В каком веке согласно летописному преданию в новгород были призваны варяги: В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение призваны варяги?В каком веке была…

Тренинг по теме: «Древнерусское государство» — Студопедия

Поделись  

1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

1) VII в.; 2) VIII в.; 3) IX в.4) X в.

Ответ: 3

 

2.В каком веке была составлена Правда Ярослава?

1) VIII в.; 2) IX в.; 3) X в.; 4) XI в.

Ответ: 4

 

3.В каком году произошло крещение Руси?

1) 882 г.; 2) 988 г.; 3) 1097 г.; 4) 1147 г.

Ответ: 2

 

4.В каком веке в Киеве княжил Владимир Мономах?

1) IХ в.; 2) Х в.; 3) XII в.; 4) XIII в.

Ответ: 3

 

5. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

1) 882 г.; 2) 988 г.; 3) 1097 г.; 4) 1185 г.

Ответ: 3

 

6. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?

1) десятина; 2) полюдье; 3) вира; 4) вервь.

Ответ: 2

 

7. Как на­зы­вал­ся свод за­ко­нов Русского государства, при­ня­тый в XVII в.?

1) Русская Правда; 2) Соборное уложение; 3) Домострой; 4) жалованная грамота.

Ответ: 2

 

8. Следствием внешнеполитической деятельности князя Владимира Святославича стало:

1) прекращение военных походов на Византию; 2) ослабление опасности половецких набегов; 3) укрепление юго-восточных рубежей Древнерусского государства; 4) прекращение натиска крестоносцев на северо-западные русские земли.

Ответ: 3

 

9. Что из названного было одним из следствий крещения Руси?

1) походы Руси на Византию; 2) укрепление власти киевского князя; 3) начало военных столкновений Руси с печенегами; 4) разгром Хазарского каганата.

Ответ: 2

 

10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите век, к которому относятся описанные в летописи события.

«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске».

1) VIII в.; 2) IX в.; 3) X в.; 4) XI в.

Ответ: 2

 

11. Прочтите отрывок из летописи и укажите князя, о военном походе которого идёт речь.

«И с этими всеми пошёл… на конях и в кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки город затворили. И вышел… на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. …И повелел своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь»».

1) Олег Вещий; 2) Святослав Игоревич; 3) Ярослав Мудрый; 4) Владимир Святославич.

Ответ: 1

 

12. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова.

«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»

1) Олег Вещий; 2) Игорь Старый; 3) Святослав Игоревич; 4) Владимир Святой.

Ответ: 3

 

13.Укажите имя киевского князя Х в., войска которого разгромили Хазарский каганат.

1) Олег; 2) Игорь; 3) Святослав; 4) Владимир.

Ответ: 3

 

14. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда.

1) Игорь Старый; 2) Святослав Игоревич; 3) Владимир Святославич; 4) Ярослав Мудрый.

Ответ: 4

 

15. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Мономаха?

1) принятие Русью христианства; 2) введение уроков и погостов; 3) разгром Хазарского каганата; 4) съезд князей в Любече.

Ответ: 4

 

16. Что из перечисленного относится к деятельности княгини Ольги?

1) принятие Русью христианства; 2) введение уроков и погостов; 3) разгром Хазарского каганата; 4) съезд князей в Любече.

 

17. Что из перечисленного относится к деятельности князя Владимира Святославича?

1) принятие Русью христианства; 2) введение уроков и погостов; 3) разгром Хазарского каганата; 4) съезд князей в Любече.

 

18. Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

1) «Слово о законе и благодати»; 2) «Поучение детям»; 3) «Повесть временных лет»; 4) «Слово о полку Игореве».

Ответ: 3

 

19. К памятникам зодчества Древней Руси IX−XI вв. относится

1) храм Василия Блаженного в Москве; 2) храм Святой Софии в Новгороде; 3) церковь Вознесения в селе Коломенском; 4) Троице-Сергиев монастырь.

Ответ: 2

 

20. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов

Ответ: 3142

 

21. Расположите следующие документы в хронологической последовательности их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) Соборное уложение; 2) Правда Ярослава; 3) Судебник Ивана III; 4) Устав Владимира Мономаха.

Ответ: 2431

 

22. Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) бояре; 2) ремесленники; 3) рядовичи; 4) купцы; 5) закупы

Ответ: 35

 

23.Запишите понятие, о котором идёт речь.

«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».

Ответ: былины

 

24. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».

Ответ: поляне

 

25. Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.

 

Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».

 

26. После смер­ти великого князя Свя­то­пол­ка Изяславича в Киеве вспых­ну­ло народное восстание. Восставшие, по пред­ло­же­нию боярства, ре­ши­ли призвать на ки­ев­ский престол пе­ре­я­с­лав­ско­го князя.

 

1) Укажите год, когда про­изо­шли события, о ко­то­рых идёт речь.

2) Назовите князя, всту­пив­ше­го на ки­ев­ский престол по при­гла­ше­нию восставших.

3) Какая мера была пред­при­ня­та приглашённым кня­зем для устра­не­ния причин, спро­во­ци­ро­вав­ших восстание?

 

27. Работа с картой:

 

 

 



Итоговая контрольная работа по истории для 6 класса.

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс

Вариант I

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

 

1) VII в.

2) VIII в.

3) IX в.

4) X в.

А2. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?

 

1) десятина

2) полюдье

3) вира

4) вервь

А3. На какой реке была одержана победа над шведским войском в первой половине XIII в.?

 

1) Калка

2) Нева

3) Дон

4) Угра

А4. Укажите, что называют натуральным хозяйством.

  1. Хозяйство, в котором все необходимое производится, а не покупается или обменивается.

  2. Хозяйство, в котором крестьяне совместно пользовались общинными угодьями.

  3. Большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

  4. Хозяйство, в котором изделия производятся для продажи на рынке, обмениваются посредством денег.

А5. Современниками были:

1) Рюрик и Чингисхан

2) Сергий Радонежский и Дмитрий Донской

3) Нестор-летописец и Жанна д’Арк

4) Андрей Рублев и Владимир Мономах

А6. Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

 

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

А7. Укажите государственного деятеля, который первым венчался на царство в России.

 

1) Иван III Великий

2) Иван IV Грозный

3) Борис Годунов

4) Михаил Романов

А8. Какое литературное произведение было создано в период существования Древнерусского государства?

 

1) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

2) «Задонщина»

3) «Слово о законе и благодати»

4) «Житие протопопа Аввакума»

А9. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите князя, изображённого на иллюстрации.

 

1) Олег Вещий

2) Игорь Рюрикович

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святославич

А10. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Где происходила битва, которую иллюстрирует данное изображение?

 

1) на реке Калке

2) на реке Сити

3) на Чудском озере

4) на реке Воже

А11. Рассмотрите схему и от­веть­те на вопрос.

 

 

Какой циф­рой на схеме обо­зна­чен пле­мен­ной центр иль­мен­ских словен?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов

Ответ: ___________________

В2. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

КНЯЗЬЯ

 

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

 

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

.

В3. Запишите понятие, о котором идёт речь.

 

«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».

 

Ответ: _____________________

В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Ответ: ____________

Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Укажите название процесса расселения славян, пропущенное в отрывке. Назовите верование (религию), характерное для славянских племён в описываемый период.

Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».

1) _________________________;

2) _________________________.

С2. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель. В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. факты: 1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

С3. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 11 баллов.

вопроса

Ответ

1

3

2

2

3

2

4

1

5

2

6

4

7

2

8

3

9

4

10

3

11

2

Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

3142

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

432

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

былины

1 балл

4

печенеги

1 балл

Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

  1. колонизация

  2. язычество

Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должно быть указано предложение: «Начался период раздробленности Древнерусского государства».

Могут быть указаны следующие факты:

1) ослабление обороноспособности русских земель;

2) формирование и развитие местных культурных традиций;

3) экономический подъём в русских землях.

Правильно указано предложение и два факта – 2 балла.

Правильно указано предложение и один факт – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных фактов).

3

Могут быть приведены факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская Правда» (могут быть приведены другие факты).

Правильно указаны любые два факта – 2 балла.

Правильно указан один факт – 1 балл.

Неправильно указаны факты – 0 баллов.

Максимальный балл по всей работе: 23.

«5» — 21-23 балла

«4» — 16-20 баллов

«3» — 11-15 баллов

«2» — 0-10 баллов

Итоговая контрольная работа по истории за 6 класс

Вариант II

Часть А. Выберите один правильный ответ.

А1. В каком веке была составлена Правда Ярослава?

 

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

А2. Как называлось сословно-представительное учреждение в России, появившееся в период реформ Избранной рады?

 

1) Земский собор

2) Уложенная комиссия

3) Негласный комитет

4) Боярская дума

А3. Какой город не был взят монголами во время Батыева нашествия?

 

1) Новгород

2) Киев

3) Козельск

4) Рязань

А4. Форма государственной власти, при которой король опирается на собрание представителей сословий, называется:

  1. просвещенная монархия.

  2. абсолютная монархия.

  3. сословная монархия.

  4. конституционная монархия.

А5. Современниками были:

1) Ярослав Мудрый и Вильгельм Завоеватель

2) Сергий Радонежский и князь Олег

3) Нестор-летописец и Жанна д’Арк

4) Андрей Рублев и Владимир Мономах

А6. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?

 

1) разгром Русью Хазарского каганата

2) неудачная война Руси с Византией

3) набеги половцев на Русь

4) межплеменные усобицы на севере Руси

А7. Укажите князя, к деятельности которого относится составление свода законов Русская Правда.

 

1) Игорь Старый

2) Святослав Игоревич

3) Владимир Святославич

4) Ярослав Мудрый

А8. Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

 

1) «Слово о законе и благодати»

2) «Поучение детям»

3) «Повесть временных лет»

4) «Слово о полку Игореве»

А9. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.

Укажите название одной из русских земель периода раздробленности, где верховной властью обладал орган управления, деятельность которого иллюстрирует данное изображение.

 

1) Киевское княжество

2) Новгородская земля

3) Владимиро-Суздальское княжество

4) Галицко-Волынская земля

А10. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос.

Начало какого события иллюстрирует данное изображение?

 

1) Невская битва

2) битва на Чудском озере

3) битва на Куликовом поле

4) Грюнвальдская битва

А11. Рассмотрите схему.

В изображённой на схеме битве русские полки возглавлял

 

1) Александр Невский

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Иван IV

Часть В. Ответом на вопрос части В могут быть: последовательность букв или цифр, заполнение таблицы – подбор к буквам цифры, слово, обозначающее термин.

В1. Расположите следующие литературные произведения в хронологическом порядке их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) «Сказание о Мамаевом побоище»

2) «Домострой»

3) «Повесть временных лет»

4) «Житие протопопа Аввакума»

 

Ответ: ___________.

В2. Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими во время их княжения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

КНЯЗЬЯ

 

СОБЫТИЯ

А) Олег Вещий

Б) Владимир Святославич

В) Ярослав Мудрый

 

1) принятие Русью христианства

2) разгром Хазарского каганата

3) составление Русской Правды

4) объединение Киева и Новгорода

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

 

 

 

 

В3. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества».

 

Ответ: _________.

В4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

Ответ: _________.

Часть С. Задания с развернутым ответом.

С1. Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.

Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

  1. _________________

  2. _________________

С2. В первом абзаце найдите и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в тексте, с помощью которых можно подтвердить указанное положение.

Из сочинения историка

«Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы было длительным процессом заселения и освоения пустующих или редко заселённых земель. Таким образом, это продвижение имело характер мирной _________________. Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов.

С древних времён в северном лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор жили финно-угорские племена; на северо-западе обитали племена балтов, а на юге – потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. С течением времени многие балтские и финно-угорские племена «растворились» среди славян. Славяне же заимствовали у своих соседей названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами они стали верить в злых духов, волшебников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян. Большое влияние на славян оказали и потомки ираноязычного скифо- сарматского населения. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, топор, собака и др.). Иранские имена имели и некоторые славянские божества — Хорос, Стрибог, а Перун — имя балтского происхождения».

Ответ:

  1. предложение: __________________________________________________________

  2. факты: 1) _______________________________________________________________

2) _______________________________________________________________

С3 В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»

 

1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.

2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?

3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?

Ответ: 1) ______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

3) ______________________________________________________________________

Ключ к части А. Каждый правильный ответ – 1 балл. Всего в части А 11 баллов.

вопроса

Ответ

1

4

2

1

3

1

4

3

5

1

6

4

7

4

8

3

9

2

10

3

11

1

Ключи к части В. Задания 1 и 2 оцениваются по 2-бальной шкале, задания 3,4 – по 1-бальной шкале. Всего в части В 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

3124

Правильно указана последовательность – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

2

413

Правильно указаны все цифры- 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

3

ярлык

1 балл

4

размер

1 балл

Ключи к заданиям части С. Полностью правильные ответы оцениваются в 2 балла. Всего в части С 6 баллов.

вопроса

Ответ

Шкала оценивания

1

1) Батый;

2) XIII в.

Правильно даны 2 ответа- 2 балла, правильно указан только один ответ – 1 балл, неправильно указаны оба ответа – 0 баллов.

2

В ответе должно быть указано предложение: «Восточнославянские племена испытывали значительное влияние проживавших по соседству со славянами племён и народов».

Могут быть указаны следующие факты:

1) у своих соседей — финно-угорских и балтских племён — славяне заимствовали названия многих рек, озёр, селений;

2) совместная жизнь с финно-уграми приводила и к изменению внешнего облика славян;

3) многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке;

4) имена многих славянских языческих божеств имели иранское или балтское происхождение;

5) славяне переняли верование в злых духов, волшебников.

Правильно указано предложение и два факта – 2 балла.

Правильно указано предложение и один факт – 1 балл.

Неправильно указано предложение – 0 баллов (даже при наличии двух правильных фактов).

3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) век, к которому относятся события, — XIII в.;

2) народ: монголы или монголо-татары;

3) причина — отсутствие политического и военного единства в русских землях (может быть названа другая верная причина).

Правильно указаны любые 3 ответа – 2 балла.

Правильно указаны любые 2 ответа – 1 балл.

Неправильно указаны ответы – 0 баллов.

Максимальный балл по всей работе: 23.

«5» — 21-23 балла

«4» — 16-20 баллов

«3» — 11-15 баллов

«2» — 0-10 баллов

Легендарный лидер Бога Огня

Правление князей Аскольда и Дыра: начало могущественного Киевского государства

29 ноября, 00:00

АСКОЛЬД И ДЫРЬ ПЛЫВАЮТ ПО ДНЕПРОМУ Мимо Киева / Иллюстрация предоставлена ​​автором

Поделиться:

В новейшей истории Киевской Руси-Украины сведения о киевских князьях Аскольде и Дире основываются, как правило, на «Повести временных лет», составленной в 1113 году монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре. Г. Ф. Мюллер и А. Л. Шленер, первые исследователи «Сказания», высоко оценивали его значение для истории Руси-Украины, отмечая, что «таким сокровищем не может похвастаться ни один народ».

Значительно позже, уже в наше время, всплыла информация о так называемой Велесовой книге (ее подлинность до сих пор оспаривается в научных кругах), в которой также рассказывается о дорюриковском периоде истории Руси-Украины. Эта священная книга древних славян была вырезана на буковых дощечках новгородскими языческими жрецами в IX веке нашей эры. Несколько фрагментов «Книги Велеса» были впервые расшифрованы и опубликованы в 1953 году базирующейся в Сан-Франциско русской эмигрантской газетой «Жар-птица». Приведу краткий анализ наиболее интересных фактов из жизни и деятельности киевских князей Аскольда и Дыра, опираясь на данные, содержащиеся как в «Повести временных лет», так и в «Велесовой книге», а также в других источниках.

ПОВЕСТЬ БЫВШИХ ЛЕТ НА АСКОЛДЕ И ДЫРЕ

Свою «Повесть» Нестор написал по поручению киевского князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого, и озаглавил ее так: «Сия повесть минувших лет: откуда произошла русская земля, кто первый княжил в Киеве, и из какого источника русская земля пошла». Свое повествование о киевских князьях Аскольде и Дыре Нестор начинает с того, что пишет, что два варяжских воина новгородского князя Рюрика, которые не были ни его родственниками, ни боярами, добились от князя разрешения идти в Царьград (Константинополь). Направляясь вниз по реке Днепр, они увидели поселение на холме и спросили жителей, чей это город. Они ответили: «были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город, и после их смерти мы живем [здесь], платя дань хазарам». Пообещав жителям, что они избавят их от этой несправедливой уплаты дани, Аскольд и Дыр (это были они!) остались в Киеве, объединив вокруг себя часть варягов из Новгорода, и стали править землей полян. Если до этого времени они направлялись в Константинополь на службу к византийскому императору, то теперь, воодушевленные своим успехом, Аскольд и Дыр провозгласили себя врагами Греции и стали править по-царски в Киеве, готовясь к военному походу на Византию.

В 860 г. н.э., вооружив 200 кораблей с примерно 8000 воинов на борту, Аскольд и Дыр проплыли по Днепру к Черному морю и Византийской империи, вплоть до Фракийского Босфора. Опустошая его берега огнем и мечом, киевское войско осадило Константинополь, вселяя страх и ужас в укрывшихся за городскими стенами жителей. Император и патриарх всю ночь молились в церкви, ибо спасти их могло только божественное чудо. Согласно греческим хроникам, чудо действительно произошло. После того, как Патриарх Фотий торжественно вынес ризу Богородицы и поставил ее у моря (этой ризе всегда приходили помолиться в дни испытаний), море вдруг разразилось страшной бурей, рассеявшей и погубившей множество кораблей русичей, поэтому в Киев могла вернуться лишь горстка судов. После этого фиаско византийские историки писали: «Язычники, напуганные этим неслыханным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и просили креститься».

Крещение Фотием славянской Руси указывает на то, что князь Аскольд был крещен Фотием, патриархом Константинопольским, в 860 году, когда Византийской империей правил Михаил.

Нестор-летописец очень кратко (или не упоминает) пишет о походе русов на Византию в 860 г. и других военных достижениях Аскольда и Дыра. Ясно, однако, что только сила оружия решала в то время, кто будет править полянами и их соседями, и следует ли платить дань соседнему Хазарскому ханству. Оба князя, как известно, предприняли успешные походы против печенегов, которые в это время впервые появились в степи и препятствовали походу русичей к Черному морю. В 866 году Аскольд и Дыр сразились с кривичами и победили их. Византия была очень впечатлена доблестью русичей и отмечала, что «они ворвались в нашу землю, как морские волны… Те, кому даже слухи о римлянах внушали когда-то ужас, теперь подняли оружие против нашего государства».

Патриарх Фотий дает уникальное описание принятия христианства Русью-Украиной в своем циркулярном письме, написанном восточным епископам в 867 году. «Россы известны своей жестокостью, как завоеватели соседних народов, которые в своей для борьбы с Римской империей, они уже отказались от суеверий, исповедуют Христа и являются нашими друзьями, хотя еще совсем недавно были непримиримыми врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника и горят желанием совершать христианские богослужения».

Народное предание и летопись сохранили память об Аскольде и Дыре как о христианах; в то же время они не осуждают князя Олега, убившего их, как узурпаторов власти в Киеве. Несчастных князей похоронили на вершине холма, где когда-то во времена Нестора держал свой двор Олег. Останки Дыра нашли свой последний покой за церковью святой Ирины, а над могилой Аскольда была построена Никольская церковь.

КНИГА ВЕЛЕСА ОБ АСКОЛЬДЕ И ДЫРЕ

Книга Велеса, посвященная Велесу, богу богатства, скота и мудрости, предводителю подземного царства, содержит историю предков славян и другие европейские и азиатские народы с первого тысячелетия до девятого века.й век нашей эры. Книга Велеса – единственный религиозный текст Европы, дошедший до нашего времени. Его создали языческие жрецы (волшебники) древнего Новгорода во времена полулегендарного князя Бравлина, а затем при князе Рюрике. В книге сказано, что до Аскольда в Киеве правил киевский князь Дыр и что он вошел в город как завоеватель. Планка 8 (стр. 133) гласит: «Вспомним и того Дира, который пришел к нам и победил нас, потому что мы были разделены и несчастны. А потом пришли Рюрик и Аскольд и стали нашими правителями. Это было для нас возмутительно, потому что мы и сами были потомками славян, пришедших к ильменцам, и мы объединили Русь до (прихода) готов. И так было тысячу лет».

Некоторые историки настаивают на том, что Дыр был греческого происхождения и что это облегчило внедрение христианства на Руси-Украине с помощью Византии. «Велесова книга» так описывает период, когда Дыр правил в Киеве: «И так мы поддались другим, потому что был голод, и мы были несчастны и беззащитны. Вот почему все это произошло, а потом Аскольд и Рюрик плывут по Днепру, вызывая наших на бой. Поскольку у нас был Дир, мы не хотели противостоять им». Далее в книге говорится, что князь Дыр, он же Дирос Эллин, в 862 году нанял варяга по имени Аскольд и его войско для охраны греческих кораблей, направлявшихся в Киев, от хазар (табл. 11-29).; п. 171). Следует отметить, что при создании Книги Велеса новгородские волшебники явно преследовали цель изобразить в негативном свете не только Аскольда, но и Рюрика. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что колдуны в основном защищали право вечевого народного собрания на ограничение власти князя и поддерживали интересы местного купечества, разоряемого солдатами Рюрика. Планка 111-8/1 (стр. 175) гласит: «Аскольд не русич, он варяг и хочет посрамить могущество Руси, но он умрет, делая это. И Рюрик не русич, потому что он рыскал по степи с хитростью лисы и убивал купцов, которые доверяли ему». Рассказывая о походах Аскольда и его войска на Византию, книга решительно осуждает эти завоевания: «Аскольд посадил своих людей на лодки и отплыл грабить другие места. И было так, что он пошел на греков, чтобы разрушить их города и принести жертвы своим богам в их землях. Но мы не должны этого делать».

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ И ГИПОТЕЗЫ ОБ АСКОЛЬДЕ И ДЫРЕ

Историки вообще очень скептически относятся к совместному правлению Аскольда и Дыра. Украинский историк Наталья Полонская-Василенко считает, что Аскольд и Дыр не правили как князья одновременно. Это подтверждает и арабский летописец ал-Масуди, описывая Дира как первого из киевских князей. Более того, украинский историк А. Бойко указывает на возможный период княжества Дыра: 830-850 гг., а Аскольда до 882 г. Михаил Грушевский же считает, что Дыр правил после Аскольда, может быть, даже после Олега. Ему вторят французский историк Моше Таубе и русский А. Нагаевский, хотя митрополит Иларион (Огиенко) настаивает, что они правили одновременно. Аскольд и Дыр также являются предметом многочисленных споров и различных гипотез. Нестор описывает их как бояр [sic] новгородского князя Рюрика, но Таубе считает, что Аскольд был шведом, пришедшим в Киев со своим войском через Западную Двину и не имевшим никакого отношения к Рюрику. Ряд историков также отвергают варяжское происхождение Аскольда. Так, А. Шахматов считает, что Аскольд был славянином, что он даже был сыном князя Кия. М. Приселков и В. Рыбаков соглашаются, а последний утверждает, что имя Аскольд произошло от реки Оскол и что оно должно писаться Оскольд. Польский историк Ян Длугош считает Дира братом Аскольда и пишет, что оба были сыновьями братьев Кия, Щека и Хорива. Константин Багрянородный приводит более конкретные хронологические данные, указывая на договор, заключенный между византийским императором Василием I и Русью в 873-874 годах, во время правления Аскольда в Киеве. Никоновская летопись 966 упоминается, что «Аскольд и Дыр воевали с половцами». В. Татищев пишет, что в 866 году «Аскольд и Дыр сразились с кривичами и победили их». В летописи Никона есть интересное упоминание о 864 году, когда «сын Оскольда был убит булгарами». По-видимому, какие-то военные события имели место в Болгарии, когда Аскольд и Дыр были князьями.

Таким образом, используя отдельные исторические факты, относящиеся к правлению Аскольда и Дыра, можно составить картину Киевского государства Русь-Украина середины IX в.век. Она завоевывала соседние страны, воевала с Византией, заключала с ней и другими странами мирные договоры и, наконец, пыталась принять христианство на государственном уровне. Все эти факты позволили известному русскому историку В. Ключевскому написать, что Русское государство было основано усилиями Аскольда, а затем Олега. Поэтому единство славян произошло из Киева, а не из Новгорода.

Автор

Олег Ястребов

Газетный выход №:

№38, (2005)

Раздел

Культура

Суздаль — впечатляющий русский город в зимнем великолепии — Рамдас Айер

Прослеживая историю восточной России от викингов до Владимира (Путина) Рамдаса Айера

Мне часто задают вопрос «Какое ваше любимое место, которое вы посетили?» Это почти то же самое, что спрашивать о рейтинге моей привязанности к нашим детям. Мой ответ — всегда отклонять вопрос, запрашивая более подробную информацию, особенно в отношении времен года и их влияния на морские побережья, горные пейзажи, культурные события, исторические места и обширные пейзажи.
В этом ключе я считаю, что мой любимый исторический зимний пейзаж — это Суздаль, причудливый город средневековой России. Суздаль, основанный в 990 году нашей эры, является одним из старейших городов России и «жемчужиной» знаменитого Золотого кольца России, состоящего из древних деревень. В период своего расцвета суздальский кремль и монастыри обладали несметными богатствами, а его вожди боролись с московскими князьями за то, чтобы сделать Суздаль самым важным княжеством Древней Руси.

До моего недавнего визита в постсоветскую Россию (моя первая поездка была в 1989) Я очень слабо знал русскую историю. Поскольку я очарован этим, я попытаюсь дать вам учебник для понимания древней русской истории
Предками русских были славянские племена, чьим первоначальным домом, как считается, были лесные массивы вдоль реки Припять (близ Чернобыль). Относительно мало известно о восточных славянах примерно до 9 века нашей эры. Прочитав на эту тему, я был поражен влиянием викингов на заселение и покорение территории, которую мы сегодня называем Украиной, Россией и Беларусью. Скандинавские варинги, также известные как викинги или норманны, занимающиеся торговлей, пиратством и наемничеством, бродили по речным системам и волокам районов к северу от Черного моря (см. карту). Согласно скандинавским легендам и Киевской летописи (850-1110) первое поселение было близ современного Новгорода в 882 году нашей эры под предводительством Рюрика, легендарного предка гордых русских сегодня. Эти поселенцы назывались Русью, а государство, которое они создали, подчинив себе восточных славян между 9 в.го и 12 века была известна как Киевская Русь. Ею правили потомки Рюрика из современного Киева (отсюда постоянная проблема России с Украиной, столицей которой является Киев, родина Матери-России).

Киевская Русь контролировала Волжский торговый путь, соединяющий Балтийское море с Каспийским морем, и Днепровский торговый путь, ведущий к Черному морю и Константинополю. Это были критически важные в то время торговые связи, связывавшие средневековую Европу с богатыми и развитыми Арабскими халифатами и Византийской империей. Привлеченная богатствами Константинополя, Варяжская Русь инициировала ряд русско-византийских что привело к выгодным торговым договорам. По крайней мере, с начала 10 века многие варяги служили наемниками в византийской армии, составляя элитную варяжскую гвардию (личную охрану византийских императоров). В первое десятилетие царствования Владимира (человека, принявшего христианство и основавшего Русскую православную церковь) началась языческая реакция. Перун был избран верховным божеством славянского пантеона, а его идол был поставлен на холме у царского дворца. . Хотя Владимир, кажется, пошел дальше других скандинавских царей (в Киеве сообщалось даже о человеческих жертвоприношениях), его религиозная реформа провалилась. К концу 9В 80-х годах он счел необходимым перенять монотеизм из-за границы.

В «Первой летописи» сообщается, что в 986 году Владимир встречался с представителями нескольких религий. Результат забавно описан в следующем апокрифическом анекдоте. При встрече с болгарами-мусульманами Поволжья Владимир нашел их религию неподходящей из-за ее требования обрезания и табу на алкогольные напитки и свинину; якобы Владимир сказал по этому поводу: «Пьянство есть радость Руси, нам без него нельзя». Он также консультировался с еврейскими посланниками (которые могли быть или не быть хазарами), расспрашивал их об их религии, но в конечном итоге отверг ее, заявив, что их потеря Иерусалима была доказательством того, что они были оставлены Богом.

В 987 году, посовещавшись со своими рыцарями, Владимир отправил послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых убеждали его принять их веру. О болгарах-мусульманах Волги послы сообщили, что среди них нет радости; только печаль и сильный смрад. В мрачных церквях немцев его эмиссары не видели красоты; но в соборе Святой Софии, где был приведен в действие полный праздничный ритуал византийской церкви, чтобы произвести на них впечатление, они нашли свой идеал: «Мы больше не знали, находимся ли мы на небе или на земле, — сообщали они, — ни такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом».

В конце концов, большинство из них, как в Византии, так и в Восточной Европе, были обращены из язычества в православие, кульминацией чего стала христианизация Киевской Руси в 988 году. Османские императоры до своего заката в 18 веке продолжали использовать христиан в качестве своих телохранители. Из этой элитной группы вырос Синан, известный христианский архитектор Голубой мечети и 100 других зданий. Мои путешествия из Стамбула на Черное море, в Украину, в Казань и Нижний Новгород на Волге за последние два десятилетия помогли мне понять богатую историю Киевской Руси.

После захватывающего путешествия по Транссибирской магистрали и посещения многих сибирских городов в феврале 2013 года я прибыл в Москву. Я всегда хотел побывать в городах Золотого кольца Сергиев Посад, Суздаль, Владимир и Ростов. Будучи главным туроператором по России, я был разочарован отсутствием организованных туров в феврале, в самый разгар зимы. В связи с большими расходами я нанял такси, чтобы добраться до всех трех мест за два дня.
Моя поездка из Москвы прошла через 1980 Олимпийская арена, впечатляющая аллея Космонавтов и, наконец, через аллею МБР, защищавшую Москву во время холодной войны, состоящую из шахт с РС-36 (SS-18 Satan), которая только недавно открылась для проезда. От впечатляющего и вызывающего слезы торжества великого Сергиево-Посадского монастыря (фото в блоге прислал ранее) я добрался до Суздаля уже в сумерках. Суздаль расположен на крутом повороте реки Каменки. Я не мог поверить своим глазам, когда увидел башенки 40 с лишним церквей на открытке, как будто на фоне людей, путешествующих на санях, запряженных лошадьми, по заснеженным и грунтовым дорогам. Город был расположен в сельской местности с широкими видами на снежные поля, которые летом превращались в золотые луга, как это видно на изображениях Google.

Я быстро надел все свои зимние вещи и направился в чрезвычайно скользкую прогулку к Кремлю Всемирного наследия. Все это время дети скользили, катались на санях, катались на коньках и скользили по снежным холмам с блестящим фоном знаменитой церкви Рождества Христова около 1022 года нашей эры. Вечером пятницы собрались отдыхающие из Москвы, что в 220 км отсюда, развлекались. Напиток в комплекте. Я шел, пока золотые оттенки солнца не поцеловали все памятники, прежде чем стемнело около 9 часов вечера.

Когда я собирался поужинать, меня пригласила группа из десяти москвичей к их столу. Они были друзьями детства; адвокаты, повара, учителя, геи (недавно запрещенные государством Путиным; мы говорили об этом) и офицер иммиграционной службы с разбитым сердцем, чья бывшая девушка уделяла мне больше внимания, чем ему! образованные были очень духовны; часто цепляясь за поставщиков утешения, таких как Шри Шри Равишанкер из Искусства Жизни. Не желая показаться банальным, наша замечательная встреча, длившаяся более 4 часов, закончилась пьяным похабством, к моему большому разочарованию. Водка — бич России.

Следующим ясным утром я отправился на посещение древнего Кремлевского комплекса. Прямо через улицу находился рынок выходного дня, где более 50 продавцов продавали маринованные корнишоны, шерстяные свитера, шляпы, изделия ручной работы и церковную атрибутику. Мои фотографии должны иллюстрировать красоту города, рынков, окружающих памятники. Древний Успенский собор был построен в Кремле мастерами киевского князя Владимира Мономаха в конце XI века. В это же время к западу от Кремля был основан первый суздальский Дмитриевский монастырь. К востоку от Кремля стал расти посад, населенный ремесленниками и торговцами. Посад был также укреплен валами и стенами. Все основные части старого города (Кремль, посад, монастыри) хорошо сохранились в Суздале. Суздаль — один из тех редких городов России, которым удалось сохранить свою старинную планировку.

Мне особенно понравилось посещение музея под открытым небом с коллекцией старинных деревянных церквей, домов, ветряных мельниц, амбаров и различных построек. Это навеяло приятные воспоминания о поездке в Советскую Румынию в 1989 году. Бухарест очень разочаровал, но больше всего порадовало сходное собрание румынских/румынских домов и построек в огромном открытом парке. Советы, к их чести, сохранили множество исторических построек, в том числе провели масштабные археологические работы по всей Центральной Азии.

Расцвет искусства и культуры в Северо-Восточной Руси в начале XIII века был прерван монголо-татарским нашествием.