Содержание
Православная вера — Том III — История Церкви — XVIII век — Россия
Том III — История Церкви
Восемнадцатый век
Священный Правительственный Синод
XVIII век был периодом серьезных трудностей для Православной Церкви в России. Петр I (Великий) (годы правления 1689–1725), приняв титул «император», правил Россией железной рукой. Он был очарован Западной Европой, особенно ее достижениями в области научных и военных технологий, и поощрял внедрение и распространение таких технологий в России. Он построил новый город Санкт-Петербург на засыпанной болотистой местности у Балтийского моря, чтобы он стал знаменитым «Окном на Запад» России.
В рамках своих усилий по модернизации своей нации посредством вестернизации Петр вынудил Русскую Православную Церковь пойти на радикальную структурную реорганизацию, основанную на модели различных протестантских государственных церквей в Скандинавии и Англии. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Петр все медлил с одобрением избрания нового патриарха. Наконец, в 1721 году он издал Церковное Положение . Этот документ, написанный очень протестантским украинским епископом Феофаном Прокоповичем (1681–1738), официально упразднил патриаршество Русской Церкви. Вместо патриаршего служения был учреждён постоянно действующий синод епископов, священников и мирян как высший руководящий орган в Церкви.
Все члены Святейшего Синода назначались императором и подчинялись ему через его надзирателя, государственного чиновника, называемого обер-прокуратором. В каждой епархии была создана епархиальная консистория под контролем правительства, имевшая больше полномочий, чем епископ епархии. Фактически церковная администрация стала орудием государства. Священники стали своего рода кастой низших гражданских администраторов.
Это радикальное нарушение традиционного канонического православного церковного порядка в России, навязанное церкви императором, было официально ратифицировано и признано другими восточными патриархами. Эта договоренность просуществовала до 1917, когда патриаршество было официально восстановлено на Всероссийском церковном соборе в Москве 1917–1918 гг.
«Западное пленение» Русской Церкви углублялось в XVIII веке по мере того, как семинарии и академии все более и более попадали под латинизированное влияние, исходящее из Киевской академии. Как и среди православных, страдающих от турецкого ига, ведущие церковники в России также были склонны быть либо проримскими, либо протестантскими, при этом сторонники проримской школы использовали римско-католические аргументы против протестантского влияния, а те, кто на другой стороне, использовали Протестантские аргументы против римско-католического влияния. Очень немногие с обеих сторон проникали в глубины святоотеческого Предания, чтобы критиковать ошибки как римского католицизма, так и протестантизма. Таким образом, живое Предание Церкви было очень затемнено историческими обстоятельствами этой эпохи.
Святая Ксения Петербургская
По промыслу Божию, Санкт-Петербург, новая вестернизированная, секуляризованная столица императора Петра I, не осталась без по крайней мере одного особо сильного свидетеля истинности Евангелия. Ксения Григорьевна (ок. 1730–ок. 1800) жила, казалось бы, беззаботной, комфортной, счастливой жизнью со своим мужем, императорским певчим, как вдруг ее муж умер в попойке. В то время ей было 26 лет. Пораженная горем утраты мужа, она вдвойне скорбела о том, что они не жили христоцентричной жизнью, а ее муж умер, не причастившись святых таин Исповеди и Евхаристии. Она мучилась за душу любимого супруга.
Отдав беднякам почти все, что у нее было, и отдав свой дом другу, она исчезла из города на восемь лет. Позже рассказывали, что она провела эти годы в сестричестве подвижников, под руководством святого старца. Затем так же внезапно она снова оказалась в Петербурге, где гуляла по улицам самой бедной части города, района Стороны, и спала в поле под открытым небом. Она облачилась в один из старых мундиров своего мужа и с тех пор взяла его имя, Андрей Теодорович, как свое собственное. Через некоторое время ей был дарован дар ясновидения, которым она помогла многим жителям Стороны.
Она продолжала этот замечательный образ жизни в течение 37 лет, вплоть до своей смерти в возрасте 71 года. По ее заступничеству произошли бесчисленные чудеса.
Святитель Тихон Задонский
Самым известным святителем Русской Церкви XVIII века был святитель Тихон Задонский (1724–1783). Тихон был кротким, чутким, ученым монахом, который в 1763 году стал правящим архиереем обширной южной Воронежской епархии. Он вложил душу и сердце в возрождение церковной жизни в этой епархии, начав с воспитания и руководства духовенством, многие из которых почти не умели даже читать, и многие очень небрежно исполняли свои пастырские обязанности. Все это отражало ненормальность прямого подчинения церкви государству. Измученный и утомленный всеми своими усилиями и мало что показывающий в своих глазах, святитель Тихон испросил и получил отставку от активной архиерейской деятельности всего через четыре года и четыре месяца пребывания в Воронежской епархии.
Последние 16 лет жизни жил на пенсии в монастыре за Доном. В эти годы он глубоко погрузился в Священное Писание и творения Отцов Церкви, особенно святителя Иоанна Златоуста. Он также знал и ценил пиетистских писателей христианского Запада, которые призывали к значимым живым отношениям с Живым Богом и писали о них вопреки бесплодному интеллектуализму как тридентского католицизма, так и кальвинистского протестантизма. Святитель Тихон написал много книг, дающих практическое руководство к христианской жизни, в том числе Путешествие на небеса и Об истинном христианстве . Через письма он давал духовное руководство и пастырские советы многим.
Святой Паисий Величковский
Паисий Величковский (1722–1794) родился в семье священника в Полтаве, на востоке Украины. Глубоко верующий ребенок, он поступил в прославленное киевское училище в 13 лет. Однако через четыре года бежал оттуда, объяснив ректору: «Я слышу только имена языческих богов и мудрецов — Цицерон, Аристотель , и Платон. Познав их мудрость, люди сегодня ослепли до конца и отклонились от истинного пути. Интеллектуалы произносят слова, но внутренне они полны тьмы и мрака, ибо мудрость их только от мира. Не видя никакой цели в таком обучении и опасаясь, что я сам не могу не развратиться от него, я оставил его».
После семи лет скитаний с места на место Паисий достиг Афонской горы, где пробыл около 17 лет. Не найдя там духовника, который мог бы направить его в поисках непосредственного общения с живым Богом через исихастскую молитву, он начал собирать и переводить различные писания подвижнических и мистических отцов Церкви. Сами отцы стали его духовными отцами через свои писания.
В 1763 году святой Паисий покинул Афон с 63 собратьями-монахами, говорящими на славянском и/или молдавском языках. Достигнув Молдавии, они представились митрополиту Ясскому, который дал им заброшенный монастырь в Драгомире, который они быстро восстановили.
Двенадцать лет спустя, в связи с расширением Римско-католической Австро-Венгерской империи на восток, святой Паисий и его к настоящему времени 350 монахов бежали на восток, где им в конце концов был отдан монастырь Ниамец для восстановления и возрождения. Именно здесь святой Паисий завершил свой перевод на славянский язык сокращенного варианта Добротолюбия , составленного святителями Макарием и Никодимом Святогорцем.
Роль святого Паисия в восстановлении исихастской традиции в Румынии и славянских землях невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто вновь подчеркнул роль старца, или духовного старца, как проводника в духовно-мистической жизни. Такого рода духовное старчество впало в почти полное забвение почти на 250 лет, с момента победы в России в 1520-х годах стяжателей над нестяжателями. И помимо восстановления и/или омоложения трех монастырей в Молдавии, в том числе возглавив общину из примерно 500 монахов в Нямце, он настолько вдохновил своих последователей любовью ко Христу и миссионерским духом, чтобы распространять учение об исихастской молитве — этом славном способе усиленно испытать глубокое духовное общение с Живым Богом — что после его смерти сотни его последователей, носивших его славянский перевод Добротолюбие хлынуло в Россию и распространило свой подход к монашеской жизни повсюду.
Митрополит Московский Платон
Ведущим русским иерархом века был митрополит Московский Платон (Левшин) (1737–1812). Он был особенно красноречивым проповедником; его собрание сочинений включает около 500 его проповедей. Он написал катехизис для духовенства и еще один для детей. Будучи более терпимым к старообрядцам, чем большинство его современников, он первым разрешил им иметь свои часовни в Москве и оформил договор, известный как единоверие (единая вера), по которому старообрядцы после примирения с Церковью Руси разрешили продолжать поклоняться по своим старым обрядам, хотя очень немногие из них приняли это предложение. Он также был первым, кто написал историю Русской Церкви.
Предыдущий
Греческая церковь
Том III — История Церкви:
Восемнадцатый век
Следующий
Миссия на Аляске
Том III — История Церкви:
Восемнадцатый век
Почему российская церковь поддерживает войну Путина? История церкви и государства дает подсказку
(Разговор) — После вторжения России в Украину лидер Русской православной церкви защищал действия России и возлагал ответственность за конфликт на Запад.
Поддержка патриархом Кириллом вторжения в страну, где миллионы людей принадлежат к его собственной церкви, привела критиков к выводу, что православное руководство стало не более чем орудием государства — и именно такую роль оно обычно играет.
Реальность намного сложнее. Отношения между русской церковью и государством претерпели глубокие исторические трансформации, не в последнюю очередь в прошлом столетии, что является предметом моей работы как исследователя восточного православия. Нынешняя поддержка Кремля церковью не является неизбежной или предопределенной, а является обдуманным решением, которое необходимо понять.
Советские смены
На протяжении веков лидеры Византии и России ценили идею гармоничного сотрудничества церкви и государства в «симфонии» — в отличие от их более конкурентных отношений в некоторых западных странах.
Однако в начале 1700-х годов царь Петр Великий провел реформы для усиления контроля над церковью — часть его попыток сделать Россию более похожей на протестантскую Европу.
Церковники стали возмущаться вмешательством государства. Они не защищали монархию в ее последний час во время Февральской революции 1917, надеясь, что это приведет к «свободной церкви в свободном государстве».
Большевики, захватившие власть, однако, приняли воинствующий атеизм, стремившийся полностью секуляризировать общество. Они считали церковь угрозой из-за ее связей со старым режимом. Нападения на церковь шли от правовых мер вроде конфискации имущества до казней священнослужителей, подозреваемых в поддержке контрреволюции.
Патриарх Тихон, глава Церкви во время революции, критиковал большевистские нападки на Церковь, но его преемник, митрополит епископ Сергий, в 1919 году объявил о верности Советскому Союзу.27. Однако гонения на религию только усилились, когда репрессии достигли пика во время Большого террора 1937-1938 годов, когда десятки тысяч священнослужителей и простых верующих были просто расстреляны или отправлены в ГУЛАГ. К концу 1930-х годов Русская православная церковь была практически уничтожена.
Нацистское вторжение принесло драматические изменения. Иосифу Сталину нужна была народная поддержка, чтобы победить Германию и разрешить открытие церквей. Но его преемник Никита Хрущев активизировал антирелигиозную кампанию в конце XIX века.50-х годов и до конца советского периода церковь находилась под жестким контролем и маргинализацией.
Кампании Кирилла
Распад Советского Союза привел к еще одному полному повороту. Церковь внезапно обрела свободу, но столкнулась с огромными проблемами после десятилетий подавления. С крахом советской идеологии российское общество оказалось брошенным на произвол судьбы. Церковные лидеры стремились восстановить его, но столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны новых сил, особенно западной потребительской культуры и американских миссионеров-евангелистов.
Священник Русской православной церкви ведет службу в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках в Москве 15 февраля 2022 года.
Фото AP/Александр Земляниченко
Первый постсоветский глава церкви патриарх Алексий II держался в стороне от политиков. Первоначально они не очень реагировали на цели церкви, включая Владимира Путина в его первые два срока с 2000 по 2008 год. Однако в последние годы президент принял русское православие как краеугольный камень постсоветской и государственное руководство значительно изменились с тех пор, как Кирилл стал патриархом в 2009 году.. Ему быстро удалось добиться возврата церковной собственности от государства, религиозного обучения в государственных школах и военных капелланов в вооруженных силах.
Кирилл также продвигал влиятельную критику западного либерализма, потребительства и индивидуализма, противопоставленного российским «традиционным ценностям». Эта идея утверждает, что права человека не универсальны, а являются продуктом западной культуры, особенно когда они распространяются на ЛГБТК. Патриарх также помог разработать идею «русского мира»: идеологию мягкой силы, которая продвигает русскую цивилизацию, связи с русскоязычными по всему миру и усиление влияния России на Украину и Беларусь.
Хотя 70-75% россиян считают себя православными, лишь небольшой процент активно участвует в церковной жизни. Кирилл стремился «перевоцерковить» общество, утверждая, что русское православие занимает центральное место в российской идентичности, патриотизме и сплоченности, а также в сильном российском государстве. Он также создал высокоцентрализованную церковную бюрократию, отражающую путинскую и подавляющую голоса инакомыслящих.
Все ближе
Ключевой поворотный момент наступил в 2011-2012 годах, когда начались массовые протесты против фальсификаций на выборах и решение Путина баллотироваться на третий срок.
Кирилл сначала призывал правительство к диалогу с протестующими, но позже безоговорочно поддержал Путина и назвал стабильность и процветание в течение его первых двух сроков «чудом божьим» в отличие от бурных 1990-х годов.
В 2012 году феминистская панк-группа Pussy Riot устроила акцию протеста в московском соборе с критикой поддержки Кириллом Путина, однако этот эпизод фактически сблизил церковь и государство. Путин изобразил Pussy Riot и оппозицию сторонниками декадентских западных ценностей, а себя защитником русской морали, включая православие. Закон 2013 года, запрещающий распространение гей-пропаганды среди несовершеннолетних, поддержанный церковью, был частью этой кампании по маргинализации инакомыслия.
Путин успешно переизбрался, и с тех пор идеология Кирилла связана с путинской.
Участницы феминистской панк-группы Pussy Riot сидят в стеклянной клетке в зале суда в Москве в 2012 году. Женщин обвинили в хулиганстве, связанном с религиозной ненавистью.
Фото AP/Михаил Метцель
Аннексия Крыма Россией и начало конфликта на Донбассе в 2014 году также оказали огромное влияние на Русскую Православную Церковь.
Православные храмы Украины остались под властью Московского Патриархата после распада Советского Союза. Ведь около 30% приходов Русской православной церкви фактически находились в Украине.
Однако конфликт в Крыму и на востоке Украины усилил призывы украинцев к созданию независимой православной церкви. Патриарх Варфоломей, духовный глава православного христианства, предоставил эту независимость в 2019 году. Москва не только отказалась признать новую церковь, но и разорвала отношения с Константинополем, угрожая более широким расколом.
Православные христиане в Украине разделились по поводу того, какой церкви следовать, что усугубило культурные опасения России по поводу «потери» Украины Западу.
Игра с высокими ставками
Тесный союз Кирилла с режимом Путина принес свои плоды. Православие стало одним из центральных столпов путинского образа национальной идентичности. Более того, дискурс «культурных войн» о «традиционных ценностях» привлек международных сторонников, в том числе консервативных евангелистов в Соединенных Штатах.
Но Кирилл представляет всю Русскую Православную Церковь не больше, чем Путин представляет всю Россию. Позиция патриарха оттолкнула часть его собственной паствы, а его поддержка вторжения в Украину, вероятно, разделит часть его поддержки за границей.