «Сталинградская битва»

бессмертие подвига и торжество победы в камне

Гигантская скульптура «Родина-мать зовет!», венчающая памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, давно стала одним из самых узнаваемых символов Победы и самой Великой Отечественной войны — таким же, как георгиевская ленточка, изображение ордена Отечественной войны или одноименный плакат «Родина-мать зовет!». Но из всех этих объектов волгоградский монумент самый поздний: постановление Совета Министров СССР №100 о создании мемориального комплекса в Сталинграде было принято 23 января 1958 года, а торжественное открытие состоялось лишь 15 октября 1967 года.

Запомнить подвиг Сталинграда

Об увековечении памяти героических защитников Сталинграда задумались почти ровно за 15 лет до выхода январского постановления Совмина СССР. 26 января 1943 года, когда еще даже не капитулировала окруженная 6-я армия фельдмаршала Фридриха фон Паулюса, Сталинградский обком партии выпустил постановление о реорганизации Музея обороны Царицына в Музей обороны Царицына-Сталинграда. А 9 февраля начальник политотдела знаменитой 62-й армии, штаб которой как раз и располагался на Мамаевом кургане, разослал во все армейские подразделения и соединения распоряжение о сборе материалов и документов о боях за город для музея «Оборона Сталинграда».

Но музей так и остался бы просто музеем, если бы не инициатива знаменитого скульптора Евгения Вучетича, который обратился к советскому руководству с предложением установить в Сталинграде памятник его героическим защитникам и выдвинул идею сделать это в виде сложного архитектурного ансамбля. Подобных памятников в СССР до той поры не было, и неизвестно, как оценили бы затею Вучетича, если бы он не прославился к тому времени монументом «Солдату-освободителю» в Берлине. Идею маститого скульптора поддержали, хотя для порядка и пришлось объявить конкурс проектов сталинградского мемориала — впрочем, с вполне предсказуемым результатом. Победителем конкурса стал проект Евгения Вучетича, и вскоре на свет появилось то самое постановление Совета Министров СССР №100 о сооружении в Сталинграде памятника-монумента в ознаменование победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве.

Монумент с переделками

Всю ответственность за воплощение этого замысла советское правительство возложило на руководство РСФСР, которое после всех согласований и консультаций со скульпторами, инженерами, архитекторами и строителями выпустило 25 декабря 1958 года свое постановление. Этот документ устанавливал фантастические сроки: памятник должен быть готов к 9 мая 1961 года! Фактически на сооружение уникального монументально-архитектурного ансамбля отводилось чуть больше двух с половиной лет, что, конечно, было малореальным. И действительность полностью подтвердила это: сооружение мемориала началось в мае 1959 года и растянулось на восемь с лишним лет.

Причин тому было немало, но основной стало неоднократное изменение проекта строительства уже в процессе возведения монумента. Например, центральная скульптура Родины-матери первоначально была другой: стоящая прямо женщина со знаменем в левой руке, а перед нею — коленопреклоненный солдат. Но в 1962 году, когда стройка уже вовсю шла, Евгений Вучетич решил изменить памятник, говоря, что, мол, победа под Сталинградом была еще далеко не окончательной, впереди были еще два с лишним года войны, и памятник должен показывать именно это. Так и появилась та самая Родина-мать, воздевшая к небесам карающий меч и зовущая своих сыновей на новые битвы.

Кроме того, уже после всех постановлений было принято решение изменить материалы, из которых должен был изготавливаться главный монумент всего памятника-ансамбля. Вместо бронзы и камня, использование которых делало бюджет строительства просто заоблачным, решено было отлить Родину-мать из железобетона на каркасе с напряженными тросами — таком же, как у Останкинской башни. Работа эта была уникальной: скульптура имеет гораздо более сложную форму, чем башня, и расчеты заняли существенное время. Да и само изготовление было непростым, ведь заливка бетона шла непрерывно, чтобы избежать появления швов и наплывов. Потом уже в ходе строительства Евгений Вучетич решил исключить панораму «Сталинградская битва» из состава ансамбля, а в уже построенном для нее здании на мозаичных знаменах поместили списки погибших защитников города. Хватало и других сложностей, обычных для всех всесоюзных строек — а возведение сталинградского монумента было именно ею. К работам привлекли военнослужащих, в них участвовали студенты и ветераны, не говоря уже о волгоградских строителях, на которых и легла основная нагрузка.

Символ Победы

Строительство памятника-ансамбля завершилось с опозданием в шесть с лишним лет. 15 октября 1967 года состоялось его открытие, в котором участвовали руководители страны: первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почетными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. И с того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.

В 2008 году волгоградский мемориальный комплекс всенародным голосованием вошел в число семи главных чудес России. И в этом нет ничего удивительного. Центральный элемент мемориала был признан самой высокой на тот момент статуей в мире, и скульптура «Родина-мать зовет!» еще в 1967 году попала в Книгу рекордов Гиннеса: 57 метров сама фигура, а с учетом воздетого меча — 85! Считается, что такие рекордные показатели были заданы «сверху»: требовалось, чтобы волгоградский монумент превзошел по высоте нью-йоркскую Статую Свободы. Мировое первенство скульптура сохраняла в течение 22 лет, а в России держит его и по сей день. Но дело даже не в этих рекордах, а в том, что волгоградская Родина-мать стала одним из главных символов Победы, узнаваемым везде и всеми.

Хотя в этой роли ее в скором времени может сменить другой всенародный памятник — Ржевский мемориал. Этот 25-метровый монумент, строительство которого ведется сейчас в Тверской области, должен стать памятником всем солдатам Великой Отечественной войны, не только тем, кто воевал на Ржевском выступе. Возводится он по инициативе Российского военно-исторического общества исключительно на средства, которые собирает вся страна, и в этом смысле стал такой же всероссийской стройкой, какой некогда было сооружение волгоградского памятника-ансамбля. Открытие Ржевского мемориала запланировано на 9 мая нынешнего года и должно стать одним из центральных событий в череде мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Победы.

 

Источник

Поделиться

Достопримечательность Родина-Мать зовет! в Волгограде по адресу Мамаев Курган

18:00–19:30

Пятнадцать минут езды на знаменитом волгоградском метротраме, и мы у главной достопримечательности Волгограда.

Мамаев курган, возвышающийся над городом, на военно-топографических картах обозначался как «Высота-102,0». Название, по легенде, связано с именем татарского военачальника Мамая. Возвышенность эта была главным звеном в общей схеме обороны Сталинградского фронта: отсюда просматривался и простреливался весь город. Здесь в последние месяцы 1942-го проходили ужасающие, кровопролитные бои. Склоны холма были в прямом смысле «перепаханы» бомбардировками, минами, снарядами. Земля перемешалась с осколками. В этом месте невозможных человеческих потерь 2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва.

Сегодня здесь простирается огромный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В состав входят знаменитый монумент «Родина-мать», вводная композиция-горельеф «Память поколений», Стены-руины, Площадь Стоявших насмерть, Зал Воинской славы, Аллея пирамидальных тополей, Монументальный рельеф, Площадь Героев, Площадь Скорби, Мемориальный дендропарк у подножия и Воинское мемориальное кладбище. Восхождение на гору по аллеям, как отмечают все побывавшие тут, само по себе похоже на ритуал и производит невероятное впечатление на каждого.

Между площадью «Стоявших насмерть» и площадью Героев расположены так называемые Стены-руины. Две огромные каменные стены с обеих сторон от зрителя нагнетают созданную атмосферу военного Сталинграда. Объемные горельефы солдат с напряженными лицами и со стиснутым в руках оружием, и танков, и орудий, вырубленные в стенах, — такие реалистичные. На левой части надписи-лозунги тех страшных дней (многие взяты со стен разрушенных домов Сталинграда) «За Волгой для нас земли нет!», «Ни шагу назад!», «Мы клянемся»… На вершине — солдат с винтовкой. Это знаменитый снайпер Василий Зайцев.

Резкие диагональные линии на правой стене отражают стремительность движений. В дополнение ко всему из репродукторов звучат выстрелы, песни военных лет, гул истребителей и голос Левитана, передающий сводки новостей с поля боя.

Поднявшись по лестнице между стен-руин, выходим на площадь Героев. В центре ― огромный бассейн в 2300 квадратных метров. По замыслу создателей мемориала, он символизирует вечную жизнь, победу над силами зла. Слева от искусственного водоема высится гранитная стена, на которой выбиты строки: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». По другую сторону расположено шесть онемевших статуй, символизирующих подвиги бойцов и защитников города. Заканчивает линию скульптур площади Героев композиция, олицетворяющая победу над фашизмом: солдаты уничтожают его символы — гидру и свастику.

Скульптуры площади как ответ на строки с противоположной стены: люди мертвы, но подвиги их живы до сих пор. По лестнице отсюда попадаем на площадь Скорби. Возникший перед нами мемориал выполнен по мотивам католической Пьеты: он изображает скорбящую мать, держащую на руках своего сына. Она оплакивает своего любимого героя, склонившись над телом погибшего. Скульптура окружена Озером Слез. Рядом с площадью Скорби на Мамаевом кургане захоронен дважды герой Советского Союза маршал Чуйков. Все части мемориального комплекса выполнены в одном стиле, объединены общей идеей, но все они особенны.

Здесь же расположен Зал Воинской Славы. Это строение в форме цилиндра с прямоугольным входом. При входе в зал на стене — мозаика в виде медали «За оборону Сталинграда». В центре овального помещения высится мраморная рука с зажженным факелом ― рука помощи от тех, кто погиб ради нашего будущего. Над факелом есть сферическое отверстие, через которое при нужном ракурсе видна скульптура «Родина-Мать». На стенах пантеона — 34 алых плиты, окаймленных черными лентами. На них нанесены имена погибших в битве за Сталинград, ужасающая цифра: 7500 фамилий. Каждый час здесь проходит смена караула.

Площадь Скорби — финальная композиция перед центральным монументом Мамаева кургана — скульптурой «Родина-мать зовет!». Памятник возвышается над землей на 52 метра. Холм, на котором он стоит, насыпной ― его высота около 14 метров. Общая высота Родины-матери с учетом меча равна 85 метрам: она входит в число самых высоких статуй мира.

С обеих сторон к вершине Мамаева кургана ведут несколько дорожек, одна из которых со стороны площади Скорби. Вдоль них — надгробные плиты с именами отдавших свою жизнь в сражениях под Сталинградом. Есть здесь и могила неизвестного солдата. По общим подсчетам в кургане под скульптурой «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек ― солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своего Отечества.

Автором монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде стал скульптор Е. Вучетич. Статуя закреплена на 2-метровом постаменте, который, в свою очередь, держится на фундаменте под землей. Строительство скульптуры шло с использованием особой технологии: изнутри памятник удерживается не только жестким каркасом, но сотнями крепких тросов, которые не позволяют каркасу прогнуться под тяжестью бетона.

Родина-мать на Мамаевом как будто созывает своих сынов, героев на защиту Отечества. Растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и губы женщины, стремящейся вперед, резкие линии всей фигуры, рука, распростертая над городом, над Волгой ― все это создает ощущение мощи, напряжения, тревоги. Туристу, находящемуся на вершине кургана у подножия Родины-матери, открывается невероятный вид не только на сам ансамбль, но и на Волгоград и самую длинную реку в Европе.

Tumulus of Mamai

Fifteen minutes drive in famous Volgograd metro tram, and we are at the main sight of Volgograd.

Mamayev Kurgan, towering above the city, on military topographic maps was designated as «Height-102.0». The name, according to legend, is associated with the name of Tatar military commander Mamai. This elevation was the main link in general scheme of the defense of the Stalingrad Front: from here the whole city was seen and shot through. Here in the last months of 1942 were horrible, bloody battles. The slopes of the hill were literally «plowed» by bombing, mines, shells. The earth was mixed with fragments. In this place of impossible human losses on February 2, 1943, the Battle of Stalingrad was completed.

Today, here is a huge monument-ensemble «Heroes of the Battle of Stalingrad.” It includes the famous monument «Motherland», the introductory composition-high relief «Memory of Generations», The walls-ruins, the Square of Standing to Death, the Hall of Military Glory, the Alley of Pyramidal Poplars, the Monumental Relief, Heroes Square, the Square of Sorrow, the Memorial Dendropark at the foot and Military memorial cemetery. Climbing the mountain along the alleys, as noted by all who have visited here, in itself looks like a ritual and makes an incredible impression on everyone.

Between the «Standing To Death» and the Heroes’ Square there are the so-called «Ruined Walls». Two huge stone walls on either side of the viewer create the atmosphere of military Stalingrad. The voluminous high reliefs of soldiers with tense faces and with arms clasped in their hands, and tanks and tools, cut down in the walls, are so realistic. On the left side of the inscription there are slogans of those terrible days (many are taken from the walls of the destroyed houses of Stalingrad) «There is no earth behind the Volga!», «No step back!», «We swear» … At the top is a soldier with a rifle. This is the famous sniper Vasily Zaitsev.

The sharp diagonal lines on the right wall reflect the swiftness of the movements. In addition to all of the loudspeakers, shots, war-time songs, the rumble of fighters and Levitan’s voice are heard, transmitting news reports from the battlefield.

Rising up the stairs between the walls of the ruins, we go out to the Heroes’ Square. In the center is a huge pool of 2300 square meters. According to the plan of the creators of the memorial, it symbolizes eternal life, victory over the forces of evil. To the left of the artificial pond there is a granite wall on which the lines are broken: «The iron wind beat them in the face, and they all went forward, and again a feeling of superstitious fear enveloped the enemy: did the people go on the attack, are they mortal?». On the other side are six numbed statues, symbolizing the feats of fighters and defenders of the city. The composition completing the line of sculptures of Heroes’ Square, personifying the victory over fascism: soldiers destroy his symbols — hydra and swastika.

Sculptures of the square as an answer to the lines from the opposite wall: people are dead, but their exploits are still alive. On the stairs from here we get to the Square of Sorrow. The memorial that arose before us is based on the Catholic Pieta: he depicts a grieving mother holding his son in his arms. She mourns her favorite hero, bending over the body of the deceased. The sculpture is surrounded by Lake of Tears. Near the Square of Sorrow on Mamayev Kurgan was twice buried the hero of the Soviet Union Marshal Chuikov. All parts of the memorial complex are made in the same style, united by a common idea, but all of them are special.

Here is the Hall of Military Glory. This structure is in the form of a cylinder with a rectangular entrance. At the entrance to the hall on the wall — a mosaic in the form of a medal «For the Defense of Stalingrad.» In the center of the oval room is a marble hand with a lit torch, a helping hand from those who died for our future. Above the torch there is a spherical hole through which, with the necessary foreshortening, the sculpture «Motherland-Mother» is visible. On the walls of the pantheon there are 34 scarlet plates bordered with black ribbons. They bear the names of those who died in the battle for Stalingrad, a horrifying figure: 7,500 names. Every hour there is a change of guard.

The Square of Sorrow is the final composition in front of the central monument of Mamayev Kurgan — with the sculpture «Motherland is Calling!». The monument rises 52 meters above the ground. The hill on which it stands, in bulk — its height is about 14 meters. The total height of Motherland, taking into account the sword, is 85 meters: it is one of the highest statues in the world.

On both sides to the top of Mamayev Kurgan there are several paths, one of which is from the area of the Tribulation. Along them — tombstones with the names of those who gave their lives in the battles of Stalingrad. There is also the grave of an unknown soldier. According to general estimates, 34 500 people — soldiers and ordinary people, who became heroes of their Motherland during the war years — were buried in the mound under the sculpture «Motherland Calls!»

The author of the monument «Motherland Calls!» In Volgograd was the sculptor Vuchetich. The statue is fixed on a 2-meter pedestal, which, in turn, is kept on the foundation under the ground. The construction of the sculpture went with the use of special technology: from inside the monument is held not only by a rigid frame, but by hundreds of strong cables that do not allow the frame to bend under the weight of concrete.

Motherland on Mamai seems to call his sons and heroes to defend the Fatherland. The hair, dishevelled by the wind, the wide-open eyes and lips of a woman striving forward, the sharp lines of the whole figure, the hand stretched over the city, over the Volga, all this creates a feeling of power, tension, anxiety. The tourist, who is at the top of tumulus, has an incredible view not only of the ensemble itself, but also of Volgograd and the longest river in Europe.

Восхождение на огромный памятник «Родина-мать зовет»

«Родина-мать зовет» (также называемый памятником Мамаеву) — огромная (85 метров) статуя на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия. Памятник посвящен Сталинградской битве, он был построен в 1967 году и на то время был самой большой статуей в мире.

На самом деле попасть внутрь статуи непросто, но пару недель назад группа российских экстремалов забралась на вершину монумента и сделала несколько отличных фотографий.

Подготовка к восхождениюПервое, что они видят, это связка веревок, которые проходят через всю статую, стабилизируя ее Фиксацию рук. По всей статуе также закреплено множество датчиков для мониторинга. И за этим следит весь научный институт. 205 ступеней наверх Довольно сложно понять, где ты сейчас находишься. Вы можете быть в ногах или уже в груди Участники восхождения с инженером (посередине) музея ‘Сталинградская битва’ Виктором Григорьевичем Наконец, макушка Некоторые виды города сверху Это проход внутри руки с мечомИ, вид с руки. Теперь пришло время вернуться вниз. Чтобы представить, насколько огромен памятник, посмотрите на картинку, на которой показано сравнение некоторых примечательных статуй

Короткое видео снято с беспилотного вертолета:

Фото и видео: Кирилл Вселенский, Павел Федоров, Евгений Козлов

Понравилось? You may also see Climbing on the old Soviet radar system Duga in Chernobyl


— Sponsored —

12 0

Tags

CrazyExtremeHugeUnusual & Rare

Show More

— Sponsored —

Read Next

    History

    30.07.2016

    Запретные зоны: О том, что осталось после грандиозных советских проектов

    Безумие

    29. 03.2016

    Белые пляжи Сибири: Морозная вечеринка на Байкале

    Необычное и редкое

    16.09.2015 Маленькая история про17

    лиса Виля из Новосибирска

    Безумный

    15.08.2015

    Безумные русские дороги: Ушанка, скотч и машина

      30.07.2016

      Запретные зоны: О том, что осталось после грандиозных советских проектов

      29.03.2016

      Белые пляжи Сибири: Морозная вечеринка на Байкале

      16.09.2015

      Маленькая милая видео история про лисенка Вилю из Новосибирска лента и автомобиль

      — Спонсор —

      Подписывайтесь, это бесплатно! Ничего не пропустите, получайте наши замечательные материалы прямо на Ваш почтовый ящик

      Рекомендуем Вам

      Мемориал «Родина-мать зовет» на Мамаевом Кургане 360 Панорама

      {{thumb_title}}

      4 Likes

      Мемориал «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане

      Создано

      Борис Бушмин

      Посмотреть профиль фотографа

      Статуя «Родина-мать зовет» установлена ​​на Мамаевом кургане, самой высокой точке Волгограда. Поскольку с холма открывается прекрасный вид на весь город и реку Волгу, он видел ожесточенные бои во время Сталинградской битвы, несколько раз переходя из рук в руки. Статуя была создана по проекту скульптора Евгения Вучетича (1908-1974) и инженер-строитель Николай Никитин (1907-1973). Форма статуи, возможно, была вдохновлена ​​Крылатой Победой Самофракийской, мраморной скульптурой греческой богини Ники (Победы) II века до н.э., которая выставлена ​​​​в Лувре в Париже. Статуя построена из железобетона с системой поддерживающих тросов внутри. На момент освящения в 1967 году это была самая высокая отдельно стоящая статуя в мире. Высота основного тела статуи составляет 52 м (170 футов), а острие титанового меча достигает высоты 85 м (279 м).ноги).

      Авторское право: Борис Бушмин
      Тип: Сферический
      Разрешение: 10000×5000
      Снято: 06.12.2016
      Загружено: 19.10.2016
      Просмотров:

      Теги: зов Родины; Мамаев курган; Волгоград; памятник

      • Выбор редакции
      • Рядом
      • Еще от автора

      Подробнее о России

      Весь мир : Россия

      На случай, если вы по ошибке услышали, что в России сплошной лед и снег, загляните на выставку Big Bikini Exposition. Это прямо на Москве-реке в Москве! Москва была столицей России почти всю ее историю. Исключением является период Российской империи, который длился с 1721 года до революции в России 1917. На протяжении этих двух столетий столицей был Санкт-Петербург. Российская империя была второй по величине сопредельной империей на мировой памяти; только Монгольская империя была больше. Посмотрите, что происходит в эти дни к северу от Монголии, в Чите. Хотя вы, возможно, не слышали о Сочи, на Черном море они быстро строятся и надеются принять у себя Олимпийские игры 2014 года. Другие периоды Российская история включает в себя Российское царство от Ивана IV до Петра Великого и Великое княжество (14-16 вв.). Самый ранний период русской истории находился под властью Новгородской республики и Киевской Руси, которая была первым русским государством. назад к 800 году нашей эры в Киеве. Современная Россия остается одной из мировых сверхдержав. Они запустили второй спутник Земли под названием «Спутник-1» и стали первой страной, которая вывела человека на орбиту вокруг Земли.