В каком году на русь напал хан батый: Нашествие (нападение, вторжение) монголо-татар на Русь

Нашествие Батыя на Русь





Нашествие Батыя на Русь

1237-1240 гг.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ




НАШЕСТВИЕ

БАТЫЯ
НА РУСЬ

1237-1240 гг.

В лето 1237. Пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями
на Калке. Это был первый приход их на землю Рязанскую. И взяли они город Рязань приступом, обманом выманив князя Юрия, и привели его к Пронску, потому что в то время была его княгиня в Пронске; обманом выманили его княгиню, убили Юрия князя и княгиню его и всю землю его разорили, не пощадили детей и до грудных младенцев. Кир Михайлович же убежал со своими людьми к Суздали) и поведал великому князю Юрию о приходе и нашествии нечестивых татар.

Услыхав об этом, великий князь Юрий послал сына своего Всеволода со всеми людьми и с ними кира Михайловича.
Батый же устремился на землю Суздальскую, а Всеволод встретил его на Колодне, и бились они, и пали многие с обеих сторон. Всеволод же был побежден и рассказал отцу о происшедшей битве с быстро устремившимися на землю и города его врагами. Князь же Юрий оставил сына своего во Владимире и княгиню, а сам вышел из города. Когда же он стал собирать вокруг себя воинов и не поставил сторожевых отрядов, то был захвачен беззаконным Бурувдаем, и князя Юрия убили.
Батый же осадил город, но горожане сильно боролись за город; тогда татары сказали обманом горожанам: «Где князья рязанские, ваш город и ваш князь великий Юрий? Но наша ли рука схватила их и предала смерти».

И услышав об этом, епископ Митрофан начал со слезами говорить всем: «Дети, не побоимся соблазна от нечестивых, не будем думать о тленной этой и скоро минующей жизни».

Услышали эти слова все люди, начали крепко сражаться. Татары же разбивали городские стены стенобитными орудиями и стреляли без числа стрелами. Князь же Всеволод увидел, что надвигается еще сильнейший бой, испугался, потому что он был молод, сам вышел из города с небольшой дружиной, неся с собой многие дары, надеясь получить от татар пощады.
Батый же, словно дикий зверь, не пощадил юности его, велел его перед собою зарезать и весь город разорил. Епископ же с княгиней и детьми убежали в церковь, а нечестивый
Батый велел ее зажечь огнем, и так все бежавшие в церковь отдали свои души богу.

Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять города. Козляне же совещались и решили не сдаваться
Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положив жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили у татар четыре тысячи и сами были перебиты.
Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов.
Батый же взял Козельск и пошел в землю Половецкую, оттуда же начал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль; перебил всех людей, разрушил церковь архангела Михаила, захватил золотые сосуды церковные, бесчисленные и драгоценные камни и епископа Симеона убил.

В то же время Батый послал войска на Чернигов, обступил город с великой силой. Слышав же Мстислав Глебович’ про нападение на город иноплеменников, пришел на них со всеми своими воинами; бились они, и побежден был Мстислав, и много его воинов было убито, а город татары взяли, предали огню; епископа же в живых оставили и увезли его в Глухов.

Меньгухан же пришел посмотреть город Киев. Он стоял у него на противоположной стороне Днепра, около городка Песочного; видел город и дивился красоте его и величию его, прислал послов своих к Михаилу и к горожанам, желая обмануть их, но они не послушались его.

В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к венграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил* же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.

В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И
Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми.

Киевляне же взяли в плен татарина, именем Товрула, и тот рассказал им про всю силу их, братьями его были большие воеводы: Урдюй, Байдар, Бирюй, Кайдан, Бечак, Меньгу и Куюк, который воротился, узнав о смерти хановой, и сделался ханом, он был не из его рода, но первым его воеводой, Себедяй бога-дур и Бурундай богадур, который завоевал Болгарскую землю и Суздальскую, и иных воевод без числа, которых мы здесь не перечислили.

Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и в ту ночь.

Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.

Летопись по Ипатскому списку / Пер. М.Н. Тихомирова. СПб.. 1871. С. 518-523.


ПРИМЕЧАНИЯ:

Печатается по кн.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века. М I960. С. 443-445.

Измаияияне — так называют ваши летописи татар и других кочевников, производя их от Измаипа, сына библейского от Авраама и Агари; потому летописец далее называет татар агарянами.

Город Рязань — старая Рязань на Оке при впадении реки Прони; в ХШ в. современная Рязань называлась Переяславлем Рязанским,

Великий князь Юрий — Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, правил с перерывом (1212-1216 гг, 1218-1238 гг.).

Всеволод — сын великого князя Юрия.

В действительности, великий князь Юрий был убит после взятия Владимира в битве на реке Сиги.

Козельск — небольшой город к югу от Калуга.

Темники — у татар начальники над «тьмою», т.е. десятком тысяч войска.

Переяславль — город недалеко от Киева.

Мстислав Глебович — черниговский князь, бежавший после взятия города в Венгрию.

Глухое — город в Черниговской области.

Михаил — великий князь Михаил Всеволодович, бежал от татар в Венгрию, вернулся обратно и был убит в Орде в 1246 г.

Даниил Романович — князь, а позже король Галицкой Руси.

Дмитр (Дмитрий) — боярин князя Даниила Гадицкого.

Болгарская земля — земля камских, или волжских,
болгар.

Ляшские ворота — т.е. Польские ворота.

 

 




 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Почему хан Батый передумал захватывать Великий Новгород

6 мая 2018

Русская семерка

Весной 1238 года монголы были в каких-то 200 верстах от Великого Новгорода, однако неожиданно повернули назад. Что заставило Батыя отказаться от покорения одного из богатейших городов Руси?

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Ресурсы на исходе

Видео дня

Одной из причин похода монголов на древнерусские земли стало развитие кочевого скотоводства, которое вынудило их искать новые пастбища. Однако чем дальше тумены Батыя заходили на северо-запад, тем больше они убеждались в том, что тамошние территории не пригодны для прокорма лошадей и скота. Особенно неблагоприятными в этом смысле оказались лесистые и болотистые новгородские земли. Влажные травы Новгородщины не могли в должной мере обеспечить пищей степных монгольских скакунов.

Ситуацию усугубило и состояние русских деревень, в которых после зимы 1237-1238 годов не осталось достаточного количества запасов еды, способных удовлетворить потребности многотысячной орды. Люди и кони были сильно истощены, начался падеж лошадей, а само монгольское войско, по мнению историков, потеряло к весне 1238 года до трети своего состава. В такой ситуации Батый просто не был готов к осаде Новгорода, которая обещала затянуться на долгие недели.

Испытание дорогой

Кроме голода войска Батыя и Субедея ждало еще одно испытание. К Новгороду и Смоленску монгольские полководцы намеревались выйти до наступления оттепели, но ранняя весенняя распутица застала их врасплох. Многочисленная орда, обремененная обозами и скотом, с трудом двигалась по раскисшей от таявшего снега и дождей земле. Овраги, густые леса и болота делали дальнейшее продвижение монгольской армии малоперспективным.

Конечно, у Батыя была возможность обойти непроходимые топи стороной, однако совершать многокилометровые обходные маневры у хана не было ни сил, ни желания. Наверное, при должном упорстве несколько десятков тысяч монгольских всадников все же добралось бы до Новгорода. Впрочем, для Батыя было очевидно, что захват столь важного в стратегическом плане города не стоил гибели половины его армии.

На решение Батыя могла повлиять и длительная осада Торжка. Его жители серьезно измотали монголов, которые, приступив к штурму города 22 февраля 1238 года, смогли взять твердыню лишь 5 марта. Взбешенный полководец тогда в ярости предал Торжок огню и мечу. «Иссекли всех — от мужского полу до женского», – поведал летописец.

«Добрый город»

Известно, что Батый разорял далеко не все древнерусские города – только те, что не желали ему покоряться. К примеру, печальной участи избежали Углич, Ростов и Тверь, добровольно подчинившиеся завоевателю и согласившиеся выдать лошадей и провиант. Покорные города получали у монголов название «гобалык», что значит «добрый город».

Превращать богатые города в пепелища, в особенности располагавшиеся на торговых путях, было не в интересах Батыя – ведь они должны были впоследствии стать источниками пополнения казны ордынской империи. Не по этой ли причине оказался нетронутым Великий Новгород? – размышляют историки. Он вполне мог стать северными воротами, выводящими Золотую Орду на обширнейший рынок городов Ганзейского союза.

Можно предположить, что и новгородские бояре со своей стороны приложили усилия для налаживания контактов с ордынскими представителями, и в итоге они могли заключить некое коммерческое соглашение. Вполне возможно, дипломатия и деньги решили вопрос взаимоотношений Новгорода и Орды в пользу взаимовыгодного сотрудничества.

Назад в Орду

Еще один шанс завоевать Новгород у Батыя был во время второго похода на Запад (1240-1242 гг.), когда ему удалось фактически дойти до Вены, нанеся несколько болезненных поражений европейским армиям. Однако 1 декабря 1241 года умер хан Угэдэй, и его смерть открыла прямую дорогу к ордынскому престолу непримиримому врагу Батыя хану Гуюку. В результате Батый был вынужден направить основные силы обратно в Каракорум.

Теперь он был занят соперничеством с Гуюком, которое закончилось смертью последнего в 1248 году. Недолго правил и сам Батый, он ушел из жизни в 1255 году, вероятно, будучи отравленным конкурентами. Отныне ордынским ханам было не до завоевательных походов, главной их задачей стало не приумножение, а сохранение невероятно разросшейся империи.

Князь-дипломат

Есть еще одна гипотетическая причина, по которой Батый не пошел покорять Новгород – политика князя Александра Ярославича Невского, долгое время (хотя и с перерывами) восседавшего на новгородском престоле. Отметим, что впоследствии политическая деятельность князя в немалой степени зависела от Батыя.

В период монгольского нашествия на Русь в 1237–1238 годах Александр не проявил участие в судьбе погибающих под натиском ордынских полчищ городов, что до сих пор вызывает недоумение у многих историков. Он не пришел на помощь ни к своему брату Андрею, когда войска Батыя вторглись в пределы Суздальского княжества, ни к своему родному городу Переяславлю-Залесскому, когда у его стен оказались тысячи монгольские орды. Не отозвался Александр и на призывы жителей погибающего Торжка, который был фактически последним форпостом на пути к Новгороду.

Известно, что в 1250 году младший брат Александра Невского владимирский князь Андрей Ярославич и самый влиятельный князь Западной Руси Даниил Галицкий заключили антиордынский союз. Однако Александр Ярославич вопреки ожиданиям не только не присоединился к союзу, но и отправился в Орду с предостережением. В результате золотоордынцы организовали на вотчинные земли Андрея Ярославича карательный поход, после которого Александр получил ярлык на владимирское княжение.

В 1251 году следует вполне предсказуемый отказ Александра Ярославича папе Римскому, предложившему совместно бороться с Золотой Ордой. Вместо этого Александр пригласил в Новгородскую землю татарских численников, которые занялись переписью населения для обложения его данью. Примечательно, что, когда в 1259 году новгородцы взбунтовались, не желая выплачивать татарам дань, Александр жестоко подавил их мятеж.

Сегодня уже очевидно, что из двух зол – латинский Запад и варварская Степь – Александр выбрал меньшее. Орда, по крайней мере, не лишала русских князей политической и религиозной самостоятельности, в то время как западноевропейские рыцари посягали на основы русской государственности и веры. Более того, именно у Орды Александр искал поддержки для противостояния Западу и внутренней оппозиции.