Поход на новгород ивана 4: 2 января 1570 года начался карательный поход войска Ивана IV на Новгород — GPVN.RU

«1490 человек ручным усечением». Зачем Иван Грозный разгромил Новгород | История | Общество

В январе 1570 года в русской истории произошло событие, известное как «Новгородский поход Ивана Грозного», или же, иначе, «Новгородский погром». Последнее название звучит более правильно, учитывая обстоятельства дела. Спустя тринадцать лет по приказу царя будет составлен «Синодик опальных» для поминовения всех казненных за время правления Ивана IV.

О новгородских событиях в «Синодике» будет сказано: «По Малютине скаске в новгороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), ис пищали отделано 15 человек».

Многие историки считают это число сильно заниженным, но даже оно впечатляет. По какой же причине русский монарх решился на подобные репрессии?

Древнее «окно в Европу»

Великий Новгород — город с уникальной историей. На протяжении трех веков нем существовал строй, который историки именую «феодальной республикой». Вся власть была сосредоточена не в руках князя, а в руках тех, кого избирало собрание жителей — вече. Формально — жителей, но по факту, конечно, решением вече управляли различные группы местных богачей и тогдашних олигархов.

Избежавший ордынского нашествия Новгород столетиями был тем самым «окном в Европу», которым затем стал Петербург. Богатый город купцов и ремесленников, он держался независимо от всех, ощущая собственное превосходство. Объединение русских земель вокруг Москвы новгородскую элиту, привыкшую «замыкать» всю торговлю с северной Европой исключительно на себя, не особенно радовало. Ради сохранения собственных привилегий богатейшие жители города готовы были пойти на союз со Швецией или Литвой.

Однако в 1478 году после серии войн Новгород был подчинен Иваном III. За семь лет до этого московское войско в битве на реке Шелони наголову разбило новгородцев, в шесть раз превосходивших москвичей в численности. Это поражение, собственно, и предопределило последующий крах «феодальной республики». Причиной его стало то, что Новгород к cередине XV века окончательно превратился в «государство для богатых», где разрыв между элитой и простым народом достиг катастрофического уровня. «Чернь» не имела ни малейшего желания драться за «Господин Великий Новгород», полагая, что под властью великого князя жить станет легче.

Кругом измена

Разумеется, новгородская элита, выступавшая против Москвы, так просто не сдалась. Однако кардинально изменить ситуацию новгородцы уже не смогли. За последующие десятилетия Новгород окончательно влился в структуру набирающего силу Русского государства. Но в конце 1569 года Иван IV получил донос от некоего волынца Петра, сообщавшего, что Новгород собирается присягнуть польскому королю, и поверил в измену.

В 1558 году русский царь вступил в Ливонскую войну, целью которой было закрепление России на берегах Балтийского моря. Война получилась затяжной, первые успехи сменились неудачами.

В 1564 году, помимо серии поражений, Иван IV пережил настоящее предательство — в Литву бежал русский военачальник, друг и сподвижник царя князь Андрей Курбский, также ставивший собственное феодальное право выше интересов нарождающегося государства. После этого Грозный начал борьбу не только с внешними врагами, но и внутренними, учредив опричнину.

Раскрытие заговоров было поставлено на поток, причем разобраться, какие из них были реальными, а какие выдуманными, сегодня крайне сложно.

В 1569 году погиб вместе с семьей двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий. Его заподозрили в намерении занять трон после убийства Ивана IV. В том же году в противовес Москве Великое княжество Литовское объединилось с Королевством Польским в единую Речь Посполитую. Военная обстановка для России складывалась крайне неблагоприятно.

«Ты не пастырь, а волк и хищник»

Донос подтверждал худшие опасения царя — новгородцы, всегда поглядывавшие в сторону Литвы и Польши, решили пойти «дорогой Курбского».

Принято считать, что обвинения в адрес Новгорода не были основаны на фактах. Но вот Екатерина Великая, интересовавшаяся русской историей и имевшая доступ к документам, многие из которых до нашего времени не сохранились, полагала: предательство в Новгороде было, но с наказанием Иван IV явно перестарался.

Изменнические настроения присутствовали среди богатейших людей Новгорода. Если бы Грозному удалось закрепиться на Балтике, значение Новгорода как торгового города было бы утрачено окончательно, что, разумеется, не устраивало обеспеченных горожан. Военные неудачи русского войска заставили часть новгородской знати начать переговоры с поляками. Богатейшие новгородцы рассчитывали сохранить свои привилегии под дланью другого монарха.

Впрочем, прямого мятежа так и не случилось. Когда в январе 1570 года Иван Грозный с войском подошел к Новгороду, его торжественно встречали знать и духовенство во главе архиепископом Пименом. Царь не принял благословения Пимена, заявив ему: «Ты не пастырь, а волк и хищник, и губитель, и в руках у тебя не крест, а оружие, и ты, злочестивый, хочешь вместе со своими единомышленниками передать Великий Новгород польскому королю».

Архиепископ-скоморох и массовые утопления

Однако после этого Пимен провел торжественную литургию в Софийском соборе, после чего архиепископ пригласил царя на трапезу. Монарх не отклонил этого предложения, и только после обеда начались аресты. Чем была вызвана пауза? По одной из версий, в распоряжении царя оказалась грамота о намерении присягнуть польскому царю, подписанная знатными людьми города, в том числе Пименом. Иван показал документ и потребовал от Пимена и остальных признать свои подписи на грамоте. Был этот документ поддельным или нет, но архиепископу не удалось убедить царя в своей невиновности. С этого и начался «Новгородский погром».

Удивительно, но сам Пимен казни избежал. Царь приказал одеть архиепископа скоморохом, «женить» его на лошади, после чего с дудкой и бубном водить по улицам города. Затем Пимен был сослан в монастырь под Тулой, где и скончался в сентябре 1571 года.

Остальным повезло меньше. По решению царского суда казни были преданы 211 помещиков и 137 членов их семей, 45 дьяков и приказных, столько же членов их семей. Лиц рангом пониже казнили без суда и следствия. В летописях описаны массовые убийства не только мужчин, но женщин с детьми, которых связывали и сбрасывали в реку Волхов. Описано, как опричники на лодках палками топили тех, кто не шел ко дну сразу.

Критики, однако, возражают — на дворе стоял январь, и если казни в полыньях еще можно себе представить, то вообразить, что опричники специально кололи лед, чтобы плавать по замершей реке, крайне сложно.

Вопрос о количестве жертв

Под расправу попадали люди, не имевшие вообще никакого отношения к заговору. В «Синодике опальных», например, указывается: «В Новгороде казнены 15 баб, называли их ведуньями».

В какой-то момент политическая экзекуция превратилась в обыкновенный грабеж, осененный царским авторитетом. Начавшись 12 января, погром завершился лишь месяц спустя.

Сколько же людей было убито в Новгороде? Если отталкиваться от «Малютиной скаски», а также от поименного перечисления новгородцев в «Синодике опальных», получается немногим более 2000 человек. С учетом того, что в списки могли попасть далеко не все жертвы, можно говорить о 3000-4000 погибших. Однако ряд историков утверждают, что при «Новгородском погроме» погибли от 15 до 40 тысяч человек. Последнее число и вовсе превышает общую численность населения тогдашнего Новгорода.

Убежище: почему царь не опасался мести новгородцев?

Объективно говоря, никаких убедительных доказательств расправы гигантских масштабов нет. Новгород не перестал существовать, не стал мелким населенным пунктом. Более того, в 1571 году, во время похода крымского хана Девлет-Гирея на Москву царь вместе с государственной казной нашел убежище не где-нибудь, а в Новгороде. А в 1572 году во время очередного оживления Ливонской войны Новгород становится для Грозного и ставкой, и тыловой базой. По какой-то причине царь не опасается ни мести новгородцев, ни их мятежа. Это заставляет думать, что «Новгородский погром», несмотря на всю свою жестокость, большую часть населения города не затронул.

После Новгорода Иван IV отправился бороться с изменниками в Псков, однако там ничего подобного новгородским ужасам не было. По меркам опричнины, казни носили весьма ограниченный характер. Считается, что осадил монарха некий юродивый, но верится в это с трудом. Царь Иван Васильевич не останавливался перед расправой над патриархом и превращением архиепископа в шута, что ему какой-то «божий человек»?

Скорее, сам Грозный понял, что его акция из борьбы с «изменниками» превратилась в грабительскую вакханалию, разлагающую войско. В полной мере это проявится как раз во время набега Девлет-Гирея, когда опричники покажут свою полную несостоятельность в военном плане. «Новгородский погром», вне зависимости от его масштабов, остался одной из самых мрачных страниц в истории русской монархии. Правда, в отличие от «Кровавого воскресенья» в исполнении Николая II, столь фатальных последствия для государства он все-таки не имел.

Разгром Великого Новгорода | Публикации

В более чем тысячелетней истории Великого Новгорода известно немало драматических страниц и крутых поворотов. Однако события зимы 1570 года повергли в ужас даже подданных царя Ивана Грозного, уже успевших натерпеться от него злодеяний. «Опричный разгром» второго по значению города Русского государства во многом стал роковым для судьбы уникальной новгородской культуры и навсегда остался, пожалуй, самым трагическим эпизодом этого мрачного царствования.

В обстоятельствах той трагедии очень многое остается неясным, а порой и просто загадочным. Крутой нрав, вспыльчивость и жестокость Ивана IV хорошо известны. В борьбе с подлинными и мифическими врагами он не останавливался ни перед чем. Но никогда ни до, ни после той зимы его гнев не обращался без разбора почти на все социальные слои огромной территории, какой была в XVI веке новгородская земля. К великому сожалению историков, опричные архивы Ивана Грозного, в том числе и многочисленные следственные дела «об изменах», не сохранились.

До наших дней дошли лишь названия некоторых из них. Вот как выглядит заголовок новгородского дела из Описи Посольского приказа: «Статейной список из сыскного из изменного дела… на ноугородцкого архиепискупа на Пимина и на новогородцких дьяков, и на подъячих, и на гостей, и на владычних приказных, и на детей боярских… о здаче Великаго Новагорода и Пскова, что архиепископ Пимин хотел с ними Новгород и Псков отдати литовскому королю, а царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси хотели злым умышлением извести, а на государство посадити князя Владимира Андреевича».

Судя по этому пространному названию, больше похожему на обвинительное заключение, в Новгороде составился грандиозный заговор, в который оказалась вовлечена чуть ли не вся без исключения городская элита — сотни человек, причем злоумышленники ставили перед собой сразу две необычайно масштабные и не очень совместимые одна с другой цели! Чем же было «новгородское дело»: плодом больного воображения царя, удобным поводом для расправы с политическими противниками? А может быть, какой-то заговор действительно существовал?

Конец Новгородской республики

Новгород был настолько не похож на Москву, что некоторые историки считали возможным говорить об особой, «северной русской народности», или, выражаясь более современно, — «цивилизации», развивавшейся параллельно той, что существовала в Северо-Восточной Руси. Уже к XIII веку новгородская аристократия сумела победить в упорной борьбе с княжеской властью. В результате на огромной территории, от Кольского полуострова до Урала, сложилось политическое устройство, получившее у историков название «феодальной республики». Во главе ее стоял новгородский архиепископ, чьи полномочия серьезно ограничивались городской верхушкой — Советом господ. Немалую роль играло и знаменитое вече — та самая демократическая «вольница», которая была столь любима многими писателями и историками, видевшими в ней альтернативу московскому самодержавию.

К XV веку Новгород стал наиболее экономически и культурно развитой частью русских земель. Значение города было в то время столь велико, что многие иностранные географические руководства утверждали, что именно он, а не Москва является «главным городом» Руси. При этом Новгород никогда не владел собственным сильным войском. Не имея ни ресурсов, ни потребности в территориальном расширении, «республика» неминуемо должна была оказаться между жерновами экспансионистских устремлений агрессивных и стремительно растущих соседей — Москвы и Литвы. В 1471 году властный и решительный московский великий князь Иван III, дед Ивана Грозного, разгромил новгородское ополчение в битве на реке Шелонь. Новгородцы вынуждены были присягнуть на верность великому князю.

А спустя еще семь лет вечевой колокол был торжественно снят и увезен в Москву, а древние порядки упразднены. Отныне Новгородом управляли московские наместники. Великий князь обещал «не вступаться» в земли новгородской знати, но слова своего, разумеется, не сдержал. Тысячи новгородских дворян и купцов были репрессированы, лишены своих владений, перешедших в казну, и переселены в центрально-русские уезды. На освободившиеся земли переселялись московские служилые люди, дворы в Новгороде получали и крупные московские купцы («гости»), взявшие в свои руки наиболее прибыльные отрасли городской экономики. Кроме того, Иван III постарался превратить Новгород в настоящую крепость по подобию Москвы. Именно по его повелению в городе был построен прекрасно сохранившийся до наших дней Детинец из красного кирпича.

Стало ли присоединение к Москве благом для Новгорода — вопрос сложный. Но в жизни Московского государства покорение соседа-конкурента, безусловно, сыграло очень значительную роль. Обосновавшиеся здесь помещики составили наиболее боеспособную часть дворянского войска — тяжеловооруженную конницу («кованую рать»). Не будь Новгород частью Московского государства, и Иван Грозный не смог бы и помышлять об активной политике на западных рубежах Руси.

Поддержка местного дворянства стала для него особенно важной во время Ливонской войны. Поначалу очень удачная (русским полкам удалось быстро разгромить Ливонский орден, занять значительную часть Прибалтики, взять Полоцк), к середине 1560-х годов война превратилась в затяжную череду относительных успехов и поражений в борьбе с Литвой и ее союзником — Крымом. В разгар войны, в 1565 году, царь принял необычное решение о разделении страны на две части — «земщину» и «опричнину». Впрочем, начавшиеся конфискации, ссылки и казни уже через полтора года были приостановлены — Иван IV явно нуждался в том, чтобы «земщина» поддержала продолжение войны и приняла на себя грандиозные расходы по ее ведению. На спешно созванном Соборе представители русской элиты (среди которых было немало новгородцев) заявили, что они «на его государево дело готовы».

Заручившись поддержкой подданных и нового союзника — шведского короля Эрика XIV, Иван Васильевич осенью 1567 года во главе огромного войска выступил в поход на Ригу. Однако в этот решительный момент царь получил некие известия, не только заставившие его отменить поход и вернуться в Москву, но и спровоцировавшие новый виток репрессий. Именно с этого момента опричный террор приобрел наиболее устрашающие, разнузданные формы, нарастая как снежный ком. Спустя два года после его начала лавина накрыла Новгород.

В поисках врагов

Для историков, занимающихся эпохой Ивана Грозного, нет, пожалуй, проблемы более дискуссионной, чем смысл опричнины. В попытках найти ей рациональное объяснение высказывались самые различные суждения. По укоренившейся в массовом сознании версии, опричнина имела цель сломить сопротивление боярской аристократии, якобы препятствовавшей в своекорыстных интересах консолидации страны. Именно борьбой с боярской «изменой» объяснял свою политику сам Иван Грозный. Только вот ни опричным следователям, ни историкам так и не удалось обнаружить никаких сколько-нибудь достоверных свидетельств о заговорах, хотя бы немного соответствовавших по своим масштабам репрессиям. Да, был глухой ропот в среде элиты, недовольной нежеланием царя считаться с неписаными нормами обращения со своими подданными, были и высокопоставленные перебежчики на сторону врага (самым известным из них стал князь Андрей Курбский). И все же террор был скорее причиной недовольства, чем его следствием. Да и затронул он не только аристократию, большинство представителей которой, к слову сказать, были совершенно лояльными слугами царя.

Но если опричнина не была ответом на реальную «измену», то, может быть, она стала средством пресечения самой возможности оппозиции политике самодержца со стороны элиты? Такое объяснение кажется более основательным. Известный историк Р.Г. Скрынников провел в свое время интересную параллель между опричниной и политикой массовых переселений местных элит, которую использовали предки Ивана Грозного на вновь присоединенных к Москве территориях — в Смоленске, и особенно Новгороде. Следуя примеру отца и деда, многочисленными конфискациями и опалами царь прежде всего разрушал прочные, вековые социальные связи — родственные, «клановые», — которые сплачивали русское общество (как и любое традиционное общество), делали его устойчивым и не поддающимся легкому манипулированию. Эту-то вязкую среду, способную уступать грубому давлению, не разрушаясь, и готовую в любой момент ощетиниться в ответ на агрессию, видимо, и не выносил царь Иван, как не терпел ее гораздо позже и Петр I. И не зря репрессиям подвергались не «бояре» вообще — уничтожались целые кланы от возглавлявших их столпов аристократии до слуг, холопов, а порой даже зависимых крестьян! Если же уничтожение не считалось необходимым, они перетасовывались, как колода карт, ведь власти, которая претендует на неограниченность, гораздо проще иметь дело с отдельными людьми, чем с сообществами. За то же самое, при всей своей внешней благочестивости, не любил царь и церковь — еще более стойкий и неуправляемый организм.

Постоянно присутствовал в действиях Ивана Грозного еще один, не всегда понятный современному человеку смысл — сакрально-символический. Жертвы террора подвергались не механическому уничтожению, но прежде всего символическому поруганию. Целью было не банальное физическое убийство (ведь для религиозного сознания средневекового человека смерть тела отнюдь не являлась настолько важной, как для большинства современных людей), а уничтожение личности в более глубоком, социальном и, может быть, даже душевном смысле.

Отсюда эти кажущиеся избыточными ритуалы, которые сопровождали репрессии. Вот как, например, описывали очевидцы казнь одного из видных государственных деятелей, боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Иван Грозный приказал ему облечься в царские одежды и сесть на трон. Затем, преклонив перед ним колени, царь сказал: «Ты имеешь то, чего искал, к чему стремился, чтобы быть великим князем Московским и занять мое место: вот ты ныне великий князь, радуйся теперь и наслаждайся владычеством, которого жаждал». После этого он сам убил боярина кинжалом, а труп «протащили за ноги по всему кремлю к городу, и он брошен был на середине площади, являя жалкое зрелище для всех». Запрет хоронить тело казненного, конечно, имел цель нанести ущерб его душе.

Эта карнавальная, то есть языческая, по сути, стихия, в которую погрузился царь Иван вместе со своим окружением, отнюдь не была фарсом или сумасбродством — она была устрашающе серьезна. Ярким ее проявлением стало устройство опричного двора в Александровской слободе по подобию монастыря. «Рано поутру царь с фонарем на руке лез на колокольню, — пишет Р.Г. Скрынников, — где его ждал «пономарь» Малюта Скуратов. Они трезвонили в колокола, созывая прочих «иноков» в церковь. На «братьев», не явившихся на молебен к четырем часам утра, царь-игумен накладывал епитимью. Служба продолжалась с небольшим перерывом от четырех до десяти часов. Иван с сыновьями усердно молился и пел в церковном хоре. Из церкви все отправлялись в трапезную. Каждый имел при себе ложку и блюдо. Пока братья питались, игумен смиренно стоял подле них». Уподобляясь духовному наставнику, царь получал возможность добавить к своим полномочиям «самодержца», и без того пронизанным сакральным смыслом, право «духовного наставничества». Вероятно, хотя это может показаться диким, что, перемещаясь из трапезной в застенок, он считал пытки и казни лишь закономерным проявлением такого мудрого наставничества.

Пытаясь подойти к действиям Ивана Грозного со своими, рационалистическими мерками, историки редко придают должное значение его мироощущению, в котором и без того непривычная для нас ментальность другой эпохи была отягощена личными психологическими проблемами. В результате в их трудах появляются очень умозрительные конструкции, согласно которым Иван Грозный боролся, скажем, с остатками «удельной децентрализации» или с «экономической независимостью церкви». Да, наверное, такие интерпретации не лишены смысла. Однако как бледны они по сравнению с реальностью!

Но вернемся к драматическим событиям 1567 года. Считается, что подозрения царя, которые заставили его прервать поход на Ригу, были вызваны сведениями о якобы сложившемся в среде недовольных опричниной «земских» бояр заговоре. Целью его было то ли выдать царя польскому королю Сигизмунду III, то ли возвести на трон двоюродного брата царя и единственного, помимо сыновей Ивана, законного претендента — князя Владимира Андреевича Старицкого. Именно такое двойное обвинение было, как мы уже знаем, предъявлено позже и новгородцам.

Польский монарх действительно пытался склонить некоторых московских бояр к измене, направляя им письма, оказавшиеся в руках царя. И без того мнительному и подверженному мании преследования Ивану Васильевичу недоставало лишь последнего толчка. Им стало некое вынужденное признание, которое уже во время похода царь выслушал от своего брата. О его содержании мы можем только догадываться. Простая логика говорит, что если бы Владимир Старицкий действительно имел серьезные поползновения на трон, он вряд ли стал бы откровенничать с царем. В реальности заговора заставляет усомниться и тот факт, что Владимир Андреевич поначалу не подвергся никакому наказанию и лишь был удален подальше от Москвы.

Первая волна репрессий обрушилась на московские боярские кланы. В 1568 году без всякого суда и следствия были убиты сотни человек. Поднявший голос против казней московский митрополит Филипп (Колычев) был низложен и заточен в одном из тверских монастырей. Однако массовые расправы лишь подстегнули подозрительность царя. Под жестокими пытками подозреваемые готовы были оговорить и себя, и кого угодно еще. Круг подозреваемых расширялся: в него попали уже некоторые приближенные к царю опричники. Усугубили положение неожиданная сдача литовцам неприступной крепости Изборск и, как ни странно, свержение с престола союзника Москвы шведского короля Эрика XIV. Внутренняя политика полубезумного Эрика очень сильно напоминала действия царя Ивана: те же жестокие репрессии, тот же страх перед собственными подданными. Опасаясь их мятежа, король просил русских послов помочь ему бежать в Московию. Но не успел. В сентябре 1568 года братья при поддержке жителей Стокгольма низложили Эрика и заточили его в крепость. Аналогии напрашивались сами собой, и судьба Владимира Старицкого была окончательно решена. Он был вызван в Александровскую слободу, обвинен по наскоро сфабрикованному делу в попытке отравления царя и убит вместе с женой и девятилетней дочерью (всех их заставили выпить яд). А вскоре по первому зимнему пути спешно собранная опричная армия (6—7 тысяч человек) двинулась из Слободы в поход на Новгород.

Кровавая расправа

Почему в сознании царя угроза со стороны брата соединилась с идеей о новгородском отступничестве? Старицкие князья имели прочные и давние связи с новгородским дворянством. Но одно это вряд ли могло стать поводом к столь серьезным мерам. Существует также версия о сфабрикованной «изменнической грамоте», под которой были подделаны подписи архиепископа новгородского Пимена и некоторых бояр и которая была представлена царю неким доносчиком. Как считал известный советский историк А.А. Зимин, Новгород действительно представлял опасность для царя «и как крупный феодальный центр, и как союзник старицкого князя, и как потенциальный сторонник Литвы, и как крупнейшая цитадель сильной воинствующей церкви». Не доверял царь, по словам Зимина, и новгородскому дворянству. Все эти положения выглядят очень зыбко. Никаких данных о выступлениях новгородцев ни в пользу Литвы, ни в поддержку Владимира Старицкого источники не содержат. Новгородская церковь была ко времени разгрома под полным контролем Москвы, а архиепископ Пимен являлся одним из самых лояльных царю иерархов. И уж совсем непонятно, как Новгород, в котором задолго до того было уничтожено местное боярство и крупное землевладение, Новгород мелких и средних поместий, можно считать «крупным феодальным центром».

По основательному мнению другого историка, Б.Н. Флори, новгородским дворянам и купцам завоевательная политика Ивана Грозного в Ливонии могла только импонировать: они получали земли, доступ к международной торговле, возможность проявить себя — и все это не где-нибудь в далеких степях, а рядом с родными местами.

Оснований для недовольства тоже было немного: ведь предшествовавшие репрессии новгородскую землю почти не затрагивали. Но именно поэтому она могла восприниматься царем как громадное «непаханое поле», где измена может безнаказанно пускать корни. Новгородчина была для него чужим и угрожающим пространством, настоятельно требующим символического покорения. Не случайно опричный поход на Новгород больше был похож на самую настоящую завоевательную экспедицию. Реальная вина тех или иных новгородцев в таких условиях большого значения не имела. Положение усугублялось извечной взаимной подозрительностью московских властителей по отношению к городу, всегда доставлявшему им немало хлопот.

О событиях, произошедших в Новгороде той зимой, известно немало благодаря местным летописям, а также свидетельствам иностранцев, находившихся на опричной службе. Поход готовился и начинался в глубокой тайне. Все дороги были перекрыты под предлогом эпидемии чумы. Опричное войско двигалось через Клин, Тверь, Медное и Торжок. По дороге опричники расправились с несколькими сотнями псковичей, незадолго до того выселенных из родного города, с пленными литовцами и татарами. 23 декабря 1569 года в монастыре под Тверью Малюта Скуратов задушил опального митрополита Филиппа.

2 января 1570 года передовой отряд опричников оцепил Новгород, занял городские монастыри, опечатав монастырскую казну. Сотни игуменов, старцев и священников были посажены под арест. 6 января в город прибыл царь, остановившийся на Торговой стороне, на Городище, где во времена Новгородской республики жили князья. Через два дня Иван Васильевич отправился в знаменитый собор Святой Софии. На мосту через Волхов его торжественно встретил со свитой архиепископ Пимен. Царь демонстративно не принял благословения иерарха и громогласно обвинил новгородцев в измене.

Не обращая внимания на всеобщую растерянность и испуг, он отстоял службу в храме. Однако после нее, едва начался торжественный обед, царь «возопи гласом великим яростию… и тотчас повеле архиепископлю казну и весь двор его и келии пограбити, и бояр его и слух переимати». Из кафедрального собора были вывезены все реликвии, иконы и утварь, а самого архиепископа подвергли уже знакомому нам ритуалу символического, карнавального поругания. «Тебе не подобает быть епископом, — заявил ему Иван Грозный, — а скорее скоморохом, поэтому я хочу дать тебе в супружество жену». По его приказу привели кобылу. «Получи вот эту жену, — продолжал царь, — влезай на нее сейчас, оседлай, отправляйся в Москву и запиши свое имя в списке скоморохов». Сидя на кобыле задом наперед, с гуслями или волынкой в руках архиепископ был отконвоирован в столицу.

На следующий день на Городище началась продолжавшаяся много дней расправа. Взрослых и детей пытали, привязывали к саням, волокли на «великий Волховский мост» и бросали в реку. Тех, кому удалось выплыть, заталкивали под лед палками. Репрессии обрушились прежде всего на окружение архиепископа, «приказных» (местных чиновников), богатых купцов, их родных и близких. По мнению Б.Н. Флори, такая необычная казнь была связана с представлениями о воде как о стихии, где властвуют враждебные человеку силы. Царь символически направлял вероотступников (ведь новгородцам инкриминировалась связь с католиками) прямиком в ад. Такая интерпретация подтверждается рассказом немца Шлихтинга. Одного из купцов, Федора Сыркова (представителя богатейшей династии, некогда переселенной Иваном III из Москвы), царь велел привязать к веревке и окунать в холодную воду до тех пор, пока он не расскажет, где хранит свои сокровища. Когда купца в очередной раз подняли и Иван Грозный с обычной издевкой спросил его, что он видел под водой, Сырков ответил, что был в аду и видел там место, приготовленное для царя. Обвинение вернулось к обвинителю.

Опричный разгром завершился ритуальным уничтожением имущества новгородцев, торговых запасов, лавок, продовольствия. «Были снесены все новые постройки, — пишет участник погрома немец-опричник Штаден, — было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна». Царь «в житницах хлеб всякой стоячей в скирдах… повеле огнем сожигати и скот их всякой и лошеди и коровы повеле посекати». Сжигалось все, что нельзя было увезти. Мелкие отряды опричников отправились мародерствовать по окрестностям. На купцов и духовенство была наложена громадная контрибуция, которую опричники в буквальном смысле слова выбивали из жертв в течение года. Символическое «покорение» города совсем не мешало вполне практическому пополнению не только карманов опричников, но и отощавшей государственной казны.

Историки до сих пор спорят о количестве жертв погрома. Называются самые разные цифры — от полутора до сорока тысяч человек. Минимальное число погибших зафиксировано в так называемом «Синодике опальных». Этот документ представляет собой составленный в конце жизни царя, вдруг озаботившегося спасением своей души, поминальный список всех казненных и просто убитых, который был основан на утраченных опричных архивах. «По Малютине скаске, — гласит Синодик, — новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек, [и] ис пищали отделано 15 человек». Иначе говоря, Малюта Скуратов, возглавлявший «розыскные мероприятия», насчитал именно столько безымянных казненных. Кроме того, в Синодике названы сотни убитых, чьи имена известны. На самом деле погибших, конечно, было гораздо больше. Едва ли их кто-то и считал.

3 дня в Великом Новгороде

В каждой стране есть город, который занимает особое место в ее истории и вы не узнаете об истории страны, если не побываете в этом городе. В России это город Великий Новгород, духовный символ нашей страны со своей историей, которая так тесно и неразрывно связана с русской историей.

В Новгородской земле, как нигде, у вас есть поистине уникальная возможность прикоснуться к истории русского народа и ощутить широту русской души ‒ благодаря выдающимся памятникам, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО Достопримечательности, множество святых реликвий и памятных мест, неразрывно связанных с жизнью многих выдающихся русских гениев.

Трехдневная программа станет вашим незаменимым гидом по богатой истории и огромному культурному наследию Великого Новгорода, одного из красивейших городов России .

Мы уверены, что посещение Родины России станет для вас незабываемым событием, и вы обязательно приедете в наш город еще раз!

День первый

Завтрак «шведский стол»
Гостиницы, Кафе le chocolat

Ежедневно с 7:00 в городских гостиницах; от 9утра в городских кафе

Если вы прибываете в Великий Новгород поездом № 042 из Москвы, вы можете вкусно позавтракать в одной из гостиниц Великого Новгорода: Гостиница Интурист, Гостиница Парк Инн, Гостиница Садко или в одном из кафе в самом центре города (Кафе le chocolat).

Утренняя Богослужение
Храмы Великого Новгорода

Ежедневно с 9:00 Бесплатно

Ежедневное Богослужение проходит в Софийском соборе, Покровском соборе Зверинского монастыря, храме святых апостола Филиппа и св. Николая Чудотворца и церковь Святого Феодора Стратилата на улице Щиркова.

Памятник Тысячелетию России
Кремль

Ежедневно с 6:00 до 12:00 Вход свободный, экскурсии по запросу

Единственный памятник в мире, который не рассказывает историю одного человека человек события, но и целого тысячелетия в истории государства.

Софийский собор
Кремль

Ежедневно с 8:00 до 20:00 Бесплатно

Древнейший православный храм России, где можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Знамение» и фреску XI века с изображением свв. Константин и Елена.

Софийская колокольня
Кремль

В теплое время года; Пн – Вт, Чт: 10:00 – 18:00 Пт – Вс: 10:00 – 20:00; 250 рублей

Самая древняя из сохранившихся колоколен хранит уникальную коллекцию новгородских колоколов, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на город.

Боевой курс
Кремль

В теплое время года; Пн – Вт, Чт: 10:00 – 18:00 Пт – Вс: 10:00 – 20:00; 250 рублей

Путь стражей города. Со стен Кремля открывается живописный вид на Новгород и реку Волхов.

Монумент Победы
Берег реки Волхов

Ежедневно. Бесплатно

Установлен на «Екатерининской горке» в память о победе Советского Союза над фашистскими захватчиками. В 2020 году отмечается 75   годовщина этой победы. 

Ганзейский фонтан
Ярославово Дворище

В теплое время года. Бесплатно

По легенде, за каждый рубль, брошенный в фонтан, воды реки Волхов вернут 1000 рублей.

Свято-Николаевский собор
Ярославово подворье

Ср-Вс: 10:00-18:00; 300 рублей

Один из древнейших храмов Великого Новгорода. Здесь открыта уникальная мультимедийная выставка «Большой рынок и Княжеский двор» с панорамным обзором 360°.

Купеческий ужин в   ресторан «Дом Берга»
ул. Большая Московская, 24

Ежедневно, 12:00 – 12:00 Супы от 270 руб., горячие блюда от 490 руб.

Боярский борщ, домашние соленья, горячие пироги, семга, русский хлеб и медовые напитки… 

Церковь Спаса Преображения на ул. Ильина

Ср – Вс: 10:00 – 17:00; 200 рублей

Фрески Феофана Грека, выдающегося византийского художника: Христос Пантократор, Троица.

Варлаамский Спасо-Преображенский женский монастырь в селе Хутын
с. Бесплатно

В Спасо-Преображенском соборе вы увидите чудотворные мощи Варлаама Хутынского. В часовне апостола Иоанна Богослова вы найдете останки выдающегося русского поэта и политического деятеля Гавриила Державина.

Ужин в баре Чародейка
ул. Мерецкова-Волосова, 1/1

Ежедневно, 12:00. – 23:00 . Горячие блюда от 320 рублей, десерты от 180 рублей

Уникальное место с душевным обслуживанием и гастрономией; он не определен какой-либо эпохой и здесь можно не только сытно поесть, но и насладиться видом из окна.

День второй

Покупка сувениров из Великого Новгорода
Сенная площадь, 5

Ежедневно,  9:30–18:00 Много сувениров местного производства.

Пряники ручной работы «Великий Новгород», натуральные масла, иван-чай, новгородский мед, валдайские колокольчики, соль из Старой Руссы и другие вкусные и полезные сувениры.

Панорамный вид на озеро Ильмень
Юрьевский проспект

В светлое время суток. Бесплатный

По дороге к музею «Витославлицы» вы сможете насладиться одним из самых впечатляющих видов уникальных природных ландшафтов Словенского моря – озером Ильмень.

Горка Перын
Юрьевское проспект

Ежедневно с 8:00 до 20:00 Бесплатно

До принятия христианства   здесь был храм языческого бога Перина.

Георгиевский Монастырь
Юрьевский проспект

Ежедневно с 8:00 до 20:00 Бесплатно

По легенде звонница старейшего новгородского монастыря по проекту известного архитектора Карла Росси должна была быть выше звонницы Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул один ярус из проект.

Музей деревянного зодчества под открытым небом Витославлицы
Юрьевский проспект

Ежедневно с 10:00 до 16:00 (зимой) с 10:00 до 8:00 (летом). 250 рублей

В 2019 году Музею деревянного зодчества «Витославлицы» исполнилось 55 лет. Церковь Рождества Богородицы поражает не только великолепной архитектурой, но и своим возрастом. Он был возведен в 1530-х годах.

Музей железа в Витославлицах
Юрьевский проспект, возле музея «Витославлицы»

Ежедневно с 10:00 до 19:00; 100 рублей

Уникальная коллекция утюгов состоит из 250 экспонатов (18-20 веков) из России, Германии, Франции, Италии, США, Таиланда, Англии, Чехии, Испании, Польши и Скандинавии.

Музей фарфора
3 Десятинный монастырь

Сб – Чт:   10:00 – 17:30

Самый современный музей города. Славное историческое прошлое кызнецовского фарфора и визитная карточка новгородских мастеров — кобальтовая посуда. Мастер-классы (на русском языке) проводятся в музее.

Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова
ул. Каберова-Власьевская, 22, офис 19

Ежедневно, н сб – 20:00; Мастер-классы – от 600 рублей 

Мир искусства, где можно наблюдать за созданием картины, общаться с художниками, наслаждаться коллекцией произведений искусства музея и даже попробовать свои силы в живописи.

Ужин в ресторане На Солнце
ул. Студенческая, 2

Ежедневно с 12:00 до 12:00. Супы от 250 рублей, горячие блюда от 450 рублей

Ресторан премиум-класса в Великом Новгороде. В вашем распоряжении три отдельных зала с разным интерьером и атмосферой. Блюда на любой вкус: супы, рулеты, первые и горячие закуски, паста, рыба и мясо, разнообразные десерты.

День третий

Выставки в Историческом музее
Кремль

Ср-Пн: 10:00-18:00; 250 рублей

Старинные березовые грамоты, принадлежавшие Онфиму Отроку, Петропавловская икона 12  века, Никола Липный 1294 г., Новгородцы и Суздальцы Битва 1460 г., Византийские пиксы первой половины 11   века.

Морские прогулки
Кремль Очередь

В теплое время года с 11:00 до 20:00; 500 рублей

Уникальные пейзажи Приильменья, экскурсия в Рюриковичей крепость, возможность сделать лучшие кадры города и приятно провести время.

Обед в Telegraf Cafe
2 Ludogoskcha St.

Ежедневно, с 10 утра — 12 утра. здесь можно набрать номер друзей или родственников, живущих за сотни километров, и поделиться новостями. Сегодня можно иметь со вкусом общение в бывшем таксофонном зале, приправляя хороший разговор подходящим блюдом и напитком.

Храм Симеона Богоприимца при Зверинском монастыре
ул.Бредова-Звериная, 20

Сб – Ср: – 10:00 180 руб.

Своды, столбы и стены храма покрыты небольшими изображениями святых, объединенных в церковный календарь, по которому можно молиться за умерших от чумы.

Собор Рождества Богородицы Антоновского монастыря
Антоново

Ср-Вс: 10:00-17:00, 180 руб. Богородицы сохранились фрагменты оригинальных фресок XII века. Единственное в России учреждение по реставрации монументальной живописи находится на территории Антониевского монастыря.

Современные памятники Великого Новгорода
По городу

В любое время. Бесплатно

Прогуляйтесь по улицам Великого Новгорода и вы встретите Петра Великого, насладитесь музыкой у памятника Сергею Рахманинову и познакомитесь с «Уставшим туристом».

34 современных памятника украшают улицы нашего города. И они множатся с каждым годом! Обязательно загрузите путеводитель по городу здесь .

Зал воинской славы
ул. Чудинцева, 11/62

Вт – Сб:   10:00 – 17:00 70 рублей

Восковые фигуры воинов 4-х эпох – новгородского ратника, стрельца, ротного офицера, командующего Рабоче-Крестьянской Красной Армией. Находки с полей сражений Второй ударной армии.

Ужин в   Завод-бар
ул.0004

В концепцию «Завод-бара» входит лаконичное, но яркое и понятное меню с вкуснейшей русской едой из печи.

Традиционные новгородские напитки Алкон
ул. Германа, 2

Ежедневно с 10:00 до 22:00; от 300 рублей

В заводском магазине представлен широкий ассортимент напитков новгородской компании «Алкон» со 115-летней историей.

Хотите узнать больше о достопримечательностях и уникальных местах Великого Новгорода? Приходите к нам в туристско-информационный центр «Красная изба» (Сенная площадь, 5), +7 905 290 86 86, пишите и изучайте наш сайт.

Групповой тур «Вкус России» от Интурист

Маршрут

Москва (2 ночи) — ночной поезд — Великий Новгород — Санкт-Петербург (4 ночи)

Погрузитесь в русскую культуру, традиции и быт жизни, посетив 3 совершенно разных города: Москву — крупнейший мегаполис Европы, очаровательный средневековый Новгород и великолепный Санкт-Петербург с сверкающими дворцами в стиле барокко и романтическими каналами.

День 1, Москва

Прибытие в Москву, наш представитель встретит Вас в аэропорту. Трансфер по прибытии без гида. Регистрация в отеле.

Москва — столица и крупнейший город России, а также крупнейший мегаполис в Европе с населением более 10 миллионов человек. Этот удивительный город служил столицей Советского Союза, Российской империи и Великого княжества Московского. Москва имеет бурную историю, восходящую к средневековью, когда она была основана князем Юрием Долгоруким (Юрием Длинноруким, известным длинноруким!) в начале 12 века. Он видел многочисленные вторжения и осады со стороны монголов, поляков, литовцев, крымских татар, Наполеона и, наконец, нацистов, но выстоял и сегодня является процветающим мегаполисом. Город наполнен уникальной архитектурой от Кремля и Красной площади до гигантских сталинских небоскребов и новых офисных зданий, построенных во время экономического бума последних лет, и имеет поразительно красивую систему метро. Город является центром политической и экономической власти в России, и посетители могут почувствовать энергию на улицах. В Москве всегда что-то происходит и есть на что посмотреть. Ваш тур даст вам ценную информацию об истории России, ее искусстве и, что наиболее важно, о ее культуре и людях. Добро пожаловать в Москву, мы уверены, что вы проведете незабываемый отдых у нас!

День 2, Москва

09:30 Наш гид встретит Вас у стойки регистрации отеля. Выезд за пределы Москвы в Горки Ленинские, обед включен. Во второй половине дня вас ждет 3-часовая обзорная экскурсия по городу с остановками для фото, входы не включены.

Горького Ленинские — архитектурно-парковый ансамбль 18 и 19 веков. Усадьба несколько раз меняла владельцев, прежде чем была национализирована в 1918 году, после революции. В то время неоклассический особняк – сердце ансамбля было превращено в санаторий для высших эшелонов большевистской партии. Усадьба стала особенно известной благодаря тому, что Ленин провел здесь последние десять месяцев своей жизни с женой, братьями и сестрами. После его смерти усадьба была превращена в музей и пользовалась огромной популярностью у советских граждан вплоть до распада Советского Союза.

День 3, Москва

10:00 Экскурсия по Оружейной палате и Кремлю; 14:30 Пешеходно-шоппинговая экскурсия по Старому Арбату. Экскурсия по московскому метро. 20:00 трансфер на вокзал для отправления ночным поездом в Великий Новгород (отправление 21:50 прибытие 06:10).

Кремль  завораживающее сооружение, это старинная башня, бывшее военное укрепление города, дворец, оружейная палата, государевая казна и рабочее место Президента России. Кремль является центром политической жизни и государственной власти России и был домом для царей, генеральных секретарей Советского Союза и президентов России. Кремль всегда был духовным центром России. На его территории вы увидите несколько старинных соборов, самыми известными из которых являются Успенский собор , Архангельский собор и Благовещенский собор.

Старый Арбат улица — одна из старейших улиц Москвы. Улица прошла путь от штаб-квартиры тайной полиции Ивана Грозного, опричины, до центра аристократической жизни Москвы в 18 веке и, наконец, стала центром русской интеллигенции и богемной жизни столицы. Во время экскурсии вы узнаете об интересной истории улицы и познакомитесь с ремесленной культурой улицы. У вас также будет возможность посмотреть и купить сувениры от многих мастеров улицы.

Одной из самых удивительных городских достопримечательностей является Московский метрополитен , который хорошо известен выдающимся дизайном своих залов и станций. Московский метрополитен — одна из крупнейших и наиболее величественно построенных систем метрополитена в мире. Он должен был стать демонстрацией достижений Советского Союза как для самих россиян, так и для гостей из-за рубежа. Все станции имеют уникальный дизайн с декоративными элементами, включая мозаику, статуи, мраморные полы, стены и лестницы.

День 4, Великий Новгород

Прибытие в Великий Новгород, трансфер в гостиницу Волхов. Заезд на короткий отдых. Завтрак. 10:00 Обзорная экскурсия по городу с посещением Софийского собора, обед, посещение Юрьева монастыря и Музея деревянного зодчества, трансфер на вокзал для отправления в Санкт-Петербург поездом 18:45-21:33.

Новгород. Полное средневековое название города — «Его Величество государь Новгород Великий». В переводе с русского название «Новгород» означает примерно «Новый город». Несмотря на свое название, Новгород входит в число древнейших городов восточных славян — первое упоминание в 859 г.. Город расположен вдоль реки Волхов чуть ниже ее впадения в озеро Ильмень. Благодаря своему географическому положению Новгород ни разу не был завоеван монголами во времена Золотой Орды. Это одна из причин, почему ни один другой русский город не может сравниться с Новгородом по разнообразию и возрасту его средневековых памятников.

 

День 4, Санкт-Петербург

21:33 прибытие в Санкт-Петербург, трансфер вокзал — гостиница, регистрация. один из самых красивых и романтичных городов мира. Санкт-Петербург был основан царем Петром Великим в 1703 году на берегу Невы и Финского залива. Город видел свою долю исторических событий, в том числе восстание декабристов, дворцовый переворот и убийство царя Павла, интриги Екатерины Великой, убийство царя Александра II, влияние Распутина на российскую царскую семью, революцию 19 года.05 и Октябрьская революция 1917 года, приведшая к власти коммунистов. Во время Второй мировой войны город, тогда известный как Ленинград, прошел через мучительные два с половиной года блокады и осады немецко-фашистскими захватчиками, в результате которых погибло более 1 миллиона его жителей. Сегодня Санкт-Петербург – второй по величине город России с населением более 5 миллионов человек. Он также известен как центр русского искусства, культуры и литературы – среди бывших жителей были Пушкин и Достоевский , и это лишь некоторые из них. Весь центр города является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и полон красивых дворцов и памятников, включая Зимний дворец. Город также известен как Северная Венеция из-за его расположения на различных островах реки Невы и множества каналов и мостов. В Санкт-Петербурге находится всемирно известный Эрмитаж, в котором хранится одна из крупнейших в мире коллекций произведений искусства, включая работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Матисса, Пикассо, а также многих других старых мастеров и импрессионистов. Мы уверены, что вы найдете Санкт-Петербург одним из самых, если не самым увлекательным местом, которое вы когда-либо посещали. Добро пожаловать в этот самый красивый и загадочный из городов.

День 5, Санкт-Петербург

10:00 Обзорная экскурсия по городу с посещением Петропавловской крепости.

Петропавловская крепость  это первоначальная цитадель Санкт-Петербурга, основанная Петром Великим в 1703 году. В крепости есть несколько примечательных зданий, сгруппированных вокруг Петропавловского собора, который имеет 123-метровую колокольню и позолоченную купол с ангельской вершиной. Собор является усыпальницей российских императоров от Петра Великого до Александра Третьего. Песчаные пляжи под крепостными стенами — одни из самых популярных в Санкт-Петербурге.

День 6, Санкт-Петербург

10:00 Посещение Эрмитажа

Зимний дворец, одно из зданий Эрмитажа  один из самых замечательных дворцов Северо-Восточной Европы, а сегодня один из лучших музеев мира . Музей состоит из пяти исторических зданий, в том числе Зимнего дворца — резиденции русских царей. В музее хранится более 3 миллионов произведений искусства, начиная с глубокой древности и заканчивая нашими днями. Среди сокровищ Эрмитажа произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса и большая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов, включая Матисса и Пикассо, а также многих других. Мы проведем в музее 3 часа, однако, чтобы осмотреть всю коллекцию целиком, потребуется почти 15 лет, проводя в музее по 8 часов в день и уделяя по одной минуте осмотру каждого экспоната.

День 7, Санкт-Петербург

09:30 Встреча с гидом для загородной экскурсии в Петергоф ( Петродворец ).

Петергоф ( Петродворец ) — жемчужина русского искусства, город парков, дворцов и фонтанов. В прошлом он использовался как изысканная летняя резиденция русских царей. Вы посетите Большой дворец — самый большой и самый известный дворец резиденции, который часто использовался для торжественных приемов. После этого вы перейдете к  Нижний парк  (Нижний парк) – подлинный шедевр ландшафтного дизайна. Парк украшают более 150 фонтанов и 4 монументальных каскада. На территории парка есть несколько небольших дворцов и павильонов, таких как Монплезир, Екатерининский корпус, Марли, Эрмитаж, Банный корпус и многие другие. Если вы готовы к прогулке, вы также насладитесь великолепным видом на Финский залив

Важно: в низкий сезон (октябрь-апрель) в качестве замены вы посетите Пушкин (Екатерининский дворец).

День 8, Санкт-Петербург

После завтрака — трансфер в аэропорт (без гида)

ВНИМАНИЕ! Порядок посещения достопримечательностей может меняться в зависимости от доступности каждого музея и массовых мероприятий.

Цены и условия

Цены включают :
— проживание в гостиницах: Москва: Гостиница Холидей Инн Лесная (стандартный номер), Великий Новгород: Гостиница Волхов (3 часа отдыха) и Санкт-Петербург: Гостиница Рэдиссон Соня, стандартный номер или гостиница Санкт-Петербург, номер люкс 13 июня отъезд*
— билеты во все музеи,
— транспорт в музеи и на экскурсии,
— трансферы по прибытию и отбытию без гида как в Москве, Великом Новгороде и Санкт-Петербурге,
— услуги англоговорящего гида на экскурсиях,
— питание: Москва и Санкт-Петербург — завтраки в гостиницах, Великий Новгород: завтраки, обеды,
— ж/д билеты в одну сторону из Москвы в Великий Новгород 1-го класса, ориентировочное время: отд. 21:50 приб. 06:10,
— Автомобильный трансфер В. Новгород-Санкт-Петербург
— визовое приглашение — документ, необходимый для получения российской визы при подаче заявления в местном консульстве России в вашей стране. ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ваш паспорт должен быть действителен не менее 6 месяцев после планируемого отъезда из России, и в нем должно быть не менее 2 чистых страниц. Процесс подачи заявления на визу может занять много времени, и мы рекомендуем вам начать за 3 месяца до поездки. Если вы бронируете поездку в последний момент, мы рекомендуем вам уточнить в российском консульстве в вашей стране, достаточно ли у вас времени для оформления визы. Если вам придется отменить поездку из-за проблем с визой, будут применяться стандартные правила отмены.

* Можно заменить другим.

Цены не включают :
— Дополнительные услуги
— Билеты в театр
— Расходы на оформление визы. Для граждан США, Великобритании и Канады наша компания предлагает Полную визовую поддержку .