Содержание
Презентация — Владимир Ильич Ленин
Поделиться
34,289
просмотров
Презентации / История / Владимир Ильич Ленин
Скачать презентацию Понравилось | 36
Текст этой презентации
Слайд 1
Владимир Ильич Ленин ( Ульянов)
22 апреля 1870- 21 января 1924 год
Слайд 2
Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии.
В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета.
Детство, образование и воспитание
Слайд 3
Начало революционной деятельности
Осенью 1888 года Ульянову было разрешено вернуться в Казань. Здесь он впоследствии вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, где изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова.
В период 1892—1893 годов взгляды Ленина под сильным влиянием работ Плеханова медленно эволюционировали от народовольческих к социал-демократическим. При этом он уже в 1893 году разработал новую на тот момент доктрину, объявившую современную ему Россию, в которой четыре пятых населения составляло крестьянство, «капиталистической» страной. Кредо ленинизма было окончательно сформулировано в 1894 году: «русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведёт русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции».
Слайд 4
В мае 1895 года Ульянов выехал за границу, где встретился в Швейцарии с Плехановым, в Германии — с В. Либкнехтом, во Франции — с П. Лафаргом и другими деятелями международного рабочего движения, а по возвращении в Петербург в 1895 году вместе с Ю. О. Мартовым и другими молодыми революционерами объединил разрозненные марксистские кружки в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Слайд 5
В декабре 1895 года, как и многие другие члены «Союза», Ульянов был арестован, более года содержался в тюрьме и в 1897 году выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии.
Слайд 6
Следующие пять лет (1900 — 1905) Владимир Ильич жил в Мюнхене, Лондоне, Женеве.В борьбе за создание партии нового типа выдающееся значение имела ленинская работа «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), в которой Ленин подверг критике «экономизм», осветил главные проблемы строительства партии, её идеологии и политики.
В 1903 состоялся 2-й съезд РСДРП. На этом съезде завершился процесс объединения революционных марксистских организаций и была образована партия рабочего класса России на идейно-политических и организационных принципах, разработанных Лениным. Была создана пролетарская партия нового типа, партия большевиков. После съезда Ульянов развернул борьбу против меньшевизма.
Деятельность Ленина до первой революции
Слайд 7
В период Революции 1905—1907 Ленин направлял работу большевистской партии по руководству массами. Уже 8(21) ноября 1905 он приехал в Петербург, где руководил деятельностью ЦК и Петербургского комитета большевиков, подготовкой вооруженного восстания, а также возглавлял работу большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», «Новая жизнь». Летом 1906 из-за полицейских преследований Ленин переехал в Куоккала (Финляндия), а уже в декабре 1907 он вновь был вынужден эмигрировать в Швейцарию, в конце1908 — в Париж.
Первая российская революция ( 1905-1907 гг.)
Слайд 8
Годы Первой мировой войны ( 1914-1918 гг.) и Революция 1917 года.
В годы 1-й мировой войны 1914—1918 партия большевиков во главе с Лениным высоко подняла знамя пролетарского интернационализма, разоблачила социал-шовинизм лидеров 2-го Интернационала, выдвинула лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую.
Слайд 9
26 июля (8 августа) 1914 Ленин по ложному доносу был арестован австрийскими властями и заключён в тюрьму в г. Новый Тарг. Благодаря содействию польских и австрийских социал-демократов он вскоре был освобожден, после чего продолжал оставаться за границей. Получив в Цюрихе 2(15) марта 1917 первые достоверные известия о начавшейся в России Февральской буржуазно-демократической революции, Ленин определил новые задачи пролетариата и большевистской партии. 3(16) апреле 1917 Л. вернулся из эмиграции в Петроград. Торжественно встреченный тысячами рабочих и солдат, он произнёс краткую речь, закончив её словами: «Да здравствует социалистическая революция!».
Слайд 10
В июле 1917 после ликвидации двоевластия и сосредоточения власти в руках контрреволюции мирный период развития революции закончился. 7(20) июля Временное правительство отдало приказ об аресте Ленина, и он вынужден был уйти в подполье. До 8(21) августа 1917 Л. скрывался в шалаше за оз. Разлив, близ Петрограда, затем до начала октября — в Финляндии (Ялкала, Гельсингфорс, Выборг). Однако и в подполье он продолжал руководить деятельностью партии, издавая разнообразные брошуры.Вечером 24 октября (6 ноября) Ленин нелегально прибыл в Смольный для непосредственного руководства вооруженным восстанием. На открывшемся 25 октября (7 ноября) 2-м Всероссийском съезде Советов, провозгласившем переход всей власти в центре и на местах в руки Советов, он выступил с докладами о мире и о земле. Съезд принял ленинские декреты о мире и о земле и образовал рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным.
Слайд 11
В мае 1918 по инициативе и при участии Ленина разработаны и приняты декреты по продовольственному вопросу. По предложению Л. были созданы продотряды из рабочих, направленные в деревню, чтобы поднять бедноту на борьбу с кулачеством, на борьбу за хлеб. Социалистические мероприятия Советской власти встретили ожесточённое сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Они развернули вооруженную борьбу против Советской власти, прибегли к террору. 30 августа 1918 Ленин был тяжело ранен эсеркой-террористкой Ф. Е. Каплан.
Слайд 12
Годы Гражданской войны (1920-1922 гг)
В годы Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 Ленин был председателем Совета рабочей и крестьянской обороны, созданного 30 ноября 1918 для мобилизации всех сил и ресурсов на разгром врага. Он выдвинул лозунг «Всё для фронта!», по его предложению ВЦИК объявил Советскую республику военным лагерем. Под руководством Ленина партия и Советское правительство в короткий срок сумели перестроить экономику страны на военный лад, разработали и провели в жизнь систему чрезвычайных мер, получившую название «военного коммунизма».После победоносного окончания Гражданской войны Ленин возглавил борьбу партии и всех трудящихся Советской республики за восстановление и дальнейшее развитие экономики, руководил культурным строительством.
Слайд 13
На 10-м съезде РКП (б) (1921) Ленин подвёл итоги профсоюзной дискуссии в партии и выдвинул задачу перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэпу). Съезд одобрил переход к нэпу, обеспечивавшему укрепление союза рабочего класса и крестьянства, создание производственной базы социалистического общества. Было решено множество экономических вопрос, в том числе были разработаныпринципы объединения советских республик в единое многонациональное государство на основе добровольности и равноправия — Союз ССР, который был создан в декабре 1922.
Образование СССР
Слайд 14
В мае 1923 Ленин из-за болезни переехал в Горки, а в январе 1924 его состояние резко ухудшилось, и 21 января 1924 в 6 час. 50 мин. вечера Ленин скончался. 23 января гроб с телом бывшего вождя был перевезён в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов, где с ним могли попрощаться все, кто хотел. 27 января состоялись похороны на Красной площади; гроб с забальзамированным телом Ленин был помещен в специально построенном Мавзолее.
Мавзолей….
Слайд 15
Похожие презентации
Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 — 27 января 1944
Дмитриевский собор во Владимире
Блокада Ленинграда
Владимир Святославич — Принятие христианства
Оборона Ленинграда
Владимир Ильич Ленин реферат (сообщение доклад сочинение эссе) биография кратко
В.
И. Ленин
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск) , расположенном на берегу великой реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец Ленина — Илья Николаевич Ульянов — был родом из бедных мещан города Астрахани.
Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской губернии и сам был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В. Ульянов жил в Новопавловском селении Астраханской губернии. Позднее он числился государственным крестьянином, а затем был приписан к мещанскому сословию как занимавшийся портняжным ремеслом; умер в большой бедности.
Отцу Владимира Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с которыми в условиях царизма было связано получение образования для выходцев из народа. В раннем детстве он лишился отца, и лишь помощь старшего брата дала ему возможность получить среднее, а затем и высшее образование.
Благодаря настойчивому труду и выдающимся способностям, преодолевая нужду, И. Н. Ульянов сумел окончить Казанский университет и вскоре стал преподавателем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Назначение Ильи Николаевича на эту должность было подписано знаменитым математиком Н. И. Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же предложению на И. Н. Ульянова была возложена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской метеорологической станции.
И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Филатов, отец известного врача В. П. Филатова, вспоминал Илью Николаевича как светлую личность, как человека, принадлежащего к числу тех немногих учителей, «которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие нравственные принципы… отвращение к карьеризму и к материальной наживе».
И. Н. Ульянову были близки взгляды русских просветителей 60-х годов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь служению народу, его просвещению. В 1869 году Илья Николаевич оставляет работу учителя и становится инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии.
По выслуге лет он неоднократно награждался орденами и медалями. Орден, которым он был награжден в 1882 году, давал ему право на дворянство.
Энтузиаст народного просвещения, педагог по призванию, он страстно любил свое дело и отдавался ему целиком. У И. Н. Ульянова была глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.
Характер работы требовал от Ильи Николаевича постоянных разъездов по губернии, по деревням и селам. Он отлучался из дому на недели и месяцы. В любое время года он ездил в самые глухие места, создавая земские школы, помогая учителям налаживать обучение крестьянских детей. Нелегкое это было дело. Приходилось бороться с сопротивлением чиновников, помещиков и кулаков, которые всячески препятствовали созданию школ, нелегко было преодолевать и темноту, предрассудки отсталой части крестьян, добиваться, чтобы они поняли необходимость и пользу грамоты.
Чуждый чиновничьего духа с его прислужничеством и карьеризмом, пренебрежением к народу, И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он часто общался с крестьянами, дружески беседовал с ними, его можно было видеть сидящим на завалинке какой-нибудь избы или выступающим на сельском сходе.
Большое внимание И. Н. Ульянов уделял просвещению нерусских народов, населявших Поволжье. Он относился к ним с чувством уважения и понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за 20 лет его работы количество школ в Симбирской губернии значительно выросло. Он воспитал много передовых народных учителей, которых называли «ульяновцами».
Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра Дмитриевича Бланка, образованного, талантливого, врача пионера в области физиотерапии. А. Д. Бланк происходил из мещан. Он рано овдовел и остался с 6-ю малыми детьми. Судьба бросала его в разные углы России: то в Смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Человек прямой, самостоятельных суждений, он не ладил с властями. Выйдя в отставку, А. Д. Бланк обосновался со своим многочисленным семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино) , где жил до самой смерти. Выросшая в деревне, Мария Александровна из-за отсутствия средств смогла получить лишь домашнее образование под руководством тетки, заменившей детям мать. Но одаренная большими способностями, она овладела несколькими иностранными языками, которым потом обучала своих детей, хорошо играла на рояле, много читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном экзамен на звание учительницы. Как и Илью Николаевича, ее влекло дело народного просвещения. Но работать в школе ей не пришлось: забота о большой семье, воспитание детей, домашнее хозяйство, которое надо было вести очень экономно, чтобы сходились концы с концами, целиком поглощали ее время.
В семье и гимназии
В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими) . Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они, кроме рано умершей Ольги, стали революционерами.
Большое влияние на детей оказывал личный пример родителей. Дети видели, сколько сил отдает отец делу народного просвещения, как строго относится он к себе и своим обязанностям, какую радость приносит ему открытие каждой новой деревенской школы. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное воспитательное значение. Очень простой в обхождении с людьми и в своих потребностях, он и в этом отношении оказывал самое благотворное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям, высокое чувство долга, которое отличало всегда Ленина, было в значительной степени заложено у него с самых ранних лет отцом. Авторитет отца и любовь к нему в семье были очень велики.
Редким воспитательным талантом обладала Мария Александровна. Приветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же время умела поддерживать дисциплину. Всегда аккуратная, организованная, бережливая и скромная, особенно во всем, что касалось лично ее, она сумела все эти качество передать детям. Хрупкая на вид, Мария Александровна обладала огромным мужеством, самоотверженностью и стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявлялись в годы тягчайших испытаний, выпавших впоследствии на долю семьи Ульяновых.
Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей. Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные ступеньки. Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обслуживании домашнего журнала.
Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была в порядке. Позади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.
Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк: «Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду», — заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.
С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии (Среднее учебное заведение, в котором наряду с новыми языками изучались древние — греческий и латынь) . Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, — причем его никто не будил, — бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался.
В гимназии сразу же проявились способности и трудолюбие Володи. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Среди молодежи он был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.
Формирование революционных взглядов
Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир Ильич охарактеризовал это время, как период «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Поэтому гимназия не могла способствовать формированию передовых общественных идеалов.
Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно отвечал: «как Саша». С годами стремление равняться на старшего брата не прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о марксистской литературе — впервые увидел у него «Капитал» К. Маркса.
Александр Ульянов был исключительно одаренным юношей. Он с детских лет проявлял твердую волю, высокие моральные качества. «Саша, — вспоминала Анна Ильинична, — был на редкость серьезный, вдумчивый и строго относящийся к своим обязанностям мальчик. Он отличался также не только твердым, но и справедливым, чутким и ласковым характером и пользовался большою любовью всех младших. Володя подражал старшему брату… » Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он порывает с религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира, гость сказал: «Сечь, сечь надо! » Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу.
Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа.
О сочувствии юного Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем чувашской школы Н. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат зрелости. Чуваш по национальности, человек больших математических способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования. Но для поступления в университет требовался аттестат, зрелости, которого у него не было. Чтобы получить аттестат, надо было сдавать экзамены по многим предметам, в том числе и по древним языкам. Самостоятельно изучить эти языки Охотникову было трудно, а средств на то, чтобы нанять учителя, он не имел. Узнав о безвыходном положении Охотникова, Владимир Ильич взялся бесплатно подготовить его и в течение полутора лет систематически, три раза в неделю, занимался с ним. Охотников успешно сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в университет.
Революционные настроения юноши проявлялись даже в его классных работах. Однажды директор гимназии Ф. М. Керенский (отец небезызвестного впоследствии эсера А. Ф. Керенского) , всегда ставивший сочинения Ульянова в пример другим учащимся, предостерегающе сказал: » О каких это угнетенных классах вы тут пишите, при чем это тут? » Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании которой прошло несколько месяцев.
Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось новое горе — 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.
О революционной деятельности Александра Ильича в семье не знали. Окончив с золотой медалью Симбирскую гимназию, он блестяще учился в Петербургском университете. Его исследования в области зоологии и химии обращали на себя внимание видных ученых, таких, как Н. П. Вагнер и А. М. Бутлеров; каждый из них желал оставить его в университете на своей кафедре. Одна из его работ по зоологии, выполненная на III курсе, была удостоена золотой медали. Александра Ульянова просили в профессора. В последнее лето, проведенное им дома, он все время отдавал подготовке своей диссертации и, казалось целиком ушел в науку. Никто не знал, что, находясь в Петербурге, Александр Ильич участвовал в кружках революционной молодежи и вел политическую пропаганду среди рабочих. Идейно он находился на пути от народовольчества к марксизму.
Об аресте Александра Анне в Симбирск написала родственница Ульяновых, но, боясь за Марию Александровну, она послала письмо не ей, а близкому другу их семьи учительнице В. В. Кашкадамовой. Та немедленно вызвала из гимназии Владимира и дала ему прочесть письмо. «Крепко сдвинулись брови Ильича, он долго молчал… — вспоминала Кашкадамова. — «А ведь дело-то серьезное, — сказал он, — может плохо кончиться для Саши»». На Владимира легла нелегкая задача — подготовить к печальному известию мать и в эту тяжелую минуту быть ей моральной поддержкой.
Весть о случившемся быстро облетела город. От семьи Ульяновых отшатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское «общество». Тогда-то впервые молодой Ленин увидел трусливое лицо либеральных интеллигентов.
Мария Александровна незамедлительно уехала в Петербург. Она деятельно хлопотала, чтобы спасти сына от угрозы смерти, но все ее хлопоты оказались бесполезны. Присутствуя на заседании суда над Александром и его товарищами, она слышала речь сына, в которой тот смело обличал царское самодержавие и говорил об исторической неизбежности победы нового общественного строя — социализма.
8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 года был казнен царскими палачами в Шлиссельбургской крепости.
Казнь Александра Ульянова взволновала всех честных людей и вызвала их возмущение произволом царского самодержавия. Газеты многих стран писали тогда о мужестве Александра Ульянова. Так, английская «Daily News» и издаваемая в Швейцарии «Der Sozialdemokrat» особое внимание уделили его речи на суде; о его бесстрашии во время казни писала французская газета «Cri du Peuple». В польской газете «Przedswit» была опубликована поэма «Ульянов», посвященная его героизму и мужеству. Гибель Александра Ульянова была огромной утратой и для науки. Менделеев сожалел, что революция отняла у него двух выдающихся учеников — Кибальчича и Ульянова.
Казнь брата потрясла молодого Ленина и вместе с тем укрепила его революционные взгляды. Преклоняясь перед памятью брата, его мужеством, Владимир, однако, отверг избранный Александром путь террористической борьбы. «Нет, мы пойдем не таким путем, — решил он. — Не таким путем надо идти».
В трагические для семьи Ульяновых дни со всей силой сказались самообладание и стойкость юноши. Он видел, с каким мужеством переносит свое неутешное горе мать. Пример матери не мог повлиять на него, и, как ни тяжело ему было, он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен на аттестат зрелости. Самый молодой в классе, он, единственный из всех, сдавших экзамен, получил золотую медаль. Гимназическое начальство колебалось: давать ли брату казненного государственного преступника медаль. Но необыкновенные способности и глубокие знания Владимира Ильича были так очевидны, что не дать ему медаль было невозможно. В характеристике директора гимназии отмечалось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению».
Первое революционное крещение
В конце июня 1887 года семья Ульяновых покинула Симбирск. Месяц она жила в деревне Кокушкино, а потом поселилась в Казани, где Владимир Ильич поступил на юридический факультет университета. Твердо решив посвятить себя революционной борьбе, он стремился изучать общественные дисциплины. «Теперь, — говорил он, — такое время, нужно изучать науки права и политическую экономию» В Казанском университете Владимир Ильич становится деятельным членом нелегального самарско-симбирского землячества. Царские власти, насаждавшие сыск и шпионаж, запрещавшие любые студенческие организации, преследовали также землячества. Университетским уставом 1884 года участие в них каралось исключением из высших учебных заведений. Установив связи с передовыми студентами, Ленин принял активное участие в революционном кружке, который полиция характеризовала как кружок «крайне вредного направления».
Студенты решительно выступали против установления полицейского режима в университетах. 4 декабря 1887 года в актовом зале Казанского университета состоялась сходка студентов, требовавших отмены реакционного университетского устава, разрешения организации студенческих обществ, возвращения ранее исключенных учащихся и привлечения к ответственности лиц, виновных в их исключении. Владимир Ильич был одним из деятельных участников студенческого выступления. Попечитель Казанского учебного округа сообщал потом в департамент просвещения, сто Ульянов «бросился в актовый зал в первой партии», а инспектор университета отмечал его «как одного из активнейших участников сходки, которого он видел в первых рядах, очень возбужденного, чуть ли не со сжатыми кулаками». Уходя со сходки, Ленин одним из первых оставил свой студенческий входной билет.
Революционное выступление студентов серьезно встревожило казанские власти. Во дворе соседнего с университетом здания находился наготове батальон солдат.
В знак протеста Ленин решил уйти из университета. 5 декабря он пишет на имя ректора следующее прошение: «Не признавая возможным продолжать мое образование в Университете при настоящих условиях университетской жизни, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов Императорского Казанского Университета».
По распоряжению казанского губернатора Ленин был арестован и заключен в тюрьму. В тюремной камере студенты делились мнениями и планами на будущее. На вопрос товарищей, что он думает делать после выхода из тюрьмы, Владимир Ильич отвечает, что перед ним одна дорога, дорога революционной борьбы. 5 декабря Ленин в числе других активных участников сходки был исключен из университета. Ему было воспрещено проживать в Казани, и 7 декабря он был выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции. (Там же находилась, высланная из Петербурга, старшая сестра Анна.) Выслав юношу в деревню, жандармы не могли успокоиться. Директор департамента полиции направил начальнику казанского губернского жандармского управления указание: «Распорядитесь… учредить строгое негласное наблюдение за высланным в д. Кокушкино Лаишевского уезда Владимиром Ульяновым».
В ссылке Владимир Ильич усердно изучает общественно-политическую, экономическую и статистическую литературу. С помощью родных он получает из Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Занятия юноши были строго систематизированы. Он изучал университетские курсы, читая журналы «Современник», «Отечественные Записки», «Вестник Европы», «Русское Богатство», художественную литературу, особенно произведения Н. А. Некрасова.
Молодой Ленин зачитывался романом «Что делать? «- одной из любимых книг его казненного брата. В этом романе Чернышевский облек в художественную форму свои социалистические идеи, первый в русской литературе создал образ революционера, самоотверженного борца за свободу и счастье народа. Книга «Что делать? » так увлекла Владимира Ильича, что летом 1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее раз пять, находя в ней все новые и новые волнующие мысли.
#Владимир Ильич Ленин реферат (сообщение доклад сочинение эссе) биография кратко
Письмо Ленину (21 декабря 1920 г.)
Заголовок:
Письмо Ленину (21 декабря 1920 г.)
Автор:
Петр Кропоткин
Темы:
письмо,
репрессии,
Русская революция,
государственный социализм
Дата:
21 декабря 1920 г.
Источник:
Получено 8 июня 2012 г. с сайта dwardmac.pitzer.edu.
Примечания:
Из Избранных сочинений об анархизме и революции, П.А. Кропоткин, отредактированный и переведенный Мартином А. Миллером.
Петр Кропоткин
Дмитров (Московская область)
21 декабря 1920 г.
Уважаемый Владимир Ильич,
В № «Известий» и в № «Правды» помещено объявление о решении Советского правительства взять в заложники эсеров из групп Савинкова, белогвардейцев националистически-тактического центра и [ Петр] Врангель офицеры; а в случае покушения на руководителей советов «беспощадно истребить» этих заложников.
Неужели нет никого вокруг вас, чтобы напомнить вашим товарищам и убедить их в том, что такие меры представляют собой возврат к худшему периоду Средневековья и религиозных войн, и недостойны людей, взявших на себя создание будущего общества на коммунистические принципы? Кто дорожит будущим коммунизма, тот не может идти на такие меры.
Возможно, никто так и не объяснил, что такое заложник на самом деле? Заложника сажают не в наказание за какое-то преступление. Его держат, чтобы своей смертью шантажировать врага. «Если вы убьете одного из наших, мы убьем одного из ваших». Но разве это не то же самое, что каждое утро вести человека на эшафот и забирать его обратно, говоря: «Подожди, не сегодня…»
И неужели ваши товарищи не понимают, что это равносильно восстановлению пыток для заложников и их семей.
Надеюсь, мне никто не скажет, что люди у власти тоже не живут легкой жизнью. Ныне даже среди королей есть такие, которые рассматривают возможность убийства как «профессиональный риск».
И революционеры берут на себя ответственность защищать себя перед судом, который угрожает их жизни. Луиза Мишель выбрала этот путь. Или они отказываются подвергаться преследованиям, как это сделали Малатеста и Вольтерина де Клер.
Даже короли и папы отвергли такие варварские средства самообороны, как захват заложников. Как могут апостолы новой жизни и архитекторы нового общественного порядка прибегать к таким средствам защиты от врагов?
Не будет ли это расцениваться как знак того, что вы считаете свой коммунистический эксперимент неудачным и не спасаете столь дорогой вам строй, а только [спасаете] себя?
Неужели ваши товарищи не понимают, что вы, коммунисты (несмотря на допущенные вами ошибки), работа на будущее ? И поэтому вы ни в коем случае не должны запятнать свою работу действиями, столь близкими к первобытному террору? [Вы должны знать], что именно эти действия, совершенные революционерами в прошлом, делают новые коммунистические усилия такими трудными.
Я верю, что для лучших из вас будущее коммунизма дороже собственной жизни. И мысли об этом будущем должны заставить вас отказаться от таких мер.
При всех своих серьезных недостатках (а я их, как вы знаете, хорошо вижу) Октябрьская революция дала огромный прогресс. Он показал, что социальная революция не невозможна, как начали думать в Западной Европе. И, при всех своих недостатках, она ведет к прогрессу в направлении равенства, которое не разъедается попытками возврата к прошлому.
Зачем же толкать революцию на путь, ведущий к ее гибели, прежде всего из-за недостатков, которые вовсе не присущи социализму или коммунизму, а представляют собой пережиток старых порядков и старых смут, неограниченной, всеядной власти?
П. Кропоткин
Детали доказательств :: Европейская история
Введение
В поддержку правящей коалиции социалистических партий, собравшейся накануне Второго Всероссийского съезда Советов, Ленин призвал своих сторонников свергнуть Временное правительство силой. Решение правительства отправить петроградский гарнизон на фронт и закрыть большевистскую печать 24 октября позволило Ленину убедить своих сторонников в необходимости действовать немедленно. Заметьте, Ленин призывает к захвату власти «не против Советов, а от их имени».
Документ
6 ноября/24 октября 1917 г.
Товарищи,
Я пишу эти строки вечером 24-го. Ситуация крайне критическая. В самом деле, теперь совершенно ясно, что затягивание восстания было бы фатальным.
Изо всех сил призываю товарищей понять, что теперь все висит на волоске; что перед нами стоят вопросы, которые решаются не конференциями и съездами (даже съездами Советов), а исключительно народами, массами, борьбой вооруженного народа.
Буржуазный натиск корниловцев и устранение Верховского показывают, что ждать нельзя. Мы должны во что бы то ни стало, в этот же вечер, в эту же ночь арестовать правительство, предварительно разоружив юнкеров (разгромив их, если они будут сопротивляться) и т. д.
Мы не должны ждать! Мы можем потерять все!
Значением немедленного захвата власти будет защита народа (не съезда, а народа, армии и крестьян в первую очередь) от корниловского правительства, изгнавшего Верховского и высиживавшего Второй корниловский сюжет.
Кто должен взять власть?
Сейчас это не важно. Пусть это сделает Военно-революционный комитет или «какое-нибудь другое учреждение», которое объявит, что уступит власть только истинным представителям интересов народа, интересов армии (немедленное предложение мира), интересов крестьян (немедленно отобрать землю и отменить частную собственность), интересы голодающих.
Все округа, все полки, все силы должны быть немедленно мобилизованы и должны немедленно направить свои делегации в Военно-революционный комитет и в ЦК большевиков с настойчивым требованием ни в коем случае не оставлять власть в руках Керенского. и Ко до 25 числа; ни при каких обстоятельствах; дело должно быть решено непременно в этот же вечер или в эту же ночь.
История не простит революционерам медлительности, когда они могли бы победить сегодня (а они обязательно победят сегодня), а завтра они рискуют многое потерять, фактически рискуют потерять все.
Если мы сегодня захватим власть, то мы захватим ее не против Советов, а от их имени.
Захват власти — дело восстания; его политическая цель станет ясна после захвата.
Было бы бедствием или чистой формальностью ждать колеблющегося голосования 25 октября. Народ имеет право и обязан решать такие вопросы не голосованием, а силой; в критические моменты революции народ имеет право и обязан давать указания своим представителям, даже лучшим своим представителям, а не ждать их.
Это доказано историей всех революций; и было бы бесконечным преступлением со стороны революционеров, если бы они упустили случай, зная, что спасение революции, предложение мира, спасение Петрограда, спасение от голода и передача земли в крестьяне зависят от них.
Правительство шатается. Ему нужно нанести смертельный удар любой ценой.
Промедление с действием фатально.