Содержание
Хроника событий – 1970-1979 год
1970 год
14 ноября. Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO). Председателем Комиссии СССР по делам ICAO назначен министр гражданской авиации СССР Б.П.Бугаев.
1971 год
1 января. Самолет Ил-62 совершил первый регулярный рейс из Москвы в Гавану.
29 января. Организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС) на базе Транспортного управления международных воздушных линий.
1 апреля. На самолете Ил-62 Аэрофлот начинает пассажирские полеты в Северную Америку по новому маршруту: Москва-Париж-Монреаль-Нью-Йорк. В это же время совместно с авиакомпанией KLM на Ил-62 открываются маршруты: Москва-Амстердам-Нью-Йорк, Москва-Ленинград-Амстердам-Нью-Йорк.
1972 год
4 февраля. Начало регулярных полётов в ФРГ. Первый рейс № 255 выполнил Ил-62 по маршруту Москва — Франкфурт-на-Майне. На следующий день в Москву с ответным визитом прибыл Boeing-727 западногерманской авиакомпании Lufthansa. С тех пор авиасообщение с Германией ни разу не прерывалось.
9 февраля. Начало эксплуатации среднемагистрального реактивного самолёта Ту-154. Первый рейс № 1213 авиалайнер выполнил по маршруту Москва — Минеральные Воды. В том же месяце начались полёты в Симферополь и Челябинск.
21 апреля. Введена в эксплуатацию система бронирования и продажи билетов «Сирена-1». Ее название образовано из сочетания слов «Система резервирования на авиалиниях». В то время эта огромная электронно-вычислительная машина М-300 занимала главный зал в здании Центрального агентства воздушных сообщений. Компьютер был связан с московскими авиакассами и трансагентствами в 43 городах СССР.
31 мая. Начало полётов в Загреб.
1973 год
Представительство Аэрофлота в Париже удостоено высшей награды парижской мэрии – Гран-При за оформление офиса на Елисейских Полях. Власти французской столицы высоко оценили элегантность интерьера и его оснащённость современными технологиями: каждый вечер на одну из стен офиса проецировался киноролик о жизни советской столицы, и сотни парижан приходили на Елисейские Поля, чтобы увидеть Красную Площадь и Мавзолей.
27 мая. На самолете Ил-62 открыта одна из самых протяженных авиатрасс Москва – Рабат – Гавана – Лима – Сантьяго.
1 декабря. Аэрофлот начал ребрендинг: впервые авиакомпания унифицировала окраску всех типов самолётов. Появилась знаменитая классическая ливрея. На боковых поверхностях фюзеляжа нанесено название «Аэрофлот» и ее эмблема в виде крылатых серпа и молота. Вдоль фюзеляжа – темно-синяя широкая полоса, которую снизу дублирует узкая. В носовой части фюзеляжа указывается тип воздушного судна, на киле – флаг Советского Союза, под флагом – регистрационный номер (аналогичные трафареты на плоскостях крыльев).
1974 год
8 января. Министерство гражданской авиации приняло решение о начале эксплуатации самолета Ил-62М (приказ Министерства гражданской авиации СССР № 6 от 08. 01.1974). Первый рейс № 25 новый авиалайнер выполнил по маршруту Москва — Хабаровск. Главное отличие Ил-62М от предшественника – увеличенная до 10 500 километров дальность полета, которую обеспечивали более экономичные двигатели и дополнительный топливный бак в киле. Ил-62М в буквальном смысле открыл новые горизонты – рейсы, ранее выполнявшиеся с посадками на Ил-62, стали беспосадочными, в их числе один из самых престижных и коммерчески выгодных Москва — Токио. Ил-62 долгое время служил Аэрофлоту, а бортпроводники ласково называли его «ласточка серебристая».
5 апреля. Начало пассажирских полетов между Москвой и Вашингтоном. Впервые между столицами двух сверхдержав – СССР и США – было установлено прямое авиасообщение. Первый рейс № 317 выполнил Ил-62М по маршруту Москва – Шеннон (Ирландия) – Вашингтон.
1975 год
Расписание внутренних рейсов Аэрофлота, число которых к этому времени превышало 4000, стали составлять с помощью компьютера. Появилась возможность оптимизировать распределение самолётов и стыковать время их отправления и прибытия с графиком наземного и водного транспорта.
6 марта. Начало регулярных полётов в Португалию. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Франкфурт — Лиссабон (Португалия) — Гавана. Этот рейс не только соединил советскую и португальскую столицы, но и стал новым воздушным трансатлантическим мостом между СССР и Кубой. Впервые в истории Аэрофлот получил право летать на Кубу через Европу, да еще и через страну блока НАТО (Португалию).
2 июля. Начало регулярных полётов в Люксембург. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Люксембург.
1976 год
16 июля. Начало регулярных полётов в Испанию. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Берлин — Мадрид.
2 декабря. Бывший флагман Аэрофлота, турбовинтовой Ту-114 выполнил последний пассажирский рейс по маршруту Хабаровск — Москва. За 15 лет эксплуатации Ту-114 перевез 6 миллионов пассажиров.
22 декабря. Состоялся первый испытательный полет аэробуса Ил-86, созданного ОКБ под руководством Г. В. Новожилова.
29 декабря. Годовой пассажиропоток Аэрофлота впервые превысил 100 миллионов пассажиров. Для сравнения, в 2016 году все российские авиакомпании перевезли 88,6 млн человек.
1977 год
Аэрофлот начал регулярные пассажирские полеты в ряд пунктов Африки (Антананариву, Кано, Лусака, остров Сал), а также в Мехико и Эль-Кувейт.
1 ноября. Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый рейс № 499 этот авиалайнер выполнил по маршруту Домодедово — Алма-Ата. Расстояние в 3260 км, разделявших Москву и Алма-Ату, лайнер преодолевал за полтора часа на высоте 16 тысяч метров со средней скоростью 2200 км/час. Пассажирам понравился самолёт, с борта которого можно было увидеть, что Земля действительно имеет форму шара, а космос – чёрного цвета. Всем, кто летал на Ту-144, ставили штамп в паспорте: «летал на Ту-144». И даже билеты на этот самолёт были особые, со специальной маркировкой – в правом верхнем углу был указан тип воздушного судна «Ту-144».
1978 год
1 июля. Аэрофлот назначен Генеральным перевозчиком участников и гостей Олимпийских Игр в Москве. В связи с этим на самолетах советской авиакомпании появилась маркировка «Official Olympic Carrier».
1979 год
9 февраля. День рождения Аэрофлота впервые отмечался как государственный праздник. Указом Президиума Верховного Совета СССР Днём Аэрофлота было назначено второе воскресенье февраля. До этого работники гражданской авиации отмечали профессиональный праздник в августе, третье воскресенье которого и сегодня является Днём Воздушного Флота России.
17 апреля. Начало регулярных полётов в Заир (Демократическая Республика Конго). Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Вена — Триполи — Лагос — Киншаса (Заир).
3 июля. Начало регулярных полётов на Ямайку. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Шеннон — Гавана — Кингстон (Ямайка).
20 ноября. Первый реактивный самолёт Аэрофлота Ту-104 выполнил последний пассажирский рейс по маршруту Одесса — Внуково. За 23 года эксплуатации Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров.
Первое ЭХОКГ в СССР — ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России
Эхокардиография – диагностическая методика, без которой невозможно представить современную кардиологию. Инновационные методы диагностики появляются и совершенствуются каждый день, но эхокардиография стойко держит свои позиции благодаря ряду заметных преимуществ. Она доступна к применению в любом медицинском учреждении, не требует больших затрат, не имеет распространенных противопоказаний. Трудно поверить, что еще 50 лет назад в нашей стране эхокардиография не применялась ни в одном крупном медицинском центре. Давайте окунемся в историю разработки и развития методики, значимость которой для современной медицины трудно переоценить.
На ХХ век приходится эпоха расцвета кардиологии. На протяжении ХХ столетия были разработаны важнейшие методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сформулированы принципы и теории, на которых основываются современные представления о здоровье человека. В далеком 1948 году началось знаменитое Фремингемское исследование, благодаря которому человечество узнало о существовании основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, были получены первые в мире данные об эпидемиологии гипертонической болезни и атеросклероза. Исследование продолжается и по сей день, в нем принимают участие дети и внуки самой первой когорты пациентов. Результаты Фремингемского исследования внесли значимый вклад в разработку липидной теории атеросклероза, которая легла в основу современных представлений о данной патологии.
В самом начале ХХ века Эйнтховен представил мировому медицинскому сообществу первый ЭКГ-аппарат для применения в клинической практике. Это знаменательное изобретение в 1924 году было удостоено Нобелевской премии, а без регистрации электрокардиограммы и в наше время не обходится ни один прием кардиолога. В ХХ веке человечество научилось бороться с атеросклерозом коронарных артерий, который до определенного момента считался естественной частью процесса старения. В 1929 году была совершена первая успешная попытка катетеризации сердца, в 1958 году было получено первое рентгеноконтрастное изображение коронарных артерий. Эти достижения дали мощнейший толчок развитию эндоваскулярной хирургии, разработке методов коронарной ангиопластики и созданию целых специализированных эндоваскулярных отделений. В ХХ веке стало возможным проведение кардиохирургических операций на открытом сердце, в середине столетия был имплантирован первый электрокардиостимулятор. Можно еще очень долго продолжать список великих открытий и изобретений кардиологии ХХ века, но вернемся к эхокардиографии, истории ее разработки и внедрения в повседневную практику.
В далеком 1793 году натуралист Ладзаро Спалланцани экспериментальным путем доказал, что летучие мыши ориентируются в пространстве с помощью отраженного звука. Так было открыто явление эхолокации, лежащее в основе метода эхокардиографии. Следующей важнейшей точкой в истории эхокардиографии можно назвать 1880 год, когда братья Жак и Пьер Кюри открыли существование прямого пьезоэлектрического эффекта, а в 1881 году также доказали наличие обратного пьезоэффекта. Благодаря этому открытию человек смог подчинить себе ультразвук. При эхокардиографии ультразвуковая волна создается при помощи обратного пьезоэффекта: приложение электрического напряжения к пьезоэлектрическому материалу вызывает его деформацию и формирование ультразвуковой волны. В свою очередь, прямой пьезоэффект позволяет регистрировать и оценивать изменения ультразвуковых волн, отраженных от структур сердца.
В 1915 году французский физик Поль Ланжевен создал систему SONAR, которая служила для обнаружения подводных лодок противника. Эта система стала одним из первых примеров практического применения ультразвука. В начале ХХ века ультразвуковые приборы применялись преимущественно для создания военных и промышленных технологий. Так, в 1941 году была создана первая система RADAR, название которой впоследствии стало самостоятельным словом. Излучение и регистрация отраженных радиоволн позволяли определять дальность нахождения, скорость движения и размеры наземных, морских и воздушных объектов противника. В 1937-1942 годах ультразвуковой эхо-импульсный метод начал применяться для обнаружения дефектов в металлических конструкциях.
Основоположниками эхокардиографии, как метода диагностики патологии сердца и сосудов, принято считать шведского кардиолога Инге Эдлера и инженера Карла Хельмута Герца. В 1953 году они использовали ультразвуковую установку, предназначенную для поиска дефектов обшивки кораблей, для регистрации первой в мире эхокардиограммы. Их задачей было найти способ неинвазивной оценки состояния митрального клапана для предоперационной подготовки пациентов. Опыт оказался успешным: 29 октября 1953 года был получен эхо-сигнал от задней стенки левого желудочка и створок митрального клапана.
Ученые описали свое достижение в статье «Использование ультразвукового рефлектографа для непрерывной регистрации движений сердечных клапанов», которая в 1954 году была опубликована в журнале «Труды королевского физиологического общества». В 1977 году Эдлеру и Герцу была присуждена премия Ласкера «За новаторство в клиническом применении ультразвука в качестве неинвазивного инструмента для медицинской диагностики аномалий сердца».
После знаменательного открытия эхокардиография начала стремительно развиваться. Уже в 1956 году была получена первая двухмерная эхокардиограмма. В 1969 году был разработан метод допплер-эхокардиографии, который позволял оценить не только состояние структур сердца, но и параметры внутрисердечной гемодинамики.
В 1970 году была проведена первая стресс-эхокардиография, значимо расширившая возможности функциональной диагностики. В 1974 году была изобретена трехмерная эхокардиография, в 1980 году впервые проведено чреспищеводное ультразвуковое исследование. Не заставили себя ждать такие высокотехнологичные методики как спекл-отслеживающая Эхо-КГ (1991 г.), внутрисердечная Эхо-КГ (1993 г.), Эхо-КГ с цветным допплеровским картированием (1994 г.).
История эхокардиографии в СССР берет свое начало в 1973 году в здании по адресу Петроверигский переулок, д. 10. В те времена в здании располагался институт кардиологии им. А.Л. Мясникова, а ныне здесь находится Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации. До 1970-х в отечественной кардиологической практике эхокардиография не находила применения из-за отсутствия необходимой аппаратуры. В начале мая 1973 года в Институте кардиологии им. А.Л. Мясникова был установлен первый в стране эхокардиограф фирмы «Smith-Kline Instruments». Первое в СССР эхокардиографическое исследование 16 мая 1973 года провел Ю.Н. Беленков, советский и российский кардиолог, ныне директор клиники госпитальной терапии им. А.А. Остроумова, академик РАН, профессор, доктор медицинских наук.
После обследования 100 больных Н.М. Мухарлямов и Ю.Н. Беленков в 1974 году опубликовали работу «Определение толщины стенки массы левого желудочка и объема его полости с помощью эхокардиографии» в журнале «Кардиология».
В ней подробно описана методика проведения исследования, сравнение эхокардиограмм здорового человека и пациентов с сердечно-сосудистой патологией, приведены характерные для каждой патологии эхокардиографические признаки. В исследование включались пациенты с ревматическим поражением клапанов, врожденными пороками сердца, постинфарктным кардиосклерозом, пациенты, страдающие гипертонической болезнью, а также 20 здоровых людей.
Работа была высоко оценена отечественным и международным медицинским сообществом и удостоена множества наград и премий. Данное исследование положило начало целой эпохе эхокардиографической диагностики, под руководством Ю.Н. Беленкова был опубликован ряд фундаментальных работ в этой области. В 1978 году авторы награждены премией Ленинского комсомола «За разработку и внедрение ультразвуковых методов исследования сердца», в 1980 году Ю.Н. Беленков и коллектив авторов удостоены государственной премии СССР «За разработку и внедрение в медицинскую практику современных методов диагностики начальной стадии сердечной недостаточности, механизмов их развития, профилактики и лечения», а в 1989 году премии СССР «За разработку методов Эхо-КГ диагностики и контроля состояния сердечно-сосудистой системы и внедрение их в практику здравоохранения».
За 50 лет, прошедшие с момента первого в СССР эхокардиографического исследования, методика завоевала мировое признание и стала неотъемлемой частью обследования практически любого кардиологического пациента.