В каком году был основан новгород: Когда был основан Великий Новгород на самом деле

➤ Новгород-Северский Памятки • Интересные места • Что посмотреть в Новгород-Северский?

Новгород-Северский — один из древнейших городов Украины. В письменных документах он впервые упоминается в «Поучении Владимира Мономаха своим детям» под 1078 годом. В то время город уже был довольно большим, поэтому вероятно основали его значительно раньше. Вероятно, это произошло в 988 году, когда великий князь Владимир строил крепости на Десне.

Князь Ігор та Ярославна

Новгород-Северское княжество было одним из наименьших в Киевской Руси, но в него входили довольно крупные города, такие как Брянск и Курск. Образовали княжество искусственно — только для того чтобы обеспечить наделом князя Олега Святославовича. Произошло это в 1097 году, на съезде князей в Любече.

Чаще Новгород-Северским княжеством правили Черниговские князья. Среди них самым известным стал Игорь Святославович — герой «Слова о полку Игореве». Прославился он гораздо раньше похода, описанного в шедевре древнерусской литературы, ведь у него было немало успешных походов и сражений. В частности в 1171 году он победил половецких ханов Кобяка и Кончака. Неоднократно принимал Игорь участие в междоусобных княжеских войнах. Например, в 1169 году, вместе с еще 11 князьями во главе с Андреем Боголюбским, принимал участие в битве против киевского князя Мстислава Изяславича.

Поход, описанный в «Слове …», состоялся весной 1185 года. На стороне Игоря Святославовича стояли князь курский Всеволод (брат Игоря) и князь рыльский Святослав Ольгович (племянник Игоря). Также вместе с князьями шла дружина коуивов (кочевое племя дружеское русичам). Сначала поход складывался удачно — отряды половцев были разбиты на реке Сюурлии. Но на берегах реки Каялы половцы окружили войско князей и разбили его. Игорь Святославович попал в плен, из которого впоследствии ему удалось бежать.

Головну площу міста прикрашає комплекс Торгових рядів ХІХ ст.

В 1239 году Новгород-Северский был разрушен монголо-татарами. Когда восстановился город, точно неизвестно. Северщина в 1350 году вошла в состав Великого княжества Литовского, в 1503 году — оказалась в составе Московии, а с 1618 года это уже была территория Речи Посполитой.

В 1620 году Новгород-Северский получил Магдебургское право. После 1654 года это был сотенный городок сначала Нежинского (с 1649 г.), а потом Стародубского (с 1663 г.) полков.

В конце XVIII века Новгород-Северский был довольно значительным городом, поэтому в 1782 году его сделали центром наместничества (административная единица, предшествовавшая губернскому делению), в который входило 11 уездов. Но в 1796 году наместничество было расформировано и Новгород-Северский стал центром уезда сначала в Малороссийской, а затем в Черниговской губернии.

В Новгород-Северском сохранилось немало уникальных памятников. Наиболее выдающимся среди них является Спасо-Преображенский монастырь, основанный черниговским князем Мстиславом в 1033 году. Это один из древнейших монастырей Киевской Руси.

Успенський собор (1671-1721 рр. )

В XII веке монастырь был окружен высоким валом, на котором стояли деревянные башни, соединенные частоколом. Тогда главным храмом монастыря был каменный Спасский собор. Но во время монголо-татарского нашествия все здания монастыря были разрушены. Сейчас от Спасского собора остался лишь фундамент с небольшими фрагментами стен.

Долгое время монастырь пустовал. Когда его восстановили — неизвестно, но уже в XV веке он снова функционировал. С того времени сохранилась Петропавловская церковь. Правда, в XVIII веке ее значительно перестроили, а в 1693 году к ней присоединили одноэтажный палатный корпус.

С XVI века в монастыре сохранились покои настоятеля, надвратная колокольня и корпус на погребах. Правда, эти сооружения были несколько перестроены в следующем веке.

Спасо-Преображенський монастир. Надбрамна вежа-дзвіниця

В начале XVII века обитель уже была известной и весьма влиятельной. Тогда был построен новый корпус келий и бурса.

Расцвет монастыря начался с 1657 года, после того как Черниговский архиепископ Лазарь Баранович перенес сюда свою резиденцию. Сразу отремонтировали и достроили все монастырские сооружения, значительно укрепили крепостные валы.

Преемником Барановича был Дмитрий Туптало (Димитрий Ростовский). Во время его игуменства (1699-1702) вокруг монастыря построили высокие стены и четыре угловые башни. В конце XVIII века Спасо-Преображенский монастырь превратился в крепость. К главным воротам (святым воротам) вел подъемный мост, перекинутый над рвом. По бокам ворот стояли выдвинутые вперед боевые башни, которые могли простреливать пространство перед воротами. Под стенами были прокопаны подземные хода (потерны), по которым защитники могли мобильно передвигаться от одной стены к другой.

Спасо-Преображенський монастир. Мури

Ныне монастырь считается уникальным памятником фортификационной архитектуры Украины. На Левобережье это единственная крепость, которая сохранилась в таком хорошем состоянии. Можно подняться на высокие башни, чтобы полюбоваться просто сказочными пейзажами Десны и ее широченной поймой. Весной, когда высокая вода, пойма Десны выглядит просто потрясающе.

В 1791-1796 годах был возведен главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Проект этого величественного храма выполнил Джакомо Кварнеги — придворный архитектор императорского двора, автор множества известных сооружений (Смольный институт, Эрмитажный театр и др.). Вероятно, проект собора не разрабатывался специально для монастыря в Новгород-Северском, а сам архитектор здесь не бывал, потому что вышел он слишком большим и не приспособленным к монастырскому ансамблю. Он и сейчас кажется чужеродным элементом в монастыре. Хотя нельзя отрицать, что собор просто великолепный.

Спасо-Преображенський монастир. Башти, мури та галереї

Строительство собора сопровождалось значительными трудностями, связанными, в первую очередь, со значительными кражами материалов, которые осуществлялись подрядчиками. Некачественное строительство дало о себе знать в 1816 году, когда стены собора начали трескаться. Пришлось укреплять и усиливать сооружение. Проект укрепления разработал архитектор Антон Карташевский, который и руководил работами. Именно тогда внутри собора появились 16 спаренных колонн ионического ордера.

В Спасо-Преображенском монастыре сейчас создан историко-культурный музей-заповедник «Слово о полку Игореве». Под стенами монастыря установлен памятник тысячам жителей города и окрестностей, которые были уничтожены фашистами во время Второй Мировой войны.

Рядом с монастырем расположен четырехзвездочный отель «Славянский», построенный в 15-тысячном городке при содействии Леонида Кучмы (второй президент Украины родом из села Чайкино, которое расположено неподалеку).

Спасо-Преображенський собор

От монастыря движемся в сторону городского центра по улице Карла Маркса. Проходим под Триумфальной аркой — большим декоративным зданием, построенном в 1786 году в честь проезда через город императрицы Екатерины II. Арка украшена гербами городов, которые в свое время входили в Новгород-Северское наместничество.

В центре города расположено немало жилых и административных зданий, построенных в XIX веке. В одном из таких зданий разместился отель «Пасвирда». А в эффектном модерновом мини-дворце размещена городская библиотека.

Спасо-Преображенський монастир. Келії

Спасо-Преображенський монастир. Бурса

Спасо-Преображенський монастир. Покої настоятеля

Спасо-Преображенський монастир. Палатний корпус із Петропавлівською церквою

Спасо-Преображенський монастир. Корпус келій

На центральной площади Новгород-Северского стоит интересный памятник князю Игорю Святославовичу, а напротив него — довольно большой комплекс торговых рядов и складов (ул.50-летия Октября), возведенный в XIX веке. Комплекс и сейчас выполняет свои прямые функции.

За торговыми рядами высится кирпичная водонапорная башня, построенная в 30-е годы прошлого века. Интересно, что на башне сохранилось два мозаичных изображения советских вождей — Ленина и Сталина. Висят они достаточно высоко, поэтому никому до них нет дела.

Пам’ятник загиблим під час фашистської окупації

Пам’ятники у міському парку

Пам’ятник на городищі

Готель «Слов’янський»

От торговых рядов узкой улочкой Коротченко спускаемся вниз, к пойме Десны. Здесь среди одноэтажного частного сектора, на холмике, сохранилась уникальная достопримечательность деревянного зодчества — Николаевская церковь. Построили церковь в 1720 году в народно-казацком стиле. Она одноэтажная, крещатая в плане, имеет скошенные углы косяков.

В советский период церковь закрыли, она стояла пустой и постепенно разрушалась. В 1955-1957 годах в церкви сделали небольшой ремонт, а в 70-80 годы церковь реставрировали и открыли в ней выставку. Уже во времена независимости храм был передан верующим.

Миколаївська церква

Водонапірна башта

Колишня гімназія

Дальше опять поднимаемся, но уже по другой улице. Стремительно взбираемся вверх в направлении Успенского собора (его купола видны отовсюду в Новгород-Северском). Слева видим холм с четкой линией валов — это городище летописного Новгород-Северского. Здесь когда-то стоял замок, который разрушили монголо-татары. В центре Городища стоит современный памятник какому-то коренастому князю (какому именно узнать не удалось).

Продолжаем двигаться вверх, сворачиваем в узенькую улочку справа и выходим к Успенскому собору. Он считается самым старым сооружением в городе. Строительство его начали в 1671 году. Длилось оно очень долго, с несколькими перерывами (один из этих перерывов был связана с запретом Петром I возводить каменные постройки в провинции). Завершили строительство собора через полвека после начала.

Успенский собор строился в стиле украинского барокко. Он походил на черниговскую Екатерининскую церковь, но имел более мощные формы. Имел пять грушевидных куполов.

Десна

Здание было очень тяжелым, поэтому начало трескаться. В 1767 году было проведено укрепляющие работы. Под арки храма подвели опорные столбы.

В 1820 году замечательные грушевидные купола заменили лукообразными. Так боролись с украинскими чертами в культовой архитектуре. Тогда же в собор достроили колокольню и крытый переход. Архитектурное лицо храма было испорчено. «Пластическая операция» изменила храм до неузнаваемости, но далеко не в лучшую сторону. Таков он и сейчас.

Тріумфальна арка

Будем оставлять Новгород-Северский — один из лучших туристических городов Черниговщины. Хотя при выезде из центральной части стоит еще осмотреть здание гимназии, построенной в 1804 году. Организовали гимназию на базе народного училища, существовавшего в городе с 1789 года. В первые годы своего существования гимназия была главным учебным заведением Черниговщины. Ее окончило немало знаменитостей: первый ректор Киевского университета Михаил Максимович, писатель Пантелеймон Кулиш, изобретатель-террорист Николай Кибальчич. Сейчас в здании гимназия для одаренных детей.

Текст и фото Романа Маленкова

Старовинна забудова міста

Витославлицы

Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» расположен в южных окрестностях Великого Новгород недалеко от Юрьева монастыря на берегу озера Мячино. Живописная территория музея занимает площадь 33,4 га. Здесь расположено 38 памятников деревянного зодчества, включая крестьянские избы, церкви, часовни и хозяйственные постройки. Это подлинные образцы деревянной архитектуры XVI – начала XX вв., из которых десять культовых построек XVI-XVIII веков являются шедеврами деревянного зодчества.

Музей находится в уникальной исторической и ландшафтной среде. В XII веке здесь был основан Пантелеймонов монастырь. В то же время монастырю приписывается село Витославлицы, имя которого музей носит уже более пятидесяти лет. Монастырские постройки не сохранились до настоящего времени, однако изученная каменная выкладка церкви Пантелеймона была музеефицированна. Сегодня каждый желающий сможет прикоснуться к этому древнему памятнику и святыне.

В первой половине XIX века доминантой местности становится усадьба графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской с каменным домом, хозяйственными строениями и усадебным парком. На сегодняшний день сохранился двухэтажный дом с восстановленным бельведером и одноэтажный флигель, а также элементы парка: главные аллеи, отдельные старые деревья, исторический пруд с островом.

Планировка территории музея, подбор объектов, реставрация перевезённых памятников выполнены согласно проекту, автором которого является архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев (1932-2013), дважды лауреат Государственной премии в области культуры. 

На территорию музея площадью 33,4 га перевезены 34 памятника деревянного зодчества, в том числе один из древнейших деревянных храмов России – церковь Рождества Богородицы из села Перёдки Боровичского района (1531 год).

Архитектурные и хозяйственно-культурные особенности развития Новгородчины отражают  секторы музея:

· «Притрактово-Мстинский» включает четыре жилые дома, амбар и часовню;

·  «Северо-Восточный» представлен двумя домами, часовней и всевозможными хозяйственными постройками: житницы, гумно, кузница, овин, бани и пожарный сарай;

·  «Приозёрный» сектор отражает церковь Успения из села Курицко и два амбара.

Комплекс «Погост» представлен тремя культовыми  постройками: церковь Рождества Богородицы из села Перёдки, церковь Успения из деревни Никулино, церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров. Вне секторов также раположены: мельница из деревни Ладощино, амбар из Иверского монастыря, Никольская церковь из деревни Тухоля, Никольская церковь из деревни Мякишево, церковь Троицы из Рёконской пустыни и часовня Марии Магдалины из деревни Малышево.

«Витославлицы» — музей архитектурно-этнографический. В памятниках деревянного зодчества открыты 18 экспозиций, посвященных быту новгородских крестьян, традиционным занятиям и промыслам, свадебному обряду и праздникам народного календаря.

В интерьерах церкви Успения из села Никулино и церкви Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров воссозданы иконостасы. В часовне св. Марии Магдалины из деревни Малышево Пестовского района представлена широко бытовавшая традиция обкладывания ризами икон. В часовне Петра и Павла из д. Гарь открыта экспозиция «Часовенный праздник Петров день».

Музей «Витославлицы» дает редкую возможность окунуться в атмосферу XIX века и познакомится с обобщенным образом новгородской деревни. По уникальности построек и качеству реставрационных работ является одним из лучших музеев под открытым небом в России. Он по праву считается одним из самых популярных мест посещения туристами и отдыха горожан в Великом Новгороде.

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

Тропарь и кондак

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, «знатным, умным, добродетельным и сведущим в Священном Писании». Был пострижен в монахи в Валаамском монастыре под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года архимандрит Чудова (Чудо-Архангельского Михаила) монастыря в Москве. Ревнуя о совершении богослужений по Типикону, он и Вассиан, архиепископ Ростовский, а затем его преемник Иоасаф, бесстрашно встали на защиту древнего Устава во время спора при освящении Успенского собора в Москве в 1479 году. -1481.

В 1483 году святитель Геннадий начал строительство каменного храма в Чудовом монастыре в честь святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), основателя монастыря. 12 декабря 1484 года святитель Геннадий был хиротонисан во архиепископа Новгородского. Уже в Новгороде, но еще почитая память святителя Алексия, Геннадий не переставал заботиться о постройке храма, даже пожертвовав серебро на завершение этого храма.

Время святителя Геннадия в Новгороде совпало со страшным периодом в истории Русской Церкви. В 1470 г. жидовствующие проповедники, приехавшие в Новгород под видом купцов, уже начали сеять среди православных сорняки ереси и отступничества.

Первые вести о ереси дошли до святителя Геннадия в 1487 году. Четыре члена тайного общества в состоянии алкогольного опьянения открылись и рассказали православным о существовании нечестивой ереси. Как только это стало ему известно, ревностный архипастырь немедленно начал расследование и с глубокой скорбью убедился, что опасность грозит не только местному новгородскому благочестию, но и самой Москве, самой столице православия, где иудействующие совершили путешествие в 1480 г.

В сентябре 1487 г. он отправил митрополиту Геронтию в Москву все материалы расследования вместе со списком обнаруженных им отступников и их сочинениями. Борьба с жидовствующими стала главным направлением архипастырской деятельности святителя Геннадия. По словам святителя Иосифа Волоколамского (память 9 сентября), «сей архиепископ, прогневавшись на злонравных еретиков, набросился на них, как лев, из чащи Священного Писания и прекрасных высот пророческих и апостольских учений. ”

В течение двенадцати лет святые Геннадий и святитель Иосиф боролись с мощнейшими попытками противников Православия изменить ход истории Русской Церкви и Российского государства. Их усилиями православные одержали победу. Этой победе способствовали труды Геннадия в изучении Библии. Еретики в своей нечестивой хитрости пользовались текстами из Ветхого Завета, но отличными от текстов, принятых православными. Архиепископ Геннадий взял на себя огромную задачу: собрать правильные списки Священного Писания в единый кодекс. До сих пор в России переписывались библейские книги, по примеру Византии, не целиком, а отдельными частями — Пятикнижие (первые пять книг) или Октикнижие (первые восемь книг), Царств, Притчи, Псалтырь, Пророки, Евангелия, Послания и другие поучительные книги.

В частности, священные книги Ветхого Завета часто подвергались как случайным, так и преднамеренным ошибкам. Святитель Геннадий со скорбью писал об этом в письме к архиепископу Иоасафу: «Иудействующее еретическое предание прилепляется к псалмам Давидовым, или пророчествам, ими измененными». Собрав вокруг себя ученых и трудолюбивых библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в единый кодекс и благословил на то, чтобы Священные книги, не встречавшиеся в рукописях традиционной славянской Библии, были переведены с латинского языка. язык. В 1499 в России был издан первый полный свод Священного Писания на славянском языке («Геннадьевская Библия», как называли ее по имени составителя). Это произведение стало неотъемлемым звеном в череде славянских переводов Слова Божия. От боговдохновенного перевода Священного Писания святых Кирилла и Мефодия через Библию святителя Геннадия (1499 г.), воспроизведенную в первопечатной Библии (Острож, 1581 г.), Церковь сохранила славянскую библейскую традицию вплоть до — так называемая елизаветинская Библия (1751 г.) и все последующие печатные издания.

Вместе с подготовкой Библии кружком церковных ученых при архиепископе Геннадии было предпринято и большое литературное дело: составление «Четвертой Новгородской летописи». Многочисленные рукописные книги были переведены, исправлены и переписаны, доведя летопись до 1496 года.

Досифей, игумен Соловецкого монастыря, находившийся в Новгороде по монастырским делам, несколько лет работал со святителем Геннадием, составляя библиотеку для Соловецкий монастырь. Именно по просьбе святителя Геннадия Досифей написал жития святых Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября).

Большинство книг, переписанных по благословению Новгородского святителя (более 20), сохранились в Соловецком собрании рукописей. Будучи ревностным поборником духовного просвещения, святитель Геннадий основал в Новгороде школу для подготовки достойных клириков.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в его трудах на благо Православной Церкви.

В конце XV века многих россиян беспокоил грядущий конец света, который, по их мнению, должен был произойти в конце седьмого тысячелетия от сотворения мира (в 149 г.2 г. н.э.). Поэтому в 1408 г. было решено не исчислять пасхальные даты дальше 1491 года. Однако в сентябре 1491 г. Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве с участием святителя Геннадия постановил, что Пасхалии восьмого тысячелетие можно вычислить.

Митрополит Зосима в Москве 27 ноября 1492 г. «положил соборную Пасхалию на двадцать лет» и просил епископа Пермского Филофея и архиепископа Новгородского Геннадия составить свою Пасхалию для соборного рассмотрения и утверждения 21 декабря 149 г.2. Святитель Геннадий исчислил свою Пасхалию, которая, в отличие от пасхалии митрополита, растянулась на семьдесят лет. Он был распространен по епархиям с одобрения Собора как принятая Пасхалия на следующие двадцать лет. К Пасхалии прилагался собственный комментарий к ней святителя Геннадия в энциклике под названием «Источник Пасхалии, перенесенной на восьмитысячник».

В своем богословском толковании Пасхалии, основанном на Слове Божием и святых Отцах, святитель писал: «Не бояться конца мира надлежит, но ежеминутно ожидать пришествия Христова. Ибо так же, как Бог мог соизволить покончить с миром, так же мог Он соизволить продлить течение времени».

Никто не знает, когда прекратится сотворенный Богом мир, «даже ангелы небесные, ни Сын, а только Отец» (Мф. 24:36). Поэтому святые отцы, вдохновленные Святым Духом, объясняли круговорот лет от сотворения мира именно циклом. «Это происходит в круговом движении, не имеющем конца». Святитель противопоставляет еретические методы исчисления времен пути, освященному Церковью, постоянному духовному трезвению. Святитель Геннадий изложил богословские основы Пасхалии. Он объяснил, что на основе цикла лет от сотворения мира можно определить пасхалию на будущее, если это потребуется. Пасхалии святителя Геннадия, по его собственному свидетельству, не были чем-то новым, им созданным, а основывались на прежнем предании; частично на основании Пасхалии за 1360-149 гг.2 при святителе Василии Калике, архиепископе Новгородском (память 3 июля).

В 1539 году при архиепископе Новгородском Макарии была составлена ​​Пасхалия на восьмое тысячелетие, основанная на принципах Пасхалии преподобного Геннадия.

Молитва Пресвятой Богородице, которую он сочинил в 1497 году, также свидетельствует о его глубокой духовной жизни и молитвенном вдохновении. Кроме его писем митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору, а также грамоте к 1490 Собора архиепископ Геннадий написал также церковное «Малое правило» и «Предание для иноков», живущих по монашескому Уставу скитской жизни.

Оставив архипастырское служение в 1504 году, святитель жил на уединении в Чудовом монастыре, где мирно преставился ко Господу 4 декабря 1505 года.