В году на руси было принято христианство на руси: Крещение Руси в 988 году

Протоиерей Евгений Глазунов. Князь Владимир и чудо крещения Руси

«Люди же, крестившись, разошлись по домам», — эту фразу из «Повести временных лет» часто вспоминают, когда говорят о реакции народа на введение христианства, как бы подчеркивая, что реакция эта была никакая, но на деле было не так.

Конечно, реформа проходила не просто. За успешное обращение народа в новую веру было в первую очередь то, что греческих священников вели не чужие, не завоеватели, а свои русские люди, облеченные к тому же авторитетом княжеской власти. При этом всегда славившийся своей вольностью Новгород и здесь оказал сопротивление. Возникали еще на поверхности разных смутных событий возмутители спокойствия волхвы, но по настоящему серьезного и какого-то длительного сопротивления официальному установлению «княжеской веры» не было, как не было и страшных гонений, — иначе народ не забыл бы мучителей. Он же в своих песнях назвал Владимира «Красным Солнышком», поэтому представление о постепенности и безболезненности распространения веры можно считать исторически справедливым.

Академик Д.С. Лихачев говорит об этом так: «Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича.

Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “…боюсь греха”.

Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа».

Более того, Крещение Руси сделало ее вполне европейским государством: «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы». i

Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине междоусобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. Практически всем своим историческим наследием наш народ обязан христианству.

По слову Льва Николаевича Гумилёва («От Руси до России»), «Крещение?дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

На севере – в Новгороде, Ростове Великом, язычество держалось крепче и дольше. Но и там, после исторически непродолжительного времени, православие восторжествовало.

Произошло чудо – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа, дикого и нерасположенного к обращению, в стране, враждебной Православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей – Крещение Руси.

Замечательно говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси. Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя».ii

Необходимо отметить и еще одно событие – 30 лет назад, в 1988 году, в атеистическом государстве, партийное руководство официально разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси. Миллионы людей, боявшихся пусть уже не физической расправы, как в первые годы советской власти, но не менее жестких политических и экономических репрессий, которым подвергались верующие в Советском союзе, поняли этот «сигнал» — снова можно безбоязненно идти в Церковь. Они пришли в храмы на праздничные мероприятия. Они пошли креститься – в те годы священники крестили людей сотнями в день. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.

«Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.

Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10), навсегда отдал своё сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9, 55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1, 22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).» — так говорит в своем послании в связи с 1030-летием Крещения Руси Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-секретарь Рыбинской епархии Протоиерей Евгений Глазунов

Предпосылки появления христианства на Руси

Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.

Содержание

  • 1 Первые крещения
  • 2 Социальные предпосылки
  • 3 Политические предпосылки
  • 4 Общественные предпосылки
  • 5 «Выбор среди вер»

Первые крещения

Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.

После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Политические предпосылки

Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.

Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.

Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

«Выбор среди вер»

Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.

Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.

Украину больше всего усыновили в США. Теперь семьям приходится ждать окончания войны: NPR

Кэти-Джо Пейдж сидит в комнате, которую она приготовила для Микиты, украинского мальчика, которого ее семья собиралась усыновить, в Снохомиш, штат Вашингтон, 2 октября.

Энни Тритт для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Энни Тритт для NPR

Кэти-Джо Пейдж сидит в комнате, которую она подготовила для Никиты, украинского мальчика, которого ее семья собиралась усыновить, в Снохомиш, штат Вашингтон, 2 октября.

Энни Тритт для NPR

КИЕВ, Украина — Когда прошлой зимой Кэти-Джо и Кристиан Пейдж решили приютить украинского сироту в своем доме через некоммерческую организацию Host Orphans Worldwide, на самом деле они не думали об усыновлении.

«Мы решили, что это не то, что мы сможем сделать, основываясь только на аспектах поездок и финансовых соображениях», — говорит 30-летняя Кэти-Джо Пейдж из Снохомиш, штат Вашингтон.

Но тут они встретили Никиту — 11-летнего мальчика со светлыми волосами и живыми карими глазами из Запорожской области на юго-востоке Украины. Пейдж описывает его как веселого, радостного и «хорошего старшего брата» для их трех маленьких дочерей.

Семья начала процесс усыновления Никиты на второй день его пребывания.

«Мы просто чувствовали, что он был частью семьи, и он должен был быть в нашей семье, поэтому мы знали, что сделаем все возможное, чтобы сделать это официальным», — говорит она.

Никита вернулся в Украину в январе. Первоначальный план состоял в том, чтобы он вернулся в Соединенные Штаты в июне с еще одним визитом, затем они отправились в Украину и завершили его усыновление.

Украина стала ведущей страной, из которой американцы усыновили детей, обогнав Китай в 2020 году, согласно данным Госдепартамента США. Но затем в феврале вторглась Россия, и украинское правительство прекратило все усыновления иностранцами. Это оставило десятки американских семей, таких как Пажи, в подвешенном состоянии, не зная, когда они смогут завершить усыновление и вернуть детей домой.

«Это было душераздирающе, столько неизвестного», — вспоминает Пейдж. Она говорит, что вначале у Никиты было «много вопросов, и он задавал их, когда возвращался домой».

Немного похоже на летний лагерь

Микита и более 100 других детей из его приюта в начале марта сбежали на автобусе в восточную Польшу, где они теперь живут в огороженном помещении, состоящем из нескольких трейлеров.

Семьи, опрошенные для этой истории, попросили NPR не называть организацию, заботящуюся о сиротах, для защиты детей. Организация не ответила на запросы NPR об интервью.

Дженнифер Келли-Роджерс со своим мужем Дугом Роджерсом в декабре 2021 года.

Дженнифер Келли-Роджерс


скрыть заголовок

переключить заголовок

Дженнифер Келли-Роджерс

Дженнифер Келли-Роджерс со своим мужем Дугом Роджерсом в декабре 2021 года.

Дженнифер Келли-Роджерс

Пейдж трижды посещала Никиту после эвакуации — дважды в качестве волонтера и один раз в качестве гостя вместе с двумя ее дочерьми.

«Мы очень благодарны за место, где они находятся», — говорит она. «И Польша была очень гостеприимна, но это не их дом».

Дженнифер Келли-Роджерс, еще одна американка, которая приезжает в гости в качестве волонтера, говорит, что это место немного похоже на летний лагерь. NPR поговорило с Келли-Роджерс во время ее третьего визита к Максиму, 14-летнему подростку с юга Украины, которого ее семья находилась в процессе усыновления, когда Россия вторглась. Ее семья временно разместила Максима в своем доме в Хонейе, штат Нью-Йорк, также через христианскую некоммерческую организацию Host Orphans Worldwide, базирующуюся в США.

Дети проводят ежедневные уроки и занятия, говорит 49-летняя Келли-Роджерс. Они также едят вместе, играют в игры и празднуют дни рождения. Но, по ее словам, это вообще «неудобная ситуация».

«Они просто не могут получить образование, в котором нуждаются, и большинство детей там плачут, потому что им нужны семьи», — говорит Келли-Роджерс.

Между тем, по ее словам, учреждение испытывает финансовые трудности, и организаторы не уверены, смогут ли они позволить себе еду и отопление; предстоящая зима вызывает особое беспокойство.

«Это стресс для всех, и всем нужен перерыв», — говорит она.

Остановлено на середине процедуры

Дэниел Стивенс, исполнительный директор нью-йоркского агентства по усыновлению Family Connections Inc., работает почти с 30 семьями, процедура усыновления которых была приостановлена ​​из-за российско-украинского конфликта.

Дженнифер Келли-Роджерс и Максим держатся за руки на объекте в Польше в мае. Келли-Роджерс была в процессе усыновления 14-летнего Максима, когда Россия вторглась в Украину.

Дженнифер Келли-Роджерс


скрыть заголовок

переключить заголовок

Дженнифер Келли-Роджерс

Дженнифер Келли-Роджерс и Максим держатся за руки на объекте в Польше в мае. Келли-Роджерс была в процессе усыновления 14-летнего Максима, когда Россия вторглась в Украину.

Дженнифер Келли-Роджерс

Он говорит, что шесть из этих семей, включая Келли-Роджерс и Пейдж, уже завершили оформление документов, требуемых правительством США, и были готовы подать необходимые документы в центральный украинский орган по усыновлению. Если бы украинское правительство занималось усыновлением, семьи были бы официально объединены с детьми, и началась бы украинская сторона процесса усыновления.

«Итак, у нас есть семьи в Соединенных Штатах, которые поддерживают отношения с этими детьми; эти дети чувствуют себя в безопасности в этих семьях», — говорит Стивенс NPR. «И теперь у них действительно нет опекуна в том смысле, что кого-то, кого они могут любить и кому можно доверять, чтобы сказать им, что все будет хорошо».

Он говорит, что некоторые семьи, в том числе Пейдж и Келли-Роджерс, обратились к украинскому правительству с просьбой передать детей их будущим родителям-американцам.

«Эти семьи готовы оплачивать расходы на проезд, содержание этих детей, и когда возвращение этих детей в Украину будет сочтено безопасным, эти семьи вернут этих детей, а затем завершат процесс усыновления», он говорит.

Они обратились за помощью к членам Конгресса, говорит Стивенс, но, несмотря на то, что 75 законодателей подписали письмо, призывающее к действию по этому вопросу, Государственный департамент заявляет, что усыновление не должно продолжаться в условиях войны.

Согласно статистике Государственного департамента, до конфликта сотни детей ежегодно усыновлялись из Украины в США.

Мишель Бернье-Тот, специальный советник по вопросам детей в Бюро консульских дел Государственного департамента, которое занимается вопросами международного усыновления, говорит, что в такие времена страны обычно прекращают усыновление.

«В кризис, будь то война, вторжение или стихийное бедствие, не время инициировать усыновление за границей или даже внутри страны», — говорит она. «Потому что вы не знаете, есть ли у детей, разлученных с членами семьи, родители, есть ли у них семьи, которые их ищут?»

Однако Бернье-Тот отметил, что ведомство работает со своими украинскими коллегами над завершением усыновления, которое уже было одобрено обеими странами до начала войны.

Усыновление возобновится после окончания войны.

Министерство социальной политики Украины отказалось от интервью для этой статьи.

Дарья Герасимчук, советник президента Украины по вопросам детей и детской реабилитации, говорит, что Украина не может отпускать детей в семьи, которые она не проверила должным образом.

«Мы не можем перевести ребенка из одной опасной ситуации в другую. Мы должны соблюдать всю процедуру и делать это с осторожностью», — говорит она, отмечая, что эвакуированные из страны сироты, такие как Никита и Максим, не являются беженцами и еще граждане Украины.

«Эти дети будут возвращены на территорию Украины… и процедура [удочерения] будет проходить здесь, чтобы мы могли ее контролировать», — говорит Герасимчук. «Мы не можем сейчас просто отправить украинских детей в семьи и не иметь возможности это контролировать».

Кэти-Джо и Кристиан Пейдж вместе со своими тремя детьми Эмалин, Макеной и Кайлой (спрятались) в своем доме в Снохомиш, штат Вашингтон, 2 октября.

Энни Тритт для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Энни Тритт для NPR

Кэти-Джо и Кристиан Пейдж вместе со своими тремя детьми Эмалин, Макеной и Кайлой (спрятались) в своем доме в Снохомиш, штат Вашингтон, 2 октября.

Энни Тритт для NPR

Она уверяет встревоженные семьи, что им не придется начинать процесс усыновления с нуля, а международное усыновление возобновится только после окончания войны.

Нет разрешения

Пока родители должны подождать.

Кэти-Джо Пейдж и ее семья разговаривают с Микитой три раза в день. Она говорит, что их связь и доверие укрепились за эти месяцы.

«Он знает, что я стараюсь вернуть его домой и сделаю все, что в моих силах», — говорит она.

Пейдж скоро вернется в Польшу. Она говорит, что тысячи долларов и множество часов, которые она потратила на эти поездки, чтобы увидеть Микиту, того стоят.

«Я не могу представить, что не пойду, когда у меня будет возможность, потому что я не хочу, чтобы Микита потерял надежду и знал, как он любим», — говорит она. «И что мы не откажемся от него».

Российские солдаты и спортсмены обращаются к язычеству, заявил глава церкви

Мир

Джейсон Лемон

Люди принимают участие в древней языческой церемонии празднования летнего солнцестояния недалеко от деревни Глубоково, к востоку от Москвы, 24 июня 2017 года. Сообщается, что российские спортсмены и солдаты обращаются к языческим традициям.
АНДРЕЙ БОРОДУЛИН/AFP/Getty Images

Мир
Русская Православная Церковь
Россия

Главный христианский лидер России предупредил, что спортсмены и солдаты в стране обращаются к языческим традициям.

«Бездействие церкви часто превращает пропаганду здорового образа жизни в возрождение языческих культов, в том числе языческого отношения к человеческому телу», — заявил на этой неделе Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл, сообщает The Moscow Times . .

Патриарх добавил, что «защитники отечества, особенно те, кто участвует в опасных боевых действиях, нуждаются в духовной поддержке» и что «ничего хорошего не выйдет» из все более модных языческих верований.

Христианский лидер также счел необходимым напомнить всем, что «человек не может превратиться в животное». По его словам, этот факт «всегда отличал православного воина от языческого».

Патриарх Кирилл совершил рождественскую службу в храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2015 года.
КИРИЛЛ КУДРЯВЦЕВ/AFP/Getty Images

Патриарх Кирилл заявил, что Православная церковь изначально не верила сообщениям о растущем влиянии язычества. Однако «был собран большой объем информации» об этой тенденции, что вызывает обеспокоенность. Судя по всему, по словам патриарха, все большее количество спортсменов переходят на языческие обычаи.

Хотя Россия уже более тысячи лет является в основном христианской, язычество так и не исчезло полностью.

Горные марийцы и луговые марийцы были двумя традиционно языческими этническими группами, идентифицированными русскими лидерами во время большевистской революции. Хотя многие обратились в христианство под влиянием миссионеров, с революцией любая религия была запрещена. После распада Советского Союза эти группы восстанавливают свое христианское и языческое наследие, The New Yorker сообщил в 2016 году.

До принятия христианства древние славяне, от которых произошли многие современные русские, исповедовали собственную форму язычества, веря в нескольких божественных существ. Согласно Британской энциклопедии , в отчете о государстве Киев (столица современной Украины) XII века обсуждаются семь русских языческих божеств: Перун, Волос, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Макошь.

Приверженцы славян поклонялись идолам в древних храмах, и человеческие жертвоприношения были частью их религиозной практики. Из слов патриарха Кирилла трудно понять, какие именно языческие занятия, по его мнению, переняли спортсмены и солдаты.

Христианство впервые пришло на Украину и в Россию в начале 900-х годов нашей эры. Однако официально 988 год считается годом начала принятия христианства в регионе. В 950 году крестилась бабушка царя Владимира. Она просила немецкого короля Оттона прислать на ее землю миссионеров, но поначалу они не увенчались успехом.

Хотя Владимир исповедовал язычество, в 988 году он решил, что христианство — лучшая религия, объединяющая весь его народ. Согласно легенде, он предпочел христианство иудаизму и исламу, потому что ему не нравились диетические ограничения этих религий.