В каком году на русь напали татары: Нашествие (нападение, вторжение) монголо-татар на Русь

«Великая Татария» Рафаэля Хакимова. Часть 6-я: татаро-монголы — Реальное время

Общество

15:00, 16.05.2020

Сюжет: «Великая Татария» Рафаэля Хакимова

«Великая Татария» казанского историка. Часть 6-я

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5).

В научной литературе всячески пытаются избежать объяснения фразы «татаро-монголы». Традиционно логика строится очень просто: Чингисхан построил Монгольскую империю, значит, он — монгол. Зададим два простых вопроса:

  1. почему Монгольскую империю называли Великой Татарией (Тартарией), а не Монголией?
  2. почему в Золотой Орде не было ни одного документа на монгольском языке?

С тем, чтобы не отвечать на столь каверзные вопросы, татар отождествляют с монголами, а происхождение нынешних татар выводят из булгар, якобы не имевших никакого отношения к татаро-монголам. Для вящей убедительности Чингисхана рисуют монголоидом с раскосыми глазами, хотя по источникам известно, что он был рыжим и голубоглазым — типичным европейцем.

Историографические традиции оказываются настолько стойкими, что мало кто из ученых решается нарушить их. Люди боятся оказаться изгоями научного сообщества. К тому же в дела историков часто вмешивается политика.

Чингизхан на соколиной охоте

Ярким примером ложной историографической традиции является вопрос о монгольском языке Золотой Орды. Известный источниковед А.П. Григорьев цитирует Плано Карпини: «…мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам …, и мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227—1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке». Такой вывод сделан из произвольного отождествления татар с монголами, хотя ничто не мешает предположить, что Бату читал по-татарски, ведь у Карпини прямо сказано, что текст перевели на татарский. Остальные документы Григорьевым анализируются в том же стиле, после чего выносится вердикт: «Наш общий вывод сводится к следующему: официальным языком Золотой Орды в ХIII—XIV веках (до 1380 года) был монгольский, употреблявшийся в уйгурской письменной форме». Это утверждение стало основанием для остальных ученых, которые просто ссылаются на Григорьева, как авторитетного исследователя золотоордынских документов. Таким образом появилось общее мнение ученого сообщества, которое воспринимается как истина. При этом золотоордынских документов на монгольском языке не существует.

Примерно так же сложилось мнение о монгольском происхождении Чингисхана. Для начала подтвердим, исходя из источников, что Чингисхан действительно происходил из племени «монгол», принадлежавшего к так называемым «черным татарам». «Черные», значит, северные татары, занимались скотоводством в отличие от земледельцев «белых (южных) татар». Китайцы «монголов» Чингисхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингисхана к монгольскому этносу. Нынешние монголы в то время назывались халха, ойраты и т. д. Монголами они стали позже, взяв себе в качестве этнонима политоним «монгол».

Важно различать династию от этнонима и политонима. Тимучин, провозглашенный Великим ханом, присвоил своей династии имя «Монгол», или «Могол». Таким образом было узаконено правило, по которому у власти могли быть только потомки Чингисхана. Бартольд отмечал: «Имя монгол… только при Чингисхане стало употребляться в качестве названия государства и династии, позднее — и как название народа». Южносунский посол Сюй Тин, посетивший Монголию в 1235—1236 годах, сообщает: «[Татарский владетель] каждый раз называет татар «своей костью». Слово «кость» издревле служило у тюрок для обозначения патрилинейного родства. Имя «Монгол» в то время означало не этноним и не политоним, а династию, «кость», клан.

Термин «монголо-татары» («мэн-да») появился в китайских источниках именно в связи с восшествием на престол Чингисхана, объявившего о появлении монгольской династии, после чего к традиционному «та-та» / «да-да» («татар») добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии. Поэтому государство Чингисхана с 1211 года впервые получило официальное наименование «Да мэн-гу го», т. е. «Великое Монгольское государство».

Китайские чиновники очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и о династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ. Татар же научили подобной титулатуре чжурчжэньские перебежчики, хорошо знавшие традиции китайской канцелярии. Не исключено, что перебежчики были из тех татар, кого называли «дю» и в чьи обязанности входила охрана северных границ государства чжурчжэней.

Во второй половине ХII века имя «монгол» относилось «ко всем племенам, родоначальниками которых были потомки легендарной Алан-Гоа, — писал Н.Ц. Мункуев. — Поэтому в указанное время монголами были барулас, адаркины, уруты и мангуты, а также ответвившиеся позднее племена — тайчиуты, бесуты, хонхотан, арулад, генигес и др. … Как общее название слово «монгол», очевидно, можно было прилагать ко всем родам и племенам, ведущим свое происхождение от легендарных предков Чингисхана».

Тамги Бату и Берке

Итак, название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus не несет этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей. В то же время, когда речь заходит о татарах этого государства, то указывается на этноним. В хронике «Да Цзинь гочжи» (1234 год) поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары (дада) Монгольского государства». Записки о монголах Сюй Тина начинаются такими словами: «Государство черных татар <…> называется Великой Монголией». «Дом Чингисхана», как впоследствии «Дом Бату», предполагал родовую наследственность, и в то же время его можно было в политическом плане понимать расширительно. «Дом» — это некий клан, состоящий из близких родственников и влиятельных политических сил, как правило, становящихся через браки дальними родственниками. «Дом», независимо от того, совпадает он этнически с народом или нет, противостоит демосу (будун). Поэтому, когда мы говорим: «Монголы правили империей татар», то имеем в виду не этносы «монгол» и «татар», а правящий клан «Великих Монгол» и народ «татар».

Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о гражданах. Когда один из переписчиков в XIV веке уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо указал и правящую династию, и подвластный народ.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов

ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль Сибгатович

«Монголо-татарское иго» и Украина | Ислам в Украине

В самом начале 1239 года, после завоевания северо-западной Руси, войска хана Бату (Батыя) вторглись в земли современной Украины. Первым удару подверглось Переяславское княжество, имевшее сильную оборонительную линию из 13 крепостей. На ее прорыв Бату направил своего брата, будущего первого мусульманского хана Золотой Орды — Берке. Он без особого труда взял несколько укреплений, а затем двинулся к Переяславлю, который был захвачен ордой в результате молниеносной атаки в марте 1239 года.

В Киеве и Чернигове, крупнейших городах Руси, ждали нападения, но Берке неожиданно увел свое войско на Северный Кавказ. Видимо, он считал недостаточными свои силы для похода на столицу Руси с ее многочисленным населением и мощными укреплениями.

Вновь на земли Украины монголо-татары пришли осенью. На этот раз к корпусу Берке присоединился Бату. В октябре 1239 года орда подступила к Чернигову. Для разрушения городских стен завоеватели использовали новейшие стенобитные машины огромной разрушительной мощи. Таких машин не видели не только на Руси, но и в других государствах Европы. 18 октября Чернигов пал. Он был подвергнут серьезным разрушениям, как и большинство городов, оказавших сопротивление армиям монголо-татар.

После взятия Чернигова орда разрушила юго-восточный пояс обороны Руси, созданный для защиты от кочевников. Прибывший на соединение с Бату корпус внука Чингизхана Мунке совершил разведывательный рейд к Киеву. Остановившись недалеко от города, монгольский полководец выслал на переговоры своих послов. Основным требованием ордынцев была сдача города. Киев, несмотря на свое исключительно важное место в экономической и политической жизни Руси, в последние пять лет перед приходом монголов был игрушкой в руках соседних княжеств. Междоусобные войны истощали город, его звезда неумолимо катилась к закату.

Правивший Киевом в 1239 году князь Михаил, узнав о требованиях монголов, убил послов и бежал, оставив столицу на произвол судьбы. Мунке не стал сразу мстить, а развернул свои войска и вместе с Бату и Берке отступил в степь. Причиной неожиданного ухода монголов были разногласиями между командирами армии завоевателей.

Очередной поход на Русь начался осенью 1240 года. На этот раз единоличным командующим был Бату. Войска Мунке и некоторых других строптивых командиров были отозваны великим ханом Угедеем в Монголию. Бату стремился усилить свою армию за счет тюркских народов, кочевавших к югу от границ Руси. В первую очередь внимание было обращено на союзников Киева — конфедерацию племен, известных, как «черные клобуки».

С помощью силы, а порой и прямого подкупа монголы уничтожили конфедератов и подступили к Киеву. Численность их была настолько велика, что один из самых больших городов Европы они смогли окружить полностью. Подошедшее войско создавала невероятный шум, о котором даже упомянуто в исторических документах:

«И был Батый вокруг города, а рать его обложила город. И не было слышно ничего от звуков скрипа телег его, рева великого множества верблюдов его, и от звуков ржания стад коней его».

После бегства князя Михаила, Киев взял под свою руку князь Даниил Романович Галицкий. Он прислал в город своего тысяцкого — опытного полководца Дмитра. У тысяцкого было мало времени для организации обороны, тем не менее он разработал план, согласно которому, сначала нужно было защищать укрепления Верхнего города и только в случае прорыва монголо-татар отступить в град Владимира.

Гарнизон Киева был явно недостаточен для обороны столицы, поэтому основную ставку Дмитру пришлось сделать на городское ополчение, недостаточно вооруженное и слабо подготовленное. Осада началась в конце ноября 1240 года. По своему обыкновению Бату предложил сдать город без боя, не желая его разрушения, но Дмитр отказался, рассчитывая измотать войско монголов в упорных боях. Завоеватели подтянули стенобитные орудия к самому уязвимому месту обороны города — Крещатицкому ручью, который в это время года замерз. За несколько дней монголам удалось разрушить городскую стену, и в образовавшийся пролом хлынули войска Бату.

Защитники Киева отступили в град Владимира — центральную часть города, имевшую свой оборонительный пояс. Но и там удержать противника не удалось. Разрушив Софийские ворота, ордынцы стали сокрушать все на своем пути. Большая часть гарнизона и ополчения погибла в боях. Тяжело раненый Дмитр попал в плен, но Бату, «мужества ради его» не стал казнить тысяцкого, подарив ему жизнь.

Падение Киева имело большой международный резонанс. Арабский историк Рашид ад-Дин писал:

«Осенью, хулугине-ил, года мыши, соответствующего месяцам 637 г. х., царевичи Бату с братьями Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русов и народа черных шапок (черные клобуки) и в девять дней взяли большой город русов, которому имя Манкер-кан (тюркское название Киева. — Авт.)».

После разорения Галицкой Руси, войска Бату двинулись в Центральную Европу, силой оружия покоряя Польшу, Чехию, Венгрию и балканские государства.

Причиной поражения княжеств Руси была необъяснимая легкомысленность, заносчивость и безответственность правящей элиты. Князья воевали друг с другом даже тогда, когда враг захватывал один город за другим. Вместо того чтобы объединить силы и выступить совместно, правители вступали в тайные соглашения с монголами, надеясь использовать их военную мощь для грабежа соседей.

Одним из первых идею о «монголо-татарском иге» озвучил российский историк Н. Карамзин. «Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров», — писал он в своем многотомном сочинении «История государства российского». Еще более нелепым выглядит утверждение К. Маркса, будто бы завоеватели стремились превратить Русь в выжженную землю: «Оставляя после себя пустыню, они (монголо-татары) руководствовались тем же экономическим принципом, в силу которого обезлюдели горные области Шотландии и римская Кампанья — принципом замещения людей овцами и превращения плодородных земель и населенных местностей в пастбища».

При этом Маркс совершенно не обращает внимания на тот факт, что в силу природных и географических особенностей Руси, большей частью покрытой лесами, превратить ее в пастбища для овец было практически невозможно. Это утверждение в полной мере касается и украинских земель.

Чем на самом деле было «иго», характеризуют отношения князей с ордынцами — и тут открываются совершенно невероятные вещи. Оказывается, князья с удовольствием выдавали своих дочерей замуж за представителей правящих кругов Золотой Орды, регулярно совершали поездки в Сарай, ища поддержки у татар по поводу и без повода, совершали выгодные торговые сделки. Что касается ордынцев, то и они не оставались в долгу: нанимались на службу к князьям, получали за нее земельные наделы и денежные вознаграждения, жили в городах Руси как у себя дома. Существовал и культурный обмен между Русью и Улусом Джучи, гораздо более значительный, нежели мы сейчас можем представить.

Безусловно, в XIII–XV веках украинские земли находились в зависимости от Золотой Орды и порой были ареной ожесточенных сражений, но наиболее правильным термином, определяющим эту зависимость, является вассалитет, долгое время существовавший у многих народов средневековой Европы.