В каком году было взятие казани: Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года

Содержание

Новое покорение Казани. Русь, которая была

Новое покорение Казани

А теперь вновь вернемся к событиям согласно альтернативной версии.

В 1549 умирает Семен Бельский, правивший в Казани под именем Сафа-Гирея, оставив наследником двухлетнего сына. Собрав большое войско во главе с Шиг-Алеем и Дмитрием Бельским, россияне двинулись на Казань, но их постигла неудача вследствие измены Бельского, явно не желавшего падения Казанского царства.

Вскоре Бельский умирает, история умалчивает о причине смерти, она была, вероятно, насильственной, но огласке не предана: в стране был период национального примирения, и поэтому нельзя было давать повода для будущих усобиц.

Тем не менее, война продолжилась, и в 1551 году Казань вынуждена была покориться, ожидая нового царя — ставленника Москвы. Но боярами для Казани была уготовлена судьба Ярославля: никаких царей, а только московские наместники.

Главные московские противники были схвачены, частично перебиты на месте, а оставшиеся в живых 45 знатнейших мурз были отправлены в Москву, где и казнены. Шиг-Алей въехал в Казань и сел на трон, оставаясь при этом и Московским царем. Казанское ханство было разделено на две части, но когда местная знать решила протестовать, Шиг-Алей (т. е. его бояре) пригласил оставшихся в живых от предыдущей резни самых знатных и влиятельных казанцев во дворец, где их и зарезали, а в Казань были назначены московские наместники. Другую часть местной знати вывезли в Москву, но это не помогло: казанцы восстали.


В 1551 году произошел переворот в Крыму, что и обусловило невмешательство крымцев в казанские дела. По приглашению восставшей казанской знати на их престол был возведен астраханский царевич Едигер Магмед.

В 1552 году большое русское войско, хотя татар в нем было больше, чем в войске Едигера, осадило Казань и после многомесячной осады взяло ее. Взятие Казани, а впоследствии и Астрахани, наполнило Россию новой волной татар-переселенцев (речь идет в первую очередь о татарской знати), многие из которых крестились. Так, захваченный в плен казанский царь Едигер Магмед получил христианское имя Симеон.

А вообще о засилье татар говорит хотя бы такая выдержка из Карамзина о событиях 1553 года: «Государь с царем Симеоном, Шиг-Алеем, с князьями Черкесскими и с царевичем Кайбулою выехал в Коломну, послав к. Владимира Андр. с к. Микулинским в Серпухов, а царя Дербыша…» Не слишком ли много татар даже для нашей фантазийной традиционной истории? Может быть, это мой тенденциозный подбор? Тогда вот еще летописные строки 1557 года: «В большом полку Шиг-Алей, да бояре к. Мих. Вас. Глинской, да Дан. Романович, да Черкаские князи Сибок с братьею; а в передов. царевич Тахтамыш, да бояре Ив. Вас. Шереметев большой, да Алексей Дан. Басманов, да Черкасские князи Иван Маашик с братьею, да Дан. Адашев, а с ним казанские люди и с Свияги, и из Чебоксар, и черемиса, и новокрещеные; а в правой руке царевич Кайбула… и городецкие люди, Сеит и князи и мурзы».

В 1553 году умирает Шиг-Алей. Шесть лет стабильного правления бояр при слабоумном царе благотворно повлияли на обстановку в стране, гибель самых крупных и амбициозных фигур в России при смуте 1533—1547 годов оказалась для боярской Думы стабилизирующим фактором.

Встал вопрос: кого избрать в цари? Мнения бояр разделились: одни предлагали старшего сына Шиг-Алея — Ивана, по-татарски тоже носившего имя Шиг-Алей, или уже бывшего царем, будучи ребенком, Владимира Андреевича Глинского (т. е. Ивана Васильевича Глинского).

Противостояние разрешилось мирным путем: Иван был провозглашен царем, естественно, под контролем боярской Думы, а Глинский стал его наследником на случай смерти Ивана.

Традиционная версия истории те же события описывает схоже, но выводы делает совершенно иные.

Итак, по ТВ в 1549 году умирает казанский царь Сафа-Гирей, оставив наследником двухлетнего сына Утемиш-Гирея. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, русские войска во главе с царем, его братом Юрием и Шиг-Алеем выступают на Казань, но поход заканчивается неудачно. Вину за это возлагают на главного воеводу Дмитрия Бельского, который вскоре умирает.

Продолжением войны с Казанью послужили действия тестя умершего казанского царя ногайского князя Юсуфа, решившего выдать замуж свою дочь, вдовую царицу, за Шиг-Алея. Последний победоносно идет на Казань, где и становится царем, а Утемиш-Гирей с матерью отосланы в Россию. Но в 1552 году вследствие внутриказанских интриг Шиг-Алей вынужден покинуть Казань и выехать в Россию. На казанском престоле оказывается Едигер Магмед.

На Казань готовится большой поход, в это время в Москву прибывает Шиг-Алей, где и женится на вдовой казанской царице.

Наконец, летом 1552 года русское войско во главе с царем Иваном IV Грозным, а также Шиг-Алеем и Владимиром Андреевичем выступает на Казань. Шиг-Алей отправляет письмо новому казанскому царю с требованием подчинения Москве. Заметьте, не Иван IV Васильевич Грозный, а именно Шиг-Алей пишет это письмо.

Традиционная история объясняет это тем, что они родственники. Такое объяснение можно было принять, если бы не ответная грамота из Казани, которую получил уже не Шиг-Алей, а сам царь. Наконец, после длительной осады и последовавшего ожесточенного штурма Казань была захвачена. Наместничество в Казани и Свияжске (город-крепость) получили представители рода Шуйских.

В начале 1553 года произошло крещение обоих бывших казанских царей: малолетнего Утемиш-Гирея и Едигера, получивших христианские имена Александр и Симеон.

В марте этого же года начались довольно странные и во многом до сих пор непонятные события: царь Иван IV внезапно заболел сильной горячкой, да так, что все признали безнадежность его выздоровления. Умирающий царь объявляет завещание, по которому наследником должен стать его полугодовалый сын Дмитрий. Однако значительная часть знати во главе с его кузеном Владимиром Андреевичем и князем Иваном Шуйским отказывается присягать, открыто заявляя об этом умирающему царю.

Кто же должен занять престол? Юрий, брат Ивана Грозного? Оказывается, нет. Юрий Васильевич, «обиженный природою, не имел НИ РАССУДКА, НИ ПАМЯТИ». Правда, почему-то до этого он женился, а во время казанского похода (то есть полгода назад), когда царь отсутствовал, был главою Москвы, и царь то и дело слал ему гонцов с вестями о состоянии военных кампаний, в которых он участвовал.

С дураком так не поступают. Значит, не такой уж и дурак? Но стоит царю лечь на одре, тут же сразу традиционные историки заявляют, что Юрий — дурак, причем полный кретин, раз нет «ни рассудка, ни памяти».

Кого же тогда на трон? Владимира Андреевича. Тем временем противостояние умирающего царя (живуч!) и бояр продолжается несколько дней, и царь все же склоняет большинство из них к присяге на верность сыну-наследнику, а вскоре чудесным образом исцеляется. Если вы думаете, что Иван Грозный стал рубить головы боярам-изменникам, то вы глубоко ошибаетесь. Наоборот, он обласкал Владимира Андреевича, а кое-кто из наиболее рьяных противников царя получил боярский титул.

Вскоре, отмахнувшись от всех важных государственных дел, Грозный вместе с царицей и грудным наследником едет по монастырям. Подробности его путешествия и поведения неоспоримо свидетельствуют об отсутствии здравого ума у царя. А царевич Дмитрий во время этой поездки умирает. Однако через несколько месяцев рождается новый наследник — царевич Иван. Царь в новом завещании объявляет младенца наследником, а его опекуном и государственным правителем… Владимира Андреевича, с правом наследования трона в случае смерти младенца Ивана. А характер Ивана Грозного начинает резко меняться.

При сравнивнении двух версий этого исторического периода, отчетливо видны надуманность, а то и просто нагромождения нелепостей, нестыковок в версии традиционной, что нельзя сказать про альтернативную. Не спорю, и к ней тоже есть много вопросов, но согласитесь: традиционную историю «изучали» и «развивали» несколько столетий, а данная альтернативная появилась только с выходом этой книги.


Следует немного остановиться на сравнении параллельных событий двух версий, которые происходили в 1553 году. В одной умирает младенец Дмитрий, в другой — царь Шиг-Алей. Давайте посмотрим, как мог трансформироваться слабоумный и старый царь Шиг-Алей из альтернативной версии в младенца царевича Дмитрия по ТВ.

Итак, по альтернативной версии Шиг-Алей болеет и находится при смерти. Не отметить это событие в своей правленной истории ее передельщики не могли: поэтому в традиционной истории царь серьезно заболел. Но царь Шиг-Алей умирает в 1553 году, и это событие правщики истории не решаются скрыть. Но тогда встает вопрос: кем его заменить? Фантазии у них не хватило. За основу сочиненной новой версии смерти был взят эпизод со смертью царевича Дмитрия в 1591 году, произошедшего в Угличе. Царевич был зарезан по вине его няньки. Так в правленных летописях появился царевич-младенец и тоже по имени Дмитрий, которого нерасторопная нянька уронила в воду. Согласитесь, что поверить в то, что у Ивана Грозного было два сына с одинаковым именем Дмитрий, которые в детстве погибли из-за няньки, трудно. В такое поверить нельзя, но почему-то верят, и никто из историков не сравнивает эти два события. Может быть, для того, чтобы у людей не возникали сомнения в правдивости их научной истории?

«Падающая» башня Казани

«Падающая» башня Казани
Ранее считалось, что знаменитая «падающая» башня царицы Сююмбеки была построена в первой половине XVI века. По одной из легенд, ее возвели всего за семь дней по приказу Ивана Грозного после взятия Казани в 1552 году. Легенда также гласит, что с ее

Взятие Казани

Взятие Казани
Археологам попались и трагические свидетельства взятия Казани Иваном Грозным. Русский царь предпринял три похода на Казанское ханство; только третий завершился в октябре 1552 года взятием столицы. Согласно летописям русское войско насчитывало 150 тысяч

Взятие Казани

Взятие Казани
В декабре 1549 г. русские предприняли новое наступление на Казань. 12 февраля 1550 г. царь впервые появился у стен татарской столицы. После обстрела крепости из орудий войска пошли на общий штурм, но успеха не добились. Простояв одиннадцать дней под Казанью, Иван

Взятие Казани

Взятие Казани
В декабре 1549 г. русские предприняли новое наступление на Казань. 12 февраля 1550 г. царь впервые появился у стен татарской столицы. После обстрела крепости из орудий войска пошли на общий штурм, но успеха не добились. Простояв одиннадцать дней под Казанью, Иван

Взятие Казани

Взятие Казани
Земли объединял еще отец Иоанна, Василий III, но это не было созданием единого государства, ибо феодальная аристократия не желала терять свои права и привилегии. Извечный вопрос: что создает единую страну? Земли с народами или народы с землями?Для понимания

Взятие Казани

Взятие Казани
Вы послушайте, ребята, что мы станем говорить,А мы, старые старушки, станем сказыватиПро Грозна царя Ивана про Васильевича.Как царь-государь под Казань подступал,Он под речку под Казанку подкоп подкопал,Что подкоп подкопал, сорок бочек закопалЧто с тем ли

Взятие Ермаком Казани

Взятие Ермаком Казани
На усть было матушки Волги-реки,Собирались казаки-охотники,Донские казаки сы яицкими. Атаманушка был у казаковЕрмак сын Тимофеевич,Есаулушка был у казаковС тихого Дона донской казак,Тот Гаврюшка сын Лаврентьевич.Ермак возговорит, как в трубу

Покорение Казани

Покорение Казани
Как известно, Казань была покорена во время правления Ивана IV Грозного. Но впервые это произошло все-таки при Иване III Грозном в 1487 году (что, впрочем, не отрицает и ТВ).В Казани долго правил Ибрагим, сын Мамутяка и соответственно двоюродный брат Андрея

7.2. Для переправы через Волгу и взятия Казани Иван Грозный приказал построить город Свияжск на другом берегу Волги, прямо напротив Казани

7.2. Для переправы через Волгу и взятия Казани Иван Грозный приказал построить город Свияжск на другом берегу Волги, прямо напротив Казани
Вернемся от Ливонской войны немного назад во времени. Ливонская война началась походом 1558 года, когда московские войска, выйдя из

Взятие Казани

Взятие Казани
Между тем в Казани начались беспорядки. Стали произносить слова против начальства. В университете пели недозволенные песни.– Все это инородцы мутят! – говорили в Москве.И говорившие так не ошиблись. Татарская партия овладела умами молодежи и мутила их.На

Первый бросок на Восток: покорение Казани

Первый бросок на Восток: покорение Казани
На востоке главной задачей было защитить Русь от татарских набегов и расширить ее пределы. Москва не могла мириться с тем, что у нее под боком еще сохранялись остатки Золотой Орды. Самым сильным противником было Казанское ханство.

Глава 4. РЕФОРМЫ ИВАНА IV. ПОКОРЕНИЕ КАЗАНИ И АСТРАХАНИ

Глава 4.
РЕФОРМЫ ИВАНА IV.
ПОКОРЕНИЕ КАЗАНИ И АСТРАХАНИ
В 1548 году Сигизмунда I Старого сменил на польском и литовском престоле его сын Сигизмунд II Август. Королевские послы Станислав Кошка и Ян Камаевский знали о казанской неудаче и ждали от Ивана IV возвращения Смоленска.

Покорение Казани

Покорение Казани
Татарский вопрос был в то время самым актуальным для страны. Он обходился русским в тысячи жизней ежегодно – людей убивали во время набегов и угоняли в рабство, не зря именно Грозный вынужден был ввести в стране невиданный ранее налог – «полоняничные

Взятие Казани

Взятие Казани
В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из крымского рода Гиреев, Казанское ханство предприняло около сорока походов, в основном на Нижний Новгород, Вятку, Владимир, Кострому, Галич, Муром, Вологду. В 1546 году Шах-Али, казанский хан,

Покорение Казани и Астрахани

Покорение Казани и Астрахани
Казань во время малолетства Ивана Васильевича, по словам современника, «допекала Русь хуже Батыева разорения»: казанцы беспрестанно нападали на русские земли, разоряли их, жгли, грабили и убивали людей; жестокости творили страшные: у

К рассказу «Покорение Казани и Астрахани»

К рассказу «Покорение Казани и Астрахани»
Два раза уже юный царь московский ходил под Казань.  – В 1547–1548 и 1549–1550 гг.Сияжск – крепость при впадении в Волгу р. Свияги, в 30 км западнее Казани. Была построена в мае-июне 1551 г. под руководством дьяка Ивана Выродкова.Тогда царь

Благовещенский собор Казанского Кремля как память о взятии Казани

Благовещенский собор Казанского Кремля был возведен в максимально короткие сроки при участии Ивана Грозного. Процесс строительства был реализован всего за пару суток. Это невероятная скорость. Приказ о монтажных работах царем был дан после взятия Казани. Русское войско одержало победу. В тот период русские, попав в город, разгромили буквально все, что имело отношение к мусульманской общине. На руинах было решено соорудить первую православную церковь.

Каменная обитель была заложена в 1556 году. Все работы производились под руководством постника Яковлева. Напомним, что именно он занимался воздвижением собора Василия Блаженного. Добыча первого камня выполнена на противоположной стороне Волги. В 1562 году величественное сооружение было полностью отстроено, освещение произведено 15 августа.

Общие сведения

Самое старое сооружение Казанского ансамбля долго время имело статус главного. Красивейший объект 16 столетия привлекает туристов со всех уголков планеты. Сюда приезжают не только верующие, но и те, кто не равнодушен к архитектуре прошлого. Образец псковской архитектурной школы хранит в себе важнейшие собрания 16-18 столетия. Именно тут находится Ефремово Евангелие. Помимо основного здания, ансамбль включает Архиереский дом, Консисторию, многочисленные подсобные возведения, мостовые.

Сердце Казанского Кремля нередко подвергалось многочисленным нападениям. Объект подвергся осаде красноармейцев. По приказу Ленина враги были одолены любой ценой. Затем все церкви в городе были закрыты. Единственное, что было разрешено – это забрать из святыни раку и некоторые иконы. Все ценности были перенесены в церковь Николы Тульского Казанско-Богородицкого.

К сожалению, большевики разгромили практически все на своем пути. Разрушены литургические емкости, книги, шитье и многое другое. Большинство ценностей пропало практически бесследно. Также в 1922 году появился декрет о ликвидации церковного имущества. Все имущество было изъято комиссией.

Через некоторый отрезок времени в церкви разместился государственный архив. Предусмотрено около четырех перекрытий с ярусами. В подвале организовали хранилище для овощей, сторожка. Такая обстановка продолжалась до 1977 года. Вскоре внешний облик здания подвергся восстановлению. Купола и барабаны приобрели прежнее обличие. Их снова позолотили.

Последние реставрационные мероприятия приходятся на 2005 год. Создан указ М. Шаймиева в 1995 году. Сооружение приобрело статус музея-заповедника. В работах по возобновление отдельных элементов активное участие научно-реставрационное художественное управление. Весь комплекс работ проводился во главе директора Ю.В. Павлова. Бригада московских иконописцев прекрасно справилась с поставленной задачей. К 450-летию Казанской епархии все было завершено.

Архитектура

Внешнее оформление обители производит противоречивое мнение. С первого взгляда здание может показаться несколько несимметричным или непропорциональным. Многие говорят о его чрезмерной перегруженности. Складывается впечатление, что она нелепо вытягивается с восточной стороны. Придельные части немного выступают вперед.

Прототип данного объекта в настоящее время подобрать достаточно проблематично. Если вы будете рассматривать данное творение архитекторов, то сложится впечатление, что вы погружаетесь в далекое прошлое – древняя кладка, необычная структура.
Количество желающих посетить данное место с каждым годом только увеличивалось. В скором времени объект не мог помещать в себе всех желающих. Поэтому, роль центрального храма была перенаправлена. Святыня не была разобрана и по-прежнему являлась одним из главных украшений города. Она прекрасно гармонирует на фоне других строений.

Если вы внимательно рассмотрите достопримечательность, то непременно заметите знаковые очертания архитектуры великого и знаменитого мастера Постника Яковлева. Особенно символичные черты четко заметны на кровле боковых приделов. Стены характеризуются килевидным оформлением, фасады богато оформлены. Основной объем представлен тремя апсидами и барабанами. Они обрамлены аркатурными поясами. В верхней части сооружения н6аходится традиционный псковский орнамент. Такой же узор есть и на барабане центральной главы. Все эти моменты отсылают нас к средневековью. В общей сложности все декоративные элементы придают святыни определенную пикантность и выразительность. Все смотрится максимально гармонично.

Внутреннее убранство

Интерьер святыни состоит из несколько зон, которые удачно комбинируются друг с другом. Парадный вход ансамбля располагается в наиболее вытянуто части сооружения. Далее, следует трапезная двухсветного типа. Она была пристроена несколько позднее в 1840-х годах. По периметру располагаются лестницы, хоры. Поддержка сводов выполнена арками в количестве двух штук. От основного четверика трапезная разделяется пролетом, состоящим из трех арок. Свод по центру является несколько крупнее тех, которые монтированы по бокам.

Большой объем является прямоугольным и представлен крестово-купольным трехапсидным храмом. Святыня отличается наличием круглых массивных столпов в количестве 6 штук. Они дополняются барабанами. Примечательно, что направление к основному куполу выполнено при помощи тромпов. Обычно для этой цели используются паруса. Такой подход придает строению некую изюминку. Тромпы зачастую использовались в восточных странах. Исследователи говорят, что появление данного элемента является следствием попадания русских умельцев в иную культурную среду.

Отдельного внимания заслуживает напольное покрытие. Его относят к началу 20-го тысячелетия. Кладка сделана при помощи керамической плитки, когда проводился цикл реконструкционных мероприятий — 1906-1909 гг. Проемы в форме арок плавно переходят в пределы. Они были возведены еще в 1840 г совместно с трапезной. Приделы сообщаются с улицей, имеют входы.

Существуют предположения, что здесь в скором времени начнет работать музей православной культуры. Ранее здесь, перед началом революционных восстаний, находился храм «Всех Святых» с архиерейскими захоронениями.

О том, когда проводилась роспись храма существует немало мнений. Специалисты утверждают, что данный вид работы был выполнен в 17 столетии. Росписи не уцелели под влиянием многочисленных пожаров. Остались после возгорания лишь некоторые фрагменты. Над их восстановлением трудились мастера современности.
В 1870 г. в храме функционировала артель популярного иконописца Н.Л. Сафонова. Мастер был из Владимирской губернии. Над программой росписи проводил работу Казанский и Свияжский Антоний. Это известный духовный писатель и богослов. По его книге проходили обучение даже в Греции.

Если рассматривать фрески, то можно почерпнуть много информации об истории. Четко прослеживается процесс обретения, и прославления Казанской иконы Божией Матери, обретение мощей Гурия и т.д. К сожалению, внушительная часть фресок была потеряна еще в советскую эпоху. Но всё же самые информативные сохранились. Они уцелели чудесным образом. Основная причина — это длительное использование обители под нужды хозяйства. Здесь был оборудован республиканский архив. Для настенной живописи был создан щадящий режим. В 20-21 веке современники проводили целый комплекс работ по восстановлению живописи. В настоящее время духовная ценность смотрится достаточно нарядно.

В настоящее время обитель включена в состав историко-архитектурного музея заповедника «Казанский кремль». Количество желающих приехать сюда с каждым годом только увеличивается. Невероятное по красоте и значимости сооружение восхищает своим величием и богатым убранством. Собор прекрасен как внутри, так и снаружи. Богослужения проводятся регулярно. О порядке проведения вы всегда можете узнать на официальном сайте или при прибытии.

Как добраться?

Доехать до достопримечательности несложно. Она находится в столице Республики Татарстан – в Казани. Доступно железнодорожное, автобусное и воздушное сообщение. Можно подобрать любое решение в зависимости от индивидуальных предпочтений. Если вы будете ехать из Москвы, то удобнее воспользоваться федеральной трассой М-7. Она следует через такие города, как Владимир, Чебоксары, Нижний Новгород. Вам потребуется преодолеть примерно около 800 км. В самой Казани добраться до святыни будет несложно. Автобусы – 22, 58, 83, 89. Самая ближайшая станция – метро «Кремлевское».

Достопримечательности

Памятник русской архитектуры обладает ценным собранием книг старопечатного и рукописного вида. В период разорения большая часть экземпляров была перевезена в Казанский Университет. На большом количестве книг была сохранена надпись «К.К.С.». Это рукописная помета. Некоторая литература попала в храм из рук знаменитых особ. Самый новейший уцелевший книжный экземпляр – Ефремово Евангелие. Он был напечатан в столице в 1906 году. Это подарок Казанского Ефрема, который начал свое правление в 1613 году. Данная информация подтверждается соответствующей надписью.

В роли главной святыни собора выступает рака, где находятся мощи строителя собора первого святителя казанского Гурия. Он умер 5 декабря 1963 года. Захоронение выполнено под алтарем храма. В 1630 г осуществлено перенесение святых мощей в Благовещенскую святыню. Их положили около северной стены в раку, изготовленную из серебра. На нее был подарена князем Аристовым покров, изготовленный из золотых и серебряных ниток. На покрове выполнен лик Гурия в полный рост. В 19 столетии была сооружено новое место хранения. В этом процессе принимал участие казанский купец Петр Свешников.

Возле раки находилась фелонь, изготовленная из шелковой, узорчатой ткани. Также был предусмотрен жезл из дерева. Он устроен таким способом, чтобы престарелый святитель смог при необходимости опираться на него.

Келья Святителя

В процессе проведения реконструкционных мероприятий было задумано открыть келью. Так называли компактную каморку, выполненную из волжского камня. При восстановительных работах был найден Нерукотворный Образ Спасителя. Интересно, что краски изображения с каждым годом становятся только ярче. Для фрески был сделан специальный киот. С западной части изготовили дверь. Несколько позднее пристроили малую часовню, которая в первозданном виде сохранилась до наших дней. Сегодня ее может посетить каждый желающий.

Некрополь

Все захоронения производились по строго установленным традициям России. Здесь покоятся иерархи, цари, князья, лица, которые пожертвовали храму крупные суммы. Именно здесь захоронены великие князья Владимира, московские княгини, императоры.
Благовещенский собор на протяжении 400 лет являлся местом, где покоятся казанские архиереев. Самым первым, кто здесь погребен – это владыка Вассиан.

Великолепное сооружение поражает взоры туристов своей неповторимостью, изысканностью. Пять глав лазурного цвета и великолепные купола в форме креста выступают в роли визитной карточки святыни. При строительстве внешнему убранству уделяли особое значение. Внутри также имеется немало примечательного.

К созданию памятника архитектуры прикладывали усилия разные зодчие России. Их старания не прошли даром, а результаты превзошли все ожидания. Большая часть день на восстановление приходила из казанской казны. Интересно, что сама звонница монтирована внутри постройки, поэтому ее практически неслышно. Это намеренный шаг, так как напротив находится мечеть Кул-Шариф. В нем молитвы тоже слышны только внутри.

Попадая во внутрь обители, каждый испытывает необыкновенное чувство. На ее ступени когда-то ступали люди, принесшие колоссальный вклад в историю всей страны.

Видео

город Казань и Россия история противостояния

город Казань сегодня
  • Гербы Казани и Татарстана
  • Казанские памятники и мемориалы
  • Список мусульманских мечетей Казани
  • Список церквей Казани
  • Список театров Казани
  • Казань городские спортивные секции и занятия
  • Рейс в город Казань: аэропорт
  • Казань Россия — Верхний город
  • Казань Верхний и Нижний города
  • Казань Памятная дата — День Республики
  • Казань город-организатор Летней универсиады 2013
  • Казанский городской метрополитен
Казанский государственный университет
  • Казанский государственный университет общая информация
  • Библиотека Казанского государственного университета
  • Музеи Казанского государственного университета
  • Научная база Казанского государственного университета
  • Химический факультет Казанского государственного университета
  • Казанский государственный университет ректор
Город Казань с фотографиями и информацией
  • Виды Казанского Кремля
  • Архитектура центральной части города Казани
  • г. Казань — виды современной архитектуры
  • г. Казань — озеро Нижний Кабан фото
  • Булгарский город — древняя архитектура часть 1
  • Булгарский город — древняя архитектура часть 2
Гостиницы города Казани
  • г. Казань дорогие гостиницы
  • г. Казань средние гостиницы часть 1
  • г. Казань средние гостиницы часть 2
  • г. Казань дешевые гостиницы
История города Казани
  • Хронология истории города Казани
  • Начало город Казань — Москва Россия соперник
  • Противостояние Казани и России
  • История Казанского Кремля
  • Средневековая казанская архитектура
  • Орнамент истории Казани
Татары — жители города Казани
  • Татары национальности
  • Исламская религия и культура казанцев
  • Татары предки народа: Великая Болгария
  • Книги татарского народа
  • Язык и литература татарского народа
  • Татарские традиционные костюмы фото

Социальные закладки

Как всегда бывает между соперничающими государствами , стремление к политическому и экономическому превосходству породило войны, хотя они перемежались длительными периодами мира. Из скудной арифметики русских летописей и летописей , видно, что западные соседи, русские княжества и Новгород , были более агрессивны, предприняв свыше тридцати военных походов на Волжскую Булгарию и город Казань , а последний ответил только семью.

Неудивительно поэтому, что в 1526 г. австрийский посол С. Герберштейн резюмировал свои впечатления от Казанского ханства такими словами: «Эти татары культурнее других, ибо поля свои обрабатывают, в домах живут , занимаются многими видами торговли, и они редко дерутся…».

Деревянный мост через реку Казанку у Казанского городского кремля

Противостояние Москвы-града и Казанского города-государства , равных по силе и влиянию, продолжалось до 1552 года, когда войска Ивана IV Грозного , сломив » договор о вечном мире», заключенный с г. Казанью г. великим князем Московским Иваном III, одолел г. Казань после длительной осады и разрушил государство. После взятия г. Казани г. 902.00 выжившие горожане были изгнаны и вынуждены жить в окрестных деревнях.

Из-за упадка в Казанском городском хозяйстве после изгнания татарских купцов новым правителям пришлось разрешить некоторым из них жить поблизости, в месте, где выросла Старо-татарская слобода , но они по-прежнему запрещалось жить и торговать в пределах Казанского города . В четвертом десятилетии XVII века, почти через столетие после завоевания Казань город , путешественник Адам Олеарий записал, что Казанский кремль «был занят только русскими , и ни один татарин не мог жить там, под страхом смерти».

Ничего не осталось от татарского зодчества в городе Казани кроме башни Сююмбика , чудом уцелевшей. События, которые захлестнули Казань город изменили его облик, но не душу и не память о Татарский народ .

Дополнительную информацию о России вы можете найти в путеводителе по городам и регионам России

© 20072012 Алекс Грачев, Сергей Козин. Все права защищены. Политика в отношении авторских прав/ИС.

В поисках потерянного золота России

Загрузка

Приключения и приключения | Поезд

В поисках потерянного российского золота

(Изображение предоставлено Маартен Удема/Алами)

Автор Лина Зельдович, 33 октября 2017 г.

Сто лет назад большевики захватили весь золотой запас семьи царя Николая II – по крайней мере, они так думали.

I

Это была наша третья ночь в Транссибирском экспрессе в середине июля, и мы привыкли к жаре. В доисторических автомобилях не было ни кондиционера, ни душа. Мой муж Денис, который совсем не говорит по-русски, остался играть со своей новой навороченной видеокамерой, а мне повезло больше — я могла слушать разговоры. Пока я стоял в узком коридоре поезда, ожидая своей очереди в туалет, два русских парня средних лет, стоявшие передо мной в очереди, горячо спорили о печально известном поезде с сокровищами, который грохотал по этим самым путям. столетие назад, возможно, определив курс русской революции.

— Золото зарыто в лесу прямо там, — сказал один из них, тыча пальцем в бескрайние сибирские равнины, пролетавшие за окном. — Охранники украли кучу всего по пути.

«Нет, золото упало в [озеро] Байкал! Вот почему никто не может найти никаких его следов».

Печально известный российский поезд с сокровищами — одна из самых загадочных легенд страны (Фото: Maarten Udema/Alamy)8
• Город, давший имя России
• Потерянные драгоценности Плохого Короля Иоанна
• Почему не могут найти гробницу Чингисхана

Мужчины спорили об одной из самых загадочных русских легенд: о царе Семейный золотой запас Николая II, часть которого предположительно исчезла во время русской революции 100 лет назад.

Эта история — одна из причин, почему мы ехали этим поездом, поэтому я не мог не прервать. «Разве историки не согласны с тем, что все золото было найдено и учтено?» Я попросил. — Я прочитал это в книге Сергея Волкова «Призрак золотого поезда Колчака».

Человек в начале очереди рассмеялся. «Да правильно. Мы всегда верим тому, что читаем в книге!»

Дверь ванной открылась, и мимо нас протиснулась пожилая дама. Мужчина вошел, но прежде чем закрыть дверь, высунул голову и снисходительно сообщил мне: «Каждый может написать что угодно в книге. Если вы хотите знать настоящую историю, вы слушаете людей».

Белые силы перевезли почти 500 тонн золота царя Николая II по Транссибирской магистрали (Фото: Туул и Бруно Моранди/Getty Images)

Моя семья переехала в Нью-Йорк из России почти 30 лет назад, но меня до сих пор странно тянет к старым сельским сагам, и царское потерянное золото — одна из самых заманчивых.

Перед Первой мировой войной Россия обладала третьим по величине золотым запасом в мире, уступая только США и Франции. Когда началась война, сторонники царя, белые силы, перевезли почти 500 тонн золота из столицы Санкт-Петербурга, который, по их мнению, находился слишком близко к западной границе России для хранения золота, в Казань – мой родной город – большой торговый город на Транссибирской магистрали, примерно в 640 км к востоку от Москвы. Красная армия большевиков во главе с Владимиром Лениным и его командиром Львом Троцким осадила Казань, чтобы забрать сокровища у царских войск. У того, кто получит золото, будет достаточно денег, чтобы заплатить за оружие и солдат, и он выиграет революцию.

Летом 1918 года, после ожесточенной борьбы с белыми, Троцкий и большевики взяли Казань. Но когда красноармейцы победно прошли по ступеням Казанского банка, хранилища оказались пустыми. Клад уже был на пути в Сибирь, которая еще не была под контролем революционного режима. Троцкий собрал свой поезд и бросился в погоню.

Сто лет назад путешествие на поезде из Казани в Сибирь заняло бы месяцы (Фото: DEA PICTURE LIBRARY/Getty Images)0194

Совершив ночные омовения над грохочущей раковиной в похожем на туалет вагоне, я легла на кушетку, пролистывая книгу, опубликованную в 2011 г. два бронепоезда мчатся по тому же лесу, что и мой Транссибирский экспресс. Мне потребовалось бы три дня, чтобы добраться до Сибири из Казани, но столетие назад то же самое путешествие заняло бы месяцы. Поезда, работающие от ручных угольных печей, двигались медленно. И что еще более важно, стесненные прерывистыми боями, нехваткой горючего, суровой зимней погодой и общим хаосом войны, ни белые силы, ни большевики не могли быстро наступать. Погоня, больше похожая на шлепп с препятствиями, продвигалась в замедленном темпе.

Через несколько месяцев после начала гонки, на полпути через Сибирь, поезд с сокровищами прибыл в руки генерала Александра Колчака, новоявленного главнокомандующего Белых Сил. С войсками Троцкого на хвосте Колчак направил поезд дальше на восток, как можно дальше от врага. Он привел поезд в Иркутск, торговый город у озера Байкал. И именно там мой поезд останавливался следующим.

Золото было захвачено чешскими батальонами, застрявшими в Иркутске после Первой мировой войны. Фото: Lucille Kanzawa/Getty Images.0194

В Иркутск мы приехали глубокой ночью, когда город настолько опустел, что не было даже таксистов. Имея лишь смутное представление о том, где находится наш отель, мы с Деннисом тащили свой багаж по темным улицам, избегая бродячих собак, поселившихся в заросших кустах. Уличные фонари, похоже, не работали в этой части города, поэтому мы целый час ходили кругами, освещая луну единственным источником света. Мы едва могли поверить в свою удачу, когда наконец обнаружили наш отель за грядкой высоких деревьев.

Именно здесь, в Иркутске, чешские батальоны, нанятые Россией для участия в Первой мировой войне, оказались в затруднительном положении после того, как большевики захватили западную часть России и отрезали все пути в Европу. Чехи хотели вернуться домой, поэтому, когда поезд с сокровищами прибыл в Иркутск, они захватили Колчака и золото и передали их большевикам в обмен на разрешение отплыть из Владивостокского порта на Дальнем Востоке России. Инфраструктура на востоке России еще не была разрушена ни войной, ни революцией, поэтому для чехов двигаться на восток теперь было безопаснее, чем идти прямым путем на запад.

Залог сработал. Большевики забрали золото, позволили чехам начать свой путь и тут же расстреляли Колчака, который следующие 70 лет изображался в советских учебниках истории как враг народа и, таким образом, заслужил расстрел.

Генерал белых сил Александр Колчак, которого долгое время изображали врагом государства, теперь удостоен статуи в Иркутске (Фото: Вольфганг Келер/Getty Images)

Я сделал удивительное открытие. На одной из городских площадей я нашел недавно поставленный памятник Колчаку, чествующий его как крупного политического деятеля. Русские историки явно переписали эту главу революционной хроники; Медная табличка на памятнике поясняет, что он боролся за свои идеалы и погиб, защищая сокровища империи.

История Колчака завершилась в Иркутске, а путешествие за сокровищами — нет. Большевики погрузили золото в новый поезд и отправили обратно в Казань. По словам Волкова, клад был возвращен в целости. Но некоторые историки настаивают на том, что цифры не сходятся, легко ошибаясь на 200 тонн, если не больше. К последнему присоединяются краеведы: имея в руках такие огромные состояния, неужели голодные, злые, измученные войной чешские солдаты отдадут все Красной Армии, не сохранив немного на обратный путь? Согласно местной версии, чешские войска прятали ящики с золотом в своих поездах, направляясь на восток по скалистым склонам Саянских гор, стоящих почти перпендикулярно озеру Байкал. Именно на той расшатанной старой дороге, как говорят, один из перегруженных поездов потерял сцепление с дорогой и рухнул в воды Байкала километровой глубины.

И, как гласит легенда, там он и лежит до сих пор.

Легенда гласит, что часть царского золота сейчас лежит на дне Байкала. (Фото: Аннапурна Меллор/Getty Images) способный тянуть только две повозки, чтобы проследить то, что, возможно, было последним этапом путешествия золота. Когда мы высадились на нашей первой исследовательской остановке, ровном участке земли на вершине скалистого утеса с видом на озеро Байкал, наш тихий светловолосый гид Татьяна предупредила. «Будьте осторожны, спускаясь вниз, склон очень крутой!»

Прошли мимо деревенских бабушек, торгующих хлебом и копченым омулем , байкальской рыбой, и направились по извилистой тропе, заросшей двудомной крапивой. Рассыпчатая почва плохо держалась под ногами, заставляя нас цепляться за ветки деревьев и камни для равновесия. Пока несколько смельчаков купались нагишом в холодной байкальской воде, температура которой едва достигает 10 градусов, я сидел на холмике и смотрел вверх по отвесному склону, настолько отвесному, что уже не мог видеть наш поезд. Да, любые экипажи, потерявшие здесь опору, неизбежно рухнули бы в озеро.

Татьяна села рядом со мной, и я не мог не спросить: «Так это здесь отвалился знаменитый золотой поезд?»

Она широко мне улыбнулась. — Это зависит от того, кого вы спросите, — сказала она. «Люди из Москвы не верят в эту историю — они думают, что мы ее выдумали. Но местные старейшины, которые слышали это от своих родителей, знают, что что-то произошло. А если подумать, тогда аварии случались постоянно. Старые поезда были шаткими и неуравновешенными».

Кругобайкальский поезд следует тому, что, возможно, было последним этапом путешествия золота (Фото: wei cao/Alamy)

Ее слова заставили меня задуматься, каково было ехать сюда на поезде 100 лет назад, поэтому, когда я снова поднялся в гору, я направился прямо к поездной бригаде. За небольшие чаевые бригада позволила Деннису и мне покататься с ними в старом локомотиве рядом с шипящей, загружаемой вручную угольной печью.

«Золото ищешь, да?» — спросил меня один из матросов, когда поезд тронулся с оглушительным свистом. «Отец моего друга был профессиональным дайвером, который мог оставаться под водой в течение пяти минут. Каждое лето он нырял за этим золотом, но ничего не находил. Байкал хранит свои тайны, знаете ли.

– Так золото действительно там, на дне? Я попросил.

Вмешался другой член экипажа. «Когда исследовательский подводный аппарат «Мир» совершал погружения на Байкал в 2009 году, команда обнаружила обломки поезда на глубине 700 метров. Они видели мелкие предметы, блестевшие сквозь осадок в расщелине, поэтому не могли добраться до них, не могли схватить, чтобы поднять на поверхность. Если это не были золотые слитки, то что же это было, я вас спрашиваю?»

Поезд набрал скорость, и грохот его огромных металлических колес стал невыносимым. В течение следующего часа нас швыряло по маленькому домику и шлепало ветками деревьев, когда мы пытались выглянуть в окно. Но я увидел, как невероятно близко были гусеницы к зыбкому краю, и от ощущения покалывания в позвоночнике от нависания над этим ничтожеством у меня закружилась голова.

Когда разразилась Первая мировая война, Белые силы перевезли золото семьи царя Николая II на восток из Санкт-Петербурга в Сибирь. (Фото: BBC)

Южная оконечность Байкала, восстанавливающаяся после ухабистой поездки на поезде и наблюдающая, как солнце садится в озеро, окрашивая воды в мерцающий золотой цвет. Я был втянут в очередной спор с еще одним местным жителем — на этот раз с знатной дамой, у которой был знакомый неопровержимый аргумент в пользу золота. Ее сын, неуклюжий мужчина лет двадцати, тихо слушал, но она расстроилась из-за того, что я осмелился подвергнуть сомнению легенду. «Нельзя просто исходить из того, что написано в книге», — восторгалась она. «Нужно слушать людей!»

И тут меня осенило. В России, пережившей десятилетия пропаганды, печатное слово меняется от одного режима к другому, капризное, как байкальская погода. Памятник Колчаку, который я видел в Иркутске, — прекрасный тому пример. Но в то время как информация, публикуемая в книгах и периодических изданиях, может меняться с течением времени, люди, которые видят, слышат и передают то, что помнят, выступают в роли своих собственных историков. Даже если они время от времени добавляют новые детали и драматизм, их воспоминания действительно могут содержать больше правды, чем куча страниц, только что вышедших из печати.

Умолкнув от этого внезапного откровения, я не ответил на горячую речь дамы; она решила, что я ее игнорирую, и ушла, возмущенно фыркнув. «Это деликатный вопрос для моей семьи, — объяснил ее сын. «Мама рассказывала нам, что ее дедушка помогал солдатам закапывать в лесу немного золота, но когда вернулся, не нашел места. Каждое лето он искал его, пока однажды не вернулся. Он исчез.»

«Извините», — извинился я. — Я не хотел обидеть твою мать. Мне просто любопытно, существует ли потерянное золото на самом деле».

«Мы тоже», — заверил он меня с улыбкой. «Вот почему мы хотим, чтобы легенда жила. Теперь это часть нашего ландшафта, часть Байкала, часть Сибири. Это слишком красиво, чтобы умереть».

Присоединяйтесь к более чем трем миллионам поклонников BBC Travel, поставив нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter и Instagram .

Если вам понравилась эта история,  подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.