В каком году полетел в космос ю гагарин: 12 апреля – Международный день полета человека в космос

Юрий Гагарин: биография кратко, род занятий, когда полетел в космос Юрий Алексеевич Гагарин

Сложно найти человека на постсоветском пространстве, который не слышал бы о Юрии Гагарине. Благодаря этому человеку, впервые полетевшему в космос, многие дети мечтают стать космонавтами. Даже в наше время, когда мечты кардинально изменились и мальчики представляют себя бизнесменами и стилистами, мечта полететь в космос живет у многих маленьких граждан. В середине 20 века Гагарин навсегда вписал свое имя в мировую историю, став первым космонавтом, облетевшим вокруг Земли.

Оглавление:

  • Биография первого космонавта
  • Образование
  • Путь в космонавты
  • Полет в космос
  • Общественная жизнь Гагарина
  • Последний полет

Содержание

Биография первого космонавта

Родиной Юрия Алексеевича является деревня Клушино Смоленской области. Именно там 9 марта 1934 года в семье простых крестьян родился будущий космонавт. В 1941 году Юрий пошел в школу, но учебу прервала начавшаяся война и оккупация. Снова вернуться за парту мальчик смог лишь в 1943 году.

Образование

После шестого класса Юра начал учиться на формовщика-литейщика в Люберецком ремесленном училище. Тяга мальчика к учебе помогает ему закончить учебное заведение с отличием. Следующим этапом образования будущего космонавта стал саратовский индустриальный техникум.

Это интересно: Семилетняя война 1756-1763 гг., кратко о масштабном военном конфликте.

Путь в космонавты

С 1954 года Гагарин начинает заниматься в саратовском аэроклубе и вскоре совершает свой первый полет на Як-18. Молодой человек понимает, что отныне его судьба навсегда будет связана с высокими полетами. На следующий год он отправляется по призыву в оренбургское авиационное училище. Окончив его с отличием, Юрий отправляется на службу в Заполярье.

Детям в садах и школах рассказывают о Юрии Гагарине, биография кратко издается в литературе и описана в интернете. В 1960 году молодой человек был зачислен в отряд космонавтов в ответ на его рапорт. Он прошел все необходимые проверки, показал отличные знания и навыки управления летательными аппаратами и был утвержден Государственной комиссией в качестве кандидата, отвечающего жестким требованиям. Дублером Гагарина для полета в космос стал Герман Титов.

Полет в космос

Курс предполетной подготовки был блестяще завершен, и будущий космонавт стал готовиться к полету. День 12 апреля 1961 года навсегда стал праздником для советских людей, ведь именно тогда их соотечественник сделал виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Полет продолжался около двух часов и завершился в одной из деревень Саратовской области.

Это интересно: итоги Революции 1905-1907 годов кратко. Причины и последствия.

Информация о первом полете в космос сразу же разлетелась по всему миру. В своей стране первопроходец космоса получил всенародное признание и любовь. Его признали и на высшем уровне, удостоив множества наград:

  • Звания Героя Советского Союза,
  • Героя Социалистического труда,
  • ордена Ленина.

Награды летчик получал из рук Хрущева на Красной площади в столице. Своим почетным гражданином космонавта назвали многие города как в Советском Союзе, так и за его пределами.

Общественная жизнь Гагарина

Дальнейшая жизнь первого космонавта была связана как с полетами, так и с участием в общественно-политической жизни страны. Юрий Алексеевич занимал должность начальника Центра подготовки космонавтов, дважды избирался в депутаты, был членом ЦК ВЛКСМ и Почетным членом Международной академии астронавтики. Какой бы деятельностью он ни начинал заниматься, у него все получалось отлично.

Это интересно: Наполеон Бонапарт биография, интересные факты из его жизни.

В 1968 году Юрий Алексеевич окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского, получив квалификацию «летчик-инженер-космонавт».

Советского космонавта с почетом встречали в любой точке земного шара.

Он совершил «Миссию мира» Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу, Бразилию, Кубу, Исландию, Венгрию, Индию, Афганистан, где встречался со многими известными людьми. Биография Юрия Гагарина, годы жизни, род занятий известны каждому российскому школьнику.

Это интересно: Восстание на Сенатской площади декабристов в 1825 году.

Последний полет

Последний вылет Гагарина, завершившийся трагедией, состоялся в марте 1968 года. Самолет УТИ МиГ-15 совершал тренировочный полет и разбился во Владимирской области. Вместе с первым космонавтом там находился летчик Владимир Серегин. Тела обоих погибших были кремированы.

Весь советский народ скорбел о смерти своего героя. Похоронен Гагарин на Красной площади. Причины гибели космонавта стали известны лишь в 2013 году. В своем докладе Алексей Леонов, который самостоятельно провел все исследования и расчеты, отметил, что на пути самолета Гагарина оказался другой лайнер, которого там не должно было быть. Пилот был вынужден совершить резкий маневр, приведший к крушению.

Каждый русский человек знает о Юрии Гагарине. Биография для детей, краткое содержание которой изучают во многих школах, написана известными авторами. Именем первопроходца космоса названы улицы российских городов и учебные заведения. Во многих населенных пунктах стоят памятники космонавту, открыты музеи.

Это интересно: Владимиро-Суздальское княжество, кратко о главных фактах.

Краткий рассказ о Юрии Гагарине хочется завершить несколькими интересными фактами:

  • У Гагарина было хобби — собирать кактусы,
  • Перед последним полетом космонавт написал прощальное письмо родным. Потом его передали супруге,
  • В хоккее самая престижная награда — это не чемпионское звание, а кубок Гагарина,
  • Кратер на обратной стороне Луны носит имя Гагарина.

Это интересно: Иван Сусанин подвиг, кратко об интересных фактах.

Yuri Gagarin — Юрий Гагарин

Show in Russian and English
Show in Russian
Show in English
Discuss this article
Index

Russian Audio: To hear the text read in Russian click the green play icon. Please be patient while the sound sample downloads for the first time. (Help)

Yuri Gagarin — Юрий Гагарин

Во времена Советского Союза исследование космоса было одной из важнейших задач. И именно из СССР была отправлена ракета, совершившая первый полет в космос. Произошло это 12 апреля 1961 года. Этот день стал важной частью истории. Космонавтом на борту был летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Давайте узнаем кое-что о жизни этой поистине героической личности.During the times of the Soviet Union, space exploration was one of the main priorities. And a rocket undertaking the first flight into space departed from the USSR. That happened on the 12th of April, 1961. This day became an important part of history. The cosmonaut on board was pilot Yuri Alekseevich Gagarin. Let’s find out something about the life of this truly heroic person.
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино в Смоленской области. Он был выходцем из простой крестьянской семьи. Позднее он заканчивает Люберецкое училище в Москве, затем Саратовский техникум. Кстати именно в Саратове он проходит обучение в аэроклубе.Yuri Gagarin was born on the 9th of March in 1934 in Clushino village, Smolensk area. He was a native from simple country family. Later he finished Lubertsy School in Moscow, then Saratov Technikum School. By the way, in Saratov he studied in the aero club.
Он женился на Валентине Горячевой. Вскоре у него появилось двое замечательных дочерей – Лена и Галя. Каким же человеком был Юрий Гагарин в жизни? Ответ на этот вопрос получить действительно сложно. В какой-то степени это связано с поддержанием Советскими властями типичного образа героя, который должен был стать примером для молодого поколения. И он им действительно стал. Почти каждый школьник на вопрос о том, кем он мечтает стать, когда вырастет, с уверенностью отвечал – космонавтом.He married Valentina Goriacheva. Soon he had two wonderful daughters, Lena and Galia. So what kind of person was Gagarin? It’s really hard to find the answer to this question. This is in some ways connected with attempts of the Soviet authorities to keep the typical image of a hero which must be an example for young generation. And he rally became it. Practically every schoolboy when asked the question about the job of dreams, answered that he’d like to be a cosmonaut.
Бесспорно, главным событием в жизни Юрия Гагарина стал его полет в космос, который он совершил на корабле «Восток». Этот полет длился 108 минут. За это время ракета облетела вокруг Земли один оборот и затем вернулась на орбиту.No doubt that the main event in the life of Yuri Gagarin became his flight into space (cosmos) which he made on the craft “West”. This flight lasted 108 minutes. The rocket flew around the Earth and then came back to the orbit.
108 минут теперь кажется небольшим временем, проведенным в космосе. Но только задумайтесь, что это значило для человека, который осознавал, что он делает это первым во всем мире. Бесспорно, полет был связан с огромным риском. И Юрий Гагарин это прекрасно понимал.108 minutes now seems not a long time spent in space. But just think what that meant for a person who knew that he was the first one to do it. No doubt the flight was connected with tremendous risk. And Yuri Gagarin understood that clearly.
Свидетельством этому является его прощальное письмо, которое он написал своей жене. В нем Гагарин просит ее не переживать сильно, если он погибнет во время этого полета. Также космонавт говорит там о своих детях, о том, что он их очень любит и надеется, что они получат хорошее воспитание. Но Гагарин так и не передал это письмо жене. Вместо этого космонавт спрятал его дома. Валентина Горячева обнаружила это письмо уже через некоторое время после смерти своего мужа. Почему он не передал ей письмо сразу? Возможно, он не хотел напугать ее.The testimony on it is his farewell letter which he has written to his wife. Gagarin asks her not to experience much if he perishes during the flight. Also the cosmonaut speaks there about his children, that he loves them very much and hopes that they will get good education. But Gagarin hadn’t given the letter to the wife. Instead of that, the cosmonaut hid it at home. Valentina Goriacheva found it after the death of her husband. So why hadn’t he given her a letter at once? Maybe he didn’t want to scare her.
Перед полетом Юрию Гагарину дали конверт, в котором был секретный шифр, цифра «25», как выяснилось позднее. Этот шифр позволял перейти с запланированного автоматического на ручное управление космическим кораблем в случае неполадок. Почему шифр не сообщили космонавту сразу? Дело в том, что психологи доказывали, что человек, увидевший свою планету со стороны, скорее всего, сойдет с ума. Поэтому шифр сразу не сообщили, чтобы космонавт не начал управление кораблем в безрассудном состоянии.Before the flight Yuri Gagarin was given an envelope where the secret cipher was – the figure “25”, as it was found out later. This cipher allowed going from planned automatic to manual operation of the spacecraft in case of malfunctions. Why wasn’t the message cipher given to the cosmonaut in advance? The reason is that psychologists proved that a person having seen his planet from the space is more likely to go mad. That is why the cipher wasn’t messaged at once so that the cosmonaut wouldn’t start running the craft in madness.
Уже до полета информационное агентство подготовило три варианта сообщений, докладывающих о том, как он проходит. В первом говорилось, что все прошло успешно. Во втором сообщалось, что корабль не смог покинуть орбиту и произошло его крушение на Земле. В этом варианте звучало обращение к правительствам других государств с просьбой помочь в обнаружении космонавта. В третьем же сообщении объявлялось, что первый космонавт трагически погиб.Before the flight informational agency had prepared 3 variants of messages reporting how it goes. In the first one it was told that all went successfully. The second one reported that the craft couldn’t leave the orbit and its wreck took place on the Earth. This variant also addressed to governments of other countries and asked for help in searching of the cosmonaut. And the third one declared that the first cosmonaut tragically perished.
К счастью, полет прошел успешно. Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Сразу после приземления космонавта отвезли на встречу с Никитой Хрущевым. Уже на следующий день Юрий Гагарин стоял перед Красной Площадью с самыми высокопоставленными жителями столицы. Здесь он приветствовал огромную толпу людей, которые пришли с плакатами и фотографиями космонавта. Еще сам не понимая этого, он уже стал национальным героем. Когда космонавт встретился со своей женой, то сказал, что не ожидал, что все получится именно так. Он думал, что выполнит поставленное задание, вернется, и его обычная жизнь будет продолжаться.Fortunately the flight went successfully. Yury Gagarin became the first person in space. Right after landing the cosmonaut was driven to the meeting with Nikita Khrushchev. And the next day Yuri Gagarin was standing in front of the Red Square with the most high-ranking capital inhabitants. Here he was greeting a crowd of people who came with posters and pictures of the cosmonaut. Still not understanding that he had already become a national hero. When the cosmonaut met his wife he said that he hadn’t expected it to be that way. He had thought that he would do the task, come back and his usual life would continue.
Но все оказалось совсем иначе. После полета в космос Юрий Гагарин стал человеком, представляющим СССР. Ему присвоили звание Героя Советского Союза. Также его сразу же повысили от лейтенанта до майора. Вскоре о его славе узнали и за рубежом. Награды просто посыпались на космонавта. Он стал Героем Труда Болгарии, Чехии, Вьетнама. Многие города признали его своим почетным гражданином. Среди них Смоленск, Саратов, Севастополь, София, Пловдив, Афины, Лимасол, Сен-Дени. Обо всех орденах, значках и медалях даже сложно вспомнить.But all appeared absolutely different. After the flight into space, Yuri Gagarin became a person representing the USSR. He was given the rank of Soviet Union hero. Also from a lieutenant he was at once raised to a major. Soon they found out about his glory abroad. The awards just fell down on the cosmonaut. He had become a Work Hero of Bulgaria, Czechia, Vietnam. Many cities recognized him their honorable citizen. Smolensk, Saratov, Sevastopol, Sophia, Plovdiv, Athens, Limasol, Saint-Denis are among them. And it’s hard to remember all the orders, signs and medals.
Все мечтали пожать ему руку, поговорить с героем. Его улыбка стала одним из символов Советского Союза. До полетов в космос его больше не допускали. Говорили, что он уже выполнил свой долг перед Родиной. Зато Юрия Гагарина направляли на торжественные встречи по всему миру.Everyone dreamed to shake his hand, to speak with a hero. His smile had become one of the symbols of Soviet Union. He wasn’t allowed to go on space flights anymore. They said that he had already carried out his duty to the Native land. Though Yuri Gagarin was directed to solemn meetings all over the world.
К несчастью в 1968 году Юрий Гагарин трагически погибает во время тренировочного полета на истребителе. Произошла авария двигателя. Хотя многие обстоятельства аварии выглядят достаточно загадочно. Есть даже версии, что когда самолет начал падение, пилоты уже не были живы. Или что официальное место крушения находится на расстоянии тридцати километров от реального. Что ж насколько правдивы эти версии, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Похоронили Юрия Гагарина у Кремлевской стены на Красной Площади.Unfortunately in 1968 Yuri Gagarin tragically during a training mission. An accident with the engine took place. Though lots circumstances of the accident look quiet mysterious. There are even versions that when a plane started falling the pilots weren’t alive already. Or that the official place of the crash is situated on 30 kilometers from the real one. But we’ll hardly ever know how truthful these versions are. Yuri Gagarin was buried near the Kremlin wall on the Red Square.
Сегодня город Гжатск, в котором много лет жил первый космонавт, переименован в Гагарин. Также его имя носит кратер на обратной стороне Луны и астероид №1772. Многие улицы, площади, проспекты были названы в его честь. А 12 апреля, день, когда человек впервые полетел в космос, считается праздником. Это День Космонавтики.Today the Gjatsk city where the first cosmonaut spent many years has been renamed to Gagarin. Also the crater on a backward side of the Moon and the asteroid №1772 carries his name. Lots of streets, squares and prospects were named after him. And the 12th of April – the day when the first man flew to space — is a holiday. This is the day of Cosmonautics.

Show in Russian and English
Show in Russian
Show in English
Discuss this article
Index

Recommended Books For Learning Russian

The New Penguin Russian Course: A Complete Course for Beginners — Probably the best course in a book.

Russian-English Bilingual Visual Dictionary — A visual dictionary with lots of illustrated examples.

A Comprehensive Russian Grammar — A great reference on Russian grammar.

The Big Silver Book of Russian Verbs — A great reference book of conjugated Russian verbs.

Russian Learners’ Dictionary: 10,000 Russian Words in Frequency Order — A simple but powerful concept. Expand your vocabulary by learning the most used words first.

Посадка космического корабля «Восток»





 

Восток успешно приземлился

На обратном пути все выглядело хорошо до завершения 40-секундной работы тормозного двигателя, успешно инициированного в 10:25 мск. Космический корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным для широкой публики. Даже спустя полвека популярные описания аварии крайне неточны.

Предыдущая глава: Восток вращается вокруг Земли

Ухабистая дорога домой

Все выглядело хорошо до завершения 40-секундного включения тормозного двигателя, успешно начатого в 10:25 по московскому времени. В послеполетном отчете Гагарин написал:

.

«Как только ТДУ (тормозной двигатель) отключился, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. Земля проходила во взоре (окне) сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была около 30 градусов в секунду, не меньше.. Все вертелось. В один момент я вижу Африку — это случилось над Африкой — другой горизонт, другой небо. Я едва успел оттениться от солнце, чтобы свет не слепил мне глаза. Я протянул ноги к (нижнему) окну, но не закрыл жалюзи. Я хотел сам узнать, что происходит». (230)

Гагарин ожидал отделения спускаемого аппарата от приборного отсека через 10-12 секунд после спуска с орбиты, однако этого не произошло. Тем временем космический корабль продолжал бешено кувыркаться, приближаясь к более плотным слоям атмосферы. Несмотря на эту ситуацию, Гагарин написал, что, по его мнению, все готово для безопасной посадки:

.

«По телефону сообщил, что разделения не произошло. Решил, что ситуация не чрезвычайная, кодовой системой передал ВН4, что означает «Все Нормально» (Все в порядке).» (230)

По словам Гагарина, окончательное разделение произошло в 10:35, когда корабль находился над Средиземным морем.

Сбой при торможении

На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным широкой публике. Даже после публикации доклада Гагарина как минимум один участник событий отрицал наличие проблем при входе в атмосферу и пытался объяснить ситуацию замешательством Гагарина относительно реального времени отделения. Однако благодаря усилиям Новости Космонавтики и, особенно, его неутомимого исследователя Игоря Лисова, (232) в 2000-е годы наконец была нарисована правдоподобная картина события.

Как выяснилось, единственный клапан в тормозном двигателе не смог полностью закрыться в начале работы двигателя, из-за чего часть топлива вытекла и не попала в камеру сгорания. В результате у двигателя «кончился бензин» и он отключился примерно на секунду раньше запланированного срока. Прерванный маневр замедлил космический корабль на 132 метра в секунду вместо запрограммированных 136 метров в секунду. Хотя этого было достаточно, чтобы оттолкнуть космический корабль от его орбиты к входу в атмосферу, этого, по-видимому, было недостаточно для того, чтобы «пунктуальная» система управления полетом выдала номинальную команду на отключение двигателя.

В отсутствие надлежащей команды отключения топливопроводы двигателя оставались открытыми после того, как он выработал топливо и заглох. В результате газ наддува и оставшийся окислитель продолжали выходить через главное сопло и рулевые двигатели, вызывая бешеное вращение космического корабля.

Хотя позже двигатель был отключен таймером, отсутствие развиваемой тяги также заставило систему управления полетом стереть первичную последовательность разделения боеголовки и приборного модуля. К счастью, примерно через 10 минут (около 10:36 мск) разделение все-таки произошло, предположительно, в результате экстренной команды. Точный механизм, сгенерировавший эту резервную команду, обсуждался еще в 2010 году. Преобладающая теория заключалась в том, что датчики температуры, реагирующие на тепло при входе в атмосферу, вызвали разделение. (870) Однако оценки, сделанные Игорем Лиссовым, показали, что к 10:36 космический корабль мог снизиться только до высоты 150-160 километров, что, вероятно, все еще слишком высоко, чтобы датчики температуры могли вызвать разделение. (464) Таким образом, по состоянию на 2010 год этот аспект полета все еще оставался под вопросом.

Вход и посадка

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток-3КА №3», доставившего в космос Юрия Гагарина. Слева виден люк капсулы, справа демо-версия катапультного кресла. В нижней части основного люка хорошо видна направляющая, используемая катапультным креслом. Шкафчик для хранения можно увидеть выше. На «Востоке» было достаточно провизии для 10-дневной миссии.


Когда корабль погрузился в атмосферу, Гагарин увидел, как за его окнами появилось яркое малиновое свечение. Это сопровождалось потрескиванием слоев теплозащиты, сгорающих в жару входа в атмосферу.

Гагарин подсчитал, что на пике их перегрузки превышали 10:

«Был момент, секунд 2-3, когда данные на контрольных приборах стали расплываться. В глазах начало сереть. Я собрался и собрался. Помогло, все как бы вернулось на свои места.» (230)

Потенциально гораздо более тревожным и неожиданным, чем перегрузки, был запах гари в салоне. К счастью, оно было очень слабым и недолгим, по воспоминаниям Гагарина после полета.

Когда перегрузка уменьшилась и капсула продолжила безопасное снижение, Гагарин приготовился катапультироваться из своего корабля. На высоте семи километров главный люк капсулы был сброшен, а через несколько секунд пилот катапультировался. Было 10:42 по московскому времени. Затем катапультное кресло Гагарина мягко оторвалось, и он остался падать на землю. Основной парашют системы ПС-6415-59 раскрылся успешно, однако запасной парашют также раскрылся позже и с некоторой задержкой раскрылся. В результате Гагарин спускался под двумя парашютами. Во время спуска с парашютом, который длился от шести до десяти минут, Гагарин с трудом открывал клапан для дыхания атмосферным воздухом. Устройство застряло под его внешним оранжевым слоем, и ему пришлось использовать зеркало, чтобы открыть клапан.

По словам Гагарина, он мягко ударился о мягкую поверхность свежевспаханной земли в чистом поле недалеко от города Энгельса. Позже его посадку определили недалеко от села Смеловка Терновского района под Саратовом. Во многих источниках говорится, что Гагарин приземлился в 10:55 мск (228), но, согласно послеполетному отчету от 29 мая 1961 г., опубликованному в 2011 г., спускаемый аппарат приземлился в 10:48, а пилот — в 10:53 мск. Время. Их разделяло 1,5 км. (463)

17 июля 2012 года Правительство РФ объявило памятник в трех километрах юго-восточнее станции Новая Терновка в Саратовской области, Энгельсский район, объектом культурного наследия федерального значения.

Операции по восстановлению после приземления

Анихаят (Анна) Тахтарова, жена местного лесника, и ее пятилетняя внучка Румия (Рита) Нурсканова, сажавшие картошку неподалеку на колхозном поле села Подгорное, примерно в 35 километрах от Саратова, Сначала они испугались, когда увидели мужчину в ярко-оранжевом костюме и шлеме, идущего к ним через поле. Однако они преодолели свои сомнения и ответили на его приветствия. Тахтарова помогла Гагарину открыть тугой замок шлема и предложила ему молока из бидона, который был с ней на обед. К ним присоединились и другие сельскохозяйственные рабочие.

По словам командира зенитной части № 40218, которая дислоцировалась на возвышенности в восточной части села Подгорное, майора Ахмеда Гасиева, он услышал громкий хлопок, а его подчиненный Сопельцев сообщил ему, что видел летательный аппарат в воздухе.

По словам рядового Анатолия Пекарского, его подразделение было приведено в состояние повышенной боевой готовности перед приземлением и незадолго до приземления офицеры предупредили солдат о готовящейся посадке космического корабля (а не о возможной цели противника). Затем солдаты услышали звуковой удар и бросились смотреть высадку. Они увидели капсулу, катапультное кресло и, наконец, космонавта, спускающегося на землю под парашютами на поле под Подгорным и примерно в двух километрах от блока.

Майор Гасиев направил две имеющиеся машины к местам посадки капсулы и катапультного кресла, однако, когда наконец засекли космонавта, им пришлось отправить трак ТМЗ, используемый для загрузки ракет в их пусковые установки.

Заместитель командира отряда Константин Копейкин немедленно вылетел к месту предполагаемой посадки космического корабля на гусеничном ходу, а Гасиев направился к спускающемуся Гагарину на колесном ходу. Гасиев подтвердил, что видел, как Гагарин коснулся земли в 10:55, и заявил, что догнал его всего через четыре минуты. Однако Пекарский, который также был свидетелем приземления, сказал, что он взглянул на свои очень точные спортивные часы, которые мама подарила ему на выпускной, и запомнил время приземления как 10:52, или всего одну минуту по сравнению с одновременный отчет, выпущенный ОКБ-1. (952)

Гагарин попытался сделать официальный доклад Гасиеву, сказав: «Старший лейтенант Гагарин. Приземлился успешно. Синяков и травм нет». Затем Гасиев прервал его крепким объятием. Гагарин попросил ближайший телефон, и Гасиев предложил подвезти его к себе в часть, откуда можно было позвонить. По словам Гасиева, Гагарин провел в части около 40 минут, где позвонили в военный штаб дивизии, и Гагарин доложил генералу Вовку, что находится в хорошей форме. Затем он снял свой оранжевый комбинезон и попросил Гасиева сохранить его вместе с часами, пистолетом и носовым платком. На место слетелся практически весь личный состав части, а также их родственники, которые уже слышали новость.

Там Пекарский сделал бесценные фотографии сцен после приземления на свой фотоаппарат «Зенит-С», который он контрабандой пронес в часть. Пекарски вспомнил, что сделал первые фотографии примерно через 12 минут после приземления.

Затем Гасиев попросил разрешения сфотографироваться, и Гагарин с удовольствием позировал с ним и с его шестилетним сыном Сашей, но не удосужился расчесать спутанные волосы, сняв каску. Лейтенант Буряк фотографировал.

Затем

Гагарин попросил отвезти его обратно к местонахождению его парашюта и катапультного кресла. Место охраняли лейтенант Калмыков и сержант Ершов. Как только они вышли на главную дорогу, то услышали вертолет и стали махать пилоту.

Как выяснилось, штатное место посадки Гагарина находилось в 300 км северо-восточнее, в районе райцентра Пестравка, в 89 км от Куйбышева (Самары). (468) Штаб поисково-спасательного отряда под руководством командующего Приволжским военным округом ВВС СССР К. Т. Цедрика располагался на аэродроме Кряж в 79 километрах от Пестравки.

Утром 12 апреля над местом предполагаемой посадки появились поисковые вертолеты и самолет с медиками, прошедшими подготовку в качестве парашютистов, но капсулы Гагарина нигде не было.

Один из вертолетов, летевший по предполагаемой траектории полета «Востока», наконец-то заметил Гагарина и его нечаянных спасителей, размахивающих руками, в чистом поле примерно в 300 километрах к юго-западу от запланированного места посадки. Вертолет приземлился, забрал на борт Гагарина и Гасиева, и они первыми полетели к месту его посадки. Гасиев остался на площадке, где помог установить маркер с табличкой: «10:55, не трогать».

Судя по всему, после очередной остановки у спускаемого аппарата вертолет с Гагариным на борту добрался до аэродрома в Энгельсе, примерно в 25 км северо-восточнее. Эта взлетно-посадочная полоса была ближайшей к месту фактической посадки и фактически стала местом встречи спасателей. Самолет Ил-14, пилотируемый капитаном Лебедевым с бригадой медиков, засек место посадки спускаемого аппарата слишком поздно для планового послеполетного медицинского осмотра космонавта. Прыжки с парашютом отменили, а команду перенаправили в Энгельс.

Подполковнику Виталию Воловичу, руководившему медицинской бригадой, пришлось размахивать пистолетом, чтобы пробиваться локтями через возбужденную толпу возле КПП аэродрома. Наконец он догнал Гагарина на втором этаже здания аэропорта, откуда Гагарин. видимо звонил в Москву. Однако первую возможность измерить Гагарину пульс и артериальное давление Волович получил только на борту Ил-14, следовавшего из Энгельса в Куйбышев (Самару). Все жизненные показатели Гагарина были в норме.

Из Энгельса вертолетами доставлена ​​группа специалистов-эвакуаторов к месту приземления капсулы «Восток». Спускаемый аппарат был обнаружен всего в 10 метрах от склона оврага, спускающегося к Волге.

К исходу дня 12 апреля техническая группа ОКБ-1 во главе с Арвидом Палло вернулась в Энгельс, а пять членов спасательной группы во главе с Черновским М.А. и несколько парашютистов остались на ночь охранять капсулу . Когда начало темнеть и температура упала, они поняли, что у них нет ни еды, ни убежища на открытых лугах, где на земле все еще лежат участки снега. Они были вынуждены использовать парашют спускаемого аппарата в качестве одеяла, а Черновский и руководитель парашютной группы отправились в близлежащую деревню. Доехав до поселка, им пришлось стучать в окна нескольких домов, пока их не направили к главе сельсовета. Он вызвал шофера и приказал загрузить для команды дрова и пару буханок хлеба, которые быстро доставили к месту высадки. Развели костер, но все равно пришлось ночевать завернувшись в парашют. (463)

13 апреля

Утром Черновский отправил своих людей в овраг, чтобы срубить несколько палок, которые были расставлены 10-метровым кругом вокруг модуля спуска. Затем они отрезали от парашюта нить и прикрепили ее к палочкам, образовав периметр вокруг космического корабля. Палло и его инженеры вылетели обратно утром и нашли капсулу в хорошем состоянии.

С начала дня на место начала прибывать множество людей, чтобы посмотреть на капсулу, и Черновский предоставил возможность ответить на вопросы общественности. Несмотря на импровизированный забор, некоторые люди пытались достать из капсулы сувениры. Так как кормить спасателей Черновского было некому, они довольствовались космической едой в капсуле.

После того, как известие об успешном приземлении достигло Тюратама, члены Государственной комиссии, в том числе Королев, Келдыш и Рязанский, и другие первые лица устремились на аэродром «Ласточка» для вылета в Энгельс. Однако к месту приземления они прибыли на вертолете 13 апреля.

Арвид Палло сказал Королеву, что на основании его осмотра космического корабля его можно будет снова использовать после некоторых обновлений и испытаний. Однако главному инженеру Генриху Ивановскому внешний вид капсулы напоминал танки, только что вышедшие из боёв Великой Отечественной войны.

Только к концу дня техники упаковали капсулу для транспортировки и прикрепили к вертолету Ми-6, чтобы доставить в Энгельс. На маленьком углублении, оставленном капсулой при первом ударе о землю, установили самодельный шест с датой. Только тогда спасатели наконец смогли покинуть место приземления и в первый раз нормально пообедать в Энгельсе, так как было уже темно.

В Энгельсе капсулу перегрузили в транспортный самолет Ан-12 и отправили в ОКБ-1 в Подлипки. (463)

14 апреля

Тем временем Гагарин провел два дня на даче местного партийного руководства под Куйбышевом, пока Москва лихорадочно готовилась к его триумфальному приезду. 14 апреля 1961 года вылетел из Куйбышева в Москву на пассажирском самолете Ил-18. Когда самолет приближался к городу, его сопровождала группа истребителей. На взлетно-посадочной полосе Никита Хрущев с полной свитой представителей Коммунистической партии вместе с ликующей толпой зевак наблюдал, как Гагарин, одетый в форму военно-воздушных сил, выходит из самолета и идет по красной ковровой дорожке, где советский лидер встречает героя. (Шнурок на одной из туфель Гагарина развязался во время этой исторической прогулки, запечатленной в вечных видеозаписях и фотографиях.)

Исследование проблем запуска

На следующий день после запуска, когда весь СССР праздновал триумф Гагарина, группе инженеров (застрявших в Тюратаме по строгому приказу Королева) предстояло выполнить историческую, но обыденную задачу по изучению телеметрических лент, записанных во время запуска. Именно тогда они обнаружили отказ системы радиоуправления, РУП, контролирующего дальность и ускорение ракеты и отвечающего за выдачу команды на отключение двигателя на основной ступени, известной как блок А. Радиоинженеры во главе с Михаилом Борисенко объяснили проблему отказом. силового преобразователя. (466)

Как вспоминал инженер системы РУП Николай Семенов, критический сигнал на отключение двигателя «запнулся» внутри одного из дешифровальных блоков, а затем вышел на долю секунды позже, чем требовалось. Это исказило показания ракеты по дальности, в результате чего вычислительное устройство на одной из наземных станций радиоуправляемой сети РУП выдало команду на отключение чуть позже запланированного. (51)

Согласно другому источнику, оценка записей телеметрии выявила сбой питания антенн РУП всего через 156 секунд после старта, что привело к прекращению связи между наземными станциями РУП и кораблем. В результате наведение ракеты взяла на себя автономная система управления полетом. Однако его датчик скорости был откалиброван так, чтобы отключать двигатели на одну секунду позже временной шкалы системы RUP, что привело к пролету на высоте 83 км. (463)

По оценкам Игоря Лисова, 0,6-0,7-секундной задержки выключения двигателя будет достаточно, чтобы отправить космический корабль примерно на 100 километров выше, чем требуется. (467)

Узнав о проблеме, Королев приказал исключить сеть РУП (изначально разработанную для управления МБР Р-7) от дальнейших орбитальных пусков. (51)

Повезло не нарисовано

Расследование после приземления показало, что при посадке Гагарин и его капсула направлялись прямо в реку Волгу, где они обязательно окажутся либо в тихую погоду, либо при восточных и южных ветрах. Учитывая тот факт, что аварийный комплект Гагарина, включающий лодку и рацию, был сорван при спуске, такое приводнение могло закончиться катастрофически. К счастью, сильный западный ветер на высоте семи километров вызвал огромный снос спускаемого аппарата и пилота, не позволивший им совершить посадку на воду. Гагарин оказался примерно в девяти километрах от берега.

Место посадки располагалось на высоте около 50 метров над уровнем моря на мягком грунте при температуре на улице около 7,5 градусов. (463)

Последствия

Запущенный в космос из бездны секретности, Гагарин вернулся на Землю мировой знаменитостью. Ударная волна миссии «Восток» распространилась далеко за пределы советской космической программы и надолго пережила своего героя.

Вслед за Sputnik Гагарин нанес еще один серьезный удар по американскому национализму. В то же время «Восток» укрепил американскую решимость вкладывать значительные средства в свою зарождающуюся пилотируемую космическую программу и политически облегчил правительству США выполнение рискованной и амбициозной задачи по высадке человека на Луну в течение десяти лет. Вместе со спутником миссия Гагарина положила начало программе «Аполлон». До сих пор популярные американские книги и журнальные статьи по истории освоения космоса, в значительной степени не обращающие внимания на какие-либо события за пределами США, делают исключение для «Спутника» и Гагарина.

В то же время прыжок Гагарина над Землей способствовал созданию обманчивой видимости Советского Союза как самого передового и дальновидного государства на Земле. В случае с «Востоком» каприз истории наделил Кремль тем высокомерием, которое он только что снял с Белого дома. Советский лидер Никита Хрущев и его гораздо более консервативные преемники сделали Гагарина одной из самых выдающихся икон советской системы, продолжая при этом идти по пути саморазрушительной экономической политики, неконтролируемой гонки вооружений, изоляции и подавления любого инакомыслия. По иронии судьбы, советский военно-промышленный комплекс, который сделал возможным успех Гагарина, также способствовал экономическому банкротству и окончательному упадку той самой системы, которую это достижение должно было продвигать.

 

Сайты, связанные с посадкой Гагарина:

Основная (штатная) посадочная площадка корабля Восток 3КА №3

г. Пестравка

52.40 Север

49,96 Восток

Фактическая посадочная площадка

д. Смеловка

51.16 Север

45,58 Восток

Оперативный штаб поисково-спасательного отряда

Аэродром Кряж

53.11 Север

50.10 Восток

Передовая база поисково-спасательного отряда

Аэродром Пугачев

 

Основные рекорды, официально заявленные СССР по завершении первого пилотируемого полета «Востока»:

  • Рекордная продолжительность полета: 108 минут*
  • Рекорд высоты: 327,7 км
  • Рекордная масса, поднятая на эту высоту: 4725 кг

*По более поздним данным, миссия длилась 106 минут.


 

Следующая глава: Миссия Германа Титова на борту «Востока-2»


 

 

Гагарин, вероятно, сфотографирован в в/ч 40218.







 

 

 

 

Как выжить в космосе по Юрию Гагарину

В первые дни освоения космоса космонавтам и инженерам приходилось планировать и готовиться к неизвестным опасностям космического полета. Но что на самом деле нужно, чтобы выжить в космосе? Юрий Гагарин, чей исторический первый космический полет ежегодно отмечается Ночью Юрия, может многое сказать о технологиях и стратегиях, которые делают возможными рискованные космические полеты. Вот некоторые из его уроков и взглядов на Survival in Space (1969), в соавторстве с Владимиром Лебедевым.

Защити себя

Единственными барьерами между космонавтом и темной пустотой космоса являются космическая капсула и скафандр. В случае разгерметизации кабины скафандр должен быть развернут в качестве спасательного устройства. Скафандр Гагарина «Восток» был построен с учетом этого риска и предназначен для «защиты жизни и работоспособности космонавта в случае разгерметизации кабины» (25). Скафандр выполнял важную роль, удерживая Гагарина на плаву в случае аварийной посадки, защищая его от травм при возможном столкновении с метеоритом и изолируя его от холода, если он приземлится в холодном регионе.

Связь человека и машины

Полет человека в космос был бы невозможен без таких технических достижений, как реактивный двигатель, спутниковое радио и тепловые экраны. Но технологии — это еще не все, что нужно для освоения космоса: человеческий фактор по-прежнему играет решающую роль. Гагарин отмечает, что после того, как у Джона Гленна сломалось автоматическое управление на «Дружбе-7», Гленну пришлось посадить корабль с помощью ручного управления (39). В то время как машины и технологии могут помочь космонавтам, люди не могут полагаться исключительно на машины во всех задачах миссии.

Гагарин также подчеркивает необходимость доверять своим приборам в дезориентирующей среде микрогравитации. Космонавты могут испытывать зрительные иллюзии, связанные с креном, вращением и планированием, когда кажется, что самолет летит вверх ногами (54). «В таких ситуациях, — говорит Гагарин, — лучший совет, которому может следовать летчик, — это не верить своим глазам и полагаться на свои приборы» (54).

Практика не всегда ведет к совершенству

Выживание в космосе зависит от качества подготовки космонавтов на Земле, но даже самая лучшая подготовка не может подготовить человека ко всему. Некоторые космические условия невозможно точно воспроизвести на Земле, поэтому Гагарину пришлось пройти последовательные, но отдельные физические и психические испытания. И даже когда он преуспевал в этих испытаниях, ему приходилось помнить, что «навык, который слишком жестко выучивается на тренировках, может быть нежелательным», потому что условия могут так быстро меняться в рискованной среде микрогравитации (74).

Сенсорное голодание

Одно из самых сложных умственных испытаний включало камеру сенсорной депривации, где обучаемых погружали в воду и отключали от света и звука. Гагарин вспоминает, что обучаемые «отчетливо слышали жужжание пчел, крики птиц, человеческие голоса, музыку. Другие видели световые блики, геометрические фигуры. . . Видели вереницу белок, марширующих по снегу с мешками на плечах» (142). Опыт стажеров-космонавтов показывает, что, когда чувства истощены, человеческий разум заполняет пустоту довольно причудливыми мыслями.

Эмоции в космосе

Только эмоционально сильные люди выживают в космосе. Гагарин перечисляет многие черты характера, которыми должны обладать космонавты: сила воли, мужество, самообладание, уравновешенность, страсть и энтузиазм.