В каком году и кто крестил русь: Крещение Руси в 988 году

Содержание

День крещения Руси 2021 — история и интересные факты

Попытки привить христианство в древней Украине были и до года, на котором сошлись историки.

Памятник Владимиру Великому, который до своего обращения в христианство вел распутную жизнь

depositphotos

День крещения Руси ознаменовал собой на древних украинских (а также белорусских, молдавских, польских, румынских, российских и словацких) землях переход от язычества к христианству. Этот переход не случился за один день, а был долгим, болезненным и не стопроцентным (ведь оставил в православной религии множество отголосков дохристианских времен). В современном мире обычно принято считать, что религия должна быть отделена от государства. Однако крещение Руси, которое также называется Второй религиозной реформой князя Владимира Великого, было важным решением, воплощенным для развития державы.

Читай также: 7,5 тыс граффити Софии Киевской исследованы и описаны в книгах

Ныне в Украине отмечается праздник, посвященный тому давнему и важному событию. Его официальное название – День крещения Киевской Руси-Украины.

В каком году крестили Киевскую Русь

День крещения Киевской Руси занял свое место в календаре 28 июля. Дата связана с церковным поминанием князя Владимира, который был причислен к лику святых. Праздник появился после указа 3-го Президента Украины Виктора Ющенко от 25 июля 2008 года.

А вот если говорить о дне и даже годе самого события, то точных данных по этому поводу не имеется. Историки в основном считают, что Русь приняла крещение в 988 году, однако имеются и другие версии.

Как проходило крещение Руси

Читай также: На территории Софийского собора в Киеве найдены подземные лабиринты

Князь Владимир Святославович до своего 30-летия являлся язычником. Заняв трон после братоубийственной войны (междоусобицы в Киевской Руси 977-979 годов сыновей киевского князя Святослава Игоревича), он понял: многобожие, как сегодня говорится, морально устарело. Вот и принял будущий креститель Руси другую веру из Византии – на то время самой развитой и сильной страны континента. Таким образом приобщение Руси к христианству рассматривалось как толчок к ее развитию и укреплению связи с европейскими странами.

Фреска Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева за 1890 год, на которой изображено крещение князя Владимира

Википедия

Перед крещением князь Владимир устроил «религиозный кастинг». Как говорится в летописи «Повесть временных лет», правитель принял у себя посланцев трех религий – ислама, иудаизма и христианства. Последняя понравилась ему больше других.

Наиболее вероятной локацией массового крещения киевлян является место впадения реки Почайны в Днепр. По этому поводу украинская поэтесса Лина Костенко написала:

Стих известной шестидесятницы Лины Костенко на фрагменте карты-плана Киева, которую составил подполковник Ушаков в 1695 году. На изображении имеется подпись с названием реки Почайна

Википедия

Читай также: Места силы в Киеве и области: куда поехать, чтоб подзарядиться

Следом за столицей Руси православие приняли другие ее города. Жители не всегда сразу отказывались от давних традиций, поэтому искоренение язычества растянулось еще на несколько столетий. Некоторые дохристианские вкрапления и по сей день дают о себе знать, проявляясь в нашем быте и обычаях.

Памятник Владимиру Великому на нижней террасе Владимирской горки в Киеве – старейший скульптурный памятник города. Установлен в 1853 году

Википедия

Крещение Руси: Интересные факты

  • Первым крещением Руси считается «Аскольдовое», или «Фотиевое» во второй половине 9-го столетия. Но из-за исторических событий князь Аскольд не смог преуспеть в этой области.
  • Княгиня Ольга, бабушка Владимира Великого, – первый правитель Руси, принявший христианскую веру.
  • Исландия, Норвегия и Швеция крестились позже Киевской Руси.
  • Перед тем, как стать христианином, князь Владимир отметился распутной жизнью и частыми браками.

Ранее сообщалось о том, когда и как празднуется День Киева.

Владимир Святославич



Владимир Святославич

948-1015

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Владимир I Святославович

Владимир Святой. Икона.

Владимир Святославич (после крещения — Василий, ум. 1015) — князь киевский,
по данным «Повести временных лет», примерно с 980 года, сын Святослава Игоревича
и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 году в поход против дунайских болгар,
Святослав оставил Владимира Святославича князем в Новгороде. В 977 году между
сыновьями Святослава началась усобица; Владимир Святославич бежал в Скандинавию.
Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода посадников старшего
брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, около 980 года занял
Киев и убил Ярополка. Владимир Святославич значительно расширил и укрепил
владения Киевской Руси. В 981 году занял Червенские города (Перемышль и др.),
оказавшиеся под властью Польши. С 992 года состоял с Польшей в мире, и король
Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка — сына Владимира Святославича.
Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор с
Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но Владимир
Святославич раскрыл заговор. В 981 и 982 годы Владимир Святославич совершил
успешные походы на вятичей, в 983 году — на ятвягов и продвинулся к Балтийскому
морю, в 984 году — на радимичей. Владимир Святославич укрепил связи между
отдельными частями древнерусского государства, поставив в занятых землях вместо
местных князей своих ставленников. Владимир Святославич упорно боролся с
печенегами, укрепил южную и юго-западную границу, построив в 988 году по рекам
Десне, Осетру, Трубежу, Суде и Стугне цепь городов.

Стремясь усилить свою власть и объединить государство, Владимир Святославич
попытался собрать в Киеве изображения всех языческих богов и сделать
обязательным поклонение им. Но эта попытка не имела успеха. Киевское государство
нуждалось в религии, освящавшей новые феодальные порядки. Такой религией было
христианство. Крещение Владимира Святославича произошло, видимо, в конце 987 или
начале 988 года. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством
Владимира Святославича в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить
восстание в Малой Азии Владимир Святославич потребовал заключения союза с Русью,
скрепив его браком с Анной, сестрой императора Василия II Болгаробойцы. Византия
была вынуждена согласиться, но когда русское войско помогло подавить восстание,
Василий II отказался от этих условий. Русские войска заняли город Херсонес в
Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Около 988-989 годов
Владимир Святославич ввел христианство в качестве государственной религии (см.
Крещение Руси).

Владимир Святославич выдал клиру Десятинной церкви так называемую
«подтвердительную грамоту», определившую доходы и судебные права церкви, которая
позже легла в основу устава князя Владимира. При Владимире Святославиче в
Киевской Руси происходил экономический, политический и культурный подъем.
Развивались феодальные отношения. При Владимире Святославиче укрепилась власть
Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и
другими сооружений. Однако к концу правления Владимира Святославича наметились
признаки феодальной раздробленности. Княжение Владимира Святославича оставило
глубокий след в народной памяти, как время могущества единой Киевской Руси,
сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно
идеализирующих деятельность Владимира Святославича, он выступает как «Владимир
Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями,
обороняющими русскую землю.

И. У. Будовниц. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН — ВЯЧКО. 1963.

Литература: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Сб. в память
900-летия крещения Руси, К., 1888; Завитневич В. З., Владимир Святой, как
политич. деятель, К., 1888; Срезневский В. И., Память и похвала князю Владимиру
и его житие по сп. 1494 г., СПБ, 1897; Шахматов А. A., Корсунская легенда о
крещении Владимира, СПБ, 1906; Юшков С. В., Исследования по истории рус. права,
в. 1, Новоузенск, (19251; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Будовниц И.
У., К вопросу о крещении Руси, в сб.: ВИРА, (т.) 3, М., 1955.


Вернуться на главную страницу
Владимира Святославича

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

10.2: Владимир I и христианизация

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    253574
  • Цель обучения

    • Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I

    Ключевые моменты

    • Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
    • Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
    • После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
    • Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.

    Термины

    Константинополь

    Столица Византийской империи.

    Перун

    Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.

    Василий II

    Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.

    Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 9с 80 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

    Ранние мифы о христианизации

    Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

    Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

    Владимир I и его приход к власти

    Главным деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

    Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

    Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

    Константинополь и обращение

    Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

    Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

    Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

    Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

    Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

    Крещение Киева

    По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

    Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

    Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

    Источники

    Контент по лицензии CC, Ранее был опубликован

    • Безграничная мировая история. Автор : Безграничный. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/world-history/textbooks/boundless-world-history-textbook/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Религия как гибридное военное оружие для достижения геополитических целей России

      Крестный ход Киевской Руси, Киев, 27 июля (Источник: Kyiv Post)

      28 июля украинские православные христиане отметили 1033 годовщину Крещения Киевской Руси — знаменательное ежегодное событие в украинской истории и еще один повод для политических спекуляций президента России Владимира Путина. После того как Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей I в 2019 г. подписал с Украинской Православной Церковью томос , предоставив ей автокефалию — независимость от Русской Православной Церкви (см. EDM, 26 июля 2018 г.; RFE, 23 января 2020 г.)— эксперты предупредили, что Москва удвоит свои усилия по превращению религиозных вопросов в оружие в качестве элемента своей «гибридной войны» против Украины  (Warsawinstitute.org, 31 января 2019 г.).

      В своей недавней статье «Об историческом единстве русских и украинцев» (Kremlin. ru, 12 июля) Путин почти в каждом абзаце апеллирует к «единству православного христианства», делая особый акцент на принятии киевским князем Владимиром Великим христианская вера в 988 году как символ родства. Более того, факт крещения правителя Киевской Руси в Херсонесе (сегодня Севастополь, Крым) был использован Путиным как оправдание оккупации Крыма, а именно «объединения священных земель колыбели славянских народов — Киева». Русь» ( «Парламентская газета» , 27 июля 2018 г.). Однако исторически ошибочной является не только ассоциация терминов «Русь» и «Россия» (Fakeoff.org, 18 февраля 2015 г.; RFE, 12 апреля 2020 г.), но и факт принятия Россией Дня Крещения Киевской Руси в 2010 г. всего через два года после указа бывшего президента Украины Виктора Ющенко об учреждении праздника в 2008 году — поднимает вопрос о реальных намерениях России (Rada.gov.ua, 25 июля 2008 г.; Кремль.ру, 1 июня 2010 г.).

      Согласно последнему опросу Аналитического центра Разумкова, 34 процента украинцев идентифицируют себя с Автокефальной Православной Церковью Украины Киевского Патриархата (УПЦ КП), и только 13,8 процента респондентов склоняются к Украинской Православной Церкви Московской Патриаршество (УПЦ МП). В свою очередь, 27,6% украинцев считают себя православными, но не принадлежащими к какой-либо конкретной церкви9.0,3% считают себя христианами, но не православными, 8,8% вообще не исповедуют никакой религии, 5,6% называют себя атеистами, 0,6% склоняются к другим религиям — преобладающие взгляды среди молодежи, презирающей межконфессиональные конфликты внутри страны. (Razumkov.org.ua, 3 февраля 2020 г.).

      Поэтому эффективность религии как оружия гибридной войны Кремля против Украины, особенно в последние несколько лет, вызывает сомнения. Принадлежность к Московской православной церкви неуклонно снижается в украинском обществе с начала войны с Россией. УПЦ МП неоднократно подвергалась упрекам и критике за то, что официально не осудила (а вместо этого даже поддержала) оккупацию Россией Крыма и восточноукраинских областей (см. ЭДМ, 26 июля 2018 г.). С началом российской военной интервенции в 2014 году промосковские священники были уличены в проведении российских идеологических кампаний, таких как пресловутый «Дар волхвов» (9). 0074 «Дары волхвов» ) операция. В феврале 2014 года «Дар волхвов», святое православное золотое украшение, которое должно было быть перевезено из Греции в Киев, оказалось в Крыму под охраной Игоря Гиркина — лидера сепаратистов, впоследствии виновного в катастрофическом сбитии рейса MH. -17 над Донбассом (The Interpreter, 27 июля 2014 г.). Так называемые «священники» впоследствии собрали толпы крымчан, чтобы «отпраздновать святыню», во время которой общественность открыто призывали молиться за интеграцию Крыма в Россию в условиях неопределенности, вызванной Революцией Достоинства на Украине (Радио Свобода, февраль 27). Большое количество украинцев также отталкивают обязательные молебны в приходах УПЦ МП за церковного лидера Патриарха Московского Кирилла — близкого союзника Путина, а также многочисленные инциденты, когда местные священнослужители УПЦ МП отказываются проводить панихиды по убитым украинским воинам. на передовой (Religion.in.ua, 4 августа 2014 г.).

      Однако религиозная пропаганда Кремля не ограничивается внутренними делами. После письма Патриарха Кирилла Папе Франциску Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, канцлеру Германии Ангеле Меркель и президенту Франции Эммануэлю Макрону с жалобой на «притеснение поддерживаемой Москвой церкви со стороны украинского правительства» (Mospat.ru, 14 декабря 2018 г.) к этому натиску дезинформации добавилась волна русских православных религиозных лидеров. Так, пророссийский епископ Гедеон пожаловался в Госдепартамент США на свою депортацию из Украины и предполагаемые злоупотребления со стороны Киева в отношении УПЦ МП ( Spzh.news , 16 февраля 2019 г.). За этим последовал другой епископ Виктор Коцаба, составивший письмо с аналогичными обвинениями в адрес Европарламента (Risu.ua, 28 февраля 2020 г.). Ни один из этих призывов не был принят во внимание Западом — еще один провал «религиозной» политики России.

      Конечно, все подобные жалобы на Запад о предполагаемых нападениях на Русскую Церковь в Украине игнорируют или отвлекают внимание от реальных злоупотреблений, происходящих внутри России. Действительно, всего за год до того, как Патриарх Кирилл обратился к представителям Нормандского формата по поводу того, что, по его словам, является нарушением прав человека в Украине (Patriarchia.ru, 17 мая 2017 г.), он прямо назвал концепцию прав человека «глобальной ересью». (Интерфакс, 20 марта 2016 г.). А позже он открыто демонизировал сообщества ЛГБТК+ как в Украине (Dumskaya.net, 20 августа 2019 г.) и Грузии, в основном на фоне недавних насильственных протестов в последней ( Коммерсантъ , 8 июля 2021). Более того, продвигая Россию как предполагаемое светило православия и святого спасителя во всем мире, Москва игнорирует преследования других религиозных групп в своем «мультикультурно дружественном» государстве (Hrw.org, 9 января 2020 г.; Crisisgroup.org, май 2020 г.). 12 сентября 2021 г.), включая запугивание крымскотатарских мусульман в оккупированном Крыму (State.gov, 12 мая).

      Поскольку Московский Патриархат потерял значительную поддержку среди прогрессивных украинских граждан, продолжающаяся линия путинских «религиозных» атак теперь, возможно, нацелена только на две основные группы: оставшихся в стране прихожан УПЦ МП, таких как те, кто собрался во вторник в Украинская столица (несмотря на COVID-19ограничений) для шествия в честь Дня Крещения Киевской Руси (Hromadske.